Что такое модуль зубчатой передачи
Стал разбираться в параметрах зубчатой передачи и понял, что выражение "чёрт ногу сломит" это как раз про неё.
Самое главное и расчетное определение здесь — это модуль.
Он называется "модуль зубьев" и Политехническим словарем определяется как..
отношение шага зубьев к . "числу пи" ? (первый вопрос)
Далее. Википедия приводит среди прочих приводит такое определение, которое мне кажется верным: число миллиметров делительной окружности приходящееся на один зуб.
Т.е. мы берем окружность и делим её на количество зубов шестерни и получаем модуль — то расстояние которое есть между двумя зубьями.
Но зачем-то приводится еще второе определение,
Что модуль это шаг деленное на число "ПИ"
Кто понимает, пожалуйста, объясните, по тому как у меня уже мозг закипает.
Википедия приводит два таких же противоречивых определения:
"m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в n раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к пи , то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб."
вот ответ из майл ру "Диаметр делительной окружности разделит на число зубьев. Делительная окр. это диаметр шестерни по средней части зуба
Источник: Университет МГИУ"
учебник — Техническое черчение, изданный еще в 1972 году, вводит понятие Торцового шага t3 называется расстояние по делительной окружности между одноименными профилями смежных зубьев. А Модуль шестерни (зубчатого колеса) по версии учебника -можно выразить еще и как отношение торцового шага к числу ;:
m= tз/;. Что противоречит основному понятию и является абсурдом.
Информация взята с сайта: http://slotcar-dz.com/chto-takoe-slotcar/modul-
shesterni
Ни на одном графическом рисунке я модуля пока не нашел.
Похоже, что ошибка выросла вот из этого определения:
Модулем m называется длина, приходящаяся по диаметру делительной окружности на один зуб колеса; численно модуль равен отношению диаметра делительной окружности к числу зубьев.
Это из tehinfor.ru Технологии и профессии.
Пока вывод такой.
Шаг это расстояние на размер от одного зуба до другого по делительной окружности. А модуль это расстояние одного шага. на диаметре делительной окружности.
Т.е. модуль соотносит число зубьев и диаметр.
Колесо по диаметру может большое и маленькое. И зубьев может быть много и мало. Вот это соотношение и выражает модуль.
А путаница тут есть.
Делительными окружностями называются соприкасающиеся окружности пары зубчатых ко- лес, катящиеся одна по другой без скольжения
Переписчики чужого были всегда. Один ошибся, другой переписал и поехало. Мне тоже приходилось путаться, насчет ошибок даже не предполагал. В учебнике всё, вроде, было святое и пересмотру или сомнениям не подлежало.
Рад встретить смелого человека!
Анатолий.
Спасибо и Вам, Анатолий за отклик. Никогда не тяготел к этой теоретической механике, но нужда заставила и пришлось разбираться. И как всегда все напутано.
Проблема инженерная и фрезеровщику с такой проблемой не приходилось
сталкиваться. На чертеже было всё указано, поставил нужную фрезу и погнал.
Только вот глубину зуба вроде не указывалось. Но это очень просто-всегда
отношение одинаковое
Но так интересную проблему подняли.
С уважением.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Модуль зубчатого колеса
МОДУЛЬ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА — геометрический параметр, линейная величина, пропорциональная размерам зубчатого колеса. Различают осевой, окружной и нормальный модуль зубчатого колеса … Большой Энциклопедический словарь
модуль зубчатого колеса — отношение шага зубьев колеса (расстояние между соответствующими точками соседних зубьев, измеренное по дуге окружности) к числу π. Значения модуля зубчатого колеса стандартизованы. Геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально… … Энциклопедический словарь
нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mn) нормальный модуль Линейная величина, в раз меньшая нормального шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечания 1. Различают нормальные модули: внешний (mne), средний (mnm), внутренний (mni) и др. (mnx) делительные; внешний (mnwe),… … Справочник технического переводчика
нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса — (mn) модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание В случаях, исключающих возможность возникновения недоразумений, индекс… … Справочник технического переводчика
окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mt) окружной модуль Линейная величина, в раз меньшая окружного шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечание Различают окружные модули: внешний (mte), средний (mtm), внутренний (mti) и др. (mtx) делительные; внешний (mtwe), средний (mtwm) … Справочник технического переводчика
расчетный модуль конического зубчатого колеса — расчетный модуль Окружной или нормальный делительный модуль в расчетном сечении. Примечания 1. Расчетный модуль конического зубчатого колеса из семейства сопряженных конических зубчатых колес, форма и размеры зубьев которых определяются парой… … Справочник технического переводчика
Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n — 2.1.2. Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n Модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание. В случаях,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — 67. Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса Нормальный модуль mn Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — 59. Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса Окружной модуль mt Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Расчетный модуль конического зубчатого колеса — 146. Расчетный модуль конического зубчатого колеса Расчетный модуль Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Расчет модуля зубчатого колеса

Зубчатое колесо – это основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса.
Модуль зуба – называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб.
На данной странице вы сможете с лёгкостью рассчитать основные параметры шестерни (зубчатого колеса).
Расчет модуля зубчатого колеса можно произвести благодаря двум формам . Первая рассчитывает из параметров делительной окружности и количество зубьев, но не всегда удобно померить диаметр делительной окружности. По этому была создана вторая форма где вам достаточно только знать общий радиус шестерни (который без проблем можно померить при помощи штангенциркуля) и количество зубьев.
Немного исторической справки
Сама по себе идея механической передачи восходит к идее ворота. По принципу своей работы шестерня является бесконечным рычагом, в котором роль второй, ведущей, шестерни играл человек, животное, вода и т.д. Человек быстро заметил, что имея более длинный рычаг, на вороте, затрачивается меньшее количество усилий. Когда и кому первому пришла идея соединить два ворота вместе доподлинно не известно. Но скорее всего это изобретение возникло относительно одновременно сразу в нескольких регионах, так как оно было логически разумным.
Применяя систему из двух колёс-воротов разного диаметра, можно не только передавать, но и преобразовывать движение. Если ведомым будет большее колесо, то на выходе мы потеряем в скорости, но зато крутящий момент этой передачи увеличится. Эта передача удобна там, где требуется «усилить движение», например, при подъеме тяжестей. Но сцепление между передаточными колесами с гладким ободом недостаточно жесткое, колёса проскальзывают. Поэтому вместо гладких колес начали использовать зубчатые.
В Древнем Египте для орошения земель уже использовались приводимые в действие быками устройства. Состоявшие из деревянной зубчатой передачи и колеса с большим числом ковшей.
Вместо зубьев первоначально использовали деревянные цилиндрические или прямоугольные пальцы, которые устанавливали по краю деревянных ободьев.
Изготовленный в I веке до н.э. Антикитерский механизм состоял из десятков металлических зубчатых колес с треугольными зубьями.
Стандартные модули зубчатых колес
Зубчатая передача – это кинематическая схема, которая позволяет передавать усилия от ведущего элемента механизма к ведомому. Наиболее распространённое соединение, применяемое в технике, где происходит подобная передача, является эвольвентное зубчатое зацепление, где профили зубьев в сечении составлены из двух эвольвентных кривых симметрично расположенных по отношению друг к другу.
Зубчатые передачи бывают: цилиндрические, конические, червячные, реечные. Основные параметры в передачах с эвольвентным зацеплением являются: количество зубьев, диаметр зубчатого колеса и модуль. При расчёте схемы передачи модуль берётся за основу, по которому рассчитываются параметры, зубчатых колёс, реек и червяков.