Как определить, какую температуру ниже нуля способно выдержать ваше моторное масло
Ставшие для многих неожиданностью рождественские морозы отступили – по крайней мере, в центральной России. Однако расслабляться рано: после непродолжительной оттепели нас опять «накроет» дыханием Арктики, и к этому надо быть готовыми. Например, если в этот период нет возможности вовсе оставить автомобиль в покое или, по крайней мере, обеспечить ему теплое место для отдыха, то стоит хотя бы в уме прикинуть, а способно ли, в принципе, залитое в машину масло выдержать тот мороз, который обещают синоптики в вашем регионе. О том, как это сделать, рассказываем ниже!
Для кого цифры?
Одна из ошибок, которые совершают многие автовладельцы, пытаясь спрогнозировать устойчивость масла к зиме, состоит в том, что они слепо доверяют цифрам, фигурирующим в паспортах качества. Если быть точнее, с цифрами-то всё в порядке – хромает интерпретация. Например, такой показатель, как температура застывания, воспринимается водителями как некая ограничительная черта, до которой масло обязано сохранять заявленные эксплуатационные качества. Это-то и ошибочно! Приобретая масло 0W-30, в паспорте которого сказано, что оно имеет температуру застывания минус 46 градусов по Цельсию, некоторые автовладельцы всерьёз рассчитывают, что смогут проехать на такой смазке хоть в январе по тундре. И конечно, таких водителей настигает полное разочарование, когда масло подводит уже при минус 35, и в одно свежее зимнее утро машина попросту отказывается заводиться.
На самом деле, такая характеристика смазочного материала, как температура застывания, указывает буквально на то, при какой температуре масло окончательно и бесповоротно потеряет свою текучесть, иначе говоря – превратиться в кусок льда.
Кому полезно знать, когда масло станет льдом? Например, работникам складов и сервисов, чтобы правильно хранить канистры и бочки. Водителям же ориентироваться только лишь по таблицам из паспортов качества, дабы потом не было горьких разочарований, не стоит.
Куда же смотреть водителю?
Для того чтобы максимально точно определить, какие морозы способно с честью и достоинством пережить моторное масло, следует обращаться к классификации SAE J300. Она выглядит вот так:
Классификация моторных масел по вязкости SAE J300
Обратить внимание в контексте обсуждаемой темы стоит синие столбцы данной таблицы, так как в них указана динамическая вязкость масел, в обиходе также называемая зимней. Прежде чем маслу присваивается тот или иной её класс, его тестируют на специальных установках — вискозиметрах. Аппарат, именуемый CCS (Сold Сranking Simulator), имитирует холодный запуск. Соответственно, он позволяет определить предел температуры окружающей среды, при которой остывший до этой температуры двигатель запускать безопасно, так как масло, достигнув узлов трения, будет сохранять в них заявленные производителем эксплуатационные качества.
В крайнем правом синем столбце отображены показатели прокачиваемости. Их определяют, прогоняя масло через аппарат, называемый MRV (Mini Rotary Viscometer). Это та температура, при которой с холодным маслом ещё справляется масляный насос. Иными словами, это предел, до которого масло сохраняет текучесть, после которого оно уже начнёт «схватываться», насос не сможет его качать, и тогда смазка попросту не сможет достигнуть узлов трения.
Соответственно, для водителей первостепенную важность имеют только данные из первого столбца – те, в которых указан лимит температур для адекватной работы масла в узлах трения при запуске мотора «на холодную». И температуры эти, как мы видим, такие:
• для масел 0W – минус 35°C
• для масел 5W – минус 30°C
• для масел 10W – минус 25°C
• для масел 15W – минус 20°C
• для масел 20W – минус 15°C
• для масел 25W – минус 10°C
Любые иные показатели, пусть они и указываются производителями масел в разных важных документах, для водителей, пытающихся понять, в какую температуру зимой им безопасно заводить свою машину, по сути своей, неинформативны!
Какое масло точно не замёрзнет при минус 40 и ниже?
Ответ на этот вопрос донельзя краток: никакое. У всех углеводородов есть одно досадное свойство – при низких температурах они замерзают. Даже моторные масла, сделанные с использованием базовых масел IV и V групп (ПАО и т.н. «эстеров»), в условиях арктический зимы чудес не демонстрируют. И автовладельцы, не понаслышке знакомые с жизнью и ездой за полярным кругом, подтвердят, что лучшей гарантией сохранения работоспособности двигателя после суровой морозной ночи может служить лишь тёплый гараж или специальная система подогрева двигателя.
Конечно, на мировом рынке существуют премиальные смазочные материалы, по своим характеристикам значительно превышающие требования SAE J300 и способные выдерживать значительный минус. Но они, во-первых, большинству обычных автолюбителей не по карману, а во-вторых, с российского рынка по известным причинам исчезли.
Посему вывод такой: не стоит безоговорочно верить глазам своим, изучая физико-химические характеристики моторного масла в паспорте качества, а также на страничках товаров на сайтах, ибо все цифры там – это всегда лишь копипаст официальных документов на продукты. Главный ориентир для водителя – классификация SAE J300. А в ней, как мы уже убедились, цифры куда скромнее, чем в паспортах. И если им, этим цифрам, верить (а верить нужно!), то даже «нулевки» пусть и не замерзают, но начинают терять часть своих эксплуатационных свойств уже после минус 35, не говоря уже о «пятёрках».
Заводить двигатель нельзя: или при какой температуре замерзают автомобильные масла 10W-40, 5W-40, 5W-30 и 0W-30.
Статьи
Моторные масла имеют разную вязкость и могут выполнять свои функции при определенных температурных условиях. В частности, вязкость влияет на температуру замерзания масла.
Таким образом, общепринят стандарт SAE, который может быть представлен двумя значениями, разделенными дефисом.
В частности, перед буквой «W» указывается числовое обозначение, по которому можно определить характеристики масла при низких температурах.
Однако приведенное выше обозначение не дает полной информации о смазывающей способности масла в условиях обледенения. Общепринятой является следующая формула.
За основу необходимо взять температурный режим -35 градусов и прибавить к нему указанную цифру перед буквой «W». Результатом является температура, при которой моторное масло обеспечивает безопасный запуск двигателя.
Например, если речь идет о масле 5W, то оно рассчитано на работу при температуре не ниже -30 градусов (-35+5=-30).
Следует отметить, что приведенная выше формула, хотя и имеет право на существование, все же не способна дать точную информацию о температурном диапазоне смазки.
Автовладельцам следует ориентироваться на параметры, указанные производителем моторного масла, а также на результаты лабораторных испытаний.
Так что если взять для исследования моторное масло вязкостью 0W-30, то можно сделать вывод, что оно очень морозоустойчиво. Как показывают результаты лабораторных исследований, масло застывает только при температуре -47 градусов.
Уровень динамической вязкости при температуре -30 градусов составляет 3570 мПа*С. Также, чем ниже этот показатель, тем легче стартеру переключить двигатель.
В Восточной Европе самым популярным стандартом является 5W-30. Это масло застывает при температуре -40 градусов. Динамическая вязкость при температуре -30 составляет 4024 мПа*С. Масло 5W-40 также замерзает при -40 градусах, но его уровень динамической вязкости выше и составляет 4942 мПа*С (при температуре -30 градусов).
Получается, что все новые масла 5W замерзают при одинаковой температуре. Однако запустить двигатель с маслом 5W-30 будет легче, чем с маслом 5W-40, так как оно имеет меньшую вязкость.
Также стоит учитывать следующий нюанс, о котором часто говорят специалисты. Добавьте не менее 10 градусов к значению, указывающему температуру, при которой масло затвердевает.
В частности, если производитель указывает, что масло замерзает при температуре -40 градусов, лучше запускать двигатель при температуре не ниже -30 градусов. Таким образом можно защитить блок и аксессуары от преждевременного выхода из строя, а аккумулятор от быстрой потери заряда.
Замерзло масло в моторе: как завести автомобиль
Одной из частых проблем, которая связана с эксплуатацией автомобиля в зимний период, является такая, когда замерзло масло в двигателе после ночной стоянки при значительном понижении температуры наружного воздуха. В подобной ситуации двигатель не удается провернуть стартером для запуска или же коленвал проворачивается так медленно, что мотор завести не удается.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если стартер щелкает, но не крутит двигатель. Из этой статьи вы узнаете о причинах, диагностике и способах устранения данной поломки.
При условии того, что АКБ заряжена, исправен сам стартер, нет проблем со свечами зажигания (свечами накаливания на дизеле) и топливной системой, тогда главной причиной выступает слишком густое моторное масло, которое не позволяет провернуть коленчатый вал. В этой статье мы поговорим о том, почему так происходит, что делать водителю в подобной ситуации или для ее предотвращения, а также как отогреть масло в двигателе зимой.
При какой температуре замерзает масло в двигателе и почему
Начнем с того, что любой двигатель нуждается в смазке сопряженных деталей и конструктивных элементов. Моторное масло является рабочей жидкостью, которая уменьшает коэффициент трения и снижает температуру, которая поднимается в местах сопряжения трущихся деталей. Другими словами, смазочный материал создает защитную масляную пленку на поверхностях и предотвращает сухое трение, а также служит для охлаждения сопряженных поверхностей.
При этом важно знать, что для различных двигателей следует использовать только рекомендованные производителем автомобиля моторные масла, которые соответствуют определенным допускам. Что касается самих масел, указанные продукты также отличаются по типу, вязкости и целому ряду других характеристик. Добавим, что не так давно также прослеживалось четкое деление на так называемые зимние и летние масла. Сегодня данные понятия практически не используются, так как на рынке ГСМ повсеместно присутствуют универсальные продукты, подходящие для круглогодичного использования. Другими словами, раньше для водителей было особенно актуально менять масло в двигателе не только с учетом его ресурса, но и по сезону. Отметим, что в данный момент сезонность при замене масла также учитывается, но делать это необходимо в конкретных случаях, а также с учетом ряда особенностей.
Итак, поехали. К замерзанию масла в двигателе могут привести следующие факторы:
- потеря свойств залитого масла, окончание ресурса смазки;
- в двигатель был залит контрафактный продукт (подделка);
- смазочный материал по своим свойствам не подходит для эксплуатации в конкретном регионе;
- Начнем с ресурса. Как известно, любое моторное масло необходимо менять через определенный интервал. Если этого не сделать, смазочный материал теряет свои свойства. Перед наступлением холодов следует уделить повышенное внимание тому моменту, сколько осталось пройти километров до окончания рабочего ресурса масла. Если срок службы составляет больше 2/3 от планового, тогда зимой риск замерзания масла значительно возрастает. Отметим, что такое явление более свойственно минеральным маслам, которые изначально отличаются ускоренной потерей своих свойств по сравнению с полусинтетическими и синтетическими аналогами. Дешевая минералка может замерзнуть при — 15 градусах. Также при понижении температуры до -25 начинает замерзать и полусинтетическая смазка. С учетом вышесказанного продолжать эксплуатацию с наступлением сильных морозов до полной выработки ресурса можно только в том случае, если в двигатель было залито качественное полностью синтетическое моторное масло.
- В случае с подделкой (масло свежее и не должно было терять своих заявленных свойств на морозе) рекомендуется воздержаться от попыток отогреть силовой агрегат и завести двигатель. Оптимально доставить автомобиль в сервис на эвакуаторе или на буксире (исключительно на нейтральной передаче) для отогревания ТС в отапливаемом помещении, после чего немедленно произвести замену масла с промывкой двигателя на качественный продукт, подходящий под конкретные климатические условия.
- Если же масло хорошего качества и недавно менялось, но все равно замерзло в моторе, тогда оно попросту может быть неправильно подобрано. В случае, если температура воздуха опускается до отметки ниже минус 25 градусов по Цельсию, тогда необходимо заливать смазочный материал с маркировкой 5W или даже 0W для уверенного проворачивания коленвала и холодного пуска. Такими продуктами являются синтетические и полусинтетические масла. При этом нужно отдельно учитывать, что после выхода на рабочие температуры менее вязкое масло может начать протекать через сальники и другие уплотнения в двигателе. По этой причине на зиму для новых моторов оптимально выбирать наименее вязкое или приближенное к такому масло из списка рекомендованных производителем для применения в конкретном ДВС.
Что касается моторов с пробегом, параллельно желательно учитывать и общее состояние двигателя, степень его износа и т.д. Дело в том, что заливка слишком жидкого масла из списка рекомендованных или смазки из разряда энергосберегающих в агрегат с солидным пробегом может все равно привести к течи сальников и другим серьезным неисправностям. В этом случае лучше не менять вязкость масла, а задуматься об установке предпусковых подогревателей, утеплении двигателя и подкапотного пространства.
Как вернуть текучесть смазки или подогреть картер двигателя перед запуском
Начнем с того, что заводить двигатель, если масло замерзло, запрещено любым доступным способом. Это может привести к поломкам силового агрегата, проворачиванию вкладышей и т.д. Вполне очевидно, что при попытке такого запуска замерзшее масло не прокачивается по каналам системы смазки и будет не способно создать нужную защитную пленку на деталях.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если провернуло шатунный вкладыш. Из этой статьи вы узнаете о причинах, симптомах и способах устранения данной неисправности.
- Самым простым способом в такой ситуации является доставка автомобиля в теплый гараж или паркинг не своим ходом. Если вы уверены, что масло в моторе качественное, тогда после отогрева двигатель можно завести, после чего добраться до автосервиса или самостоятельно поменять смазочный материал на более подходящий вариант с поправкой на актуальные климатические условия.
- В списке так называемых «дедовских» методов стоит отметить и добавку бензина или солярки в масло перед ночной стоянкой зимой. Данный способ также может подойти в том случае, если сразу сменить масло на аналог с меньшей вязкостью нет возможности. Перед стоянкой в двигатель «на горячую» через маслозаливную горловину заливается, в среднем, 150 грамм бензина или очищенной солярки. Таким образом, смазка становится менее вязкой. После запуска бензин из масляной системы и картера ДВС испаряется. Указанную процедуру можно повторять перед уличными стоянками, когда прогнозируемо максимальное похолодание.
Добавим, что даже если мотор старый, но в него было залито неплохое полусинтетическое масло с пакетом активных присадок и другими добавками, реакция указанных присадок на бензин или солярку в масле может оказаться абсолютно непредсказуемой (выпадение осадка, хлопья в масле и т.д.). Все это может привести к закупорке каналов системы смазки двигателя и масляному голоданию мотора.
- Еще одним способом решения рассматриваемой нами проблемы является подогрев поддона двигателя своими руками. В этом случае лучшим решением будет использовать промышленный фен. Поддон картера прогревается определенное время, после чего следует проверить масло по состоянию на щупе. После возвращения текучести мотор можно пробовать заводить. Отметим, что некоторые автолюбители задействуют для подогрева домашние фены, а также обогреватели разного типа с закрытыми нагревательными элементами.
Как показывает практика, подогреть двигатель зимой своими руками можно разными способами. В отдельных случаях достаточно распространены ситуации, когда для отогрева масла в моторе используется газовая горелка, паяльная лампа и т.д. Отметим, что ни в коем случае нельзя допускать слишком интенсивного разогрева поддона, так как с учетом резкого перепада температур могут возникнуть серьезные последствия, трещины и другие дефекты. Помните, во время проведения подобных процедур обязательно следует придерживаться техники безопасности!
Что в итоге
Для того чтобы избежать возможных проблем при сильном похолодании некоторые водители заранее арендуют места в отапливаемом паркинге при такой возможности. Если же машина ночует на улице или в неотапливаемом гараже, тогда рекомендуется параллельно замене масла на «зимний» вариант дополнительно утеплить капот, подкапотное пространство и двигатель, установить предпусковой нагреватель, воспользоваться автозапуском двигателя и другими доступными решениями. Это позволит замедлить скорость остывания силового агрегата и не допустить снижения температуры до критической отметки, когда масло в моторе начинает замерзать.
Напоследок отметим, что также не следует пытаться смешивать разные типы масел (например, минеральное масло с более жидкой синтетикой или полусинтетику с чистой синтетикой). Это может привести к тому, что пакеты присадок в разных маслах вступают в реакцию, в результате чего смазка «сворачивается», происходит закупорка масляных каналов, возникает масляное голодание и значительно увеличивается износ двигателя. Даже если визуально смешанное масло в норме, такой материал все равно неизбежно теряет свои защитные, вязкостные, моющие, температурные и другие полезные свойства.
По этой причине не рекомендуется смешивать масла одного типа (например, полусинтетические с одинаковой или отличной друг от друга маркировкой) разных производителей, так как каждый отдельный бренд использует свои уникальные запатентованные пакеты присадок. Добавим, специалисты и опытные мотористы советуют избегать данной практики смешивания моторных масел даже в рамках продукции одной фирмы.
Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.
Особенности подбора моторного масла для зимы. Какое масло среди всесезонных считается зимним по маркировке, что нужно учитывать при выборе.
Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.
Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.
Вспенивание моторного масла в двигателе: в каких случаях и чем опасно такое являение для двигателя. Основные причины неисправности, диагностика.
Когда стоит менять зимнее масло на летнее? Какое летнее масло лучше заливать? Что нужно знать про допуски и вязкость масел чтобы не навредить двигателю.
При какой температуре замерзает масло в двигателе
Масло моторное вообще замерзает, если да, то при какой температуре.
Нет такого понятия, как замерзание масла, так как оно не замерзает при естественных температурах, есть понятие как застывание масла, которое и используется при составлении нормативных документов.
Масло замёрзнуть практически не может, так как это делает вода, но оно застывает или проще говоря загустевает.
Масло, которое относится к сложным жидкостям, при пониженных температурах провоцирует такие физические свойства, как
- напряжение сдвига
- скорость сдвига
- вязкость
Именно температура застывания и служит показателем эксплуатации масла в автомобильных агрегатах, например таких как двигатель.
Температура использования масла прописывается в SAE и через маркировку масла можно уточнить его примерную температуру застывания, которая придерживается на уровне до пониженной на 15-20 градусов от конечной температуры использования.
Так для масел, которые считаются для использования при самых низких температурах, маркировок:
0W-20 — температура застывания -43°C
0W-40 — температура застывания -52°C
Но использование возможно только до -40°C
Масло не замерзает при низких температурах в "классическом" смысле, то есть масло не превращается в кусок льда, оно теряет свою вязкость и при определённых температурах двигатель запустить практически не возможно.
При покупке масла важно учитывать 2 показателя, это низкотемпературная вязкость и высокотемпературная вязкость.
Моторное масло может быть минеральным, синтетическим, полусинтетическим.
Крайне низкие температуры (и при этом не теряя своей вязкости) выдерживает синтетическое моторное масло.
Такое масло является универсальным, то есть можно использовать и летом и зимой.
Посмотрите на буквенную и цифровую маркировку на канистре с маслом.
Масло (синтетическое) с маркировкой "0W" и далее идут цифры, по сути цифры (после букв) и означают ту температуру (минимальную) при которой можно его эксплуатировать.
Вот пример, моторное масло "Тойота 0W-30",
Есть масло с такой же маркировкой которое сохраняет своих характеристики и при — 40 градусах.
Вот, например такое, масло "Мобил 0W-40".
Такое масло используется в двигателях которые эксплуатируются по сути в экстремальных погодных условиях.
Масло (и опять синтетическое) "5W", может эксплуатироваться при температурах до -25 градусах, правда важно ещё и производителя учитывать -25 ориентировочная цифра.
Масло "15 W", эксплуатируется при морозах до -20 градусов и.т.д.
Моторное масло замерзло: как запустить «движок»
Эксплуатация транспортного средства в зимний период связана с различными рисками и неприятностями. Одной из проблем, с которой могут столкнуться автомобилисты, является замерзание смазочного вещества. Особенно такая неприятность часто возникает, когда машина всю ночь провела на открытой стоянке при низкой температуре воздуха.
Это приводит к снижению давления масла, появлению льда на крышке. Как итог: водитель не может корректно провернуть стартер для запуска двигателя или поворот коленвала проходит настолько медленно, что силовой агрегат просто не заводится. Если Вы уверены в достаточной зарядке аккумулятора, исправности стартера и свечей зажигания, проблема скрыта в чрезмерной густоте масла, которая вызвана низкой температурой. Что делать? Главное не паникуйте, расскажу, как поступать в такой неприятной ситуации.
Какая температура воздуха опасна для масла?
Смазочный материал выполняет очень важную роль в работе силового агрегата. Он создает специальную пленку на всех поверхностях агрегата, которая способна предотвратить сухое трение. Также она охлаждает сопряженные детали. Чтобы мотор функционировал правильно, необходимо корректно подобрать масло. Такое вещество различается по разновидности, вязкости и важным характеристикам работы. Еще несколько лет назад на автомобильном рынке были представлены подвиды для разного времени года, но сегодня есть универсальные продукты.
Моторное масло может замерзнуть, если:
- утрачены свойства и характеристики из-за завершенного срока годности;
- используется контрафактная продукция;
- не правильно подобрано вещество, особенно без учета погодных условий в регионе.
Чтобы убедиться в замерзание смазочного вещества, необходимо проанализировать его консистенцию на щупе, а также визуально оценить через маслозаливную горловину. Если масло не стекает, напоминает вязкий солидол или желеобразную субстанцию, наблюдается обледенение, вывод очевиден – оно замерзло. В большинстве случаев такая неприятность происходит при температуре окружающей среды от -15 до -25 градусов и ниже. В первую очередь загустевает дешевая продукция, а затем полусинтетические смазки.
Возвращаем текучесть
Важно сказать, что, если смазочное вещество замерзло, запрещено заводить силовой агрегат. Это способно привести к выходу из строя двигателя, проворачиванию вкладышей и других деталей. И если проблему с маслом возможно решить с минимальными потерями, то эти варианты приведут к более глобальным неприятностям. Так как вернуть правильную текучесть моторному маслу?
Наиболее простой метод – вызвать эвакуатор и транспортировать машину в теплый гараж, паркинг. Автомобиль нагреется, масло вернется в нормальное состояние и мотор можно будет завести. Но этот вариант доступен исключительно тогда, когда автовладелец уверен в качестве смазки. В любом случае рекомендуется слить остатки, залить более подходящий компонент.
Еще один способ, про который расскажу дальше, использовался нашими дедами. Если есть вероятность или подозрение, что наутро Вас будет ждать такая проблема, необходимо вечером позаботиться о решении. «На горячую» в мотор через маслозаливную горловину заливают очищенную солярку или бензин. Достаточно 150 грамм, которые с легкостью испарятся после утреннего запуска силового агрегата. Но не спешите задействовать этот вариант: смешение компонентов приводит к тому, что смазка утрачивает свои первоначальные свойства. И впоследствии могут возникнуть другие поломки двигателя.
Последний, но не менее значимый способ – прогревание поддона мотора собственными руками, например, с помощью промышленного фена. Перед тем, как завести транспортное средство, рекомендую убедиться, что масло уже возобновило свою вязкость, стало нужной консистенции. Не забывайте следить за безопасностью во время нагревания поддона, и все будет хорошо!
Замерзло масло в двигателе: действия
Многие отечественные автолюбители учатся самостоятельно справляться с проблемами, создаваемыми суровыми погодными условиями. Ведь, в отличие от обитателей жарких стран, не знакомых с зимними сюрпризами, им порой приходится бороться с гололедом, неожиданным появлением сугробов, затрудняющих выезд, и прочими неприятностями, дарованными особенностями местного климата.
Предстоящая публикация позволит не паниковать при неожиданном замерзании масла в двигателе. Как безболезненно решается вопрос по запуску мотора в подобной ситуации, какие приспособления стоит всегда иметь под рукой, чтобы автомобиль не отказывался выполнять положенные ему функции, можно узнать, внимательно изучив предлагаемую информацию.
После ночной стоянки на открытой площадке зимой замерзло масло в двигателе. Что делать автолюбителю, чтобы машина завелась и поехала
К сожалению, далеко не каждый владелец личного транспортного средства надлежащим образом выполняет рекомендации производителя, четко регламентирующие применение определенного вида смазки. О последствиях столь небрежного отношения к автомобилю будет сказано немного позже. Для начала подробнее ознакомимся с существующими видами смазочного нефтепродукта, применяемого для обеспечения безопасной работы двигателя.
Эта информация позволит лучше ориентироваться среди многообразия продукции, поставляемой на современный рынок. Полученные сведения помогут несведущему автолюбителю сделать правильный выбор масла для мотора каждой конкретной машины, с учетом условий эксплуатации.
Виды двигательной смазки
Следует отметить, что моторным маслом называют специальное вещество, предостерегающее отдельные детали двигателя автомобиля от преждевременного износа, вызываемого постоянным трением подвижных элементов. В зависимости от состава такая смазка делится на три основных вида:
- минеральные масла, получаемые особой переработкой сырой нефти, после предварительной очистки этого натурального продукта. Среди их достоинств отмечаются приемлемая стоимость и простота производства. Недостатками являются необходимость слишком частой замены параллельно с весьма ограниченным диапазоном температурного режима работы;
- полусинтетические масла, получаемые разбавлением минеральной основы определёнными синтетическими добавками. Натуральная составляющая такой смазки определяется 50-70%, а количество искусственных присадок, соответственно, колеблется в пределах 30-50%. По качественным характеристикам полусинтетические масла значительно превосходят минеральные, а стоимостью гораздо дешевле синтетических;
- синтетическая смазка, получаемая из продуктов первичной перегонки нефти посредством специальной переработки. Она характеризуется отличной текучестью, возможностью работы в расширенном температурном диапазоне, способностью длительного сохранения первоначальных качеств при эксплуатации, без необходимости частой замены.
Исходя из перечисленных характеристик, несложно понять, какое именно масло рекомендуется для использования в зимний период. Особенно это касается регионов, где наблюдаются сильные заморозки.
Группы моторных смазочных материалов
Помимо состава, классификация моторных масел зависит от температурного режима, в котором функционирует автомобильный двигатель. Здесь наблюдается влияние вязкости смазочного материала. В зависимости от этого, параметра существующие виды моторных масел подразделяют на три группы:
- летняя смазка характеризуется повышенной вязкостью. Применяется преимущественно в жаркое время. Летнее масло способно обеспечить вполне надёжную защиту двигателю, функционирующему при достаточно высоких температурах. Не рекомендуется его использование для запуска и последующей работы автомобильного мотора при отрицательной температуре. В качестве летней смазки может выступать любое масло, независимо от основы, как минеральное, так и синтетическое;
- зимнее масло характеризуется пониженной вязкостью при улучшенной текучести. Оно способно надёжно защитить двигатель, в холодную погоду благодаря лучшему проникновению по каналам. Однако при высоких температурах окружающей среды оно утрачивает способность надлежащим образом выполнять положенные функции, поэтому летняя жара является для него недопустимым режимом работы. Для зимней смазки используются преимущественно синтетические масла;
- универсальным считается всесезонное масло, вязкость которого не изменяется существенно даже при значительных температурных перепадах. Его преимущество перед сезонной смазкой обосновывается отсутствием необходимости замены при приближении определённого времени года, через каждые шесть месяцев. Универсальными бывают синтетические и полусинтетические масла.
Разумеется, разумный владелец автомобиля, бережно относящийся к личному средству передвижения, не станет рисковать, заправляя в зимнюю стужу свою машину летним маслом. Однако, смену погодных условий не всегда возможно предугадать.
Бывают случаи, когда мороз застаёт водителя врасплох, не давая возможности должным образом подготовиться к новому сезону. Следующий раздел посвящён опасностям, подстерегающим автомобильный мотор, в котором замёрзла смазка.
Чем опасно для машины замерзание масла в двигателе
В отличие от цивилизованных стран, для отечественных автолюбителей слишком частой является ситуация, когда приходится зимой оставлять машину на неотапливаемой стоянке, а то и вовсе под окнами многоэтажного дома. Разумеется, при плюсовых температурах это неопасно, однако, в мороз с транспортным средством могут произойти различные неприятности.
Так, например, в двигателе образуется лёд или замерзает масло. Рассмотрим подробнее, какие опасности таит для автомобиля загустевший смазочный материал в моторе:
- основным предназначением масла является защита функциональных деталей двигателя от чрезмерного трения, что предотвращает их преждевременный износ. Непредвиденное понижение температуры может заставить моторную смазку замёрзнуть, что вызывает её нежелательное застывание, отражаясь на снижении эксплуатационных характеристик нефтепродукта. Прежде всего, это сказывается на работе коленчатого вала, не позволяя ему беспрепятственно проворачиваться. В результате затрудняется запуск двигателя, делая невозможным движение автомобиля;
- желательно не позволять моторному маслу густеть, поскольку это может вызывать недопустимое проворачивание вкладышей. Поэтому запуск двигателя с замерзшей смазкой категорически запрещён;
- не создавая требуемой защитной плёнки на подвижных элементах автомобильного мотора, загустевшее масло способно привести к выходу из строя силового агрегата. Капитальный ремонт двигателя отнимает не только значительные финансовые ресурсы, но и нервные клетки, травмируя психику владельца, и так достаточно озабоченного борьбой с зимними погодными сюрпризами, наподобие снежных заносов или гололёда.
Итак, предоставленная информация, несомненно, убедила в недопустимости запуска мотора с замороженной смазкой. Чтобы избежать вышеперечисленных неприятностей, лучше доставить машину на буксире или эвакуаторе в тёплое место, где оставить до полного отогрева двигателя.
Однако, бывают ситуации, диктующие острую необходимость в автомобиле именно в данный момент. Что делать водителю, оставившего транспортное средство на улице на ночь в мороз, если требуется срочно куда-либо ехать?
Прежде, чем предпринимать какие-либо меры по устранению проблемы, необходимо установить причину ее возникновения. Это поможет определить лучший способ выхода из сложившейся ситуации.
Причины замерзания масла в автомобильном двигателе
Производители моторной смазки чётко обозначают соответствие нефтепродукта определённому типу двигателя. Разумеется, следует при выборе подходящего материала учитывать условия эксплуатации.
Для водителей, часто использующих транспортное средство в мороз, рекомендуется перед покупкой провести тест моторных масел на замерзание. Подобная процедура достаточно проста и гарантирует должное состояние двигательной смазки в определённых климатических условиях.
Существует несколько предпосылок, приводящих к нежелательной ситуации, когда обнаруживается, что в двигателе машины за ночь замёрзло масло. Рассмотрим их подробнее:
- одной из известных причин является выработанный ресурс смазочного материала. Поэтому столь важно обращать внимание на срок годности нефтепродукта, указанный производителем на упаковке;
- также не стоит проявлять неуместную бережливость, приобретая некачественное контрафактное масло. Всевозможные непроверенные добавки, находящиеся в составе такой смазки, способны привести к замерзанию нефтепродукта;
- порой при выборе моторного масла забывают учесть климатические условия определённого региона, в котором используется автомобиль. Для температур ниже −25 0 С рекомендуются марки продукции 5W, а возможно даже 0W. Такой выбор гарантирует уверенный холодный запуск с нормальным проворачиванием коленвала.
Перечисленные причины относятся к автомобилям с новым двигателем. Предусмотреть замерзание масла в старом моторе практически невозможно. Поэтому лучше заблаговременно позаботиться об его утеплении или установить предпусковые подогреватели.
Возможные способы отогрева замерзшего моторного масла
Не всегда удаётся избежать вызванного морозом загустевания смазки. При обнаружении проблемы не стоит пытаться завести двигатель. Лучше всего доставить пострадавший автомобиль в тёплый гараж на буксире или с помощью эвакуатора, после естественного отогрева слить негодное масло и заправить мотор более подходящим нефтепродуктом.
При необходимости срочно куда-либо ехать, бывалые автолюбители рекомендуют следующие способы размораживания двигателя:
- строительным феном или другим обогревателем постепенно прогревается поддон мотора. Периодически проверяя щупом, состояние масла, доводят его до приемлемой консистенции, после чего можно заводить машину;
- возможно, подойдёт использование тепла от паяльной лампы, доставляемого к двигателю через отрезок трубы. Этот способ запрещается применять при протекании масла;
- тепловая пушка, работающая на солярке или бензине, способна моментально разрешить проблему. Потратившиеся на ее приобретение водители зимой окупают вложения за счет экономии на электричестве.
Заключение
Предоставленная информация поможет владельцу сделать правильный выбор моторного масла для своего автомобиля. И если возникает срочная необходимость в машине морозной зимой, застывшей смазки пугаться не стоит. Воспользуйтесь одним из предложенных выше советов и счастливого Вам пути!