Объем и сроки проведения то электродвигателей
3. Подтянуть болты крепления двигателя к фундаменту и ли рабочей машине.
4. Проверить степень нагрева и уровень вибрации корпуса.
5. Проверить соосность двигателя с рабочей машиной, надежность крепления шкива или звездочки на валу двигателя.
6. Проверить надежность контактных соединений.
7. Убедиться в отсутствии ненормальных шумов при работе двигателя.
8. Проверить состояние контактных колец и щеточного механизма у двигателей с фазным ротором.
9. Измерить сопротивление изоляции обмоток
Сопротивление изоляции измеряется при номинальном напряжении обмотки до 0,5 кВ включительно мегаомметром на напряжение 500 В. Электродвигатели переменного тока, включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток не ниже 1,0 Мом при температуре 10-30 °.
10. Выявленные мелкие дефекты устранить.
Сроки ТО двигателей зависят от характеристики помещений и рабочих машин, с которыми они работают. ТО электродвигателей проводят 1 раз в 3 месяца, кроме электродвигателей, установленных в пыльных помещениях в которых ТО выполняют 1 раз в 1,5 месяца. Такую же периодичность имеют электродвигатели, работающие на открытом воздухе или под навесом. Для двигателей, работающих, в особо сырых помещениях ТО выполняют 1 раз в 2 месяца.
Способы сушки изоляции обмоток электродвигателей
В процессе эксплуатации, транспортировки и хранения изоляционные конструкции электрических машин подвергаются воздействию окружающей среды. При этом они увлажняются, при попадании влаги в обмотку происходит ухудшение диэлектрических характеристик изоляции и преждевременный выход электрической машины из строя.
Согласно ПТЭ сопротивление изоляции у электродвигателей напряжением до 0,66 кВ измеряется мегомметром на 1000 В, в холодном состоянии, R≥1Мом, при температуре 60°С – 0,5Мом, а у электродвигателей мощностью более 3,0 кВт также отношение R60/R15.
Если двигатель не работал более 30 суток, то перед пуском необходимо проверить Rиз.
В процессе сушки обмоток любым способом необходимо контролировать температуру сушки и сопротивление изоляции. При этом температура сушки должна быть не выше предельно допустимой для данного класса нагревостойкости изоляции.
В первый период сушки сопротивление изоляции несколько снижается, затем, когда влага начинает удаляться из изоляции, оно возрастает и при достижении равновесной влажности стабилизируется.
Процесс сушки считается законченным, если значение сопротивления изоляции остается неизменным в течение 1-2 часов.
В случае увлажнения изоляции сопротивление после сушки может быть ниже нормы, тогда следует провести циклическую сушку. В этом случае процесс складывается из периодических нагреваний и переохлаждения обмотки. При охлаждении обмотки влага переходит от более нагретых внутренних участков к поверхности и процесс сушки ускоряется. Если и при данной сушке сопротивление изоляции остается ниже нормированного, электродвигатель необходимо отправить в капитальный ремонт.
Конвективный способ сушки осуществляется в специальных сушильных шкафах. В качестве источников тепла могут служить пар, электроэнергия или газ. Во всех случаях теплоносителем является нагретый воздух. При этом способе сушки тепло передается от статора к обмотке, поэтому наружные ее слои высыхают быстрее, чем внутренние. Для более равномерного удаления влаги из изоляции, следует температуру в сушильных шкафах поднимать постепенно.
. Шкаф для сушки обмоток электрических машин.
Токовый способ сушки заключается в пропускании по обмоткам электрического тока пониженного напряжения (15. 20%)UН. При этом тепло генерируется непосредственно в проводниках обмотки и влага первоначально удаляется из центра изоляционной конструкции. Сушке может быть подвергнута собранная машина или один статор. Источник питания может быть постоянного или переменного тока. В случае сушки переменным током тепло дополнительно выделяется в стали статора за счет потоков рассеивания.
сушки изоляции обмоток электрических машин:
1— обмотка; 2 — потенциал-регулятор
Токовая сушка может проводиться однофазным или трехфазным током.
Практически в качестве источника питания для сушки можно использовать сварочный трансформатор, универсальный стенд МИИСП или др.
При токовом методе продолжительность сушки значительно ниже, чем при конвективном.
Схема соединения обмоток и ток сушки зависят от мощности двигателя. В начальный период разогрева, особенно при очень сырой изоляции, задают меньшее значение тока, а потом постепенно увеличивают до 0,8 .
Сушка способом индукционных потерь (потери в стали статора).
Схема сушки изоляции обмоток электрических машин потерями в стали:
1 — статор машины; 2 — намагничивающая обмотка.
При этом способе машину нагревают индукционными токами, возникающими при пропускании переменного тока по специальной намагничивающей обмотке, намотанной на статор. Намагничивающую обмотку выполняют изолированным проводом (медный провод ПРГ используют до 20 сушек, а алюминиевый до 10) и для регулировки температуры обмотку секционируют.
Виды и объемы ремонтов
В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.
Текущий ремонт
Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.
Капитальный ремонт
Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.
Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.
После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).
Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.
При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.
Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.
Электродвигатели: Важность регулярного ремонта и оптимальное время
Электродвигатели являются ключевыми компонентами в различных промышленных и бытовых приложениях. Они преобразуют электрическую энергию в механическую, обеспечивая функционирование многих устройств и машин. Однако, как и любое другое техническое оборудование, электродвигатели подвержены износу и требуют ремонта. В данной статье мы рассмотрим важность регулярного обслуживания и оптимальное время для ремонта электродвигателей.
Статья подготовлена компанией по ремонту электродвигателей Хельд Вэй held-spb.ru
Важность регулярного обслуживания электродвигателей
Регулярное обслуживание электродвигателей является ключевым фактором для их долговечности и эффективной работы. В процессе эксплуатации могут возникать различные проблемы, такие как износ подшипников, неправильное выравнивание, недостаточная смазка и другие. Регулярное техническое обслуживание позволяет выявить и устранить проблемы на ранних стадиях, минимизируя возможные поломки и снижая вероятность простоев в работе.
Оптимальное время для ремонта
Определение оптимального времени для ремонта электродвигателя может быть сложной задачей. Однако, существуют несколько факторов, которые могут помочь в этом процессе:
Регулярное техническое обслуживание: Следуйте рекомендациям производителя по частоте обслуживания электродвигателя. Это позволит выявлять потенциальные проблемы и определять оптимальное время для ремонта.
Мониторинг производительности: Обратите внимание на изменения в работе электродвигателя, такие как увеличение шума, вибраций или повышенное потребление энергии. Это может быть признаком неисправности и сигнализировать о необходимости ремонта.
Профилактическое техобслуживание: Регулярное проведение профилактических работ может помочь предотвратить серьезные поломки и снизить необходимость крупных ремонтных работ. Исходя из условий эксплуатации, определите интервалы проведения профилактического техобслуживания.
Внешние факторы: Учтите воздействие внешних факторов, таких как окружающая среда, температура, пыль, влага и химические вещества. Эти факторы могут повысить износ и требовать более частого ремонта.
Ремонт электродвигателей является важным аспектом поддержания эффективной работы и продолжительного срока службы электрооборудования. Регулярное техническое обслуживание, мониторинг производительности, профилактическое техобслуживание и учет внешних факторов являются ключевыми факторами для определения оптимального времени ремонта. Следование этим рекомендациям поможет вам избежать непредвиденных простоев и обеспечит эффективную и надежную работу ваших электродвигателей.
Текущий и капитальный ремонт электродвигателя
Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.
В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.
Текущий ремонт электродвигателя
При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.
Так, при текущем ремонте:
- очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
- меняют – при необходимости – подшипники;
- проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
- восстанавливают изоляцию на выводных концах;
- измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
- проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
- оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
- проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
- оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
- проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
- проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.
Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.
Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.
Капитальный ремонт электродвигателя
При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.
Так, при капитальном ремонте:
- меняют обмотки – частично или полностью;
- меняют вал ротора;
- балансируют ротор;
- меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
- очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.
По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.
Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.
Плановый технический ремонт электродвигателя
Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:
- покрытие обмоток лаком;
- замена изоляции обмоток;
- промывка металлических деталей машины и подшипников;
- замена прокладок на подшипниковых щитах;
- заварка и проточка заточек у щитов ЭД.
Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.
Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя
Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.
В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.
Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.
Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.
Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.