Какая цветовая температура лучше для фар автомобиля
Перейти к содержимому

Какая цветовая температура лучше для фар автомобиля

  • автор:

Желтый, белый, голубой? Разбираемся с цветовой температурой

На рынке существует огромный выбор автоламп, которые светят желтым, белым и даже голубым светом. Особенно большой разбег спектра характерен для галогена. Так какой свет более яркий, комфортный и безопасный: теплый, нейтральный или холодный?

Кто такие Кельвины?
Температуру света принято измерять в Кельвинах. Отличие от привычных для нас градусов Цельсия в том, что шкала начинается не от температуры замерзания воды, а от некоего «абсолютного нуля», при котором атомы тел полностью неподвижны. Как все абсолютное в этом мире, такая температура считается недостижимой. Ноль по шкале Кельвина это −273,15 °C. Но сегодня мы говорим не о замерзании, а о нагреве, при котором большинство металлов испускают свет. Видимый глазом человека спектр начинается с малинового, а заканчивается фиолетовым. В качестве света используют отрезок от оранжевого (цвет горящей свечи), до синего (облачное небо).

Большинство стандартных галогенных лам светятся в теплом спектре

Вольфрам, газ, диод
В конце XIX веке ученые во всем мире ставили эксперименты, пропуская ток через платину, хром, молибден. Лучше всего получилось с вольфрамом, этот металл имеет большое сопротивление и очень высокую температуру плавления (3695 К). В 1890-х годах русский электротехник Александр Лодыгин предложил закручивать вольфрамовую нить в спираль. А проблему быстрого испарения нити решил американский ученый Ирвинг Ленгмюр, заполнив колбу инертным газом. Постепенно такая конструкция лампы вытеснила все остальные и существует до сих пор.

Автомобильная галогенная лампа отличается только газом, которым заполнена колба и жаропрочным материалом колбы. Это позволило разогреть спираль сильнее, увеличить светоотдачу и повысить цветовую температуру до 2800 – 3100 К. Дальше повышать не получилось, вольфрам начинает плавиться. Поэтому стандартные галогенки и имеют желтоватый свет.

В ксеноновой лампе вольфрама нет совсем, свет испускает газ. И его температура уже не имеет желтого оттенка, так как находится в пределах 4200 – 5100 К. А светодиоды и вовсе позволяют получить холодный яркий свет температурой 6000 — 6800 К.

Но сегодня на рынке существуют галогенные лампы с повышенной температурой 4000 и 5000 К. Откуда такие цифры?

Все дело в фильтрах
Самый простой способ изменить температуру света – установить светофильтр. По такой технологии изготовлены лампы OSRAM COOL BLUE INTENSE (4200 К) и OSRAM COOL BLUE BOOST (5000 К). Если на вашем автомобиле в качестве основного света уже установлен ксенон, то в качестве дополнительного источника света можно купить лампы COOL BLUE INTENSE, которые имеют точно такую же температуру. В результате вы получите гармоничный внешний вид автомобиля и бонусом — увеличенную на 20% яркость.

OSRAM COOL BLUE INTENSE имеет одобрение ECE для дорог общего пользования

Второй продукт в этой категории — OSRAM COOL BLUE BOOST отличается кристально белым, голубоватым цветом. Для этого колба покрыта темно-синим фильтром, который полностью отсекает красные и желтые оттенки.

OSRAM COOL BLUE BOOST относятся к категории off-road

Но почему не закрасить колбу темно-синим и не получить 6000 К?
Дело в том, что фильтр не только меняет температуру света, но и затемняет его. Колба превращается в своеобразные солнцезащитные очки. Поэтому придется увеличивать мощность самой лампы, а это автоматически лишит лампу сертификации для дорог общего пользования.

Какой цвет лучше?
Ответить на этот вопрос сможете только вы сами. Кому-то нравится белый, ведь человеческий глаз лучше всего приспособлен к яркому солнечному свету. Его температура находится в пределах 4200 и 6000 К. Фары с таким оттенком дают меньшую нагрузку на глаза, водитель отчетливее различает дорогу и дольше не устает. Минусом такого света считается ухудшение видимости в плохую погоду. Белые лучи сильнее отражаются от снега, дождя и тумана. Поэтому в непогоду лучше подойдут более желтые лампы с цветовой температурой 3000 — 3700 К. Желтый свет менее подвержен рассеиванию и не кристаллизуется от мельчайших капель влаги.
Не можете определиться? Попробуйте установить лампы с холодным оттенком в фары головного света, а в противотуманки – с теплым.

С лампами FOG BREAKER не страшны ни туман, ни дождь, ни снег, ни даже песчаная буря!

Люксы и люмены
Температура – важный момент, но не самый главный. Кельвины отвечают только за цвет и не имеют ничего общего с количеством света, мощностью и его интенсивностью. Эти параметры измеряются другими единицами.
Начнем с мощности. С появлением новых технологий (ксенон и светодиоды) эта единица отошла на второй план. Но даже в обычных галогенках более важными являются Люмены. Это единица измерения светового потока, которая характеризует, сколько света испускает источник во все стороны. Никто не будет спорить с тем фактом, что стандартные лампы разных производителей с одной и той же маркировкой «55 Вт», светят по-разному, так как различаются по конструкции, КПД и спектральным характеристикам.
Еще одна важная для автомобильного света единица – это Люкс. Она показывает интенсивность света, который попадает именно на дорогу.
А еще свет должен быть однородным, правильно распределенным на дороге, не рассеиваться и иметь четкую светотеневую границу.

Качественные лампы и правильно настроенные фары не слепят встречных водителей и отлично освещают дорогу

И, конечно, не забывайте следить за состоянием фар, пожелтевший ил поцарапанный пластик значительно ухудшает характеристики даже самой качественной лампы. Но об этом в следующий раз…

Выбор автоламп с оптимальной цветовой температурой

В среде автомобилистов бытуют несколько диаметрально противоположных мнений относительно того, какая цветовая температура автомобильных ламп наилучшим образом подходит для обеспечения максимальной видимости дорожного полотна в тёмное время суток.

Часть автомобилистов уверены, что оптимальными источниками света являются лампы, которые излучают свет с ярко выраженным жёлтым (тёплым) оттенком. Оппоненты же утверждают, что наилучшая видимость дорожного полотна достигается при помощи белого (нейтрального или холодного) цвета ламп.

Стоит отметить, что и те, и те правы лишь отчасти. Оптимальной и универсальной цветовой температуры автомобильных ламп попросту не существует, а при выборе источников света водители должны в большей степени руководствоваться собственными предпочтениями.

Жёлтый, нейтральный или холодный
Человек лучше всего видит и различает предметы в яркий солнечный день. Так называемая дневная цветовая температура находится между 4000 и 6500 К. Чем ближе по цветовой температуре свет искусственного источника к дневному, тем комфортнее это освещение: глаза меньше устают, водитель меньше утомляется во время длительных поездок.

Обратной стороной такой цветовой температуры является снижение освещённости дорожного полотна в дождь, туман и сильный снег, так как белый свет отражается от выпадаемых осадков. При неблагоприятных погодных условиях эффективнее использовать лампы с цветовой температурой 3000 — 3700 К.

3000 — 3700 кельвинов – белый свет с жёлтым оттенком, который характерен всем стандартным галогенным лампам, а также лампам с улучшенными характеристиками. Такой свет обеспечивает неплохую видимость в ночное время, а также при плохих погодных условиях. Желтоватый поток света не рассеивается по дороге и не кристаллизируется от малейших капель влаги, тумана или снега. В линейке галогенных автомобильных ламп Philips представлены следующие модели в «тёплом» диапазоне цветовых температур:

Philips LongLife EcoVision 3000К
Philips Vision +30% 3200К
Philips VisionPlus +60% 3300К
Philips ColorVision +60% 3350К
Philips X-tremeVision +130% 3500К
Philips RacingVision +150% 3500К
Philips WhiteVision +60% 3700К

4300 – 5100 кельвинов – белый свет, максимально схожий с дневными лучами. Такая температура является стандартной для ксеноновых источников света и галогенных ламп с улучшенными характеристиками. Такие источники света эффективны в тёмное время суток как в плохую, так и ясную погоду. В линейке автомобильных ламп Philips представлены галогенные и ксеноновые лампы в данном диапазоне цветовых температур:

галогенные лампы:
Philips CrystalVision 4300К
Philips DiamondVision 5000К

Ксеноновые лампы:
Philips Xenon Vision 4300К
Philips Xenon X-tremeVision gen2 4800К
Philips Xenon WhiteVision gen2 5100К

6000 — 6500 кельвинов – это белоснежно белый свет с голубоватым оттенком. Данная цветовая температура повсеместно применяется в диодных источниках света и является самым эффективным решением для освещения дорожного полотна в ясную погоду. Также данная цветовая температура отлично походит для светового тюнинга автомобиля, поскольку обеспечивает красивый и стильный визуальный эффект. В линейке автомобильных ламп Philips представлены светодиодные лампы в данном диапазоне цветовых температур:

Philips X-tremeUltinon LED 6500К
Philips Ultinon LED 6200К

Не забываем про люксы и люмены

Еще одно достаточно распространенное заблуждение в том, что чем больше число кельвинов, тем свет более мощный. Кельвин изначально не имеет ничего общего с мощностью. Выбор источника света на основе идеи «чем больше кельвинов, тем лучше» — не самый хороший вариант. Кельвины отвечают исключительно за цветовую температуру источника света.

Люмен — единица измерения светового потока, который характеризует количество света, излучаемого лампой во всех направлениях. Напротив, в люксах измеряется интенсивность света, попадающего непосредственно на дорогу.

Разница важна, так как величина светового потока для каждого типа лампы строго определена нормами ECE и может изменяться только в узких пределах. Например, в соответствии с ECE R37 световой поток, создаваемый лампой H7 12 В, должен составлять 1500 лм +/- 10 %. Таким образом, чем больше света падает на дорогу, тем более эффективно может быть задействовано общее количество света.

Сравнение 10 галогенных ламп H4 Philips, Osram, PIAA, Koito, Bosch. Результаты удивляют


Многие из автолюбителей хотят улучшить ближний свет своего автомобиля. Большинство используют самый простой способ, это установка более мощных галогеновых ламп. Проведём тестирование 10 моделей, 7 из которых относятся к премиальным и обещают улучшение до 150%.

Изначально на премиальных моделях указывали улучшение на 50% или 70%, для повышения продаж. Теперь этот показатель достиг максимального разумного значения в 150%. Продажи основаны на китайском маркетинге, кто больше обманет, тот и продаст.

Наименование Цена
1. PIAA Hyper Arros +120% H4 1300 руб/компл
2. Koito Whitebeam III Premium H4 1650 руб/компл
3. Fukurou F1 H4 1600 руб/компл
4. Philips Racing Vision +150 H4 1200 руб/компл
5. Osram Night Breaker Laser +150 H4 1800 руб/компл
6. General Electric Megalight Ultra +150 H4 1350 руб/компл
7. Bosch Gigalight plus 120 H4 1100 руб/компл
8. Чемпион +90 H4 300 руб/компл
9. Osram Original H4 320 руб/компл
10. GSL Standart +30% H4 200 руб/компл

Лампы без упаковки, порядок расположения как в таблице.

Количество люмен

Предварительно прогреваем образцы в течение 5 минут до стабилизации светового потока. Для измерения светового используется фотометрическая сфера. В качестве образца штатной лампы используем Osram Original H4, с ней будут сравниваться все остальные.

Наименование Ближний Дальний Разница
1. PIAA Hyper Arros +120% H4 1080лм 1650 лм +3% / 0%
2. Koito Whitebeam III Premium H4 960 лм 1600 лм -9% / -4%
3. Fukurou F1 H4 1390 лм 2050 лм +32% / +23%
4. Philips Racing Vision +150 H4 1200 лм 1640 лм +14% / -2%
5. Osram Night Breaker Laser +150 H4 1150 лм 1610 лм +10% / +4%
6. General Electric Megalight Ultra +150 H4 1210 лм 1700 лм +15% / +2%
7. Bosch Gigalight plus 120 H4 1120 лм 1650 лм +7% / 0%
8. Чемпион +90 H4 780 лм 1470 лм -25% / -12%
9. Osram Original H4 1050 лм 1670 лм
10. GSL Standart +30% H4 1080 лм 1690 лм +3%/ 0%

Лидируют японские Fukurou F1 с результатом ближний +32%, дальний +23%. У остальных максимум +15% на ближнем, +4% на дальнем свете. Световой поток практически не отличается от штатных галогеновых лампочек, соответственно никаких +150% не может быть.

Мощность

Для замера потребляемой мощности устанавливаем напряжение на лампе 13,2 Вольт.

Максимальная мощность на ближнем отличается на +10% от стандартной. На дальнем отличается только на +2%. Тесты показывают, что мощность практически не отличается от стандартной модели. Некоторые автолюбители опасаются, что дорогие модели будут сильнее нагревать фару, отражатель рефлектора или линзы будет мутнеть. Никаких последствий не будет, срок службы фары останется прежним.

Наименование Ближний Дальний
1. PIAA Hyper Arros +120% H4 72w 78w
2. Koito Whitebeam III Premium H4 70w 74w
3. Fukurou F1 H4 71w 77w
4. Philips Racing Vision +150 H4 71w 77w
5. Osram Night Breaker Laser +150 H4 70w 77w
6. General Electric Megalight Ultra +150 H4 65w 77w
7. Bosch Gigalight plus 120 H4 65w 68w
8. Чемпион +90 H4 65w 76w
9. Osram Original H4 65w 76w
10. GSL Standart +30% H4 69w 76w

Цветовая температура

Дорогие образцы обещают цветовую температуру более близкую к белому свету. Стандартная составляет 3200К, примерно как у обычных ламп накаливания. Для получения белого света необходимо хотя бы 4000 Кельвин. Самый белый свет у Koito Whitebeam III Premium, всего 3900К вместо заявленных 4500К. У остальных практически не отличается от штатного галогена, находится в пределах 3400К – 3600К.

Наименование Заявлено Ближний Дальний
1. PIAA Hyper Arros +120% 3900К 3400К 3500К
2. Koito Whitebeam III Premium 4500К 3900К 4070К
3. Fukurou F1 3300К 3300К 3350К
4. Philips Racing Vision +150 3500К 3600К 3650К
5. Osram Night Breaker Laser +150 3900К 3500К 3800К
6. General Electric Megalight Ultra +150 3400К 3600К
7. Bosch Gigalight plus 120 3400К 3300К
8. Чемпион +90 3250К 3600К
9. Osram Original 3200К 3170К 3190К
10. GSL Standart +30% 3100К 3200К

Описание точек замера

Для сравнения разных источников света используется ГОСТ, который регламентирует основные точки замера освещённости по таблице, размещённой на стене. Число в обозначении точки равно её удалённости от автомобиля. Буквами L и R обозначается расположение, лево и право. Основные точки замера по ГОСТ: 75R и 50R — освещенность правой обочины на расстоянии 75 и 50 метров; B50L — отвечает за уровень ослепления водителя встречного авто; дальний измеряется по центру таблицы и располагается по центру полосы движения; осевая сила света определяет уровень освещенности перед автомобилем.

Сравнение освещенности по ГОСТ

Образцы устанавливаются в новую фару от Volkswagen Polo с цоколем, затем проводим замеры освещенности контрольных точек. Напряжение 13,2 Вольт на именно лампе, а не блоке питания.
Это компенсирует снижение напряжения в проводах питания.

Наименование 50L 50R 75R Осевая Дальний
1. PIAA Hyper Arros +120% 8,2 26,1 26 25,6 33
2. Koito Whitebeam III Premium 5,6 26,9 25,7 26,7 40,8
3. Fukurou F1 11,2 41,6 42,1 44,6 53,4
4. Philips Racing Vision +150 12 40,1 39,8 43,3 40,1
5. Osram Night Breaker Laser +150 11,8 38,2 40,8 38,4 31,5
6. General Electric Megalight Ultra +150 11,8 32,3 36,1 32,6 33,4
7. Bosch Gigalight plus 120 11,9 29,5 32,5 30 32,5
8. Чемпион +90 6,3 7,7 10 8 27,3
9. Osram Original 10,5 27,3 30,3 28 33,2
10. GSL Standart +30% 7,8 38,6 35,1 40,6 31,1

Результаты удивляют, даже Philips и Osram значительно завышает реальные характеристики или скрывают их за рекламными цифрами +120%, +150%.

Так как световой поток почти одинаковый (кроме Fukurou F1) со штатной галогеновой лампой, то изменить освещенность на дороге можно одним способом. Спираль ближнего сдвигают ближе к цоколю, увеличивается освещенность в центре, но снижается освещенность в ближней зоне.

Срок службы

Название Ближний Дальний
Osram Original 900ч. 500ч.
Fukurou F1 500ч. 400ч.
Philips Racing Vision +150 200ч. 200ч
Osram Night Breaker Laser +150 240ч. 160ч.

Срок службы японских Fukurou F1 H4 выше дорогих моделей Philips и Osram в среднем в 2-3 раза на ближнем и дальнем свете. Мне непонятно, почему срок службы премиальных Филипсов и Осрам такой низкий, мощность почти не отличается от стандартных, цветовая температура меняется за счёт синего фильтра. Предполагаю, что срок службы занижается искусственно, чтобы покупали чаще.

Результаты тестирования

Лидером тестирования по световому потоку и освещенности на дороге стали японские галогеновые лампы Fukurou F1. К сожалению всемирноизвестные бренды Philips, Osram, Koito, PIAA, Bosch, General Electric обманывают своих покупателей. Они не обеспечивают обещанного улучшения, освещенность может увеличиться только на 34% у образцов №3,4,5.

В итоге получаем, улучшение освещенности максимум на 25%-34%, а стоимость выше на 400%-600%. С учетом короткого срока службы, в 2-3 раза меньше штатной, стоимость эксплуатации получается дороговата.

Некоторые автолюбители практически не замечают разницы в освещении штатных и премиальных ламп. Некоторые сами внушают себе значительное улучшение освещенности дорожного покрытия. Обычно зависит от возраста, остроты цветовосприятия, состояния зрения водителя.

Выбираем лампочки для фар: как не прогореть

Лампу нужного типа подобрать несложно, особенно если держишь в руках сгоревшую. Да и продавец всегда подскажет, если неохота изучать описания и каталоги. Советуем выбирать продукцию солидных компаний, которых не так много: Philips (и его бренд Narva), а также OSRAM и GE. Любопытно, что обычную лампочку купить практически невозможно – они часто идут только на конвейер. А на прилавках – самые разные лампы с «улучшениями».

Присмотритесь к этикеткам и надписям повнимательнее, чтобы не купить заведомо ненужное или негодное.

Как понять, сколько прослужит лампа, если ресурс (Life time) на упаковках обычно не указывается?

Срок службы галогеновых ламп со стандартным световым потоком – примерно 600 часов. Он во многом зависит от напряжения. Оптимальное – 13,2 В. Превышение этого значения всего на 5% аукается снижением срока службы на 40% (зато световой поток лампы увеличивается примерно на 18%).

Напротив, если напряжение ниже на 5%, срок службы вырастает аж на 60%, но при этом на 10% падает световой поток. Для сравнения: срок службы газоразрядных (ксеноновых) ламп – примерно 3000 часов, светодиодов (LED) – 10 000, а новейших органических светодиодов (OLED) – аж 30 000 часов.

Существуют «долгоиграющие» лампы – с более толстой нитью или, скажем, с особой смесью газов: добавляют ксенон или криптон для замедления испарения атомов вольфрама с нити накаливания. Но в любом случае между заявленным сроком службы и световым потоком, как правило, имеется взаимосвязь: лучше светишь – меньше живешь (снижение ресурса составляет 10–50%), и наоборот.

Производители порой идут на маленькие хитрости. К примеру, если на лампе написано, что она дает на 50% больше света и одновременно вдвое дольше живет, никакого обмана нет – просто фирма по умолчанию сравнивает новинку с лампами предыдущего поколения.

Должен ли на упаковке лампы присутствовать знак сертификации?

По российскому законодательству на упаковках автомобильных ламп должен стоять знак соответствия. Часто его помещают и на наклейки. А вот чего там точно не должно быть, так это надписей типа Not for use in Europe («Не использовать в Европе») или Offroad use only («Использовать только вне дорог общего пользования»). В обоих случаях речь о лампах, которые никто не сертифицировал по Правилам ЕЭК ООН (российский Техрегламент базируется на этих Правилах), а значит, нам с вами устанавливать их в автомобильные фары нельзя.

Возможна ли установка в фару вместо галогеновой лампы подходящей по разъему светодиодной?

Однозначно нет! Многочисленные восточные поделки, облепленные со всех сторон светодиодами, теоретически не могут ужиться с конструкцией фары, рассчитанной на конкретную лампу с определенным расположением нити накаливания. Плохо будет и вам, и окружающим. Единственным исключением является одна из ламп марки Philips, в которой мощный светодиод расположен так же, как нить накаливания в обычной лампе. Конструктивно она идеально впишется в фару под цоколи Н11, Н8 и Н16. Но использовать ее для головного освещения не разрешается. В противотуманках – пожалуйста. Однако у светодиодов есть одна неприятная особенность: поскольку у них более низкая рабочая температура, фары могут запотевать и обмерзать.

Обращать ли при выборе лампы внимание на надписи типа 2600 К?

Мы лучше всего видим и различаем предметы в яркий солнечный день. Так называемая дневная цветовая температура лежит между 4000 и 6500 К. Чем ближе по цветовой температуре свет искусственного источника к дневному, тем комфортнее это освещение: глаза меньше устают, водитель не так утомляется. Но подобные лампы неважно освещают дорогу в дождь и туман, ведь белый свет лучше отражается от капель. В такую погоду эффективнее лампы желтого свечения, с цветовой температурой менее 3000 К; их обычно устанавливают не в головные фары, а в противотуманные.

Для повышения цветовой температуры используются колбы синего цвета. К примеру, у ламп Philips DiamondVision она составляет 5000 К. Любопытно, что у некоторых лампочек верхнюю часть колбы делают цветной исключительно ради эстетики. Так, лампы Philips ColorVision подкрашивают стёкла фар в один из четырех популярных цветов, при этом пучок света абсолютно белый.

Имеет ли смысл вместо штатной лампы 60/55 Вт приобрести более мощную – 100/90 Вт?

Ни в коем случае. Штатная проводка серийного автомобиля не рассчитана на повышенные токи; эксперимент чреват пожаром. Подобная светотехника может использоваться разве что на машинах, специально подготовленных для соревнований.

Что означают надписи Beam Performance +60% или +50% Light? Каковы негативные последствия применения подобных ламп?

Такие надписи обещают, что при использовании этих ламп отдельные контрольные точки перед автомобилем будут освещены лучше, чем при использовании лампочек со стандартным световым потоком. Что до негатива, то все лампы с подобными заявленными эффектами обычно имеют меньший ресурс (Life time). И не забывайте, что за каждый обещанный «плюс» вам придется платить.

Может ли галогеновая лампа с пометкой intense white хenon effect («интенсивное белое ксеноновое свечение») светить как газоразрядная?

Эта формулировка на практике означает, что лампа дает чистый белый свет. Но настоящие газоразрядные лампы, обычно называемые ксеноновыми, светят значительно лучше галогеновых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *