Как отрегулировать клапана на ваз 2105
Перейти к содержимому

Как отрегулировать клапана на ваз 2105

  • автор:

Регулировка зазоров клапанов на классике

Решил показать, как отрегулировать зазоры и рассказать какие есть нюансы и тонкости!

На видео много нюансов не рассказал, поэтому давайте поподробнее…
Что нам понадобится:
1.Щуп, толщиной 0.15 мм (для регулировки "на глаз") либо рейка (для регулировки с повышенной точностью)

Фото в бортжурнале Lada 21053Примерная стоимость 30 рублей Фото в бортжурнале Lada 21053

2. Набор инструментов и знаний чтобы снять "кострюлю" карбюратора и клапанную крышку
3. Ключи на 13,17 для регулировки
4. Ключ храповика

Фото в бортжурнале Lada 21053 Примерная стоимость 150 рублей

Я буду производить регулировку используя щуп.
Первым нюансом является то, что регулировки должны производиться при разогретом двигателе.
Второе, что регулировка производится строго по таблице.

Фото в бортжурнале Lada 21053

Выставить зазор как надо сразу не получится, так как после затяжки контргайки он все равно немного сбивается. Поэтому делается поправка. Зазор слегка увеличивается.
Напоминаю, что нумеровка цилиндров и клапанов начинается от крышки капота к лобовому стеклу

Фото в бортжурнале Lada 21053

Установливаем поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ

Фото в бортжурнале Lada 21053

И регулируем 8 и 6 клапан ( согласно таблице). И т.д. по таблице.
Если вдруг что то перепутаете, и неправильно отрегулируете, не переживаете, двигатель все равно будет работать!
Надеюсь эта статья была полезна!

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видео

Несмотря на простую конструкцию клапанов и маслосъёмных колпачков двигателя, эти элементы выполняют важную работу, без которой невозможно нормальное функционирование силового агрегата. От правильного срабатывания клапанов напрямую зависит эффективность работы мотора: мощность, токсичность, расход топлива. Поэтому их целостность, как регулировка зазоров, очень важны.

Предназначение клапанов в двигателе ВАЗ 2105

В двигателе ВАЗ 2105, как и в любом другом моторе внутреннего сгорания, клапаны являются важным элементом газораспределительного механизма. На «пятёрке» в силовом агрегате используется 8 клапанов: на каждый цилиндр приходится по 2 клапана, основное назначение которых — правильное распределения газов. Посредством кланов в камеру сгорания подводится смесь топлива и воздуха через впускной коллектор и отводятся отработавшие газы через систему выпуска. При возникновении поломок с каким-либо клапаном, работа механизма газораспределения, как и в целом всего двигателя, нарушается.

ГБЦ ВАЗ 2105

Регулировка клапанов на ВАЗ 2105

Автомобили семейства ВАЗ, такие как ВАЗ 2101/07, оснащаются моторами со схожей конструкцией. Отличия заключаются, как правило, в некоторых технических характеристиках. Это позволяет выполнять работы по обслуживанию и ремонту самостоятельно. Стабильное функционирование двигателя ВАЗ 2105 невозможно без правильно отрегулированных клапанов. Процедура подходит для всех силовых установок классических моделей «Жигулей». Суть регулировки состоит в изменении зазора между рокером и кулачком распредвала. Следует учитывать, что регулировка должна проводиться на холодном моторе.

Когда и для чего необходима регулировка клапанов

К регулировке клапанов на ВАЗ 2105 приступают в случае нарушения зазора. Чтобы понять, каковы признаки и к чему может привести неправильный зазор, стоит разобраться в этом моменте более детально. Основной признак неправильного зазора механизма ГРМ — присутствие металлического стука в области ГБЦ. Поначалу этот стук заметен только на одном из режимов работы мотора, например, на холостых оборотах, но по мере эксплуатации авто он будет наблюдаться на всех режимах.

Зазор может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону от номинального значения. В любом случае неправильный параметр будет сказываться на снижении мощности двигателя. В случае с уменьшенным зазором, клапан будет поджиматься рокером, что приведёт к нарушению герметичности в цилиндре и снижению компрессии. Как результат, возможно подгорание рабочей кромки клапана и его седла.

ГБЦ в разрезе

При увеличенном зазоре снизится поступление в камеру сгорания смеси из топлива и воздуха из-за меньшего времени открытия клапана. К тому же газы будут отводиться в неполном объёме. Как раз для того чтобы избежать перечисленных нюансов на «пятёрке», требуется регулировка клапанов через каждые 15–20 тыс. км. пробега.

Инструменты для регулировки

Одним из условий правильной регулировки клапанов является наличие необходимого инструмента и знание последовательности действий. Из инструментов потребуется подготовить следующий перечень:

  • специальный ключ для вращения коленчатого вала;
  • ключи рожковые и торцовые (на 8, 10, 13, 17);
  • отвёртка плоская;
  • щуп с толщиной 0,15 мм.

Щуп для регулировки клапанов

Процесс регулировки выполняется специальным широким щупом, который используется для рассматриваемого процесса.

Порядок регулировки

Перед регулировкой необходимо провести демонтаж некоторых элементов, а именно воздушного фильтра и его корпуса, троса подсоса с карбюратора, тяги дроссельной заслонки, а также клапанной крышки. Нелишним будет снять крышку с распределителя зажигания, чтобы не было помех при регулировке. Изначально необходимо выставить механизмы двигателя по меткам: на шкиве коленвала и на передней крышке ГРМ есть метки. Выставляем метку на шкиве напротив длиной риски на крышке.

Следует учесть, что клапаны регулируют в определённой последовательности. Только так можно правильно настроить механизм ГРМ.

Метка на шестерне распредвала

Процесс регулировки состоит из следующих действий:

    После того как выставлено положение коленчатого вала по меткам, проверяем зазор при помощи щупа на 6 и 8 кулачках распредвала. Для этого вставляем инструмент между рокером и кулачком распределительного вала. Если щуп входит с небольшим усилием, то регулировка не нужна.

Проверка зазора

Регулировка зазора

Вращение коленвала

Процесс регулировки не столько сложен, сколько требует внимания, аккуратности и точности. При вращении коленвала важно чётко совмещать метки. Для лучшего понимая процесса, приводится таблица, из которой становится понятно, какой клапан и при каком положении коленчатого вала нужно регулировать.

Таблица: регулировка теплового зазора клапанов ВАЗ 2105
Угол поворота
коленвала (гр)
Угол поворота
распредвала (гр)
Номера цилиндров Номера регулируемых клапанов
0 0 4 и 3 8 и 6
180 90 2 и 4 4 и 7
360 180 1 и 2 1 и 3
540 270 3 и 1 5 и 2

После проведённого мероприятия сборку демонтированных элементов производим в обратной последовательности.

Видео: регулировка клапанов на примере ВАЗ 2105 с ременным приводом

Значения зазоров

В процессе работы двигателя происходит нагрев и расширение его деталей. Чтобы обеспечить плотное прилегание клапана нужен тепловой зазор, который на автомобилях ВАЗ 2101/07 должен составлять 0,15 мм, чему и соответствует размерность щупа, используемого при регулировке.

Маслосъёмные колпачки

Маслосъемные колпачки, которые также называют сальниками клапанов, прежде всего, исключают проникание масла в камеру сгорания мотора. Как и другие детали силового агрегата, колпачки со временем изнашиваются, что сказывается на снижении эффективности их работы. В результате износа сальники начинают пропускать масло. Это приводит к увеличенному расходу смазки и другим характерным проблемам.

Маслосъёмные колпачки

Для чего нужны сальники клапанов

В механизме ГРМ используются два типа клапанов: впускные и выпускные. Верхняя часть штока клапана находится в постоянном соприкосновении с распредвалом, работа которого приводит к образованию тумана из моторного масла. Обратная сторона впускного клапана находится в области, где стоит взвесь из капель топлива, а выпускной элемент расположен в области из горячих выхлопных газов.

Распределительный вал не может работать без постоянной подачи смазки. Однако попадание масла внутрь цилиндра является нежелательным процессом. Как раз для того чтобы предотвратить проникновение смазки в камеру сгорания и были созданы маслосъемные колпачки. Конструкция сальника такова, что с его помощью при возвратно-поступательном движении клапана, масло снимается со штока.

Какие ставить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2105

При необходимости замены сальников клапанов на «пятёрке», возникает сопутствующий вопрос — какие колпачки выбрать, чтобы они прослужили как можно дольше? Исходя из опыта многих автомобилистов, предпочтение стоит отдавать таким производителям, как Elring, Victor Reinz и Corteco.

Маслосъёмные колпачки Victor Reinz

К чему приводит износ маслосъёмных колпачков

Чтобы понять, какие возможны последствия эксплуатации двигателя с изношенными сальниками клапанов, стоит рассмотреть признаки их выхода из строя. Задуматься над тем, что колпачки пришли в негодность и требуют замены, необходимо в следующих случаях:

  • сизый дым при запуске двигателя, а по мере прогрева его исчезание;
  • нагар на свечах зажигания;
  • повышенный расход масла.

Первый признак свидетельствует о том, что изношенный колпачок пропускает масло на холодную, а после прогрева двигателя в результате расширения, деталь способна выполнять свои функции. Появление нагара может быть связано не только с сальниками клапанов, поэтому потребуется выполнить диагностику мотора для точного определения проблемы. Стоит учитывать, что средний срок службы манжет составляет около 70–80 тыс. км. Если после такого пробега появляются признаки их износа, то вероятность того, что проблема именно в них, увеличивается.

Изношенный сальник

Некоторые автовладельцы не придают особого значения признакам неисправности уплотнительных элементов и на самом деле зря. Несмотря на то что автомобиль по-прежнему едет и каких-либо ощутимых проблем не возникает, серьёзные неполадки с мотором возможны в дальнейшем. Взять хотя бы расход масла. При его повышении появляется «масляное голодание» мотора, что приводит к преждевременному износу деталей, после чего требуется капитальный ремонт. К тому же моторная смазка стоит не так уж дешёво. Если потребуется постоянно доливать масло, то на бюджете это отразится не лучшим образом.

При постоянном попадании масла в камеру сгорания, свечи преждевременно выходят из строя, что негативно отражается на работе силового агрегата. Кроме этого, нагар образовывается не только на свечах, но и на клапанах, поршнях, стенках цилиндров. Чем это грозит? Наиболее распространённая проблема — прогорание клапанов. Из этого можно сделать вывод, что износ манжет может привести к серьёзным последствиям и немалым финансовым затратам. Поэтому при обнаружении признаков износа уплотнителей не стоит затягивать с их заменой.

Нагар на клапанах

Как менять маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2105

Замена колпачков невозможна без соответствующего инструмента, поэтому стоит позаботиться о его подготовке. Для проведения этой процедуры нам понадобятся:

  • рассухариватель клапанов;
  • приспособление для съёма колпачков;
  • пинцет, длинногубцы или магнитная рукоятка;
  • пруток из мягкого металла.

Инструменты для замены колпачков

Сперва нужно выполнить подготовительные работы, которые сводятся к демонтажу всего, что будет мешать замене колпачков. К таковым элементам относится воздушный фильтр вместе с корпусом, крышка клапанов, трос подсоса и тяга от педали газа к карбюратору. В остальном процесс замены состоит из следующих шагов:

    Коленчатый вал устанавливаем в положение, при котором 1 и 4 цилиндры будут находиться в ВМТ.

Установка меток

Крепление звёздочки распредвала

Ослабление цепи

Демонтаж звёздочки

Снятие корпуса подшипников

Демонтаж свечи и фиксация клапана

Сжатие пружины

Демонтаж элементов клапанного механизма

Демонтаж колпачка

Установка нового сальника

После монтажа всех уплотнителей, собираем механизм в обратном порядке. Перед тем как поставить на место распредвал, путём вращения коленчатого вала, бегунок трамблёра выставляем в такое положение, при котором производился его демонтаж. После сборки останется отрегулировать тепловой зазор клапанов.

Видео: замена маслосъёных колпачков на классических моделях ВАЗ

Клапанная крышка

Владельцы ВАЗ 2105, как и других классических моделей, нередко сталкиваются с проблемой замасленного двигателя. Неприятная ситуация может проявляться как в виде небольших, так и значительных подтёков, что говорит о выходе из строя прокладки клапанной крышки. Замена уплотнителя не является сложным мероприятием и потребует минимум усилий и инструментов, таких как:

  • плоская отвёртка;
  • гаечный ключ на 10;
  • ключ-трещотка на 10.

Замена прокладки клапанной крышка на ВАЗ 2105

Работу по замене уплотнителя крышки клапанов на «пятёрке» производим в следующей последовательности:

    Для освобождения доступа к крышке демонтируем воздушный фильтр и корпус, который крепится к карбюратору.

Корпус фильтра

Тяга привода дроссельной заслонки

Крепление крышки

Демонтаж клапанной крышки

Прокладка крышки клапанов

Порядок затяжки клапанной крышки

Чтобы избежать перекосов при монтаже клапанной крышки, затяжку гаек необходимо производить в определённом порядке, о чём можно судить из нижеприведенного рисунка.

Клапанная крышка

Появление любых неисправностей или даже их признаков, связанных с износом сальников клапанов или самими клапанами, не стоит игнорировать. Если заменить вышедшую из строя деталь или выполнить необходимую регулировку своевременно, то удастся избежать дорогостоящего ремонта двигателя. Поэтому важно следить за техническим состоянием силового агрегата и выполнять необходимое обслуживание согласно рекомендациям производителя.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2105?

Работа газораспределительного механизма (ГРМ) оказывает существенное влияние и на полноту сгорания топлива, и на уровень компрессии цилиндров. Особо важная роль отводится клапанам ГРМ, которые и создают ту самую компрессию, позволяя топливу проявить весь свой энергетический потенциал. Как и любые другие механизмы, клапана нуждаются в периодическом обслуживании, то есть, нужна регулировка клапанов ВАЗ 2105.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2105?

Когда нужно проводить регулировку?

Все зависит от опыта и навыков водителя. Если владелец пятерки знает все прихоти своего транспорта и умеет обеспечить грамотный процесс езды, то зазор клапанов нужно будет проверять и регулировать не чаще 25 000 (км). Если же транспорт находится в руках неопытного водителя, то регулировка клапанов на ВАЗ 2105 может проводиться и по прошествии 10 000 – 15 000 (км).

Признаки неправильной отработки клапанов

  1. Наличие посторонних шумов при работе двигателя. Шум сосредоточен в верхней части ДВС. Посторонний звук может проявляться на какой-то определенной скорости либо же на всех скоростях (это уже запущенный случай). То есть, услышав подозрительный стук в ГРМ, сразу ищите порядок регулировки клапанов 2105 и приступайте к ремонту.
  2. Ощутимая потеря мощности. Неплотно прижатый клапан не позволяет создать оптимальную степень компрессии цилиндра, из-за чего поршень выталкивается с неполной силой. А не в такт прижатый клапан не дает сделать полноценный выпуск выхлопного газа, из-за чего снижается КПД следующего такта детонации горючей смеси. Почувствовав недостаток тяговой мощности, смело подыскивайте информацию, как осуществляется регулировка клапанов ВАЗ 2105 и приступайте к настройке ГРМ.

Порядок регулировки зазора клапанов

Сразу нужно отметить такой момент, что лучше всего регулировать работу клапанов, когда двигатель холодный. Это позволит точнее диагностировать и настроить работу ГРМ. Так что, даем своей пятерке хорошенько остыть после последнего заезда. Путь ночь постоит, а с утра можно приступать к ремонту.

Итак, сама регулировка клапанов на ВАЗ 2105:

  1. Влазим под капот, снимаем корпус воздушного фильтра, защитный кожух ремня ГРМ и крышку клапанов. Для этого дела нам понадобится набор рожковых и накидных ключей (8,10, 13 и 17).
  2. Обращаем внимание на 4-ый цилиндр (он ближе всего к водителю). Нужно перевести его поршень в положение верхней мертвой точки (ВМТ). Для этого берем рожковой ключ на 17 и вращаем шкив коленвала по часовой стрелке до тех пор, пока риска ВМТ на шкиве не совпадет с отметкой на корпусе кожуха (сразу за шкивом). Смотрим дальнейший порядок регулировки клапанов 2105.
  3. Переходим к шестерне привода распредвала (на противоположной стороне). На его шкиве есть риска, смотрим, чтобы она совпадала с указателем на головке блоков (как на фото).
  4. С этого момента переходим к проверке зазоров на клапанах. ВМТ на 4-ом цилиндре позволяет проверить и отрегулировать при надобности клапана под номерами 6 и 8.
  5. Проворачиваем коленвал (за шкив, ключом) на 180°, при этом шкив распредвала повернется лишь на 90°. Таким образом установится ВМТ на 2-ом цилиндре. Проводится проверка и регулировка клапанов ВАЗ 2105 под номерами 4 и 7.
  6. Снова проворачиваем коленвал на 180°. Установится ВТМ 1-го цилиндра. Контролируем и регулируем клапана под номерами 1 и 3.
  7. Вновь поворачиваем коленвал на 180°, чтобы установить ВМТ на 3-ем цилиндре. Работаем с клапанами 2 и 5.

Кстати, вот видео настройки клапанов:

Как отрегулировать зазор между клапаном и блоком цилиндра?

  1. Используем щуп толщиной 0,15 (мм). Он должен подлазить под клапан с небольшим натягом (не сильным и не слабым). Если щуп проваливается в зазор или наоборот не влазит, то с этого момента начинается регулировка клапанов на ВАЗ 2105.
  2. Одним ключом ослабляем нижнюю контргайку, вторым ключом проворачиваем винт хода клапана (вверх или вниз, зависимо от результата проверки щупом).
  3. Затягиваем контргайку без особого фанатизма.
  4. Делаем контрольную проверку щупом на 0,15 (мм).

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2105?

Надеюсь, инструкция доходчива и понятна.

Дополнительная информация

После регулировки собираем все элементы двигателя на место (крышку клапанов, кожух ремня ГРМ, корпус воздушного фильтра).

Делаем пробный заезд, прислушиваемся к звуку. На этом самостоятельное обслуживание клапанов ГРМ можно считать успешно выполненным.

Обратите внимание, что ВАЗ 2105 является классикой ушедшего в прошлое советского автопрома. К классической линейке также можно отнести и ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2104 и ВАЗ 2106. Начиная с ВАЗ 2107 в автомобилях используется инжекторная система подготовки горючей смеси. То есть, семерка уже к классике не относится. Порядок регулировки клапанов 2105, а также 2101, 2102, 2103, 2104 и 2106 полностью одинаков. То есть, классика настраивается по одному и тому же принципу.

Начиная с ВАЗ 2107 настраивать работу ГРМ нужно уже по-другому. Регулировка клапанов у ВАЗ 2107 проводится на более тонком уровне. С этой работой смогут справиться только автослесаря должной квалификации. Без солидного опыта обращения с транспортом к ГРМ ВАЗов, начина с семерки, лучше вообще не лезть. Проще отогнать машину в ближайшее СТО.

Надеюсь, статья, как проводится регулировка клапанов ВАЗ 2105, оказалась полезной. Ровных вам дорог и меньше поломок.

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видео

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видео

ГРМ

Несмотря на простоту конструкции клапанов и маслосъемных колпачков двигателя, эти элементы выполняют важную работу, без которой невозможно нормальное функционирование силового агрегата. От правильной работы клапанов напрямую зависит КПД двигателя: мощность, токсичность, расход топлива. Поэтому их целостность, как и регулировка зазоров, очень важна.

Предназначение клапанов в двигателе ВАЗ 2105

В двигателе ВАЗ 2105, как и во всех других двигателях внутреннего сгорания, клапаны являются важным элементом газораспределительного механизма. На «пятерке» в силовом агрегате используется 8 клапанов: на каждый цилиндр приходится по 2 клапана, основное назначение которых — правильное распределение газов. С помощью кланов смесь топлива и воздуха подается в камеру сгорания через впускной коллектор и выбрасываются выхлопные газы через выхлопную систему. При поломке с клапаном нарушается работа газораспределительного механизма, а также всего двигателя в целом.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКлапаны, расположенные в головке блока цилиндров, обеспечивают подачу топливно-воздушной смеси в камеру сгорания и отвод отработавших газов

Регулировка клапанов на ВАЗ 2105

Автомобили семейства ВАЗ, такие как ВАЗ 2101/07, оснащаются двигателями аналогичной конструкции. Различия обычно заключаются в некоторых технических характеристиках. Это позволяет проводить техническое обслуживание и ремонтные работы самостоятельно. Стабильная работа двигателя ВАЗ 2105 невозможна без правильно отрегулированных клапанов. Процедура подходит для всех силовых установок классических моделей Жигулей. Суть регулировки заключается в изменении зазора между коромыслом и кулачком распредвала. Обратите внимание, что регулировку необходимо проводить на холодном двигателе.

Когда и для чего необходима регулировка клапанов

Регулировка клапанов на ВАЗ 2105 начинается при нарушении зазора. Чтобы понять, что это за признаки и к чему может привести неправильный зазор, стоит разобраться в этом моменте подробнее. Основным признаком неправильного зазора механизма газораспределения является наличие металлического стука в районе ГБЦ. Сначала этот стук заметен только на одном из режимов работы двигателя, например, на холостом ходу, но при эксплуатации автомобиля он будет наблюдаться на всех режимах.

Расстояние может отклоняться как в большую, так и в меньшую сторону от номинального значения. В любом случае неправильный параметр повлияет на снижение мощности двигателя. При уменьшенном зазоре клапан будет прижат коромыслом, что приведет к нарушению герметичности в цилиндре и снижению компрессии. В результате возможен обжиг рабочей кромки клапана и седла.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоРазрез головки блока цилиндров по выпускному клапану: 1 — головка цилиндров; 2 — выпускной клапан; 3 — маслоотражательный колпачок; 4 — рычаг клапана; 5 — корпус подшипников распределительного вала; 6 — распределительный вал; 7 — регулировочный болт; 8 —контргайка болта; А — зазор между рычагом и кулачком распределительного вала

При увеличенном зазоре поступление смеси топлива и воздуха в камеру сгорания уменьшится за счет меньшего времени открытия клапана. Кроме того, газы будут выделяться в неполном объеме. Только чтобы избежать перечисленных нюансов «пятерки», требуется регулировка клапанов каждые 15-20 000 км пробега.

Инструменты для регулировки

Одним из условий правильной регулировки клапанов является наличие необходимых инструментов и знание последовательности действий. Из инструментов нужно подготовить следующий список:

  • специальный ключ для вращения коленчатого вала;
  • ключи рожковые и торцовые (на 8, 10, 13, 17);
  • отвёртка плоская;
  • щуп с толщиной 0,15 мм.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоТепловой зазор клапанов регулируется с помощью специального широкого щупа

Процесс регулировки выполняется специальным широким щупом, который используется для рассматриваемого процесса.

Порядок регулировки

Перед регулировкой необходимо демонтировать некоторые элементы, а именно воздушный фильтр и корпус, всасывающий трос от карбюратора, дроссельную муфту и клапанную крышку. Полезно будет снять крышку с распределителя зажигания, чтобы не мешала регулировка. Для начала необходимо выставить механизмы двигателя по меткам: метки есть на шкиве коленчатого вала и на передней крышке ГРМ. Ставим метку на шкиве напротив длины риски на крышке.

Следует учесть, что клапаны регулируют в определённой последовательности. Только так можно правильно настроить механизм ГРМ.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоПеред началом регулировки зазора клапанов устанавливаем коленвал и распредвал по меткам

Процесс регулировки состоит из следующих действий:

  1. После того, как положение коленчатого вала выставлено по меткам, проверяем зазор щупом на 6 и 8 кулачке распредвала. Для этого вставьте инструмент между коромыслом и кулачком распределительного вала. Если зонд входит с небольшим усилием, регулировка не требуется. Для оценки теплового зазора клапанов вставьте щуп между коромыслом и кулачком распределительного вала
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоДля оценки тепового зазора клапанов вставляем щуп между рокером и кулачком распредвала
  2. Регулировка необходима, если зонд входит с трудом или слишком свободно. Осуществляем процесс ключами на 13 и 17. Первым держим головку болта, вторым немного откручиваем контргайку. Затем вставляем щуп и вращением болта выбираем нужное положение. После заворачиваем гайку и выполняем контрольный замер. Для регулировки зазора используем ключи на 13 и 17. Первым держим болт, вторым откручиваем контргайку. Поворачивая болт, добиваемся нужного зазора
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоДля регулировки зазора используем ключи на 13 и 17. Первым удерживаем болт, вторым отворачиваем контргайку. Путём вращения болта добиваемся нужного зазора
  3. Измерение и регулировка зазора на остальных клапанах осуществляется в аналогичной последовательности. Для этого поверните коленчатый вал на 180˚ и отрегулируйте клапана 4 и 7.
  4. Поверните коленчатый вал еще на пол-оборота, чтобы отрегулировать клапаны 1 и 3. С помощью специального ключа поверните коленчатый вал еще на пол-оборота, чтобы отрегулировать клапана 1 и 3
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСпециальным ключом проворачиваем коленвал еще на пол оборота для регулировки 1 и 3 клапанов
  5. В завершении процесса регулируем зазор на 2 и 5 клапанах.

Процесс регулировки не так сложен, как требует внимания, аккуратности и аккуратности. При вращении коленчатого вала важно четко совместить метки. Для лучшего понимания процесса предусмотрена таблица, из которой становится понятно, какой клапан и в каком положении коленчатого вала необходимо регулировать.

Таблица: регулировка теплового зазора клапанов ВАЗ 2105
Угол поворота
коленвала (гр)
Угол поворота
распредвала (гр)
Номера цилиндров Номера регулируемых клапанов
0 0 4 и 3 8 и 6
180 90 2 и 4 4 и 7
360 180 1 и 2 1 и 3
540 270 3 и 1 5 и 2

После проведённого мероприятия сборку демонтированных элементов производим в обратной последовательности.

Видео: регулировка клапанов на примере ВАЗ 2105 с ременным приводом

Значения зазоров

При работе двигателя происходит нагрев и расширение деталей. Для обеспечения герметичности клапана необходим тепловой зазор, который на автомобилях ВАЗ 2101/07 должен составлять 0,15 мм, что соответствует размеру щупа, используемого для регулировки.

Маслосъёмные колпачки

Сальники клапанов, также называемые маслосъемными колпачками, в первую очередь предотвращают попадание масла в камеру сгорания двигателя. Как и другие детали силового агрегата, колпаки со временем изнашиваются, что сказывается на снижении КПД. В результате износа сальники начинают пропускать масло. Это приводит к повышенному расходу смазки и другим типичным проблемам.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоМаслосъёмные колпачки предотвращают попадание масла в камеру сгорания

Для чего нужны сальники клапанов

В механизме ГРМ используются два типа клапанов: впускные и выпускные. Верхняя часть стержня клапана находится в постоянном контакте с распределительным валом, в результате чего моторное масло запотевает. Задняя часть впускного клапана расположена в зоне взвешивания капель топлива, а выпускной элемент расположен в зоне выхода горячих выхлопных газов.

Распределительный вал не может функционировать без постоянной подачи смазки. Однако попадание масла в цилиндр – нежелательный процесс. Только для предотвращения попадания смазки в камеру сгорания были сделаны маслосъемные колпачки. Конструкция сальника такова, что масло удаляется из штока с его помощью, при возвратно-поступательном движении клапана.

Какие ставить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2105

При необходимости замены маслосъемных колпачков на «пятерке» возникает сопутствующий вопрос — какие колпачки выбрать, чтобы они прослужили как можно дольше? Исходя из опыта многих автомобилистов, следует отдавать предпочтение таким производителям, как Elring, Victor Reinz и Corteco.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоПри замене сальников клапанов необходимо выбирать качественные изделия от таких производителей как Elring, Victor Reinz и Corteco

К чему приводит износ маслосъёмных колпачков

Чтобы понять возможные последствия эксплуатации двигателя с изношенными маслосъемными колпачками, стоит рассмотреть признаки их выхода из строя. Необходимо учитывать тот факт, что колпачки пришли в негодность и подлежат замене в следующих случаях:

  • сизый дым при запуске двигателя, а по мере прогрева его исчезание;
  • нагар на свечах зажигания;
  • повышенный расход масла.

Первый признак говорит о том, что изношенная крышка пропускает масло на холодную, а после прогрева двигателя за счет расширения деталь способна выполнять свои функции. Появление нагара может быть связано не только с маслосъемными колпачками, поэтому для точного определения проблемы необходимо провести диагностику двигателя. Следует учитывать, что средний срок службы манжет составляет около 70-80 тыс км. Если после такого пробега остаются следы износа, вероятность того, что проблема именно в них, возрастает.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСо временем сальник клапанов приходит в негодность, что требует замены элемента

Некоторые автовладельцы не обращают особого внимания на признаки выхода из строя уплотнительных элементов, а ведь зря. Несмотря на то, что машина еще на ходу и ощутимых проблем нет, в будущем возможны серьезные проблемы с двигателем. Возьмите наименьший расход масла. При повышении появляется «масляное голодание» двигателя, что приводит к преждевременному износу деталей, после чего требуется капитальный ремонт. Кроме того, моторная смазка стоит не так уж и дешево. Если вам постоянно нужно будет доливать масло, это не лучшим образом отразится на бюджете.

При постоянном попадании масла в камеру сгорания фары преждевременно выходят из строя, что негативно сказывается на работе силового агрегата. Кроме того, нагар образуется не только на свечах, но и на клапанах, поршнях и стенках цилиндров. Чем это грозит? Самая распространенная проблема – прогоревшие клапана. Из этого можно сделать вывод, что ношение манжет может привести к серьезным последствиям и значительным финансовым затратам. Поэтому при наличии признаков износа уплотнителей не затягивайте с их заменой.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоПри повреждении маслосъёмных колпачков, на внутренних стенках цилиндров, поршнях, а также клапанах, образовывается нагар

Как менять маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2105

Смена колпачков невозможна без правильных инструментов, поэтому следует позаботиться о подготовке. Для выполнения этой процедуры нам понадобится:

  • рассухариватель клапанов;
  • приспособление для съёма колпачков;
  • пинцет, длинногубцы или магнитная рукоятка;
  • пруток из мягкого металла.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоДля замены маслосъёмных колпачков потребуется определенный набор инструментов, состоящий из рассухаривателя, съёмника сальников, ключей, пинцета

Сначала предстоит выполнить подготовительные работы, которые сводятся к демонтажу всего, что будет мешать замене колпачков. К таким элементам относятся воздушный фильтр вместе с корпусом, клапанная крышка, всасывающий трос и тяга от педали газа к карбюратору. В остальном процесс замены состоит из следующих шагов:

  1. Выставляем коленвал в положение, при котором 1 и 4 цилиндры будут в ВМТ. Устанавливаем коленвал в положение, при котором 1 и 4 цилиндры будут в ВМТ: метка на шкиве должна быть напротив длины риски на крышке ГРМ
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКоленчатый вал устанавливаем в положение, при котором 1 и 4 цилиндры будут находиться в ВМТ: метка на шкиве должна располагаться напротив длиной риски на крышке ГРМ
  2. Ослабляем болт шестерни распредвала Отгибаем край стопорной шайбы к болту шестерни распредвала, после чего ослабляем крепеж
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоОтгибаем край стопорной шайбы болта крепления звёздочки распределительного вала, после чего ослабляем крепёж
  3. Откручиваем крепление натяжителя цепи, ослабляем цепь и затягиваем гайку. Ключом на 13 ослабьте верхнюю гайку натяжителя цепи. Упирая монтажную лопатку в башмак натяжителя, зажимаем шток натяжителя и фиксируем его, затянув накидную гайку
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКлючом на 13 ослабляем затяжку колпачковой гайки натяжителя цепи. Упираясь монтажной лопаткой в башмак натяжителя, отжимаем шток натяжителя и фиксируем его, затянув колпачковую гайку
  4. Откручиваем болт крепления шестерни распредвала и снимаем ее. Чтобы цепь не упала, для фиксации можно использовать проволоку.Снять звездочку вместе с цепью распредвала и поместить ее в головку блока. Чтобы цепочка не прыгала, привязываем ее к звезде
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСнимаем звёздочку вместе с цепью распределительного вала и укладываем в головку блока. Чтобы цепь не перескочила, привязываем ее к звёздочке
  5. Откручиваем крепления корпуса подшипника и демонтируем блок от головки блока. Ключом на 13 откручиваем девять гаек крепления корпуса подшипника распредвала
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКлючом на 13 отворачиваем девять гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала
  6. Выкручиваем свечу первого цилиндра и вставляем в отверстие стержень из мягкого материала для удержания клапана. Между поршнем и диском клапана (на котором меняем колпачок) вставляем стержень из мягкого металла, диаметром около 8 мм. В крайнем случае можно использовать отвертку
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоМежду поршнем и тарелкой клапана (на котором меняем колпачок) вставляем пруток из мягкого металла, диаметром около 8 мм. В крайнем случае можно использовать отвёртку
  7. Для сжатия пружины используем сухарь, а с помощью пассатижей или пинцета вынимаем щели клапана. Для удобства можно использовать магнит. Сжимаем сухарем пружины клапанов и снимаем сухари пинцетом
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСжимаем рассухаривателем пружины клапана и пинцетом извлекаем сухари
  8. Снимаем верхнюю тарелку, пружины и опорные шайбы.Снимаем верхнюю тарелку, пружины и опорные шайбы со штока клапана
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСнимаем верхнюю тарелку, пружины и опорные шайбы со штока клапана
  9. Помещаем съёмник колпачков на клапан и удаляем сальник.Снять колпачок можно отверткой либо специальным приспособлением
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСнять колпачок можно отверткой либо специальным приспособлением
  10. Для установки нового пыльника предварительно смочите его в моторном масле и с помощью съемника установите на шток клапана. Смажьте рабочую кромку новой крышки моторным маслом и наденьте ее на шток клапана
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоСмазываем рабочую кромку нового колпачка моторным маслом и надеваем его на стержень клапана
  11. Повторяем ту же процедуру с четвёртым клапаном.
  12. Провернув коленчатый вал на пол-оборота, рассухариваем 2 и 3 клапаны. Замену сальников осуществляем аналогичным образом.
  13. Проворачивая коленвал на 180˚, а после ещё на пол-оборота, производим замену колпачков на соответствующих клапанах.

После установки всех уплотнителей собираем механизм в обратном порядке. Перед установкой распредвала вращением коленчатого вала устанавливаем золотник распределителя в то положение, в котором он был снят. После сборки остается отрегулировать тепловой зазор клапанов.

Видео: замена маслосъёных колпачков на классических моделях ВАЗ

Клапанная крышка

Владельцы ВАЗ 2105, как и других классических моделей, часто сталкиваются с проблемой замасленного двигателя. Неприятная ситуация может проявляться как в виде мелких, так и значительных пятен, что свидетельствует о выходе из строя прокладки клапанной крышки. Замена уплотнителя не является сложной задачей и потребует минимум усилий и инструментов, например:

  • плоская отвёртка;
  • гаечный ключ на 10;
  • ключ-трещотка на 10.

Замена прокладки клапанной крышка на ВАЗ 2105

Работу по замене уплотнителя крышки клапанов на «пятёрке» производим в следующей последовательности:

  1. Чтобы получить свободный доступ к крышке, демонтируем воздушный фильтр и корпус, который крепится к карбюратору. Для доступа к клапанной крышке необходимо снять воздушный фильтр и корпус
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоЧтобы обеспечить доступ к клапанной крышке, потребуется снять воздушный фильтр и его корпус
  2. Снимаем шланг отвода картерных газов, ослабляя хомут.
  3. Отсоедините шток привода дроссельной заслонки карбюратора и всасывающий трос. Тонкой отверткой подденьте и снимите пружинный зажим, отсоедините шток от вала привода дроссельной заслонки
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоТонкой отвёрткой поддеваем и снимаем пружинную скобу, отсоединяем тягу от валика привода дроссельной заслонки
  4. Откручиваем гайки крепления клапанной крышки ключом на 10. Для удобства можно использовать трещотку с головкой соответствующего размера. Ключом на 10 откручиваем восемь гаек крепления крышки ГБЦ
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКлючом на 10 отворачиваем восемь гаек крепления крышки головки блока цилиндров
  5. После откручивания креплений снимите шайбы и снимите крышку со шпилек под определенным углом. Клапанная крышка должна быть снята со штифтов под определенным углом
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКлапаную крышку необходимо снимать со шпилек под определённым углом
  6. После снятия крышки снимите старую прокладку и протрите чистой ветошью посадочные места на головке блока цилиндров и саму крышку. Затем ставим новый уплотнитель на шпильки Снимаем старую прокладку, протираем посадочные места на головке и крышке, устанавливаем новый уплотнитель
    Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоУдаляем старую прокладку, протираем посадочные места на головке и крышке, устанавливаем новый уплотнитель
  7. Монтируем крышку и все элементы в обратной последовательности.

Порядок затяжки клапанной крышки

Чтобы избежать перекоса при установке клапанной крышки, гайки необходимо затягивать в определенном порядке, как видно из рисунка ниже.

Когда и как необходимо регулировать клапаны на ВАЗ 2105: последовательность процесса с фото и видеоКлапанная крышка после замены прокладки должна затягиваться в определенной последовательности

Нельзя игнорировать появление каких-либо неисправностей или даже их признаков, связанных с износом маслосъемных колпачков или самих клапанов. Если вовремя заменить неисправную деталь или провести необходимые регулировки, можно избежать дорогостоящего ремонта двигателя. Поэтому важно следить за техническим состоянием силового агрегата и проводить необходимое техническое обслуживание согласно рекомендациям производителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *