Какую функцию выполняет пол кузова
Перейти к содержимому

Какую функцию выполняет пол кузова

  • автор:

Из чего же состоит автомобиль

Всем привет. Сегодня хочу продолжить делится интересной и познавательной информацией. Как известно автомобиль давно уже перешёл из разряда «роскоши» в «средство передвижения». Садясь за руль автомобиля мы и не задумываемся на сколько сложен этот без преувеличения сказать — конструктор. Ведь как известно автомобиль – это лего для взрослых, колличество деталей в котором превышает несколько тысяч. Сегодня я хочу в рассказать об устройстве кузова автомобиля.
Так, подробно обо всем. Первично, следует определить, из чего состоит кузов к примеру детища ВАЗовских конструкторов:

Так, все кузовные элементы автомобилей можно условно разделить на внешние (оперение) и внутренние, силовые элементы.
К оперению в данном случае относятся не перья, а детали кузова, прикрепленные к кузову ТС, то есть навесные, такие как двери, бампера, капот и крышка багажника автомобиля. Данные элементы не несут на себе нагрузку, не связывают кузов автомобиля в единое целое.
К внутренним, конструктивным элементам следует отнести пороги, пол кузова, лонжероны, моторный щит ТС. При этом же, к конструктивным элементам следует так же отнести крылья передние и задние, стойки дверей, переднюю и заднюю панели, крышу, рамку лобового стекла. Данные элементы жестко связаны между собой, составляют единое целое, несут на себе нагрузку:

Следует так же указать на то, что кузов легкового автомобиля, как правило, является несущим, то есть на кузов устанавливаются элементы подвески, двигатель, элементы трансмиссии автомобиля, а следовательно, кузов должен обладать значительной жесткостью и прочностью, но как показывает практика прочность не намного отличается от прочности консервной банки. Преимуществом данной конструкции является относительная легкость кузова.
Наряду с устройством авто с несущим кузовом, так же на автомобилях используют рамную конструкцию. Лонжеронная рама в данном случае является разновидностью несущей системы автомобиля, рамное шасси представляет собой законченную конструкцию, которая, как правило, может существовать и передвигаться отдельно от кузова. Так же, как правило, рамная конструкция применяется в грузовых автомобилях, а так же во внедорожниках. Так, рассмотрим устройство рамы легкового автомобиля:

Рама, как правило, состоит из продольных лонжеронов (в случае с легковыми авто, лонжероны рамы имеют прямоугольное сечение), связанных между собой поперечинами. Так же, на раме предусмотрены места крепления элементов подвески, трансмиссии и двигателя. Особое внимание следует обратить на то, что к раме так же крепится кузов автомобиля. При этом, кузов автомобиля не несет на себе значительную нагрузку. Данный тип конструкции ТС зарекомендовал себя высокой надежностью, жесткостью и прочностью, что необходимо для грузовых автомобилей и внедорожников. В заключении следует указать, что помимо рамы, в рамных автомобилях используется кузов, который так же должен обладать значительной прочностью на случай возможного ДТП.
Так же, наряду с рамной конструкцией и конструкцией авто с несущим кузовом, существует гибридный вариант – интегрированная рама автомобиля. Данная конструкция по сути представляет собой кузовной автомобиль со встроенной в него рамой. Как указывалось выше, на автомобиле так же присутствуют два лонжерона и поперечины, однако, данные элементы жестко связаны с кузовными элементами ТС:

Такая конструкция обладает значительной прочностью и жесткостью, применяется, как правило, на внедорожниках. Преимуществом данной конструкции является высокая прочность и жесткость при относительно небольшой массе в сравнении с рамными автомобилями.
В автомобилях так же встречаются конструкции кузовов, представляющие собой пространственные рамы. Сутью пространственной рамы является наличие большого числа силовых элементов, связывающих между собой элементы подвески, трансмиссии и двигатель. Ключевым отличием пространственной рамы от лонжеронной рамы является отсутствие ярко выраженных продольных лонжеронов:

Следует указать, что конструкция автомобиля с применением пространственной рамы встречается в автомобилестроении крайне редко и применяется, как правило, на спортивных автомобилях. Главным преимуществом пространственной рамы является большая жесткость при минимальной массе, что крайне необходимо в спортивных автомобилях.
Однако же, в конструкции автомобиля с пространственной рамой так же можно отнести автобусы. В конструкции кузова автобусов так же применяется большое количество жестко связанных между собой элементов:

Преимуществом данной конструкции так же является высокая жесткость и прочность при относительно небольшой массе.
Грузовые автомобили очень схожи по устройству с автомобилями с лонжеронной рамой. Однако есть ряд ключевых отличий. В первую очередь, рама грузового автомобиля выполняется, как правило, из лонжеронов, имеющих двутавровое сечение. Данный тип лонжеронов обуславливается тем, что как правило грузовые автомобили имеют большую длину, а следовательно, при движении по неровной дороге, рама имеет возможность незначительно изгибаться. При этом, сечение лонжерона рамы имеет большую высоту для обеспечения жесткости в вертикальной плоскости – то есть рама имеет такую форму для удержания нагрузки от перевозимого груза:

Особенностью данной рамы является большая жесткость и прочность в вертикальной плоскости при относительно меньшей жесткости при диагональных нагрузках.

Так же, в грузовых автомобилях крайне редко применяются конструкции с использованием хордовой рамы. Особенностью данной конструкции является наличие жесткой продольной узкой несущей конструкции, на которую крепятся элементы трансмиссии, подвески и двигатель. Особенностью так же является то, что внутри несущей конструкции располагаются элементы трансмиссии (карданный вал, редукторы):

Данный тип рамы применяется крайне редко. Однако, основным его преимуществом является то, что элементы трансмиссии объединены в единый узел и скрыты внутри силовой конструкции.
В следующий раз когда будете менять крестовину на карданном валу, всегда вспоминайте, что есть хордовая рама, а это значит, что у вас ещё не всё так сложно ))))
PS: Всем добра

2.3 Назначение, устройство и работа кузова автомобиля

Кузов современного легкового автомобиля является наиболее важной частью транспортного средства. В зависимости от выполняемых функций кузов может выступать в качестве несущей системы или быть ее отдельным элементом.

Большинство легковых автомобилей имеют несущий кузов, воспринимающий все нагрузки, действующие на автомобиль. Легковые автомобили повышенной проходимости – внедорожники оборудуются т.н. разгруженным кузовом, который имеет упругое соединение с рамой. Такой кузов воспринимает только весовые нагрузки пассажиров и перевозимого груза. Промежуточное положение между несущим и разгруженным кузовами занимаетполунесущий кузов, жестко соединенный с рамой автомобиля и усиливающий ее конструкцию.

Конструкция кузова определяет привлекательность, комфорт, безопасность и срок службы автомобиля. Таким образом, кузов в большей степени определяет основные потребительские качества автомобиля.

Основу кузова составляет корпус (другое наименование – каркас), к которому шарнирно прикреплены капот, крышка багажника, двери, передний и задний бамперы, декоративные накладные элементы и др.

Корпус представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из отдельных элементов: основания (пола), передней части (передка), задней части (задка), левой и правой боковины, крыши.

Основание кузова выполнено в виде цельноштампованной панели корытообразной формы. В центре панели проходит тоннель, служащий для размещения элементов выпускной системы, тормозных и топливных трубопроводов, а в заднеприводных автомобилях – для размещения узлов трансмиссии. Тоннель защищает расположенные в нем элементы от повреждения и увеличивает жесткость пола. В полу может быть выполнена ниша для запасного колеса. Вдоль основания приварены лонжероны.

Передняя часть объединяет передние лонжероны, передний щит, переднюю панель, брызговики и крылья. Передние лонжероны играют роль силовых элементов, на которых крепиться двигатель и передняя подвеска. В разных конструкциях кузовов передние крылья выполняются съемными или несъемными. В задней части расположены панель багажника и брызговики.

Боковина кузова состоит из внутренней и наружной панели. Наружная панель представлена передней, средней и задней стойками, порогом, и задним крылом. Внутренняя панель состоит из отдельных силовых элементов – усилителей стоек и пр. Панели соединены между собой.

Крыша кузова имеет цельноштампованную конструкцию, усиленную поперечинами.

Капот состоит из двух соединенных между собой панелей (наружной и внутренней). Капот к корпусу кузова крепится на петлях, снабженных пружинами. Пружины обеспечивают подъем капота. Капот оборудуется замком, который отпирается изнутри кузова специальной рукояткой.

Крышка багажника по аналогии с капотом также состоит из двух панелей. На внутренней панели установлен замок. Фиксация крышки багажника в открытом положении производится с помощью упругих элементов (пружин, торсионов).

Дверь кузова включают две панели, оборудуются замком и крепятся на петлях. В нижней части двери выполнены отверстия для стока воды из внутренней полости.

Шумоизоляция кузова производится с помощью различных материалов, которые размещаются на основании (битумные мастики), боковинах, дверях (мастики, войлок, картон), крыше (пенопласт, картон, стеклопластик), в моторном отсеке.

Устройство кузова:

Передний лонжерон ; 2. Передний щит; 3. Передняя стойка; 4. Крыша;

5. Задняя стойка; 6. Заднее крыло; 7. Панель багажника; 8. Средняя стойка; 9. Порог; 10. Центральный тоннель; 11. Основание; 12. Брызговик.

Что такое и из чего состоит кузов легкового автомобиля

Автомобиль состоит из множества элементов, которые слаженно работают вместе. Основными из них принято считать двигатель, ходовую часть и трансмиссию. Однако, все они закреплены на несущей системе, которая и обеспечивает их взаимодействие. Несущая система может быть представлена разными вариантами, но наиболее популярным является кузов автомобиля. Это важный конструктивный элемент, который обеспечивает крепление составных частей транспортного средства, размещение пассажиров и грузов в салоне, а также воспринимает все нагрузки во время движения.

Назначение и требования

Если двигатель называют сердцем автомобиля, то кузов – это его оболочка или тело. Как бы то ни было, именно кузов является самым дорогим элементом машины. Основное его назначение – это защита пассажиров и внутренних компонентов от воздействия окружающей среды, размещение посадочных мест и прочих элементов.

фото 1

Как к важному конструктивному элементу к кузову предъявляются определенные требования, среди которых:

  • стойкость к коррозии и долговечность;
  • сравнительно небольшая масса;
  • необходимая жесткость;
  • оптимальная форма, чтобы обеспечить ремонт и обслуживание всех агрегатов автомобиля, удобство погрузки багажа;
  • обеспечение необходимого уровня комфорта для пассажиров и водителя;
  • обеспечение определенного уровня пассивной безопасности при столкновении;
  • соответствие современным стандартам и тенденциям в дизайне.

Компоновка кузовов

Несущая часть автомобиля может состоять из рамы и кузова, только кузова или быть комбинированной. Кузов, который выполняет функции несущей части, так и называется несущим. Именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях.

Также кузов может быть выполнен в трех объемах:

  • однообъемный;
  • двухобъемный;
  • трехобъемный.

Однообъемный выполняется как цельный корпус, который объединяет отделение для двигателя, пассажирский салон и багажный отсек. Такая компоновка соответствует пассажирским (автобусы, микроавтобусы) и грузопассажирским автомобилям.

Двухобъемный имеет две зоны пространства. Пассажирский салон, объединенный с багажником, и моторный отсек. К такой компоновке относятся хэтчбек, универсал и кроссовер.

Трехобъемный состоит из трех отсеков: пассажирского, отсека для двигателя и багажного отделения. Это классическая компоновка, которой соответствуют седаны.

Разные компоновки можно рассмотреть на рисунке ниже, а более подробно почитать в нашей статье о типах кузовов.

фото 2

Устройство

Несмотря на разнообразие компоновок, кузов легкового автомобиля имеет общие элементы. Они показаны на рисунке ниже и включают в себя:

    . Представляют собой прямоугольные балки, которые обеспечивают жесткость конструкции и гашение колебаний.
  1. Передний щит. Отделяет моторный отсек от пассажирского.
  2. Передние стойки. Также обеспечивают жесткость и крепят крышу.
  3. Крыша.
  4. Задняя стойка.
  5. Заднее крыло.
  6. Багажная панель.
  7. Средняя стойка. Обеспечивает жесткость кузова, изготавливается из прочной листовой стали.
  8. Пороги.
  9. Центральный тоннель, где располагаются различные элементы (выхлопная труба, карданный вал и т.д.). Также увеличивает жесткость.
  10. Основание или днище.
  11. Надколесная ниша.

Конструкция может быть иной в зависимости от типа кузова (седан, универсал, микроавтобус и т.д.). Особое внимание в конструкции уделяется несущим элементам, таким как лонжероны и стойки.

Жесткость

Жесткость – это свойство кузова автомобиля сопротивляться динамическим и статистическим нагрузкам в процессе эксплуатации. Она напрямую влияет на управляемость.

Чем выше жесткость, тем лучше управляемость автомобиля.

Жесткость зависит от типа кузова, общей геометрии, количества дверей, размера машины и окон. Большую роль также играет крепление и положение лобового и заднего стекол. Они могут увеличить жесткость на 20-40%. Для большего увеличения жесткости устанавливаются различные распорки-усилители.

Наиболее устойчивыми считаются хэтчбеки, купе и седаны. Как правило, это трехобъемная компоновка, которая имеет дополнительные перегородки между багажным отделением и двигателем. Недостаточную жесткость показывают кузова типа универсал, пассажирский, микроавтобус.

Есть два параметра жесткости – на изгиб и на кручение. На кручение проверяют сопротивление при давлении в противоположных точках относительно его продольной оси, например, при диагональном вывешивании. Как уже было сказано, современные автомобили имеют цельный несущий кузов. В таких конструкциях жесткость обеспечивается главным образом за счет лонжеронов, поперечных и продольных балок.

Материалы для изготовления и их толщина

Прочность и жесткость конструкции можно увеличить за счет толщины стали, но это скажется на массе. Кузов должен быть легким и одновременно прочным. Это обеспечивается за счет применения низкоуглеродистой листовой стали. Отдельные детали изготавливаются путем штамповки. Затем части прочно соединяются друг с другом точечной сваркой.

Основная толщина стали составляет 0,8-2 мм. Для рамы применяется сталь толщиной 2-4 мм. Наиболее важные детали, такие как лонжероны и стойки, изготавливаются из стали, чаще всего легированной, толщиной 4-8 мм, большегрузные автомобили – 5-12 мм.

Плюс низкоуглеродистой стали в том, что она хорошо подвергается формовке. Можно сделать деталь любой формы и геометрии. Минус в низкой устойчивости к коррозии. Для повышения стойкости к коррозии листы стали подвергаются оцинковке или добавляется медь. Лакокрасочное покрытие также защищает от коррозии.

Наименее важные детали, которые не несут основной нагрузки, изготавливаются из пластмасс или сплавов алюминия. Это снижает вес и стоимость конструкции. На рисунке показаны материалы и их прочность в зависимости от назначения.

фото 4

Алюминиевый кузов

Современные конструкторы постоянно ищут способы снижения массы без потери жесткости и прочности. Одним из перспективных материалов является алюминий. Масса алюминиевых деталей в 2005 году в европейских автомобилях составила 130 кг.

Сейчас активно применяется материал пеноалюминий. Это очень легкий и одновременно жесткий материал, который хорошо поглощает удар при столкновении. Пенистая структура обеспечивает высокую термостойкость и шумоизоляцию. Минусом данного материала является его высокая стоимость, примерно на 20% дороже традиционных аналогов. Широко применяют алюминиевые сплавы концерны «Ауди» и «Мерседес». Например, за счет таких сплавов удалось значительно снизить массу кузова Ауди А8. Она составляет всего 810 кг.

фото 5

Кроме алюминия рассматриваются пластиковые материалы. Например, инновационный сплав «Fibropur», который по жесткости практически не уступает стальным листам.

Кузов является одним из важнейших конструктивных компонентов любого автомобиля. От него во многом зависит масса, управляемость и безопасность транспортного средства. Качество и толщина материалов сказывается на долговечности и устойчивости к коррозии. Современные автопроизводители все чаще применяют углепластик или алюминий, чтобы снизить массу конструкции. Главное, чтобы кузов смог обеспечить максимально возможную безопасность для пассажиров и водителя в случае столкновения.

Устройство кузова легкового автомобиля

Кузов машины

К узов автомобиля является самой дорогостоящей деталью автомобиля. Кузов автомобиля может быть как несущей системой, так и отдельным ее элементом. Кузов современного легкового автомобиля состоит из моторного отсека, пассажирского салона и багажника.

К узов выполняет функцию несущего элемента современного легкового автомобиля. В кузове размещен салон автомобиля и на кузов устанавливается ходовая часть, трансмиссия, двигатель, механизмы управления, электро- и дополнительное оборудование. На кузов также замыкается «минус» электрической цепи. В основном кузов автомобиля изготавливается из металла, но бывают и исключения, когда используется специальная крепкая пластмасса.

Металлическая часть кузова состоит из следующих кузовных деталей:

  • Днище кузова (обрабатывается антикоррозийными материалами для уменьшения коррозии);
  • Крыша кузова;
  • Крылья кузова (обрабатываются антикоррозийными материалами для уменьшения коррозии);
  • Панели кузова;
  • Двери кузова(крепятся к стойкам кузова петлями, которые держатся винтами, с помощью которых регулируются двери по вертикали и горизонтали); Замки на дверях имеют специальную конструкцию, которая исключает открытие двери даже при ДТП.
  • Капот кузова;
  • Крышка багажника.

Спереди и сзади кузова установлены бампера. На современных автомобилях бампера изготавливаются из пластмассы или других схожих материалов. В случае ДТП именно бампер автомобиля первый воспринимает на себя удар.

Для размещения водителя и пассажиров в салоне автомобиля устанавливаются сиденья. Устанавливаются сиденья автомобиля на специальные салазки, которые позволяют регулировать сиденье в продольном направлении. Также можно регулировать наклон сиденья, что обеспечивается специальными ручками по бокам сидений. Регулировка наклона сиденья может осуществляться вплоть до установки спального места.

С недавнего времени очень популярными стали автомобили с формами кузова «хэтчбэк» и «универсал». Такая популярность объясняется возможностью трансформировать автомобиль как под грузовой, так и под пассажирский вариант.

Салон

В салоне размещаются органы управления автомобилем, а также устройства и приспособления, которые обеспечивают комфорт, удобство и безопасность во время движения автомобиля.

Внешняя часть кузова окрашивается заводом изготовителем автомобиля. Для покраски автомобиля необходимо придерживаться технологии покраски кузова автомобиля.

Технология покраски кузова современного легкового автомобиля это сложный и трудоемкий процесс, который состоит из нескольких основных этапов: подготовка кузова к покраске, грунтовка кузова, сушка кузова, нанесение основного слоя краски. Соблюдение правильной технологии покраски кузова гарантирует высокую антикоррозийную стойкость кузова, учитывая неблагоприятные условия эксплуатации автомобиля.

Типы кузовов автобусов

Какие бывают типы кузовов автобусов?

Конструкция автобуса

Устройство кузова автомобиля:

  1. Передний лонжерон ;
  2. Передний щит;
  3. Передняя стойка;
  4. Крыша;
  5. Задняя стойка;
  6. Заднее крыло;
  7. Панель багажника;
  8. Средняя стойка;
  9. Порог;
  10. Центральный тоннель;
  11. Основание;
  12. Брызговик;

Кузова грузовых автомобилей

Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными

или специализированными

По конструкции кузова легковых автомобилей могут быть трехобъемными, двухобъемными и однообъемными.

У трехобъемного кузова имеется три отсека: для двигателя, пассажиров и багажа.

  • Кузов грузовогоавтомобиля
  • Типы кузовов автобусов
  • Конструкция рамы автомобиля
  • Конструкция тягово-сцепного устройства

Виды кузова

В настоящее время наибольшее распространение имеют устройства кузовов легковых автомобилей следующих типов:

• трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями седан;
• трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и с перегородкой сзади переднего сиденья, отделяющей водителя от пассажиров — лимузин;
• кузов с мягким складывающимся тентом и съемными боковыми окнами — фаэтон;
• двухобъемный кузов с задней дверью с грузовым помещением, не отделенным перегородкой от пассажирского салона — универсал;
• двухобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями, имеющий заднюю дверь — комби (хетчбек);
• кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями и с двухместной закрытой кабиной — пикап.

Каркасные несущие кузова легковых автомобилей имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания из тонкостенных про филей, образующих жесткую сварную пространственную форму, на которой крепятся облицовочные панели.
В бескаркасных кузовах, применяемых на современных легковых автомобилях массового производства, достаточную жесткость достигают соответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную конструкцию. Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от автомобиля способствует низко опущенный капот двигателя. Для защиты пассажиров и водителя от пыли, влаги, низких и высоких температур кузов должен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию.

Элементы устройства кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:

1 — петля передней двери; 2 — болт крепления петли к кузову; 3 — болт крепления петли к двери; 4 — ограничитель; 5 — дуга; 6 — резиновая втулка.

Устройство корпус кузова легкового автомобиля представляет собой пространственную систему, состоящую из штампованных панелей и элементов каркаса коробчатого сечения, соединенных между собой точечной сваркой. Панели с поперечинами образуют основание (пол), ограниченное с боков порогами (продольными брусьями). Боковины кузова, образующие части порогов и стоек, переходят в задние крылья. Сверху кузов ограничивается панелью крыши. Коробчатые стержни, ограничивающие с боков переднее (ветровое) окно, называются стойками ветрового окна, вертикальные коробчатые стержни между передними и задними дверями — центральными стойками. Все детали кузова изготовляются штамповкой из малоуглеродистой, тонколистовой стали (толщиной 0,7—0,9 мм), сильно нагруженные детали — из листа толщиной 1,2 мм. Некоторые детали, особенно подверженные коррозии, изготовляются из листа, имеющего покрытие на основе цинка.

Оперение передней части кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:

1 — облицовка радиатора; 2 — нижняя панель; 3 — вертикальный молдинг; 4 — облицовка фары; 5 — верхняя панель; 6 — предохранительный крючок; 7 — гайка штыря; 8 — пружина; 9 — запорный штырь; 10 — замок капота; 11 — капот; 12— трос привода замка; 13 — переднее крыло; 14 — петля капота; 15 — рукоятка привода замка капота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *