проверка и ремонт деталей генератора. (пошаговое руководство)
Итак! В прошлой записи мы полностью разобрали генератор. Теперь необходимо проверить, и если нужно (и возможно)отремонтировать то что теперь лежит у нас в коробке.
Первым делом визуальный осмотр. Корпус генератора должен быть целым, без трещин и сломов. Обмотки не подгоревшие, не пахнут паленым, лак на обмотках не обупился. Подшипники (обязательно закрытые) не заклинили, не болтаются, не насквозь сгнившие.
Далее…весёлые картинки и комментарии.
осматриваем токосьемные кольца. если выработка большая, или уже впртерло до пластика, их нужно менять. В магазах продаются различные ремкомплекты для таких целей. У меня выработка есть, но не критична, поэтому я их не меняю. берем мультиметр и прозваниваем якорь в режиме прозвонки. при исправной обмотке вы услышите писк прибора и показания приближенные к нулю далее проверяем что обмотка якоря не замкнута на корпус. показания бесконечность-значит всё хорошо. переходим к подшипникам. у меня с ними всё в поряде, не болтаются, не скрипят не шуршат, но если уж есть возможность, то стоит их промыть и смазать. Маленький подшипник прикрыт пластинкой-снимаем её. снимаем резиновую крышечку, моем, набиваем смазкой, и закрываем крышечкой. Обычно этот подшипник не убиваем, так ка нагрузка от ремня на передний подшипник. Но если вам нужно его менять-необходим съёмник, или можно его просто разбить(аккуратно осколки подшипника летают как пуля) и внутреннюю обойму срезать. передний подшипник. номерок на крышке. Извините размер не замерил. Но при первой возможности исправлю этот пробел. берём остро заточенное тоненькое стальное шило (цыганскую иглу) аккуратно поддеваем крышки (обе) по внутреннему диаметру. Вскрываем видим там какие то скатанные какашки и идем его отмывать и полоскать. набиваем смазкой для подшипников и плотно закрываем крышки. на этом с подшипниками покончено. проверяем обмотку статора. прозваниваем между собой все 4ре конца обмотки. Прибор должен пищать и показывать ноль. проверяем обмотку статора на замыкание на массу. Бесконечность-хорошо! переходим к диодному мосту. Переключаем мультиметр в режим проверки диодов. прикладываем красный щуп к плюсовому выводу, а черный по очереди прижимаем к четырем контактам. если на всех 4-х бесконечность переходим к следующему шагу. меняем щупы местами и снова прозваниваем. Смотрим показания, на всех 4-х контактах они должны быть примерно как на фото.Это правильно снова переставляем щупы. Черный к контакту массы, красным проходим по контактам.если показания бесконечность-значит вероятность исправности диодного моста стала ещё выше. перекидываем щупы наоборот, проверяем, если всё как на картинке-я вас поздравляю. ваш диодный мост исправен на 100% Щетки! Я писал, что мне их надо менять, поэтому распишу весь процесс.Вообще продаются в магазинах готовые щетки в корпусе, но мы не ищем легких путей. Поэтому были куплены просто две щетки за 50 рублей (можно брать жигулевские от классики) Выпаиваем старые новые щетки немного шире родных поэтому нужно их доработать. нужно снять меньше миллиметра, Извиняюсь, но использовал первое что попалось под руку, а именно бетонную плитку, на ней и притер (правильно конечно нождачечку среднюю) притирая щетки нужно постоянно контролировать, чтоб щетка плотно зашла в корпус, но и не закусывала. новая щетка еще и длиннее оригинала. Поэтому ставим пружинку и щетку в корпус, сжимаем пружину и отмечаем на сколько нам нужно её обрезать. Вот царапка под отверстием в щетке, здесь и режем вот такая доработанная щетка должна получиться (для тех кто не хочет подгонять и царапать-размер оригинальной щетки 5х7х15мм. хвостик от 20мм) ну а дальше просто. Вставили пружинку, вставили щетку, зафиксировали, припаяли лишние хвосты обрезать Не отличить от оригинала!
Я думаю нет смысла делать запись о сборке генератора, там и так всё понятно. Как пишут в книгах "собрать в обратной последовательности". НО! внимательные читатели наверное заметили, что нет проверки реле регулятора! Дело в том, что отдельно от генератора его сложно проверить. А вот как проверить его в генераторе и генератор в сборе я вам расскажу в следующей записи.
Якорь генератора как проверить
Во время работы на стройке вылетел генератор, от которого питались дрель, пилы и прочие все наши электроинструменты. Проверка генератора мультиметром показала, что вышел из строя ротор – после замены агрегат снова стал производить ток, и работа по обустройству объекта продолжилась. В этом обзоре расскажу, из-за чего чаще всего ломается генератор, какими путями можно его проверить, а также что собой представляет используемый для диагностики прибор.
Мультиметр – что это такое, виды
Если вы никогда раньше не пользовались мультиметром, то для начала предлагаю узнать, что это за прибор. Так, исходя из названия – это измерительное устройство для определения сразу нескольких величин. В данном случае он включает:
- Вольтметр – для измерения напряжения.
- Омметр – для определения сопротивления.
- Амперметр – для замера силы тока.
В своей практике мне довелось пользоваться 2-мя его разновидностями:
- Аналоговым. Показания замера отображаются стрелкой по соответствующей шкале одной из трех величин. Прибор доступен по стоимости, но характеризуется большой погрешностью.
- Цифровым. Измерения отображаются на цифровом табло. По сравнению с аналоговыми моделями он более точен и прост в эксплуатации, но при этом дороже.
Распространенные неисправности и методы проверки
Есть множество причин, почему может сломаться бензогенератор. Однако в данном обзоре я касаюсь только главной – электрической части. Ее поломки зачастую обнаруживаются только при так называемом прозванивании.
Механические неисправности можно установить сразу. Например, при беглом осмотре сразу обнаруживаются различные сколы, трещины и проч. Также можно попробовать прокрутить ротор рукой – если вдруг он начинает быстро останавливаться, заедать, неравномерно вращаться или выдавать посторонние звуки, значит, пришло время разобрать его и заглянуть внутрь на предмет выявления дефекта.
С другой стороны, установить причину неисправности электрической составляющей может получиться не сразу – для этого нужен опыт. Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотку ротора (якоря) и статора, а также другие важные узлы генератора, рекомендую следующую простую инструкцию:
- Измеряется показатель сопротивления между выходной клеммой и корпусом. Если в результате прибор показал значение, близкое к «0», то вероятнее всего сгорел диодный мост, то есть выпрямитель. Также могло произойти корочение между обмоткой статора и корпусом.
- Замер величины проводится между болтом, крепящим диод, и выходной клеммой. Если сопротивление упало до нуля, элемент требует замены.
- Выходы конденсатора подсоединяются к измерительному прибору. Сначала сопротивление должно упасть, а затем на недолгий промежуток времени подняться.
- Наличие повреждений в местах контакта обмотки ротора с кольцами генератора можно проверить с помощью лампочки и аккумулятора, например, автомобильного. Минусовой провод кидается на корпус, а плюсовой – через лампу на контактные кольца. Если она не загорается, значит перемыкания не произошло. Аналогичным образом можно протестировать с помощью вольтметра.
Проверка отдельных узлов
Если на предыдущем этапе обследования причина поломки не была установлена, рекомендую продолжить тестирование следующих основных узлов:
- Реле регулятора напряжения.
Для начала нужно убедиться, что элемент физически исправен. При внешнем осмотре в первую очередь я обращаю внимание на щетки. Они должны быть целыми, без дефектов и беспрепятственно перемещаться в каналах держателя. Кроме того, если их края выходят менее чем на 5 мм, регулятор нужно заменить.
Реле генератора под нагрузкой я прозвонил с помощью мультиметра и регулируемого блока питания по следующей схеме:
- Подобрал лампочку соответствующего номинала и подсоединил к ней пару проводов.
- Подключил проводники к щеткам.
- Соединил контакты регулируемого блока питания с входами регулятора.
- Далее подсоединил мультиметр.
- Включил блок питания, зафиксировал показатели измерительного прибора.
- Далее при постепенном увеличении номинала фиксировал показания прибора и нарастающую яркость лампы.
При повышении напряжения, соответствующего выходной величине на реле, лампочка потухла. Реле оказалось исправным. Если бы было наоборот – потребовалась бы его замена.
- Обмотки статора.
Проверку обмотки статора генератора я также начал не с подключения мультиметра, а с визуального осмотра. В моем случае дефектов не было. Но если бы прошло короткое замыкание, то были бы видны следы прожига, порченой изоляции и т. д.
Далее прозвонил обмотку по следующему алгоритму:
- Подсоединил один щуп прибора на корпус, другой на один из 3-х выводов.
- Прибор показал максимальное значение величины сопротивления.
- Это означало, что все витки целы.
- Аналогичным образом повторил для 2-х других контактов.
Также протестировал состояние обмоток друг относительно друга. Для этого один щуп тестера подсоединил к 1-му выводу статора, а другой щуп поочередно присоединял к ко 2-му и 3-ему выводу. Затем повторил аналогичное действие ко 2-му и 3-ему выходу.
- Диодного моста (выпрямителя).
Тест диодного моста выполнил по такой схеме:
- Переключил тестер в режим прозвона.
- Щуп с черным проводом подсоединил к основанию моста.
- Щупом с красным проводником коснулся выхода.
Видео о том, как протестировать генератор мультиметром:
Если шкала прибора показывает значение от 400 до 800 Ом, диод работоспособен. При замене щупов местами показатель должен стремиться к бесконечности. В противном случае диод или мост требует замены.
- Обмотки ротора (якоря).
Для того чтобы проверить обмотку ротора (якоря) генератора на предмет обрыва цепи с помощью мультиметра, я выполнил следующий ряд действий:
- Подсоединил щупы на кольца.
- Шкала показала значение 0,8 Ом.
- В идеале сопротивление должно быть от 2 Ом и выше.
- Это значит, что произошел разрыв.
- При визуальном осмотре, обнаружил отрыв проводника в месте подсоединения к кольцу – наиболее частая причина подобной поломки.
Также якорь можно прозвонить на предмет замыкания на корпус. Для этого один щуп закрепляется на вал, а другой – на кольцо. В исправном состоянии величина измерения должна стремиться к максимальному значению.
Видео о том, как быстро проверить генератор без разборки:
Коротко о главном
Проверка генератора осуществляется с помощью универсального измерительного прибора – аналогового или цифрового мультиметра. Механические неисправности, как правило, выявляются сразу при визуальном осмотре. Установить поломки электрической части можно путем прозвонки.
Отдельной проверки требуют такие узлы, как:
- Реле регулятора напряжения.
- Диодный мост.
- Обмотка статора.
- Обмотка ротора.
Для того чтобы выполнить проверку обмотки ротора (якоря), статора и других частей генератора мультиметром, нужно строго следовать инструкции.
Напишите в комментариях, как думаете – можно ли при проверке ротора вместо мультиметра использовать лампочку с источником питания?
Якорь в генераторе: что это и как его проверить
Одной из очень важных частей автомобиля является якорь в генераторе: что это и как его проверить разберём дальше. От хорошего состояния всех запасных частей автомобиля зависит его работоспособность. Генератор является «сердцем» автомобиля, поэтому требует ухода и своевременной замены деталей.
Что такое якорь генератора
Во-первых, разберём, что такое якорь генератора и для чего он предназначен. Это подвижная часть, в которой вырабатывается электрический ток. Якорь состоит из нескольких элементов: вала, щелочного узла, сердечника, обмотки возбуждения, коллектора и контактных колец.
Состоящий из нескольких листов электрической стали, сердечник монтируется в вал или в цилиндрическую втулку. Концы обмотки крепятся к пластинам, из которых состоит коллектор, и он соединяется с валом через изолирующую втулку. Всё это составляет единый узел якоря генератора, снабжающего электрические части машины током.
Как можно заметить, строение якорного узла состоит из нескольких элементов и каждый из них влияет на работу автомобиля. При выходе из строя даже самой маленькой детали, может потребоваться ремонт генератора в Люберцах, во время которого специалист проверит его, выявит проблему.
Распространённой проблемой генераторной системы является слабость щеточного узла, отвечающего за подачу и отвод электротока. При нарушении его работы возникают проблемы с освещением, работой датчиков, уменьшением напряжения в сети. Поэтому якорный узел и все остальные компоненты генератора нуждаются в регулярной проверке и обслуживании.
Как снять якорь генератора
Для того, чтобы провести проверку или заменить деталь, нужно знать, как снять якорь генератора правильно, не повредив детали. Конечно, можно сделать это самим в гараже. Или доверить это сотрудникам автосервиса, делающим ремонт стартёров и генераторов в автомобилях разных марок.
Для начала нужно аккуратно снять генератор из машины. После этого снимаем крышку, отделяем диодный мост и щётки. Аккуратно фиксируем шкив в тисках через резиновые прокладки и откручиваем его головку. Работа не требует торопливости, так как детали достаточно хрупки и при чрезмерных усилия могут просто сломаться.
Сам якорь генератора вставлен в подшипник. Поэтому, его необходимо аккуратно выбить из крепления, не повредив вал. Деталь у нас в руках. Дальше проверяем её состояние, смотрим что нужно заменить, и, собственно, занимаемся непосредственно ремонтом и обслуживанием якоря генератора.
После ремонта собираем систему и монтируем обратно. Для удобства используйте во время всех работ средство WD-40. Оно поможет мягко снять все детали и не повредит ни один болтик. Так же стоит заранее позаботиться о наличии ключей разных размеров.
Как прозвонить якорь генератора мультиметром
Отдельно стоит разобрать диагностику неполадок или как прозвонить якорь генератора мультиметром для выявления поломок. Эта важная часть автомобиля снабжает остальные энергией, поэтому нарушения исправности работы будут заметны невооруженным глазом. Очень важно своевременно найти и устранить проблему, так ка это может негативно сказаться на состоянии авто.
Признаками нарушений работы якоря генератора могу быть разряжающийся аккумулятор, гул, сильное нагревание статора, появление горелого запаха и свечение сигнальной лампы. При появлении хотя бы одного из этих явлений, можно обратиться к тем, кто делает ремонт стартеров автомобилей, для подтверждения и решения проблемы.
Проверка якорного узла и остальных частей генератора поста. К аккумулятору выключенного авто соблюдая полярность присоединяем щупы прибора. В режиме вольтметра смотрим на показатели напряжения. После этого, заводим машину и снова сверяем показатели. Величина напряжения, подаваемого на клеммы, отличается у разных автомобилей, поэтому перед началом процедуры уточните их нормальные показатели.
Увеличение и уменьшение показателя напряжения свидетельствуют об имеющихся в генераторном узле неисправностях. Прозвон мультиметром является первичным способом диагностировать неполадки в работе машины и приступить к поиску проблем.
Как разобрать якорь генератора
О том, как разобрать якорь генератора, мы уже упоминали. Для этого потребуются отвертки и накидные ключи разных размеров. Кроме того, рекомендуется узнать, чем смазать генератор в процессе разборки для улучшения функционирования. Эту информацию, обычно, оговаривают производители машины, поэтому для разной техники она может отличаться.
Итак, как мы узнали – якорь генератора является очень важной частью в работе автомобиля. В нём идёт выработка электрического тока для снабжения всей машины энергией. При любом признаке его неисправности стоит провести диагностику и обслуживание. Благодаря этому машина прослужит долгие годы.
Проверка генератора
Работа современных генераторов основана на законе электромагнитной индукции. Опытным путем Майкл Фарадей установил, что при изменении магнитного поля внутри замкнутого проводящего контура возникнет электрический ток, который называют индукционным током и ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через контур. Закон был открыт в середине XIX века, который положил начало разработке генератора переменного тока и до настоящего времени, эксплуатирующийся в разнообразных отраслях и быту нашей повседневной жизни, в том числе и в автомобиле.
Генератор является наиболее важным узлом автомобиля, обеспечивающим электрической энергией все жизненно необходимые системы: электрический бензонасос, вентилятор охлаждения, электронные блоки управления двигателем, систем сигнализации и блоков комфорта, стартер, системы зажигания, зарядки аккумулятора и многочисленные дополнительные узлы. Работа генератора прямо пропорциональна нагрузками от потребителей электрической энергии, физическими нагрузками от давления натяжения приводного ремня и перепадами температуры в подкапотном пространстве двигателя внутреннего сгорания. Учитывая постоянные нагрузки при эксплуатации автомобиля, проверка генератора входит в регламент технического обслуживания в соответствующие предписанные сроки.
Конструктивные особенности генератора
Конструктивно все устанавливаемые на автомобили генераторы состоят из ротора, статора, крышек, отлитые из алюминиевого сплава, регулятора напряжения, выпрямительного блока (диодный мост) и щеточного узла.
Ротор представляет собой вал, на котором устанавливается обмотка возбуждения между двумя полюсными половинами – магнитопроводами. На каждой половине магнитопровода имеется шесть выступов в форме клюва. При вращении ротора клювы магнитопровода поочередно пересекают магнитное поле статора, индуцируя в обмотке ток.
При подаче напряжения на ротор щеточного генератора, клювы, направленные навстречу друг другу намагничиваются. Одна половина намагничивается в «южном» направлении, другая – в «северном» и при вращении ротора магнитное поле циклически меняется с «северного» на «южный», возбуждая электрический ток. В генераторе, не имеющего в конструкции щеточного узла, клювы магнитопровода намагничиваются аналогично, при этом имеют собственное вращение. В практике такие генераторы не нашли широкого применения, в связи с их ненадежностью, усложненной конструкцией, большими габаритами и массой, а также частой поломкой магнитопроводов, приводящих к разрушению всего генератора.
Неисправности автомобильного генератора
Генератор автомобиля – это один из узлов, обеспечивающий электричеством бортовую сеть и производящим зарядку аккумуляторной батареи. Кроме этого, генератор является наиболее нагруженным в процессе эксплуатации автомобиля и, соответственно, ресурс его работы определяется как временной характеристикой, так и своевременностью технического обслуживания. Возникновение неисправности автомобильного генератора влечет за собой отсутствие зарядки аккумулятора и в конечном итоге полную остановку транспортного средства.
Какие могут появиться симптомы, характеризующие о скорой поломке? При работающем двигателе на холостом ходу прослушивается низко тональный шум или однородный звук скрежета металлических деталей, частое включение на панели приборов аварийной лампы зарядки аккумуляторной батареи, запотевание поверхности аккумуляторной батареи.
Основными неисправностями являются:
- износ или разрушение подшипников;
- износ, поломка или зависание щеток;
- неработоспособность регулятора напряжения;
- отсутствие контакта в узловых контактных точках;
- неработоспособность выпрямительных диодов;
- загрязнение между ротором и статором.
Возможны также и другие характерные признаки не эффективной работы – это снижение освещенности ближнего света фар, мерцание освещения на панели приборов, падение давления в топливной рампе из-за недостаточного напряжения на бензонасосе.
Низкий уровень напряжения бортовой сети влияет и на динамические показатели работы двигателя, а также увеличения путевого расхода топлива.
Неисправности делят на виды, в зависимости от части повреждения: механическая и электрическая.
Перед снятием генератора с автомобиля с целью его ремонта электрической части желательно выявить возможные повреждения или обрывы проводов, проверить целостность предохранителей. Проверка предохранителей осуществляется тестером или светодиодной «контролькой».
Проверка механической части, заключается в определении износа или поломки подшипников, коллекторных щеток, трещин в передней и задней крышках, визуальной оценкой приводного ремня.
Для каждого вида неисправностей существуют индивидуальные способы проверок механической части и электрической.
Например, в области размещения генератора вращаются не только ротор с подшипниками, но и ролики натяжителя ремня ГРМ, помпа и дополнительно установленные узлы (компрессор кондиционера, насос усилителя руля и т.д.). В этой совокупности вращающихся деталей сложно различить шум подшипников генератора, и чтобы проверить вызывает ли он шум достаточно снять приводной ремень (отключить вращение ротора) и запустить двигатель. Если шум не прослушивается, то это значит имеется повреждение механической части, а именно подшипник (по статистике – это наиболее частая поломка).
Методы проверки работы генератора
Существует широкий диапазон методов проверки работоспособности автомобильного генератора, как в условиях специализированного автосервиса, так и в гаражных условиях. И каждый метод уникален и результативен.
Наиболее простой метод проверки – это периодический контроль на панели приборов автомобиля лампы зарядки. Если загорелась лампа аварийного состояния зарядки, то необходимо принять меры в выяснении причин отсутствия зарядки и устранения неисправности.
Проверка работы генератора осуществляется на рабочем двигателе в режиме холостого хода мультиметром или тестером. Для этого нужно подготовить прибор на измерение напряжения, установив диапазон измерения на 20 Вольт, а щупы прибора плотно прижать для надежного контакта к клеммам аккумулятора, при этом экран мультиметра цифрами покажет снимаемое щупами напряжение (на тестере напряжение показывает стрелка прибора). Диапазон контролируемого напряжения в режиме холостого хода и без включенной нагрузки (габаритные огни, фары, вентилятор охлаждения, отопитель салона) должен находиться в пределах 13,5 – 14,7 Вольт. Проверку на измерение выходного напряжения проводят и с включенной нагрузкой, при этом падение напряжения не должно превышать 0.5 Вольт.
В случае полного отсутствия зарядки в первую очередь проверяется напряжение на обмотке возбуждения с помощью мультиметра или обычной диодной контрольки с лампочкой.
Диагностика исправности генератора мультиметром или контролькой является наиболее простой и широко распространенной методикой.
Работы по исследованию генератора проводятся на специальном стенде, оснащенным приборами контроля тока и напряжения, тахометром и потребителями электрической энергии.
В настоящее время глубокую и подробную информацию по работе электрической машины можно получить осциллографом, в частности осциллографом Постоловского.
Проверка снятого с машины генератора
Перед тем как снять с автомобиля необходимо:
- отключить от клемм аккумулятора силовые кабели;
- открутить гайку крепления наконечника подводящего кабеля с плюсовым напряжением и вытянуть разъем провода питания обмотки возбуждения;
- освободить от болтов крепления к двигателю корпус генератора и снять приводной ремень от шкива.
Проверка механической части:
Снятый генератор перед разборкой проверяется на предмет механических повреждений, наличия сколов и трещин на алюминиевых крышках. Вращением шкива рукой производят ревизию свободного движения ротора и в случае выявления заеданий шкива (скачкообразное вращение), притормаживания или наличия посторонних звуков корпус полностью разбирают с целью замены изношенных деталей.
Проверка электрической части мультиметром:
- Замер сопротивления между выходом «30» и корпусом генератора – если сопротивление омметр показывает близко к нулю, то возможно вышел из строя один или два диода в блоке выпрямителя (диодный мост) или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус;
- Проверка положительных диодов производится между клеммой «30» и болтом крепления диодного моста – если величина сопротивления стремится н нулю, то это может означать повреждение одного из диодов;
- При проверке отрицательных диодов положительный щуп омметра соединяется с болтом крепления диодного моста, а отрицательный щуп — к корпусу генератора. Если сопротивление отлично от нуля, то это свидетельствует об исправности диодов.
- Для оценки работоспособности конденсатора, снятого из схемы генератора, щупы омметра соединяют к выводам конденсатора. У исправного конденсатора в момент соединения щупа сопротивление уменьшается и через короткое время – возрастает.
- Надежность соединения обмотки ротора с контактными кольцами можно проверить лампочкой. Минус подключается к корпусу, а плюс через лампочку соединяем поочередно к контактным кольцам. Если лампа разряда не загорается, то это значит замыкания отсутствуют.
Если генератор уже снят, например, по причине капитального ремонта двигателя, то желательно проверить его без установки на авто. Исправность можно оценить быстро, подключив клемму «30» к плюсу, а корпус к минусу аккумулятора. Шкив должен свободно вращаться, но если дополнительным проводом подключить + 12 В. К клемме «+D» обмотки возбуждения, то обнаруживается тугое вращение. Это происходит вследствие появления магнитного поля. Такой экспресс диагностикой можно сделать заключение, что генератор исправен.
Проверка реле регулятора напряжения
При появлении следующих признаков неисправности реле регулятора производится его проверка:
- напряжение ниже нормы 13,5 В;
- напряжение выше нормы 14,7 В;
Реле регулятор эффективнее проверять отдельно от генератора. Обоснованность такого метода основана возможными не корректными показаниями при измерении напряжения на автомобиле. Суть такова, что если мультиметром измеряется напряжение на клеммах АКБ, то в зависимости от оборотов оно должно меняться. В режиме 3500-4000 оборотов в минуту напряжение достигает 14,7 В и остановится на этом уровне, если регулятор исправен. Если возникли отклонения в меньшую или большую сторону, то это говорит о необходимости замены. Но отклонения могут быть и по причине неисправности обмотки статора или диодного моста. Поэтому автономная проверка регулятора точнее определит его работоспособность.
Для этого достаточно подключить (схема приведена на рисунке) изменяемое от регулируемого трансформатора 12 вольт к его клеммам, соблюдая полярность, а к щеткам подвести провода с лампочкой, которая включается при таком напряжении. Увеличивая трансформатором напряжение до 15 В, контролируемое прибором фиксируем отключение лампочки. Если снизить напряжение ближе к 14.7 В, то лампочка снова включится.
При таком способе уверенно можно сделать заключение об исправности (или неисправности) регулятора напряжения.
Трехуровневый регулятор напряжения с отдельным щеточным узлом, применяемый для увеличения напряжения в зимний период, не проверяется и не ремонтируется в связи с невозможностью открыть корпус электронного устройства.
На поздних версиях автомобилей ВАЗ и УАЗ устанавливались регуляторы напряжения типа «шоколадки», напоминающей плоскую пластину (иногда называли «таблетка»), например — Я112А1:
Схема проверки аналогична проверки классического регулятора, с подключенным тестером для контроля напряжения:
Регулятор напряжения генератора фирмы Бош отличается от «классических» регуляторов и для его проверки необходима составляющая переменного напряжения. К контактам регулятора на соответствующие выводы подключаются провода:
Если при подключении к щеткам контрольной лампы произойдет включение, то регулятор исправен.
Проверка вентилей (диодного моста) генератора
Понижение напряжения зарядного тока или его полное отсутствие, мерцание осветительных приборов являются признаками неисправности диодного моста автомобильного генератора.
При возникновении симптомов неисправности достаточно только отключить провода от генератора и регулятора напряжения, не разбирая его полностью.
Подключив плюсовой щуп мультиметра к выходной клемме «30» (на схемах часто обозначается как «+В», а минусовой к корпусу фиксируем величину сопротивления. Если мультиметр показывает бесконечность, то мост исправен.
Контрольной лампой возможно проверить короткое замыкание, соединив провода лампы к минусовой и плюсовой клеммам генератора. Горящая лампа указывает на наличие короткого замыкания.
В целях достоверного получения информации о работоспособности диодов необходимо выкрутить болты крепления моста с подключенными к нему проводов обмотки статора. Снять мост и мультиметром проверить каждый диод, не выпаивая их с корпуса пластин.
Проверка диода положительной полярности производится подключением положительного щупа к контакту диода прямого направления.
Величина сопротивления должна составлять от 400 до 700 Ом. В обратном направлении сопротивление равно бесконечности
Точно также проводят измерение сопротивления диодов отрицательной полярности.
В прямом направлении диод отрицательной полярности должен показывать величину 400 — 700 Ом. В обратном направлении – сопротивление стремится к бесконечности
Проверка обмотки статора
Проверка состояния обмотки статора проводится при отсоединенных проводов обмотки от диодного моста.
Трехфазная обмотка статора генератора постоянного тока состоит из трех отдельных обмоток, намотанных по определенной технологии на магнитопровод. Напряжение и токи в обмотках смещены друг относительно друга на треть периода, т.е. на 120 электрических градусов, как это показано на рисунке.
Проверка осуществляется мультиметром, установленным в режим измерения сопротивления. Один щуп мультиметра соединяется с корпусом статора, а второй поочередно соединяется с выводами обмотки. На все трех выводах мультиметр должен показывать величину сопротивления, стремящейся к бесконечности и это говорит об исправности статорной обмотки и отсутствуют межвитковые замыкания.
Проверка якоря (ротора) генератора мультиметром
Якорь (ротор) генератора является основным звеном, создающим переменное магнитное поле, наводящее ЭДС в обмотке статора.
Обмотка возбуждения на якоре проверяется мультиметром или лампочкой соединяя поочередно токоподводящие кольца с корпусом ротора – контрольная лампа не должна гореть. Это означает, что нет замыкания в этой цепи.
Обрыв обмотки возбуждения проверяется, соединив минус на одно кольцо, а плюс с контрольной лампой на другое кольцо – лампа должна гореть, если лампа не горит, то в обмотке произошел обрыв.
Проверка генераторов на стенде своими руками
Станок для испытаний и снятия характеристик генератора можно собрать своими руками, если имеется в наличии электродвигатель, вольтметр, амперметр и проволочный реостат. Дополнительно потребуется механический часовой тахометр ТЧ10-Р и автотрансформатор для изменения оборотов электродвигателя.
Метод проверки генератора на стенде позволяет определить его параметры и установить соответствие его характеристик номинальным.
Стенд с электрическим двигателем соединяется через гибкий вал с проверяемым генератором. Частота вращения ротора регулируется оборотами электродвигателя.
Включив двигатель стенда, устанавливаем напряжение на выходе генератора 13 Вольт реостатом 5, а обороты ротора до 5000. В этом режиме вращаем ротор от 10 до 15 минут и фиксируем силу тока. У разных типов генераторов сила тока имеет собственную характеристику, указанную в паспорте, например, у Г-222 сила тока должна быть не менее 45 Ампер.
Если измеренная величина тока отдачи меньше, указанной в паспорте, то необходимо разобрать и проверить, согласно существующим методическим указаниям обмотки статора, ротора и диодного моста.
Следующим этапом проверяется напряжение на выходе при той же частоте вращения ротора, но ток отдачи реостатом устанавливается в пределах 15 А. Напряжение на выходе должно составлять 14 В с допуском в отрицательную и положительную сторону в 1,5 В.
Если не соблюдается указанный предел напряжения, как с нагрузкой, так и без нее, то регулятор необходимо заменить исправным. После замены регулятора необходимо повторить процедуру проверки и в случае не соблюдения предела 14 В, следует разобрать генератор и проверить исправность обмоток статора, ротора и диодного моста.
Схема соединений для проверки генератора на стенде: 1 — генератор; 2 — контрольная лампа, мощностью 3,0 Вт; 3 — вольтметр; 4 — амперметр; 5 — реостат; 6 — выключатель; 7 — аккумуляторная батарея
Диагностика генератора автомобиля своими руками
Возникают ситуации, когда транспортировка автомобиля в автосервис затруднительна и как вынужденная мера проверка производится в домашних условиях.
Схема проверки автомобильного генератора своими руками, следующая:
- визуально осмотреть целостность ремня генератора или его натяжение – в случае обрыва ремня произвести ремонт, касающийся замены его (или принять меры к его натяжению);
- завести двигатель и мультиметром проверить на клеммах аккумулятора напряжение – должно быть 13,5 -14,7 В;
- если мультиметр показывает напряжение ниже 12 В, то необходимо проверить напряжение на клемме +D (обмотка возбуждения) генератора;
- в случае отсутствия напряжения на обмотке возбуждения – проверяется плавкий предохранитель цепи подачи напряжения на обмотку возбуждения;
- в случае исправности цепи, подающей напряжение на обмотку возбуждения, проводится диагностика, не снимая с автомобиля по описанным выше методам лампочкой или мультиметром.
Проверка генератора дрелью
Задача сводится к определению исправности при воздействии на его вал оборотов дрели. Контрольная лампа, вместо тестера или мультиметра позволяет визуально наблюдать выходное напряжение генератора.
На схеме: Л1 – имитация контрольной лампы заряда АКБ. Она должна погаснуть при вращении с помощью дрели вала ротора генератора. Л2 – контрольная лампа выходного напряжения, которая дублируется тестером для определения ее точной величины.
Метод проверки дрелью позволяет без наличия специального стенда проверить исправность в гаражных условиях.
Проверка генератора автомобильным осциллографом
Диагностика автомобильным осциллографом позволяет одновременно определить выходное напряжение генератора, корректность работы регулятора напряжения и исправность диодного моста.
Небольшие колебания напряжения на осциллограмме возникают вследствие работы системы зажигания, при включении потребителей электроэнергии.
Признаки и симптомы неисправности обгонной муфты генератора
Обгонная муфта генератора – это механизм, демпфирующий толчки от пульсирующего вращения коленчатого вала в такт с рабочим ходом поршня. Устанавливается на ряде автомобилей, имеющих дополнительные агрегаты, например, компрессор кондиционера.
Основными симптомами неисправности являются вибрация и дребезг, ощущаемый в салоне автомобиля при включении компрессора кондиционера. Такой признак возникает чаще всего если автомобиль находится на передаче, нажат тормоз или медленно движется.
Самый простой и доступный способ диагностики обгонной муфты – это поднять обороты до 3000-4000 и выключить двигатель. Если муфта работает правильно, то можно услышать запоздалый звук, напоминающий остановку по инерции турбины. При наличии помощника, визуально возможно увидеть вращение по инерции генератора при полной остановке ремня привода дополнительных агрегатов.