Какое напряжение должно быть в машине
Перейти к содержимому

Какое напряжение должно быть в машине

  • автор:

Какое напряжение в автомобиле?

Напряжение постоянного тока: 12 В и 24 В: 6 В — такое напряжение бортовой сети было у некоторых автомобилей, выпускавшихся до середины 20 века. В настоящее время бортовая сеть с таким напряжением (6 Вольт) используется только на мототехнике и то крайне редко. 12 В — в настоящее время на всех легковых автомобилях.

Напряжение в бортовой сети автомобиля 12 В должно составлять 14.2-14.4 Вольта. Это касается всех транспортных средств, начиная от Запорожцев и заканчивая Гелендвагенами.

Если говорить о реальном положении дел, то на большинстве автомобилей, которые активно эксплуатируются, напряжение аккумулятора находится на уровне в 12,2-12,5 Вольт. Это вполне допустимые значения для грамотной работы мотора.

Обычно специалисты ориентируются на показатель необходимого напряжения для пуска двигателя. У заряженной новой аккумуляторной батареи напряжение для старта мотора должно быть на уровне около 12,6 или 12,7 Вольт. Но не всегда, когда данный показатель выше, это является проблемой.

Бортовое напряжение в сети транспортного средства должно составлять от 14.2 до 14.4 вольт при включенном двигателе и активированных потребителях энергии. Диагностика этого показателя должна осуществляться на клеммах батареи, а не на выводах генераторного устройства. Почему падает напряжение?

Какое напряжение в машине постоянное или переменное?

Автомобили используют постоянный ток, или прямой ток, как его еще называют. В названии скрыта суть феномена. Это тип электричества, который производится батареями, он течет в одном постоянном направлении.

Какое напряжение должно быть на заведенной машине?

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В. Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею.

Какой ток в бортовой сети автомобиля?

Напряжение постоянного тока: 12 В и 24 В: 6 В — такое напряжение бортовой сети было у некоторых автомобилей, выпускавшихся до середины 20 века. В настоящее время бортовая сеть с таким напряжением (6 Вольт) используется только на мототехнике и то крайне редко. 12 В — в настоящее время на всех легковых автомобилях.

Сколько вольт должно быть на заряженном аккумуляторе?

Для исправной заряженной батареи оно должно составлять 12,7 – 13,2 вольта. В любом случае цифра не менее 12,6 вольта – хороший результат, она будет свидетельствовать также об исправности электрооборудования автомобиля. Если меньше – батарея разряжена, а может быть и хуже того – требует замены.

Какой ток в аккумуляторе в машине?

Аккумуляторные батареи для автомобилей имеют от 40 до 225 Ач. Но наиболее популярный диапазон, это 55 – 60 Ач. Проще говоря, на протяжении 60 минут, АКБ может отдавать силу тока в 55 Ампер, после чего полностью разрядится.

Что в машине дает ток?

Источниками электрического тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея (попростому — аккумулятор) и генератор. Аккумуляторная батарея (рис. 3.1) обеспечивает снабжение электрическим током его потребителей при неработающем двигателе, а также при его работе на небольших оборотах.

Какое напряжение должен выдавать генератор на холостом ходу?

Сколько должен выдавать генератор на аккумулятор для нормальной зарядки? Ответом на этот вопрос являются значения в диапазоне от 13,5 В до 14 В (на холостом ходу).

Какое должно быть напряжение?

Нормальное рабочее напряжение аккумулятора, как уже рассмотрели выше, находится на уровне от 12,2 до 12,7 Вольт. Это показатель напряжения аккумуляторной батареи без нагрузки. Напряжение под нагрузкой — один из важнейших параметров, который позволяет диагностировать аккумуляторную батарею на ее работоспособность.

Почему В машине 12 вольт?

С развитием мощных двигателей перешли на ток с напряжением 12 вольт, этот показатель не менялся до настоящего времени. Основной причиной отсутствия увеличения электрических потенциалов в электрической сети авто служит опасность возгораний проводки при подаче в сеть повышенного напряжения.

Какая сила тока должна быть В автомобиле?

Аккумуляторные батареи для автомобилей имеют от 40 до 225 Ач. Но наиболее популярный диапазон, это 55 – 60 Ач. Проще говоря, на протяжении 60 минут, АКБ может отдавать силу тока в 55 Ампер, после чего полностью разрядится.

Какое напряжение в автомобиле? Ответы пользователей

Каждый более-менее опытный автовладелец, а тем более электрик, даже начинающий, знает, что напряжение в бортовой сети легкового автомобиля .

Какое должно быть нормальное напряжение в бортсети? Напряжение в бортовой сети автомобиля 12 В должно составлять 14.2-14.4 Вольта. Это касается всех .

Как отмечалось выше, в норме напряжение на аккумуляторе автомобиля должно быть как минимум 12 в. Существуют специальные таблицы корреляции .

Какое должно быть нормальное напряжение в бортсети? Напряжение в бортовой сети автомобиля 12 В должно составлять 14.2-14.4 Вольта. Это касается .

Если бортовой компьютер в вашем автомобиле не показывает напряжение, или вообще не входит в оснащение (бывает и так), приобретите мультиметр .

В статье рассмотрено, какое напряжение аккумулятора автомобиля можно назвать нормальным. Измерение напряжения под нагрузкой.

Вопросы, рассмотренные в материале: Какое напряжение на аккумуляторе автомобиля считается нормальным; Как проверить напряжение аккумулятора под .

Эталонное (нормальное) напряжение бортовой сети легкового автомобиля — 14,4 В. · С включённой нагрузкой допускается просадка, но не ниже, чем 14, .

Какое напряжение в автомобиле? Видео-ответы

Какой заряд на автомобиле должен быть? ОБСУДИМ

. какая должна быть зарядка генератора на автомобиле потому что есть конкретные цифры которые предполагают завод .

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе и порядок подключения клемм

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе и порядок подключения клемм Сколько вольт должно быть на .

ЗА №11: Какое НАПРЯЖЕНИЕ БЫВАЕТ У АККУМУЛЯТОРА автомобиля??

По вопросам напряжения к автомобильному аккумулятора, обращайтесь к этому видео. * Популярные товары из видео: .

Как проверить генератор на машине МУЛЬТИМЕТРОМ. #Автодиагностика

Способ актуален как для ВАЗ так и для иномарок, диагностика генератора заключается в измерении напряжения .

АКБшник #5: Напряжение в бортовой сети автомобиля

В данном ролике, мы рассказываем, какое напряжение должно быть в бортовой сети автомобиля. * Популярные товары из .

Об авторе

Иван Быстров - главный редактор

Иван Быстров

Здравствуйте! Меня зовут Иван Быстров, и я главный редактор этого сайта. Мне 32 года, я живу в Ярославской области России. Я всегда увлекался автомобилями, всегда хотел узнать больше, но зачастую не мог найти ответы на свои вопросы. Это сподвигло меня на создание проекта, где будет собрано воедино максимальное количество вопросов про автомобили, и на каждый из них будет предложен грамотный ответ! Очень надеюсь, что мой труд поможет всем получить новые знания быстро и без лишних затрат энергии!

Каким в норме должно быть напряжение аккумулятора автомобиля |Интернет-магазин аккумуляторов Колеса Даром

Напряжение аккумулятора

Среди важнейших узлов автотранспортного средства АКБ занимает особое место. От нее зависит работа другого оборудования при выключенном двигателе – подсветки приборной панели, освещения салона, видеорегистратора, звукового сигнала, радиоприемника и др. Водитель должен своевременно обслуживать и заряжать АКБ, чтобы обеспечить нормальную работу приборов и систем. Для этого нужно с заданной периодичностью контролировать напряжение аккумулятора автомобиля.

Причины разрядки

Ответ на вопрос, почему произошла разрядка АКБ, зависит от нюансов использования транспортного средства. Ключевые причины следующие:

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе на Kolesa-Darom.ru

  • ресурс аккумулятора подошел к концу;
  • генератор в автомобиле неисправен и допускает утечку тока;
  • бортовые электроприборы используются слишком интенсивно, электросеть работает со сверхнормативной нагрузкой;
  • водитель покинул автомобиль, забыв перед уходом выключить магнитолу или габаритные огни.

Вышеуказанные моменты следует держать на контроле. Покупая новую батарею, нужно проверить, насколько она заряжена. Здесь важна точность результата, поэтому замеров выполняется несколько, с нагрузкой и без. Это требование распространяется и на ситуацию покупки автомобиля б/у. Без проверки степени заряженности эксплуатировать транспортное средство настоятельно не рекомендуется.

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе

Если устройство до предела заряжено, показатели напряжения находятся в пределах 12,5 – 12,9 в. Однако эти цифры ничего не говорят о емкости АКБ и степени ее изношенности. Более подробную картину дает тест под нагрузкой.

Напряжение аккумулятора автомобиля на Kolesa-Darom.ru

Из школьного курса физики мы помним устройство и принципы работы аккумулятора. Непосредственно после зарядки имеет место высокая концентрация кислоты и, следовательно, наибольшее напряжение. С течением времени концентрация кислоты уменьшается, происходит постепенная разрядка – тем более интенсивная, чем больше потребителей электропитания подключено к бортовой электросети.

Как отмечалось выше, в норме напряжение на аккумуляторе автомобиля должно быть как минимум 12 в. Существуют специальные таблицы корреляции степени разряженности устройства от плотности электролита и напряжения.

Как проверить остаточную емкость и замерить напряжение

  • подключение нагрузочной вилки (постоянный ток);
  • измерение приборами при переменном токе.

Автовладельцы зачастую проверяют напряжение аккумулятора автомобиля, степень разряженности своими силами, основываясь на знании зависимости между этими двумя параметрами. Однако домашними методами невозможно сделать адекватные выводы о работоспособности АКБ — лучше заказать компьютерную диагностику в условиях автосервиса.

Замер напряжения выполняют с помощью мультиметра, вольтметра и специальной нагрузочной вилки, при разомкнутой электроцепи. Если это невозможно, приходится учитывать погрешность. Так, нормальное напряжение аккумулятора автомобиля будет:

  • 12,5 — 13 в – при присоединенном устройстве и выключенном двигателе;
  • 13,5 – 14 в – при включенном моторе и выключенными источниками электропотребления;
  • 12,8 – 13 в – при запущенном двигателе и подключенных источниках потребления.

Проверку проводят при температуре 18-20 С.

Напряжение аккумулятора автомобиля степень разряженности на Kolesa-Darom.ru

Крайне важно поддерживать нормальное напряжение аккумулятора автомобиля. Роль батареи для транспортного средства лучше всего видна в момент, когда однажды утром машина отказывается заводиться, а ее владелец опаздывает на работу. Чтобы не столкнуться в неподходящий момент лицом к лицу с проблемой разряженной батареи, нужно регулярно диагностировать ее состояние. Если же автолюбитель хочет поменять аккумулятор на более современный, то он всегда может воспользоваться удобной возможностью от интернет-магазина Колеса Даром: сдать АКБ и получить скидку при покупке новой.

Низкое напряжение бортовой сети: причины и как поднять

При низком напряжении бортовой сети автомобиля, по большому счёту, проблема существует только одна — систематический недозаряд АКБ. Впоследствии это приводит к тому, что аккумулятор сначала регулярно подводит по утрам, а позже заканчивается его сульфатацией и вынужденной заменой. Размер бортового напряжения также влияет на работу освещения и других чувствительных к качеству питания приборов. В частности, фары при низком вольтаже светят тусклее, чем могут, а музыка может играть с помехами. Как решить проблему с низким бортовым напряжением — вы узнаете из этого материала.

Как правильно измерить напряжение бортсети автомобиля?

Если говорить о приблизительных измерениях, то подойдёт что угодно — будь то штатный вольтметр в приборке, или показометр в розетке прикуривателя. Однако, ориентируясь на такие приборы, надо учитывать, что они могут привирать на несколько десятых долей вольта. А это для бортовой сети автомобиля довольно существенная погрешность. Неточность может быть обусловлена двумя причинами — прибор либо не откалиброван, либо подключён без учёта падения напряжения на проводах.

Поэтому, чтобы не гадать на кофейной гуще, напряжение бортовой сети автомобиля необходимо измерять правильно, исключив возможные погрешности. Правил всего два. Во-первых, для замеров нужен проверенный мультиметр, который точно не врёт более, чем на 0,05 В. К счастью, такая точность доступна почти во всех, даже недорогих, мультиметрах. Во-вторых, измерять напряжение бортовой сети надо непосредственно на выводах аккумуляторной батареи. Именно здесь оно истинное, а в других точках бортовой сети может довольно существенно отличаться.

Важное дополнение! Когда двигатель запускается с наполовину или более разряженной аккумуляторной батареей, в первые несколько минут она будет тянуть с генератора большой ток. Соответственно, напряжение бортовой сети может просаживаться. Однако, если система зарядки автомобиля исправна, то этот фактор не должен ронять напряжение более, чем на 0,2 В. Тем не менее, чтобы не сбивать себя самого с толку, перед замерами бортового напряжения зарядите нормально АКБ от стационарного зарядного устройства.

Замеряется напряжение в три этапа:

  1. Без нагрузки на холостом ходу двигателя. Вопреки расхожему мнению, уже на холостых оборотах на борту автомобиля должно быть штатное нормальное напряжение. О нормах сказано чуть ниже. Подчеркнём, что щупы мультиметра нужно прислонять непосредственно к свинцовым выводам АКБ. Позаботьтесь, при этом, чтобы был уверенный контакт (нарушьте серую оксидную плёнку).
  2. Без нагрузки при оборотах 2000…3000 об/мин. Если на холостом ходу напряжение низкое, а при повышении оборотов заметно подскакивает — повода радоваться, в общем-то, нет. Такое поведение автомобиля указывает на наличие проблем, среди которых может оказаться подуставший генератор, либо серьёзная утечка тока из-за короткого замыкания, попадания воды куда не надо, и так далее.
  3. С нагрузкой. При прогретом двигателе включите фары ближнего/дальнего света и вентилятор печки на максимальную мощность. Напряжение на мультиметре в этот момент не должно провалиться ниже, чем на 0,5…0,7 В. Если просадки более значительные, значит генератор «уже не вывозит» штатной нагрузки. А должен, ведь он на неё рассчитан с завода.

Подведём итоги. Измерять напряжение бортовой сети нужно при заряженном аккумуляторе, с нагрузкой и без неё. Нормальная система должна легко (с незначительными просадками) справляться при любом из режимов без повышения оборотов двигателя.

Нормы напряжения бортовой сети

Нормы бортового напряжения определяются для режима работы двигателя на холостом ходу, при этом, никакой нагрузки на бортовую сеть быть не должно. В том числе, аккумулятор должен быть заряжен, так как в разряженном состоянии он представляет собой немалую нагрузку.

Оптимальное напряжение бортовой сети автомобиля — 14,4…14,5 В.

На более новых автомобилях на борту допускается напряжение до 14,8 В. Обычно это обусловлено тем, что производитель устанавливает с завода аккумуляторные батареи типа AGM, GEL или Ca/Ca. Все эти АКБ прекрасно «живут» при указанном напряжении, так как у них повышенный порог «закипания» электролита. С другой стороны, если на борту эксплуатируется какой-то из перечисленных аккумуляторов, напряжения 14,5 В или ниже будет не хватать для того, чтобы заряжать их полноценно от генератора. Даже если машина довольно интенсивно используется.

На более старых машинах, которые с завода комплектовались малосурьмянистыми АКБ, нормальным бортовым напряжением следует считать 14,0…14,2 В. Такого напряжения вполне достаточно для полноценной зарядки не только устаревших малосурьмянистых аккумуляторов, но и более современных — гибридных. Со временем многие владельцы таких автомобилей переходят на другие типы АКБ, что по уже понятным причинам приводит к их систематическому недозаряду. В таких случаях несмотря на то, что система зарядки на машине, в целом, исправна, её приходится дорабатывать, то есть, приспосабливать под новый источник питания.

Итого, что мы имеем. Напряжение бортовой сети автомобиля, в первую очередь, должно соответствовать установленному типу аккумулятора. Для малосурьмянистых и гибридных моделей нормой является диапазон 14,0…14,2 В. Кальциевые и гелевые АКБ «предпочитают» завышенное бортовое напряжение, вплоть до 14,8 В. Если вы не знаете, какого типа аккумулятор установлен на вашей машине, стремиться надо к оптимальным показателям — 14,4…14,5 В. При таком бортовом напряжении более-менее сносно сможет работать любой источник питания.

Основные причины заниженного напряжения

Допустим, вы знаете тип АКБ на вашем автомобиле, а измеренное напряжение бортовой сети вас не устраивает. Прежде, чем пытаться повышать его первым попавшимся методом, коих много, следует сначала пройтись по причинам, из-за которых напряжение может быть заниженным. При этом, если без нагрузки, и при заряженной АКБ, напряжение нормальное, а проседает только после включения фар и печки — это вовсе не значит, что виноват именно генератор. Вам также придётся прорабатывать все рассмотренные здесь причины.

Основные причины низкого бортового напряжения:

  1. Проблемный аккумулятор.
  2. Потери из-за плохих контактов.
  3. Потери из-за тонких силовых проводов.
  4. Неисправен реле-регулятор напряжения.
  5. Неисправен генератор.

Пройдёмся кратко по каждому пункту, что понять, как эти неисправности просаживают бортовое напряжение.

Аккумулятор, который постоянно разряжен или заряжен только на половину, а также с закороченной банкой и другими дефектами — будет хронически просаживать бортовое напряжение. Это происходит потому, что АКБ постоянно «тянет» из генератора большие токи, из-за чего вольтаж и проседает.

Примерно то же самое происходит, когда на машину устанавливают аккумулятор намного большей ёмкости, чем положено штатно, либо ставят вторую, дополнительную батарею. В целом, такая доработка не критична, но она требует особых условий эксплуатации. Так, чтобы батарея большей ёмкости заряжалась от старого генератора, нужно давать ему работать больше времени. То есть, на машине надо дольше и чаще ездить. Как вариант, можно систематически подзаряжать такой источник питания принудительно — от зарядного устройства. Это существенно снизит нагрузку на генератор, повысит его ресурс, а также уберётся проблема с низким напряжением бортовой сети.

Плохие контакты и тонкие провода

Какой контакт — так и ток течёт через него. Если контакт плохой, ток протекает плохо, и происходит падение напряжения. Чисто физически плохой контакт — это уменьшение сечения проводника, из-за чего по закону Ома повышается сопротивление. Причиной плохого контакта могут быть окисления, сульфаты, грязь, смазка, ослабившиеся крепежи.

Тонкие провода в силовых цепях автомобиля — это не всегда в буквальном смысле тонкие по диаметру. Сами провода могут быть нормальными, штатными. Но только с виду. Если же заглянуть под изоляцию, то внутри могут оказаться окислы, коррозия, перебитые, переломанные и отгнившие жилки. Все эти дефекты приводят к физическому уменьшению сечения проводника, а следовательно, и к увеличению сопротивления. А чем выше сопротивление, тем больше напряжения падает на таком проводнике.

Реле-регулятор напряжения — это небольшой электронный приборчик, который отслеживает напряжение на аккумуляторе, и в зависимости от него сильнее или слабее возбуждает обмотку генератора. Тот, в свою очередь, отдаёт в бортовую сеть большее или меньшее напряжение. Если эта парочка работает исправно, то напряжение бортовой сети поддерживается плюс-минус на каком-то одном уровне. Незначительные просадки допускаются только при включении мощной нагрузки вроде фар, кондиционера или вентилятора печки.

Генератор

Автомобильный генератор является таким устройством, которое может продолжать кое-как работать, даже если в нём возникают неисправности. Например, если отказывается работать одна из трёх обмоток статора (а в них и вырабатывается электроэнергии), в бортовую сеть будет продолжать поступать питание. Но его напряжение будет уже заметно ниже нормы. Аналогичные проблемы случаются при обрыве или пробое какого-то из диодов силового диодного моста, межвитковых замыканиях в обмотках, износе щёток или токоведущих колец.

Если напряжение бортовой сети равно или чуть ниже, чем напряжение на клеммах АКБ при неработающем двигателе — значит генератор или реле-регулятор не работают вовсе. В остальных случаях напряжение при заведённом двигателе однозначно будет выше 13 с копейками вольт.

Как жить с низким напряжением бортсети?

Низкое напряжение бортовой сети желательно поднять до нормы, не забывая о том, какого типа АКБ вы используете. Как это можно сделать, рассказано ниже. Если же по каким-то причинам напряжение довести до нормы у вас не получается, обратитесь к автоэлектрику. А до того, как вы к нему попадёте, постоянно следите за состоянием аккумулятора. Не допускайте, чтобы он по несколько дней к ряду находился под капотом в разряженном или полуразряженном состоянии. Тем более, стоит избегать глубоких разрядов, которые для тех же кальциевых аккумуляторов считаются смертельными (3…5 разрядов в ноль могут сделать такую АКБ непригодной к дальнейшей эксплуатации).

Регулярно проверяйте уровень заряженности АКБ. Независимо от её типа сделать это можно при помощи любого мультиметра. После того, как батарея постоит без дела часов 8…12, измерьте напряжение на её выводах. Если оно окажется ниже, чем 12,4 В — подзарядите аккумулятор от стационарного зарядного устройства. Если АКБ обслуживаемого типа (с пробками), то уровень заряженности можно проверять по плотности электролита. Причём, в отличие от замеров напряжения, замер плотности можно делать в любое удобное время, хоть при работающем двигателе. На результат это никак не повлияет.

Как поднять напряжение бортсети?

Поднять напряжение бортовой сети во многих случаях можно самостоятельно, без особого погружения в тему, и без автоэлектрика. Ниже предлагается пять способов, как это можно сделать. Всё, что понадобится для работы — это мультиметр, и средства для очистки контактов от грязи (зубная щётка, наждачка-нулёвка).

Убираем потери напряжения

Начинать надо всегда с этого шага. По крайней мере, чтобы исключить потери напряжения из-за плохих контактов или прохудившихся силовых проводов.

Первым делом, приведите в порядок сам аккумулятор. Отключите его от бортовой сети, извлеките из-под капота, очистите выводы и промойте корпус водой с содой. Далее приведите в порядок клеммы, которые подключаются к аккумулятору. На них не должно быть окислов, солей свинца и меди, и другой грязи. В процессе обратите внимание на то, в каком состоянии контакты и провода, подходящие к клеммам. На контактах не должно быть ржавчины и прочей грязи. Провода должны быть целыми, без переломанных и перегнивших жилок. При необходимости замените пострадавшие провода на новые такого же сечения или более толстые (чем толще и короче провода, тем «легче» току по ним течь).

Далее займитесь «массой». Обычно это толстый плетёный или изолированный провод, который идёт с отрицательной клеммы прямо к мотору или кузову автомобиля. Убедитесь, что он целый, а в местах контактов нет коррозии и окислов. На некоторых машинах проводов «массы» может быть больше одного. Иногда второй, дублирующий, добавляется автолюбителями, что, в принципе, является хорошим апгрейдом. Если провод «массы» вызывает сомнения — лучше замените его на новый. Стоит это удовольствие не так дорого, а эффект может быть довольно заметный.

Не подключая клеммы к выводам аккумулятора проведите ревизию проводов, которые подходят к генератору. Помните о том, что генератор подключён к бортовой сети автомобиля без предохранителей. Потому лезть к нему металлическими ключами с подключённой АКБ — опасно. Ревизию стоит провести не только силовым проводам генератора, но и сигнальным (они тонкие). Из-за потерь в сигнальных проводах реле-регулятор может «не видеть» реального напряжения, из-за чего генератор в итоге будет не дорабатывать.

Меняем РРН

Посмотрите, что написано на корпусе штатного реле-регулятора. На некоторых машинах с завода или после неумелого ремонта может стоять регулятор на 14 В. Ожидать от такого 14,4 В, конечно же, бессмысленно. В автомобильных магазинах сегодня несложно подобрать реле-регулятор практически к любому генератору на более высокое напряжение, чем 14 В. Есть варианты на 14,2 В, 14,5 В и так далее. Главное — не прогадать с совместимостью. В некоторых случаях можно даже снять штатный РРН, пойти в ближайший магазин, и подобрать аналогичную модель на большее напряжение из того, что есть. Работа у всех регуляторов одна и та же, а потому под конкретный генератор подбирать оригинальную «таблетку» вовсе необязательно. Главное, чтобы запчасть села на своё место и, если она со щётками, чтобы те подошли к генератору.

Проверка РРН. Любой реле-регулятор напряжения можно проверить вне генератора, дабы убедиться, что низкое напряжение на борту автомобиля именно из-за него. Для этого понадобится 12-вольтовая лампочка, мультиметр и блок питания с плавной регулировкой напряжения в пределах хотя бы 10…16 В. Лампочка (к ней надо приделать проводки) и мультиметр в режиме вольтметра подсоединяются к щёткам реле-регулятора. На блоке питания выставляется напряжение 12 В, «минус» подключается к корпусу релюшки, а «плюс» к сигнальному проводу. Лампа, подключённая к щёткам, должна засветиться, а мультиметр покажет истинное напряжение.

Плавно повышая напряжение на выходе блока питания, нужно поймать момент, когда лампа погаснет. В этот момент надо зафиксировать, что показывает мультиметр. Его показания — это и есть бортовое напряжение вашего автомобиля. Если же лампа не гаснет, не загорается, гаснет при слишком низком напряжении (или наоборот, при высоком) — реле-регулятор неисправен и нуждается в замене.

«Обманываем» РРН диодом

В тех случаях, когда напряжение бортовой сети занижено из-за реле-регулятора, его можно попытаться «обмануть». Однако, прибегать к этому методу стоит только тогда, когда РРН исправен и уверенно работает. В противном случае ничего хорошего не произойдёт. Для «обмана» подойдёт практически любой диод, кроме диодов Шоттки. Ниже на фото показаны варианты, по которым можно сориентироваться визуально. Параметры диода в данном случае нас не особо интересуют.

Суть «обмана» заключается в следующем. Реле-регулятор отслеживает напряжение на АКБ через сигнальный провод, который у него обычно один и есть. Если мы в разрыв этого провода добавим диод, на нём будет падать около полу-вольта напряжения. Реле-регулятор «подумает», что напряжение бортовой сети недостаточное, и заставит генератор выдавать больше. В бортовой сети напряжение за счёт этого повысится ровно на столько, на сколько оно упало на установленном диоде.

Устанавливаем внештатный РРН

Одним из популярных способов не только повысить бортовое напряжение, но и управлять им, является установка регулируемого реле-регулятора. Такой прибор в классическом исполнении стоит порядка 10 баксов, и состоит из реле-регулятора, блока со щётками и тумблера на три позиции. Установив его на машину, вы сможете изменять напряжение бортовой сети до желаемого. Как правило, на зиму устанавливают наиболее высокие значения, тогда как в летнюю жару в этом нет необходимости. Выглядит такой регулятор следующим образом. Есть и другие модели, но суть плюс-минус одна и та же.

Проверяем генератор

Если замена реле-регулятора (штатного на обычный, нерегулируемый) не помогает, значит есть вероятность, что проблема в генераторе. Чтобы его проверить своими руками, снимите его с автомобиля, предварительно отключив АКБ и отсоединив все провода. Для проверки достаточно простого мультиметра.

Вот что можно проверить без специалиста:

  1. Диодные мосты.
  2. Обмотки статора.
  3. Обмотки ротора.
  4. Токосъёмные кольца.

Чтобы прозвонить диоды в мостах, их сперва необходимо отсоединить от обмоток статора. Далее мультиметр включается в режим прозвонки диодов — каждый из них должен звониться в одном направлении, а в противоположном показывать бесконечно большое сопротивление. Если какой-то диод не звонится вообще никак, значит он в обрыве. Если звонится в обоих направлениях, значит это пробитый диод. В таких случаях диодный мост подлежит замене.

Обмотки статора сначала звонятся на предмет обрыва. Затем можно измерить сопротивление всех обмоток. Если какая-то из трёх имеет слишком низкое сопротивление, значит есть вероятность, что в ней случилось межвитковое замыкание. Неисправные статор и ротор можно заменить на новые, не покупая весь генератор в сборе.

Итоги

Низкое напряжение бортовой сети автомобиля — это если оно при работающем двигателе и выключенных потребителях вываливается за диапазон 14,2…14,8 В. Повысить его можно несколькими способами, но начинать всегда стоит с более простых. Ездить на автомобиле с низким бортовым напряжением, в принципе, можно. Но следует помнить о том, что аккумулятор, скорее всего, заряжаться нормально у вас не будет. В таком случае его придётся систематически гонять на стационарном зарядном устройстве.

⚡�� Низкое бортовое напряжение — 10 распространённых причин

Низкое бортовое напряжение в сети автомобиля является распространённой неисправностью, из-за которой возникают проблемы с АКБ, двигателем и потребителями. Однако эта поломка одна из многих, причину которой реально найти и устранить без помощи профессионального автоэлектрика. Всё, что для этого нужно — умение пользоваться мультиметром и предоставленная далее информация.

Последствия при низком бортовом напряжении

При заниженном напряжении в бортовой сети — автомобиль продолжает кое-как работать. По этой причине многие автовладельцы так и ездят, в лучшем случае, откладывая решение проблемы в долгий ящик. Другие и вовсе никогда не задумываются о том, какое там напряжение в бортовой сети собственной машины. Едет — и хорошо. Внимание на этот вопрос обращается уже тогда, когда начинают проявляться последствия низкого напряжения.

К таковым относится:

    . Если напряжение на борту автомобиля в основном ниже 14,4 В, аккумулятор никогда в жизни не будет «видеть» 100-процентного заряда от генератора. В лучшем случае, уровень заряда будет плавать в районе 40-60%. А полностью он будет заряжаться только от стационарного зарядного устройства.
  1. Нехватка времени для восстановления АКБ. Если вы используете автомобиль для кратковременных и редких поездок, аккумулятор попросту не будет успевать возвращать потраченную на запуски энергию. Эта проблема имеет тенденцию к накоплению. То есть, после каждой поездки нехватка будет всё большей и большей. В итоге АКБ со временем разрядится в ноль.
  2. Ускоренная деградация АКБ. Автомобильные аккумуляторы служат тем дольше, чем больше времени они проводили в хорошо заряженном состоянии. Если же случаются глубокие разряды, АКБ в основном заряжен менее, чем на 60% — его ресурс сокращается если не в разы, то намного. Иногда он и больше года не ходит. Быстро теряет ёмкость и силу пускового тока.
  3. Нехватка питания для мощных потребителей. Первое, на что обычно обращают внимание — это головной свет. При низком напряжении фары светят слабее положенного. Страдает от этой проблемы магнитола (с сабвуфером вообще жесть), инвертор, кондиционер.
  4. Нестабильная работа двигателя. А именно —плавающие холостые обороты, пропуски зажигания, внезапные остановки. Собственно, с запуском мотора тоже могут быть проблемы, так как слабо заряженная АКБ плохо крутит стартер.
  5. Отказ элементов электроники. Случается крайне редко. Но бывает. Особенно, если просадки напряжения бортовой сети доходят до критических значений.

В большинстве случаев не найденная своевременно причина низкого бортового напряжения склонна прогрессировать. То есть, по началу проблем, вроде как, и нет никаких. А вот со временем они накапливаются и становятся всё заметнее. В конце концов, если ничего не предпринимать — однажды машина встанет колом. И ещё хорошо, если в гараже, а не где-нибудь на пустынной трассе.

Нормальное напряжение бортовой сети машины

Пару слов о том, что такое нормальное напряжение бортовой сети автомобиля, так как мнения часто расходятся. Кому-то и 14,0 В за глаза. У других 14,8 В на борту, и им этого мало. Причина такого значительного разброса чаще всего заключается в неправильной трактовке инструкций по зарядке АКБ. Особенно много разногласий в случае с кальциевыми аккумуляторами. Ещё в этом вопросе надо обязательно учитывать естественные просадки напряжения, которые возникают по мере увеличения нагрузки на бортовую сеть.

Всё сказанное далее базируется на следующих «постулатах»:

  1. Эталонное (нормальное) напряжение бортовой сети легкового автомобиля — 14,4 В.
  2. С включённой нагрузкой допускается просадка, но не ниже, чем 14,1 В.
  3. При использовании кальциевых АКБ допускается напряжение 14,7 В.
  4. Эталонное напряжение без включённой нагрузки должно наблюдаться при любых оборотах двигателя, в том числе, на холостых (но не ниже минимальных).

То есть, если вы запустили двигатель и выключили все потребители, идеальным напряжением бортовой сети следует считать 14,4 В. Если в вашем случае оно заметно ниже — далее приведены самые распространённые 10 причин, с поиска которых стоит начать. Если это не поможет, то тогда, скорее всего, целесообразнее обратиться к профессиональному автоэлектрику. Собака зарыта слишком глубоко.

Причина №1. Ошибочные замеры

Прежде всего необходимо понимать, что нормальное напряжение бортовой сети нужно «искать» непосредственно на клеммах аккумулятора. Не в салоне. Не в розетке прикуривателя. Ни ещё где-нибудь. Только на клеммах АКБ. Поэтому, если вы ориентируетесь на показатели штатного или установленного своими руками вольтметра, сверьте его показатели с напряжением на клеммах.

Второй важный момент — мультиметр. Он должен быть откалиброванным, и показывать реальное напряжение. Как правило, многие современные мультиметры проверяются и регулируются на производстве. Но не все. Зато практически любой прибор можно откалибровать самостоятельно. В крайнем случае — сверьте то, что он показывает, с каким-нибудь эталоном. Как пример, можно обратиться в мастерскую по ремонту электроники. У них всегда есть нормальный лабораторный блок питания и калиброванные измерители.

Последний важный момент — текущая нагрузка на бортовую сеть. Выше об этом уже сказано. Эталонное напряжение бортовой сети автомобиля следует измерять при выключенных потребителях. Вопрос просадки вольтажа под нагрузкой — это уже другая тема. Здесь рассматриваем исключительно низкое напряжение при всех вышеописанных условиях.

Причина №2. Сильно разряжена АКБ

Достаточно распространённая причина низкого напряжения бортовой сети — текущий уровень заряда АКБ. Если он низкий, то напряжение бортовой сети может быть тоже слегка заниженным. Происходит это потому, что разряженный аккумулятор после запуска двигателя начинает интенсивно заряжаться, потребляя большой ток. То есть, он является серьёзной нагрузкой на генератор.

Чтобы расширить кругозор по теме АКБ, прочитайте статьи «Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой» и «Напряжение аккумулятора автомобиля» на сайте Авто без СТО.

История из жизни. Один хороший друг автора решил однажды победить низкое напряжение бортовой сети известным кустарным способом. Речь идёт о диоде, который впаивается в разрыв между АКБ и реле-регулятором. Это решение позволяет «обмануть» реле-регулятор. На диоде падает порядка 0,5-0,7 В, регулятор это «обнаруживает», и «требует» от генератора большего.

До установки диода в бортовой сети автомобиля было напряжение 13,7 В. После — 14,3 В. Почти эталонное. Но друг автора не учёл один момент, а именно текущий уровень заряда аккумулятора. Поскольку напряжение бортовой сети было слишком низким, АКБ постоянно недозаряжался. Ситуация усугубилась ещё и тем, что машина использовалась для коротких поездок.

Установка диода как раз совпала со случаем, когда потребовалось ехать на автомобиле на довольно дальнее расстояние. В процессе этого путешествия аккумулятор нормально зарядился, и напряжение бортовой сети поползло вверх. Доползло оно аж до 14,8 В. А это уже напряжение, при котором кипит аккумулятор (не всякий). В итоге, как показал этот опыт, диод в качестве решения проблемы низкого напряжения в данном конкретном случае не подошёл.

Зато помогла замена реле-регулятора.

Причина №3. Неисправность реле-регулятора напряжения

Задача реле-регулятора — отслеживать напряжение в бортовой сети, и по мере его изменения корректировать степень возбуждение генератора. То есть, напряжение в сети падает — реле-регулятор «заставляет» генератор выдавать больше вольт, и наоборот. Если же эта деталь глючит, то в бортовой сети наблюдается (чаще) низкое напряжение. Установить эту причину позволяет простейшая проверка реле-регулятора. Решить — его замена.

Глючит реле-регулятор по разным причинам. Чаще всего из-за перегрева. Реже в нём подгорают электронные компоненты, отвечающие за правильную работу схемы. Ещё попадаются некачественные модели, которые поначалу работают отлично, а потом напряжение опять начинает плавать. Оригинальные (но дорогие), как правило, сразу и надолго помогают решить проблему низкого напряжения.

Причина №4. Недостаточная мощность генератора

Первый момент — естественный износ генератора. Если он достиг критического уровня, то мощности, которую он выдаёт, попросту не хватает для питания всех потребителей.

Второй момент — возросшая нагрузка на генератор. Если вы установили в машину мощнейший сабвуфер, инвертор, ксеноновый свет, холодильник — есть все шансы, что генератору эта «ноша не по зубам». Решается проблема очень просто. Заменой генератора на более мощный. И не надо беспокоиться по поводу мифов, что из-за этого испортится аккумулятор, как-то пострадает двигатель и так далее.

Причина №5. Проскальзывание ремня генератора

Всё просто — генератор вырабатывает электроэнергию в требуемом объёме до тех пор, пока крутится. Если же в действие он приводится от ремня, который поизносился, порвался, растянулся, проскальзывает — низкое напряжение бортовой сети не заставит себя ждать. Нередко ремень проскальзывает и без видимых на то причин. То есть, он целый или вообще новый, и правильно натянут. В таких случаях причиной может быть попавшая на шкив генератора вода из луж, либо моторное масло, текущее из двигателей старых автомобилей со всех щелей.

Причина №6. Выгоревший диодный мост

Задача диодного моста — выпрямлять переменное напряжение, которое вырабатывает генератор автомобиля. Состоит он, как минимум, из шести диодов, соединённых по схеме моста. Если хоть один из диодов моста выгорает (пробивается) — напряжение бортовой сети падает. Установить проблему позволяет весьма несложная проверка диодного моста. Решить — замена выгоревших (пробитых) диодов или всей «подковы» сразу.

Причина №7. Проблемы с проводкой автомобиля

Проблем с проводкой, из-за которых может наблюдаться низкое напряжение бортовой сети, бывает 3:

  1. Короткое замыкание.
  2. Обрыв.
  3. Плохой контакт.

Искать всё это не так уж просто, и в двух словах процесс описать невозможно. Либо глубже изучаем тему, либо едем к автоэлектрику. Возможно, вам «повезёт», и одна из вышеперечисленных проблем окажется где-то на поверхности, где вы сами сможете её выявить и устранить своими силами.

Причина №8. Ненадёжный контакт в цепи зарядки АКБ

Первая точка, которую надо проверить — это клеммы АКБ. Если здесь будет плохой контакт, напряжение бортовой сети точно будет плавающим. Решается проблема элементарно. Клеммы АКБ очищаются от окислов и солей, а зажимы проверяются на целостность и надёжно затягиваются. Для профилактики эти точки желательно защитить каким-либо составом, предотвращающим отложение окислов и солей на клеммах и зажимах.

Даже если внешне клеммы АКБ выглядят чистыми, не поленитесь снять зажимы, и проверить места контакта более детально. Со временем между зажимами и клеммами образуется налёт, из-за которого напряжение бортовой сети может понижаться. Заглядывать сюда рекомендуется не реже, чем два раз в год.

Вторая точка — масса двигателя. Как правило, это толстый провод, который идёт от минуса АКБ куда-то в нижнюю часть мотора. Условия там, мягко говоря, не самые лучшие. Место контакта быстро окисляется, ржавеет, загрязняется. Проверить массу двигателя очень просто (можно на заглушенном моторе). Для этого измерьте напряжение сначала на клеммах АКБ. Затем плюсовой щуп оставьте на аккумуляторе, а минусовым прикоснитесь к мотору вблизи генератора. Если между показателями есть разница — провод массы нуждается в ревизии.

Причина №9. Недостаточное сечение проводов в цепи зарядки АКБ

Встречается после серьёзного и неумелого ремонта проводки автомобиля. Недостаточное сечение проводов в цепи генератор-аккумулятор — это гарантия низкого напряжения бортовой сети. Кроме того, даже «родные» силовые провода могут иметь малое сечение. Со временем в местах изгибов и в точках крепления жилки постепенно ломаются, в результате чего сопротивление участка цепи увеличивается. Ремонтируется что первое, что второе — элементарно.

Причина №10. Неисправности генератора

Неисправный или порядком подношенный генератор вполне закономерно может быть причиной низкого бортового напряжения. К сожалению, диагностика и ремонт этого узла требует серьёзного опыта. Начните с простого. Почитайте про типовые неисправности генератора.

Краткие итоги

Низкое бортовое напряжение — распространённая поломка легкового автомобиля. Для её устранения в большинстве случаев не нужен автоэлектрик. При желании даже самые сложные из описанных выше причин неисправности можно найти и устранить своими силами. Но имейте в виду. Бортовая сеть автомобиля не прощает многих ошибок. Поэтому, если нет чёткого понимания и уверенности в том, что вы делаете — получше изучите вопрос, и только потом открывайте капот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *