Как сделать черный дым на дизеле
Перейти к содержимому

Как сделать черный дым на дизеле

  • автор:

«Rolling Coal». Чёрный дым дизельной контркультуры Америки

Написав про дизельные Camaro и Charger, я и ожидал поток комментариев. Но настолько многие писали про «ужасный чёрный дым», что придется отдельной статьей развеивать (хе-хе, каламбурчик) мысли про, якобы, ущербные моторы Cummins и Duramax. Мне сложно винить в невежестве комментаторов, не глубоко знакомых с американской автомобильной культурой, но хотелось бы хотя бы виртуально защитить именитых производителей дизельных двигателей от неправильного восприятия их продукции любителями европейской и азиатской техники, ведь дело вовсе не в качестве моторов… Если сразу перейти к сути, то чёрный дым создают специально.

В серийном виде любой американский дизель выбрасывает в атмосферу не больше копоти, чем конкурирующие конструкции. В конце концов, Cummins и Duramax (совместное предприятие General Motors и Isuzu) обязаны подчиняться единым для всех федеральным требованиям по выбросам. И уж тем более, им под силу производить двигатели не хуже, чем это делают Volkswagen или Mercedes — к печали фанатичных комментаторов, углядевших в дыму выхлопа творений Нэйтана Мюллера из One of Won Customs некий наглядный признак слабости американских моторов. Просто когда двигатель попадает в руки к энтузиастам, с ним начинают происходить вещи, не задуманные заводом-изготовителем.

Тут следует понимать культурный контекст: это сложно перенести на реалии стран бывшего СССР или даже Европы, но в США есть целые штаты, где большой пикап — основное средство передвижения не потому, что «американцы тупые» или «любят всё большое», а потому, что выбор транспорта определяется образом жизни.

Во-первых, это утилитарно. В отличие от эстетствующих жителей наших мегаполисов (уверенных, что «обманули систему, купив Самый Большой Черный Джип дешевле, чем сосед заплатил за Prado»), в США пикап справедливо воспринимается в качестве рабочего инструмента — на нем самом возят грузы и им же буксируют тяжёлые прицепы, в том числе — с другими «игрушками» вроде катеров, жилых трейлеров и квадроциклов. Городским жителям такие развлечения редко под силу, потому что хранить имущество негде. А поскольку цифры payload и towing capacity (полезная нагрузка и предельная масса прицепа) для практического применения становятся важны, то именно большие дизельные версии пользуются заслуженной популярностью.

Во-вторых, это комфортно. Загородная жизнь отчасти именно требует наличия грузовика (для строительства, фермерства и других дел), а отчасти — нивелирует его недостатки, вроде больших габаритов или высокого расхода в городском цикле. В сельской местности нет никаких проблем с парковкой пикапов, хотя в центре Нью-Йорка какой-нибудь Ram HD3500 или Ford F350 с двойной кабиной и «спаркой» сзади будет смотреться невероятно нелепо — это, между прочим, еще только предстоит осознать пикаповодам Москвы, Киева и Минска.

Chevy

В-третьих, всегда есть альтернатива. Если хозяин пикапа чувствует какие-то неудобства в его эксплуатации, например, для поездок в город — он просто покупает еще одну машину для этих нужд. Конечно, не все американцы так уж легко покупают по несколько машин, но, опять-таки, это гораздо более доступно и более распространено, чем у нас, а имея частный дом за городом — имеешь и достаточно площади для хранения своего транспорта.

Типичная парковка у ресторана в Оклахоме

Раньше, популярность легковых машин была выше, но вот уже примерно два десятилетия тройка самых продаваемых автомобилей в США выглядит примерно так (причем пикапы Ford возглавляют этот рейтинг уже 35 лет):
1. Ford F-Series: 820,799 штук (+5.2%)
2. Chevrolet Silverado: 574,876 штук (-4.3%)
3. RAM Trucks: 489,418 штук (+8.7%)

При таком распространении пикапов они, разумеется, стали и средством развлечения. Изначально, густые клубы дизельного дыма появлялись на соревнованиях, где владельцы спорили, чей грузовик круче. Обычно, это делается четырьмя способами. Кстати, очень рекомендую смотреть видео, чтобы понять атмосферу мероприятий…

Дизельный RAM тащит сани в соревновании truck pulling

Первый — truck pulling, как разновидность более распространенного tractor pulling. Суть соревнования в том, чтобы тащить за собой на прицепе специальные сани (sled) с двигающимся грузом — чем дальше проезжает тягач, тем тяжелее ему тащить каждый следующий метр. Побеждает тот, кто протащит самый большой груз на самую большую дистанцию, обычно не превышающую 100 метров:

Второй — tug-of-war, то есть «перетягивание каната». В отличие от truck pulling, тут никакого специального оборудования не требуется, но в целях безопасности, конечно, желательно хотя бы трос понадежнее. Два автомобиля соревнуются, кто кого перетянет и, разумеется, крутящий момент дизельных моторов помогает им побеждать бензиновых собратьев:

Третий — типичный drag racing, но на пикапах. Трассы — обычные, правила — обычные, то есть гонка с места на дистанцию 1/4 мили. Есть множество классов и несколько санкционирующих организаций, так что неудивительно, что нашлось место и дизельным двигателям. В этом виде спорта они, конечно, не отбирают пальму первенства у бензиновых V8… Но, скажем так, даже проигравший в первом заезде на видео преодолел дистанцию быстрее, чем Bugatti Veyron:

Наконец, есть еще и грязевой офф-роад — всё, связанное со словом «mud» в названии мероприятия. Впрочем, тут дизель вовсе не обязателен, зато это абсолютный концентрат реднек-развлечений. Кстати, где-то тут идеологически рядом и шоу монстр-траков, но в отличие от последних, грязевые фестивали гораздо более доступны:

Кстати, прежде, чем осуждать любой подобный досуг — просто вспомните любые сельские авторазвлечения в наших краях, где пацаны на разваленных ВАЗах устраивают и «дрэг-рейсинг», и «дрифт», и «слалом», и даже «офф-роад» (в кавычки названия дисциплин взяты неспроста). Или посмотрите сериал/фильмы «Dukes of Hazzard», если оставаться в рамках американских реалий.

То есть, еще раз подчеркну, это — развлечение обычных простых американцев из глубинки, так называемых «реднеков» или «хиллбилли», а не высоколобых выпускников университетов Лиги Плюща и прочей элиты страны. Зачем они это делают? Да потому, что могут! Предвижу множество презрительных комментариев от местной интеллигенции, но всех, кто так будет делать, приглашаю заодно рассказать и о своих увлечениях вообще, и о достижениях на ниве переделок транспортных средств, в частности…

Обычное развлечение простых американцев

Но, вернемся к дизелям и чёрному дыму. В спортивных целях все средства хороши, поэтому в погоне за дополнительной мощностью хозяева «заряженных» пикапов для соревнований начали убирать сажевые фильтры и, вообще, упрощать систему выхлопа. Это дало ожидаемый прирост лошадиных сил, а побочным эффектом стали густые клубы дыма из труб. Впрочем, они создавали дополнительный шоу-эффект, устрашали противников и развлекали публику. И у спортсменов появились подражатели — позаимствовавшие форму, но не функцию. Кому-то просто понравилась идея брутального выхлопа в качестве отражения своего юношеского максимализма, кто-то переделал машину ради приколов (примерно с той же целью, с которой инсталлируют «тепловозные» гудки клаксона). Вот, например, как говорится, первое апреля — никому не верю:

Модификация получила название «rolling coal» — если переводить термин на русский язык, то по смыслу и духу, ближе всего, пожалуй, получится «давать угля» (кстати, в комментариях дизелисты мне подсказали, что в русском жаргоне железнодорожников есть выражение «пустить медведя»: быстро набрать позиции на тепловозе, как результат облако дыма и сажи из выхлопной трубы (медведь)). В самом простом варианте из выхлопа дизельного автомобиля удаляется сажевый фильтр. Причем, маленькие Volkswagen могут дыметь не намного-то хуже фуры, но для настоящей копоти мотор нужен все-таки побольше, а помимо демонтажа штатных фильтров, приходится доработать машину сознательно — самый густой чёрный дым появляется от «перелива» дизельного топлива, которое покидает двигатель в виде несгоревших частиц сажи. Этого можно добиться и с целью повышения мощности, и просто для внешнего эффекта. В последнем случае, часто устанавливается просто выключатель, по желанию резко увеличивающий подачу топлива — никакой практической пользы, просто много дыма:

Для некоторых американцев «давать угля» превратилось в протестную автомобильную субкультуру, вроде «босозоку» в Японии. У чёрных в США есть «донки» на 30-дюймовых колесных дисках, у латиноамериканцев — прыгающие «лоурайдеры», вот и белые реднеки получили свой автомобильный символ — чадящий дизельным выхлопом пикап. При этом на нормальную эксплуатацию грузовика такая переделка может особо и не влиять, поскольку дым начинает радикально валить только при нажатии на кнопку дополнительной подачи топлива!

Что интересно, кроме просто социопатии, «rolling coal» стал зачастую отражать вполне конкретные воззрения: отрицание энвиронментализма (избыточной заботы об окружающей среде), политкорректности и либерализма. Энтузиасты даже придумали термин «аэрозоль против Prius’ов» — по их мнению, эта машина и ее владельцы чаще всего отражают всё то, что противно типичным реднекам, так что «давать угля» в сторону проезжающего мимо гибрида стало популярным способом высказать свое «мнение». К 2014 году масштаб явления стал столь обширным, что, после примерно десятилетия с момента появления термина, им заинтересовались даже CNN, а за пару месяцев в Сети появилось порядка 20000 (!) статей на тему «coal rolling»:

Под пристальным взором со всех сторон, выяснилось следующее:
1. Для здоровья главным вредом являются частички сажи — очевидно, что дышать дымом не стоит.
2. По мнению American Cancer Society, вдыхание дизельного выхлопа может привести к раку легких.
3. Наконец, дымовая завеса на дороге просто может стать причиной аварии.
Впрочем, первые два пункта не сильно останавливают любителей «дать угля» — в Сети полно видео, где люди подставляют себя под дизельные трубы совершенно добровольно:

Разумеется, спортсмены и представители индустрии тюнинга своё мнение высказали практически однозначно: в условиях соревнований эффект «rolling coal» для них является побочным и они бы с радостью от него отказались, но это означало бы нежелательное падение мощности. Впрочем, если truck pull проводится на закрытом стадионе, то сани могут даже оборудовать специальным поглощающим оборудованием, заботясь о зрителях! К чёрному дыму на улицах США спортсмены отношения не имеют и, в целом, закономерно осуждают эту практику.

Обратите внимание на выхлоп, выведенный в сани

И так незаконная согласно Clean Air Act модификация была еще раз запрещена EPA (органом, в т.ч. определяющим нормы выхлопа), а штат Нью-Джерси даже принял закон, запрещающий «давать угля» на дорогах. Показательно, что автором законопроекта стал демократ на электромобиле Nissan Leaf, которого «обдули» выхлопом пикапа. С того времени истерия несколько поутихла, несмотря на всеобщее возмущение корпоративным обманом со стороны Volkswagen, а несколько штатов просто отказались принимать запрещающие нормы. Зато уже недавно появилась новая форма политического активизма — такой себе «протест против протеста», когда митингующие у дороги граждане оказываются в дымовой завесе от тех, кто с ними не согласен:

В порядке рассуждения, хочется отметить один момент: к самому явлению можно относиться по-разному, считая хоть преступлением, хоть проявлением американской свободы (скажем, в Иллинойсе заядлому велосипедисту-автору законопроекта приходят письма с предложениями переехать в Швецию, если он не согласен с правом американцев «давать угля»). Но, даже будучи очень видимым и сознательным действием, весь «coal rolling» никак не может повлиять на общее загрязнение окружающей среды — весь процесс длится секунды, так что даже при всем старании любители этого дела не нанесут реального вреда в сравнении с обычными выбросами индустриальных и судовых дизелей, как и множеством других источников загрязнения воздуха, включая угольные электростанции и дровяное отопление домов…

Наконец, возвращаясь к Duramax Camaro и Cummins Charger — я думаю, после прочтения этой статьи и просмотра видео, вопросы относительно качества и состояния установленных в них двигателей исчезнут сами собой. Предполагаю, что Нэйтан Мюллер преследовал вполне конкретный шоу-эффект, «давая угля» на своих машинах. В сравнении с настоящими энтузиастами чёрного дыма (независимо от их мотивов), для него удаление сажевого фильтра стало просто самым очевидным способом показать, что под капотом его творений спрятаны столь неожиданные для мускул-кара дизельные двигатели. Вот и всё. Желаю всем смотреть на всё многообразие автомобильного мира широко раскрытыми глазами и с пониманием культурного контекста происходящего.

Почему дизельный двигатель дымит черным дымом?

По характеру дымления из выхлопной трубы судят о неполадках мотора. Цвет выхлопа, условия появления ненормальных выбросов, сопутствующие симптомы расскажут о многом.

Причины появления черного дыма в дизельном двигателе

дизельный агрегат дымит черным

Черный дым дизельного двигателя свидетельствует о неполном сгорании топлива. Черным цветом не горит масло, не испаряются антифриз и вода. Это справедливо как для бензиновых, так и для дизельных моторов. В дизельном агрегате топливо сгорает наиболее экономично, но при возникновении неисправности дизель дымит интенсивнее. Основные причины дыма черного цвета у дизельного мотора следующие:

  1. Недостаточное количество воздуха.
  2. Перелив топлива.
  3. Несвоевременная подача горючего.
  4. Плохое смесеобразование.
  5. Падение компрессии.

Рассмотрим эти причины подробнее.

1. Недостаточное количество воздуха

В дизельном двигателе нет дроссельной, воздушной заслонок, однако воздуха все равно иногда не хватает. Происходит это по следующим причинам:

старый и новый воздушный фильтр

1) Засорен воздушный фильтр. Это простейшая из причин, которую сразу нужно исключить при диагностике. Сильное дымление проявляется при нажатии на педаль газа, увеличении нагрузки. На холостых оборотах дизель, до поры, до времени, работает нормально. Автомобиль вяло разгоняется, а расход топлива при этом увеличивается.

Есть Нюанс. На современных моделях устанавливается датчик воздушного фильтра. Он передает информацию о повышенном сопротивлении во впускном тракте на электронный блок управления (ЭБУ). Автоматика ограничивает подачу дизтоплива, а на экране процессора загорается Check Engine. При этом машина не дымит и не загрязняет атмосферу, но и не может динамично разгоняться.

2) Наддув. Дизельные двигатели часто оборудуются наддувом. Это увеличивает располагаемую мощность за счет увеличения массового заряда воздуха для горения и соответствующего ему увеличению подачи топлива. Мотору с наддувом не хватает воздуха по следующим причинам:

  • выход из строя турбины;
  • неисправность вакуумного насоса, устройства изменения геометрии турбины;
  • нарушение герметичности системы. При этом воздух вырывается через неплотность, что зачастую сопровождается характерным свистом;
  • выход из строя интеркуллера. В частности радиатор охлаждения воздуха наддува бывает засорен и не справляется с задачей. Горячий воздух направляется в камеру сгорания в должном объеме, но его масса (из-за термического расширения) недостаточна для сгорания;
  • дым может появляться при забитом катализаторе, сажевом фильтре.

Дымит ли дизель черным дымом при недостатке воздуха зависит также от совершенства и исправности системы управления подачей топлива.

2. Перелив топлива

К переливу топлива приводит:

  1. Неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД). Кроме неравномерной настройки цикловой подачи по цилиндрам, на дымность влияет и износ плунжерных пар. При износе последних подача сокращается, т.к.увеличивается зазор между плунжером и втулкой, и солярка частично утекает в него. Это топливо так и называется — «утечным». Оно перепускается на слив в бак, или в подающую топливную магистраль. Чтобы поддержать объем горючего, идущего в цилиндр, плунжерную пару регулируют разворотом ее втулки. Подача нормализуется, но за счет увеличения продолжительности впрыска. Он заканчивается слишком поздно и солярка не успевает догореть. В результате при интенсивном разгоне, принятии нагрузки, равномерном движении с полной нагрузкой из трубы идет дым. Плунжерные пары следует своевременно менять, а не вытягивать цикловую подачу на пределе регулировки.
  2. Неисправные форсунки. Неправильно отрегулированное давление впрыска, плохая подвижность иглы распылителя, отломившийся, кончик распылителя — все это приводит к переливу. На современных машинах, где давление дизельного топлива превышает 1000 bar, из-за высокой скорости струи происходит размывание сопла распылителя — проходное сечение увеличивается.

3. Несвоевременная подача топлива

  1. Установка момента впрыска. Горючее в дизеле подается перед достижением поршнем верхней мертвой точки (ВМТ) конца сжатия. Таким образом, на смесеобразование отводятся миллисекунды. В отличие от дизеля, в бензиновой машине смесь формируется в течение почти двух ходов поршня (такты всасывания и сжатия). Поэтому регулировка момента впрыска должна быть очень точной. В классической топливной системы регулировка происходит разворотом корпуса ТНВД — также, как регулировка опережения зажигания в системе с трамблером, но намного точнее. В системе Common Rail за это отвечает электроника. Свои настройки (механические и электронные) имеют насос-форсунки. Черный выхлоп характерен в основном для позднего впрыска. Топливо горит, когда поршень уже давно идет вниз, как бы вдогонку за поршнем, толкает его неэффективно, машина теряет мощность, разгоняется вяло, хуже заводится и дымит при нажатии на газ. Двигатель при этом работает очень мягко. На холостых оборотах дымность не проявляется из-за малой подачи.
  2. Позднее попадание горючего в цилиндр происходит из-за воздушных пузырей в системе. Воздушный пузырь сжимается плунжером, и лишь потом происходит впрыск. Воздух — злейший враг топливной системы дизелей.
  3. Неисправная форсунка вызывает расширение продолжительности впрыска. При установке слишком низкого давления, подача начинается чуть раньше, а заканчивается позже. Еще явственнее проявляется дефект зависания иглы. Если игла заклинивает в корпусе распылителя, форсунка остается постоянно открытой. Дизтопливо без сопротивления проникает в камеру сгорания, когда поршень еще не достаточно подошел к ВМТ. Происходит раннее воспламенение и давление газов жестко воздействует поднимающийся поршень. Машина теряет мощность. Встречный толчок сочетается с появлением характерного стука. Поскольку форсунка продолжает оставаться открытой, подача заканчивается поздно, и из трубы валит густой дым. Машина стучит, дымит и еле едет.

4. Плохое смесеобразование

Описанные выше неисправности форсунок, а также износ, закоксовка распылителей приводит к ухудшению распыла, уменьшению дальнобойности струи, изменению формы факела. Все это ведет к неправильному распределению капель дизтоплива в воздушном объеме камеры сгорания, увеличению частиц топлива. Такое горючее не успевает ни испариться, ни сгореть, и вырывается из трубы черным дымом, случается и огнем.

форсунка не распыляет соляру

Если форсунка откровенно льет, а не распыляет ДТ, последнее может стекать через лабиринт колец. Попадание солярки в поддон рассмотрим в следующем разделе.

5. Падение компрессии

Состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ), механизма газораспределения оказывают влияние на массовый заряд воздуха для горения. Обычный износ меньше влияет на появление дыма, чем неисправности топливной аппаратуры. Выхлоп дизеля может быть серый, или серо-черный. На первый план выходят другие неисправности, такие как ухудшение запуска и расход масла.

замер компрессии

Но при серьезных повреждениях картина меняется. Так, при залегании колец одного из цилиндров солярка беспрепятственно стекает по стенке гильзы в картер. Постепенно масло разбавляется топливом. Давление картерных газов увеличивается. Солярка смешанная с маслом образует пары, которые, через вентиляцию картера устремляются на всасывание. Избыточное горючее сгорает с образованием сажи, усугубляет закоксовку. Естественное следствие — черный выхлоп.

Нулевая компрессия может быть вызвана и сгоревшим клапаном газораспределения.

Комплексное проявление неисправностей

Неисправности, связанные с появлением черного дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя чаще проявляются в комплексе и в развитии. Так, при зависании иглы распылителя мы наблюдаем и перелив солярки, и увеличение продолжительности впрыска, и ухудшение распыла, а может и проникновение дизтоплива в масло.

Если машина долго дымит, а владелец не предпринимает никаких мер, двигатель закоксовывается, залегают кольца. Неисправности нарастают, как снежный ком.

При неправильной установке фаз газораспределения нельзя говорить о корректном угле опережения впрыска, а еще мотор получает меньше воздуха, не освобождается полностью от отработавших газов.

Неправильная установка фаз газораспределения особенно на дизеле грозит серьезной поломкой и дорогостоящим ремонтом. Ее следует поручить профессионалам.

Что делать водителю при появлении черного топливного выхлопа

При появлении черного дыма в первую очередь нужно вспомнить о воздушном фильтре. Его замену обычно можно выполнить своими руками. Самому можно почистить радиатор интеркуллера, поискать неплотности в нагнетательном тракте.

При появлении на экране панели приборов сигнале о неисправности, например Check engine нужно расшифровать информацию самостоятельно, при наличии оборудования и в соответствии с руководящей документацией, либо обратиться в автосервис.

После исправления недочетов необходимо сбросить ошибку в бортовом компьютере. Это делают самостоятельно, проконсультировавшись с дилером, либо обращаются в автосервис.

Дизельные двигатели в основном требуют профессионального вмешательства. Даже простой, на первый взгляд процесс замера компрессии требует применения специального оборудования и навыков. Для этого нужен компрессометр, который бы вкручивался в гнездо форсунки или свечи накаливания. Дилетанты часто заламывают запальные элементы, и для ремонта приходится снимать головку блока. Установка угла опережения впрыска, диагностика турбины, автоматика системы Common Rail также дело специалистов.

Снизить вероятность появления неисправности помогает регулярное техническое обслуживание, своевременное устранение неполадок. Дизельный двигатель — сложный агрегат компоненты которого работают в тесной взаимосвязи. Частные неисправности со временем становятся комплексными и требуют более глубокого и дорогостоящего вмешательства.

Образование сажи выхлоп ведет к закоксовке поршневых колец, гидрокомпенсаторов, других важных механизмов.

Как сделать черный дым на дизеле

Черный дым из выхлопной трубы

Дизель зачастую дымит черным дымом в результате неполного сгорания топлива. Причиной такого цвета выхлопа являются углеводороды, которые не сгорели в цилиндре. Указанные элементы в таком случае превращаются в сажу. Эффективность сгорания смеси зависит от точного соотношения количества кислорода и топлива. Нехватка кислорода или переизбыток солярки одинаково приводят к черному дизельному выхлопу.

Белый выхлоп из выхлопной трубыРекомендуем также прочитать статью о потенциальных неисправностях, связанных с появлением сизого или синего выхлопа дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, почему дизель может дымить синим дымом, а также методах диагностики неисправностей.

Черный дым от дизеля отчетливо заметен днем, так как содержит обильное количество частиц сажи. Дым грязный и«тяжелый». Именно сажа является прямым указанием на то, что дизтопливо в цилиндре сгорает не полностью. Дизель в этом случае дымит густым черным дымом, отмечен повышенный расход дизтоплива. Имеются проблемы с запуском мотора «на холодную», дизель не заводится на «горячую». Работа агрегата крайне неустойчива на всех режимах, сильно повышается токсичность выхлопных газов, пропадает мощность по причине больших отклонений в составе рабочей топливно-воздушной смеси от оптимальных параметров.

Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины

Дизельный двигатель дымит черным дымом

Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в топливном баке. Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.

Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:

  • имеются проблемы в системе подачи топлива или воздуха дизельного двигателя;
  • нарушены условия оптимального сгорания смеси (часто по причине износа ЦПГ);
  • возможны неисправности механизма газораспределения;
Низкая компрессия

В списке главных причин того, что дизтопливо сгорает не полностью, выступает падение компрессии в цилиндрах. При низкой компрессии дизельный мотор имеет хорошо различимый черный выхлоп. В дизеле создаваемое давление в конце такта сжатия играет ключевую роль. От температуры сжимаемого воздуха в момент топливного впрыска зависит эффективность самовоспламенения топливно-воздушной смеси. При низкой компрессии температуры для полноценного сгорания будет недостаточно, а проблема наиболее сильно проявляется при отрицательных температурах за бортом. Дизельный двигатель с низкой компрессией зимой часто не заводится.

КомпрессометрРекомендуем также прочитать статью о том, как измерить компрессию дизельного или бензинового двигателя своими руками. Из этой статьи вы узнаете об основных нюансах и необходимом оборудовании для измерений давления в цилиндрах в процессе самостоятельного замера компрессии двигателя.

Топливная аппаратура

Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.

Турбокомпрессор

Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с турбокомпрессором, который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.

Образование сажи и последствия

Сажа в дизеле

Когда черный дым выхлопа дизеля появляется в результате сбоев в работе топливного насоса высокого давления, дизельных форсунок, а также при отсутствии оптимального угла опережения впрыска проявляется усиленное образование сажи. От избыточного ее количества страдает сажевый фильтр дизеля. Сажа также проникает в моторное масло и быстро загрязняет мотор. Происходит нарушение теплового обмена, поршневые кольца быстро закоксовываются, забиваются фильтры.

Закупорка масляных каналов ДВС приводит к снижению давления в системе смазки и повышенному износу деталей двигателя. Нарушенный тепловой режим может стать причиной прогара как поршней (ЦПГ), так и клапанов (ГРМ). Избытки несгоревшего топлива через такие прогары попадают в моторное масло. Горючее в масле немедленно снижает его вязкость, смазка становится неэффективной, противоизносные свойства присадок в моторном масле теряются.

Под удар попадают детали цилиндро-поршневой группы. Первыми страдают стенки цилиндров, так как солярка вымывает масло, в результате чего на зеркале цилиндра появляются задиры. Износ остальных деталей двигателя также сильно увеличивается. Эксплуатировать дизель с указанной неисправностью проблемно, а дальнейшая езда быстро выведет ДВС из строя окончательно, потребуется капитальный ремонт дизельного двигателя.

Турбина

Самостоятельная проверка турбокомпрессора дизельного двигателя. Проверка нагнетателя без снятия. Наличие масла в корпусе турбины, люфт вала, крыльчатка.

Черный дым после запуска двигателя причины

Почему двигатель после запуска дымит черным дымом. Причины появления белого дыма или синего цвета выхлопных газов. Диагностика неиспрвностей, рекомендации.

Двигатель дымит

Причины дымления холодного и прогретого мотора белым, сизым, синим и черным дымом. Диагностика по цвету выхлопных газов. Как самому найти причину.

Дизель не заводится с утра

Причины затрудненного «холодного» пуска дизельного двигателя. Компрессия, свечи накаливания, дизельные форсунки, ТНВД, парафин или вода в топливной системе.

Стреляет хлопает в глушитель

Причины появления выстрелов и хлопков в глушителе на разных режимах работы двигателя: холостой ход, перегазовки и т.п. Как найти и устранить неисправность.

Двигатель стреляет в карбюратор

Почему двигатель простреливает в карбюратор, в выхлопную систему. Причины появления хлопков в карбюратор, дополнительные симптомы, устранение неисправности.

«Rolling Coal». Чёрный дым дизельной контркультуры Америки

Написав про дизельные Camaro и Charger, я и ожидал поток комментариев. Но настолько многие писали про «ужасный чёрный дым», что придется отдельной статьей развеивать (хе-хе, каламбурчик) мысли про, якобы, ущербные моторы Cummins и Duramax. Мне сложно винить в невежестве комментаторов, не глубоко знакомых с американской автомобильной культурой, но хотелось бы хотя бы виртуально защитить именитых производителей дизельных двигателей от неправильного восприятия их продукции любителями европейской и азиатской техники, ведь дело вовсе не в качестве моторов… Если сразу перейти к сути, то чёрный дым создают специально.

В серийном виде любой американский дизель выбрасывает в атмосферу не больше копоти, чем конкурирующие конструкции. В конце концов, Cummins и Duramax (совместное предприятие General Motors и Isuzu) обязаны подчиняться единым для всех федеральным требованиям по выбросам. И уж тем более, им под силу производить двигатели не хуже, чем это делают Volkswagen или Mercedes — к печали фанатичных комментаторов, углядевших в дыму выхлопа творений Нэйтана Мюллера из One of Won Customs некий наглядный признак слабости американских моторов. Просто когда двигатель попадает в руки к энтузиастам, с ним начинают происходить вещи, не задуманные заводом-изготовителем.

Тут следует понимать культурный контекст: это сложно перенести на реалии стран бывшего СССР или даже Европы, но в США есть целые штаты, где большой пикап — основное средство передвижения не потому, что «американцы тупые» или «любят всё большое», а потому, что выбор транспорта определяется образом жизни.

Во-первых, это утилитарно. В отличие от эстетствующих жителей наших мегаполисов (уверенных, что «обманули систему, купив Самый Большой Черный Джип дешевле, чем сосед заплатил за Prado»), в США пикап справедливо воспринимается в качестве рабочего инструмента — на нем самом возят грузы и им же буксируют тяжёлые прицепы, в том числе — с другими «игрушками» вроде катеров, жилых трейлеров и квадроциклов. Городским жителям такие развлечения редко под силу, потому что хранить имущество негде. А поскольку цифры payload и towing capacity (полезная нагрузка и предельная масса прицепа) для практического применения становятся важны, то именно большие дизельные версии пользуются заслуженной популярностью.

Во-вторых, это комфортно. Загородная жизнь отчасти именно требует наличия грузовика (для строительства, фермерства и других дел), а отчасти — нивелирует его недостатки, вроде больших габаритов или высокого расхода в городском цикле. В сельской местности нет никаких проблем с парковкой пикапов, хотя в центре Нью-Йорка какой-нибудь Ram HD3500 или Ford F350 с двойной кабиной и «спаркой» сзади будет смотреться невероятно нелепо — это, между прочим, еще только предстоит осознать пикаповодам Москвы, Киева и Минска.

В-третьих, всегда есть альтернатива. Если хозяин пикапа чувствует какие-то неудобства в его эксплуатации, например, для поездок в город — он просто покупает еще одну машину для этих нужд. Конечно, не все американцы так уж легко покупают по несколько машин, но, опять-таки, это гораздо более доступно и более распространено, чем у нас, а имея частный дом за городом — имеешь и достаточно площади для хранения своего транспорта.

Раньше, популярность легковых машин была выше, но вот уже примерно два десятилетия тройка самых продаваемых автомобилей в США выглядит примерно так (причем пикапы Ford возглавляют этот рейтинг уже 35 лет):
1. Ford F-Series: 820,799 штук (+5.2%)
2. Chevrolet Silverado: 574,876 штук (-4.3%)
3. RAM Trucks: 489,418 штук (+8.7%)

При таком распространении пикапов они, разумеется, стали и средством развлечения. Изначально, густые клубы дизельного дыма появлялись на соревнованиях, где владельцы спорили, чей грузовик круче. Обычно, это делается четырьмя способами. Кстати, очень рекомендую смотреть видео, чтобы понять атмосферу мероприятий…

Первый — truck pulling, как разновидность более распространенного tractor pulling. Суть соревнования в том, чтобы тащить за собой на прицепе специальные сани (sled) с двигающимся грузом — чем дальше проезжает тягач, тем тяжелее ему тащить каждый следующий метр. Побеждает тот, кто протащит самый большой груз на самую большую дистанцию, обычно не превышающую 100 метров:

Второй — tug-of-war, то есть «перетягивание каната». В отличие от truck pulling, тут никакого специального оборудования не требуется, но в целях безопасности, конечно, желательно хотя бы трос понадежнее. Два автомобиля соревнуются, кто кого перетянет и, разумеется, крутящий момент дизельных моторов помогает им побеждать бензиновых собратьев:

Третий — типичный drag racing, но на пикапах. Трассы — обычные, правила — обычные, то есть гонка с места на дистанцию 1/4 мили. Есть множество классов и несколько санкционирующих организаций, так что неудивительно, что нашлось место и дизельным двигателям. В этом виде спорта они, конечно, не отбирают пальму первенства у бензиновых V8… Но, скажем так, даже проигравший в первом заезде на видео преодолел дистанцию быстрее, чем Bugatti Veyron:

Наконец, есть еще и грязевой офф-роад — всё, связанное со словом «mud» в названии мероприятия. Впрочем, тут дизель вовсе не обязателен, зато это абсолютный концентрат реднек-развлечений. Кстати, где-то тут идеологически рядом и шоу монстр-траков, но в отличие от последних, грязевые фестивали гораздо более доступны:

Кстати, прежде, чем осуждать любой подобный досуг — просто вспомните любые сельские авторазвлечения в наших краях, где пацаны на разваленных ВАЗах устраивают и «дрэг-рейсинг», и «дрифт», и «слалом», и даже «офф-роад» (в кавычки названия дисциплин взяты неспроста). Или посмотрите сериал/фильмы «Dukes of Hazzard», если оставаться в рамках американских реалий.

То есть, еще раз подчеркну, это — развлечение обычных простых американцев из глубинки, так называемых «реднеков» или «хиллбилли», а не высоколобых выпускников университетов Лиги Плюща и прочей элиты страны. Зачем они это делают? Да потому, что могут! Предвижу множество презрительных комментариев от местной интеллигенции, но всех, кто так будет делать, приглашаю заодно рассказать и о своих увлечениях вообще, и о достижениях на ниве переделок транспортных средств, в частности…

Но, вернемся к дизелям и чёрному дыму. В спортивных целях все средства хороши, поэтому в погоне за дополнительной мощностью хозяева «заряженных» пикапов для соревнований начали убирать сажевые фильтры и, вообще, упрощать систему выхлопа. Это дало ожидаемый прирост лошадиных сил, а побочным эффектом стали густые клубы дыма из труб. Впрочем, они создавали дополнительный шоу-эффект, устрашали противников и развлекали публику. И у спортсменов появились подражатели — позаимствовавшие форму, но не функцию. Кому-то просто понравилась идея брутального выхлопа в качестве отражения своего юношеского максимализма, кто-то переделал машину ради приколов (примерно с той же целью, с которой инсталлируют «тепловозные» гудки клаксона). Вот, например, как говорится, первое апреля — никому не верю:

Модификация получила название «rolling coal» — если переводить термин на русский язык, то по смыслу и духу, ближе всего, пожалуй, получится «давать угля» (кстати, в комментариях дизелисты мне подсказали, что в русском жаргоне железнодорожников есть выражение «пустить медведя»: быстро набрать позиции на тепловозе, как результат облако дыма и сажи из выхлопной трубы (медведь)). В самом простом варианте из выхлопа дизельного автомобиля удаляется сажевый фильтр. Причем, маленькие Volkswagen могут дыметь не намного-то хуже фуры, но для настоящей копоти мотор нужен все-таки побольше, а помимо демонтажа штатных фильтров, приходится доработать машину сознательно — самый густой чёрный дым появляется от «перелива» дизельного топлива, которое покидает двигатель в виде несгоревших частиц сажи. Этого можно добиться и с целью повышения мощности, и просто для внешнего эффекта. В последнем случае, часто устанавливается просто выключатель, по желанию резко увеличивающий подачу топлива — никакой практической пользы, просто много дыма:

Для некоторых американцев «давать угля» превратилось в протестную автомобильную субкультуру, вроде «босозоку» в Японии. У чёрных в США есть «донки» на 30-дюймовых колесных дисках, у латиноамериканцев — прыгающие «лоурайдеры», вот и белые реднеки получили свой автомобильный символ — чадящий дизельным выхлопом пикап. При этом на нормальную эксплуатацию грузовика такая переделка может особо и не влиять, поскольку дым начинает радикально валить только при нажатии на кнопку дополнительной подачи топлива!

Что интересно, кроме просто социопатии, «rolling coal» стал зачастую отражать вполне конкретные воззрения: отрицание энвиронментализма (избыточной заботы об окружающей среде), политкорректности и либерализма. Энтузиасты даже придумали термин «аэрозоль против Prius’ов» — по их мнению, эта машина и ее владельцы чаще всего отражают всё то, что противно типичным реднекам, так что «давать угля» в сторону проезжающего мимо гибрида стало популярным способом высказать свое «мнение». К 2014 году масштаб явления стал столь обширным, что, после примерно десятилетия с момента появления термина, им заинтересовались даже CNN, а за пару месяцев в Сети появилось порядка 20000 (!) статей на тему «coal rolling»:

Под пристальным взором со всех сторон, выяснилось следующее:
1. Для здоровья главным вредом являются частички сажи — очевидно, что дышать дымом не стоит.
2. По мнению American Cancer Society, вдыхание дизельного выхлопа может привести к раку легких.
3. Наконец, дымовая завеса на дороге просто может стать причиной аварии.
Впрочем, первые два пункта не сильно останавливают любителей «дать угля» — в Сети полно видео, где люди подставляют себя под дизельные трубы совершенно добровольно:

Разумеется, спортсмены и представители индустрии тюнинга своё мнение высказали практически однозначно: в условиях соревнований эффект «rolling coal» для них является побочным и они бы с радостью от него отказались, но это означало бы нежелательное падение мощности. Впрочем, если truck pull проводится на закрытом стадионе, то сани могут даже оборудовать специальным поглощающим оборудованием, заботясь о зрителях! К чёрному дыму на улицах США спортсмены отношения не имеют и, в целом, закономерно осуждают эту практику.

И так незаконная согласно Clean Air Act модификация была еще раз запрещена EPA (органом, в т.ч. определяющим нормы выхлопа), а штат Нью-Джерси даже принял закон, запрещающий «давать угля» на дорогах. Показательно, что автором законопроекта стал демократ на электромобиле Nissan Leaf, которого «обдули» выхлопом пикапа. С того времени истерия несколько поутихла, несмотря на всеобщее возмущение корпоративным обманом со стороны Volkswagen, а несколько штатов просто отказались принимать запрещающие нормы. Зато уже недавно появилась новая форма политического активизма — такой себе «протест против протеста», когда митингующие у дороги граждане оказываются в дымовой завесе от тех, кто с ними не согласен:

В порядке рассуждения, хочется отметить один момент: к самому явлению можно относиться по-разному, считая хоть преступлением, хоть проявлением американской свободы (скажем, в Иллинойсе заядлому велосипедисту-автору законопроекта приходят письма с предложениями переехать в Швецию, если он не согласен с правом американцев «давать угля»). Но, даже будучи очень видимым и сознательным действием, весь «coal rolling» никак не может повлиять на общее загрязнение окружающей среды — весь процесс длится секунды, так что даже при всем старании любители этого дела не нанесут реального вреда в сравнении с обычными выбросами индустриальных и судовых дизелей, как и множеством других источников загрязнения воздуха, включая угольные электростанции и дровяное отопление домов…

Наконец, возвращаясь к Duramax Camaro и Cummins Charger — я думаю, после прочтения этой статьи и просмотра видео, вопросы относительно качества и состояния установленных в них двигателей исчезнут сами собой. Предполагаю, что Нэйтан Мюллер преследовал вполне конкретный шоу-эффект, «давая угля» на своих машинах. В сравнении с настоящими энтузиастами чёрного дыма (независимо от их мотивов), для него удаление сажевого фильтра стало просто самым очевидным способом показать, что под капотом его творений спрятаны столь неожиданные для мускул-кара дизельные двигатели. Вот и всё. Желаю всем смотреть на всё многообразие автомобильного мира широко раскрытыми глазами и с пониманием культурного контекста происходящего.

Дизель: черный дым из выхлопной трубы. В чем причина и как ее устранить?

На дорогах часто можно встретить автомобили, дымящие черной копотью. Обычно коптят тяжелые грузовики. Но нередко этому подвержены и легковые автомобили, оснащенные дизельным мотором. Черный дым из выхлопной трубы дизеля владельцу ничего хорошего не сулит. Но если среагировать вовремя, можно уберечь мотор от тяжелых последствий. Давайте узнаем, в чем причины копоти из трубы и как устранить дефекты. К появлению дыма следует относиться внимательно, а неисправности должны устраняться вовремя, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.

О природе выхлопных газов

Цвет и густоту отработавших газов можно сравнить с человеческим дыханием. Когда организм здоров, то он выдыхает чистые пары. Если автомобиль исправен, то в результате сгорания топлива образуются вода и углекислый газ.

черный дым дизель

Типовые причины дымности дизельных ДВС

Если дизельный силовой агрегат коптит густым дымом черного цвета, то это говорит о неполадках, которые зачастую связаны с потреблением горючего. Не стоит игнорировать проблему. Если идет черный дым из выхлопной трубы дизеля, то это обязательно сопровождается значительным расходом топлива, нестабильным поведением мотора во всем диапазоне его оборотов, существенной потерей мощности.

Особенно хорошо эту черноту можно заметить зимой на белом снегу. Нередко дымность повышается при резких ускорениях.

Среди типичных причин можно выделить несколько самых распространенных для дизельных моторов. Так, первая причина связана с форсунками. Они переливают горючее в камеры сгорания. Также дымность повышается из-за неправильной регулировки или неисправности ТНВД, неверной настройки угла опережения впрыска ТНВД. В случае с турбированными двигателями черный дым может говорить о неполадках компрессора. Возможен засор в воздушном фильтре, либо появилась утечка масла из-за негерметичности соединений. Также среди причин можно выделить низкую компрессию, неверно установленный ремень ГРМ или забитый сажевый фильтр. Последний выполняет ту же функцию, что и катализатор на бензиновых авто.

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы дизеля – это некачественное топливо. Сейчас это часто встречается на многих заправках. Горючее низкого качества не только провоцирует клубы черного дыма, но и представляет серьезную угрозу для двигателя. Именно из-за некачественного топлива выходят из строя важные агрегаты. В основном страдают форсунки, насос высокого давления, фильтры.

черный дым

Еще среди типовых причин можно выделить забитый интеркулер, неисправный катализатор или ДМРВ.

Дымность и низкая компрессия

В бензиновом ДВС смесь топлива и воздуха воспламеняется за счет искры, которая генерируется свечой зажигания. В дизельных моторах процесс воспламенения осуществляется за счет создания высокого давления в цилиндре. Если сила сжатия будет недостаточной, двигатель будет плохо заводиться. Но это еще не все. При недостаточном давлении топливо не будет сгорать полностью. От этого и образуется черный выхлоп. Чаще всего клубы дыма можно увидеть при резком разгоне, а также сильном нажатии на педаль акселератора.

Низкая компрессия доставляет большое количество проблем в зимний период времени. Запустить такой двигатель, находящийся «при смерти», даже при температурах около нуля градусов без применения дополнительных подогревающих устройств практически невозможно.

Если мотор имеет низкую компрессию, тогда температура в конце такта сжатия в цилиндрах будет меньше, чем положено. Горючая смесь, даже если она подается вовремя, не будет воспламеняться. Если мотор имеет хотя бы два цилиндра, где компрессия в норме и мотор удалось завести, цилиндр с низкой компрессией все равно может не функционировать. После прогрева температура в моторе поднимется и на цикле сжатия будет уже достаточной, чтобы смесь воспламенялась.

Повышенная дымность из-за неполадок турбин

Когда турбина по каким-то причинам не нагнетает нужное количество воздуха, при котором топливная смесь могла бы сгорать полностью, появляется черный дым из выхлопной трубы. Турбо-дизели тоже этим страдают. Дым хорошо заметен при перегазовках. Если в турбину попало масло, тогда можно увидеть выхлоп сизого цвета.

Если нарушена герметичность впускного тракта, то по причине подсоса воздуха нарушается соотношение количества топлива и кислорода. Мотор начинает работать с перебоями. Среди причин, по которым возникает подсос воздуха, стоит выделить поврежденные патрубки, повреждения хомутов и их недостаточную затяжку.

Дымность и недостаток воздуха

Силовой агрегат коптит и потребляет огромное количество топлива из-за переобогащенной смеси. Вариантов может быть два. Проблема связана с переливающими форсунками либо с недостаточным количеством воздуха.

Почему мотору не хватает воздуха? Зачастую двигателю не хватает кислорода по причине забитого воздушного фильтра. В процессе эксплуатации автомобиля эти элементы забиваются пылью и грязью. Но также случается, что засорены каналы впускного коллектора. К проблемам недостаточного количества воздуха также приводят:

  • Нештатные режимы работы клапана рециркуляции отработавших газов и дроссельной заслонки.
  • Неправильные зазоры клапанов в ГРМ.
  • Неверно выставленные метки в системах газораспределения.

Продиагностировать воздушный фильтр очень легко – нужно просто достать его из корпуса. Стоит заметить, что менять фильтрующие элементы следует по регламенту производителя автомобиля. Зачастую это 10-30 тысяч километров (на легковушках и грузовиках соответственно).

Сажевый фильтр

Еще одна довольно популярная причина появления черного дыма дизеля – засоренный сажевый фильтр. Сейчас эту деталь устанавливают не только на большие моторы для грузовых автомобилей, но и на современные дизельные ДВС для легковых машин.

дизель черный дым из выхлопной трубы

Стоимость нового сажевого фильтра достаточно высока – от 60 тысяч рублей. Большинство автовладельцев предпочитают не менять, а удалить данный элемент выпускной системы. Однако, если удалить сажевый фильтр физически, ЭБУ выдаст ошибку. В СТО при удалении фильтра выполняется также и перепрошивка электронной системы. Зачастую удаление фильтра помогает полностью решить проблему черного дыма из выхлопной трубы дизеля.

Неполадки в топливной аппаратуре

Как показывает практика ремонта дизельных моторов, основные причины, по которым ДВС работает неправильно и дымит, – это форсунки, а также ТНВД. Среди популярных неисправностей форсунок можно выделить их засор. Из-за топлива низкого качества нарушается факел распыления и форсунка больше не распыляет, а льет дизельное топливо.

Кроме этого, оно может сгорать не полностью по причине неверно установленного угла впрыска. Это особенно вредно для мотора, когда угол чрезмерно ранний. Если длительно эксплуатировать машину с таким ранним углом, то могут выйти из строя элементы цилиндропоршневой группы. В данном случае им приходится работать в условии слишком высоких нагрузок.

Не менее популярная причина, когда идет черный дым из выхлопной трубы дизеля, – неравномерная подача горючей смеси в камеры сгорания из-за изношенных плунжерных пар в топливном насосе высокого давления. По причине поздних углов впрыска мотор будет выпускать клубы черного дыма.

Современные дизельные двигатели оснащены различными электронными системами, которые управляют работой всех узлов, в том числе и топливной системой. Нередко именно электроника провоцирует черный дым из выхлопной трубы дизеля. Это происходит из-за неверных настроек в блоке управления, который формирует команды на чрезмерно большие порции горючей смеси. Еще причина может быть в датчиках.

Как известно, черный дизель говорит о переобогащенной топливной смеси. Такая смесь подается в цилиндры из-за неверной регулировки подачи топлива на ТНВД, при изношенных форсунках, а также из-за изношенного регулятора оборотов в насосе.

белый выхлоп

При эксплуатации автомобиля ТНВД изнашивается. Внутри насоса все детали испытывают трение, при этом хороших смазок там попросту нет. В роли смазывающего вещества выступает дизельное топливо, а отечественная солярка смазывающих свойств практически не имеет. Если резко надавить на газ, то внутри ТНВД двигается рычаг, увеличивающий подачу смеси. Этот рычаг упирается на специальную опору. Ее положение задается всережимным регулятором оборотов. Поэтому быстро поднять количество топлива не выйдет. Водитель нажатием на газ только высказывает пожелание, а за рост оборотов отвечает регулятор. Как резко поднимутся обороты, зависит от того, насколько этот регулятор изношен.

При минимальном износе при резком трогании будет еле-еле заметен серый дым. При сильном износе двигатель выдаст клуб густого черного дыма.

Копоть и запуск на холодную

Многие владельцы дизельных авто жалуются, что мотор коптит на холодную. Некоторые специалисты утверждают, что проблема в ТНВД. Но это не совсем так. Некоторые уверены, что дым на холодную – это нормально. В цилиндры подается богатая смесь. По этому поводу переживать не стоит.

Черный дым и зажигание

Причина появления может быть нетиповой. Так, надежный мотор вдруг стал коптить. При выяснении почему дым начал образовываться, оказалось, что проблема заключается в системе зажигания. На некоторых моторах имеется система регулировки его угла с электромагнитным клапаном. Нередко этот клапан может закисать.

Если с датчиком все в порядке, он будет трещать. При обнаружении дыма датчик снимают. Если мотор больше не коптит, а мотор начал работать ровно, то датчик нужно заменить.

Синий дым и поздний впрыск

Нередко можно видеть и синий дым из трубы. Причина — в позднем впрыске. Считается, что это не страшно и не вредит двигателю. Зачастую это связано с сильным износом ТНВД.

Дизельный двигатель и белый дым

Этот тип копоти также называют сизым либо синим. Белый выхлоп появляется вследствие разрушенной турбины. Масло попадает непосредственно во впускной тракт. Из трубы пойдет дым, который многие часто принимают за белый. Однако запах этого выхлопа сразу проясняет его происхождение.

почему дым

Самая серьезная причина образования белого выхлопа – это охлаждающая жидкость, которая попадает в цилиндры ДВС. Обычно барахлит какой-то один цилиндр. Эта камера сгорания может и не работать на холостых оборотах. ОЖ попадает в камеры сгорания из-за разрушенных прокладок во впускных коллекторах, из-за прогара прокладок ГБЦ и, что чаще всего встречается именно на дизелях, по причине трещины в ГБЦ. Если на головке имеется трещина, это можно продиагностировать по высокому расходу охлаждающей жидкости и ее ржавому цвету из-за постоянных перегревов двигателя.

«Коммон Рейл»

Здесь тоже наблюдаются проблемы с дымами. Большинство владельцев жалуются на выхлоп черного цвета.

черный дым из выхлопной трубы дизель турбо

Как выявить повышенную копоть?

Выяснить причину, почему валит черный дым из выхлопной трубы дизеля, автовладельцы могут и самостоятельно.

Как мы уже отмечали ранее, специалисты рекомендуют проверить состояние воздушного фильтра – элемент снимают и визуально оценивают его состояние. На моторах, оснащенных турбонаддувом, демонтируют патрубки, ведущие к турбине, – так можно оценить, в каком состоянии находится турбокомпрессор.

Для проверки элементов топливной системы на дизельных агрегатах рекомендуется обратиться к профессионалам. Современное топливное оборудование практически не поддается самостоятельному ремонту. Дело в том, что проверить состояние дизельных форсунок и их производительность можно только на специальных стендах.

идет черный дым из выхлопной трубы дизель

Чтобы оценить дымность, применяют специальное оборудование – дымомер. Если автомобиль оснащен электронным блоком управления, выполняется компьютерная диагностика.

Заключение

Итак, мы выяснили все популярные причины появления копоти разных цветов. Если мотор запускается на холодную и при этом дымит, это нормально. А прочие проблемы можно легко решить своими руками. Но сложность в том, что черный дым из выхлопной трубы дизеля («Форд Транзит» не исключение) может говорить о совершенно разных поломках – от засоренного фильтра до плунжерных пар. Поэтому, если машина коптит, двигатель дергается или троит, лучше обратиться к профессионалам для диагностики.

При этом можно эксплуатировать автомобиль без особых последствий. Но ездить долго с ранним впрыском или неверно работающими форсунками нельзя: могут прогореть форкамеры, также возможно разрушение перемычек и обгорание поршней. А это уже серьезный и дорогой ремонт двигателя.

Дизель: черный дым из выхлопной трубы. В чем причина и как ее устранить?

Дизельные двигатели существенно отличаются от бензиновых. Но проблемы с ними практически такие же, как и с бензиновыми агрегатами. Начитавшись автомобильных форумов, можно увидеть множество всяких тем, где обсуждают те или иные проблемы. Но особенно часто можно увидеть темы, где автолюбители жалуются на то, что на дизелях периодически идет черный дым из выхлопной. Давайте разберемся, в чем проблема, почему происходит это явление. Также посмотрим, каким же образом можно эту проблему решить.

Ставим диагноз по цветам выхлопа

Дизельные моторы, как, впрочем, и бензиновые, могут иметь выхлопы различных цветов. Чаще это белый, сизый, серый и черный дым.

дизель черный дым из выхлопной трубы

Многие на кухне хотя бы один раз, но сжигали растительное или сливочное масло на сковороде. Запах при этом примерно такой же. Еще такой дым могут путать с паром, который чаще наблюдается в зимние месяцы из выхлопной не только дизельных автомобилей. Всему виной вода, которая появляется в результате сгорания.

Уже позже, после прогрева мотора, пар не будет заметен, хотя никуда не денется. Это можно легко проверить. Нужно лишь подставить ладони к выхлопной. Ладонь будет слегка влажной. Этот пар доставляет существенные неудобства при настройке двигателя, а особенно зимой. Для качественной настройки приходится долго греть агрегат. А в мороз настройка вообще может не удастся.

Белый дым – сигнал серьезной проблемы

Если дым из вашего дизеля — это не пар, тогда это точно ОЖ, которая попадает в камеры сгорания. Обычно цилиндр, который был залит охлаждающими смесями, не имеет возможностей работать вхолостую. Поэтому мотор может троить.

Как охлаждающая жидкость проникает в цилиндры?

ОЖ попадает в цилиндры из-за неудовлетворительного состояния прокладок впускного коллектора. Также причиной может быть прогоревшая прокладка ГБЦ, а у дизелей чаще всего это может быть треснувшая головка блока. В трещине ГБЦ бачок, зачастую полный жидкости, также полностью уходит в трубу.

Ремонт

Если вы обнаружили трещину ГБЦ, тогда здесь можно лишь порекомендовать заменить головку. Однако цены. Поэтому многие автолюбители не брезгуют контрактными деталями. Это б/у запчасти из Европы.

черный дым из выхлопной

Синие дымы

Тех, у кого валит дым из выхлопной трубы, дизель заставлял поволноваться при виде синего дыма.

Синий, а на некоторых моторах он может быть сизым, на рабочем моторе зачастую вызван поздним впрыском. Про эту проблему было сказано уже не единожды, множество автолюбителей успело обсудить эту тему вдоль и поперек.

Специалисты утверждают, что синий дым — это не страшно. В большинстве случаев проблема позднего впрыска связана с естественным процессом износа ТНВД, естественно, если насос никто не трогал.

Причины синего дыма

Топливный насос высокого давления в наших условиях работает следующим образом. Набор деталей в этом узле постоянно вращается, работает, трется. А смазка обеспечивается перекачиваемым дизелем. Пока дизель в меру жирный, насос в таком режиме может работать очень долго. Но когда наступают холода, в топливные баки дизелей наливают зимнюю солярку. Все в ней отлично, однако смазывающие фракции напрочь отсутствуют. Ну, или почти отсутствуют. Всю ее жирность вместе с различными парафинами удалили еще на нефтеперерабатывающем заводе.

идет черный дым из выхлопной трубы дизель

Если у силового агрегата низкие характеристики компрессии, тогда температура в камерах сгорания меньше, чем нужно. И горючее не будет воспламеняться. Если агрегат оснащен парой цилиндров с хорошей компрессией, тот цилиндр, где компрессия меньшая, не будет работать.

Такая картинка часто случается на стоянках. Автомобили пытаются завестись, а площадка вся заполняется синим дымом. Но иногда выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы. После прогрева дымы исчезнут. Ведь температура в моторе растет, а повышения температуры даже в изношенных цилиндрах будет хватать для воспламенения.

Случай из жизни

Механики на эту тему рассказывают одну историю. На агрегате заменили прокладку ГБЦ. После того как мотор собрали, обнаружили сильную тряску на холостых оборотах. После пары километров эти вибрации прекратились, а после пары минут работы снова на холостых тряска снова появилась.

Механики проанализировали данную ситуацию и выяснили, что новая прокладка немного толще. До тех пор, пока дизель не разогревался до рабочей температуры, ровно он не работал.

черный дым из выхлопной трубы дизель при каком зажигании

Как убрать синий дым

Если мотор трясет и выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы, ну, или синий, тогда можно смело подвернуть ТНВД. Но сначала нужно посмотреть, хватает ли горючего. Если насосу не будет хватать топлива, тогда снижается давление, а это позволяет пружине сдвинуть таймер на поздний впрыск. Это приведет к тряске.

Черный дым

Такой дым можно наблюдать, если топливо сгорает не до конца. Так бывает, если горючего подается слишком много или же подается неправильная горючая смесь. Если в мотор подается слишком мало воздуха, будет такой же эффект, как если бы подали топлива с избытком.

Почему идет черный дым из выхлопной трубы дизеля?

Больший объем подаваемого топлива обычно является сигналом либо неправильной регулировки ТНВД, либо износа форсунок, либо износа регулятора оборотов в насосе.

черный дым из выхлопной трубы дизель на холодную

Износ форсунок

Здесь можно предположить, что игла плунжерной пары недостаточно плотно заходит в свое посадочное место. А уровень давления, которым должно поднять эту иглу, снижается. Это ведет к тому, что в камеры сгорания поступает лишнее горючее. Оно лишнее хотя бы потому, что его подача осуществляется не в распыленном виде, а каплями. Чтобы нагреться и воспламениться, этим каплям нужно много времени. Отсюда и черный дым из выхлопной трубы, и увеличенный расход (дизель) горючего.

Самое грустное

Одна из самых печальных поломок, которые подстерегают владельцев дизелей, – неизбежный износ топливного насоса. Как уже говорилось, внутри насоса потроха работают без смазки. Если летом дизель еще что-то смазывает, то зимой – нет. А отечественное горючее вообще низкого качества. Вот и изнашиваются внутренности насоса.

Когда очень резко нажимают на педаль газа, к примеру для того, чтобы быстро тронуться, рычаг ТНВД переводится на увеличение объемов подачи горючего. Этот рычаг будет опираться на опору. А положение этой самой опоры уже отрегулировано регулятором. Поэтому слишком резко увеличить объем не выйдет. Так, нажимая на педаль, водитель лишь желает дать больший объем горючего. И совсем не факт, что это приведет к увеличению оборотов. Это зависит напрямую от того, насколько изношен регулятор оборотов. Если он в нормальном состоянии, то машина тронется с серым дымом. Если износ большой, тогда плюнет дизель черный дым из выхлопной трубы большим клубом.

О недостатке воздуха

Также темные газы из трубы иногда могут быть вызваны недостатком воздуха. Но в этом случае выхлоп будет не черный, а, скорее, серый либо темно-серого цвета. Еще при этом наблюдается понижение мощности.

К этому может привести забитый фильтр подачи воздуха. Это отнюдь не редкий случай, и такое периодически случается с каждым. Уже не 10 и не 100 раз проверено на горьком опыте, что хватит лишь 15 минут в пробке перед КамАЗом, у которого идет черный дым из выхлопной трубы. Дизель горит, а новый фильтр того, кто стоит сзади, теперь можно выбросить на свалку. Но это бывает, если у КамАЗа неправильно отрегулирована топливная система, хотя у кого она отрегулированная.

Также недостаток воздуха можно наблюдать из-за неверной работы EGR и дроссельной заслонки, неверных зазоров в клапанах ГРМ. Также в числе причин могут быть неверно выставленные метки газораспределения, неисправности турбины.

Когда автомобиль оснащен турбиной, и вы наблюдаете черный дым из выхлопной трубы дизель-турбо, то стоит проверять наддув. Скорее всего, дело именно в нем. Также стоит поискать трещины на патрубках топливной или воздушной системы.

черный дым из выхлопной трубы дизель киа соренто

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы дизеля

У одного из владельцев дизельного автомобиля мотор вдруг начал коптить. При вскрытии ничего внятного обнаружить не удалось. Но после чтения всевозможных форумов, общения с другими дизелевладельцами выяснилось, что проблема в зажигании.

После повторного вскрытия на блоке зажигания обнаружился регулировочный клапан. Ему посоветовали ударить по регулировочному болту. После этого машина перестала дымить. Оказалось, что это электромагнитный клапан угла зажигания.

При включении зажигания исправный датчик трещит. Что делать, если появился черный дым из выхлопной трубы (дизель)? При каком зажигании он бы ни появлялся, следует снять датчик. Если мотор перестал коптить, а машина работает ровно, тогда этот элемент пора менять.

Черный дым и холодный запуск

Изучение форумов показало, что многие жалуются на дым при холодном запуске дизельного мотора. Кое-кто говорит, что это ТНВД, но более опытные автолюбители заявляют, что это не так.

Считается, что такое явление вполне нормально. Обычно оно кратковременное. Это можно объяснить тем, что при холодном запуске в цилиндры подается переобогащенная смесь. Отсюда и черный дым из выхлопной трубы. Дизель «на холодную» часто такое делает. Поэтому не стоит паниковать по этому поводу.

Ситуация с «Киа Соренто»

Приведем конкретный пример. У одного из владельцев этого авто при нажатии на педаль акселератора густой, черный дым. В движении машина очень неохотно набирает обороты.

Было проведено сканирование на возможные ошибки в электронной системе, однако ошибок нет. Анализ параметров работы также не дал нужного результата. Дефекта на первый взгляд попросту нет. Баланс форсунок находится в нормальном состоянии, каких-либо серьезных отклонений не замечено, турбина выдает нормальный уровень давления, но при этом черный дым из выхлопной трубы дизель «Киа Соренто» все еще выдавал. При измерении показаний подумали на ЕГР. Это клапан, который регулирует отработанные газы.

черный дым из выхлопной трубы и увеличенный расход дизель

В итоге дыма нет, а машина едет заметно лучше.

Система Coommon Rail

Здесь также заметны проблемы такого же плана. Многие жалуются на черный дым из выхлопной трубы — дизель «Комон Рейл» при холодном запуске успешно обеспечивает такой результат. Автолюбители говорят, что это может быть связано с некачественным топливом либо с проблемными форсунками. Так, топливо не распыляется, а льется. Поэтому и черная копоть. А когда мотор прогреется, инжектора качают топливо в нормальном режиме.

В качестве заключения

Мы выяснили частые и популярные причины дымов. Также при запуске «на холодную» немного черного дыма для дизеля — это норма. Большинство проблем можно с легкостью исправить своими силами. Однако проблема в том, что под черный дым подходят все симптомы, и непонятно, что лечить. Поэтому если у вас идет черный дым из выхлопной трубы, дизель троит и дергается, лучше не испытывать судьбу. В таком случае следует отдать автомобиль на диагностику опытным специалистам.

Итак, мы выяснили, почему валит черный дым из выхлопной трубы. Дизель – вещь сложная, поэтому за такими автомобилями нужен постоянный уход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *