Как подключить вентилятор охлаждения на ваз 2107 через кнопку
Перейти к содержимому

Как подключить вентилятор охлаждения на ваз 2107 через кнопку

  • автор:

ПРАВИЛЬНОЕ подключение вентилятора с кнопки на инжекторной классике.

После зарядки мотора (читай БЖ) выяснилось что летом при движении на 1 и 2 передаче по пересеченке, или в пробке движок стал сильно греться.
Было решено сделать включение вентилятора с кнопки, но так же в нашем случае будет включатся и автоматически.

Форумские строители много мудрят с километрами проводов, и кучей реле, есть даже те кто подключает напрямую без реле��

На инжовой жиге датчик температуры ОЖ измеряет непосредственно температуру а не просто замыкает цепь как на карбовых. Суть в том что при повышении температуры ОЖ снижается его сопротивление, соответственно мозг видит сопротивление и в нужный момент включает вентилятор. Например если просто вытащить фишку из датчика, исчезнет сопротивление мозг будет думать что пора включать вентилятор и он будет работать постоянно (если включено зажигание)

Наша задача подключить кнопку к двум проводам датчика чтобы замыкая кнопку убирать сопротивление а мозг через реле включал вентилятор когда нам надо.

Порядок действий: под капотом находим датчик, и видим идущие от него 2 провода, ЗЕЛЕНОГО И ОРАНЖЕВОГО цвета. Эти два провода успешно уходят в общую косу, в салон, на мозг.
Идём в салон, открываем бардачок, откручиваем 2 винтика, убираем бардачок. (Не смотрите на мою кучу проводов, я в процессе подключения сигнализации). Видим косу идущую на мозг, 3 зелёных провода во главе с толстым черным НЕ ТРОГАЕМ (у меня почему то они смотаны изолентой и на фото отмечены ФИОЛЕТОВЫМ)

Из остальной кучи находим ЗЕЛЕНЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ не разрезая их немного зачищаем. Теперь включив зажигание можем замкнуть их между собой и убедиться что вентилятор включается.
Дело сделано, остаётся лишь примотать к каждому проводку по проводку, и провести на консоль на кнопку. Я просверлил левую заглушку (рядом с тремя остальными клавишами света и тд) прикрутил небольшую красную кнопку с фиксацией и подключил к ней провода.

По итогу имеем: при включенном зажигании, при нажатии кнопки, мозг сам включает нам вентилятор, как положено через реле. Так же если кнопка не нажата вентилятор работает и автоматически, как обычно.
Как видите все максимально просто, требуется 2 проводка по 60см, и кнопка с фиксацией.

Как подключить вентилятор охлаждения на ваз 2107 через кнопку

В предвкушении лета решил сделать принудительное включение вентилятора. Отрыл в сети схемку и начал установку. Все проще простого. Главное запастись пивом и временем.
Итак нам понадобится:
— кнопка(я взял кнопку печки от 2107) — 50р
— реле 4х контактное -50р
— колодка под реле — 30р
— на этот раз взял 10м провода — 100р
ИТОГО: 230р

на фото показал место установки кнопки(крайняя справа) и где расположил реле, а также схемку)

Принудительный вентилятор ВАЗ 2107: способы и схема включения

принудительный вентилятор ваз 2107

В данной статье будет подробно рассказано про принудительный вентилятор ВАЗ 2107. Можно выделить два вида такой конструкции – электрический и механический. Любой владелец семерки начинает жалеть, что летом в пробке у него вдруг выходит из строя датчик включения вентилятора. После такого случая, как правило, начинают задумываться насчет усовершенствования конструкции. И сделать модернизацию можно несколькими способами.

Способ первый – принудительное охлаждение механического типа

принудительное включение вентилятора ваз 2107

Пожалуй, можно это так назвать. Вспомните первые автомобили ВАЗ 2101-2107, в которых не использовались электрические вентиляторы. В них обдув радиатора происходил за счет крыльчатки, прикрученной к ротору помпы. Такой же точно вентилятор можно установить и на ВАЗ 2107 инжектор. Конструкция системы охлаждения не сильно отличается.

Но нужно сразу сказать о некоторых особенностях этой конструкции. Дело в том, что даже зимой радиатор будет обдуваться потоком воздуха. Это снижает температуру двигателя, поэтому в салоне может быть достаточно прохладно. Летом хорошо – мотор всегда охлаждается, вентилятор постоянно работает, тосол не закипает.

схема вентилятора охлаждения ваз 2107 инжектор

Но сделайте еще два маленьких усовершенствования и летняя эксплуатация будет просто сказкой:

  1. Поставьте пластиковый диффузор, который направит пучок воздуха в соты радиатора.
  2. Верхнюю часть радиатора необходимо установить немного ближе к лопастям крыльчатки. Крепеж произвести небольшими планками из жесткого металла. Старайтесь сделать так, чтобы расстояние от поверхности радиатора до крыльчатки оказалось в интервале 2-4 см.

Вот такие мелкие хитрости помогут вам улучшить охлаждение двигателя ВАЗ 2107. Цена вопроса буквально мизерная – не более 80 рублей (именно столько стоит крыльчатка).

Способ второй – электрический

принудительное охлаждение ваз 2107

Если у вас новая машина, установлен инжектор и электрический вентилятор, то стоит ли портить его принудительной крыльчаткой? Несколько разумнее окажется оставить электровентилятор, но сделать резервный способ включения с помощью кнопки. В магазине приобретите несколько элементов и материалов:

  1. Новый датчик (если старый пришел в негодность).
  2. Электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами.
  3. Провод красного цвета сечением 0,75 кв. мм.
  4. Кнопку для установки в приборной панели ВАЗ 2107 (желательно с подсветкой).
  5. Термоусадочную изоляцию.
  6. Разъемы типа «мама» и колодку для реле.

Схема соединений приведена на фото. Первым делом отключаете вентилятор и меняете датчик его включения. Затем собираете схему.

электровентилятор ваз 2107 инжектор

Обратите внимание на то, что на новых автомобилях используются датчики, способные коммутировать очень большие токи. Но, несмотря на это, они все равно сгорают. Резкие нагрузки все равно быстро выводят его из строя. Что делать? Выход один – снижать ток на выводах датчика. Для этого вводите в схему электромагнитное реле. Теперь шанс выхода из строя датчика сокращается. Но становится выше шанс выхода из строя реле. Правда, его поменять окажется проще.

Устанавливаете в приборной панели кнопку принудительного включения вентилятора и протягиваете от нее два провода – один можно сразу с «массой» соединить, а второй – на вывод датчика. Получается так, что у вас контакты кнопки и датчика соединены параллельно. Следовательно, если выходит из строя датчик, вы можете включить электромагнитное реле кнопкой.

Способ третий – совершенные вентиляторы

как улучшить охлаждение ваз 2107

Чтобы улучшить охлаждение ВАЗ 2107, можно вместо стандартного электровентилятора использовать более современные. Прекрасно подойдут те, которые ставят на автомобили моделей «Калина», «Приора». Особенно хорошо будет работать электровентилятор с восемью лопастями. Поток воздуха от него окажется намного сильнее, следовательно, соты радиатора быстрее остынут.

температура включения вентилятора ваз 2107 инжектор

Можно даже увлечься вопросом улучшения охлаждения и поставить два таких вентилятора. Но есть ли смысл в этом. Лучше уж тогда полностью очистить систему охлаждения изнутри, заменить все патрубки, поставить помпу с улучшенной крыльчаткой. И в завершение поменять радиатор. Это окажется намного эффективнее, нежели делать огромный «колхоз» вокруг радиатора.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107

Принудительный обдув радиатора охлаждения применяется во всех без исключения автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Это единственный вариант избежать перегрева силовой установки. Именно поэтому необходимо периодически проверять исправность электрической цепи включения вентилятора радиатора.

Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107

В силовых установках первых «семёрок» вентилятор радиатора был установлен прямо на валу водяного насоса. Как и помпа, он приводился в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала. Такая конструкция в то время применялась и на других автомобилях. Она практически никогда не выходила из строя, а перегреть двигатель с ней было невозможно. Однако был у неё один недостаток. Постоянно охлаждавшийся силовой агрегат очень медленно прогревался. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительного обдува, заменив механический вентилятор на электрический, причём с автоматическим включением.

Вентилятор охлаждения на шкиве помпы

Зачем нужен электровентилятор

Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора охлаждения. Во время работы силовой установки жидкий хладагент через открывшийся термостат поступает в радиатор. Проходя по его трубкам, оборудованным тонкими пластинами (ламелями), хладагент остывает за счёт процесса теплообмена.

Электрический вентилятор

Когда автомобиль движется на скорости, теплообмену способствует встречный поток воздуха, но если машина длительное время стоит, или едет медленно, охлаждающая жидкость остывать не успевает. В такие моменты двигатель от перегрева спасает именно электровентилятор.

Конструкция устройства

Вентилятор радиатора состоит из трёх основных элементов:

  • электродвигателя постоянного тока;
  • крыльчатки;
  • рамки.

Конструкция вентилятора

Ротор электродвигателя оснащён пластиковой крыльчаткой. Именно она, вращаясь, создаёт направленный поток воздуха. Двигатель устройства установлен в металлическую рамку, при помощи которой он крепится к корпусу радиатора.

Как включается и работает электровентилятор

Процесс включения вентилятора у карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличается. У первых за его включение отвечает механический температурный датчик, вмонтированный в нижнюю часть правого бака радиатора охлаждения. Когда двигатель холодный, контакты датчика разомкнуты. При повышении температуры хладагента до определённого уровня его контакты замыкаются, и напряжение начинает подаваться на щётки электродвигателя. Вентилятор будет продолжать свою работу до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.

Схема подключения электровентилятора в карбюраторной ВАЗ 2107

В инжекторных «семёрках» схема включения электровентилятора другая. Здесь всё контролирует электронный блок управления. Исходным сигналом для ЭБУ является информация, поступающая с датчика, установленного в выходящем из двигателя патрубке (возле термостата). Получив такой сигнал, электронный блок обрабатывает его и посылает команду на реле, отвечающее за включение мотора вентилятора. Оно замыкает цепь и подаёт электричество на электродвигатель. Работа устройства будет продолжаться до падения температуры хладагента.

Элементы цепи вентилятора на электросхеме инжекторной ВАЗ 2107

И в карбюраторных, и в инжекторных «семёрках» защита цепи электровентилятора осуществляется при помощи отдельного предохранителя.

Электромотор вентилятора

Электрический двигатель является основным узлом устройства. В ВАЗ 2107 применялись два типа моторов: МЭ-271 и МЭ-272. По характеристикам они практически идентичны, а вот что касается конструкции, то она несколько отличается. В двигателе МЭ-271 корпус штампованный, т. е. неразборный. Он не нуждается в периодическом обслуживании, однако в случае неисправности, его можно только заменить.

Разобранный электродвигатель вентилятора

Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора

Конструктивно мотор состоит из:

  • корпуса;
  • четырёх постоянных магнитов, приклеенных по окружности внутри корпуса;
  • якоря с обмоткой и коллектором;
  • щёткодержателя со щётками;
  • шарикового подшипника;
  • опорной втулки;
  • задней крышки.

Электромотор МЭ-272 также в обслуживании не нуждается, но в отличие от предыдущей модели в случае необходимости его можно частично разобрать и попытаться восстановить. Разборка осуществляется путём отворачивания стяжных болтов и снятия задней крышки.

Схема электродвигателя вентилятора МЭ-272

На практике ремонт электровентилятора нецелесообразен. Во-первых, запчасти к нему можно купить только бывшие в употреблении, а во-вторых, новое устройство в сборе с крыльчаткой стоит не больше 1500 рублей.

Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272
Характеристики Показатели
Номинальное напряжение, В 12
Номинальная частота вращения, об/мин 2500
Максимальный ток, А 14

Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки

С учётом того, что вентилятор является электромеханическим узлом, работа которого обеспечивается отдельной цепью, его неисправности могут проявляться по-разному:

  • устройство не включается вообще;
  • электродвигатель запускается, но работает постоянно;
  • вентилятор начинает работать слишком рано, или слишком поздно;
  • при работе узла возникают посторонние шумы, вибрация.
Вентилятор не включается вообще

Главной опасностью, которую несёт поломка вентилятора охлаждения, является перегрев силовой установки. Важно контролировать положение стрелки прибора датчика указателя температуры и чувствовать момент включения устройства. Если электродвигатель не включается при достижении стрелкой красного сектора, скорее всего, имеет место неисправность либо самого устройства, либо элементов его цепи. К таким поломкам относятся:

  • выход из строя обмотки якоря, износ щёток или коллектора электродвигателя;
  • неисправность датчика;
  • обрыв в электрической цепи;
  • перегорание предохранителя;
  • поломка реле.
Постоянная работа вентилятора

Бывает и так, что мотор устройства включается независимо от температуры силовой установки и работает постоянно. В этом случае могут иметь место:

  • замыкание в электрической цепи вентилятора;
  • выход из строя датчика;
  • заклинивание реле во включённом положении.
Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно

Несвоевременное включение вентилятора свидетельствует о том, что характеристики датчика по каким-то причинам изменились, и его рабочий элемент неверно реагирует на изменения температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семёрок».

Посторонние шумы и вибрация

Работа вентилятора охлаждения любого автомобиля сопровождается характерным шумом. Его создаёт крыльчатка, рассекая своими лопастями воздух. Даже сливаясь со звуком работы двигателя автомобиля, в «семёрке» этот шум отчётливо слышно даже из салона. Для наших машин он является нормой.

Если же вращение лопастей вентилятора сопровождается гулом, скрипом или свистом, возможно, пришёл в негодность передний подшипник или опорная втулка в крышке. Треск или стук свидетельствуют о контакте крыльчатки с внутренней кромкой рамки, в которую установлен электродвигатель. Такая неисправность возможна вследствие деформации или перекоса лопастей вентилятора. По этим же причинам возникает и вибрация.

Диагностика и ремонт

Проверку вентилятора и элементов его электрической цепи рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Предохранитель.
  2. Реле.
  3. Электродвигатель.
  4. Датчик температуры.
Проверка работоспособности предохранителя

Предохранитель обычно проверяется в первую очередь, так как этот процесс наиболее простой и не занимает много времени. Для его осуществления потребуется только автотестер или контрольная лампа. Суть диагностики заключается в том, чтобы определить, пропускает ли он электрический ток.

Предохранитель цепи вентилятора установлен в монтажном блоке автомобиля, который расположен в моторном отсеке. На схеме он обозначен как F-7 с номиналом 16 А. Для его проверки и замены необходимо выполнить следующие работы:

  1. Отсоединить минусовую клемму от АКБ.
  2. Снять крышку монтажного блока.
  3. Найти предохранитель F-7 и изъять его из посадочного места.

Монтажный блок ВАЗ 2107

Проверка предохранителя

Диагностика реле

Как мы уже говорили, в инжекторных «семёрках» для разгрузки электрической цепи вентилятора радиатора предусмотрено реле. Оно установлено в дополнительном монтажном блоке, расположенном под вещевым ящиком в салоне машины, и обозначено, как R-3.

Дополнительный монтажный блок

Проверить реле самостоятельно довольно проблематично. Гораздо проще взять новое устройство и установить его на место диагностируемого. Если электровентилятор включится при нагреве хладагента до нужной температуры, значит, проблема была именно в нём.

Проверка и замена электродвигателя
  • вольтметр или многофункциональный автотестер;
  • два отрезка проводов;
  • торцевые ключи на «8», «10» и на «13»;
  • пассатижи.

Порядок работ следующий:

  1. Рассоединяем разъем питания вентилятора.
  2. К контактам половинки разъёма, что идёт от электродвигателя подсоединяем два провода, длины которых должно хватить, чтобы подключить их к клеммам батареи.

Разъем питания электродвигателя вентилятора

Проверка напряжения на проводах питания электродвигателя вентилятора

Отсоединение рамки вентилятора от корпуса вентилятора

Демонтаж вентилятора с рамкой

Откручивание гайки крепления крыльчатки

Снятие крыльчатки

Отсоединение электродвигателя от рамки

Диагностика и замена температурного датчика

Датчики температуры карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличаются не только конструкцией, но и принципом действия. У первых датчик просто замыкает-размыкает контакты, а у вторых он меняет значение своего электрического сопротивления. Рассмотрим оба варианта.

Карбюраторный двигатель

Из инструментов и средств понадобятся:

  • рожковый ключ на «30»;
  • накидной ключ или головка на «13»;
  • омметр или автотестер;
  • жидкостный термометр с диапазоном измерения до 100 ОС;
  • чистая ёмкость для сбора хладагента;
  • ёмкость с водой;
  • газовая (электрическая) плита или бытовой кипятильник;
  • сухая чистая тряпка.

Алгоритм проверки и замены следующий:

    Подставляем ёмкость под пробку на блоке цилиндров силовой установки.

Пробка для слива охлаждающей жидкости

Сливание охлаждающей жидкости

Разъем датчика температуры

Выкручивание датчика

Проверка датчика температуры карбюраторной «семерки»

Видео: как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике
Инжекторный двигатель

В инжекторной «семёрке» предусмотрено два температурных датчика. Один из них работает в паре с прибором, показывающим температуру хладагента водителю, другой — с ЭБУ. Нам нужен именно второй датчик. Как уже упоминалось, он установлен на патрубке рядом с термостатом. Для его проверки и замены нам потребуются:

  • автотестер или мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
  • рожковый или накидной ключ на «19»;
  • жидкостный термометр с амплитудой измерения температуры до 100 ОС;
  • термоустойчивая ёмкость с водой;
  • кипятильник или плита (для нагрева ёмкости с водой);
  • чистая сухая тряпка.

Порядок работ такой:

    Находим датчик. Отсоединяем от его контактов разъём.

Датчик температуры инжекторной «семерки»

Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости

Демонтаж датчика

Проверка температурного датчика инжекторной «семерки»

Таблица: зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры
Температура жидкости, ОС Сопротивление, Ом
20 3300–3700
30 2200–2400
40 2000–1500
60 800–600
80 500–300
90 200–250

Принудительное включение вентилятора

Некоторые владельцы «классики», в том числе и ВАЗ 2107 устанавливают в свои автомобили кнопку принудительного включения вентилятора. Она позволяет запускать электродвигатель устройства независимо от температуры хладагента. С учётом того, что конструкция системы охлаждения «семёрки» далека от идеальной, этот вариант когда-нибудь может сильно выручить. Пригодится он и тем водителям, которые часто перемещаются по просёлочным дорогам или вынуждены стоять в пробках.

Принудительное включение вентилятора уместно лишь на карбюраторных автомобилях. В машинах с инжекторными двигателями лучше полагаться на электронный блок управления и не вносить в его работу никаких изменений.

Видео: принудительное включение вентилятора

Самый простой способ заставить вентилятор включаться по желанию водителя — это вывести два провода от контактов датчика температуры в салон и подсоединить их к обычной кнопке на два положения. Для реализации этой идеи понадобятся только провода, кнопка и изолента или термоусадочная изоляция.

Если же вы хотите «разгрузить» кнопку от лишних нагрузок, можно установить в цепь реле по приведённой ниже схеме.

Схема принудительного включения вентилятора

В принципе, ничего сложного ни в конструкции самого вентилятора, ни в цепи его подключения нет. Так что в случае возникновения любой поломки можете смело приступать к самостоятельному ремонту.

Как вывести вентилятор на кнопку ВАЗ 2107? Узнайте лучшие способы здесь

как вывести вентилятор на кнопку ваз 2107

Для всех автолюбителей владение самостоятельным управлением некоторых функций автомобиля — важное достоинство. Одной из таких функций является возможность подключить вентилятор системы охлаждения на кнопку в ВАЗ 2107. В этой статье я расскажу, как это сделать.

Необходимые инструменты и материалы

Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что у вас есть следующие инструменты и материалы:

  • Отвертка
  • Реле вентилятора
  • Разъемы и провода
  • Паяльник
  • Паяльная флюс
  • Термоусадочная трубка

Шаги по подключению вентилятора

Следуйте инструкциям ниже, чтобы подключить вентилятор на кнопку вашей ВАЗ 2107:

  1. Отключите аккумулятор от автомобиля, чтобы избежать короткого замыкания и повреждения электрических компонентов.
  2. Найдите провод, который идет от вентилятора к блоку управления двигателем в двигательном отсеке.
  3. Используя отвертку, отсоедините этот провод от блока управления двигателем.
  4. Установите реле вентилятора в месте, где находился провод от вентилятора к блоку управления двигателем. Подключите провода к соответствующим выводам реле.
  5. Подключите отсоединенный провод от вентилятора к реле вентилятора.
  6. Подключите один из выводов реле вентилятора к кнопке, которую вы хотите использовать для управления вентилятором.
  7. Снова подключите аккумулятор к автомобилю.

Поздравляю! Вы успешно подключили вентилятор системы охлаждения на кнопку в вашей ВАЗ 2107. Теперь вы можете управлять включением и выключением вентилятора по своему усмотрению. Помните, что при работе с электрическими компонентами всегда необходимо быть осторожным и соблюдать правила безопасности.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Принудительное охлаждение радиатора охлаждения применяется во всех без исключения двигателях внутреннего сгорания автомобилей. Только так можно избежать перегрева силовой установки. Именно поэтому необходимо периодически проверять исправность электрической цепи для включения вентилятора радиатора.

Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107

В силовых установках первых «семерок» вентилятор радиатора устанавливался прямо на вал водяного насоса. Как и помпа, он приводился в движение ременной передачей от шкива коленчатого вала. Эта конструкция также использовалась на других транспортных средствах того времени. Он почти никогда не выходил из строя и с ним невозможно было перегреть двигатель. Однако у нее был недостаток. Постоянно охлаждаемый силовой агрегат прогревался очень медленно. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительной подачи воздуха, заменив механический вентилятор на электрический, причем с автоматическим включением.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Ранние модификации ВАЗ 2107 имели вентилятор с механическим приводом

Зачем нужен электровентилятор

Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора охлаждения. При работе силовой установки жидкий теплоноситель поступает в радиатор через открывшийся термостат. Проходя по трубам, снабженным тонкими пластинами (ламелями), хладагент охлаждается за счет процесса теплообмена.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Более поздние модификации «семерок» оборудовались электрическими вентиляторами охлаждения

При движении автомобиля на скорости встречный поток воздуха способствует теплообмену, но если автомобиль долго стоит, или едет медленно, охлаждающая жидкость не успевает остыть. В такие моменты именно электровентилятор спасает двигатель от перегрева.

Конструкция устройства

Вентилятор радиатора состоит из трёх основных элементов:

  • электродвигателя постоянного тока;
  • крыльчатки;
  • рамки.Вентилятор состоит из электродвигателя, крыльчатки и рамки
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Вентилятор состоит из электродвигателя, крыльчатки и рамки

Ротор двигателя оснащен пластиковым колесом. Именно она, вращаясь, создает направленный поток воздуха. Двигатель агрегата установлен в металлическом каркасе, которым он крепится к корпусу радиатора.

Как включается и работает электровентилятор

Процесс включения вентилятора на карбюраторных и инжекторных «семерках» отличается. Во-первых, за включение отвечает механический датчик температуры, установленный в нижней части правого бачка радиатора охлаждения. При холодном двигателе контакты датчика разомкнуты. Когда температура хладагента поднимается до определенного уровня, контакты замыкаются, и на щетки электродвигателя начинает поступать напряжение. Вентилятор будет продолжать работать до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Цепь устройства замыкается посредством датчика, реагирующего на изменение температуры хладагента

В инжекторной «семерке» схема включения электровентилятора другая. Здесь всем управляет электронный блок управления. Стартовым сигналом для ЭБУ является информация, поступающая от датчика, установленного в трубке, выходящей из двигателя (возле термостата). Получив такой сигнал, электронный блок обрабатывает его и подает команду на реле, отвечающее за включение электродвигателя вентилятора. Он замыкает цепь и подает питание на электродвигатель. Установка будет продолжать работать до тех пор, пока температура хладагента не упадет.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107В инжекторных «семерках» вентилятор включается по команде ЭБУ

И в карбюраторных, и в инжекторных «семёрках» защита цепи электровентилятора осуществляется при помощи отдельного предохранителя.

Электромотор вентилятора

Основным узлом агрегата является электродвигатель. На ВАЗ 2107 использовались двигатели двух типов: МЭ-271 и МЭ-272. По характеристикам они практически идентичны, а вот что касается дизайна, то тут что-то другое. У двигателя МЭ-271 корпус штампованный, т.е неразборный. Он не нуждается в периодическом обслуживании, но в случае выхода из строя его можно просто заменить.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Не каждый электродвигатель вентилятора можно разобрать

Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора

Конструктивно мотор состоит из:

  • корпуса;
  • четырёх постоянных магнитов, приклеенных по окружности внутри корпуса;
  • якоря с обмоткой и коллектором;
  • щёткодержателя со щётками;
  • шарикового подшипника;
  • опорной втулки;
  • задней крышки.

Электродвигатель МЭ-272 также не нуждается в обслуживании, но в отличие от предыдущей модели его можно при необходимости частично разобрать и попытаться восстановить. Разборка осуществляется путем откручивания стяжных болтов и снятия задней крышки.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107МЭ-272 имеет разборную конструкцию

На практике ремонт электровентилятора нецелесообразен. Во-первых, на него можно купить только б/у запчасти, а во-вторых, новый узел в сборе с крыльчаткой стоит не более 1500 рублей.

Таблица: основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272
Характеристики Показатели
Номинальное напряжение, В 12
Номинальная частота вращения, об/мин 2500
Максимальный ток, А 14

Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки

С учетом того, что вентилятор является электромеханическим устройством, работа которого обеспечивается отдельной схемой, неисправности могут проявляться по-разному:

  • устройство не включается вообще;
  • электродвигатель запускается, но работает постоянно;
  • вентилятор начинает работать слишком рано, или слишком поздно;
  • при работе узла возникают посторонние шумы, вибрация.

Вентилятор не включается вообще

Основная опасность при поломке вентилятора охлаждения – перегрев силовой установки. Важно проверить положение стрелки датчика указателя температуры и почувствовать момент включения прибора. Если электродвигатель не включается, когда стрелка доходит до красного сектора, скорее всего, имеет место выход из строя либо самого устройства, либо элементов его цепи. К таким поломкам относятся:

  • выход из строя обмотки якоря, износ щёток или коллектора электродвигателя;
  • неисправность датчика;
  • обрыв в электрической цепи;
  • перегорание предохранителя;
  • поломка реле.

Постоянная работа вентилятора

Бывает и так, что мотор устройства включается независимо от температуры силовой установки и работает постоянно. В этом случае могут иметь место:

  • замыкание в электрической цепи вентилятора;
  • выход из строя датчика;
  • заклинивание реле во включённом положении.

Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно

Несвоевременное включение вентилятора свидетельствует о том, что характеристики датчика по каким-то причинам изменились, и его рабочий элемент неправильно реагирует на изменение температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семерок».

Посторонние шумы и вибрация

Работа вентилятора охлаждения любого автомобиля сопровождается характерным шумом. Он состоит из крыльчатки, которая своими лопастями рассекает воздух. Даже сливаясь со звуком двигателя автомобиля, в «семерке» этот шум отчетливо слышен даже из салона. Для наших машин это норма.

Если вращение лопастей вентилятора сопровождается жужжанием, визгом или свистом, возможно, пришел в негодность передний подшипник или опорная втулка в крышке. Треск или стук свидетельствует о контакте крыльчатки с внутренней кромкой рамы, где установлен электродвигатель. Такая неисправность возможна из-за деформации или перекоса лопастей вентилятора. По тем же причинам возникают вибрации.

Диагностика и ремонт

Проверку вентилятора и элементов его электрической цепи рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Предохранитель.
  2. Реле.
  3. Электродвигатель.
  4. Датчик температуры.

Проверка работоспособности предохранителя

Предохранитель обычно проверяют в первую очередь, так как этот процесс самый простой и не занимает много времени. Для реализации потребуется только автотестер или контрольная лампа. Суть диагностики заключается в том, чтобы определить, проходит ли по нему электрический ток.

Предохранитель цепи вентилятора установлен в монтажном блоке автомобиля, который находится в моторном отсеке. На схеме он обозначен как Ф-7 с номиналом 16 А. Для его проверки и замены необходимо провести следующие работы:

  1. Отсоединить минусовую клемму от АКБ.
  2. Снять крышку монтажного блока.
  3. Найти предохранитель F-7 и изъять его из посадочного места.За безопасность цепи вентилятора отвечает предохранитель F-7
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107За безопасность цепи вентилятора отвечает предохранитель F-7
  4. Подсоединить щупы тестера к выводам предохранителя и определить его исправность.
  5. В случае перегорания жилки устройства заменить предохранитель.Исправный предохранитель должен пропускать ток
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Исправный предохранитель должен пропускать ток

Диагностика реле

Как мы уже говорили, в инжекторной «семерке» предусмотрено реле для разгрузки электрической цепи вентилятора радиатора. Он устанавливается в дополнительный монтажный блок, расположенный под бардачком в салоне автомобиля и обозначается как Р-3.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Реле вентилятора обозначено стрелкой

Проверить само реле достаточно проблематично. Гораздо проще взять новое устройство и установить его вместо диагностируемого. Если электровентилятор включается при нагреве охлаждающей жидкости до нужной температуры, то проблема была именно в нем.

Проверка и замена электродвигателя

  • вольтметр или многофункциональный автотестер;
  • два отрезка проводов;
  • торцевые ключи на «8», «10» и на «13»;
  • пассатижи.

Порядок работ следующий:

  1. Рассоединяем разъем питания вентилятора.
  2. К разъемам половинки разъема, идущей от электродвигателя, подключаем два провода, длины которых должно хватить для подключения их к клеммам аккумулятора. Для проверки электродвигателя его необходимо подключить напрямую к аккумулятору
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Для проверки электродвигателя его необходимо подключить к АКБ напрямую
  3. Подсоединяем концы проводов к клеммам АКБ. Если вентилятор не включился, можно готовиться к его замене.
  4. Если же он исправно заработал, стоит проверить, подаётся ли на него напряжение.
  5. Подключаем щупы вольтметра к контактам другой половинки разъёма (к которой подводится напряжение).
  6. Заводим двигатель, замыкаем контакты датчика отверткой (для карбюраторных автомобилей) и смотрим на показания прибора. Напряжение на контактах должно быть равно тому, что выдает генератор (11,7–14,5 В). Для инъекционных машин ничего не нужно закрывать. Необходимо дождаться, когда температура двигателя достигнет значения, при котором электронный блок управления подает сигнал на реле (85-95 °С) и считать показания прибора. Если напряжение отсутствует, либо оно не соответствует установленным значениям (для обоих типов двигателей), причину следует искать в цепи блока. Напряжение на контактных контактах должно быть равно напряжению сети на борту
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Напряжение на контактах разъема должно быть равное напряжению бортовой сети
  7. При обнаружении неисправности электродвигателя торцовым ключом на «8» открутить 2 болта крепления кожуха вентилятора к радиатору (слева и справа). Рама крепится двумя болтами
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Рамка крепится двумя болтами
  8. Аккуратно тянем кожух на себя, одновременно освобождая провода датчика из фиксатора.Электродвигатель снимается вместе с рамкой
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Электродвигатель снимается вместе с рамкой
  9. Используя пассатижи, сжимаем лепестки крепления оболочки проводов. Выталкиваем из кожуха фиксаторы.
  10. Демонтируем вентилятор в сборе.
  11. Удерживая рукой лопатки крыльчатки, отверните гайку крепления торцевым ключом на «13». При откручивании гайки лопасти крыльчатки необходимо придерживать рукой
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107При откручивании гайки лопасти крыльчатки нужно придержать рукой
  12. Отсоединяем крыльчатку от вала.После откручивания гайки крыльчатка легко снимется с вала
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107После откручивания гайки крыльчатка легко снимется с вала
  13. При помощи ключа на «10» откручиваем все три гайки, которые крепят корпус электродвигателя к рамке.Двигатель крепится тремя гайками
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Двигатель крепится тремя гайками
  14. Снимаем неисправный электромотор.
  15. Устанавливаем на его место новое устройство. Производим сборку в обратной последовательности.

Диагностика и замена температурного датчика

Датчики температуры карбюраторной и инжекторной «семерки» отличаются не только конструкцией, но и принципом работы. Для первых датчик просто замыкает и размыкает контакты, а для вторых меняет значение своего электрического сопротивления. Рассмотрим оба варианта.

Карбюраторный двигатель

Из инструментов и средств понадобятся:

  • рожковый ключ на «30»;
  • накидной ключ или головка на «13»;
  • омметр или автотестер;
  • жидкостный термометр с диапазоном измерения до 100 ОС;
  • чистая ёмкость для сбора хладагента;
  • ёмкость с водой;
  • газовая (электрическая) плита или бытовой кипятильник;
  • сухая чистая тряпка.

Алгоритм проверки и замены следующий:

  1. Подставляем ёмкость под пробку на блоке цилиндров силовой установки.Пробка откручивается ключом на «13»
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Пробка откручивается ключом на «13»
  2. Откручиваем пробку, сливаем хладагент.Слитую жидкость можно использовать повторно
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Слитую жидкость можно использовать повторно
  3. Отключаем разъём от контактов датчика.Разъем легко снимается рукой
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Разъем легко снимается рукой
  4. При помощи ключа на «30» выкручиваем датчик.Датчик выкручивается ключом на «30»
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Датчик выкручивается ключом на «30»
  5. Подключаем щупы омметра к контактам датчика. Сопротивление между ними в исправном устройстве должно стремиться к бесконечности. Это означает, что контакты разомкнуты.
  6. Помещаем датчик резьбовой частью в емкость с водой. Щупы прибора не отключаем. Нагреваем воду в баке с помощью печки или бойлера, при нагреве воды до 85–95°С датчик должен пропускать ток
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107При нагреве воды до 85–95 ОС датчик должен пропускать ток
  7. Следим за показаниями термометра. При достижении водой температуры 85-95°С контакты датчика должны быть замкнуты, а омметр должен показывать нулевое сопротивление. Если этого не произошло, заменяем датчик, вкрутив новый блок на место старого.
Видео: как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике
Инжекторный двигатель

Инжектор «семерки» имеет два датчика температуры. Один из них работает вместе с устройством, показывающим водителю температуру охлаждающей жидкости, другой — с ЭБУ. Нам нужен второй датчик. Как уже было сказано, он устанавливается на трубу рядом с термостатом. Для его проверки и замены нам потребуется:

  • автотестер или мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
  • рожковый или накидной ключ на «19»;
  • жидкостный термометр с амплитудой измерения температуры до 100 ОС;
  • термоустойчивая ёмкость с водой;
  • кипятильник или плита (для нагрева ёмкости с водой);
  • чистая сухая тряпка.

Порядок работ такой:

  1. Находим датчик. Отсоединяем от его контактов разъём.Датчик установлен на патрубке рядом с термостатом
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Датчик установлен на патрубке рядом с термостатом
  2. Включаем зажигание.
  3. Включаем мультиметр или тестер в режим измерения напряжения. Подключаем щупы прибора к контактным контактам. Давайте посмотрим на доказательства. Прибор должен показать приблизительно 12 В (напряжение батареи). Если нет напряжения, проблему надо искать в цепи питания блока Напряжение измеряется между контактными штырями при включенном зажигании
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Напряжение измеряется между контактами разъема при включенном зажигании
  4. Если же прибор показывает штатное напряжение, выключаем зажигание и снимаем клемму с АКБ.
  5. Откручиваем датчик ключом на «19». Это может привести к утечке небольшого количества охлаждающей жидкости. Вытираем потеки сухой тряпкой. Датчик откручивается ключом на «19»
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Датчик выкручивается ключом на «19»
  6. Переключаем наш прибор в режим измерения сопротивления. Подключаем его щупы к контактам датчика.
  7. Помещаем датчик рабочей частью в ёмкость с водой.
  8. Нагреваем воду и наблюдаем за изменением температуры и сопротивления. Если показания обоих блоков не будут соответствовать приведенным ниже, мы заменим датчик. Сопротивление датчика должно меняться в зависимости от температуры
    Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Сопротивление датчика должно изменяться в зависимости от температуры
Таблица: зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры
Температура жидкости, ОС Сопротивление, Ом
20 3300–3700
30 2200–2400
40 2000–1500
60 800–600
80 500–300
90 200–250

Принудительное включение вентилятора

Некоторые владельцы «классики», в том числе и ВАЗ 2107, устанавливают на свои автомобили кнопку принудительного включения вентилятора. Он позволяет запускать электродвигатель устройства вне зависимости от температуры теплоносителя. Учитывая тот факт, что конструкция системы охлаждения «семерки» далека от идеала, этот вариант может когда-нибудь сильно помочь. Он также пригодится тем водителям, которые часто передвигаются по проселочным дорогам или вынуждены стоять в пробках.

Принудительное включение вентилятора допустимо только на автомобилях с карбюратором. В машинах с инжекторными двигателями лучше довериться электронному блоку управления и не вносить никаких изменений в работу.

Видео: принудительное включение вентилятора

Самый простой способ заставить вентилятор включаться по желанию водителя — вывести два провода от разъемов датчика температуры в салон и подключить их к обычному двухпозиционному переключателю. Для реализации этой идеи вам понадобятся только провода, кнопка и изолента или термоусадочная изоляция.

Если же вы хотите «разгрузить» кнопку от лишних нагрузок, можно установить в цепь реле по приведённой ниже схеме.

Как заставить работать вентилятор радиатора ВАЗ 2107Реле позволяет «разгрузить» кнопку включения вентилятора

В принципе, ничего сложного ни в конструкции самого вентилятора, ни в схеме подключения нет. Так что в случае поломки можно смело приступать к самостоятельному ремонту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *