Типы и характеристики автомобильной акустики
Как-то так пошло, что первом авто, где ставил акустику — особо не заморачивался "что?", "где?", "как?" Взял какие-то подходящие по размеру и пошел ставить. Это потом мне уже знающие люди сказали — коаксильные.
Ну неплохо.
Pioneer G1023i
Следующий авто уже более обдуманно подошел. Почитал, поизучал и решил взять: перед — компонентные AS-C1627K, зад — коаксильные AS-C1647.
Уралы AS-C1627K и AS-C1647
Стал сейчас выбирать и думать, тут уже начали рекомендовать ставить "эстраду".
В общем, решил разобраться что да как, а заодно запилить пост о "Что к чему", чтобы потом иметь все данные в одном месте.
1. Типы акустики
1) Коаксильная
В данной акустике все головки (отдельные излучающие элементы) располагаются в рамках одного динамика. То есть все частоты, которые воспроизводят отдельные головки, проигрываются одним динамиком. Как правило, коаксиальный динамик — это мидбасовый излучатель, на оси симметрии которого располагается один или несколько высокочастотных излучателей (до 4-х штук). Количество полос для коаксиальной акустики — количество излучателей в одном динамике. В связи с особенностями конструкции, коаксиальную акустику чаще устанавливают в заднюю часть автомобиля, когда она выступает в качестве подзвучки для передней компонентной акустики (хотя иногда коаксиальная акустика устанавливается и в переднюю часть автомобиля, но чаще всего из-за желания автовладельца сэкономить, так как компонентная акустика дороже). Комплект коаксиальной акустики — пара динамиков для симметричной установки в заднюю (реже — переднюю) часть автомобиля. В связи с особенностями установки, влагостойкая акустика практически всегда представлена в коаксиальной исполнении. Коаксиальный динамик способен воспроизводить весь диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного).
Могут приобретаться с точки зрения максимальной экономии.
2) Компонентная
Здесь же все головки являются отдельными динамиками, что предполагает разнесённую установку в автомобиле. Основное преимущество компонентной системы по сравнению с коаксиальной – каждый динамик устанавливается в том месте, где его лучше всего воспринимает человеческое ухо. Следовательно, правильная конфигурация системы подразумевает переднюю компонентную и заднюю коаксиальную акустику. Устанавливать компонентную акустику и в заднюю часть автомобиля не рекомендуется, так как это может смешивать звучание для переднего слушателя. Комплект 2-компонентной акустики — пара мидбасовых излучателей (устанавливаются в двери автомобиля), пара высокочастотных излучателей (устанавливаются по направлению к слушателю, в зависимости от расположения штатных мест) и пара кроссоверов (для разделения частотного диапазона по разным динамикам). В 3-компонентной системе добавляются два среднечастотных динамика. Компонентная акустика воспроизводит весь диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного).
3) Браксиальная
Некий компромисс между коаксиальной и компонентной акустикой, когда высокочастотный излучатель динамика является съёмным. Акустика является коаксиальной, если высокочастотный излучатель находится в единой конструкции с мидбасовым излучателем, и компонентной, если он находится отдельно. Воспроизводится весь диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного). Браксиальная акустика встречается крайне редко и является достаточно дорогой. Комплект браксиальной акустики — два мидбасовых излучателя, два съёмных высокочастотных излучателя и два кроссовера. Браксиальная акустика может устанавливаться как в переднюю, так и в заднюю часть автомобиля.
4) Широкополосная
имеется только одна излучающая головка, которая проигрывает максимально широкий диапазон частот, за исключением самого нижнего (сабвуферного) и (иногда) самого высокого. Как правило, это довольно дешёвого и среднего ценового диапазона автомобильные динамики, которые имеют довольно посредственное звучание.
5) Мидбасовая
Отдельный акустический компонент (отдельный динамик компонентной акустики и одна из составных частей коаксиальной акустики), который устанавливается в двери автомобиля. Также называют СЧ/НЧ динамиком (средне-низкочастотный динамик). Затрагивает низкие (за исключением сабвуферных) и средние частоты.
6) Высокочастотная (твитеры)
Отдельный акустический компонент (отдельный динамик компонентной акустики и одна из составных частей коаксиальной акустики), который устанавливается по направлению к слушателю. Затрагивает самые высокие частоты. Имеет самый маленький размер среди отдельных акустических компонентов.
Твитеры в свою очередь разделяются на 2 подкатегории: купольные и рупорные.
Основная задача у них схожа, отличие в строение:
а) купольные — как и понятно из их названия, имеют диффузоров в виде купола
б) рупорные — мембрана имеет плоское строение, но форма в виде рупора и более высокая чувствительность дает большую громкость. Относится к эстрадному типу акустики.
Попробую наглядно показать принцип работы.
Купольные динамики выдают звуковые волны сферической формы, а в рупорных — цилиндрической (по сути, рупор увеличивает диаметр мембраны) чем самым увеличивается громкость и большая направленность
Сверху — купольные, снизу — рупорные
7) Мидрейндж (Эстрада, среднечастотники)
сегмент динамиков, рассчитанный на громкое воспроизведение средних и высоких частот. Играет ниже среднечастотного динамика за счёт большего размера диффузора, но выше мидбасового динамика по причине иной конструкции подвеса диффузора. «Качать» такие динамики не будут. Они имеют высокий уровень чувствительности, но практически не имеют хода мембраны.
Основной упор сделан на громкость звука, поэтому чувствительность подобных динамиков практически всегда выше, чем у динамиков из направления SQ. Довольно часто для усиления эффекта устанавливается по несколько подобных динамиков в одну дверь, что достигается благодаря изготовлению подиумов.
Основное отличие Компонентной и Коаксильной от Эстрадной — первые лучше для прослушивания В машине ("ближнее поле"), а эстрада — ВНЕ машины ("дальнее поле"). Например, едем на работу/домой — компонентные и прочие, а на автовечеринках, openair`е, дискотеках с подгоном авто — эстрада.
2. Параметры акустических систем.
Размеры и форма
а) Круглые
1) 10см (4")
2) 13,5см (5.25")
3) 16,5см (6,5")
б) Овальные
1) 13 х 18см (5 х 7")
2) 15 х 23см (6 х 9")
Указаны наиболее частые и популярные размеры
Материал диффузора
1) Бумага или прессованный картон — классический вариант, который все еще остается актуальным ввиду непревзойденной способности бумаги воспроизводить звук максимального качества и достоверности. Сейчас бумажные диффузоры имеют разнообразную пропитку, которая улучшает их качества и сопротивление негативным воздействиям окружающей среды (в первую очередь — влажности);
2) Стеклоткань — современный вариант, относительно недорогой и обеспечивающий приемлемые характеристики звука, несомненный плюс — отличный внешний вид;
3) Кевлар — материал того же уровня, что и стеклоткань, однако имеет гораздо более высокую прочность и стоимость;
4) Полипропилен — недорогое, простое и качественное решение, диффузор из этого пластика легкий и прочный. Кроме того, он обладает отличными декоративными качествами. Полипропилен сегодня получил очень широкое распространение, особенно в недорогих головках;
5) Шелк — применяется исключительно в купольных ВЧ-динамиках («пищалках»), для достижения необходимой жесткости шелк пропитывается разнообразными составами;
Частотный диапазон
Каждый динамик воспроизводит определённый частотный спектр, который отличается в зависимости от конфигурации динамика. Воспринимаемый человеческим ухом диапазон — от 20 Гц (низкие частоты) до 20000 Гц (высокие частоты). Чем больше площадь диффузора динамика (это не единственный показатель), тем более низкие частоты может проигрывать динамик (поэтому за низкие частоты отвечает именно сабвуферный динамик). Динамики с наименьшей площадью диффузора (высокочастотная акустика, твитеры) проигрывают высокие частоты. Динамики, которые проигрывают высокие частоты, должны быть направлены к слушателю (подобного требования к низкочастотным динамикам нет).
Мощность динамиков
Она может быть номинальной или максимальной (пиковой). Номинальная мощность является основной. Она позволяет слушать музыку на протяжении длительного промежутка времени. Пиковую мощность динамики могут выдержать недолго, в противном случае разрушится подвес диффузора, перегреется катушка или произойдут другие поломки. Очень мощная акустика должна иметь усилитель.
При выборе мощности динамиков следует руководствоваться одним простым правилом – пиковая мощность динамиков должна в 2-3 раза превышать максимальную мощность усилителя/головного устройства. Иначе вы спалите колонки.
Чувствительность
Это более важный параметр, нежели мощность. Чувствительность – это величина, измеряемая в децибелах, и показывающая давление звука, выдающее акустикой на расстоянии одного метра при подаче звука мощностью 1Вт. Акустика с большей чувствительностью будет звучать качественнее без усилителя. Если чувствительность акустики менее 90 дБ, понадобится усилитель. Также при выборе акустики следует обратить внимание на резонансную частоту, которая влияет на глубину басов. Чем ниже резонансная частота, тем лучше звучат басы.
Сопротивление акустики (Импеданс)
Полное электрическое сопротивление переменному току. Как правило, на данный показатель обращают внимание в случае подключения динамиков к усилителю, выдаваемая мощность которого отличается в зависимости от способа подключения.
Номинальным значением сопротивления (импеданса) колонки может быть от 1 до 93 Ом. При подаче музыкального сигнала, представляющего собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в соответствии с частотой сигнала. Номинальное значение импеданса автомобильных АС, как правило, составляет 8 или 4 Ом. С качеством звучания той или другой АС импеданс никак не связан напрямую. Данный параметр указывается производителями с той целью, чтобы при подключении акустической системы к усилителю было учтено сопротивление. При звучании будут слышны искажения, если значение сопротивления колонки ниже, чем у усилителя. В противном случае, звук будет намного тише.
На данном моменте рассмотрены основные понятия и параметры автомобильной акустики. Я бы назвал их и основными, т.к. для подавляющего большинства автолюбителей этого будет достаточно. Все-таки, если оглянуться вокруг, поспрашивать друзей и знакомых, то основная масса ездит либо со штатными системами или с минимальными изменениями (поменять динамики или ГУ).
При необходимости/желании ставить более прокаченные системы, то тут уже будут учитываться индивидуальные особенности (слух), предпочтения, бюджеты и уровень подготовки авто.
Как однажды услышал от одного товарища:
"Никогда не слушай никаких обзорщиков, никаких мастеров и экспертов — слушайте самого себя! Приедьте в магазин, сравните звучание разных систем и принимайте решение уже исходя из собственных предпочтений. Вам с этим ездить и слушать, а не перечисленным специалистам."
На мой взгляд, самый бюджетный вариант, чтобы значительно улучшить звук достаточно (один или несколько вариантов):
1. Заменить штатное ГУ (тут могут даже штатные динамики заиграть лучше)
2. Заменить динамики
3. Произвести шумоизоляцию дверей (изолируем салон от посторонних шумов с улицы и повысим жесткость конструкции двери, убрав излишнюю вибрацию и лишний источник акустического шума)
«Качество» или «эстрада»
Эту статью я хотел написать еще 7 лет назад. Позже мы сняли на эту тему провокационное видео, которое до сих пор на первом месте по просмотрам на нашем канале YouTube.
Статья для тех, кто столкнулся с выбором динамиков и не может однозначно определиться чего он хочет от своей аудиосистемы в автомобиле: качественный правильный звук или же более высокую громкость с огрехами звучания, а также для тех, кто даже не подозревает, что существует такой выбор и в чем принципиальная разница? Отмечу, что мы сейчас не говорим об искушенных аудиофилах или о профессионалах в сфере автозвука, так как им не нужны ответы на поставленные вопросы. Мы помогаем разобраться в автозвуке обычным пользователям, которые любят слушать музыку у себя в машине.
Откуда взялась Эстрада
Итак, до появления акустических систем дальнего поля ( «ЭСТРАДЫ ») выбор был однозначным: обычные громкоговорители — компонентные, коаксиальные или широкополосные, плюс сабовое звено или без него. Все прекрасно понимали, чего от них ждать — звука, похожего на то, что вы слышите дома на своей аудиосистеме/музыкальном центре. Также было понятно, что чем выше цена, тем качество звука будет лучше и точка.
С появлением «эстрадной » акустики стал возможен выбор, а с выбором пришла новая информация, к сожалению, не всегда правдивая, точнее не всегда полная, как со стороны производителей, так и со стороны блогеров. Одним проще произвести то, что не поддается осмыслению (не нужны инженерные гении и большие ресурсы), а вторым проще показать это на видео, так как есть объективный фактор — громкость. Ее просто передать и просто записать разницу. За звание быть максимально громким изначально и началась «гонка вооружений», а субъективные же факторы, такие как качество звука и передача микро и макродинамики через микрофон айфона, на который обычно ведутся съемки, передать невозможно, и объяснить гораздо сложнее – необходимо быть до определенной степени профессионалом и открыть пару книжек или статей. Но те, кто снимают обзоры на эстраду, включая нас, редко упоминают о разнице между «эстрадными » и «обычными » динамиками, направленными на «качество звука». При этом обсуждают и сравнивают в этом ключе, что вводит в заблуждение многих любителей автозвука.
Пример: В видео обзоре сравниваются два образца «ЭСТРАДЫ »: один громче, а второй качественней. Зритель принимает решение — мне не нужна громкость, а нужно качество, и покупает в интернет-магазине тот комплект, который считается более качественным по мнению какого-то блогера. Ставит их в автомобиль, включает музыку и плюется, обвиняя во лжи и продажности блогера, снявшего обзор. А человек всего лишь не владеет полной информацией о том, что такое эстрадные акустика и с чем их едят.
Полной информации я вам не обещаю (очень большой объем), но тезисно и простым языком дам понимание того, какие бывают громкоговорители и как их выбрать.
Начнем с простой классификации. На данный момент в автозвуке существует два «типа »:
«Обычные динамики»
«Обычные динамики», которые все мы привыкли видеть и слышать у себя дома, или те, которые ставятся на заводе-производителе в авто. Они подразделяются на компонентные, коаксиальные, широкополосные. Также бывают отдельные компоненты: мидбасы, среднечастотные динамики и твитеры.
Эстрада
И есть второй вид – это динамики дальнего поля, так называемая «ЭСТРАДА ». Такой тип акустики мы привыкли видеть в огромных мониторах на открытых площадках, на концертах, стадионах и тд. Оттуда они, собственно говоря, и пришли.
Отличие первых от вторых принципиальное. Классика направлена на правильность звучания внутри салона, то есть их задача как можно точнее воспроизвести музыкальный материал в максимально возможном для конструкции диапазоне частот. Простыми словами, воспроизводить музыку так, как она задумана — с правильным отношением баса, середины и верхних частот. На профессиональном языке это называется тональным балансом. Еще проще — там где должно «бумкнуть » — «бумкнет », а там где должно «цыкнуть » — «цыкнет ». Для этого у динамиков на «качество » соответствующая конструкция диффузора, подвеса, центрирующей шайбы, соответствующий ход движущей части и конечно же материалы.
Эстрадные же динамики, это акустические системы дальнего поля с экстремально высоким уровнем громкости на среднем и высоком диапазонах частот. Это никакое не чудо техники. Это всего лишь компромисс в пользу громкости. Другими словами, этот вид акустики не способен выдать добротный, жирный и глубокий бас и мидбас просто потому, что их конструкция изначально рассчитывалась таким образом, чтобы выжать из них максимальную громкость именно на том диапазоне частот, который наиболее важен для нашего восприятия. При этом я все-таки замечу, что данных вид акустики не предназначены для игры в малом закрытом пространстве Рельефность музыки, даже на средних частотах, начинает появляться слушателю только тогда, когда он находится сзади от автомобиля при его открытых дверях. Простыми словами — разборчиво и по-настоящему красиво эти динамики играют на улице, для чего они изначально и создавались.
Простой пример для понимания
У вашего авто есть мощность, управляемость и есть время разгона. Типичный автомобиль для типичного пользователя — это баланс первого, второго и третьего. Чтобы уменьшить время разгона нам необходимо увеличить мощность, но мы потеряем в управлении. Чтобы не потерять в управлении, нужно увеличить вес, вложиться в аэродинамику, купить новую подвеску, что, в свою очередь, поведет за собой еще ряд доработок и компромиссов. Либо очень высокую стоимость. Так же и в динамиках – если мы хотим увеличить какой-либо параметр, и при этом не вырасти в цене, нужно от избавиться. В данном случае это диапазон частот, это линейность акустики, это возможность воспроизводить сложные жанры.
Если в первом случае мы можем обойтись без сабвуфера, то на «эстраде », даже с сабвуфером, в среднем мы получим провал в АЧХ от 80 до 200 Гц, а без сабвуфера у нас вообще ничего не будет до 200 Гц. Это же целый кусок из произведения. В таких системах грубые голоса смягчают, некоторые инструменты или их часть пропадают. Но картина ясна — то же самое, что сделать салат и не солить его. Вроде тот же салат, но уже не такой вкусный. А в некоторых жанрах мидбасовый диапазон один, но, у вы, находятся и такие, кто ставит эстраду, пренебрегая хоть каким-то нижним диапазоном, главное чтобы «орало »! Правда, в последнее время появляются динамики очень больших размеров, и, якобы, эстрадные мидбасы, что частично компенсирует этот диапазон. Но, конечно же, они уже не такие громкие на середине — еще один компромисс. И чем ближе эти динамики к нормальному звуку, тем меньше они похожи на эстрадные — и по внешнему виду, и по характеристикам.
Еще один компромисс — это нелинейность «эстрадных » динамиков. Это означает, что на низкой и высокой громкости акустика ведёт себя по-разному. Динамики на «качество » тоже неидеальны, но с «эстрадой » это почти две противоположности. Например: на низкой громкости звучанию может не хватать верхней середины, а на высокой ее может быть лишнего. Лечится это несколькими «прессетами » настроек, и каждый раз, когда вы решите «понаваливать », вам просто нужно будет поменять «прессет », что не очень удобно, но зато очень громко:)
Внешне эти динамики обычно очень просто отличить:
Акустика направленная на качество в 99,9% случаев имеет «одноволновой » подвес из резины или подобного материала, позволяющий диффузору двигаться с максимальной амплитудой. Эстрадные же динамики имеют «многоволновый » или «безволновый », как на фото. Высокочастотные отличить еще проще – обыкновенный твитер маленький и вы видите его «купол », а эстрадный выскокочастотник, как правило, в рупорном оформлении.
Выводы
На самом деле все просто: Обычные динамики созданы для того, чтобы играть внутри автомобиля, а эстрада чтобы играть снаружи!
Любая система это компромисс свойств и цены! Теперь вы знаете, как отличить динамики друг от друга, осталось определится с целью. Хотите наслаждаться МУЗЫКОЙ внутри салона авто? — Покупаем классическую акустику. Хотите наслаждаться громким ЗВУКОМ не только внутри, но и снаружи, и немного пренебречь качеством звучание? Ваш выбор «Эстрада ».
Как выбрать динамики?
На первый взгляд отличий нет в принципе, это такие же динамики, которые точно так же устроены, начиная с давних пор, глобальных изменений у динамика не было, но все таки разработки не стоят на месте и некоторые изменения все таки есть, такие как несколько обмоток и использование неодимовых магнитов, но это совсем другая история.
Различия эстрадной и классической акустической системы в автомобиле.
В последнее время особой популярностью пользуется установка в автомобиль профессиональных эстрадных акустических систем. Такой подход позволяет достичь гораздо большей громкости звучания. Чтобы установить эстрадные динамики в машину, необходимо учитывать ряд факторов, а также знать различия между классическими и эстрадными компонентами автомобильных акустических систем.
Основные различия эстрадной акустики от классической:
Чувствительность: Чем выше у динамика чувствительность тем меньше требуется усиления для громкого звучания. Чаще всего этот параметр значительно выше у эстрадной акустики, при этом же для эстрадной акустики очень важна грамотная настройка. Без нее сжечь эстрадный динамик значительно проще, чем классический.
Мощность: У эстрадной акустики она выше, все кончено зависит от конкретных моделей, но если сравнивать один и тот же ценовой диапазон, то результат будет таким.
Частотный диапазон: Среднестатистический эстрадный динамик размером 6,5 дюймов будет играть гораздо выше среднестатистического классического динамика, но при этом классический динамик сможет с легкостью отыграть низкие частоты от 60 до 150 Гц, что эстрадному динамику бывает не по силам.
Простота установки: Чаще всего классическую акустику установить значительно проще, почти всегда это можно сделать на штатные места автомобиля. С эстрадной же акустикой без изготовления дополнительных подиумов обойтись не получится. Так же если в классическом варианте, для постройки хорошо звучащей акустики, можно легко обойтись хорошей двух-полосной (мидбас и вч) системой и сабвуфером, то для качественного звучания эстрадной системы двух компонентов и сабвуфера обычно недостаточно и требуется установка дополнительной полосы: мидбас, сч, вч. К тому же мощность сабвуфера нужна значительно выше.
Если обобщить, то эстрадная акустика чаще всего рассчитана для прослушивания на некотором расстоянии от источника (4-8 метров), а классическая акустика собрана так, что бы хорошо звучать в салоне автомобиля, то есть на более близком расстоянии. Но это не значит, что вся «эстрадка» будет плохо звучать в салоне, а всю классическую нельзя сделать достаточно громкой для прослушивания на улице. И то и другое очень индивидуальные вещи. При грамотной настройке и выборе компонентов можно добиться отличного звучания как в салоне так и на улице.
Чем отличается акустика компонентная от коаксиальной
Эстрадная, или концертная акустика — отдельный тип профессиональных акустических систем, использующихся преимущественно в автозвуке. К эстрадным колонкам относятся высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные динамические головки.
Концертная акустика применяется во всех сферах, связанных с массовыми мероприятиями. В последние несколько лет производители активно выпускают эстрадные динамики, адаптированные под автовладельцев. Такие устройства имеют стандартные входные и выходные характеристики, но не продаются комплектом, в отличие от модульных систем. Проще говоря, каждый элемент придется покупать отдельно, а иногда даже от разных производителей.
Какая автомобильная акустика — самая лучшая?
Автомобильная акустика – вещь, серьезно отличающаяся от любой другой сферы звука. В первую очередь это связано с тем, что объем салона крайне ограничен, и оказывает уже очень заметное влияние на итоговый результат. Сами места для установки динамиков, доступные в автомобилях, способны вогнать в ужас любого аудиофила: по всем канонам это просто не может звучать, и особенно динамики в дверях, ведь вместо рассчитанного и правильно сконфигурированного заднего объема нам достается металлическая коробка со стеклоподъемниками внутри. Ограничен и выбор материалов: как бы прекрасно ни звучали дома не пропитанные (и тем более не армированные) бумажные динамики высокого класса, в автомобиле из-за перепадов температуры и влажности они быстро выйдут из строя.
Основные отличия от компонентных систем
Перед покупкой автомобильной и домашней акустики необходимо узнать различия между эстрадными и компонентными системами. Только так вы сможете понять, какое именно устройство подойдет для вашей машины. Стоят концертные динамики значительно выше, чем модульные. Это обусловлено более высокой мощностью и чувствительностью. Итак, вот основные отличия эстрадной акустики от компонентной:
- Главное отличие — акустика-эстрада имеет высокий уровень чувствительности. Эстрадные колонки делают акцент на громкости звука, а не на его детализации. Они используются в аудиториях, где нужна максимальная выходная громкость, т.е. на массовых мероприятиях или в клубах. Обычные коаксиальные или компонентные колонки в большинстве случаев не способны качественно выдавать высокий уровень чувствительности. Точнее, с повышением громкости появляется сильное искажение звука. Чувствительность средних компонентных динамиков составляет 90–95 дБ, в то время как у эстрадных систем этот показатель находится на уровне 100–110 дБ и выше.
- Широкий частотный диапазон и огромный потенциал для персонализации. Эстрадные аудиосистемы включают в себя три основные динамические головки: низкочастотные (от 40–60 Гц до 800–1000 Гц с чувствительностью 86–90 дБ), среднечастотные (от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ) и высокочастотные (от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ). Также существуют сабвуферы, мидбасы и широкополосники. При этом каждый из элементов отвечает за свой отрезок частотного диапазона. Кроссовер создает необходимые условия для воспроизведения, срезая ненужные частоты для каждого излучателя. Это позволяет добиться более широкого охвата сцены и сбалансировать звук. Также такая система обладает огромным потенциалом для настройки и улучшения звука под свои нужды.
- Размеры и вес. Как правило, модульные акустические системы имеют небольшой вес и стандартные размеры. Это позволяет без труда устанавливать их в салон автомобиля. Эстрадные колонки обладают более нестандартными габаритами, поэтому установка занимает больше времени.
Отличие акустической гитары от классической. Игра на инструментах
Способы игры
Разные виды гитар
предполагают различную технику исполнения. Эстрадная манера предполагает игру с применением медиатора. Металлические струны при этом звучат громче и чётче. Кроме того, используются техники, которые очень неудобно играть пальцами (а вот медиатором самое то). Фингерстайл с перкуссионными постукиваниями по корпусу может нанести повреждение. Поэтому на втором традиционно играют пальцами (в частности ногтями правой руки). Разумеется, фламенко и цыганский репертуар широко используют приём вроде расгеадо и боя. Но они не являются приоритетными, и часто для этих целей используют специальные гитары с укреплённой декой.
Звучание и громкость
Классика отличается тёплым и мягким звучанием. Изначально она использовалась для исполнения в камерных залах. Поэтому особой громкостью не обладает. Дредноуты более звонкие и резкие, в их саунде присутствует «железо».
Пример звучания классики
Пример звучания акустики. Начало с 37 секунды
Отсутствие Гольпеадора
Гольпеадор – специальная пластина, которая накладывается на верхнюю деку (под розеткой) для защиты от механических повреждений. На акустике при игре медиатором часто случаются задевания деки. При экспрессивной игре боев можно поцарапать или даже пробить верхний слой. На classical гольпеадор не используется. Однако, его ставят на фламенковые инструменты или изготовляют мастера по желанию клиента.
Различия в посадке и специальных приспособлениях
В классике строго следят за посадкой и расположением гитары. Она должна лежать на левой ноге, гриф наклонён вверх примерно на 45 градусов. Также профессионалы используют подставку под ногу. Это обеспечивает надёжную опору. У эстрадников точных ограничений нет. Поэтому часто инструмент кладётся на правую ногу и не имеет особой опоры.
Игра медиатором
На классике медиатором не играют. Да и особого смысла нет – звуковые характеристики не позволяют звучать ей громче или звонче. Также плектор будет соскальзывать с нейлона.
Акустическая гитара лучше держит строй
Строение корпуса, акустическая система пружин, железные струны позволяют держать строй дольше.
Разная применимость в стилях игры
Чем отличается акустическая гитара от классической – помимо технических характеристик ещё и репертуаром.
- Классическая музыка разных эпох (барокко, классицизм, неоклассицизм);
- Бразильская музыка (босса нова, самба);
- Цыганская музыка (джипси-джаз, народное);
- Романс;
- Испанская (фламенко).
- Кантри;
- Эстрада (поп, поп-рок);
- Рок-н-ролл;
- Блюз и блюграсс
Как выбрать
При выборе акустики в машину необходимо учитывать не только разновидность устройства, но и основные технические характеристики. К ним относятся мощность, чувствительность, частотный диапазон, габариты, импеданс и многое другое. Также огромную роль играет правильное расположение системы в автомобиле. Вот несколько полезных советов, которые помогут с покупкой и установкой эстрадных колонок:
- Мощность. Не стоит выбирать для автомобиля слишком мощные эстрадные колонки. Учитывайте то, что пространство небольшое и не требует больших энергозатрат. Оптимальным показателем для автомобильной акустики является мощность от 10 до 100 Ватт. Причем 100 Ватт — это достаточно высокий порог, который больше подойдет трейлерам или домикам на колесах.
- Частотный диапазон. Сложно определить качество звучания, опираясь только на звуковой диапазон. Большую роль играет АЧХ, но производитель редко ее предоставляет. Хорошая эстрадная акустика в салон авто должна иметь высокочастотные динамики (с частотой от 4000 до 20000 Гц), динамики средней частоты (от 500 до 5000 Гц), сабвуферы (от 30 до 100 Гц) и мидбас (от 80 до 1000 Гц).
- Габариты. При выборе обязательно учитывайте количество свободного места в авто. Чем меньше динамики, тем компактнее их можно разместить. Однако размер излучателей сильно влияет на качество воспроизводимого звука.
- Импеданс. Этот показатель отвечает за сопротивление техники. Импеданс динамиков должен быть равен мощности усилителя.
- Чувствительность. Данный параметр отвечает за громкость колонок. Чем выше чувствительность, тем громче будут звучать аудио-динамики. Оптимальный показатель — от 95 до 100 дБ. Обязательно убедитесь, что нет никаких искажений на высоких уровнях громкости.
Хорошим расположением колонок считается верхняя часть торпеды. Но не стоит монтировать твитеры в дверную обшивку или другие штатные места, иначе они будут звучать отдельно друг от друга, и пропадет стереоэффект. Если вы никогда ранее не занимались установкой акустики, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Какие колонки лучше поставить в машину?
Главное при выборе автомобильной акустики, определиться с её типом.
Тип определяется, в общих чертах, сочетанием цены, качества и габаритов. Их существует 3. Нельзя сказать, что есть однозначно лучший и однозначно худший, у них, скорее, разные сценарии использования.
- Компонентные
- Коаксиальные
- Широкополосные
Компонентные колонки в машину
Компонентные автомобильные колонки предполагают наилучшее качество звука, но и довольно высокую цену. Комплекты компонентной акустики обычно состоят из нескольких динамиков. Или, перефразируя, нескольких полос.
Логика компонентных колонок: отдельные динамики на разные частотные диапазоны. То есть, за НЧ отвечает один излучатель, за СЧ второй, за ВЧ третий. Но чаще всего на рынке можно встретить двухполосные системы.
Самый распространённый вид – он же минимум для построения компонентной системы – динамик (обычно СЧ или мидбас, впрочем, эти понятия зачастую синонимичны) и твитер («пищалка»). Кроме них обязательно в комплекте должен быть кроссовер, позволяющий настроить разделение частот.
Если излучателей 2, то три основных звуковых полосы (НЧ, СЧ и ВЧ) надо разделить на 2. Пропорции зависят от производителя, кроссовера и настройки.
Компонентные колонки, что логично, занимают довольно много места в авто. Ведь надо разместить несколько динамиков. Но именно такая система при грамотной установке и настройке даст лучший звук. В идеале это не только передние двери и твитеры, но и тыл, и сабвуфер.
Коаксиальные автомобильные динамики
Коаксиальные колонки в машину – это соосные излучатели, установленные в одном корпусе. То есть, имеется басовый (мидбасовый чаще всего) динамик, и прямо на него, вместо колпачка, устанавливаются СЧ иили ВЧ излучатели.
Подобное расположение драйверов отлично экономит пространство. Но качество звука, при остальных сравнимых параметрах, в сравнении с компонентной акустикой будет хуже. Основная разница – коаксиальные динамики не дадут такую натуральную сцену.
Построение качественной воображаемой сцены в салоне авто – это почти невыполнимая задача. Ведь слушатель находится совсем не по центру, относительно излучателей. Это решается настройками задержки на усилителе или магнитоле, но, как ни крути, это «костыли».
Всё вышесказанное не значит, что коаксиальная акустика – это плохой выбор. Есть очень достойные модели, дающие отличный за свои деньги звук. Для большинства любителей авто-звука (тех, кому недостаточно просто слушать радио от штатной системы, но кому чужды и аудиофильские изыски) именно этот тип можно считать первым к рассмотрению.
Виды динамических колонок
Акустическая система состоит из динамических головок. Они делятся на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Рассмотрим подробнее, чем отличаются разные виды колонок:
Низкие частоты
Динамики, воспроизводящие исключительно низкие частоты, называются вуферами. Они отвечают за полосу от 40–60 Гц до 800–1000 Гц, обладают средней чувствительностью в 86–90 дБ. Низкочастотные динамики необходимы для «раскачивания» помещения.
Средние частоты
Среднечастотные колонки считаются самым важным элементом в акустической системе. Даже без низких и высоких частот вы сможете слышать вокал и основные музыкальные инструменты. Такие динамики воспроизводят полосу в диапазоне от 250–350 Гц до 6000–7000 Гц с чувствительностью 89–93 дБ.
Высокие частоты
За воспроизведение высоких частот отвечают твитеры, которые часто называют пищалками. Они берут на себя полосу в диапазоне от 1500–2500 Гц до 20000–30000 Гц с чувствительностью 90–93 дБ.
Существуют также колонки, воспроизводящие более узкий диапазон частот. Их называют сабвуферами (от 20–30 Гц до 400–600 Гц) и мидбасом (от 200–400 Гц до 3000–4000 Гц). Чем больше разных колонок входит в систему, тем детализированнее и богаче выходной звук. Но нет смысла покупать для автомобиля множество модулей, т.к. они банально не поместятся в салон.
Какая лучше номинальная мощность для 16 динамиков
Этот вопрос всегда был спорным среди автолюбителей. Некоторые выбирают акустику по максимальной мощности, когда в салоне уровень звука достигает болевого порога. Другим больше нравится высокое и отчётливое качество воспроизведения. Для излучателей 16 см нормальной мощностью считается 45-70 ватт. Такая мощность позволит качественно озвучить салон любого автомобиля. Главное при выборе акустики, чтобы её мощность превышала выходную мощность музыкального центра или усилителя. Желательно чтобы этот параметр отличался в два раза. Так при выходной мощности усилителя 100 ватт на канал оптимальная мощность акустической системы должна быть не менее 150-200 ватт.
Фронтальная акустика, исходя из названия находится перед слушателем. В автомобиле устанавливается в двери или переднюю панель (торпеду). Она бывает двух типов. Компонентная, состоящая из отдельных динамиков, как правило двух и коаксиальная. В ней динамики расположены коаксиально — соосно. Разберемся где, какие типы уместно применять и как не ошибиться в выборе.
Начнем с простой установки. Голова плюс фронт.
Как разобраться, поставить коаксиальную или компонентную акустику? Многие считают, что компонентная акустика принадлежит к более высокому классу. Это не так. Коаксиальные динамики бывают очень достойного уровня. Но они как правило применяются в домашних колонках высокого класса. Ведь в них возможно реализовать схему когерентного, то есть более согласованного по фазе источника звука. А это возможно только при условии, когда звуки всех частот исходят из одной точки. Но в реальной жизни мы имеем дело с многополосной акустикой. И на практике возможно совместить на одной оси лишь пару динамиков — высокочастотники со среднечастотниками. Что и реализуется в изделиях таких фирм как KEF и Tannoy.
Почему же в автомобиле они находят применение крайне редко? Все дело в расположении динамиков. Какой толк в идеальных динамиках, если слышать их звук, придется нашим коленям? Приходится хотя бы пищалки располагать в удобном для прослушивании месте.
Поэтому коаксиальные динамики ставят, как правило в простые установки с минимальными вмешательствами в конструкцию автомобиля.
Итак. Перед вами дилемма. Коаксиалы или компонентная?
Если вы строите систему с минимальным вмешательством в конструкцию, нет посадочных мест для пищалок и ваш бюджет ограничен 2-мя — 3-мя тысячами рублей, стоит обратить внимание на коаксиалы.
Но только двухполосные. Не ведитесь на аудиобижутерию. Почему? Этому посвящена отдельная статья. За эти деньги предлагается серьезная коаксиальная акустика. А хорошая компонентная только стартует с этого уровня.
Помните? «Лучше меньше, да лучше». Меньше кроссоверов, отдельных элементов конструкции — лучше звук. За те же деньги.
Если есть возможность потратиться сильней — вперед за компонентной! Но какой. Только с фильтром на пищалке или с фильтром на оба динамика?
Если устанавливать сабвуфер не планируется, то основным вариантом для выбора, будут системы с одним фильтром. Ведь мид вуфер будет работать напрямую, без среза низких частот. Значит и бас будет ограничен лишь конструкцией динамика.
Я вообще предпочитаю именно такие конструкции из-за естественного спада баса. Чем глубже бас спереди, тем проще сделать систему с «фронтальным басом». Где низкие частоты, даже исходящие от сабвуфера будут локализованы спереди. (необычные свойства низких частот затрону в статье о сабвуферах)
Если будет саб, то выбирайте любую, но только послушав. Мнение о том, что если у фронта недостаточный бас и это можно исправить сабвуфером — ошибочное. Ищите, только те колонки которые его воспроизводят. Пусть не такой низкий. Но он должен быть правильный и не ущербный. В противном случае придется поднимать частоту среза сабвуфера, что приведет к большей его заметности. А нам нужен ансамбль. Слаженный, красивый, а не отдельные звуки, доносящиеся из разных частей автомобиля.
3-я, простота.
Реализовать и настроить 2-полосную систему проще. Это можно сделать даже самостоятельно. Процессорная голова не обязательна. В простейшем случае СЧ динамики играют при включенном HPF фильтре, ВЧ-динамики подключены к ним через комплектный конденсатор.
Короче говоря двушка – это быстро, дешево и грмко.
Есть недостатки 2-полосной системы. Отсутствует НЧ звено, поэтому звук может быть пустым и не интересным, но громким. Кому-то этого достаточно, громкость сейчас в моде, иногда ради громкости жертвуют всем. Но этот неприятный момент можно свести практически на нет. Поможет грамотный выбор динамиков. Есть такие СЧ динамики, которые по своим акустическим характеристикам близки к мидбасам. С такими динами звук системы будет натуральным и красивым, практически не уступающим правильной трешке. Отличить такие нормальные миды от не годных очень просто – они не играют верх. Если вам включили динамики и они визжат как сумашедшие – это не годный вариант. Середины не должны отбирать работу у пищалок. Подбирайте как можно более низко играющие динамики. Будет и громко и красиво. Звучание нормальной 2-полоски будет напоминать звук средней компонентной акустики нормального производителя. Низ будет присутствовать, немного суховатый и поджатый, но тем не менее будет вполне полноценным.
Псевдо трехполосные системы.
Нормальных трехполосок очень мало. Подавляющее большинство – псевдо трехполоски. Это система, которая состоит, как правило из 16-х середин, пищалок, а на роль басовика поставлена 20-я середина. Такая система только выглядит как 3-полоска, на самом деле в ней 2 полосы, так как она состоит из ВЧ звена, СЧ звена, и еще одного СЧ звена. И как настроена НЧ полоса не имеет значения, можно даже как сабвуфер настроить, динамики не поменяют своих акустических характеристик и все равно останутся серединами. Иногда доходит до абсурда. На роль НЧ выбирается середина, которая гораздо лучше отыгрывает средние частоты, чем динамики назначенные на СЧ звено. Из такой системы выкидывается СЧ звено, НЧ распускается до самой пищалки и получается отличнейшая двушка. Такие случаи были.
Mystery MR 61.5
Бюджетный вариант акустической системы для автомобиля. В эконом сегменте представляет модель с довольно приемлемым звуком.
Для мягкости звучания требуется дополнение в виде шумоизоляции.
Преимущества акустики – ее простота и быстрота установки, ну, и конечно же, стоимость.
- размер – 16 см;
- полосы – 2;
- номинальный показатель мощности – 60 Вт;
- максимальный показатель мощности – 210 Вт;
- чувствительность – 92 дБ;
- диапазон частоты – 45 – 21000 Гц;
- высокочастотный динамик имеет неодимовый магнит и шелковый диффузор;
- низкочастотный динамик из полипропилена;
- внешний кроссовер в комплекте.
- простота в использовании;
- лучшее соотношение цены и качества среди компонентных моделей;
- акустика четко разделена на высокие и низкие частоты – это дает чистоту звука.
- на повышенных частотах появляется неприятный звук;
- необходим усилитель;
- требуется звукоизоляция.
Средняя стоимость — 2200 рублей.
Цены на Mystery MR 61.5 :
Описание автоакустики 16 см
Динамики 16 см. для авто используют давно и успешно. Какие лучше динамики 16 см.? Для опытных водителей все понятно. А новичкам постараемся объяснить и представить для сравнения несколько марок акустики для машины. Важный совет: при выборе звуковой системы опирайтесь на свои пожелания, качество и долговечность.
Динамики
AUDISON PRIMA APK 165
Это хорошие динамики 16 см. Компонентная акустика с максимальной мощью в 300 Вт. и номинальной в 100 Вт. Дорогостоящая комплектация: от 11500 до 13500 рублей. Чистый, громкий звук. Достаточно детальный и качественный.
Устанавливается легко во все штатные места автомобиля. С отличным отыгрыванием любого музыкального материала — блюз, джаз, рок, поп, кому что нравится.
CHALENGER PWR 16.2
Отличные динамики 16 см. в машину. С мощностью в 200 Вт. Номинал 100 Вт. Стоимость от 5500 до 7000 рублей. Система издает ровный звук, без искажений и хрипов. Полностью раскрывает локальное исполнение.
Динамик CHALENGER PWR 16.2
Колонки легко настраиваются. Для любителей музыки с басами — это идеальный вариант. Вставляются в штатные места машины. Служат долго.
KISKER CS674
Двухполосная звуковая коаксиальная система 16 см. Хорошие колонки с мощью 300 Вт. Цена 3800-5400 рублей за комплект. Пользователи как один отмечают отсутствие недостатков как в установке, так и в звучании. Мощный звук.
Высокий уровень частот. Басы глубокие, запасы громкости и мощности запредельные. Полностью оправдывает свою стоимость.
POLK AUDI DB651
Двухполосные динамики для авто 16 см. Мощность ниже предыдущих моделей — 180 Вт. Цена 3500-5000 рублей. Отмечается чистота звучания. Нет давления на слух. Для людей, ценящих музыку без сильных басов подходит лучше всего. Басы здесь настолько чистые, что не особо воспринимаются.
Можно устанавливать в двери и другие места в салоне. Нормальная, не глубокая посадка динамиков. Простота установки.
ALPINE SPG-17CS
Компонентная система звука с номинальной мощью в 70 Вт. и максимальной в 280 Вт. Стоимость от 5000 до 7000 рублей. Звук прозрачный в качественном исполнении. Уровень качества настолько высок, что водители удивляются низкой стоимости динамиков. За подобные колонки можно отдать и больше средств!
Динамик ALPINE SPG-17CS
Устанавливать рекомендуется с подходящими по мощности усилителями. При монтировании в двери отмечают прекрасное звучание как спереди, так и сзади. Частоты высокие и средние, басов мало.
Недостатков не наблюдалось. Но, некоторые водители отмечают наличие проблем с низами. При использовании сабвуфера либо срезании фильтров нижних частот с колонок проблема разрешается.
HERTZ TSK 165L.5
Компонентная аудио акустика с мощью в 300 Вт. Стоимость комплекта от 7300 до 9500 руб. Это итальянские изделия, качественные и долговечные в использовании. Отличное, чистое звучание. Шикарные басы.
Динамик HERTZ TSK 165L.5
Колонки без недостатков, с красивым дизайном. В комплектации отсутствуют провода. Но это не относится к минусам модели. Так как на качественной акустике проводов быть не должно. Монтируется просто во все места в машине.
ETON POW 172 Compression
Тоже компонентная система звучания. С номинальной мощью в 70 Вт. и максимальной в 100 Вт. Дорогостоящие колонки: от 10300 до 17600 рублей. Акустическая система с детальным звучанием. Верха приятные и не резкие.
Динамик ETON POW 172 Compression
Качество высокое, без видимых недостатков. Упругий, четкий бас. Монтируется без труда. Можно установить на панель. Технические характеристики соответствуют самым капризным запросам ценителей звуковых систем. Приятный внешний вид аппаратуры, подходящий цвет корпуса.
HELIX E 62C
Хорошие компонентные колонки 16 см. Номинальная мощность 60, максимальная 180 Вт. Можно приобрести за 9900 рублей. Упаковка отличная, комплектация солидная. Есть мелкий недостаток: в комплект входит проводка — шлак.
Пользователи применяют такую проводку в качестве временного варианта либо для проверки функциональности. Не все производители кладут в упаковку некачественную проводку. Многие водители считают, что она применима только для первого подключения.
Динамик HELIX E 62C
Хеликс радует отличными басами. Но, все же, сабвуфер стоит подключить. Проигрываемый звук чистый, без хрипов и помех. В случае возникновения писка, проблему можно отрегулировать с помощью наклона углов в ту или иную сторону. Присутствует недостаток: нехватка середины. Это особо прослушивается при прослушке джаза или рока. Но этот недостаток заметен лишь профессионалам. Простые пользователи его не замечают.
JBL GT5 652
Коаксиальная двухполосная автомобильная акустика. Максимальная мощь 135 Вт. По сравнению с предыдущими вариантами, эти колонки можно купить за 3000 рублей. Но низкая цена — не показатель плохого качества. Звук сбалансированный, чистый.
Динамик JBL GT5 652
Басы качаются без искажений или дребезгов. Исполнение натуральное. Немного притушена середина и завуалированы мягкие верха. Конструкция качественная, подвес резиновый. Можно устанавливать в двери.
PIONEER TS-G1731i
Проверенная временем марка Пионер представляет широкополосную акустическую систему. Это хорошие колонки для авто с мощностью в 230 Вт. Самые дешевые в цене: от 1300 до 3000 рублей. Хорошо смотрятся в салоне и прекрасно звучат.
Динамик PIONEER TS-G1731i
Яркая, прозрачная середина. Это разумный вариант за малые деньги почти не уступает по характеристикам дорогим установкам.
Все хотят 3-полосный фронт. В такой системе есть среднечастотное звено – это динамик, который работает в самом важном для восприятия звуковой информации диапазоне и отыгрывает его целиком. Поэтому у 3-полосной фронт способен звучат более внятно, разборчиво, насыщено и в целом более красиво, чем 2-полосный. Басовый и ВЧ динамики, по сути, являются вспомогательными. Они тоже важны, но правильная 3-полоска строится вокруг среднечастотника.
2-я причина отказаться от трешки.
Эстрадные НЧ динамики всегда очень большие и тяжелые. Размер не меньше 20 см. Кто-то возразит – есть 16- е фаиталы, они тоже НЧ динамики по паспорту. Это так, но шестнадцатые дины обеспечат басом только малеькую середину, 7-8 см, а это уже явно не эстрада. На фоне 16-й середины вы его не услышите. Для одной пары хороших середин размером 16 см понадобится две пары 20-х басовиков. У НЧ динамиков чувствительность заметно ниже чем у середин, да и слышим мы низкие частоты хуже чем средние. Поэтому соотношие 1:2 для СЧ и НЧ динамиков даст ровный звук. Вес одного динамика как правило не менее 3 кг. Получается, что даже система с одной парой СЧ будет довольно тяжелой и займет всю дверную карту.
Hertz ESK 165L.5
Акустическая система рекомендована в авто при требовании повышенных басов. Для любителей пониженного звучания лучше поставить в машину именно ее.
За счет комплектации, она имеет более протяжный нижний регистр, чем остальные модели.
Твитер выполнен из целлюлозы с защитной пропиткой, а купол имеет расширенный угол излучения. Всю акустику отличает высокое качество материалов изготовления: тыл прорезинен, а корзина имеет защиту против повреждений, царапин и коррозии.
- размер – 16 см;
- полосы – 2;
- мощность – 100 Вт (номинальный показатель) и 300 Вт (максимальный показатель);
- частота – 50 – 23000 Гц.
- в комплекте — внешний кроссовер;
- материал твитера — тетолон.
- отличные диапазоны звучания для любого жанра исполнения;
- качественные басы;
- итальянское производство;
- приятное соотношение цены и качества.
- долгий прогрев автоколонок в зимнее время;
- корректировать звук необходимо через эквалайзер.
Средняя цена – 8800 рублей.
Цены на Hertz ESK 165L.5 :
Focal Performance PS 165
Отрывает рейтинг компонентная система Focal Performance PS 165. Это автоакустика, которая имеет 16 см в диаметре (увеличенный размер). Модель французского производителя считается одной из самых качественных для авто.
Аппаратура воспроизводит кристальный звук и имеет настраиваемые кроссоверы (пара регулировок на высоких частотах).