С помощью какого прибора осуществляется установка фар
Перейти к содержимому

С помощью какого прибора осуществляется установка фар

  • автор:

Средства проверки установки фар и контрольно-измерительных приборов автомобиля

Безаварийная работай безопасность движения во многом зависят от исправности системы освещения и в значительной степени от исправности фар.

Диагностирование фар осуществляется по направлению и силе светового потока. Работа преобладающего большинства современных приборов для проверки фар основана на фотометрическом методе определения светотехнических величин.

Большое влияние на точность регулировки фар оказывает правильность установки прибора относительно автомобиля. Прибор должен быть установлен строго на высоте расположения фар, а его оптическая ось — параллельна продольной оси диагностируемого автомобиля. С этой целью приборы оснащаются ориентаторами.

Наиболее принципиальным является выбор базы, определяющей положение прибора относительно автомобиля. Обычно в качестве базы используют ось передних колес, ось задних колес или плоскость симметрии.

Выбор в качестве базы оси передних колес существенно ускоряет процесс проверки фар, но при этом отмечается низкая воспроизводимость ориентации и соответственно низкая точность диагностирования.

Наиболее высокая точность ориентации обеспечивается при выборе в качестве базы задней оси. Но в этом случае усложняются процесс ориентации и конструкция ориентатора.

Наиболее оптимальная ориентация по плоскости симметрии автомобиля, поэтому более 60% приборов для проверки фар имеют такую ориентацию (табл. 2.13). Из таблицы видно, что приборы, как правило, имеют измерители силы света и чаще всего свободное перемещение.

2.13. Системы ориентации и оснащенности измерителями силы света некоторых приборов для проверки фар

Точность ориентации по оси задних колес достигает±0,3 град в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Точность ориентации по плоскости симметрии составляет в среднем±0,4 град в горизонтальной плоскости и±0,3 град — в вертикальной.

Прибор К-303 обеспечивает проверку установки фар по смещению светового пятна на экране и измеряет силу света с помощью фотометра. Минимальная и максимальная высота оси оптической камеры соответственно 250 и 1150 мм.

Ориентирующим устройством проверки установки прибора перед фарой является щелевой прожектор, расположенный на оптической камере прибора (рис. 2.44). Оптическая камера включает в себя линзу, экран с фотоэлементом и миллиамперметр.

Рис. 2.44. Схема оптической камеры прибора К-303: 1 — линза, 2 — фотоэлемент, 3 — миллиамперметр, 4 — экран

Прибор К-310 также предназначен для определения силы света и направления светового потока фар. Ориентация прибора производится широкоугольным визиром. Пределы высоты установки оптической камеры составляют 300 и 1150 мм. Определение направления светового потока осуществляется по световому пятну на экране прибора.

Высокую точность ориентации обеспечивают отечественные приборы ПР АФ:±0,3 град в вертикальной±0,5 град в горизонтальной плоскостях. На оптической камере расположена прямоугольная призма, гипотенузная грань которой снабжена прямоугольной сеткой. Призма имеет возможность поворачиваться вокруг оси, параллельной оси объектива. Оператор, стоя сбоку от автомобиля, поворачивает прибор так, чтобы при повороте призмы две симметричные точки корпуса автомобиля проектировались на одну линию сетки. Измеряемая сила света индицируется на стрелочный прибор.

Для использования в дорожных условиях (при любом наружном солнечном освещении и средних неровностях дороги) предназначен прибор KS-30 (ПНР). Диапазон измерения силы света 0. 50 лк. Прибор в силу низкой метрологической обеспеченности не может использоваться в составе диагностических постов и станций.

Если отсутствуют специализированные приборы, установку фар проверяют на постах, оснащенных специальными экранами. Пост (рис. 2.45) обеспечивает проверку и регулировку фар не только легковых, но и грузовых автомобилей и автобусов отечественного производства с американской и европейской системами светораспределения при высоте центров фар до 1,4 м. Пост состоит из экрана и площадки, на которую устанавливают автомобиль. Экран располагают на ровной площадке перпендикулярно ее плоскости. Располагать экран следует в затемненном месте, под козырьком или под навесом. На экране имеется одна горизонтальная линейка, которую можно перемещать по высоте и фиксировать в любой точке, и две наклонные (под углом 15 град к горизонтальной), которые можно перемещать вдоль горизонтальной линейки и также фиксировать в любой точке.

Рис. 2.45. Схема поста для проверки и регулировки фар: 1 — экран, 2, 3 — наклонные линейки, 4 — горизонтальная линейка, 5 — шкала отсчета, 6 — площадка

Отклонение от горизонтальности площадки не более 5 мм на 1 м. Наносят осевую линию вдоль площадки (продолжение вертикальной оси симметрии экрана) и поперечную линию параллельно плоскости экрана на расстоянии 5 м от него.

Регулировка фар осуществляется при снаряженном незагруженном автомобиле, желательно с присутствием водителя на переднем сиденьи.

Средства проверки контрольно-измерительных приборов

Электротепловые термометры, датчики давления масла и температуры охлаждающей жидкости, электромагнитные указатели уровня топлива, амперметров и манометров проверяются переносными приборами Э-204 и 531.

Наиболее распространен на СТО прибор Э-204. Микроамперметр прибора с двумя шунтами, термопреобразователями и добавочными сопротивлениями предназначен для проверки датчиков и электротепловых импульсных манометров, термометров, амперметров и электромагнитных указателей уровня топлива. Угломером проверяют датчики электромагнитных указателей уровня топлива.

Манометр и насос прибора используются при проверке мембранных электротепловых импульсных манометров и сигнализаторов аварийного давления. Нагреватель и контрольный термометр предназначены для проверки датчиков температуры и сигнализаторов аварийной температуры.

Работа прибора основана на оценке основных параметров контрольно-измерительных приборов автомобиля измерением силы тока и давления воздуха.

Проверка правильности установки и регулировки фар на специализированных площадках

2. Научиться правильно работать с прибором. Изучить последовательность выполнения операций по проверке фар прибором ОП.

3. Проверить состояние оптических элементов и произвести регулировку фар автомобиля.

1. К работе с прибором приступать после изучения методических указаний.

2. Проводить проверку и регулировку фар только совместно преподавателем или учебным мастером.

3. В перерывах между работой оптическую камеру закрывать непрозрачным чехлом во избежание попадания прямых солнечных лучей на линзу и фотоэлементы.

Внешние световые приборы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709-2001, который определяет их количество, цветовое сочетание, силу света и направленность светового потока, а также режим их работы. Габаритные огни должны работать в постоянном, а указатели поворота и боковые повторители указателей – в проблесковом режиме. Частота следования проблесков должна находиться в пределах 90 ± 30 проблесков в минуту (1,5 ± 0,5 Гц). Время от включения показателя поворота до появления первого проблеска не должна превышать 3 с.

Для проверки установки силы света и регулировки фар автомобилей используют различные методы и способы проверки, как с использованием специальных приборов, так и без них.

Операции технического обслуживания

№ п/п Наименование операции Вид ТО
1. Проверить работоспособность всех устройств освещения и сигнализации (фар, задних фонарей, стоп – сигнала, указателей поворота и т. д.) Очистка рассеивателей. ЕТО
2. Проверить крепление и исправность всех устройств и приборов. При необходимости отрегулировать направление света фар прибором ОП. Проверка состояния контактной клеммы фар и фонарей. Произвести контроль силы света фар прибором ОП. ТО – 2

Данный метод является наиболее простым, так как не требует специальных, дорогостоящих приборов агропромышленного комплекса и транспортных предприятий, которые стараются комплектоваться несколькими основными марками автомобилей.

Проверка правильности установки и регулировки фар на специализированных площадках проводят по экрану, который может быть постоянным (стационарным) или переносным. Данные для разметки и размеры экрана для каждой марки автомобиля определяются заводской инструкцией. Проверку установки фар по экрану проводят на ровной горизонтальной площадке.

Плоскость экрана должна быть перпендикулярно плоскости площадки и продольной оси автомобиля. При проверке автомобиль должен быть без груза (или с грузом в соответствии с инструкцией завода изготовителя), с нормальным давлением в шинах. После установки автомобиля на площадку следует качнуть его в стороны для стабильной установки.

Фары с европейским ассиметричным светом проверяют по ближнему свету, а фары с американским ассиметричным светом по дальнему свету.

Рисунок 2.1 Схема экрана для проверки правильности установки фар

а) с европейским ассиметричным светом; б) с американским симметричным светом; К-К – линия света фар; х-х – передвижная линейка; V-V – линия симметрии; G-G, D-D – линия центра фар; Н – высота центра фар; h – высота установки линейки; L – расстояние от автомобиля до экрана.

При правильной регулировке направления светового потока фар пятна на экране должны размещаться так, как указано на рисунке 2.1. При несовпадении границы светового пятна с контрольной линией на экране, следует произвести регулировку фары согласно инструкции завода-изготовителя.

При регулировке противотуманных фар автомобилей устанавливают фару так, чтобы верхняя граница светового пятна на экране, установленном на расстоянии 5м. перед автомобилем, совпадала с горизонтальной линией, проведенной на расстоянии 100мм. ниже линии высоты центра фар.

Исходные параметры настройки и отклонение световых пятен от линии центра фар представлены в таблице 2.2.

Диагностирование с помощью прибора

Для диагностирования и регулировки света фар и световой сигнализации необходима ровная горизонтальная площадка – допускается продольный уклон до 5º, на всей базовой длине автомобиля. Допускается, неровность в зоне установки самого прибора (ширина – 1,8 м, от передней части кузова и длина 2,5 м, вдоль продольной части кузова) не более 1 мм. На одном квадратном метре, не должно быть более 2-х выбоин, соответствует ГОСТ – дорогам 1 и 2 категории.

Свет фар проверяют по техническому состоянию и регулировки внешних световых приборов транспортных средств в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки».

Прибор позволяет проводить следующие измерения:

1) измерение углов наклона светового пучка фар автомобиля;

2) измерение силы света внешних световых приборов;

3) измерение времени от момента включения указателей поворота до появления первого проблеска;

4) измерение частоты следования проблесков указателей поворота;

5) измерение соотношения длительности горения указателей поворота ко времени цикла.

Рис. 10. Прибор для проверки и регулировки фар автомобилей

1 − тележка; 2 − штатив; 3 − оптическая камера; 4 − ориентирующее устройство (визир)

Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены:

1) линза Френеля с фокусным расстоянием 324 мм;

2) экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного диска;

3) фотоприемника со светофильтром, размещенного на экране и закрепленного на дополнительной печатной плате;

4) электронной платы управления и индикации;

Корпус оптической камеры состоит из двух боковых стенок и крышки. На крышке располагается смотровое окно со светозащитным стеклом и зеркалом.

Штатив выполнен из тонкостенной трубы прямоугольного сечения. На боковой стенке смонтирована измерительная линейка, в верхней части штатива расположен визир для ориентации прибора относительно измеряемого объекта. Штатив закреплен на тележке, имеет возможность поворота относительно вертикальной оси.

Ориентирующее устройство представляет собой рамку с рычагом и осью, содержащую плоскостной визир, состоящий из зеркала с нанесенной на нем горизонтальной линией, которая находится в плоскости, параллельной горизонтальной линии экрана.

Визир системы ориентации прибора выполнен из трубы со стеклом, имеющим риску с возможностью поворота посредством маховика вокруг горизонтальной оси, а также перемещения по штативу вверх-вниз с последующей фиксацией в выбранном положении.

Рис. 11. Ориентирование прибора относительно автомобиля. Изображение автомобиля, наблюдаемое через оптический визир прибора

а), б) – при неправильном ориентировании, в) – при правильном ориентировании.

Порядок работы.Установить транспортное средство на площадке в положение соответствующее прямолинейному движению;

1) Давление в шинах должно соответствовать нормам указанных в инструкции по эксплуатации транспортного средства;

2) Нагрузка на транспортное средство должна соответствовать указанной инструкции (обычно снаряженная масса);

3) Если имеется автоматическая корректировка фар (без ступенчатая и двух ступенчатая) необходимо руководствоваться инструкцией завода-изготовителя, проверяется функционирование внешних световых приборов на неисправность; Корректор фар при загрузке автотранспортного средства, должно быть, приведен в соответствующее загрузке положение;

4) Прибор устанавливают напротив диагностируемого транспортного средства. Расстояние от линзы до фары 30 – 50 см;

5) Перемещая измерительный блок по штативу, примерно устанавливают центр линзы прибора, с центром фар автотранспортного средства (допускаемое отклонение 3 см, в любую сторону (позволяет линза Френеля)).

6) Окончательное ориентирование прибора, проводится с помощью визира, относительно автомобиля осуществляется по симметричным точкам кузова (край кузова, верхняя плоскость или вершина рассеявателя фар от точки капота и т.д.).

7) Начинают измерение силы света правой фары (ближний свет) в темной зоне (34´ вверх от светотеневой границы). Вращением маховика перемещения экрана установите необходимое значение на шкале перемещением экрана в соответствии с таблицей 1.

Значение на шкале экрана

Высота установки проверяемой фары, мм Значение на шкале перемещения экрана, мм
до 600 10 (34´В)
600. 700 13 (34´В)
700. 800 15 (34´В)
800. 900 17,6 (34´В)
900. 1000 20 (34´В)
1000. 1200 22 (34´В)

Включите правую фару в режим "ближний свет". Проведите регулировку фары таким образом, чтобы левая горизонтальная часть светотеневой границы пучка ближнего света совпадала с левой частью линии "О" на экране, а правая наклонная часть светотеневой границы при этом должна совпадать с наклонной линией на экране (рис.12).


Рис. 12. Положение светотеневой границы, наблюдаемое на экране прибора при правильно отрегулированной фаре автомобиля в режиме «ближний свет»

9) Затем проводят проверку правой фары в режим "дальний свет".


Рис.13. Изображение, наблюдаемое на экране прибора при правильно отрегулированной фаре дальнего света

Порядок проверки технического состояния световых приборов

Для проведения проверки технического состояния фар головного освещения транспортного средства с помощью соответствующего прибора следует выполнить ряд подготовительных операций в указанной последовательности:

  1. Установить проверяемое транспортное средство на рабочую площадку всеми колесами так, чтобы до передней границы площадки оставалось расстояние не менее 1 м, а до боковых границ — не менее 0,5 м. (Под рабочей площадкой понимается ровная горизонтальная площадка с твердым покрытием, имеющая отклонение от горизонтального положения не более 3 мм на 1 м и метрологически поверенная по этому показателю.)
  2. Проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы.
  3. Проверить целостность фар и надежность их фиксации.
  4. Для транспортных средств, оборудованных регулируемой подвеской, завести двигатель и установить подвеску в транспортное положение всех осей, после чего заглушить двигатель.
  5. Проверить работоспособность корректирующих устройств света фар. После проверки установить корректор в соответствующее загрузке положение. На транспортных средствах, оборудованных регулируемой подвеской всех осей, установить корректор в нулевое положение независимо от загруженности транспортного средства.
  6. Для порожних транспортных средств категории М1 обеспечить загрузку транспортного средства массой (70 ± 20) кг (человек или груз) на заднем сиденье.
  7. Определить первоначальный наклон светотеневой границы ближнего света фар по обозначению завода-изготовителя.
  8. Определить тип фар по обозначениям, нанесенным на их рассеиватели.
  9. Расположить прибор так, чтобы расстояние от рассеивателя фары до линзы прибора было равно расстоянию, предусмотренному инструкцией по эксплуатации прибора.
  10. Разместить оптическую камеру по высоте таким образом, чтобы середина фары по высоте находилась на одном уровне с серединой по высоте положения линзы.
  11. Сориентировать оптическую камеру прибора так, чтобы продольная ось камеры располагалась в одной плоскости с исходной осью фары. Для этого следует использовать ориентирующее приспособление прибора, как показано на рисунке.

Установка прибора для проверки света фар

Рис. Установка прибора для проверки света фар: 1 — ориентирующее приспособление; 2 — поворотный штатив; 3 — оптическая камера; 4 — тележка для перемещения по полу

Лимб рукоятки для установки положения измерительного экрана

Рис. Лимб рукоятки для установки положения измерительного экрана: 1 — рукоятка; 2 — шкала; 3 — указатель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *