Литол 24
“Литол 24” — одна из наиболее популярных и распространенных смазок, используемых в различных системах и узлах автомобиля. Она обладает универсальными свойствами. Каждому водителю будет полезно знать о том, где и для чего можно использовать “Литол 24”. Ведь большинство деталей и механизмов автомобиля нуждаются в смазке. Причем каждая в конкретной.
Что представляет собой смазка “Литол 24”
Внешне смазка “Литол 24” представляет собой однородную мазь от светло-желтого до коричневого цвета (в зависимости от производителя и используемого базового масла). Выполняется по ГОСТ 21150-87. В соответствии с ним она является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С).
Смазка “Литол 24” изготавливается путем загущения смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок (антиокислительных и вязкостных).
Обратите внимание! Поскольку в настоящее время существует огромное количество производителей смазочных материалов, то при выборе проще всего ориентироваться на цвет смазки. Как было указано, он должен быть от светло-желтого до коричневого. Не используйте смазки синего, зеленого или подобного им оттенков.
— смазка выдерживает коррозионное воздействие на металлическую поверхность обработанных деталей (то есть, обладает хорошими противокоррозионными свойствами);
— в ее составе отсутствует вода;
— Литол 24” (как и другие смазки группы “Литолов”), а также его зарубежные аналоги проявляет склонность к повышению сопротивления качения шариков по мере роста нагрузок;
— смазка отличается высокой механической, химической и коллоидной стабильностью;
— смазка устойчива при воздействии на нее кипящей воды;
— при нагревании смазка не уплотняется, то есть “Литол 24” плотность не меняет;
— состав имеет великолепную прочность на разрыв/сдвиг;
— обладает отличными уплотняющими свойствами;
— имеет третий класс консистенции по стандарту NLGI.
В зависимости от технических условий конкретного производителя состав смазки может меняться. Однако в классическом стандарте “Литол 24” состав имеет следующий — минеральное масло, литиевое мыло оксистеариновой кислоты, антиокислительная и вязкостная присадки.
Характеристики безопасности “Литола 24”
В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).
Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:
При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.
Применение смазки “Литол 24”
Перед применением любой смазки, в том числе, “Литола 24”, обязательно необходимо ознакомиться с ее характеристиками. Ведь зачастую встречается ситуация, когда в рекламных лозунгах о новых “прогрессивных” и “революционных” смазках указывается одна информация, а на самом деле новинки ничем не лучше старого доброго “Литола 24”. Эта смазка уже десятки лет используется в самых разных механизмах, в том числе, автомобильных, поэтому её называют универсальной. В частности, ее закладывают в некоторые закрытые подшипники на весь срок службы. Но обо всем по порядку.
Смазка “Литол 24” имеет широкую область применения. В частности, ее используют в:
подшипниках скольжения и качения (всех типов);
шарнирных механизмах;
зубчатых передачах;
поверхностях трения транспортных средств (как колесных, так и гусеничных);
поверхностях трения индустриальных механизмов;
поверхностях трения электрических машин.
Смазка “Литол 24” может без проблем использоваться в качестве замены солидолов всех типов, смазки №158, смазки 1-13, “Консталина”, “Фиола-2”.
Обратите внимание! Классический “Литол 24” нельзя использовать для консервации. Для этого существует специальный его подвид — “Литол 24РК”.
Что касается, автомобильных узлов, то “Литол 24” нашел свое применение для смазки следующих узлов и механизмов:
регулируемые подшипники ступицы;
нерегулируемые подшипники полуоси;
подшипники промежуточной опоры карданного вала;
подшипники генератора;
подшипники стартера и других электродвигателей;
подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
шарниры рулевого управления и подвески, имеющие пресс-масленки;
различные шлицевые соединения;
тросики в оболочке;
петли;
подшипники скольжения;
валики;
оси.
Чаще всего “Литол 24” используют в подшипниках, в том числе, закрытого типа. В некоторых переднеприводных автомобилях (отечественного производства) этой смазкой набивают герметичные пыльники, установленные на шарнирах. А в заднеприводных машинах “Литолом 24” смазывают внутренности крестовины карданного вала. Особенность смазки состоит в том, что она работает продолжительное время без необходимости ее периодической замены. Кроме этого, она облегчает работу движущихся деталей, предотвращает их от коррозии и так далее.
Обратите внимание! Не рекомендуется использовать “Литол 24” на открытых поверхностях по причине того, что в таком случае существует риск скопления на поверхности пыли и грязи. Эта смазка предназначена для использования внутри механизмов. Поэтому, если вы решите использовать ее, позаботьтесь о механической защите поверхности механизма.
В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на свой “преклонный” возраст, смазка “Литол 24” все также востребована. Даже в условиях, когда на рынке ежедневно появляются ее более современные конкуренты. Основными преимуществами смазки является большой опыт ее использования, предсказуемость результатов применения, известные и многократно проверенные составы и технические характеристики. Ну и конечно же, цена. “Литол 24” по этому показателю значительно обходит большинство своих конкурентов.
Смазка Литол 24
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Содержание
Что такое Литол-24?
Большинство классических консистентных антифрикционных смазок изготавливают из минерального нефтяного масла с добавлением загустителя. В качестве наиболее подходящего сгущающего агента используют кальциевое или литиевое мыло, каждое из которых придает готовому смазочному материалу определенные технико-эксплуатационные свойства.
Литол – это густая однородная консистентная смазка, в основе которой нефтяное масле и загуститель в виде литиевых омыленных жиров. Именно наличие литиевого мыла дало название этой простейшей по своему составу и одной из самых эффективных антифрикционных смазок, которую разработали и внедрили в производство еще во второй половине прошлого столетия.
Литиевые густые антифрикционные смазки и Литол-24 в частности изготавливают в соответствии с техническим регламентом ГОСТа 21150-87 из минерального масла, загущенного 12-оксистератом лития (омыленное гидроксидом лития гидрированное касторовое масло). Образованная эмульсия представляет собой густой гель стабильной консистенции и гомогенизации (однородности).
Уже более 50 лет Литол-24 остается одной из самых распространенных смазок, которую используют практически во всех отраслях промышленности:
- машино-, станко-, авиа- и судостроение;
- тяжелая строительная спецтехника;
- металлургия и металлообработка;
- станки легкой промышленности;
- грузоподъемная техника, краны и лифты;
- гидроэнергетика и прочие электростанции;
- пищеперерабатывающее оборудование.
Состав и технико-эксплуатационные характеристики консистентной смазки Литол-24 позволяют использовать ее практически во всех машинах и механизмах вне зависимости от мощности и условий эксплуатаций. При наличие соответствующих присадок литиевые антифрикционные смазочные материалы можно применять в широком диапазоне температур – от экстремально низких на крайнем севере России, до жаркого пустынного климата. При этом Литол-24 устойчив к влаге, а воздействие на него пыли незначительное.
Купить Литол-24 можно в удобной фасовке в ведрах по 18 кг или в бочках по 180 л, а также в удобных тубах по 400 грамм для бытового использования и небольшого ремонта техники.
Особенности Литола-24
- Стабильность к механическому и химическому воздействию – отличительная особенность консистентной антифрикционной Литола-24. Благодаря этому ее используют в механизмах и подшипниках, работающих в условиях повышенных нагрузок и экстремального воздействия агрессивных сред.
- Широкий диапазон температур – еще одно преимущество Литола. Смазка считается морозостойкой и сберегает свои антифрикционные свойства даже при -60°С. При этом верхний температурный предел, при котором смазочный материал остается однородным и не расслаивается, достигает +120. 140°С.
Однако смазанные Литолом без морозостойких присадок узлы не рекомендуется эксплуатировать длительное время при температуре ниже -30°С. Аналогично и верхний температурный предел считается допустимым при кратковременном повышении температуры вследствие воздействия больших нагрузок на трущиеся поверхности узлов механизма, а нормальная рабочая температура для Литола – не более +90°С. - Влагостойкость. Литол обладает высокой устойчивостью к воздействию влаги. Вода – один из негативных факторов для большинства металлических деталей трения. Она провоцирует коррозию, вымывает и вспенивает смазки, ухудшает антифрикционные свойства. При этом литиевая консистентная смазка Литол-24 образует стабильную защитную влагостойкую пленку, которая не вымывается водой и не превращается в водную эмульсию. Литол не восприимчив даже к кипящей воде.
- Отличная адгезия. Литиевая антизадирная смазка Литол-24 обладает высокими адгезионными характеристиками. Она удерживается практически на всех распространенных конструкционных материалах, какой бы идеально гладкой не была поверхность детали.
- Диэлектрические свойства. Литол не проводит ток, благодаря чему его широко используют для смазывания подвижных элементов электротехнического оборудования и электроприводов.
- Длительный срок хранения. Гарантийный срок использования Литола согласно ГОСТу – 5 лет. Однако на практике он значительно дольше, поскольку состав литиевой смазки достаточно простой и стабильный. Даже после истечения срока хранения достаточно лишь убедить в однородности смазочного материала, а в остальном он в полной мере сохраняет свои свойства намного дольше 5-летнего срока.
Еще одно неоспоримое преимущество антифрикционной густой смазки Литол-24 – ее относительно малая цена. Именно сочетание невысокой стоимости и хороших эксплуатационных свойств сделало Литол одной из самых распространенных консистентных смазок, которая не уступает лидирующих позиций уже полвека.
Есть у консистентной литиевой смазки Литол-24 и несколько незначительных недостатков.
- Литиевая антифрикционная смазка высыхает на открытом воздухе, полностью теряя все свои технико-эксплуатационные преимущества. Именно поэтому Литол нельзя использовать в качестве консерванта для деталей, узлов и техники при постановке их на длительное хранение (консервацию). Использовать Литол-24 можно только в закрытых узлах.
- При длительном хранении Литол может расслоиться, при этом обратная гомогенизация (смешивание фракций) невозможна в обычных условиях. Поэтому важно проверять однородность литиевой смазки после долгого хранения. Однако, если расслоения не произошло, Литол-24 можно использовать даже после истечения срока, указанного производителем.
Особенности применения
Простой состав литиевой антифрикционной смазки Литол-24 включает в себя практически безвредные для экологии и нетоксичные для человека компоненты. Минеральное масло – само по себе природный материал, а литиевое мыло – омыленное касторовое масло. Тем не менее использовать Литол нужно только в хорошо проветриваемых помещениях.
Нежелателен контакт Литола с кожей. Это не критично и не опасно, но лучше воспользоваться перчатками во время нанесения и снятия литиевых консистентных смазок. При попадании на слизистые оболочки, в рот, в пищевод или в органы дыхания необходимо срочно обратиться к врачу, поскольку возможно присутствующие в литиевой смазке улучшающие присадки могут быть опасными для здоровья.
Любая антифрикционная антизадирная консистентная смазка на основе нефтяного масла – огнеопасна. Литол-24 – это горюче-смазочный материал, а значит, хранить его и использовать нужно вдали от открытого огня или иных источников воспламенения. Температура возгорания Литола – всего +199°С в открытом состоянии и +183°С в закрытом. Это очень мало, ведь температура тлеющего окурка достигает +300°С. При этом тушить горящий Литол нужно исключительно пенными огнетушителями или в исключительных случаях путем распыления воды.
Литол-24 – универсальная антифрикционная консистентная смазка, обладающая хорошей влаго- и морозостойкостью и сохраняющая свои свойства на протяжении длительного срока службы узла машины или оборудования. Это определило ее широкое применение в промышленности, в автомобильной и прочей транспортной технике, включая тяжелую спецтехнику, в технологическом оборудовании и даже в быту.
Литол-24 закладывают в подшипники скольжения и качения с расчетом сохранения ее антифрикционных характеристик на протяжении всего срока эксплуатации детали. Литолом заправляют редукторы, шарниры и другие узлы с шестеренчатыми и прочими видами соединения, в которых контактирующие поверхности испытывают повышенные фрикционные нагрузки. Кроме того, Литолом смазывают:
- вращающиеся валы и оси машин и механизмов;
- петли и резьбовые крепления;
- тросы подъемных механизмов, включая краны, лебедки и лифты.
Заменяют литиевую антифрикционную смазку Литол-24 в большинстве случаев только при капитальном ремонте машины или промышленного оборудования. Внеплановая замена Литола происходит при нарушении условий нормально эксплуатации узла и проникновения внутрь него в зону работы смазочного материала чрезмерного количества влаги или пыли.
Несмотря на отличную влагостойкость Литола, степень его вымываемости водой составляет 6,5%. Этого достаточно для критического снижения антифрикционной защиты трущихся деталей при длительном воздействии обильного количества влаги. Грязь, пыль, нагар, частицы ржавчины и другие твердые частицы, попавшие в смазку при нарушении условий работы узла, превращают Литол в абразивную пасту, которая ускоренными темпами изнашивает металлические детали трения.
Именно в таких ситуациях при попадании внутрь большого количества воды и грязи необходима замена антифрикционной антизадирной смазки. В остальных случаях Литол хорошо работает на протяжении всего срока службы подшипников, шарнирных соединений и других элементов машин и механизмов.
Конкуренты и аналоги Литола-24
Антизадирная консистентная литиевая смазка Литол-24 остается одной из самых популярных как в России, так и на всем постсоветском пространстве. Есть у Литола и немало конкурентов со схожими технико-эксплуатационными характеристиками. При этом некоторые производители нередко выпускают свою литиевую смазку с незначительно измененным составом под оригинальными брендами, однако на деле это оказывается все тот же Литол-24, известный в промышленности уже более 50 лет, как надежная морозо- и влагостойкая антифрикционная литиевая смазка.
Пластичная противозадирная водостойкая смазка «ЭКСТРИМ EP-2 М220»
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Среди наиболее распространенных зарубежных и отечественных истинных аналогов Литола можно выделить несколько наиболее схожих по свойствам и эксплуатационным характеристикам.
Литол 24: что это за смазка и где применяется?
Как и многие другие полезные вещи – Литол 24 пришел к нам из оборонной промышленности. Эта популярная смазка сменила универсальный солидол, который долгое время представлял собой безальтернативный вариант для автомобилистов любителей.
Первые образцы консистентного смазывающего вещества именовались ЦИАТИМ, по названию профильного института авиационных масел.
Практически, это №1 среди универсальных смазок: если необходимо обработать любую деталь, или поверхность трения – рука сама тянется к тюбику с Литолом.
Почему эта закладная смазка настолько популярна в среде автолюбителей? Она наносится по принципу: «положил и забыл». В течение срока эксплуатации не требуется контроль или специальная защита – Литол просто работает.
Основные свойства Литол 24
Помимо основной задачи: смазки трущихся деталей, может выступать в качестве защиты от коррозии (разве что прочность покрытия невысокая).
Кроме того, есть и другие полезные потребительские свойства:
- материал недорогой, поскольку при изготовлении применяют не самое лучшее сырье (по остаточному принципу);
- литол 24 Люкс не требователен к условиям применения: характеристики стабильны при любых температурах и окружающей влажности;
- не смывается водой, вне зависимости от температуры (устойчив даже к кипятку);
- хорошая адгезия: удалить Литол24 РК можно лишь при механическом воздействии, или с помощью сильных растворителей;
- Электропроводимость стремится к нулю: смазку можно использовать в электрических разъемах для защиты от попадания влаги.
Впрочем, есть и недостатки:
- смазка горючая: это предполагает определенные условия хранения и применения;
- в составе нет присадок, которые повышают износоустойчивость деталей;
- густая смазка накапливает в себе внешнюю пыль, в том числе абразивную;
- не держит заданные характеристики при сваривающих нагрузках.
Состав смазки
Как уже упоминалось — Литол 24, изготовленный по ГОСТ 21150 87, состоит из остаточной основы, очищенной от парафинов (до 50%). Можно сказать, что материал для изготовления – отходы нефтеперерабатывающей промышленности.
Кроме того, в состав входит до 40% минерального масла. По технологии ГОСТ, использовать очищенную отработку недопустимо, только сырье «первой добычи», пусть и самое дешевое.
В качестве загустителя применяется так называемое литиевое мыло (12-гидроксистерат лития) 10%-15%. Небольшой процент присадок: антиокислительные, вязкостные – для повышения плотности.
Литол 24 — для чего он нужен, видео
Характеристики смазки
При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.
ГОСТовские параметры указаны в таблице:
Название характеристики | Значение |
---|---|
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/смЗ |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П*с (6500 П) |
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П*с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П«с (80 П) |
Предел прочности при +20аС | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80=С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее | |
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) | 1410(141) |
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) | 630(63) |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.
В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.
Область применения
Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.
- подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
- любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
- шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
- передачи типа «шестерня-рейка»:
- полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
- электрические контактные узлы.
Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола — видео
И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.
- настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
- подшипники качения полуосей;
- шарниры равных угловых скоростей;
- опорные подшипники и крестовины карданного вала;
- шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
- рулевая рейка (под защитными пыльниками);
- протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
- петли дверей, крышек;
- закладные герметичные подшипники;
- подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
- подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
- различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
- точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
- замки дверей;
- электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
- клеммы аккумулятора (для защиты от окисления).
Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.
В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.
Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.
Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!
Конкуренты и аналоги Литол 24
Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.
Импортные аналоги:
Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.
Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:
- Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell.
- Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil.
- Agip серии F1.
- General Multi Purpose от Valvoline.
- Castrol LM (LMX).
Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.
Литол-24. Сфера применения. Характеристики и аналоги. Список надежных производителей
Литол – собирательное название пластичных и водостойких смазок многоцелевого применения. Наиболее распространённым представителем этой серии по праву считается Литол-24, которая применяется практически во всех отраслях машиностроения.
Первые работы в создании универсального смазочного материала велись ещё в СССР и первые опытные образцы появились в 1933 году. Первым производителем литола стал ЦИАТИМ – институт, специализирующийся на создании низкотемпературных смазок и авиационных масел.
Изначально, смазочный материал применялся только в области оборонной и военной промышленности, примерно с середины 70-х годов прошлого столетия, смазка стала появляться в свободной продаже. Уже почти 50 лет Литол-24 является самым широко распространённым составом на территории России и стран СНГ.
Область применения
Литол-24 не зря считается универсальным смазочным материалом. Он применяется практически везде, где имеются трущиеся детали. В частности, основными отраслями применения считаются:
ремонт и обслуживание подвижного железнодорожного состава;
обслуживание станков и механизмов;
водный и воздушный транспорт.
Если говорить о деталях, Литол-24 может применяться для технического обслуживания:
подшипников скольжения и регулируемых ступиц;
рулевого управления и подвески;
шарнирных механизмов и зубчатых передач;
Нужно отметить, что для подшипников закрытого типа эта смазка используется по принципу «положил и забыл».
Состав и свойства
Литол-24 – это вязкая субстанция желтовато-коричневого цвета с выраженным запахом нефтепродуктов. Состав включает такие компоненты, взятые в процентном соотношении:
Остаточное депарафинированное масло – 60.
Смазочное масло – 40.
12-гидроксистеарат лития – 15.
Дифениламин – 0,5.
Доли содержания компонентов приведены в максимально допустимом значении.
Основными свойствами материала считается широкий диапазон рабочих температур, что позволяет её использовать в регионах с различными климатическими условиями. Кроме этого, смазка устойчива к влажной среде и не смывается при случайном попадании воды.
Литол-24 обладает и антикоррозийным эффектом, поэтому его применяют для длительной консервации деталей и механизмов.
Преимущества и недостатки
Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.
Доступная цена и широкое распространение.
Химическая и механическая стабильность – материал уверенно чувствует себя в любых условиях.
Нейтральность к влаге – невосприимчив даже к кипящей воде.
Отличная сцепляемость – удерживается на любых деталях.
Нулевая электропроводность – применяется при обслуживании трущихся деталей электрооборудования.
Независимость от температурных колебаний – свойства характеристики сохраняются в холодном и жарком климате.
Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.
Заниженные показатели при сваривающих нагрузках.
Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения.
К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.
Технические характеристики
Базовые технические характеристики для Литола-24 в соответствии с требованиями ГОСТ выглядят следующим образом.
Стабильность выделяемого масла
6 % при температуре +120 0 С
Необходимо учитывать, что в зависимости от производителя, состав и характеристики могут меняться.
Аналоги. Достойная замена смазке
Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.
Солидол
Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…65 0 С
Фиол-3
В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость.
ЦИАТИМ-201
Эксплуатационные температуры -50…120 0 С, водостойкий
CASTROL LM, LMX
Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам
MOBILUX EP2, EP3
Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…120 0 С. Предельная нагрузка 40 lb.
BEACON-3
Эксплуатация при температурах от -30 до +130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации.
TEXACO HYTEX EP-2
Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах.
Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.
Фасовка и хранение
Литол-24 расфасовывается в пластиковую, металлическую тару, и в картонно-набивные барабаны. Стандартный объём тары: ведра 18 кг и бочки 180 л. Кроме этого, смазка часто фасуется в герметичные пластиковые контейнеры вместительностью 0,9, 2,2 и 10 кг.
Хранить материал нужно вдали от открытых источников огня и отопительных приборов. Срок хранения, заявленный производителем составляет 5 лет.
Список надежных производителей
Учитывая повышенный и стабильно растущий спрос, Литол-24 выпускается десятками компаний. Выбирая проверенного и надёжного производителя, рекомендуем в первую очередь обращать внимание на продукцию таких брендов:
ООО «НовоВитал». Компания специализируется на разработке и изготовлении многоцелевых и влагоустойчивых смазок. Предприятие находится в Зеленограде, работает с 2007 года.
«Ярославские смазки». Компания работает с 2004 года, считается одним из крупнейших поставщиков центрального региона. Вся выпускаемая продукция проходит строгий лабораторный контроль, соответствует требованиям ГОСТ.
ЦентрНефтеСбыт. Это официальный дилер крупнейшей нефтегазовой компании «Лукойл», поставляющий на отечественный рынок продукцию высокого качества, не уступающую по базовым характеристикам смазочным материалам ведущих мировых производителей.
«Нефтепродукт». Дочернее предприятие концерна «Роснефть», работающее с 1968 года. Компания выпускает широкий ассортимент смазочных материалов, которые применяются во всех отраслях промышленности.
Отметим, что это далеко не полный перечень отечественных производителей, но здесь отобраны лучшие компании по оценке экспертов.