Как зарядить аккумулятор на авто в полевых условиях?
Чем можно зарядить аккумулятор, какие есть изобретения для этого, что и где можно купить для зарядки батареи авто или пуска при полной разрядке?
- Запасной аккумулятор (его можно заряжать, также, как и основной, от генератора двигателя)
- Пускозарядкое устройство. Есть недорогие модели (с учетом литража автомобиля, которые позволят запустить двигатель, которые потом зарядит аккумулятор)
- Солнечные батареи (выбирать следует вольтаж выше, чем вольтаж аккумулятора, например, если вольтаж аккумулятора 12В, то его максимальный заряд будет при 14.4 В, следовательно, выбирать батарею(или комплект) надо выше, т.е. вольт на 18)
- Ветрогенератор (дорого, сложный монтаж и демонтаж, занимает много места, зато позволит зарядиться и в плохую погоду)
- Электрогенератор на бензине, газу, дизельном топливе(бензиновые есть достаточно компактные, большинство выдает 14.4 В, что позволит зарядить аккумулятор процентов на 80%, притом имея мощность в несколько сотен ватт, достаточно быстро, что позволит завестись двигателю, а дальше он сам зарядит).
- Ручные или ножные генераторы (громоздкие, тяжелые и трудно найти).
- Зарядиться от проезжающей машины или даже мотоцикла(хотя я бы не советовал, чтобы не подпортить аккумулятор мотоцикла) . Ведь полевые условия для машины, как правило, не уходят далеко от дороги, а по нехоженым местам редко кто ездит в одиночку — больше вероятность застрять, чем посадить аккумулятор.
Из готовых решений, это литий-ионные пусковые устройства. Небольшого размера, можно "в сумочку положить". Их лучше использовать непосредственно для пуска двигателя — так меньше теряется энергии. Но можно и в аккумулятор "перекачать", если хочется. Но, дорого — около 10-20 тысяч рублей.
Следующее решение будет уже "то что надо" — бензоэлектрогенерато р. Это уже "всего" около 6 — 7 тысяч рублей. Правда, именно для зарядки аккумулятора, не нашел. Они все вырабатывают 220 вольт. Но к нему надо будет докупить обычное зарядное устройство. Или пуско-зарядное, если бензоэлектростанция достаточно мощная. Если есть специалист (радиолюбитель), он может встроить зарядное устройство внутрь этого купленного бензоэлектрогенерато ра. Или вообще переделать его так, что он будет давать именно 12 вольт. Можно будет не только аккумулятор зарядить, но и сразу машину завести — стартер обычно потребляет 100-200 ампер, а это около 2 киловатт. Бензоэлектростанция соответствующей мощности такой ток даст. Для её пуска имеется вытяжной шнур. То есть, "дернул шнурок" и электростанция завелась. Был бы бензин в наличии!
зарядка АКБ без зарядного
У каждого может возникнуть ситуация когда аккумулятор сел а в наличии нет зарядного устройства. Но почти всегда имеется минимальный набор предметов с помощью которых можно соорудить импровизированное зарядное устройство.
Самый простой вариант это зарядить АКБ с помощью источника постоянного тока, который может оказаться под рукой. Источник тока должен быть напряжением больше 16 вольт иначе аккумулятор не зарядится полностью, но если батарея разряжена в 0 то сгодится и с меньшим напряжением (блок питания ПК) но батарея будет заряжена на 30%. Подходящим вариантом является блок питания ноутбука- на выходе у него как правило 18-20 вольт и он способен отдать ток 3-6 Ампера.
Для зарядки нам понадобится несколько проводов, и лампочка на 55-90 ватт 12 вольт. Идеально подойдет лампа головного света. К зарядному от ноутбука подсоединяем два провода- как правило плюс находится на внутреннем контакте разъема а минус на внешнем. подсоединяем батарею и лампочку к зарядному, плюс на плюс минус на минус, предварительно соединив их последовательно.
Лампочка нам нужна чтобы не было перегрузки на зарядке от ноутбука. В противном случае она либо перегреется и сгорит, либо просто отключит напряжение увидев подключенную батарею как короткое замыкание. В зависимости от мощности зарядки, степени разряжености батареи и подключенной лампы ток зарядки может колебаться от 3 до 6 ампер.
Полу разряженный аккумулятор при указанных параметрах полностью заряжается за 5-10 часов, а для подзарядки аккумулятора, который еще кое-как крутит стартер до состояния, чтобы с первой попытки завести автомобиль, достаточно 30- 60 минут!
Но такое зарядное лучше без присмотра не оставлять- поскольку устройство не отключится при достижении батареей необходимого напряжения. А при перезаряде АКБ будет греться, активно выделять водород (кипеть) и естественно портится. При отсутствии измерительных приборов конец зарядки можно определить по моменту начала кипения- эта та точка при которой батарея берет в заряд гораздо меньше а лишнюю энергию преобразует в разложение воды электролита.
Вторым вариантом зарядки аккумулятора является зарядка от бытовой сети переменного тока в 220 вольт. Принцип подключения такой же, как описывали раньше.
Разница заключается в том, что лампа должна быть на 220 вольт а ее мощность подбирается в зависимости от желаемого тока зарядки. Лампа в 100ватт даст зарядный ток в 0.5 ампера а лампа или иной прибор на 1000 ватт даст ток около 4 ампер.
Следующее отличие в том, что в сети переменный ток и напрямую им батарею не зарядить. В последовательную цепь из АКБ и лампы следует включить диод который рассчитан на прямое и обратное напряжение не менее 400 вольт. Диод можно найти например в энерго сберегающей лампе. обычно в них устанавливают 1N4007 расчитанный на ток до 1 ампера, который можно установить в паре с лампой на 150 ватт. Но разбирать лампу следует в случае безвыходной ситуации-когда акум сел а ехать срочно нужно и зарядки нет. но КПД этого устройства весьма мал поэтому целесообразнее применить диодный мост.
При его использовании схема подключения следующая.
При использовании зарядного от сети 220 вольт нужно быть предельно осторожным, так как все элементы будут находится под напряжением опасным для жизни. Не допускайте контакта с оголенными проводами и токопроводящими частями импровизированной зарядки.
Эти два способа зарядки акб являются екстренной мерой но могут использоватся продолжительное время как замена специализированным зарядкам. но лучше все таки преобрести фирменную которая гораздо более функциональная и безопасная как для аккумулятора так и для вашего здоровья.
Заряжаем севший аккумулятор за 10 минут: эксперимент Kolesa.ru
Многие из тех, кто не стесняется самостоятельно залезть с инструментами в «потроха» своего автомобиля, знают на практике про весьма любопытный, полезный, но при этом странный и слабо объяснимый с научной точки зрения эффект… Заключается он в том, что только что севший в полевых условиях аккумулятор, который не проворачивает стартер, часто достаточно не зарядить, а лишь слегка «взбодрить», или «разбудить» – и он мобилизует внутренние резервы и запустит двигатель вашей машины.
Вот была история…
Поводом для этой статьи стал случившийся недавно с журналистом Kolesa.ru, а точнее, с вашим покорным слугой – любопытный эпизод. Приобрел я с месяц назад немолодой, но дешевый отечественный автомобильчик – в качестве второго, на убой к дачной стройке.
Волею обстоятельств, машина была оставлена на неделю практически там же, где и куплена, а когда пришла пора перегнать автомобиль на постоянное место жительства, обнаружилось, что аккумулятор разрядился… Разрядился всерьез – первый поворот ключа вызвал короткий «всхлип» стартера, второй – стук втягивающего реле, а третий не порождал и того – только лампочки на «приборке» едва заметно мерцали…
По заверениям продавца, вся электропроводка у машины была полностью исправна, аккумулятор – свежий, поэтому мне не пришло в голову перед простоем снять клемму с батареи. Но салонная лампочка осталась гореть, в результате чего ситуация вышла неприятная – инструментов (даже ключа на 10, чтобы снять батарею!) – нет, прикуривающих проводов с крокодилами – нет, автовладельцы, к которым я подходил с просьбой о прикуривании, помочь не могли или не хотели… В итоге за спасением пришлось обратиться к бывшему владельцу машины – благо он проживал рядом, и, как выяснилось, катался в тот момент по району на своем новом приобретении – десятилетнем Лансере.
Бывший владелец приехал, но прикуривательных проводов не привез – вместо этого открыл багажник и извлек два грязных и жеваных полутораметровых «хвоста». Один из них был одножильным – такими ведется проводка в стенах к розеткам, второй – многожильным шнуром от старого холодильника… Сечение этих «соплей» в 1,5–2 квадратных миллиметра и грубо зачищенные и потемневшие от окислов охвостья не позволяли прикурить двигатель категорически, от слова «совсем»! Однако ситуация разрешилась благоприятно – вот только совсем не так, как можно было ожидать.
Бывший владелец со знанием дела соединил аккумуляторы двух машин этими «соплями» и на всякий случай попробовал повернуть ключ – в ответ, естественно, не раздалось даже щелчка стартера. После чего подмигнул мне, заверив, что все будет «чики-пуки», завел свою машину и расслабился, прикурив сигаретку.
На мой пустой аккумулятор пошел заряд – напряжение генератора 14,5-14,8 вольт – однако, как подсказывает логика и электротехника, полностью высосанную батарею таким способом нужно было бы заряжать как минимум несколько часов! Неужели мой помощник планировал тарахтеть до вечера?! Это было бы достаточно странно с учетом того, что в машине помощника сидели его жена и ребенок, а раскорячились мы, перегородив дворовый проезд… Однако растягивать процесс до логично необходимого он не собирался – не более, чем через 10 минут (подчеркиваю – ДЕСЯТЬ!) провода были отключены и смотаны, а первый же поворот ключа завел мотор!
Что произошло?
Произошло, на первый взгляд, невероятное… Классическая электротехника вообще и аккумуляторная наука в частности говорят, что заряжается типовой свинцовый аккумулятор током в 10% от емкости в течение 10-12 часов. Соответственно, 55-ампер-часную батарею даже током 10-15 ампер нужно было наполнять ну хотя бы несколько часов! Однако, «заряжали» мы ровно 10 минут, и ток явно не превышал вышеупомянутое значение, а то и был меньше – с учетом тонких проводов и отвратительного контакта хило намотанных друг на друга окисленных жил…
То есть, получается, имел место эффект не зарядки, а некого «пробуждения» только-только впавшей в летаргическое забвение батареи. Кратковременный десятиминутный процесс никак не мог восполнить утраченную батареей энергию – однако как-то сумел её «взбодрить», помог «мобилизовать внутренние ресурсы». Звучит это, признаюсь, странно: здравый смысл не одобряет подобную псевдонаучную терминологию – «разбудить», «взбодрить»… Аккумулятор понимает только два вполне научных термина – «зарядить» и «разрядить», а все остальное – лирика…
Мистика на продажу
Лирика лирикой, однако именно на вышеупомянутом эффекте работают китайские «зарядные гаджеты для блондинок». Небольшие коробочки с парой-тройкой аккумуляторов от сотовых телефонов внутри или набитые «пальчиками» формата АА – из таких приборов выходит штекер прикуривателя, и именно через прикуриватель они якобы заряжают севшую автомобильную батарею.
С точки зрения любого, худо-бедно разбирающегося в электротехнике, такие девайсы – профанация и обман, но парадокс заключается в том, что иногда они все же способны сработать – в ситуациях, подобной вышеописанной. На свежесевшей батарее – 8-10 вольт, на «магической коробочке» – 12-13. После подключения её к прикуривателю она начинает гнать ток на стартерный аккумулятор – ток слабенький и совершенно неспособный его зарядить. Но способный «разбудить» и «взбодрить»!
Безусловно, работа таких устройств крайне нестабильна, и помогут они только при определенном совпадении факторов, благодаря чему и заслужили справедливое клеймо мошеннических. Но в ряде случаев, когда аккумулятор свежий сам по себе и разрядился буквально «вот-вот», даже коробочка с пальчиковыми батарейками, воткнутая в прикуриватель, способна его воскресить!
Что говорит наука?
Собственно, при всей странности происходящего, наука должна это как-то объяснять….
– Описанная ситуация не является ни чудом, ни мистификацией – она мне хорошо знакома — рассказал Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:
– Тут имеет место не эффект зарядки аккумулятора, а эффект зарядки конденсатора – а конденсатором большой емкости аккумулятор также отчасти является. Если в полностью разряженную батарею подать ток 10-15 ампер на непродолжительное время, то полноценного заряда, разумеется, не произойдет. Но аккумулятор все же наберет некоторое количество энергии, достаточной, чтобы запустить мотор! Это «короткая» энергия, как в конденсаторе – она запасается в разряженной батарее на непродолжительное время . То есть сразу после отключения проводов от машины-донора нужно заводить мотор, аккумулятор которого вы «взбадривали» – если вы по каким-то причинам протянете 10-15 минут, этот «быстрый заряд» исчезнет, и запуск не удастся.
Собственно, пользоваться таким методом – иначе говоря, производить «полевую экспресс-зарядку» от другой машины тонюсенькими проводками, если нет возможности прикурить мощными специальными кабелями с «крокодилами» – можно. И порой – вполне успешно! Но важно учитывать два момента:
Как зарядить аккумулятор машины, если вы оказались без зарядного устройства: 6 способов
Сразу стоит уточнить: если машина не заводится, первым делом нужно выяснить, точно ли в аккумуляторе кроется причина. Есть несколько основных признаков, свидетельствующих о необходимости подзарядить АКБ:
- Индикаторы на приборной панели. Если они горят слабо или вовсе выключены, значит аккумулятор сел.
- Визуальная оценка устройство. Современные батареи снабжены индикатором зарядки, по цвету которого можно понять состояние АКБ.
- Звучание двигателя. Если батарея села, то звук мотора будет слабым, монотонным, тягучим.
Действенные методы
В сети есть масса видео, где автолюбители заряжают АКБ самыми разными способами. Однако далеко не все из них безопасны. Собрали для вас самые эффективные и надежные методы подзарядки аккумулятора в «полевых условиях».
«Прикурить» от другой машины
Один из наиболее распространенных способов «привести в чувство» севший автомобиль – подзарядить АКБ от другой машины, проезжающей мимо. Если в пути с батареей случилась беда, то проезжающие мимо автомобилисты с пониманием соглашаются помочь.
Для такого метода подзарядки рекомендуется использовать профессиональные провода с широкими зажимами, чтобы правильно передать ток и не повредить электронику автомобиля. После того, как будет найден водитель, готовы помочь, нужно правильно подсоединить провода к нужным клеммам и завести автомобиль-донор на 10-15 минут. Переданного заряда хватит для того, чтобы завестись.
Воспользоваться блоком от компа
Также в этих целях подойдет зарядное устройство от ноутбука. Понадобится:
- блок компьютера или зарядка;
- мультиметр;
- лампочка;
- провода для соединения элементов схемы.
Суть методики заключается в передаче напряжения с электронного устройства на аккумулятор. Что блоки питания ПК, что зарядки от ноутбука имеют такую возможность. Необходимо:
- подключить плюсовой полюс внутреннего контакта устройства к мультиметру;
- далее провести «плюс» от мультиметра к лампочке;
- от лампочки провод присоединить к плюсовой клемме аккумулятора;
- минусовой полюс блока подсоединяется напрямую к минусовой клемме АКБ.
Таким методом для оптимальной подзарядки аккумулятора потребуется порядка получаса.
От розетки 220В
Еще один простой способ зарядить АКБ в домашних условиях. Понадобится:
- мощный полупроводниковый диод;
- конденсатор;
- лампочка.
Один провод сети нужно соединить с конденсатором, второй подвести к аноду диода. Катод подключается к плюсовой клемме аккумулятора. Минусовая клемма АКБ подключается напрямую к минусовому контакту розетки. Таким образом аккумулятор зарядится до оптимального показателя за 30-40 минут.
Шуруповертом
Методика действенна в случае, если емкость аккумулятора шуруповерта составляет 18В, а АКБ попросту замерзла на холоде. С более серьезными задачами сторонняя батарея не справится.
Нужно подключить аккумулятор шуруповерта к автомобильной батарее с помощью проводов, используя обычную лампочку в качестве балластного сопротивления. Предварительно от АКБ нужно отключить хотя бы один провод питания, чтобы снизить напряжение.
Другие способы
Если вы не хотите экспериментировать с электронными приборами и не разбираетесь в физической стороне вопроса, есть 2 простых способа решить проблему.
- Завести машину «с толкача». Метод, проверенный тысячами автолюбителей. Сдвинуть машину с места можно и самостоятельно, однако лучше попросить помощи прохожих. Когда авто начнет бодро катиться, нужно запрыгнуть в салон, включить зажигание, отключить сцепление, включить вторую или третью передачу. Роль стартера выполнят колеса, и автомобиль заведется. После этого нужно постоять с заведенным двигателем минут 10-15 на 1500-200 оборотах в минуту. Затем можно аккуратно начать движение – аккумулятор постепенно зарядится в пути.
- Буксировка. Необходимо попросить другого участника дорожного движения сдвинуть ваше авто с места с помощью специального троса. Когда машина более-менее разгонится, повторите тот же порядок действий, что и приведенном выше способе. Метод хорош тем, что не требует физических усилий.
Автоэксперты рекомендуют всегда возить с собой портативное зарядное устройство. Это недорогой, но очень полезный девайс, который может выручить в сложной ситуации. Пользоваться им просто: необходимо подключить зарядку напрямую к аккумулятору и подождать 15-20 минут, после чего можно медленно начать движение.
Меры предосторожности
Если вы все-таки столкнулись с проблемой разряженной АКБ, то действовать нужно очень осторожно. При производстве батарей используются токсичные химические вещества – свинец, мышьяк, серная кислота и др. Контактируя с аккумулятором слишком тесно и не зная правил безопасности, можно получить тяжелое отравление парами и металлами, ожоги, вызвать возгорание и даже взрыв батареи.
При работе с аккумулятором нужно придерживаться следующих правил:
- помещение, в котором проводится зарядка, должно хорошо проветриваться;
- необходимо надеть защитные очки, маску, поверхность кожи прикрыть одеждой, на руки надеть тряпичные перчатки;
- никакого курения во время работы, а также использования открытого огня, искрящихся приборов;
- не допускать скопления газов, которые будут неизбежно выделяться во время работы;
- не наклоняться слишком низко к аккумулятору, чтобы не повредить слизистые.
И помните: пытаясь самостоятельно зарядить АКБ на авто, его обязательно нужно отключать от других электронных приборов транспортного средства.