Вязкость моторного масла (все, что нужно знать автолюбителю)
На Вязкость масла поверку, вязкость моторного масла — один из самых не очевидных параметров, который часто стает камнем преткновения при выборе масла. Проблема в том, что существует множество различных точек зрения — у продавцов, официальных сервис-менов, "гаражных" автомехаников и просто опытных автолюбителей. И эти мнения зачастую противоречат одно другому.
На самом же деле, если понимать хотя бы в общем назначение масла в двигателе, вопрос о вязкости не должен быть слишком сложным.
Вместо вступления:
Самые популярные заблуждения автолюбителей относительно вязкости моторного масла, навязанные производителями автомасла и мотористами СТО:
1. «Если я люблю ездить быстро – мне стандартное моторное масло не подходит – нужно заливать более спортивные автомобильные масла» — реальная потеря мощности и быстрый капитальный ремонт двигателя Вам обеспечены – действуйте!
2. «Когда разрабатывался мой мотор – еще не было современных масел с большой вязкостью, так что автопроизводитель и не мог их рекомендовать» — не было тогда не только современных марок моторного масла, не было еще и технологий производства двигателей, рассчитанных на современное автомасло, так что начинайте подыскивать хорошего мастера для капремонта мотора.
Что такое вязкость масла?
Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.
Необходимо Вязкость масла заметить, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной доске, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости, которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно «гуляет» и может доходить до 140-150 градусов в зависимости от скорости и интенсивности движения.
Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.
Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость.
Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Вроде не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?
Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.
Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:
5W Расшифровка кодировки вязкости масла – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.
Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.
Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.
Какая вязкость лучше подходит для двигателя?
Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – вы таким образом потеряете мощность и быстро уложите двигатель.
Повторюсь рекомендации о вязкости масла в сервисной книжке уже в который раз – ни в коем случае не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля именно для Вашего мотора! Производитель авто учел все возможные режимы езды на Вашем двигателе и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для ЭТОГО мотора являются оптимальными.
Очень показательным является эксперимент, произведенный Михаилом Колодочкиным и Александром Шабановым, описанный в журнале «ЗА РУЛЕМ» № 3/2008. Они попробовали залить в двигатель ВАЗовской восьмерки масло с высокотемпературной вязкостью в 50 единиц и обнаружили (и доказали) существенное падение мощности, а также увеличение износа двигателя по сравнению с предусмотренным производителем моторным маслом с верхней вязкостью в 40 единиц.
Только не надо улыбаться, приговаривая: «а, Жигули, ну понятно…». На любой иномарке эксперимент дал бы те же результаты, потому что суть там именно в том, какую максимальную вязкость предусмотрел производитель авто!
Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE
Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99
Какую вязкость масла выбрать?
5W-50 или 0W-30?
Или что хуже для двигателя, завышенная или заниженная вязкость?
Вроде по вязкости автомобильных масел уже все разжевали, да видно не совсем. Вопросы, которые часто задаются на форуме сайта, подсказывают, что нужно написать еще на тему вязкости масла. Итак, что лучше выбрать, большую или меньшую вязкость моторного масла? И как быть, если гарантийный сервис заливает автомобильное масло с непредусмотренной в инструкции по эксплуатации вязкостью?
Сразу скажу в который раз: вязкость автомасла должна соответствовать требованиям автопроизводителя, не зависимо от возраста, пробега, стиля вождения, бюджета и «авторитетного» мнения сервис-менов, даже если это официальный сервис. Эта статья написана для сомневающихся и тех, кому просто интересно, почему так. Если Вы – из таких – читайте дальше, если нет – читайте инструкцию по эксплуатации (либо сервисную книжку), и требуйте, чтобы Вам заливали исключительно предусмотренное конструкторами двигателя моторное масло (по всем параметрам, включая вязкость).
Итак, углубляемся в вопрос вязкости моторного масла. Самая понятная большинству автолюбителей пара трения в двигателе – это «поршень-цилиндр», поэтому берем для наглядности именно эту пару трения в свою небольшую логическую экспертизу.
Что такое зазоры в парах трения и зачем они нужны?
Для начала, риторический вопрос: диаметр поршня (в сборе с кольцами), и внутренний диаметр цилиндра, одинаковы? Конечно, нет! Для того, чтобы поршень мог сотни раз за минуту сделать поступательные движения в цилиндре, его диаметр просто обязан быть немного меньше, иначе трение мгновенно нагреет обоих участников нашей подследственной пары трения до температур, при которых они разрушатся.
Итак, разница в диаметрах (зазор) есть, вопрос следующий – насколько велик этот зазор, чем он заполнен и на что он влияет? Исходя из принципа работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС), именно этот зазор и определяет в результате КПД мотора (коэффициент полезного действия), ибо именно через этот зазор происходит «утечка» толкательной силы взрыва топливной смеси в цилиндре. Таким образом получается, что чем меньше зазор – тем больше мощность?
С другой стороны, как уже говорилось, зазор (пусть минимальный) все-таки необходим, кроме того, как и любой другой паре трения, нашей паре также обязательно нужна постоянная смазка. Поэтому, главная задача конструкторов сделать этот зазор точно соответствующим той масляной пленке, которую создает моторное масло, имеющее такое свойство, как вязкость. В этом случае мощность двигателя будет максимально возможной (при прочих равных) для его конструкции.
Вот на этом месте как раз и начинаются проблемы. Почему? Да потому, что вязкость масла – величина переменная, существенно зависящая от температуры в обратной пропорции. Например, у стандартного масла 5W-40, при прогреве двигателя, скажем от 40 до 100°С, реальная вязкость падает с примерно 90 до 14 мм2/с, т.е. более, чем в 6 раз! И падает вязкость не одномоментно, а постепенно, по кривой. И кривая эта у каждого масла своя. Соответственно, если температура масла ниже 40 – вязкость будет еще больше, если выше 100 – еще меньше. Очевидно, что вместе со значением вязкости изменяется и толщина пленки на парах трения.
Прогрев двигателя и вязкость автомасла
Что-же происходит в двигателе, когда он холодный и вязкость масла в разы превышает расчетную рабочую? Вспоминаем школьный курс физики и делаем вывод: если масляная пленка толще зазора, увеличивается сила трения, что приводит к падению мощности и повышению температуры. Именно в этом и заключается «секрет» моторостроителей: они рассчитывают зазоры именно под рабочие температуры двигателя (каковыми для большинства моторов считается диапазон 100-150 °С), сознательно заставляя двигатель работать под повышенными нагрузками при прогреве.
Именно завышенная вязкость холодного масла помогает двигателю прогреться быстрее. И именно поэтому автопроизводители категорически не рекомендуют нагружать двигатель до полного прогрева. Ну и именно по этой причине специалисты утверждают, что один (каждый) прогрев мотора в сильные морозы отнимает порядка 300-500 километров у общего моторесурса нового двигателя (не путать с ресурсом моторного масла – на сервисный интервал это влияет не так сильно).
Нужно отметить, что со временем внутренние поверхности двигателя постепенно изнашиваются, зазоры увеличиваются, соответственно, степень влияния повышенной вязкости холодного автомасла на износ уменьшается.
Вязкость масла при рабочих температурах
Что же происходит, когда двигатель, и, соответственно, моторное масло, прогрелись до рабочей температуры? А в этот момент начинает работать система охлаждения двигателя. Происходит все примерно по такой схеме (очень упрощенно): при повышенной нагрузке или оборотах коэффициент трения увеличивается => температура масла растет => вязкость масла падает => толщина масляной пленки уменьшается => коэффициент трения уменьшается => температура масла падает (не без помощи системы охлаждения), или во всяком случае, ее рост существенно замедляется. Круг замкнулся, мотор работает. Но вязкость и температура моторного масла при этом не стоят на месте – они динамически изменяются в определенных, строго рассчитанных производителем мотора диапазонах.
Таким образом, на самом деле, эффективность работы двигателя зависит не от абсолютного значения вязкости при определенной температуре, а от динамики ее изменения при работе в определенном диапазоне рабочих температур и соответствия этой динамики конструкции конкретного мотора.
Не следует забывать о том, что любой двигатель, особенно современный – очень точный механизм, и от этой самой точности в основном и зависят все те параметры, по которым мы, обычно, оцениваем потребительскую привлекательность двигателя: мощность, крутящий момент, топливная экономичность.
И вот тут как раз приобретает особенную ценность главный вопрос: а есть ли разница в зазорах и рабочих температурах двигателей разных типов, объемов и производителей? Есть, и разница эта очень существенна, особенно если речь идет о последних моделях двигателей. Именно поэтому существуют разные допуски автопроизводителей для моторных масел, а также различные по температурно-вязкостным требованиям классы качества некоторых международных классификаций (наиболее яркий пример – классификация ACEA).
Подчеркну, речь идет далеко не только о маслах с разным индексом вязкости по SAE! Индекс высокотемпературной вязкости по SAE присваивается исходя из абсолютных значений вязкости масла при температурах 100 и 150 °С (детальнее, см. таблицу вязкости масла – там есть все диапазоны). А вот до, между, и после указанных промежуточных значений, кривая изменения вязкости разных масел при изменении температуры может достаточно сильно отличаться. Уже не говоря о том, что даже в указанных контрольных точках температуры, требования SAE предполагают не точные значения вязкости, а достаточно широкий их диапазон.
Таким образом, даже два разных масла, на этикетках которых написано, скажем, 5W-40, вполне могут иметь разную абсолютную вязкость при температуре 90, 120, или 145 °С. И именно эта динамика, в числе прочих параметров, зашифрована в тех самых таинственных буквах и цифрах допусков автопроизводителей и классификаций качества моторных масел. Причем, следует в который раз подчеркнуть: динамика вязкости масла не может быть хорошей или плохой – она должна быть подходящей, т.е. соответствующей конструкции конкретного двигателя!
Что происходит, когда вязкость масла выше нормы?
Итак, двигатель прогрелся до рабочих температур, но вязкость масла не упала до нужного (рассчитанного конструктором) значения, что произойдет? На нормальных оборотах и нагрузках в принципе ничего страшного – температура двигателя несколько повысится и вязкость упадет до необходимой нормы, которая уже будет компенсироваться системой охлаждения. В этом случае рабочая температура двигателя будет выше нормы для этих оборотов и нагрузки, но при этом все еще будет, скорее всего, укладываться в допустимый диапазон. Другой вопрос в том, что двигатель будет большую часть времени работать на более высокой температуре, что однозначно не способствует увеличению его моторесурса.
Совсем другое дело, если Вы, к примеру, резко увеличите обороты мотора (экстренный разгон при обгоне на затяжном подъеме, например). скорость сдвига резко возрастает, а вязкость не соответствует текущей температуре (опять таки речь идет о расчетах конструктора двигателя), поэтому двигателю в этот момент придется прогреться несколько больше (до более высокой температуры), чтобы снизить уровень вязкости масла до допустимого значения. И в этот момент температура масла и двигателя вполне может перейти предельно допустимую безопасную норму.
Результат этого всего примерно таков (если перевести на понятный автолюбителю язык): если вязкость масла выше нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в режиме повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали. Кроме того, рабочие температуры еще напрямую влияют и на ресурс самого моторного масла: чем выше температура, тем скорее масло окисляется и приходит в негодность. Так что такое масло и менять нужно гораздо чаще.
В любом случае, все негативные последствия завышения вязкости масла Вы никак не сможете, без сложных замеров и вскрытия двигателя, заметить или почувствовать в относительно коротком промежутке времени, это вылезет не через 10 ил 20 тысяч км, а скорее через 100-150 тысяч. И доказать, что причина повышенного износа двигателя именно в неподходящем автомобильном масле практически невозможно – поэтому многие сервисмены, и даже официальные СТО часто не особенно утруждают себя вопросом соответствия вязкости масла, которое они заливают, требованиям автопроизводителя для данного конкретного мотора. Помните – им выгодно, если после окончания гарантийного срока Ваш мотор придет в негодность, даже если Вы не будете у них ремонтироваться!
Заниженная вязкость масла – угроза клина?
Совершенно обратная ситуация возникает, когда вязкость масла ниже нормы. Сейчас практически все производители автомобильных масел делают так называемые энергосберегающие масла, с пониженной высокотемпературной вязкостью. Причем, речь идет именно о вязкости при высоких температурах и скорости сдвига HTTS (более 100 °С), поэтому индекс вязкости по SAE у этих масел такой-же, как у обычных. Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.
Проблема заключается в том, что для таких масел делают специальные моторы! А в обычном двигателе, не рассчитанном на такую низкую вязкость, применять такое автомасло просто опасно. Речь идет о том, что при высоких температурах и на высоких оборотах пленка, создаваемая на парах трения становится слишком тонкой, в результате чего снижается эффективность смазки и существенно возрастает расход масла на угар. При определенном стечении обстоятельств мотор может даже заклинить.
Таким образом, занижать вязкость масла по сравнению с требованиями автопроизводителя гораздо опаснее, чем завышать. Поэтому ни в коем случае не следует применять автомасла классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан только один допуск (одобрение) автопроизводителя, если эти классы качества либо допуски не значатся в Вашей сервисной книжке или инструкции по эксплуатации.
Как рассчитывается температурный коэффициент вязкости масла
Определение вязкостно-температурных свойств моторных масел
Определение вязкостно-температурных свойств моторных масел проводится в соответствии с ГОСТ 33-2000 «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости» и ГОСТ 25371-97 «Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости».
Смазочные материалы – это вещества, используемые в узлах трения машин и механизмов для снижения износа, вызванного трением.
По агрегатному состоянию смазочные материалы подразделяются на:
— жидкие, называемые маслами;
— пластичные, называемые смазками;
— твердые или сухие.
По роду исходного сырья смазочные материалы подразделяются на:
По целевому назначению смазочные материалы подразделяются на:
— компрессорные и др.
Моторные масла предназначены для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. Они работают в исключительно тяжелых условиях, но при этом должны в течение длительного времени выполнять возложенные на них функции, а именно:
· образовывать прочную пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей и, как следствие, задир поверхностей, снижая износ деталей двигателя;
· уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;
· отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения, охлаждая детали двигателя;
· предотвращать образование нагара, лаковых и шламовых отложений;
· предотвращать коррозию деталей двигателя;
· выносить продукты износа из зоны трения;
· нейтрализовывать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива.
Вязкостно-температурные свойства моторного масла являются важным показателем его работоспособности и его качества.
Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы.
Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости. Различают динамическую и кинематическую вязкость.
Динамическая вязкость служит мерой сопротивления жидкости течению. За единицу динамической вязкости в системе СИ принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление в 1 Н взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 м 2 , находящихся один от другого на расстоянии 1 м и перемещающих с относительной скоростью 1 м/с (рис. 4).
Рис. 4. К определению единицы динамической вязкости – пуаза.
Единица динамической вязкости в системе СИ – Паскаль-секунда (Па·с). На практике применяют миллипаскаль – секунда (мПа·с или 10 -3 Па·с), а также сантипуаз (1сП = 1мПа·с). Между динамической и кинематической вязкостью жидкости при одинаковых температурах существует следующая зависимость:
νt — кинематическая вязкость, м 2 /с;
Кинематическая вязкость определяется скоростью истечения жидкости через калиброванное отверстие (капилляр) вискозиметра под действием сил гравитации. Размерность кинематической вязкости в системе СИ – м 2 /с. На практике чаще всего применяют меньшую единицу – мм 2 /с (или 10 -6 м 2 /с) или сантистокс (1сСт = 1мм 2 /с).
Динамическую вязкость определяют на ротационных вискозиметрах при различных градиентах скорости сдвига, а кинематическую вязкость – на капиллярных вискозиметрах.
Для каждого конкретного применения моторное масло выбирают по возможности с небольшой вязкостью, но такое, чтобы оно гарантировало жидкостное трение в подшипниках скольжения коленчатого вала двигателя при максимальных рабочих температурах и нагрузках. Условно за среднюю рабочую температуру масла принята температура 100 0 С. Во всех технических характеристиках и паспортах на моторное масло указывается кинематическая вязкость масла при 100 0 С – ν100.
Вязкость моторного масла существенно зависит от температуры. По мере понижения температуры вязкость масла значительно увеличивается(так, например, при изменении температуры на 100 о С вязкость масла может измениться в 250 раз). Для уменьшения потерь на трение желательно, чтобы вязкость масла как можно меньше изменялась в рабочем интервале температур (40-100 0 С).
Степень изменения вязкости оценивают стандартизированным показателем – индекс вязкости (ИВ).
Чем выше ИВ, тем меньше вязкость изменяется с изменением температуры и тем выше качество масла. Индекс вязкости определяют по специальным номограммам по значениям кинематической вязкости масла, измеренными при 50 и 100 о С или рассчитывают по значениям кинематической вязкости масла при 40 и 100 о С. Индекс вязкости также обязательно указывается во всех технических характеристиках и паспортах на моторное масло.
Всё о вязкости моторного масла: таблица температур и стандарты
Однако, не все понимают значение цифр, которые имеются на канистрах.
Моторная смазка подвергается воздействию довольно высокой температуре как внутри самого двигателя, так и извне.
Вязкость как один из важнейших параметров моторного масла
Всю необходимую информацию производители указывают на этикетке, поэтому необходимо уметь ее читать и анализировать.
Кроме всего прочего, следует различать саму вязкость, которая бывает как кинематической, так и динамической. Типы вязкости имеют определенные различия. Они заключаются в плотности, отличающихся методах измерения и предназначены для определения показателей различных классов смазки.
Кинематическая вязкость моторного масла определяет его текучесть при нормальной (стандартной) рабочей температуре, а также максимальной. За основу проведения испытаний берут 40 и 100 градусов по Цельсию, а измерения проводятся в сантистоксах.
По полученным результатам осуществляются расчеты индекса вязкости, поэтому, если вы хотите приобрести действительно хорошее масло — выбирайте, чтобы индекс превышал значение 200. Чаще всего наиболее подходящий индекс имеют всесезонные масла.
Что касается динамической вязкости — то она отображает силу сопротивления в ходе перемещения жидкостей, которая от плотности никак не зависит. Единицей измерения динамической вязкости является сантипуаз.
Ниже приведена таблица вязкости моторного масла для работы двигателя в холодных условиях.
Основные параметры вязкости
Одним из основных параметров являются низкотемпературные показатели.
К данным показателям относятся следующие:
- проворачиваемость;
- прокачиваемость.
Первый определяет диапазон текучести при низких температурах и указывает на то, какой должна быть максимально допустимая динамическая вязкость. Последняя позволяет коленчатому валу вращаться с такой скоростью, которая обеспечивает хороший запуск двигателя.
Прокачиваемость всегда имеет значение, которое на 5˚С ниже необходимой. Это нужно для того, чтобы масляный насос не начал закачивать воздух вследствие чрезмерного загустевания смазочной жидкости. Параметры прокачиваемости не должны превышать значения в 60000 мПа*с.
Если вы хотите разобраться в том, как определить вязкость моторного масла — следует познакомиться с таким понятием, как спецификация SAE. Это принятый в большинстве стран стандарт, определяющий необходимый уровень вязкости смазки при том или ином температурном режиме.
Вот таблица, где показано, какая классификация соответствует определенной температуре воздуха.
Международный стандарт вязкости масел
О важности такого свойства, как вязкость масла, стало известно еще с тех времен, как был выпущен первый автомобиль. С тех самых времен инженеры пытались произвести классификацию смазочных материалов. Основываясь на определенных качествах, все имевшиеся масла были разделены на следующие типы:
- маловязкие смазки
- средневязкие
- тяжелые
После того, как были изобретены подходящие для определения вязкости приборы — американским обществом автомобильных инженеров (SAE) была разработана наиболее точная классификация — SAE J300.
Данная классификация моторных масел в процессе своего развития претерпевала определенные изменения и сегодня представляет 11 классов вязкости.
Их полный список выглядит следующим образом:
- SAE 0W;
- SAE 5W;
- SAE 10W;
- SAE 15W;
- SAE 20W;
- SAE 25W;
- SAE 20;
- SAE 30;
- SAE 40;
- SAE 50;
- SAE 60.
В связи с этим, классы вязкости моторных масел стали в спецификации SAE по степени вязкости, которая определяется условиями, близкими к реально существующим. Вследствие этого и произошло разделение масел на летние и зимние виды.
Летние смазки не имеют буквенного обозначения и обладают более высокой вязкостью, вследствие чего обеспечивают качественную смазку всех деталей двигателя при высокой температуре окружающей среды.
Однако, при низких температурах такие масла становятся чересчур плотными и создают серьезную проблему при запуске холодного двигателя.
Зимнее масло является менее вязким, благодаря чему проблем при холодном пуске двигателя не возникает. Зато в жаркое время года оно становится слишком текучим, поэтому не в состоянии обеспечить детали силового агрегата должной защитой.
Благодаря изобретению всевозможных присадок, появилась новая категория масел, объединивших в себе хорошее соотношение зимних и летних характеристик. Такие смазывающие материалы получили название всесезонных.
Виды масел в зависимости от температурного режима
Вязкость определяется по международному стандарту SAE J300 и подразделяет все смазочные материалы на три основных вида — летние, зимние и всесезонные.
К летним относятся масла, имеющие следующий показатель SAE:
- 20;
- 30;
- 40;
- 50;
- 60.
Зимние смазки имеют свои преимущества:
- невысокая стоимость;
- невысокая вязкость, благодаря которой запуск холодного двигателя при минусовой температуре происходит лучше, чем с применением всесезонных жидкостей;
- высокая стойкость к деструкции.
- К ним относятся следующие виды:
- SAE 0W;
- SAE 5W;
- SAE 10W;
- SAE 15W;
- SAE 20W.
Самыми распространенными являются всесезонные жидкости. Они также имеет свои достоинства, а наиболее главным следует считать его использование в любое время года. Благодаря имеющимся в составе полимерным присадкам, оно способно изменять степень вязкости относительно окружающей температуры. Кроме того, оно имеет хорошие энергосберегающие свойства, благодаря которым силовой агрегат работает в жаркую погоду более экономичней, чем при использовании летнего типа масел.
Всесезонные:
- SAE 0W-30;
- SAE 0W-40;
- SAE 5W-30;
- SAE 5W-40;
- SAE 10W-30;
- SAE 10W-40;
- SAE 15W-40;
- SAE 20W-40.
Благодаря прекрасно сбалансированным показателям, всесезонки показывают хорошие результаты в работе с критическими температурами.
Для того, чтобы подобрать для двигателя своего автомобиля наиболее подходящее по вязкости масло — следует опираться на два основных показателя:
- в каких климатических условиях эксплуатируется автомобиль;
- сколько лет эксплуатируется двигатель.
Опираясь на первый показатель, для регионов с высокой температурой воздуха следует выбирать жидкости с более высоким показателем вязкости. Данный параметр представлен цифрой, находящейся перед буквой «W».
Так, к примеру, при эксплуатации транспортного средства при температуре воздуха от -10 и до +45 следует выбирать SAE 20W-40.
Второй параметр: в этом случае следует выбирать смазку согласно выработанному ресурсу двигателя. Так для нового двигателя следует подбирать меньшую вязкость, а для мотора постарше — более вязкое масло. Это необходимо для того, чтобы более выработанные детали, имеющие между собой значительно увеличенные зазоры, могли более или менее нормально функционировать.
Помните, что любая смазка содержит показатели вязкости как при низких, так и при высоких температурах, поэтому при выборе это следует обязательно учитывать. Чем выше первая цифра (стоящая перед буквой W), тем рабочий диапазон на низких температурах будет меньше. Чтобы произвести расчеты — необходимо от цифры 40 отнять первый показатель смазки.
К примеру, жидкость со значением 5W20 имеет температурный диапазон -35˚ С и -30˚ С.
Второе число, расположенное после буквы «W», дает понятие высокотемпературной вязкости. Если не вдаваться в технические тонкости, то можно сказать так — чем больше второе значение — тем выше будет вязкость масла при высоких температурах.
Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
Основываясь на спецификацию SAE, все смазывающие жидкости можно расшифровать по температурному режиму и определить для себя диапазон их использования.
По классу вязкости и температурному режиму жидкости имеют следующий диапазон:
- 5 W-30 — предназначена для работы при температуре от -25˚ С и до +20˚ С;
- 5 W-40 — предназначена для работы от -25˚ С и до +35˚ С;
- 10 W-30 — предназначена для работы от -20˚ С и до +30˚ С;
- 10 W-40 — предназначена для работы от -20˚ С и до +35˚ С;
- 15 W-30 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +35˚ С;
- 15 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +45˚ С;
- 20 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С и до +45˚ С;
- 20 W-50 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С до +45˚ С и более.
Однако, в подборе наиболее подходящего масла для своего транспортного средства, в первую очередь необходимо руководствоваться информацией, которую предоставляет завод изготовитель.
Выбор моторного масла по его вязкости
Подбор необходимого масла строго индивидуален и направлен на определенный двигатель. Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на те указания и рекомендации, которые сделал производитель в технической документации к тому или иному автомобилю.
Помните, что только оригинальное масло либо его качественный аналог способны обеспечить двигатель хорошей работой и максимальным износом деталей.
В том случае, если данного рода документация отсутствует — ориентироваться следует на указанные допуски масла в отношении определенных двигателей, которые, чаще всего, имеются на этикетке производителя.
Индекс вязкости масла: что это и для чего нужен?
Подавляющее большинство автовладельцев имеет общее представление о вязкости смазочных материалов. Как минимум, всем знакома классификация по SAE. Однако единицы понимают достаточно глубоко в этом вопросе, чтобы осознанно подбирать моторные и трансмиссионные смазки для своих автомобилей.
Одной из ключевых категорий, определяющих эксплуатационные свойства смазочного материала, это индекс вязкости масла. Что это такое, на что влияет и насколько в целом этот индекс является важным параметром – попробуем разобраться в материале статьи.
Что такое вязкость смазочного материала в целом
Для определения характеристик любого масла в общем случае используются три общепринятые категории вязкости:
- кинематическая;
- динамическая;
- техническая.
Касаемо автомобилей актуально рассматривать только две категории: кинематическую и динамическую.
Динамическая вязкость – наиболее понятный параметр. Она определяет силу внутреннего трения между слоями смазочного материала. Этот показатель не привязан к внешним условиям и просто указывает на силу трения в масле без точки привязки к какой-либо величине. Измеряется в пуазах (П).
Кинематическая вязкость рассчитывается на основе динамической. Но здесь расчеты проводятся уже с учетом плотности.
То есть кинематическая показывает, как изменяются вязкостные свойства смазочного материала при изменении плотности масла. Эта категория более объективна и применима для описания работы смазки в двигателе внутреннего сгорания.
Чем больше значение этого параметра, тем лучше защитный слой держится на поверхности деталей, менее охотно стекает и требует больше внешних усилий для разрушения образованной пленки.
Это в общем случае, без учета модификаторов. С другой стороны, густые смазки плохо прокачиваются по системе и требуют большей энергии на преодоление силы трения внутри них. То есть влияют на расход топлива.
Ранее считалось, что именно более густые смазочные материалы лучше всего справляются с защитой двигателей от износа. Однако сегодня эта тенденция изменилась. И главную роль стали играть присадки.
То есть даже легкотекучие смазки из полиальфаолефинов отлично справляются с защитой современных двигателей, при этом, не требуя больших усилий на прокачку и смазывание разбрызгиванием. А это существенно сказывается на экономии топлива.
Как рассчитывается и на что влияет индекс вязкости
Для многих автовладельцев чаще трехзначная (реже двухзначная, для дешевых минеральных масел, которые сегодня почти нигде не используются) цифра на канистре не несет в себе смысловой нагрузки.
Большинство автомобилистов традиционно смотрят лишь на тип базы (синтетика, полусинтетика, минералка), назначение (бензиновое или дизельное) и класс по SAE. Однако мало кто знает, что означает индекс вязкости.
О чем говорят цифры на канистре с моторным маслом — видео
Или знают, но не придают этому параметру большого значения. А зря. Именно эта категория может многое сказать о качестве и технологичности смазки.
То есть этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
Чтобы рассчитать индекс вязкости смазочного материала, необходимо знать две величины: кинематическую вязкость при 40 и при 100 °C. Путем введения этих данных в не самую простую формулу, которая строится на основе эмпирических расчетов, выведенных из двух эталонных смазок, просчитывается искомый индекс.
В интернете в свободном доступе на многих ресурсах представлены бесплатные калькуляторы индекса вязкости масла. Достаточно два указанных выше параметра – и программа автоматически произведет расчет.
На практике большинство производителей смазочных материалов упростили эту задачу для настолько глубоко интересующихся характеристиками смазки покупателей. Рассматриваемый индекс иногда указывается на канистре (чаще всего в таблице с второстепенными значениями на обороте тары).
Как стоит рассматривать индекс вязкости масла
Расшифровка индекса вязкости масла в практическом ее применении довольно проста: чем выше этот параметр, тем стабильнее ведет себя смазка при изменении температуры. У подавляющего большинства современных смазок этот параметр находится в пределах от 140 до 180 единиц.
Существуют отдельная категория маловязких смазочных материалов, в основном японского производства, в которых этот показатель может переваливать за 200.
В основном эти масла созданы на основе технологичных баз, таких как полиальфаолефинов или сложных эфиров, с добавлением особых присадок, увеличивающих температурную стабильность.
Какой индекс вязкости масла лучше?
Это сложный и неоднозначный вопрос. В общем случае лучше тот индекс, который больше. Однако для каждой отдельно взятой категории существуют некоторые рамки. И назвать оптимальное число для этого параметра, охватывающее все смазочные материалы для ДВС, сложно.
Например, для традиционных синтетических и полусинтетических смазок класса 10W-40 по SAE вполне нормальным можно считать 150-160 единиц. Для менее густых масел типа 5W-30 это параметр будет несколько выше, в среднем 160-180 единиц.
Маловязкие смазочные материалы могут иметь до 240 единиц. А ультра новые маловязкие смазки класса 0W-16 или 0W-10 даже больше. Однако на рынке их почти нет. Да и сфера применения у настолько маловязких продуктов пока еще очень узка.
5.4. Жидкие смазочные материалы (характеристики)
Смазочные масла отличаются друг от друга своими физико-химическими свойствами:
- удельным весом;
- вязкостью;
- температурами вспышки и застывания;
- содержанием различных примесей;
- степенью очистки;
- коксуемостью;
- липкостью;
- стабильностью.
Удельный вес масел 0,89-0,96.
Вязкость — внутреннее трение, возникающее между слоями масла при относительном перемещении под влиянием внешней силы. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость.
Динамическая вязкость — измеряется касательной силой (в Н), приходящейся на единицу площади (1 м 2 ) одной из двух горизонтальных плоскостей, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга при условии, что одна из этих плоскостей неподвижна, а вторая движется со скоростью 1 м/с, а пространство между ними заполнено исследуемым маслом.
Если сила равна 1 Н, то единица динамической вязкости измеряется — 1 Па×с. Размерность динамической вязкости μ ранее измерялась в кг×с/м 2 (пуаз). 10 пз = 1 Па×с. Вода при t = 20 °С имеет динамическую вязкость 1 спз (сантипуаз).
Отношение динамической вязкости μ к плотности ρ при той же температуре называется кинематической вязкостью (удельный коэффициент внутреннего трения):
Если единица плотности масла 1 кг/м 3 , то единица кинематической вязкости 1 м 2 /с. Раньше единицей измерения кинематической вязкости был стокс, измеряемый в см 2 /с (ст). Сотая часть стокса — сантистокс. Кинематическая вязкость дистиллированной воды при +20 °С равна 1 сСт.
Условная вязкость — отношение времени истечения стандартного объёма масла через калиброванное отверстие при температуре 50 °С или 100 °С ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Для пересчёта условной вязкости в кинематическую и динамическую пользуются приближенными формулами.
Величина, обратная вязкости, называется текучестью. Вязкость смазочных масел изменяется не только от температуры, но и от давления. С увеличением давления вязкость растёт. Вязкость масел обратно пропорциональна температуре.
Влияние температуры на вязкость
Неизбежные при работе оборудования колебания температуры изменяют вязкость и скорость износа деталей. Слишком густое или слишком жидкое масло отрицательно влияет на поверхности трущихся деталей, уменьшая при этом их долговечность.
С повышением температуры вязкость уменьшается. Зависимость вязкости от температуры — нелинейная.
Индекс вязкости:
Температурный коэффициент вязкости:
Чем меньше ТКВ, тем выше эксплуатационные свойства масел.
Температура застывания — температура, при которой масло теряет текучесть и приобретает свойства пластической массы. Чтобы определить температуру застывания, масло наливают в пробирку площадью поперечного сечения 1 см, охлаждают и наклоняют на угол 45°. Уровень масла не должен изменять своего положения в течение 1 мин. Чем лучше масло сохраняет текучесть, тем более пригодно оно для смазки узлов трения машин, работающих в условиях отрицательных температур. Подвижность масла сохраняется в некоторых случаях при температуре на 10-15 °С ниже, чем указано в характеристиках.
Антиокислительная стабильность
Независимо от условий применения минеральные масла в результате действия кислорода воздуха окисляются с образованием продуктов окисления (кислот, смол, карбонидов). При этом изменяются физико-механические свойства масел: увеличивается (уменьшается) вязкость, повышается кислотное число. Чем выше рабочая температура масла и чем больше длительность пребывания постоянного объёма в механизме (маслобаке), тем интенсивнее протекает окисление и тем больше продуктов окисления скапливается в масле. Это приводит к нарушению нормальной работы механизма (загрязнению, коррозии, прекращению движения), что вызывает через определённое время необходимость замены отработанного масла свежим.
Противокоррозийные свойства — определяются чувствительностью цветных металлов и сплавов к действию органических кислот, находящихся в минеральных маслах. Противокоррозийные свойства оцениваются:
- кислотным числом (в мг КОН, затраченных на нейтрализацию 1 г масла), которое характеризует содержание в масле водорастворимых кислот и щелочей;
- коррозией поверхности стальных и медных пластинок после их длительного пребывания в масле — характеризует присутствие в масле сернистых соединений, что недопустимо.
Прочие характеристики жидких масел
Температура вспышки — температура, при которой масло выделяет пары, воспламеняющиеся от поднесенного к ним огня. Температура вспышки определяется содержанием легкокипящих или легкоиспаряющихся частей масла. Пригодность масла для работы в соприкосновении с сильно нагретыми поверхностями определяется температурой вспышки.
Температура воспламенения — температура, при которой масло загорается и горит не менее 5 секунд.
Маслянистость, гибкость, смачиваемость — способность масла прилипать к поверхности. Оценивается в условных единицах. Самой лучшей маслянитостью обладает свиное масло — 100, рыбий жир — 69, касторовое масло — 57, авиационное масло — 16, машинное масло — 13.
Коксуемость — свойство масел выделять твёрдый осадок (кокс) при нагреве без доступа воздуха до t = 500…600 °С. Мерой коксуемости служит коксовое число — количество осадков, полученных прокаливанием 10 г масла.
Зольность — качество очистки масла и наличия в нём несгораемых веществ, равна количеству остатка, полученного после выпаривания, сжигания и прокаливания навески масла. Чем меньше зольность, тем лучше.
Эмульгируемость — способность масел образовывать с водой трудно разделимые смеси. Оценивается числом деэмульсации — временем (в минутах) полного разделения масла и воды.
Присадки
- вязкостные — изменяют вязкость при повышении температуры;
- моющие — удаляют загрязнения на стенках трубопровода;
- дисперсионные — понижают температуру застывания;
- противоизносные — усиливают прочность масляной плёнки, разделяющей поверхности трения;
- антиокислительные — повышают сопротивление масла окислению кислородом воздуха и увеличивают срок его службы;
- антипенные;
- антизадирные — содержат серу, хлор, фосфор, образуют нестойкие соединения, защищающие поверхность металла от схватывания.
Выбор смазочных масел
При выборе определённого сорта масла должны быть учтены индивидуальные особенности рассматриваемой машины. В зависимости от условий и характера работы машин для их смазки употребляются масла различной вязкости, температуры вспышки и степени очистки. Для машины с большой удельной нагрузкой и небольшой скоростью следует применять более вязкие масла.
Для маркировки масел по ГОСТ применяются следующие условные индексы:
- цифра показывает среднюю кинематическую вязкость в сантистоксах данного сорта масла;
- буквы обозначают масло:
- Л — лёгкое;
- С — среднее;
- Т — тяжёлое (высоковязкое);
- В — выщелоченное;
- А — автотракторное;
- К — кислотной очистки;
- С — селективной очистки;
- З — загущенное.
Чаще всего в подшипниках качения используют минеральные масла прямой перегонки без присадок. Масла, содержащие присадки, которые улучшают определенные свойства смазочного материала, используют в особых случаях. Синтетические масла применяются в подшипниках в крайних случаях, например, при очень низких или очень высоких температурах. Характеристики смазочной плёнки синтетического масла могут отличаться от характеристик минерального масла при одинаковой вязкости.
Выбор масла основан на величине вязкости, необходимой для эффективного смазывания подшипника при рабочей температуре. Вязкость масла зависит от температуры — то есть уменьшается с ростом температуры. В подшипниках качения рекомендуется применять масла с высоким индексом вязкости (малые изменения при росте температуры) — не менее 85 единиц.
Для того, чтобы в месте контакта тела качения с дорожкой образовывалась достаточно толстая масляная плёнка, масло при рабочей температуре должно обладать какой-то минимальной вязкостью. Кинематическая вязкость минерального масла, которая необходима, чтобы при рабочей температуре смазка была эффективной, определяется при помощи диаграммы (рисунок 5.8). Определённые типы подшипников, например, сферические роликоподшипники, конические роликоподшипники и сферические упорные роликоподшипники, обычно при сходных условиях имеют более высокие рабочие температуры, чем подшипники других типов, например, радиальные шарикоподшипники и роликоподшипники с цилиндрическими роликами.
Рисунок 5.8 — Диаграмма для определения кинематической вязкости масла
Выбор смазки для зубчатых передач
При расчёте систем смазки нужно выбрать сорт масла, выбрать метод смазывания, рассчитать подачу насоса, определить диаметр трубопровода. Вязкость масла рассчитывается по формуле:
ВУ50 = 5 × 10 –3 × m × q,
где m — коэффициент, зависящий от окружной скорости (если V < 8 м/с, то m = 1,6); q — усилие на единицу длины зуба.
Если рабочая температура масла выше 50 °С, в формулу вводится поправка:
ВУ50 = 5 × 10 –3 × m × q × (t / 50) -a ,
где а = 2,3 + (0,005 × ВУ50 — 0,04 / ВУ50).
Выбор метода смазывания осуществляется на основе расчёта теплового баланса. Если количество теплоты, выделяемое в узлах трения механизма, выводится в окружающую среду (температура масла не превышает 60 °С), применяется любой метод смазывания (например, погружением). Если количество теплоты, выделяемое в узлах трения механизма, не выводится в окружающую среду (температура масла превышает 60 °С), применяются циркуляционные системы смазки. Разность температуры масла между входом и выходом не должна превышать 10-15 °С.
Периодичность замены масла
Масло меняется 1 раз в год, если температура при погружении не более 50 °С. Если температура свыше 100 °С, замена масла должна проводиться каждые три месяца.
При циркуляционной системе смазки, масло можно очищать, регулировать и контролировать его качество и замену.
Индустриальные масла бракуются в следующих случаях:
- Вязкость отличается от нормы, установленной ГОСТом, более чем на 2 °ВУ (выше или ниже).
- Реакция водной вытяжки масла кислая. Кислая реакция обычно проявляется при значительно возросшем кислотном числе. Это способствует коррозии металлов — образуются металлические мыла в виде мазеобразных осадков. В первую очередь такой коррозии подвергаются цветные металлы.
- Снизилась температура вспышки — на 6-7°С и более.
Подобные посты
7.7. Обработка поверхности
Обозначение шероховатости поверхности (смотри таблицу 7.3, таблицу 7.4): – знак I применяется для поверхности, вид обработки которой конструктором не устанавливается; – знак II применяется для поверхности, которая должна быть обработана удалением слоя материала, например, точением, фрезерованием, сверлением, шлифованием, полированием, травлением и т.п.; – знак III применяется для поверхности, образуемой без удаления слоя материала, например, литьём, […]
7.6. Основы термообработки
Термообработка металлов и их сплавов — процесс целесообразно выбранных операций нагрева и охлаждения, в результате которого повышаются механические свойства, изменяются физические свойства, а следовательно, увеличивается срок эксплуатации деталей. Основными видами термообработки являются: отжиг, нормализация, закалка и отпуск.
7.5. Сопротивление материалов
Модуль Юнга (модуль упругости первого рода) Е, МПа, Н/мм2 — постоянная упругости в законе Гука в пределах, когда деформация пропорциональна напряжению. Модуль Юнга численно равен напряжению, увеличивающему длину образца в два раза: для стали, Ест = (2,0-2,2)×105 МПа; для чугуна, Еч = 1,2×105 МПа; для меди, Ем = 1,0×105 МПа; для алюминия, Еал = 0,6×105 МПа; […]
Вязкостно-температурные свойства
Изменение вязкости моторного масла в зависимости от температуры – вязкостно-температурные свойства – характеризует способность масла образовывать масляный слой, обеспечивающий условия жидкостного трения между сопряженными поверхностями трущихся деталей при различных условиях работы двигателя. Вязкость моторного масла влияет также на надежность прокачивания масла по всей системе смазки, на легкость и быстроту пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, на степень очистки масла в фильтрах.
При низкой температуре вязкость масла резко увеличивается, при вращении и перемещении сопряженных узлов и деталей, при движении масла по маслопроводу и масляным каналам возникает сильное сопротивление, велики механические потери. В результате ухудшается смазка двигателя, затруднен его пуск, увеличивается износ.
В то же время моторное масло должно сохранять достаточно высокую вязкость при высоких температурах, чтобы не терять способности образовывать устойчивую смазывающую пленку между трущимися поверхностями. Таким образом, предпочтительно использовать масла, обладающие высокой вязкостью при высокой температуре и низкой при низкой температуре. (При построении графической зависимости вязкости от температуры такие масла имеют пологую вязкостно-температурную кривую.)
Моторные масла с подобными вязкостно-температурными свойствами получают путем загущения маловязкой масляной основы присадками. Такими загущающими присадками служат обычно полимерные соединения, растворимые в маслах – полиизобутилен, полиалкилстиролы, полиметакрилаты. Загущенные моторные масла увеличивают срок службы двигателя и самого масла, снижают расход топлива. Недостатком некоторых загущающих присадок является невысокая термическая и механическая стабильность.
Величина вязкости определяется как динамическая и кинематическая.
Динамическая вязкость – сила сопротивления двух слоев жидкости площадью 1 см 2 , находящихся на расстоянии 1 см друг от друга при перемещении их со скоростью 1 см 2 /с один относительно другого. Единица измерения динамической вязкости – Па×с. Кинематическая вязкость равна динамической вязкости, деленной на плотность жидкости при той же температуре, при которой определялась вязкость. За единицу кинематической вязкости принят стокс (Ст), на практике используют сантистокс (сСт). 1Ст = 10 –4 м 2 /с, 1сСт = 10 –6 м 2 /с = 1 мм 2 /с.
Вязкостно-температурные свойства выражаются безразмерной величиной – индексом вязкости (ИВ). Индекс вязкости определяется отношением вязкости масла при 50°С к вязкости при 100°С. Чем выше ИВ, тем более полого изменяется кривая вязкости при изменении температуры, то есть тем лучше вязкостно-температурная характеристика моторного масла. Значение индекса вязкости определяют по специальным таблицам или, что проще, по номограммам, пример которой приведен на рисунке 1.
Рис.1.Номограмма для определения индекса вязкости
Помимо ИВ, вязкостно-температурные свойства моторных масел оцениваются по кинематической вязкости масла при +100°С и при –18°С, а также по температуре застывания. В зависимости от величины показателей вязкостно-температурных свойств моторных масел определяются условия их эксплуатации. Масла, применяемые в зимнее время и всесезонно, должны иметь высокий индекс вязкости, более низкую температуру застывания и меньшую вязкость при низких температурах по сравнению с летними маслами.
Для понижения температуры застывания в моторные масла вводят депрессорные присадки (депрессанты). Механизм действия депрессантов состоит в том, что они адсорбируются на образующихся мелких кристаллах парафинов. Это приводит к прекращению роста кристаллов, и масло сохраняет подвижность. Обычно вводят депрессант в количестве около 0,5 %, что обеспечивает снижение температуры застывания на 17–25°С. В маслах для круглогодичного использования (всесезонных) используют также модификаторы вязкости, представляющие собой полимеры с низкой молекулярной массой.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: