Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Как электрокар стал электромобилем: ответы филологов
Слово «электрокар» при обозначении автомобиля с электромотором режет вам глаз? Matador.tech поговорил с экспертами и выяснил, почему этот термин неуместен, но его можно и нужно использовать.
Электромобили захватывают все больше фактического рынка, а уж в информационном потоке сюжетов о них значительно больше, чем о классических машинах. Почти все текущие разработки и ближайшие планы у крупнейших автопроизводителей связаны именно с электроприводом. И в обиход вошли слова электромобиль, электрокар, электричка.
Если мы откроем Большой толковый словарь русского языка, то увидим такие трактовки:
- ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ. Автомобиль с тяговым электродвигателем, получающим питание от батареи аккумуляторов.
- ЭЛЕКТРОКАР, -а; м. [от слова электр(ический) и англ. car — машина] Самоходная безрельсовая тележка, приводимая в движение установленным на ней электродвигателем (применяется для перевозки грузов на заводах, вокзалах и т.п.).
Слово «электрокар» вовсе не синоним «электромобиля», но его активно используют автомобильные СМИ. Правильно ли это? Спросим у специалистов.
Вот что Гугл думает про электрокары
Людмила Сочнева, филолог, преподаватель русского языка:
«Скорее всего, здесь произошел так называемый семантический сдвиг: узкоспециальное слово становится общеупотребительным, но с другим значением. Например, изначально эйфория – медицинский термин, но произошла его деспециализация, и слово используется массово в значении «приподнятое настроение». Возможно, сейчас электрокар, то есть тележка, используется как профессионализм, а как машина с электрическим двигателем входит в массовое употребление с другим значением».
Тимофей Исаев, копирайтер, автомобильный журналист, филолог, переводчик:
«Обычно люди обращаются к словарям: они и созданы как справочники. Но словари – лишь один источник знаний о языке. Любой словарь – это инструмент, который фиксирует устоявшиеся значения или орфографическую норму. То есть это средство фиксации, а не источник нормы самой по себе. Язык же – живая система, и слова могут изменять свои значения, могут менять оттенки значения. Слово «толерантность» в 1960-1970-х гг было медицинским термином, означавшим невосприимчивость к препаратам, а сейчас расширило значение и означает социальное отношение.
Изначальная норма слова «электрокар» — тележка, погрузчик с электротягой. Но язык за время развился, и теперь большинство подразумевает другое. В том числе под воздействием аналогии с английским языком, логической цепочке «спорткар-ретрокар-маслкар». Не надо вцепляться в устои, язык должен отражать реальность. Надо зафиксировать новую норму: электрокар стал синонимом электромобиля, это должны сделать филологи. И уже сейчас правомерно употреблять эти слова как синонимы, не ориентируясь на прошлое».
Без коробки передач и топливного бака. Как устроены электромобили
Электромобиль — это альтернатива транспортным средствам, работающим на двигателе внутреннего сгорания. Они не загрязняют окружающую среду, не нуждаются в топливе и не имеют огромного количества тяжелых шестеренок. Рассказываем, как работают электрокары и чем они отличаются от привычных нам авто.
Как это работает
Обычный автомобиль приводится в движение двигателем внутреннего сгорания — тепловая энергия вспышки топлива преобразуется в механическую. У электрокаров двигатель «заводится» по другому принципу: химическая энергия батареи преобразуется в электричество, которое запускает двигатель.
Интересный факт. Для передачи механической энергии от ДВС необходимо большое количество связанных друг с другом передаточных устройств с шестеренками. С электрическим двигателем такой проблемы нет, поэтому энергия от электромотора поступает прямо на колеса.
В электромобилях отсутствует значительная часть механизмов, которые есть у машины, работающей на бензине: нет дифференциала (механизм передачи энергии от двигателя к колесам), коробки, сложной системы выхлопа, смазки и охлаждения, топливного бака и радиаторов. Так что же остается?
Взамен внутри электрокара (не обязательно под капотом) располагаются компактные электромоторы, батареи и небольшие радиаторы для их охлаждения. В таком устройстве практически отсутствуют трущиеся детали, а значит, часть времени и средств на ремонт и обслуживание машины сэкономлены. Принцип работы прост: батареи включают двигатель, в нем за счет вращения образуется электрический ток, и машина приходит в движение.
Интересный факт. До сих пор эффективность современного двигателя внутреннего сгорания не превышает 30%, остальные 70% идут на работу мотора — нагрев воздуха, выбросы и т. д. При этом у электродвигателей коэффициент полезного действия колеблется от 85% до 95%.
Из чего состоит электромобиль — основные элементы:
• Аккумуляторные батареи — главный компонент электрокара, обеспечивает электричеством мотор и аксессуары транспортного средства. Их размещают под сиденьями, в багажнике или под капотом. Каждый модуль, по сути, состоит из нескольких сотен маленьких связанных между собой литий-ионных батареек типа AAA, т. е. «пальчиковых».
Так выглядит изнутри аккумулятор Tesla
Источник: electrek.co
• Электродвигатель работает от аккумулятора, приводит в движение колеса автомобиля. Классический электродвигатель состоит из токопроводящей обмотки статора, который создает магнитное поле, приводящее в движение ротор.
• Трансмиссия . Напомним, у электрокаров нет коробки передач в привычном понимании. Взамен у большинства таких машин установлена односкоростная коробка, которая служит только для включения заднего хода.
• Инвертор — преобразует мощность постоянного тока высокого напряжения от аккумулятора в мощность низкого переменного тока для работы электромоторов. Та самая проблема, с которой не могли справиться изобретатели в начале XX века.
• Бортовое зарядное устройство принимает энергию переменного тока от электросети и преобразует ее в мощность постоянного тока для зарядки аккумулятора.
Электромобили: что это, какие есть, как работают
Многие крупные автопроизводители постепенно отказываются от классических бензиновых и дизельных моторов, переводя свои модели на электрическую тягу. Скажем, в Европе и США местные власти планируют менее чем через 15 лет запретить продажу транспортных средств с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Активную работу по популяризации электромобилей и развитию инфраструктуры начали вести и в России, где продажи электрокаров в 2021 году установили исторический рекорд.
Что такое электромобиль
Электромобили появились раньше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания. Первые удачные эксперименты с транспортными средствами, приводимыми в движение за счет исключительно электрической энергии, провели еще в первой половине 19-го века. А в начале 20-го века электромобили получили широкое распространение, обходя по популярности бензиновые автомобили. К примеру, в период с 1900 по 1910 год более 40% машин, которые ездили по дорогам США, имели электрические агрегаты.
Однако стремительное развитие нефтяной индустрии и усовершенствование двигателей внутреннего сгорания привело к долгому забвению электрокаров, слабыми местами которых был малый запас хода и сложный процесс подзарядки батарей. Интерес к экологически чистым машинам вернулся только 1970-е годы на фоне резкого скачка цен на топливо.
Сейчас электромобили переживают уже третью молодость и интерес к ним, кажется, будет только расти. Мировые продажи автомобилей с нулевым уровнем выброса вредных веществ увеличиваются с каждым годом. К примеру, в сентябре 2021 года электрокар впервые возглавил рейтинг самых популярных моделей в Европе — Tesla Model 3 за один месяц разошлась тиражом в 25,6 тыс. ед. и обошла по продажам таких традиционных лидеров как Renault Clio, Dacia Sandero и Volkswagen Golf.
В дальнейшем популярность электромобилей будет только расти. В связи с ужесточающимися экологическими нормами все больше производителей переводит свои модели на электрическую тягу. В следующие 10-15 лет убрать из своей линейки машины с традиционными ДВС планирует ряд крупных компаний. К примеру, после 2025 года на электромоторы перейдет компания Jaguar, а еще спустя пять лет ее примеру последует Volvo.
В том же 2030 году от бензиновых и дизельных машин полностью откажется Renault. На электрокары переходит и компания Audi, которая выпустит последнюю машину с классическим силовым агрегатом в 2033 году. Кроме того, глобальную электрификацию своей модельной линейки для Европы готовят General Motors и Ford. Наконец, к 2035 году европейские продажи машин с ДВС прекратят южнокорейские Hyundai и Kia.
Как работает электромобиль и почему он проще
На электрокарах вместо классического двигателя внутреннего сгорания используют электрический агрегат, который конструктивно гораздо проще ДВС, поскольку содержит меньше деталей и механических соединений.
Традиционный электромотор состоит из неподвижной части — статора, а также подвижного компонента — ротора. При подключении к сети в статоре возникает круговое вращающееся магнитное поле, пронизывающее обмотку ротора и наводящее в нем ток индукции. После этого возникает вращающий момент, приводящий ротор в движение. Электрическая энергия, поступающая на обмотки, преобразуется в механическую энергию вращения. В качестве трансмиссии, как правило, используют одно- или двухступенчатый планетарный редуктор, принцип действия которых схож с классической автоматической коробкой передач.
Источником энергии являются подзаряжаемые аккумуляторные батареи, которые на новейших автомобилях могут обеспечивать автономный пробег до 1000 километров (например, у Mercedes-Benz EQXX). Время пополнения запаса батареи зависит от ее емкости, а также от типа и мощности зарядного устройства — оно может варьироваться от получаса до нескольких суток.
Аккумуляторы на первых электрокарах были недолговечны, однако с развитием технологий сроки их службы значительно выросли. К примеру, в России официальная гарантия на батарею электрического кроссовера Jaguar I-Pace составляет 8 лет или 160 тыс. км пробега. При этом гарантированная остаточная емкость аккумулятора равна 70%.
Какие электромобили есть в России
В России в последнее время растет популярность электрокаров, хотя их рыночная доля по-прежнему очень мала. В 2021 году в стране было продано 2254 новых автомобиля с полностью электрическими силовыми установками, что в 3,1 раза больше по сравнению с 2020 годом (данные «Автостат»). Эксперты отмечают, что российские продажи электрокаров растут уже пятый год подряд — с 2017 года. При этом они прежде никогда не превышали отметку в 1 тыс. проданных машин. Наибольшей популярностью пользуются следующие модели: