Чип-тюнинг: как не угробить автомобиль?
Специализированных компаний и гаражных специалистов, предлагающих взбодрить двигатель, – масса. Их услуги пользуются устойчивым спросом. К примеру, только одна из известных крупных фирм в месяц перенастраивает до 3000 автомобилей.
Вся тюнинговая братия работает по общим законам, идентичны и последствия вмешательства в рабочие процессы двигателей. Положительные и отрицательные стороны чип-тюнинга мы рассмотрим на примере автомобилей концерна Volkswagen – их наиболее часто подвергают перенастройке.
Чтобы не распыляться, остановимся на самом востребованном варианте чип-тюнинга – когда вмешиваются только в электронику и не затрагивают «железо». Упор сделаем на турбомоторы, так как их перепрошивка позволяет поднять мощность и крутящий момент на 30–50%. Для атмосферных прирост чаще всего не превышает 10%.
Сливки мощности
Чип-тюнинг позволяет наслаждаться поведением взбодренного автомобиля не только на трек-днях, но и в повседневной толкотне мегаполисов. Среди бонусов – снижение «задумчивости» и задемпфированности реакций на нажатие педали газа, которой сейчас страдают чуть ли не все массовые модели, и улучшенная адаптация к качеству топлива конкретного типа: некоторые фирмы предлагают прошивки двух видов – например, под 95‑й и 98‑й бензин.
Качественный чип-тюнинг не повышает расход топлива. Более того, в некоторых режимах езды, особенно если двигатель дизельный, возможна его экономия: 5–10%. Фантастика? Мне довелось замерять расход топлива на чипованном дизельном Тигуане нового поколения. Фактическое снижение в смешанном цикле составило 300 мл (измеряли методом долива, используя мерные емкости). Это объяснимо. Наибольший мгновенный расход приходится на переходные и разгонные режимы. При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.
Подобные преимущества трудно получить при установке дешевых программ гаражников или любителей «настольного чипа». Обычно они добавляют мотору мощности и момента в режиме «вкл/выкл» (при нажатии на педаль газа). Калибровщики меняют ограниченное число параметров, не озадачиваясь проверкой программ в реальных дорожных условиях. В итоге автомобиль больше подходит для гоночного трека – на нем становится неудобно ездить в городе из-за обилия пинков, рывков и дерготни в различных режимах.
Побочные эффекты
Бесплатного сыра не бывает. Даже качественные прошивки пагубно влияют на ресурс двигателя и коробки передач, что уж говорить о более дешевых программах. Официальные дилеры наловчились выявлять факты чип-тюнинга при обращении владельцев с жалобами на работу силового агрегата, даже если предварительно был сделан «откат» на заводскую программу. Примерно с февраля 2017 года дилеры Volkswagen Group начали массово разоблачать любителей «допинга».
Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR
Сомнительная затея – удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.
Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.
Двигатель
У любого двигателя вследствие повышенной нагрузки раньше наступает момент общей усталости. Растет износ цилиндропоршневой группы, вкладышей, цепей ГРМ и остальных элементов, которые страдают на стоковом моторе. Дешевые прошивки значительно повышают риск детонации из-за неполноценной подстройки топливоподачи. Наибольшие разрушения связаны обычно с чрезмерным обеднением топливовоздушной смеси.
Турбокомпрессор
Повышение давления наддува сильно влияет на здоровье турбокомпрессора. Любая турбина рассчитана на максимально допустимые обороты вала. При превышении этого порога либо начнется характерный и непоправимый износ крыльчаток, либо спасует система смазки, из-за чего при чрезмерных оборотах вала может возникать масляное голодание, имеющее разрушительные последствия. В некоторых случаях от перегрева заклинивает вал, а в других – разрушаются масляные уплотнения. И турбина умирает.
Коробка передач
У механики первым делом сокращается ресурс сцепления. А если водитель любит участвовать в светофорных гонках, сдается и начинка – синхронизаторы, шестерни, подшипники.
Роботизированные коробки, конструктивно схожие с обычной механикой, страдают примерно так же. Ресурс двойного сцепления (сухого или мокрого) снижается в среднем раза в полтора. Из-за активных стартов с места быстро умирают не только шестерни и подшипники, но и корпусы дифференциалов. Тюнинговый софт не вредит здоровью лишь мехатроников.
У автоматов при превышении допустимого момента не хватает давления в пакетах фрикционов, чтобы его выдерживать. Они начинают активнее пробуксовывать, и продукты износа быстро убивают остальные элементы коробки.
Частные консультации
Трудно назвать даже примерно, насколько снижается ресурс узлов и агрегатов после чип-тюнинга, – многое зависит от конкретной пары мотор/коробка. Хватает примеров из реальной жизни, когда удачные агрегаты «на стероидах» живут долго и счастливо – правда, при адекватной эксплуатации и грамотном уходе. Мероприятия, желательные для обычного автомобиля, критически важны для пережившего чип-тюнинг: замена технических жидкостей с сокращенным интервалом, сезонная проверка состояния радиаторов, использование качественных расходников и масел.
Среди фольксвагеновских моторов, которым чип-тюнинг полезен, отмечают, например, упомянутый выше бензиновый 2.0 TSI (220 л.с.) и дизель 3.0 TDI. Плохо переносит перенастройку парочка двигателей с двойным наддувом: 1.4 TSI предыдущего поколения (150 л.с.) и 2.0 TDI (224 л.с.). Из этих моторов уже в штатном варианте выжаты все соки.
Если вы решились на чип-тюнинг, советую отдать предпочтение именитым фирмам. У каждой свой особенный подход, наработки и софт. Не стесняйтесь проявлять дотошность, расспрашивая специалистов, поизучайте отзывы автовладельцев. Одни фирмы предлагают действительно универсальные прошивки, позволяющие комфортно передвигаться в любых условиях, другие концентрируются на максимальной отдаче на треке – а это значит, что добавится дискомфорта при движении по городу.
Качественные программы обходятся обычно не дешевле 30 000 рублей. Честные конторы сразу предупреждают обо всех рисках и просят подписать соответствующую бумагу в подтверждение того, что клиент о них осведомлен. Грамотные сервисмены всегда выполняют входную диагностику автомобиля, проверяя состояние двигателя и коробки передач. Вдобавок они предоставляют клиенту возможность в течение 30 дней отказаться от программы и получить назад свои деньги.
Семь раз отмерь
Крупные чип-тюнинговые фирмы очень серьезно подходят к проверке разработанного ими софта. Например, американские компании тратят на стендовые испытания (на динамометрических стендах) автомобилей с новыми прошивками лишь пятую часть времени, а остальное приходится на дорожные тесты. При этом используют ресурсы своих дилеров по всему миру, в том числе и в России, и в итоге подготавливают несколько прошивок – для разных рынков, с учетом местных особенностей эксплуатации машин.
Чип-тюнинг двигателя
Чип-тюнинг двигателя — это замена программного обеспечения электронного блока управления мотора на модифицированное решение. Если говорить проще — установка тюнинг-прошивки вместо стокового ПО ЭБУ.
Аналог — обновление прошивки на смартфонах. В случае автомобиля задача сводится к улучшению динамики, прибавке мощности или отключению устройств.
Плюсы чип-тюнинга
- Увеличение мощности и крутящего момента.
Замер мощности после чип-тюнинга Киа Рио 1.6 :
Для каждой модели и владельца задачи и плюсы будут свои. Одним водителям больше всего мешает «тупизна» педали газа, другим необходимо настроить движок на максимальную отдачу, третьим — просто отключить вышедший из строя катализатор.
Минусы чип-тюнинга
- Повышение требований к качеству топлива;
- Увеличение экологической нагрузки при переходе на низкие нормы токсичности ( Евро 2 или Евро 0 );
- Если делать работы у непрофессионалов, можно получить отрицательный результат, а в худшем случае «положить» ЭБУ.
Результаты по типу двигателя
Дизельные двигатели
Потенциал чип-тюнинга дизельных двигателей, особенно с турбонаддувом, наибольший.
- Красная линия — сток, синяя линия — прошивка АДАКТ;
- График вверху — крутящий момент, график по центру — мощность;
- Прирост крутящего момента — 23,4%;
- Прирост мощности — 32,6%.
Бензиновые двигатели
Потенциал чип-тюнинга бензиновых двигателей меньше, чем дизельных. Для любителей спортивной езды — проблема. Для обычных водителей даже на бензиновом двигателе прирост после прошивки будет ощутим.
- Синяя линия — сток;
- Зеленая линия — прошивка АДАКТ.
Последствия для двигателя
Часть водителей думает, что чип-тюнинг двигателя сокращает его ресурс. Владельцам сложно понять, откуда берется дополнительная мощность. Они уверены, что железо не рассчитано на такую нагрузку и не понимают, почему на заводской прошивке хуже показатели.
Причины, почему автопроизводители занижают мощность:
- Разнообразие моторной гаммы и налоговая нагрузка по лошадиным силам.
Для производителя дешевле ограничивать характеристики автомобиля на программном уровне. Это уменьшает количество технологических процессов на заводе и стандартизирует требования к поставляемому железу. Затраты на производство сокращаются.
Пример: Mercedes-Benz ML 320 и Mercedes-Benz ML 280 в 164 кузове, у которых один дизельный мотор, а отличия только на уровне прошивки блока управления . Аналогичная ситуация с Volkswagen T5 2.0. Мощность версий регулируется на уровне ЭБУ. - Экологические требования.
Двигатель буквально «душится» различными дополнительными компонентами во впускной и выпускной системе, а также жесткими настройками в ЭБУ, задача которых не допустить любую перегазовку. Плюс при продажах в конкретной стране нужно адаптировать модель под ее условия. Если делать это на уровне железа, будут дополнительные издержки. Дешевле и быстрее адаптировать авто за счет изменений в прошивке.
Мощность берется не из воздуха, а за счет оптимизации параметров и той производительности, которая уже заложена на заводе, но урезана программно. При гражданском чип-тюнинге дополнительной нагрузки на железо не происходит. Многие дилеры открыто признают это и сами предлагают услуги по перепрошивке двигателя.
Когда возможны проблемы
- Установлена некачественная или устаревшая прошивка. Калибровка произведена неверно, и это может плохо отразиться на ресурсе двигателя. Поэтому доверять авто нужно профессионалам;
- До чип-тюнинга в машине были неполадки. Именно для этого мастер сначала проводит полную компьютерную диагностику и устраняет неисправности, если такие имеют место;
- Плохое обслуживание, никак не связанное с изменением ПО.
Как делают чип-тюнинг
Можно ли сделать прошивку самостоятельно
Многие хотят сделать чип-тюнинг своими руками. Автовладельцы считают самостоятельную прошивку двигателя простым делом. «Мастер справился за час, значит и сам смогу». Желание сэкономить и сделать самому свойственно для владельцев авто, чьи ЭБУ можно прошить без вскрытия. В сложных случаях количество энтузиастов резко снижается.
Что нужно для самостоятельной работы
- Качественная и проверенная прошивка. Гарантию актуальности и работоспособности версий на торрентах и складчинах никто не даст.
- Ноутбук.
- Специальное программное обеспечение.
- Программатор.
- Адаптеры.
- Опыт.
Оборудование для чип-тюнинга можно купить. Однако экономия сомнительна. Можно попросить у друзей или знакомых. Но даже при наличии всех компонентов, может не хватить опыта, который профессионалы нарабатывают годами. Возрастает риск завалить блок. Случаев на практике много.
Делать ли чип-тюнинг самостоятельно, решать вам. Мы не рекомендуем заниматься этим, если не уверены на 100% в своих знаниях и навыках. Отсутствие опыта приведет к печальным последствиям. Экономия не стоит потенциальных рисков и потраченного времени. Лучше обратитесь к проверенным специалистам.
Вреден ли чип-тюнинг для двигателя? Чем опасна прошивка мотора?
Чип-тюнинг или просто чип — это прошивка электронного блока управления (ЭБУ) двигателя. Кастомная (не заводская) прошивка позволяет, путём изменения параметров работы двигателя увеличить его мощность. Практически любой мотор можно с помощью прошивки сделать в какой-то степени мощнее. Но стоит ли это делать? Ведь чип-тюнинг влияет на ресурс двигателя! Давайте же разберёмся в теме!
Содержание:
- Как чип-тюнинг, или прошивка ЭБУ двигателя влияет на его ресурс?
- Какие двигатели можно чиповать, а какие — не стоит?
- Стоит ли делать чип-тюнинг ЭБУ?
- Альтернативы чип-тюнингу двигателя. Улучаем динамические характеристики автомобиля без вреда для мотора!
Как чип-тюнинг, или прошивка ЭБУ двигателя влияет на его ресурс?
Конечно же, те, кто занимается прошивкой ЭБУ двигателей в один голос заявляют, что чип-тюнинг абсолютно безвреден и никак не уменьшает ресурс мотора. Мол, двигатель «с завода» использует свои возможности не полностью и программно можно ему немножко «поддать жару».
На самом же деле, даже самый грамотный чип-тюнинг всё равно в какой-то степени уменьшает ресурс двигателя. Для некоторых моторов уменьшение ресурса может оказаться настолько незначительным, что на него действительно не стоит обращать внимание, но для большинства современных силовых агрегатов чип-тюнинг критически сильно влияет на ресурс. Почему же так?
Как чип-тюнинг влияет на ресурс двигателя?
Дело в том, что любое увеличение мощности двигателя увеличивает как нагрузку на стенки блока цилиндров, так и общую теплонагруженность двигателя. Современные моторы и без того не славятся большим ресурсом. Увеличенная же, даже на 8 — 10% нагрузка на стены блока цилиндров приводит к изменению эллипсности и/или конусности блока цилиндров. Проще говоря, цилиндры раздувает изнутри. Изменение их геометрии приводит к появлению на их стенах и на стенах поршней — царапин и задиров. Расход масла двигателем возрастает в разы и в конечном итоге мотор полностью выходит из строя.
Увеличение тепловой нагрузки отдельно способствует как появлению задиров на блоке цилиндров и поршнях, так и повышенному расходу масла на угар.
На все ли двигатели чип-тюнинг влияет одинаково пагубно? Нет! Всё зависит от общей прочности блока цилиндров двигателя. Очень многим современным двигателям с облегчёнными блоками цилиндров чип-тюнинг резко противопоказан, так как приведёт к критической потере ресурса. При этом, эффект от чип-тюнинга может быть абсолютно несущественным.
Какие двигатели можно чиповать, а какие — не стоит?
Целесообразность чип-тюнинга ЭБУ зависит от прочности двигателя и его потенциала
Однозначно не стоит увеличивать мощность с помощью прошивки двигателей с облегчёнными алюминиевыми блоками без влитых в цилиндры чугунных гильз. Обычно, такие моторы имеют очень небольшой ресурс и слабую систему охлаждения. Даже если эти двигатели с завода оборудованы турбонаддувом — это вовсе не значит, что они предрасположены к тюнингу. Кастомное увеличение мощности приведёт к скорому изменению геометрии цилиндров в блоках таких моторов, что приведёт к их выходу из строя.
Гораздо лучше с увеличением мощности дела обстоят у двигателей с чугунными гильзами в цилиндрах. Они способствуют значительному увеличению прочности, однако и они — не панацея. Кроме наличия чугунных гильз в цилиндрах алюминиевых блоков важны так же прочность самого блока, его толщина или наличие рёбер жесткости и прочих усилителей, а так же наличие мощной системы охлаждения, способной компенсировать увеличение тепловой нагрузки на блок. Так же важно наличие прочных поршней и закалённого коленчатого вала.
Для форсировки мотора оный должен обладать хорошим запасом прочности!
Чип-тюнингу, или даже серьёзному форсированию в виде доустановки турбины или компрессора поддаются двигатели с мощными чугунными блоками. Они не только способны держать большую нагрузку в цилиндрах, но так же меньше вреда получают от повышения рабочей температуры. При доработке системы охлаждения такие моторы способны благополучно «жить» под очень мощной форсировкой, в разы увеличивающей мощность. За примерами далеко ходить не нужно — двигатели Toyota с мощными чугунными блоками 2JZ-GTE, 3S-GTE способны работать с большими, мощными турбинами, увеличивающими мощность этих двигателей в разы. Обычный же чип-тюнинг им не принесёт абсолютно никакого существенного вреда.
За счёт мощного чугунного блока цилиндров доработке со значительным увеличением мощности поддаются и отечественные двигатели ВАЗ.
Стоит ли делать чип-тюнинг ЭБУ?
Процесс прошивки электронного блока управления двигателем
Всё зависит как от прочности двигателя, так и от общего устройства автомобиля. Некоторые машины вообще не рассчитаны на наличие мощного мотора под капотом. Их трансмиссия попросту не сможет долго и адекватно работать с движком большой мощности, а шасси не держит автомобиль на дороге надлежащим образом при сильном ускорении. Тюнинговать такие автомобили не только бессмысленно с точки зрения неприспособленности к форсировке их конструкции, но и общественно опасно ввиду того, что можно легко попасть в аварию из потери управляемости и слабых тормозов.
Но есть и автомобили, которые с завода рассчитаны на кастомное вмешательство в их системы для увеличения мощности. Давайте же рассмотрим критерии, которые позволяют увеличивать мощностные характеристики автомобиля:
- Прочный двигатель с большим запасом ресурса и хорошей системой охлаждения;
- Прочная коробка переключения передач и трансмиссия в целом, способная держать большой крутящий момент;
- Хорошие показатели управляемости и устойчивости автомобиля на скорости;
- Качественная система торможения, которая способна останавливать автомобиль на высоких скоростях и не перегреваться при этом;
- Общая положительная история тюнинга данной модели автомобиля, удачный опыт доработок его другими водителями.
Как мы можем наблюдать, есть автомобили предназначенные для тюнинга и улучшения их мощностных характеристик, так и полностью не предназначенные для этого модели. Если вы владеете последним, то не стоит и пытаться прошивать его ЭБУ, скорее всего, вы в пустую потратите время и деньги, так ещё и навредите своей машине. Однако, стоит понимать, что абсолютно любой автомобиль может ехать немного быстрее и без чип-тюнинга! Давайте же рассмотрим способы увеличения динамики без вреда для машины!
Альтернативы чип-тюнингу двигателя. Улучаем динамические характеристики автомобиля без вреда для мотора!
Эти способы улучшения динамики подойдут абсолютно любому автомобилю и не повредят его ресурсу. Большого эффекта они не дадут, но их использование в совокупности вполне способно в некоторых случаях даже превзойти эффект чип-тюнинга. Давайте же рассмотрим их!
- Лёгкие колёса. Лёгкие литые или даже кованые диски адекватного размера в сочетании с лёгкими, качественными шинами улучшат динамику автомобиля и его устойчивость на дороге, при этом никак не навредят ресурсу авто;
- Иридиевые свечи. Способны улучшить отдачу мотора на 2 — 4% за счёт мощной искры и более качественного сжигания топлива в цилиндрах, при этом они не только не повредят мотору, но и напротив, продлят его жизнь;
- Качественное высокооктановое топливо. Заправляясь на заправках, где топливо хорошего качества и соответствует заявленному октановому числу (зачастую, это именитые бренды) вы не только зальёте топливо не загрязняющее мотор, но и слегка увеличивающее его отдачу.
- Не возите с собой лишнего. Двигателю с небольшими мощностными характеристиками ещё сложнее толкать автомобиль, багажник которого заполнен всевозможным хламом. В некоторых случаях его совокупный вес может достигать 30 — 40 кг. Человек не замечая этого, возит всё это с собой и умудряется ругаться на плохую динамику и большой расход топлива.
- Качественное масло в коробке переключения передач. Если в автоматические трансмиссии необходимо заливать только масло, указанное производителем, то в механические КПП можно лить масла различной вязкости. Для МКПП существую масла уменьшающие трение и механические потери. Их использование в коробке приводит к небольшому улучшению динамики и уменьшению расхода топлива.
На этом у нас всё. Друзья, если статья понравилась вам, не забудьте поделиться ею в социальных сетях!
Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля
Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.
Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).
Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.
Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы
Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.
Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.
Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.
Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.
Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.
Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.
Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.
Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС
Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.
Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)
Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.
Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое топливные карты, для чего они необходимы и как производится их коррекция во время чип-тюнинга. Из этой статьи вы узнаете об основных особенностях и нюансах работы с картами и другими параметрами.
Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.
Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.
На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.
Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор
Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.
Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.
Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.
Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.
Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.
Что в итоге
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.
Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.
Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.
Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое чип-бокс (модуль увеличения мощности) дизельного двигателя. Из этой статьи вы подробно узнаете о принципах работы, особенностях, преимуществах и недостатках подобного решения.
К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».
Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.