Температура вспышки — это скучно.
Друзья! Те из вас, кто достаточно щепетильно относится к процессу выбора масла и старается внимательно изучить все его характеристики, знает, что одним из важных показателей считается температура вспышки.
Она характеризует наличие в масле легкокипящих фракций, которые, в свою очередь, влияют на испаряемость масла в процессе эксплуатации. Если маловязкие фракции быстро испаряются и выгорают, это приводит к повышенному расходу масла и снижает его низкотемпературные свойства.
Температура вспышки применительно к маслу — это самая низкая температура, при которой образец масла в заданных условиях выделяет достаточное количество паров, чтобы при внесении источника возгорания паровоздушная смесь над образцом вспыхнула. А вы знаете, как получают значение температуры вспышки? Сегодня мы вам об этом расскажем.
Вопреки досужему мнению, процесс этот не так эффектен, как кажется. Горящий грог или пунш на стойке бара куда опасней с точки зрения пожарной безопасности, нежели процесс получения температуры вспышки.
Пунш горит куда эффектней, нежели пары маловязких фракций.
Для того чтобы получить эту цифру, в нашей лаборатории используют прибор ТВО-ЛАБ-12. Это оборудование позволяет определить температуру вспышки в открытом тигле по методу Кливленда.
ТВО-ЛАБ-12 позволяет определить температуру вспышки в открытом тигле по методу Кливленда
Что же оно из себя представляет? В открытый тигель заливается проба масла. Далее масло начинает нагреваться до ожидаемой температуры вспышки. Как правило, у хороших масел она выше 225 С.
Масло заливается в открытый тигель. Спираль над маслом это ионизационный детектор? который определяет момент вспышки.
Поиск температуры вспышки начинается с нагрева тигеля.
Поджиг газовой горелки происходит автоматически.
За 30 градусов до ожидаемой температуры прибор начинает проносить над маслом газовую горелку с открытым источником огня.
Открытое пламя вносится непосредственно в пары раскаленного масла.
В какой-то момент прибор издает сигнал о завершении исследования. Тигель автоматически накрывается пламегасителем, а на мониторе появляется температура вспышки. Все…
Вы видите вспышку? И мы нет. Но все уже случилось. Температура определена.
А где же вспышка? На самом деле она совершенно незаметна глазу. Разве что незначительное колебание пламени горелки может подсказать, что на самом деле все уже случилось. Вспышка регистрируется ионизационным детектором, который все это время находится в непосредственной близости с маслом. В момент вспышки меняется емкость среды, по которой прибор и определяет, что пары маловязких фракций достигли максимальной концентрации. В нашем конкретном случае температура вспышки масла ВМПАВТО 5W-40 А3/В4 составила 236 С при 235 С заявленных, что в пределах погрешности измерений.
Измерение температуры вспышки в масле с пробегом в 3200 км.
Кстати, измерив температуру вспышки этого же масла, но с пробегом в 3200 км, мы определили, что она снизилась до 216 С, что обусловлено разбавлением масла бензином. При этом кинематическая вязкость упала до значения в 13,2 мм²/с при изначальных 13,6 мм²/с.
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»
Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Рябинин Александр Александрович
В статье представлены результаты апробации нового метода определения температуры вспышки моторного масла, исключающего поджог паровоздушной смеси. Метод предусматривает термостатирование смазочного материала при трех температурах 160, 170 и 180°С, регистрацию массы испарившегося масла за время термостатирования , определение количества тепловой энергии , поглощенной массой испарившегося масла, как произведение температуры на время и массу испарившегося масла, вычисление десятичного логарифма тепловой энергии , поглощенной массой испарившегося масла и построение зависимостей десятичного логарифма тепловой энергии , поглощенной массой испарившегося масла от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования , по которым определяется температура вспышки при определенном постоянном значении десятичного логарифма тепловой энергии . Данная работа устанавливает возможности по определению температуры вспышки моторного масла без поджога паровоздушной смеси исходя из описания процессов термостатирования , изменения массы испарившегося продукта за время термостатирования , определения десятичного логарифма, зависимого от времени и температуры ранее описанных зависимостей, которые в свою очередь подвергаются анализу с помощью линейного уравнения по которому математическим путем и определяется температура вспышки моторного масла.
Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Рябинин Александр Александрович
METHOD FOR DETERMINING THE FLASH POINT OF MOTOR OILS
The article presents the results of testing a new method for determining the flash point of engine oil, which excludes the ignition of a vapor-air mixture. The method involves thermostating the lubricant at three temperatures of 160, 170 and 180°C, recording the mass of evaporated oil during thermostatting, determining the amount of thermal energy absorbed by the mass of evaporated oil as the product of temperature and time and the mass of evaporated oil, calculating the decimal logarithm of thermal energy, by the absorbed mass of the evaporated oil and plotting the dependences of the decimal logarithm of the thermal energy absorbed by the mass of the evaporated oil on the decimal logarithm of the time and thermostating temperature, by which the flash point is determined at a certain constant value of the decimal logarithm of the thermal energy. This work establishes the possibilities for determining the flash point of engine oil without igniting the vapor-air mixture based on the description of thermostating processes, the change in the mass of the evaporated product during thermostating, determining the decimal logarithm of the previously described dependencies, which are dependent on time and temperature, which in turn are analyzed using a linear equation by which the flash point of engine oil is determined mathematically.
Текст научной работы на тему «МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ»
ISSN 1999-4125 (Print) Научная статья УДК 519.248
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВСПЫШКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Рябинин Александр Александрович
Сибирский федеральный университет
*для корреспонденции: aaryabinin@sfu-kras.ru.ru
Информация о статье
Поступила: 12 сентября 2022 г.
Одобрена после рецензирования: 01 октября 2022 г.
Принята к публикации: 11 октября 2022 г.
температурная деструкция; испаряемость; тепловая энергия, поглощенная смазочным материалом; термостатирование; оптическая плотность; начало процессов деструкции.
В статье представлены результаты апробации нового метода определения температуры вспышки моторного масла, исключающего поджог паровоздушной смеси. Метод предусматривает термостатирование смазочного материала при трех температурах 160, 170 и 180°С, регистрацию массы испарившегося масла за время термостатирования, определение количества тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла, как произведение температуры на время и массу испарившегося масла, вычисление десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла и построение зависимостей десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования, по которым определяется температура вспышки при определенном постоянном значении десятичного логарифма тепловой энергии. Данная работа устанавливает возможности по определению температуры вспышки моторного масла без поджога паровоздушной смеси исходя из описания процессов термостатирования, изменения массы испарившегося продукта за время термостатирования, определения десятичного логарифма, зависимого от времени и температуры ранее описанных зависимостей, которые в свою очередь подвергаются анализу с помощью линейного уравнения по которому математическим путем и определяется температура вспышки моторного масла.
Для цитирования: Рябинин А.А. Метод определения температуры вспышки моторных масел // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 202 2. № 5 (153). С. 55-61. doi: 10.26730/1999-4125-2022-5-55-61
Введение. Температура вспышки смазочных масел характеризует их способность воспламенению при нагреве и последующему распространению пламени, поэтому является важным критерием для определения их огнеопасности, а также опасности взрыва. На практике этот показатель подлежит обязательному определению по ГОСТ 4333-87 и ГОСТ 6356-75 [1,2]. Известные отечественные и зарубежные стандарты основаны на регистрации температуры, при которой пары над поверхностью нефтепродукта (масла), нагреваемого в установленных стандартами условиях, вспыхивают при поднесении пламени от зажигательного устройства. Для реализации этих методов используются установки, в том числе, автоматические, содержащие поджигающие устройства.
Недостатком известных методов определения температуры вспышки масел и нефтепродуктов является необходимость осуществления поджога паровоздушной смеси и использование для этого специальных устройств, не гарантирующих точность определения
Рис. 1. Зависимости десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной продуктами испарения от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования минерального моторного
масла Toyota Castle 10W-30 SL: 1 — 180 ° С; 2 — 170 ° C; 3 — 160 ° C Fig. 1. Dependences of the decimal logarithm of thermal energy absorbed by the evaporation products on the decimal logarithm of the time and temperature of thermostatting of mineral engine oil Toyota Castle
10W-30 SL: 1 — 180 ° С; 2 — 170 ° C; 3 — 160 ° C
Рис. 2. Зависимость десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от температуры термостатирования минерального моторного масла Toyota Castle 10W-30
Fig. 2. Dependence of the decimal logarithm of thermal energy absorbed by the mass of evaporated oil on the temperature of thermostating of mineral engine oil Toyota Castle 10W-30 SL
температуры вспышки. Так как незадолго до вспышки производят поджог в результате уменьшается концентрация паров нефтепродукта, а для ее увеличения необходимо увеличивать температуру нагрева, поэтому это влияет на точность определения температуры вспышки.
В этой связи разработка методов исключающих поджог паров нефтепродуктов является актуальной задачей [3-7].
Для реализации метода используются следующие средства испытания и контроля: прибор для термостатирования смазочных масел и электронные весы для измерения массы испарившегося масла. [8, 9] Для исследования выбрано всесезонное моторное минеральное масло Toyota Castle 10W-30 SL. Методика исследования заключается в следующем. Проба смазочного масла постоянной массы (100±0.1г.) термостатируют при атмосферном давлении без
Рис. 3. Зависимости десятичного логарифма времени термостатирования от температуры и десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла:1 — lgQo=2.5; 2
— lgQo=2.75; 3 — lgQo=2.9; 4 — lgQo=3.0 Fig. 3. Dependences of the decimal logarithm of the incubation time on the temperature and the decimal logarithm of the thermal energy absorbed by the mass of the evaporated oil: 1 — lgQo = 2.5; 2 — lgQo =
2.75; 3 — lgQG = 2.9; 4 — lgQo = 3.0
перемешивания при трех температурах в течении времени, обеспечивающего испарение установленной минимальной массы масла при каждой температуре. Масло Toyota Castle 10W-30 SL испытывалось при температурах 160, 170 и 180°С. Через равные промежутки времени термостатирования пробу масла взвешивают, определяют массу испарившегося масла. Термостатирование продолжают до испарения установленной массы для каждой температуры. По полученным данным испаряемости определяется тепловая энергия Q, поглощенная массой испарившегося масла G:
где Т — температура термостатирования,
°С; t — время термостатирования, час;
G — масса испарившегося масла, г.
Вычисляется десятичный логарифм тепловой энергии lgQG и затем строятся графические зависимости десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования (рис.1).
Данные зависимости описываются линейными уравнениями для температур:
180°С (прямая 1) lgQG=1.7398* lgtG +2.1366 (2)
170°С (прямая 2) lgQG=1.7863* lgtG +1.9309 (3)
160°С (прямая 3) lgQG=1.7542* lgtG +1.7681 (4)
Коэффициент корреляции: 0.9998; 0.9998; 0.9991.
Среднее квадратическое отклонение:0.0088; 0.0113; 0.0227.
Представленные на рис.1 зависимости пересекают ось ординат при значениях lgQG для температур 180°С — 2.1; 170°С — 1.9; 160°С — 1.7. На рис. 2 представлена зависимость десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла от температуры термостатирования.
Данная зависимость описывается линейным уравнением:
Среднее квадратическое отклонение:1.7*10-19.
Решая уравнение (5) определяется температура начала процесса испарения исследуемого масла, которая составляет 75°С.
Если на зависимостях, представленных на (рис.1) провести горизонтальные штриховые линии при значениях десятичного логарифма тепловой энергии равных 2.5; 2.75; 2.9; 3.0. Определить координаты по lgtG пересечения этих линий с зависимостями для каждой температуры и построить графические зависимости десятичного логарифма времени термостатирования от температуры и значений десятичного логарифма тепловой энергии (рис. 3), то можно определить критические температуры для каждого значения lgQG.
Данные зависимости описываются линейными уравнениями для значений lgQG.
lgQG=2.5 lgtG=-0.012*T+2.38 (6)
lgQG=2.75 lgtG=-0.012*T+2.52 (7)
lgQG=2.9 lgtG=-0.01*T+2.26 (8)
lgQG=3.0 lgtG=-0.011*T+2.49 (9)
Коэффициент корреляции:0.9999; 0.9999; 0.9999; 0.9999.
Среднее квадратическое отклонение:1.35*10-19; 5.75*10-20; 5.75*10-20; 0.
Решая уравнение (6) определяется критическая температура для lgQG=2.5, которая составила — 220°С; а решая уравнение (7) определяется критическая температура для lgQG=2.75, которая составила — 213.64°С, решая уравнение (8) определяется критическая температура для lgQG=2.9, которая составила — 220.9°С, а решая уравнение (9) определяется критическая температура для lgQG=3.0, которая составила — 226.36°С и является температурой вспышки. Таким образом, показано, что с увеличением количества тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла увеличивается значение температуры вспышки. Для исследуемого минерального масла Toyota Castle 10W-30 SL по параметрам температура вспышки составляет 225°С. Поэтому для определения температуры вспышки предполагаемым методом необходимо использовать значение lgQG=2.9 [10-17].
При этом количество тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла составило:
794.328=180*2.884 G G=1.53^ где 2,884 — время термостатирования. Таким образом для измерения температуры вспышки необходимо испарить при термостатировании при Т=180°С всего 1.53 граммов масла.
1. Разработанный метод контроля температуры вспышки смазочных масел, включающий термостатирование и измерение массы испарившегося масла, определение десятичного логарифма тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла, зависимость которого от десятичного логарифма времени и температуры термостатирования описывается линейными уравнениями, что позволяет исключить операцию поджога и средства поджога, вычислить температуру, принятую за температуру вспышки.
2. Для сравнения масел одного назначения предложено температуру вспышки вычислять при постоянном значении тепловой энергии, поглощенной массой испарившегося масла равной lgQG=2.9.
1. Ковальский Б.И., Безбородов Ю.Н., Фельдман Л.И., Малышева Н.Н. Термоокислительная стабильноть трансмиссионных масел: монография — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011, 150 с.
2. Шаталов К.В., Горюнова А.К., Лихтерова Н.М. [и др.] Применение продуктов сульфатцеллюлозного производства в качестве присадок к топливам реактивных двигателей // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. — 2016. — Т. 20. — № 6. — С. 107-115.
3. Остриков В.В., Афанасьев Д.И., Снежко В.А., Снежко А.В. Теоретические предпосылки использования отработанных моторных масел при обкатке отремонтированных двигателей тракторов // Наука в центральной России. — 2017. — № 4(28). — С. 19-29.
4. Непогодьев А.В. Механизм окисления масла в поршневых двигателях // Химия и технология топлив и масел. — 1997. — №4. — С. 34-38.
5. Остриков В.В., Корнев А.Ю. Актуальные проблемы повышения эффективности использования топлив и смазочных материалов в АПК // Наука в центральной России. — 2020. — № 6(48). — С. 91-99. — DOI 10.35887/2305-2538-2021-6-91-99.
6. Багдасаров Л. Н., Агабеков С.С., Стахив В.И. Исследование влияния биодизельного топлива на термоокислительную стабильность моторного масла // Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. — 2016. — № 4(285). — С. 113-120.
7. Лашхи В.Л., Чудиновских А.Л., Салутенова В.А. Масло как сложная коллоидная система // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. М.: №9, 2015. С. 32-35.
8. Чудиновских А.Л. Химмотологический принцип оценки склонности автомобильных моторных масел к образованию отложений // Химия и технология топлив и масел. — №3. — 2015. — С. 3-6.
9. Ермилов Е.А., Балясников В.А., Олейник В.З., Агровиченко Д.В. Оценка влияния процессов окисления и температурной деструкции на противоизносные свойства моторных масел // Тенденции развития науки и образования. — 2017. — № 24-2. — С. 21-25. — DOI 10.1841Mj-31-03-2017-2-04.
10. Rasheed A.K., Khalid M., Walvekar R. [et al.] Study of graphene nanolubricant using thermogravimetric analysis // Journal of Materials Research. — 2016. — Vol. 31. — No 13. — P. 1939-1946. — DOI 10.1557/jmr.2015.359.
11. Heredia-Cancino J.A., Ramezani M., Alvarez-Ramos M.E. Effect of degradation on tribological performance of engine lubricants at elevated temperatures // Tribology International. — 2018. — Vol. 124. — P. 230-237. — DOI 10.1016/j.triboint.2018.04.015.
12. Lysyannikova N.N., Kravcova E.G., Kovaleva M.A. Control method of thermo-oxidative stability factors of synthetic motor oil // Lecture Notes in Mechanical Engineering — 2019. — No 9783319956299. — P. 1039-1048. — DOI 10.1007/978-3-319-95630-5_109.
13. Balabanov V. I. Self-organization of friction conditions when using repair and recovery additives to lubricants // Трибологичен журнал БУЛТРИБ. — 2018. — Vol. 7. — No 7. — P. 132.
14. Остриков В.В., Афоничев Д.Н., Оробинский В.И., Балабанов В.И. Удаление продуктов старения из работающих моторных масел без их слива из картеров двигателей машин // Химия и технология топлив и масел. — 2020. — № 3(619). — С. 18-21.
15. Балабанов В. И. Технологии и препараты для очистки масляной системы двигателя при безразборном сервисе автомобиля // Аграрный вестник Приморья. — 2020. — № 1(17). — С. 5-7.
16. Сердалин М.К., Бардола А.С., Кузьмин Д.Е., Кулаева А.Г. Влияние присадок на эксплуатационные свойства масел // Инновационные технологии в АПК, как фактор развития науки в современных условиях : Сборник международной научно-исследовательской конференции, посвященной 70-летию создания факультета ТС в АПК (МЕХ ФАК), Омск, 26 ноября 2020 года. — Омск : Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2020. — С. 584-589.
17. Вахрушев В.В., Немцев А.Е., Иванов Н.М. Обоснование номенклатуры квалификационных показателей для экспресс-оценки качества работающего моторного масла // Труды международной научной онлайн-конференции "АгроНаука-2020" : Сборник статей, Новосибирск, 05-06 ноября 2020 года -Новосибирск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2020. — С. 226-234.
© 2022 Авторы. Эта статья доступна по лицензии CreativeCommons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Рябинин Александр Александрович, канд. техн. наук, Сибирский федеральный университет (660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82/6), aaryabinin@sfu-kras.ru.ru
Заявленный вклад авторов: Рябинин Александр Александрович — постановка исследовательской задачи; научный менеджмент; обзор соответствующей литературы; концептуализация исследования; написание текста, сбор и анализ данных; обзор соответствующей литературы; выводы; написание текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
METHOD FOR DETERMINING THE FLASH POINT OF MOTOR OILS
Alexander A. Ryabinin
Siberian Federal University *for correspondence: aaryabinin@sfu-kras.ru.ru
The article presents the results of testing a new method for determining the flash point of engine oil, which excludes the ignition of a vapor-air mixture. The method involves thermostating the lubricant at three temperatures of 160, 170 and 180°C, recording the mass of evaporated oil during thermostatting, determining the amount of thermal energy absorbed by the mass of evaporated oil as the product of temperature and time and the mass of evaporated oil, calculating the decimal logarithm of thermal energy, by the absorbed mass of the evaporated oil and plotting the dependences of the decimal logarithm of the thermal energy absorbed by the mass of the evaporated oil on the decimal logarithm of the time and thermostating temperature, by which the flash point is determined at a certain constant value of the decimal logarithm of the thermal energy.
This work establishes the possibilities for determining the flash point of engine Keywords: thermal destruction; oil without igniting the vapor-air mixture based on the description of volatility; thermal energy thermostating processes, the change in the mass of the evaporated product
absorbed by the lubricant; during thermostating, determining the decimal logarithm of the previously
thermostating; optical density; described dependencies, which are dependent on time and temperature, which the beginning of the destruction in turn are analyzed using a linear equation by which the flash point of engine processes. oil is determined mathematically.
For citation: Ryabinin A.A. Method for determining the flash point of motor oils. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta=Bulletin of the Kuzbass State Technical University. 2022; 5(153):55-61. (In Russ., abstract in Eng.). doi: 10.26730/1999-4125-2022-5-55-61
1. Kovalsky B.I., Bezborodov Yu.N., Feldman L.I., Malysheva N.N. Thermal-oxidative stability of transmission oils: monograph — Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2011, 150 p.
2. Shatalov K. V., Goiyunova A. K., Likhterova N. M. [et al.] Application of cellulose sulphate products as jet fuel additives // Bulletin of the Moscow State Forest University — Forest Bulletin. — 2016. — T. 20. — No. 6. — P. 107-115.
3. Ostrikov V. V., Afanasiev D. I., Snezhko V. A., Snezhko A. V. Theoretical prerequisites for the use of used motor oils when running in repaired tractor engines // Science in Central Russia. . — 2017. — No. 4 (28). — P. 19-29.
4. Nepogodiev A.V. The mechanism of oil oxidation in piston engines // Chemistry and technology of fuels and oils.
— 1997. — No. 4. — P. 34-38.
5. Ostrikov V.V., Kornev A.Yu. Actual problems of improving the efficiency of the use of fuels and lubricants in the agro-industrial complex, Science in Central Russia. — 2020. — No. 6(48). — P. 91-99. — DOI 10.35887/2305-2538-2021-691-99.
6. Bagdasarov L.N., Agabekov S.S., Stakhiv V.I. Study of the effect ofbiodiesel fuel on the thermal-oxidative stability of motor oil // Proceedings of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin. — 2016. — No. 4 (285).
7. Lashkhi V.L., Chudinov-skikh A.L., Salutenova V.A. Oil as a complex colloidal system // World of oil products. Bulletin of oil companies. — No. 9. — 2015. — P. 32-35.
8. Chudinovskikh A.L. Himmotological principle for assessing the propensity of automotive motor oils to the formation of deposits // Chemistry and technology of fuels and oils. — No. 3. — 2015. — P. 3-6.
9. Ermilov E. A., Balyasnikov V. A., Oleinik V. Z., Agrovichenko D. V. Evaluation of the influence of oxidation and thermal degradation processes on the antiwear properties of motor oils // Trends in the development of science. and education. — 2017. — No. 24-2. — P. 21-25. — DOI 10.18411/lj-31-03-2017-2-04.
10. Rasheed A.K., Khalid M., Walvekar R. [et al.] Study of graphene nanolubricant using thermogravimetric analysis // Journal of Materials Research. — 2016. — Vol. 31. — No 13. — P. 1939-1946. — DOI 10.1557/jmr.2015.359.
11. Heredia-Cancino J.A., Ramezani M., Alvarez-Ramos M.E. Effect of degradation on tribological performance of engine lubricants at elevated temperatures // Tribology International. — 2018. — Vol. 124. — P. 230-237. — DOI
Submitted: 12 September 2022
Approved after reviewing: 01 October 2022
Accepted for publication: 11 October 2022
12. Lysyannikova N.N., Kravcova E.G., Kovaleva M.A. Control method of thermo-oxidative stability factors of synthetic motor oil // Lecture Notes in Mechanical Engineering — 2019. — No 9783319956299. — P. 1039-1048. — DOI 10.1007/978-3-319-95630-5_109.
13. Balabanov V. I. Self-organization of friction conditions when using repair and recovery additives to lubricants // Tribological journal BULTRIB. — 2018. — Vol. 7. — No 7. — P. 132.
14. Ostrikov V. V., Afonichev D. N., Orobinsky V. I., Balabanov V. I. Removal of aging products from working motor oils without draining them from crankcases of engine engines // Chemistry. and technology of fuels and oils. — 2020. — No. 3 (619). — P. 18-21.
15. Balabanov V. I. Technologies and preparations for cleaning the engine oil system with in-place vehicle service // Agrarian Bulletin of Primorye. — 2020. — No. 1 (17). — P. 5-7.
16. Serdalin M. K., Bardola A. S., Kuzmin D. E., Kulaeva A. G. Influence of additives on the performance properties of oils. conditions: Collection of the international research conference dedicated to the 70th anniversary of the creation of the TS faculty in the agro-industrial complex (MEH FAK), Omsk, November 26, 2020. — Omsk: Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 2020. — P. 584-589.
17. Vakhrushev V.V., Nemtsev A.E., Ivanov N. M. Substantiation of the nomenclature of qualification indicators for the express assessment of the quality of a working motor oil // Proceedings of the international scientific online conference "AgroScience-2020 ": Collection of articles, Novosibirsk, November 05-06, 2020. — Novosibirsk: State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2020. — P. 226-234.
©2022 The Authors. This is an open access article under the CC BY license (http://creativecommons. org/licenses/by/4.0/).
The authors declare no conflict of interest.
About the authors:
Alexander A. Ryabinin, C. Sc. in Engineering, Siberian Federal University (82/6, pr. Svobodniy, Krasnoyarsk, 660041), aaryabinin@sfu-kras.ru.ru
Contribution of the authors:
Alexander A. Ryabinin — research problem statement; conceptualisation of research; drawing the conclusions; writing the text, research problem statement; scientific management; data collection; data analysis, reviewing the relevant literature; conceptualisation of research; data analysis; drawing the conclusions.
ГОСТ 9287-59 Масла растительные. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
Текст ГОСТ 9287-59 Масла растительные. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
Vegetable oils. Method for the determination of flash point in covered crucibles
Дата введения 1960-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством пищевой промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов от 31.10.59 N 753
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
6. ИЗДАНИЕ (июль 2008 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в сентябре 1980 г., июне 1987 г., октябре 1993 г. (ИУС 11-80, 10-87, 6-95)
Настоящий стандарт распространяется на растительные масла и устанавливает метод определения температуры вспышки, при которой содержащиеся в маслах летучие продукты и продукты разложения компонентов масла, при его нагревании в определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении пламени.
А. АППАРАТУРА
1. Прибор типа ПВНЭ с электрическим нагревом или типа ПВНО с огневым (газовым или бензиновым) нагревом, обеспечивающий определение температуры вспышки в интервале 150-250°С, скорость перемешивания образца 60 об/мин и скорость нагрева 2°С/мин.
Экранирующие щиты из кровельной стали 450х600 мм.
Спички по ГОСТ 1820.
Допускается применение других средств измерения с метрологическими характеристиками и оборудование с техническими характеристиками не хуже вышеуказанных.
Разд.А. (Измененная редакция, Изм. N 3).
Б. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2. Отбор проб производят по ГОСТ 5471* и пробу испытуемого масла хорошо перемешивают.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52062-2003.
3. Испытуемое масло наливают в тигель до кругового уступа, закрывают тигель чистой сухой крышкой, вставляют термометр и помещают тигель в нагревательную ванну.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
4. Зажигают фитиль лампочки, предварительно заправленной рафинированным подсолнечным или хлопковым маслом, или газовую горелку и регулируют пламя так, чтобы форма его была близкой к шару диаметром 3-4 мм.
5а. При определении температуры вспышки соевого масла в случае повышенного содержания в нем фосфатидов и влаги, во избежание вспенивания масла при нагревании перед испытанием производят центрифугирование испытуемого масла в течение 5-10 мин со скоростью 1000-1500 об/мин.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
5. Для лучшей защиты от движения воздуха и влияния света прибор окружают щитом из листовой кровельной стали и помещают в затемненном месте.
В. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
6. Аппарат нагревают газовой, бензиновой или спиртовой горелкой или электричеством. В течение всего периода нагревания производят непрерывное перемешивание масла пружинной мешалкой с частотой вращения 1 с (60 об/мин). Только в момент испытания на вспыхивание перемешивание прекращают. Сначала нагревание ведут на полном пламени с таким расчетом, чтобы температура достигла 170°С в течение 15-20 мин, после чего нагревание замедляют.
Когда масло нагреется до температуры на 30°С ниже предполагаемой температуры вспышки, нагревание ведут так, чтобы температура испытуемого масла повышалась со скоростью 2°С в минуту.
При температуре на 10°С ниже ожидаемой температуры вспышки начинают проводить испытание на вспыхивание, открывая прибор поворотом пружинного рычага точно через минуту, т.е. через каждые 2°С (наблюдают время по секундной стрелке часов). Перед поджиганием прекращают перемешивание и открывают отверстие крышки на 2-3 с. Испытание на вспышку можно также проводить с помощью предварительно зажженной спички, опуская ее пламя в паровое пространство. Если вспышка не произошла, масло вновь перемешивают, повторяя поджигание через минуту.
Моментом вспышки считается момент появления синего пламени. После получения первой вспышки испытание продолжают, повторяя зажигание через минуту. Если при этом вспышки не произойдет, все испытания повторяют заново. Если при новом испытании температура вспышки, полученная при первом определении, повторится, а повторной вспышки через 2°С также не произойдет, испытание считают законченным и за температуру вспышки принимают показание термометра в момент первого появления синего пламени над поверхностью испытуемого масла при двух параллельных определениях.
Если испытанию подвергают масло, температура вспышки которого неизвестна даже приблизительно, проводят предварительное определение температуры вспышки. После установления приближенной температуры вспышки проводят повторное определение в соответствии с правилами, указанными выше.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
7. После испытания масло из тигля сливают, тигель и крышку промывают водой с любым моющим средством и тщательно высушивают.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
Г. ДОПУСКАЕМЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
8. Допускаемые расхождения между двумя параллельными определениями со свежими порциями масла не должны превышать 3°С.
При большем расхождении между двумя параллельными испытаниями делают третье испытание со свежей порцией масла и за окончательный результат принимают среднеарифметическое из двух определений, отличающихся друг от друга не более чем на 3°С.
Что такое температура вспышки в масле?
Температура вспышки масла — это температура, при которой в условиях испытания масло выделяет достаточное количество паров для образования воспламеняющейся смеси с воздухом.17 мар. 2020 г.
Температура вспышки — наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе под воздействием источника зажигания, однако устойчивое горение после удаления источника зажигания не возникает.
Температуру вспышки следует отличать как от температуры воспламенения, при которой горючее вещество способно самостоятельно гореть после прекращения действия источника зажигания, так и от температуры самовоспламенения, при которой для инициирования горения или взрыва не требуется внешний источник зажигания.
Наиболее известным способом измерения температуры вспышки является определение в закрытом тигле по методу Пенского — Мартенса ASTM D93, ГОСТ 6356. Для температур ниже 20-50 градусов Цельсия используют другие методы. Также существуют методы экспериментального определения температуры вспышки жидкостей в открытом тигле.
Чем выше температура вспышки масла?
И тут легче всего ориентироваться на температуру вспышки: она приводится для всех масел. Чем она выше, тем лучше. Как показали наши испытания, цифра выше 230° С обеспечивает сравнительно малый расход масла на угар.
Какое масло с высокой температурой вспышки?
Синтетику с максимальным значением температуры вспышки представляли наш «ТОТЕК-Астра Робот» на базе полиальфаолефинов (ПАО), относимый производителем к категории Full Synthetic (246 °C), и эстеровый Xenum X1 c рекордными 247 °C.
Какую температуру выдерживает масло?
Температурный диапазон работы моторного масла лежит в пределах 90-95 градусов Цельсия. Однако по причине неисправности системы охлаждения двигателя температура смазки может быть как ниже, так и выше указанного значения.
Что характеризует температура застывания масла?
Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.
Что такое вспышка масла?
Температура вспышки масла — это температура, при которой в условиях испытания масло выделяет достаточное количество паров для образования воспламеняющейся смеси с воздухом. Более низкая температура вспышки свидетельствует о большем испарении с повышением температуры нагрева.
Как температура влияет на вязкость масла?
4. Установили, что вязкость исследуемых масел уменьшается с увеличением температуры.
Что характеризует температуру вспышки?
Показатель применяется для определения допустимой температуры нагревания горючих веществ при различных условиях хранения и перевозки. Наиболее известным способом измерения температуры вспышки является определение в закрытом тигле по методу Пенского — Мартенса ASTM D93, ГОСТ 6356.
Почему нельзя жарить на масле?
Выделять вредные канцерогенные вещества масло начинает: Если его нагревать, особенно, до температуры дымления и выше. Если оно хранится в контакте с кислородом воздуха (в открытой или негерметичной упаковке) и/или на свету — в этом случае происходит окислительная порча масла, попросту говоря, оно прогоркает.
Каким прибором определяют температуру вспышки масла?
Тестер температуры вспышки масла и смазки в закрытом тигле Пенски-Мартенса APM-8. Установка АРМ-8 проводит определение температуры вспышки масла и смазки в закрытом тигле Пенски-Мартенса (методы А и В). Прибор имеет специальный режим для образцов с неизвестной или высокой температурой вспышки.
Сколько градусов в кипящем масле?
Несмотря на то, что большинство производителей называет 230-240 °С, реальные показатели гораздо ниже – 150-190 °С. Это связано с тем, что в системе образуются пары масла, которые провоцируют раннее воспламенение.
Что такое температура вспышки в масле? Ответы пользователей
Параметром, который косвенно характеризует испаряемость моторного масла, является температура вспышки, или точка вспышки. Это самая низкая температура, при .
На практике температуру вспышки масла иногда определяют и по методу закрытого тигля. Температура застывания (pour point) или температура потери текучести – это .
У хороших масел температура вспышки должна быть выше 225°С. У недостаточно качественных масел маловязкие фракции быстро испаряются и выгорают, .
Видео «Температура вспышки»
Температура вспышки отражает степень огнеопасности жидкости. Температура вспышки — это температура, при которой происходит выделение такого количества горючих .
Все виды смазочного материала характеризует один главный параметр – температура вспышки масла. В справочниках указывается что вспышка возможна при +230-240 .
Температура вспышки — наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе .
Смазочные масла должны обладать надлежащей кинематической вязкостью, измеряемой при 4- 50° С в сантистоксах или в градусах Энглера. Температура вспышки .
При дальнейшем нагревании достигается температура воспламенения (firepoint), при достижении которой масло горит не менее 5 с (ГОСТ 4333-48). Температура вспышки .
Что такое температура вспышки в масле? Видео-ответы
Температура вспышки моторного масла, что это такое? Flash point нужный параметр.
Что такое температура вспышки моторного масла и чем она может быть полезна, для выбора моторного масла. Flash point .
Температура вспышки у синтетических автомасел не главное! Mannol Elite 5W-40 API SN/CF
Так -же как и у других дорогих эстеровых маслах из японии температура вспышки ровна 228 градусов.
Лабораторная работа: «Определение температуры вспышки в закрытом тигле»
Температура вспышки определяет взрыво- и пожароопасные свойства нефтепродуктов. В видео продемонстрировано .
Об авторе
Иван Быстров
Здравствуйте! Меня зовут Иван Быстров, и я главный редактор этого сайта. Мне 32 года, я живу в Ярославской области России. Я всегда увлекался автомобилями, всегда хотел узнать больше, но зачастую не мог найти ответы на свои вопросы. Это сподвигло меня на создание проекта, где будет собрано воедино максимальное количество вопросов про автомобили, и на каждый из них будет предложен грамотный ответ! Очень надеюсь, что мой труд поможет всем получить новые знания быстро и без лишних затрат энергии!