Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать
Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что "пора бы мне уже съездить проверить развал", хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.
Что такое углы установки колес?
Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.
Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто "домиком", при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно "сходясь навстречу" друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, "смотрит вперёд".
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Почему на разных машинах углы бывают разными?
Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.
На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»
Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.
Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов
Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур
Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.
Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.
Как регулируются углы установки колес?
На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.
Однако так было не всегда — на той же "восьмерке", с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.
Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может "гулять" в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти "плюсовых" минут имеет законное право "уходить в минус".
Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника
Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон
Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…
На что влияет кастер?
С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.
На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).
Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб
Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.
Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет
Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.
Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.
При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый
Какие выбрать углы?
Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.
Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).
Свои углы» могут выглядеть примерно так
Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!
Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.
Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!
Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов
Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.
Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan
При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.
Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)
Что будет, если их не делать?
В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.
А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.
При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.
Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.
Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала
Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!
Когда регулировка углов установки колес не помогает?
Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.
Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.
Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»
Развал и схождение без стенда?! Это уже реальность.
Просто? Чтобы колёса везли машину именно туда, куда стремится водитель, и обеспечивали управляемость и безопасность на любых траекториях и неровностях. На что влияет? Логично предположить, что на эти самые управляемость и безопасность. Так, но не только на них. Нарушенные углы развал/схождение влияют на износ резины, точность работы подвески и, соответственно, комфорт пассажиров, а особенно — на ресурс элементов подвески. Не все знают или понимают, что при всяких плюсах МакФеросон чувствителен к развалу, и при нарушении даже исправные амортизаторы будут работать некорректно и не очень долго.
Оптимально производить если не регулировку, то проверку углов при сезонной смене резины. Процедура не сильно дорогая, зато может сэкономить куда большую сумму. Пример? Пожалуйста: на машине с нарушенным развалом или схождением комплект резины проработает два года вместо трёх, а стоит он, согласитесь, дороже, чем регулировка.
И вот тут, наконец-то, я могу донести мысль, что стенд развал/схождение нужен не только для регулировки параметров после проведения каких-либо работ. Это прежде всего инструмент диагностики! А разверну я эту мысль чуть позже.
Как часто необходимо проверять и регулировать развал/схождение?
Вы не поверите: рекомендуется — два раза в год. Кем? В этот список я могу вписать многих, начиная от производителей запчастей для подвески и заканчивая производителями автомобилей:-) Но произносят они эти рекомендации шепотом, прикрыв рот ладошкой, чтобы не обвинили в попытке развести на лишние работы, видимо:-)
Как производится регулировка?
Лично я ещё прекрасно помню, как данная процедура проводилась специальной линейкой:
А в молодости, во времена увлечения автоспортом, нередко в полевых условиях приходилось выставлять схождение и по верёвочке:-) И безусловным прорывом тогда, чуть ли не пришедшими из оборонки космическими технологиями, казались лазерные стенды! Сейчас же 3D — это допустимый минимум для любой СТО:
Как выглядит будущее?
Хотите увидеть своими глазами? Приезжайте на Индустриальный, 47. Именно там ЕвроАвто тестирует новую установку, которая способна определить параметры без каких- либо датчиков и почти на ходу. Как именно? Рассказываю: само оборудование две тумбы, расположенные друг напротив друга где-нибудь на въезде в ремзону:
Сначала оператор указывает данные автомобиля: марку, модель, мотор, год выпуска — и, главное, диаметр колёс:
Когда система готова к замерам, на земле появляются световые знаки:
И машина заезжает в них сначала передними колёсами:
Через пару секунд на мониторе уже появляются цифры:
После подачи сигнала автомобиль трогается и заезжает в обозначенную зону и задними колёсами, а ещё через пару мгновений может проезжать дальше, куда и ехала — на подъёмник:
Но не успевает она скрыться за поворотом, как компьютер уже выдаёт снятые параметры в распечатанном виде:
Что это даёт?
Как я уже писал, данный прибор — инструмент диагностики. Нередка ситуация, когда владелец автомобиля жалуется на то, что его железный конь весьма своенравен в поведении на дороге и плохо слушается повода. Контрольный осмотр на подъёмнике не выявляет явных поломок и прочих дефектов, заезжать же специально на обычный стенд автовладелец может отказаться под разными предлогами. От желания сэкономить до "совсем недавно регулировал". Или механики ищут причину посторонних звуков в передней подвеске (со слов владельца), а кривая — задняя.
Есть и обратный пример: машина может приехать просто на замену масла, но после проезда через "волшебные ворота" обнаружится серьёзное отклонение — чем не повод провести детальную диагностику? Однако как воспользоваться полученной информацией, производить какой-либо ремонт, или нет — решение за владельцем автомобиля.
Что в перспективе?
Конечно, тестируемое оборудование не такая уж и новинка. Например, в Штатах подобная техника не только проверяет углы проезжающих створ машин, но и сразу отправляет эти данные владельцу (наверное, по почте) и, главное, в систему CARFAX. А это история обслуживания, которой пользуются и потенциальные покупатели, и органы, ведающие техосмотром. В нашем случае номер автомобиля пока что вбивается вручную, но данные также прикрепляются и к текущему заказ-наряду, могут быть оперативно отправлены клиенту любым из мессенджеров, и будут сохраняться в истории обслуживания.
Хотите испытать эту чудо-машину?
Приезжайте на Индустриальный, 47, только успейте до 1 апреля.
С первоисточником вы всегда можете ознакомиться на нашем сайте. А скоро будет и видео!
Где проверить развал схождение
Регулировка схода-развала (или развала-схождения) – это одна из самых частых процедур в рамках технического обслуживания автомобилей. Она необходима для установки колес под оптимальным углом, чтобы вся конструкция функционировала максимально эффективно и при этом изнашивалась как можно медленней. Здесь необходимо пояснить четыре основополагающих термина.
Центральное понятие – угол установки колес (УУК). Он определяется относительно вертикальных и горизонтальных осей и плоскостей, мысленно проводимых через колесо. Для каждой марки и даже модели авто УУК рассчитывается отдельно на стадии проектирования. При этом учитывают массу машины, ее размеры, пространственную и инженерную конфигурацию, технические параметры. Угол установки описывают и корректируют через три параметра: развал, схождение и кастор.
Что такое развал, схождение и кастор
Развал – это угол между плоскостью, в которой вращается колесо, и вертикальной прямой, идущей через его центр. Различаются три принципиальных разновидности развала:
• положительный – колеса более или менее вывернуты наружу, от центральной оси машины; повышает устойчивость авто, у грузовиков быстро переходит в нулевой, но плох на поворотах;
• нулевой – колеса расположены строго вертикально, на одном уровне с плоскостью кузова; это оптимальной в большинстве случаев вариант, которого стремятся достичь при регулировке;
• отрицательный – колеса более или менее подвернуты внутрь, к центральной оси машины; с ним легче даются даже крутые повороты, но при этом быстро изнашивается протектор.
Схождение – это угол между плоскостью вращения колес и направлением движения автомобиля. Проще говоря, параллельны ли колеса друг другу, если смотреть на них сверху. Аналогично развалу, различают три принципиальных варианта схождения (схода) колес автомобиля:
• Положительный – колеса более или менее повернуты друг к другу, к центральной оси авто. При нем авто стабильно на высоких скоростях, но при развороте может уйти с траектории.
• Нулевой – колеса строго параллельны друг другу, направлению движения и центральной оси. Идеален при движении на средних скоростях по прямой линии и по ровной дороге.
• Отрицательный – колеса более или менее развернуты друг от друга, от центральной оси авто. Машина легче и точнее разворачивается, но при движении виляет вправо-влево.
Менее известно понятие кастора (кастера) – это угол между вертикальной плоскостью и осью, вокруг которой поворачивается колесо. Различают также три принципиальных типа кастора:
• положительный – ось поворота колеса наклонена назад, к центральной оси автомобиля;
• нулевой – ось поворота колеса совпадает с плоскостью, проходящей через центр колеса;
• отрицательный – ось поворота колеса отклонена вперед, от центральной оси автомобиля.
В отличие от развала и схождения, в большинстве моделей конструктивно не предусмотрена возможность регулировки кастора, поэтому на стенде в сервисных центрах этот параметр не корректируют. Чаще всего машины имеют положительный кастор, потому что он способствует самостоятельному выравниванию колес в процессе движения.
Регулировка схода-развала: этапы и эффекты
Регулировка схода-развала необходима для нормальной работы автомобиля. Без этой процедуры со временем нормальное расположение колес нарушается, что проявляется в рысканье (вилянии вправо-влево), особенно при разгонах и поворотах, нестабильной езде при смене дорожного покрытия или на мокрой, скользкой дороге. Также машине трудно войти в поворот, а при езде по прямой ее может заносить в сторону, так что приходится постоянно выруливать.
Каждый из перечисленных признаков – весомый повод сделать развал-схождение. Кроме того, процедура необходима после ДТП, наездов и ремонтов, особенно связанных с ходовой частью. Если ничего подобного не случалось, проводить процедуру нужно планово и регулярно, через каждые 20 000 км пробега, потому что за это время происходит естественный износ механизмов, что может изменить УУК. В нашем автосервисе корректировка схода-развала включает четыре этапа:
1. Подготовка. Для оценки и настройки правильного угла наклона колес нужно, прежде всего, проверить состояние ходовой части автомобиля. В частности, свободный ход рулевого колеса, состояние пружин подвески и сайлентблоков, колесные диски, рулевые наконечники и т. д. Важно, чтобы все механизмы не имели повреждений и были надежды зафиксированы.
2. Диагностика. Устанавливать угол нужно не на глаз, как это возможно при самостоятельной кустарной регулировке, а по фактическим данным: как сейчас расположены колеса, и сами по себе, и друг относительно друга. Для этого мы используем компьютерное оборудование, составляющее карту машины и сравнивающее ее с нормативными данными по этой модели.
3. Регулировка. Зная, какой угол должен быть у каждого колеса, мастер соответствующим образом фиксирует его в ходовой части. И отрицательные, и положительные сходы и развалы подразумевают минимальные отклонения от прямой оси (нормали). Корректировка очень тонкая – буквально несколько градусов, а иногда даже минут (одна шестидесятая градуса).
4. Проверка. После того как непосредственный монтаж колес с нужным углом наклона выполнен, следует снова проверить машину на стенде. Нужно добиваться, чтобы опытные значения совпали с нормативными, рассчитанными инженерами для данной модели авто. Возможно, придется скорректировать регулировку, а затем снова проверить ее на стенде.
Несмотря на сложное описание, работа со сходом-развалом занимает немного времени – от получаса до часа, в среднем – минут сорок. При применении компьютерных стендов с трехмерным моделированием продолжительность сокращается до 20-30 минут. При этом в заявленную цену входят все этапы: мы сделаем подготовку, диагностику, настройку и проверку развала-схождения.
Оборудование для регулировки схода-развала
Чтобы профессионально сделать регулировку развала-схождения колес, необходим специальный стенд. Он представляет собой инструментально-программный комплекс, состоящий из компьютера со специализированным софтом и подключенных к нему измерительных приборов, которые крепят на колеса машины. По принципу действия и особенностям устройства различают три типа стендов:
• Оптические. Исторические это первые системы диагностики схода-развала, максимально простые в устройстве, но и наименее точные по сравнению с другими установками. В основе – трубки со световыми лучами, проецируемыми на измерительную плоскость. Угол наклона колес определяют по положению этих проекций. Пик популярности был лет тридцать назад, в настоящее время конструкции практически не используются, в том числе нашим сервисом.
• Лазерные. Усовершенствованная разновидность оптических систем, в которых вместо светового луча применяется лазерный. Его направляют на измерительную плоскость, а затем он возвращается обратно. Смысл в том, что при нулевом развале или схождении луч вернется в ту же точку, из которой был направлен. Конструкции недороги, но не очень точны и сложны в использовании, поэтому сейчас сдают позиции. Наш сервис ими не пользуется.
• Компьютерные. На сегодня это наиболее точные, эффективные и совершенные системы. В работе нашего автосервиса применяются именно они. Это и есть тот самый инструментально-программный комплекс: с помощью датчиков и измерительных приборов компьютер получает информацию о состоянии машины и строит ее модель. Визуализация модели для диагностики и регулировки не обязательна, но программа может построить ее на мониторе.
Компьютерные стенды – это целый класс профессионального оборудования для диагностики и регулирования развала и схождения. Его высокая точность обеспечивается не только качественным измерением, но и цифровой базой, в которой хранятся данные о десятках тысяч моделей машин. Программа сопоставляет экспериментально полученные данные с нормативными значениями и выдает рекомендации по их сближению. Мы используем три варианта компьютерных стендов:
• Кордовые. Это простейший вариант: на колесах крепятся датчики, соединенными кордами – тонкими тросами. Они необходимы, чтобы программа могла оценить не только состояние каждого колеса в отдельности, но и их взаимное расположение в трехмерном пространстве.
• Инфракрасные. Более сложный, точный и дорогой вариант. Датчики и корды заменяются в нем инфракрасными излучателями. Прибор посылает ИК-луч и фиксирует точку, где он преломился. По совокупности точек программа выстраивает карту расположения колес.
• Трехмерные. Наиболее точные, но и самые дорогие конструкции. Первичные данные они получают с помощью камер и фотоэлементов. Электронный блок совмещает отдельные сведения и выстраивает полноценную трехмерную карту не только колес, но и кузова.
Стенды обеспечивают высокую точность не только самой регулировки, но и диагностики развала-схождения, причем цены на процедуру порядка нескольких тысяч рублей. Самостоятельно сделать сход-развал можно, но очевидно, что качество, точность и эффективность будут сильно уступать профессиональной отладке. Причем снижать стоимость уже особо и некуда.
Регулировка схода-развала в салонах ЕвроАвто
Наш сервис выполняет регулировку развала-схождения легковых и грузовых автомобилей в Москве. В столице работают два наших фирменных салона. Один расположен в районе Отрадное в Северно-Восточном округе, другой – в Ховрино Северного административного округа. Также можно приехать в сервисный центр в Химках. По всем адресам вы сможете:
• отрегулировать легковые авто почти 30 марок, в том числе западных и восточноазиатских;
• получить обслуживание по полной процедуре, с соблюдением всех правил и операций;
• отрегулировать грузовые автомобили порядка 40 торговых марок из разных стран мира;
• при необходимости найти запчасти, выбрав из тысяч новых или бывших в употреблении;
• быстро и точно найти нужную деталь по ее номеру или автомобильному VIN-коду.
Если вы находитесь в Москве, и вам необходимо проверить развал-схождение колес, заполните короткую онлайн-форму выше. В ней нужно будет выбрать станцию технического обслуживания, а также дату и время, когда вам удобно будет приехать. Укажите ваши контакты и имя, при необходимости напишите примечания и комментарии. Или закажите обратный звонок.
Что такое развал-схождение
Развал, схождение и кастер — три основных параметра углов установки колес.
Они основные, потому что их несложно проверить и отрегулировать. Есть много других. Например, аккерман — разница радиусов поворота правого и левого колеса. Дополнительные параметры углов в основном регулируют на спортивных автомобилях.
Углы установки колес влияют на устойчивость и управляемость автомобиля, а значит, на комфорт и безопасность водителя и пассажиров. Последнее особенно важно: машину с неправильными углами установки колес при экстренном торможении может увести в сторону, а системы стабилизации могут работать некорректно. Самая безобидная и частая проблема — страдает резина. Весной она опять сильно подорожала, поэтому за этим стоит следить еще тщательнее, чем раньше.
В этой статье я расскажу, что такое развал, схождение и кастер, как часто нужно регулировать углы установки колес, по каким признакам можно понять, что их параметры изменились. Кроме того, я отвечу на вопросы, можно ли сделать сход-развал самостоятельно и как выбрать хороший автосервис.
Что такое углы установки колес и на что они влияют
Развал — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Увидеть неправильный развал можно спереди или сзади машины.
Положительный развал — когда верхняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы. Автомобиль с таким развалом с завода — это скорее всего грузовик или какая-нибудь спецтехника. Под нагрузкой колеса встают перпендикулярно плоскости дорожного полотна, развал становится нулевым.
Отрицательный развал — когда нижняя часть колеса выступает наружу относительно ступицы. Автомобиль с таким развалом более устойчив в поворотах.
Схождение — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Неправильное схождение видно сверху или снизу автомобиля.
Положительное схождение — когда передняя часть колес обращена внутрь. Отрицательное — когда наружу.
Может показаться, что схождение должно быть нулевым, но это не так. Если сделать отрицательный развал и не компенсировать его отрицательным схождением, внутренняя сторона покрышки износится очень быстро.
Кастер — это угол между осью поворота колеса и вертикалью. Еще его называют продольным углом наклона.
Положительный кастер — когда колесо ближе к передней части машины, чем к точке крепления стойки. Он помогает автомобилю стабилизировать управляемые колеса при наборе скорости. Проще всего представить положительный кастер на дорожном велосипеде: если набирать скорость и отпустить руль, велосипед поедет прямо. Положительный кастер — норма для современных автомобилей: особенность в том, что угол этот обычно небольшой: чаще до 6°, но может доходить до 10°.
Отрицательный кастер — когда колесо ближе к точке крепления стойки, чем к передней части машины. Такой кастер у продуктовой тележки: он позволяет колесам легко крутиться вокруг своей оси, благодаря чему ее проще поворачивать в любую сторону.
Отрицательный кастер был у большинства старых автомобилей, например у Волги ГАЗ-21. Так удавалось добиться относительно комфортного управления на скорости в условиях отсутствия гидроусилителя руля. Управляемые колеса в то время стабилизировали за счет другой конструкции шин.
Автопроизводители нормируют параметры углов установки колес с учетом множества факторов: конструкции и жесткости подвески, пятна контакта с дорогой, вылета колеса, размеров шин. Настройки могут различаться даже у автомобилей одной модели — в зависимости от комплектации и типа подвески.
Какие углы можно отрегулировать, а какие нет
Не во всех автомобилях можно отрегулировать все углы колес. Например, если на задней оси автомобиля балка или мост, то углы задних колес не отрегулировать. Со временем они все равно изменятся по причине деформации балки. Иногда проблему пытаются решить с помощью специальных проставочных шайб под ступицу или берут другую балку с разборки, но помогает это далеко не всегда. Самый надежный, но дорогой способ — заменить старую балку на новую оригинальную.
На подвеске типа «макферсон» в большинстве случаев не отрегулировать развал. Такая подвеска стоит на большинстве современных автомобилей.
Кастер — это исключительно про управляемые колеса, то есть почти всегда на передней оси. На задней кастер обычно нулевой. Тем не менее он может измениться после ДТП или ремонта с применением неоригинальных запчастей. Исключение — машины, у которых задняя ось может подруливать: кастер есть как параметр, но вряд ли его можно отрегулировать.
Как делают развал-схождение
Сначала специалист должен убедиться, что подвеска полностью исправна, а давление в шинах в норме и одинаковое для колес одной оси. На разных осях оно может незначительно различаться. Обычно норму для конкретного автомобиля указывают на специальной наклейке в дверном проеме или на лючке бензобака.
Если не выровнять давление в шинах, машину будет утягивать в сторону колеса с меньшим давлением, даже если правильно выставить углы колес. Также бесполезно регулировать углы установки колес на машине с разбитыми шаровыми или порванными сайлент-блоками рычагов.
Также не стоит выполнять эту операцию перед очередной сменой шин — развал-схождение делают на сезонной резине, так что позаботьтесь о «переобувке» заранее.
Некоторые автомобили перед настройкой надо нагрузить. На СТО для этого часто используют канистры с водой или песком, необходимая нагрузка указана в руководстве по эксплуатации авто.
Колеса на стенде для схождения-развала наезжают на специальные поворотные круги — «пятаки», они нужны, чтобы снять нагрузку с подвески. При этом колеса не висят в воздухе: они под нагрузкой и могут менять угол. Пятаки должны свободно двигаться вдоль оси колес и вращаться. Точность измерений и качество настройки серьезно пострадают, если пятаки тяжело сдвинуть: так бывает, если они заржавели или забились песком.
На колеса надевают «мишени» — специальные датчики с зеркалом или стеклом. На них направляется камера и считывает положение колеса. Мишени с зажимами на колесный диск монтируются дольше и могут поцарапать металл. Более безопасный вариант — мишени с зажимами на шине.
После мастер заносит в программу развального стенда данные об автомобиле: марку, модель, поколение и комплектацию. Так стенд подстраивается под конкретный автомобиль и специалист понимает, какие углы необходимо выставить. На автомобилях с пневмоподвеской для корректного расчета углов установки колес важно измерить и внести в программу клиренс каждого колеса.
Далее специалист следует инструкции программы. Чтобы рассчитать угол развала колес, автомобиль прокатывают немного назад и возвращают на место. Затем вращают руль влево и вправо, чтобы программа рассчитала угол схождения. Педаль тормоза и руль после этого блокируют, чтобы убрать погрешность при настройке. Руль должен стоять ровно посередине относительно рулевой рейки.
Если углы колес выбиваются из нормального диапазона, программа сообщит об этом и выделит расхождение красным цветом.
На рулевых тягах и наконечниках есть резьба. Если увеличивать или уменьшать их длину, можно отрегулировать схождение колес. Мастер с помощью ключей регулирует положение колес и видит на мониторе, как меняются параметры. Настройка настолько точная, что имеют значение не только градусы, но и их доли — минуты. После правильной настройки все углы колес должны находиться в зеленой зоне.
Как понять, что нужно делать развал-схождение
Автомобиль при движении уводит вправо или влево. Причин может быть несколько — от уклона дороги и спущенного колеса до необходимости замены рулевых тяг или ступичного подшипника. Но чаще всего именно регулировка схождения-развала помогает вернуть правильную траекторию движения автомобиля. Проверить это легко: на загородной трассе, где мало машин, на ровном и прямом участке дороги отпустить руль и проследить за поведением автомобиля. Он должен ехать по прямой без уводов в сторону, виляний и подруливаний.
Колеса стоят прямо, руль — нет. Иногда положение руля немного смещается влево или вправо относительно центра — обычно после ремонта подвески или из-за резкого удара колесом.
Резина на колесе изнашивается неравномерно. Например, внутренняя часть колеса стерта сильнее, чем внешняя. Такое случается при отрицательном развале и схождении. При положительном изнашивается внешняя часть колеса. Чтобы не выбрасывать такую резину, в качестве оперативной меры допустимо поменять покрышки местами так, чтобы износ шел на сохранившуюся часть протектора. Но лучше отрегулировать углы установки колес и избавиться от этой проблемы.