ATF или Automatic Transmission Fluid
Данная статья, это информация для правильного понимания физики и химии процессов и для принятия своевременных и верных технических решений.
ATF или Automatic Transmission Fluid или жидкость для автоматических коробок перемены передач, обычно, специально окрашенная на производстве в красный цвет, реже в синий или зеленый чтобы пользователь уверено применял данный продукт только по назначению.
Применение ATF в механике основано на уникальных физических свойствах жидкости, например, жидкость сохраняет объем, это значит, что она, практически не поддается сжатию как газ, и это значит, что при использовании в механике, приложенная на жидкость сила в точке «А», практически тут-же будет передана в точку «Б».
Применение гидравлических систем основано на невозможности или отсутствии или низкой эффективности использования других видов энергии для передачи сигнала.
Примером является автомобиль Tesla, в котором гидравлические системы отсутствуют при наличии трансмиссии.
Жидкости могут принимать форму сосуда, они имеют природную, а сейчас, с развитием технологий переработки углеводородов, ещё и программируемую или синтезируемую текучесть. Надо помнить, что всё это работает в классических агрегатных состояниях, то есть в существующей среде. В той самой среде, в которой мы эксплуатируем наши автомобили.
Трансмиссионная жидкость для человека далекого от механики зачастую близка по своим свойствам и характеристикам и к моторным и трансмиссионным маслам, все-же предназначена для использования в гидравлических системах различных по назначению механизмах, например в гидрораспределителе клапанной коробки управления токарным станком, в специальных машинах и транспортных средствах, таких как экскаваторы и конечно в гидроусилителях рулевого управления и в АКПП легковых автомобилей.
Мы люди, влияем на те значительные изменения, которые произошли с автомобилями в течении короткого времени, мы меняем это ради нашего комфорта и ради нашего экологичного будущего, поэтому автомобили стали более технологичными. Это изменение затронуло и трансмиссионной жидкости.
Очень долгое время, стандарты ATF Dexron II и Dexron III являлись основой рынка гидравлических жидкостей, революционные изменения произошли благодаря компании Крайслер экспериментирующей с блокировкой гидротрансформатора, хотя пионерами в этой области были инженеры из компании Packard Motor Car Company, автомобиль нашей победы Studebaker US6, на котором наши артиллеристы и Катюши дошли до Берлина и изгнали японцев из Китая, изготовитель компания Studebaker-Packard Corporation.
В 1998 году произошло важное событие, одновременно, компания Aisin AW Co. японский разработчик АКПП вывела на рынок 5-ступенчатую, поперечной компоновки АКПП AW55-50SN с функцией залипания блокировки и корпорация GM представляет 5-и ступенчатую АКПП продольной компоновки GM 5L40E Hudro-Matik с волнообразной карбоновой блокировкой и функцией залипания. Обе АКПП могли быть моно и полно приводными, устанавливались на широкий модельный ряд автомобилей корпорации GM и на автомобили других концернов, в том числе на BMW, PSA, KIA, Renault.
Именно для этих АКПП, точнее для правильной работы блокировки в момент залипания и для устранения вибрации Aisin AW Co. анонсирует новейшую разработку, трансмиссионную жидкость Toyota T4 (Mobil 3309, JWS 3309, GM 9986195) которая и становится первой трансмиссионной жидкостью с синтезированными свойствами. Корпорация GM, на первом этапе не занимается вопросом улучшения трансмиссионной жидкости, рассчитывая на исключительные механические характеристики карбоновой блокировки и надежной системы управления АКПП, но в процессе отказов, начинает серьезную работу над ATF, так появляется целая серия модификаций Dexron III, естественно работающий за счет специальных присадок. Будучи самыми передовыми в мире, эти коробки передач имели множество проблем, в России зарекомендовали себя ненадежными, часто ломались, стоимость восстановления была самой высокой.
Бензиновый кризис и стремление к экологичному миру, сдвинуло интересы общества в сторону улучшения характеристик двигателей внутреннего сгорания, так на двигателях появилась электроника, программирование, управляемый впрыск и наддув. Это потянуло за собой синхронизацию, программирование и электронное управление переключением передач, уменьшение диапазона передачи крутящего момента, увеличение количества передач, облегчение агрегатов, широкое использование алюминия вместо стали.
Все это стало содержать в себе на порядок большее количество компонентов разного типа, работать намного быстрее, быстрее нагреваться и быстрее изнашиваться.
Поэтому для новых АКПП, разработчики создают синтезированные трансмиссионные жидкости, которые кроме функции передачи сигнала, должны работать с полиметаллическими деталями не создавая ненужных химических реакций, быстро выводить тепло из зоны нагрева, то есть обладать повышенной текучестью, а для современных 10-и и 12-и ступенчатых АКПП сверхтекучестью, быстро охлаждаться в зоне распыления эжектора, поддона, в системе охлаждения если таковая досталась Вашему автомобилю.
В 2004 году, первой, относительно полноценной трансмиссионной жидкостью с такими характеристиками становится ATF Toyota WS, которая считается полностью синтетической, с добавлением пакета присадок и новым примечанием low viscosity или низкая вязкость, что означает меньшее трение и увеличение скорости, то есть соответствие новым тенденциям.
Корпорация Toyota полностью переходит на данный стандарт ATF, так как на этот момент у неё уже устанавливаются разработанные Aisin AW, первые в мире, современные 6-ступенчатые АКПП, которые она успешно продает всем желающим в том числе и GM и Ford и VAG, заодно продвигая новый стандарт ATF.
Это движение стало следствием глобального развития и общего видения грядущих изменений в отрасли, и это приводит GM к изменению концепции АКПП и к разработке 6-и ступенчатой универсальной поперечной АКПП нового типа с индексом GM 6T30, что обошлось корпорации, переживающей нелегкие времена в два миллиарда долларов США. Ford прекратил сотрудничество с Nissan и Mitsubishi теряет влияние на JATCO еще одного разработчика АКПП из Японии, переключается на европейский GETRAG (сейчас это MAGNA POWERTRAIN), на ZF и совместно с GM дорабатывает и использует на своих автомобилях собственную доработку GM 6T под индексом 6F, похожую, но свою АКПП.
Для данных АКПП рекомендуется использовать Dexron VI, в данной жидкости характерно использование огромного количества присадок, в том числе молибдена.
Отмечу интересный момент при использовании правильного Dexron VI, когда его заправляют в АКПП, он имеет характерный красный цвет, но после первого нагрева, в рабочем пределе, молибден начинает темнеть и со временем приобретает серый цвет что используется непорядочными или «незнайками» механиками как основание для ремонта АКПП.
В Toyota WS такой присадки нет, так как алюминия в японских АКПП меньше. Японцы в целом попроще относятся к ATF и маслам. В США это серьезная научная и прикладная отрасль.
Департамент транспорта США и Национальное управление безопасности дорожного движения с 1973 года разрабатывают стандарты корпоративного среднего потребления топлива, что является прямым регулированием потребления топлива для разных типов транспортных средств.
Под влиянием этих требований в 2013 году GM впервые в своей истории анонсирует ATF Dexron HP, так как на автомобили с 6-и и 8-и ступенчатыми коробками передач для повышения экономии топлива стали устанавливаться двигатели меньшего размера с очень узким диапазоном крутящего момента. Для правильной работы новых 8-и ступенчатых автоматических коробок передач GM 8L90 и 8L45 RWD/4WD 2015 года выпуска потребовалась новая модификация жидкости, это была первая «Пожизненная» жидкость GM, не требующая замены жидкости или фильтра в «нормальных» условиях эксплуатации.
Немного о «Пожизненных» жидкостях или о ATF «на весь срок службы», помните, понятный срок эксплуатации автомобиля указан в Вашей сервисной книжке, количество ТО и пробег, если нет, то в гарантийном талоне, например, как у Huyndai Kia – 5 лет или 150000 км. пробега.
Первыми этим увлеклись не американцы и немцы, а японцы, просчитали варианты и поняли, нет смысла менять трансмиссионную жидкость, если гарантийный период прописан четко и понятно. Так появилась жидкость на весь срок эксплуатации. Следом пошли инженеры из ZF, а дальше, Вы сами как пользователи, все видите.
При более высоких требованиях к качеству автомобиля и возможных последствиях для производителя даже в постгарантийный период, подход меняется коренным образом, появляются нормативы и ограничения. Например, Volvo прямо указывает на необходимость производить замену трансмиссионной жидкости для автомобилей, используемых специальными службами, скорой помощью, полицией, пожарной охраной и в том числе такси и находящихся в тяжелом режиме (heavy duty) эксплуатации на пробеге не более 70000 км. Уже это говорит о неоднозначности позиции пожизненности ATF.
В 2014 году анонсирована ATF Dexron ULV (Ultra Low Viscosity), пришло время 10-и и 12-и ступенчатых АКПП, где трансмиссионная жидкость это уже самостоятельный, а не сервисный продукт.
Современная ATF это уже запасная часть Вашего автомобиля и относится к ней надо соответственно. Не допускайте эксплуатацию АКПП с перегретой или засоренной ATF, это критично.
Что в целом изменилось в системе управления АКПП и в кинематике АКПП и почему всё очень дорого и ATF надо менять часто.
Раньше: Клапанная коробка была из чугуна, а клапана из стали, основное давление было большим, задействовалось небольшое количество деталей, в периферийных системах давление было небольшим, детали были стальными, широко применялись гидроаккумуляторы для смягчения переключения передач, блокировка или отсутствовала или работала на 2-х последних передачах. Минимальное количество электрооборудования, полное отсутствие электроники, управление от оборотов ДВС и вращения колес по спидометру, иногда по вакууму. Простейшие планетарные механизмы и дифференциалы, насосы с ограничениями по производительности.
Теперь: Клапанная коробка и клапана из алюминия, электронный блок управления зачастую находится в коробке передач в ванне из ATF, программное обеспечение постоянно обменивается информацией с блоком комфорта, с блоком АБС, с блоком ДВС с электронным контролем давления, с датчиками давления в шинах, с гироскопом. Детали коробки передач алюминиевые с подшипниками трения из полиметаллов, с электромагнитными клапанами регулирующими давление для клапанов переключения, клапана основного давления, клапана вторичного давления, клапана регулирующего прижатие блокировки, клапана регулирующего подачу смазки, кинематических деталей вместо 3-х пакетов от 6-и и до 10-и. Сложные планетарные механизмы по математическим схемам подразумевающим понижение или повышение передач в нужных диапазонах, но в компактном исполнении, что раньше не требовалось. Для экономии места в поперечном исполнении широко используются косозубые передачи, которые под воздействием нагрузки стремятся сдвинутся в сторону от оси. Из-за уменьшения рабочих отверстий при сохранении давления, из-за увеличения скорости работы деталей, клапана в клапанной коробке изнашиваются намного быстрее, материал естественного износа более опасен, так как является абразивным материалом. Скорость и сила, это тепло, тепло, это враг всего подвижного.
Трансмиссионное масло ATF, история создания и свойства
Смазка ATF это особый тип трансмиссионного масла жидкой консистенции. Продукт изготавливается на основе минералов и синтетики. Назначение технического вещества: защита трущихся деталей автоматической коробки переключения передач.
Сегодня, именно трансмиссионное масло ATF, будет предметом нашего рассмотрения. Мы коснёмся истории его создания, выясним, как работает жидкость, определимся с её типами. Рассмотрим отличие исследуемого продукта от других типов трансмиссионных смазок.
От китового жира к новым технологиям
Возможно, часть автомобильного сообщества будет удивлена информацией о том, что ранее производители изготавливали первые разновидности технической жидкости, используя жир, вырабатываемый из сала морских китов (ворвань). После выхода закона, запрещающего добычу гигантов корпорации вынуждены были искать другие компоненты и разрабатывать синтетическую основу. Сегодня масло для переключения передач автоматические коробки изготавливают многие компании. Лидерами производства качественного продукта и надёжным мировым импортёром считаются компании:
- General Motors.
- Chrysler.
- Hyundai.
- Mitsubishi.
- Ford.
- Toyota.
Сегодня смазка на минеральной основе для переключения передач автоматические коробки ATF считается наиболее качественным и перспективным продуктом.
Рождение Dexron
Первый продукт, о котором идёт речь, появился на рынке в 1968 году. Далее, на смену пришёл Dexron ІІС. Замена произошла в 1972 году. Сменный вариант предлагался с приставкой IID. Выпуск прекратился в 1993 году. Новое поколение выпускалось начиная с 2005 года с приставкой «VI». Продукт последнего поколения имеет большой эксплуатационный срок, низкую степень кинематической вязкости, что позволяет утверждать о его положительном влиянии на экономию топлива.
Масло или не масло
Вопрос лёгкий, с него и начнём: масло для АКПП – это масло или нет? Друзья, это жидкое трансмиссионное масло в жидком виде. Оно отличается от аналогичного продукта, который заливается в АКПП тем, что оно жиже. В нашем случае крутящий момент передаётся при помощи гидравлического трансформатора: понадобится высокое давление. Масло АТФ из-за высокой текучести принято называть рабочей жидкостью.
Трансмиссионный продукт для механических коробок отличается по допускам вязкости с градацией:
Обратите внимание при покупке на цифры: SAE 70W-85, SAE 80W-90. Проводя замену масла фактор сезонности необходимо учитывать.
К сведению. Механика разогревается до 600 С°. Автомат работает в ином t0 режиме: 90-100 и более, плоть до 1200С°.
Отчасти этим обусловлена установка радиаторов охлаждения на автоматические коробки. Нельзя допустить при высокой температуре пригорания вещества.
Как создавались жидкости ATF
Мы с вами, уже выяснили, что рассматриваемый нами продукт не похож ни на один вид смазывающего вещества, он отличается вязкостью масла. Его больше нельзя никуда заливать. Если это произойдёт, вас ожидают серьёзные поломки. Во избежание возможных казусов было принято решение окрасить жидкость в определённый цвет. В данном случае, красный. Вот почему АТФ яркого красного цвета.
Как работает ATF жидкость
Рабочие процессы напрямую связанны с определёнными условиями, такими как:
- Температура.
- Вспенивание и коррозия.
- Ресурс.
- Испарение.
Давайте выясним, что за столь короткими обозначениями кроется, раскроем, так сказать технические тайны влияния масла ATF на работу трансмиссий.
Температура
Среднестатистические показатели температурного режима в пределах 80-850С. При этом с наступлением жары, а также работе автомобиля в городских заторах, t° может достигать 150 градусов Цельсия. Всё дело в том, что у автомата отсутствует жёсткая передача момента от силовой установки. Вследствие чего двигатель выдаёт повышенную мощность не нужную колёсным парам, чтобы преодолеть сопротивление дорожного полотна. Следовательно, избыток скопившейся энергии должен поглощаться рабочей жидкостью и расходоваться на трение. Поэтому при таком раскладе нагрев просто зашкаливает.
Вспенивание и коррозия
Большие объёмы смазки, проходящие рабочий цикл под большим давлением, создают благоприятную среду для вспенивания. По цепочке этот процесс приводит к окислению жидкости и металлических частей рабочего органа. Для этого жидкость должна насыщаться определёнными присадками для минимизации негативного процесса.
Ресурс
Уникальный продукт может работать не одну тысячу километров. Ресурс эксплуатации в неблагоприятной среде от 50 до 70 тыс. км, после чего, положительные свойства смазки теряются и её необходимо менять.
Испарение
Трансмиссионная жидкость – это продукт, который легко улетучивается. Поэтому производители (ряд из них) устанавливают щупы для определения уровня рабочей жидкости на автоматах. Рабочий уровень может опуститься при выходе паров из вентиляционных полостей автоматической коробки (на автомобильном сленге «сапун»). Регулярная проверка уровня – традиционная обязанность водителя.
Почему ATF стоит так дорого
Многих интересует вопрос, почему универсальные масла обходятся водителям дороже других продуктов? Действительно, цена может колебаться от 700 до 800 руб. за один литр. Считаем: автомат поглощает при заправке 8-10 литров. Умножьте на стоимость и получите неприятную для семейного бюджета сумму – 8 тыс. р. Мы понимаем, что прогресс не стоит на места. За эволюцию нужно платить. Рис. 5.Рассматриваемый нами продукт совершеннее, чем обычное рабочее масло. Вывод: платим за качество. На стоимость также влияет эксплуатационный период, который составляет от 60 до 70 тыс. километров. К тому же, это работа на постоянной основе во вредной среде.
Типы ATF жидкостей представленных на современном рынке
Сегодня на автомобильном рынке реализуются следующие типы масел atf:
- Mercon.
- Dexron.
- Alison.
Давайте и мы с вами познакомимся с историей их создания и выясним, характеристики и типы трансмиссионной жидкости. Узнаем, в каких ситуациях используется тот или иной продукт.
Mercon
Жидкость выпускается известной во всём мире автомобильной компанией Ford. Отличие смазки GM и Ford в том, что американское предприятие GM делает акцент на плавном переключении, а концерн Ford сосредоточен на скоростных показателях. Смазка от концерна Форд в большей степени подходят к спецификации ATF.
Dexron
1968 год – это начало выпуска рассматриваемого продукта от GM. На разработку и приостановку исследований повлияло несколько факторов: недовольство защитников природы, а впоследствии запрет на вылов китов (об этом писалось раньше) и слабые технические характеристики: смазка слабо переносила высокие t°. Начиная, с 1972 года, появилась модификация смазки Dexron ІІС, где за основы изготовителя взяли масло жожоба. Это увеличило срок службу деталей трансмиссионного узла и частично приостановило процесс коррозии металла. Добавка снижала гигроскопичную избыточность.Ещё одно масло, которое имело присадки – это продукт, с приставкой IID. Техническая жидкость с индексом IIE реализовывалась на мировом рынке, вплоть до 1993 года. Долгий срок реализации вызван возможностью продукта сохранять жидкие свойства при отрицательных t0. При этом улучшались фрикционные характеристики.2005 год охарактеризовался появлением на автомобильном рынке нового поколения фрикционных характеристик. Масло для трансмиссии разрабатывалось для АКПП на 6 ступеней. Смесь обладала высоким эксплуатационным порогом и позволяла увеличить степень кинематической вязкости. Именно это позволило говорить о возможности повысить топливную экономичность.
Alison C-4
Это разработка концерна General Motors предназначена для коробок передач крупногабаритного транспорта. Жидкость ATF предназначалась для заливки в рабочий узел внедорожной техники и грузовых автомобилей.
Роль General Motors в создании первой ATF
Первая спецификация масел вышла пол брендом знаменитого концерна General Motors. В 1949 году продукт получил широкое распространение и массово поступил на автомобильный рынок. Технологии не стоят на месте. Дело в том, что именно эта компания разработала первую коробку автомат, официально заявив об этом в 1938 году. Позже, одним из приоритетных направлений американского концерна, стало изготовление новых трансмиссионных смесей. При этом к качеству технической жидкости были установлены жёсткие нормативы по составляющим компонентам. Компании повезло, ведь эта ниша оказалась свободной и GM стала законодателем технических характеристик ATF, установив свои правила игры.
Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел
Все масла, такие как: моторные, редукторные, трансмиссионные и предназначенные для гидравлического усилителя, имеют некоторые схожие свойства. Они смазывают рабочие детали с целью увеличения трения рабочих (трущихся) поверхностей. Визуально их трудно определить. Часто возникают ошибки и/или по незнанию в автомат могут налить моторное масло, а в гидроусилитель тормозную жидкость. Automatic Transmission Fluid в корне отличается от других продуктов:
- Сложным составом.
- Повышенным смазывающим эффектом.
- Увеличивает силу трения фрикционных групп.
- Предотвращает процессы коррозии металла.
- Обладает гидрофобностью.
В зависимости от условий эксплуатации и других факторов при постоянной работе в негативной среде рабочий срок выше других видов смазки.
Как хранить: техника безопасности
Достаточно обратить внимание на рекомендации производителя, который указывает сроки эксплуатации, правила и особенности обращения. Нельзя допускать его хранения с бензином и другими горючими веществами.Что касается техники безопасности. В этом случае необходимо работать в защитных перчатках и не допускать попадания жидкости в глаза. Если это произошло, необходимо промыть лицо проточной водой, и обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Помещение, где хранится смазка, должно быть оборудовано противопожарной защитой и сигнализацией.
С чем связаны определённые сроки замены масла
На срок замены технической жидкости влияют:
- Пробег транспортного средства между заменой.
- Условия, в которых эксплуатировался автомобиль.
- Эксплуатационный характер и стиль управления авто (агрессивная манера вождения и/или спокойная).
На заметку. Масло со временем стареет. Поэтому если транспорт не эксплуатировался, смена жидкости должна проводиться не реже одного раза в 2 года. При активной эксплуатации автомобиля производители рекомендуют замену после прохождения 20-25 тыс. километров пробега.
Коробка автомат сконструирована таким образом, что при замене необходимо снимать поддон и чистить магниты от металлической стружки и мусора. При замене жидкости обязательно меняется фильтрующий элемент.Согласно регламенту эти работы выполняются специалистами СТО. Сервисные центры используют специальные приспособления для откачки отработки из системы. Самостоятельная смена рабочего вещества возможна. При этом жидкость в гаражных условиях выводится примерно на 50%. К слову сказать, часто желание экономии на сменном процессе продукта приводит к негативным последствиям, которые выливаются в ремонт и сопровождаются дополнительной тратой денег, имейте это ввиду. А замена уровня жидкости “наполовину” отрицательно влияет на работу узла и других механизмов.
Резюме
Настройка автоматов нынешнего поколения, начиная с 2003 года, весьма чувствительна к смене составляющих. Эту особенность нужно помнить и всегда учитывать. Если возникли сомнения в типе залитого ранее масла лучше не рисковать и провести полную замену отработки на новый продукт.
Масло ATF: традиционные типы и современные разработки
Заправленное в автоматическую коробку масло (или жидкость ATF) подается под давлением к трущимся деталям для смазки и используется в гидравлической системе. Жидкость сохраняет характеристики в широком диапазоне температур и отводит продукты износа из зон контакта.
Существует несколько разновидностей масел для АКПП, отличающихся присадками и соответствующих стандартам разных производителей.
Что такое жидкость ATF
Масло ATF или Automatic Transmission Fluid (в переводе на русский язык – жидкость для автоматических трансмиссий) заливается в поддон АКПП и подается в гидравлическую систему при помощи насоса. Используется для управления фрикционными пакетами и тормозами при переключении скоростей, одновременно охлаждая детали и снижая силу трения.
Жидкость смывает продукты износа, которые затем улавливаются фильтром и магнитами.
Состав и свойства ATF
Жидкость ATF состоит из базового масла и пакета присадок, обеспечивающих снижение силы трения, предотвращающих коррозию или вспенивание. Ранние варианты ATF создавались на основе минерального масла. Впоследствии стала использоваться синтетика. Иногда встречаются варианты на полусинтетической основе (градация аналогична разделению моторных масел). Состав пакета присадок зависит от стандарта, которому соответствует жидкость ATF.
Состав и удельный вес присадок в ATF зависят и от производителя. Каждая компания создает свой рецепт, обеспечивающий снижение скорости износа деталей и повышающий надежность работы АКПП.
Например, в Dexron 6 от ZIC присутствует бор, кальций и фосфор. Массовая доля серы находится в пределах 0,16-0,17%. В ATF присутствуют следы кремния и цинка. Основа для жидкости ZIC – масло VHVI, полученное путем гидрокрекинга, имеющее сниженную вязкость.
ZIC DEXRON®-VI
Особенности жидкостей ATF:
- сохранение текучести при охлаждении до -40⁰С или ниже;
- стойкость к нагреву (при работе гидротрансформатора температура ATF доходит до +150⁰С);
- снижение скорости коррозии деталей из цветных металлов;
- наличие в составе красителя (красного или зеленого цвета);
- прозрачная структура, позволяющая визуально оценивать состояние отработавшего масла.
Достоинства и недостатки
Преимущества жидкости ATF:
Жидкость для автоматической коробки передач требует регулярного обновления. Качество работы АКПП зависит от чистоты масла.
Дополнительный недостаток – повышенная цена масел и необходимость установки нового фильтра при обслуживании АКПП (на некоторых моделях коробок фильтры меняются только при проведении капитального ремонта). К недостаткам ATF можно отнести и разнообразие стандартов, что следует учитывать при выборе масла.
Масляный фильтр АКПП
Непригодное масло, наличие металлической стружки
Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел
Стандартные трансмиссионные масла (минералка, синтетика или полусинтетика), используемые в механических коробках передач или редукторах, предназначены для смазки и охлаждения шестерен или подшипников.
Жидкости ATF, хотя и базирующиеся на продуктах перегонки нефти, содержат пакеты присадок, и рассчитаны на другие условия работы. Они используются для привода механизмов переключения, не вспениваются при работе, а за счет высокой текучести смазывают детали в гидроблоке без потери давления.
История создания жидкости ATF
Ранние образцы полуавтоматических коробок, появившиеся еще до Второй мировой войны, работали на минеральном моторном масле. Например, в коробке Liquamatic Drive для работы обгонной муфты применялось минеральное моторное масло SAE10 (механическая часть агрегата заполнялась трансмиссионным маслом).
Первая специальная жидкость ATF-A была разработана в 1949 г. компанией General Motors. Через 8 лет стандарт модернизировали. Для АКПП стала использоваться ATF TASA или Suffix A с улучшенными характеристиками (за счет ввода присадок).
В 1967 г. компания General Motors представила новый стандарт ATF-B, который впоследствии переименовали в Dexron B. Вплоть до 1972 г. основой ATF был натуральный китовый жир, но ужесточение американского природоохранного законодательства и рост спроса подтолкнули разработчиков к поискам синтетических заменителей спермацетового жира (добывался из китов).
В середине 70-х гг. прошлого века появились синтетические материалы от компании International Lubricants, которые превзошли натуральные жиры по характеристикам.
На основе синтетических материалов стали выпускать Dexron II Type C с большим содержанием присадок. Но добавки вызывали коррозию, что привело к пересмотру стандарта DII. Новый Dexron II Type D (или 2D) выпускался до 1990 г., когда был вытеснен версией Type E, а с 1995 г. был принят стандарт Dexron III. Впоследствии были приняты спецификации Dexron IV, V и VI.
Dexron II Type D
Работы по созданию своих спецификаций ATF вели и другие компании (например, Ford или Toyota). Концерны General Motors и Ford предъявляли различные требования к ATF, что обусловило разные характеристики жидкостей.
Компания Ford ввела собственную спецификацию M2С33-D (позднее – Mercon), а Toyota внедрила стандарт Tyret. Позднее появились оригинальные жидкости для коробок, устанавливавшихся на автомобили VW, BMW или Volvo.
Типы ATF жидкостей представленных на современном рынке
На 2022 г. на рынке представлено несколько стандартов жидкостей ATF. Характеристики масел определяются конструктивными особенностями коробок. Информация о допустимых стандартах указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Mercon
Стандарт был разработан компанией Ford. Масло обеспечивало быстрое переключение скоростей (в отличие от Dexron, который был ориентирован на мягкую работу АКПП). Расшифровки слова Mercon не существует, поскольку оно указывает на торговую марку.
Первый релиз спецификации вышел в 1987 г., с 2014 г. используется Mercon-ULV (сокращение от Ultra-Low Viscosity – сверхнизкая вязкость).
- удельный вес (при +15,6⁰С) – 0,863 г/см³;
- температура вспышки паров – не ниже +196⁰С;
- вязкость при -40⁰С и +100⁰С – 10000 и 7,5 сантистоксов соответственно;
- температура потери текучести – не выше -48⁰С.
Стандарт Mercon допускает использование полусинтетической и синтетической базы. Для применения в гидравлических усилителях руля поставляется специальная версия Mercon, отличающаяся составом присадок и характеристиками.
ATF Mercon 5 Ford
KENDALL Mercon V ATF
Dexron
Торговое обозначение Dexron было введено в оборот компанией GM. Существовало несколько спецификаций, отличающихся требованиями к химическому составу и характеристикам. Например, в состав Dexron IID на нефтяной основе входило более 10% присадок (в том числе – ингибиторы коррозии).
На автомобилях, выпуска до 2010 г. часто используются коробки, рассчитанные на жидкости стандартов Dexron III или DIV. Также существуют нормы Dexron V и VI (каждый последующий стандарт полностью перекрывает требования прежнего).
Основные данные спецификации Dexron VI:
- плотность – 0,85 г/см³;
- кинематическая вязкость при +40⁰С и +100⁰С – 30,9 и 6,2 сантистоксов соответственно;
- температура потери текучести – не выше -52,5⁰С
- температура вспышки паров – не ниже +214⁰С;
- цвет – различные вариации красного.
Alison C 4
Стандарт разработан компанией Alison для коробок, установленных на тяжелой технике. Масло имеет повышенное качество, отличается хорошими противоизносными и противозадирными характеристиками, стабильной вязкостью и защищает детали от образования очагов коррозии.
Плотность – 0,848 г/см³, пары воспламеняются при температуре не ниже +210⁰С.
Жидкость с допуском Alison C 4 Elf Renaulmatic D2
Последняя разработка на рынке ATF
Из-за многообразия стандартов у владельцев машин возникают сложности с подбором ATF. Ряд нефтяных компаний разработали универсальные масла серии Multi-Vehicle, которые отвечают нескольким спецификациям. Базируются на синтетической основе и содержат расширенный пакет присадок.
Например, Gulf Multi-Vehicle ATF может использоваться вместо масел стандартов Chrysler ATF +3/+4, Dexron III и Mercon V. Но не подходит для вариаторов или коробок, оснащенных двойным сцеплением, а также ряда специфичных АКПП (например, 6-скоростных коробок ZF).
Таким образом, назвать Gulf Multi-Vehicle ATF полностью универсальным нельзя. Продукты прочих компаний также имеют ряд ограничений по применимости.
GULF Multi-Vehicle ATF
Как работает ATF жидкость
Жидкость в АКПП подается насосом в гидравлическую систему. Масло используется в гидротрансформаторе для передачи мощности. При работе жидкость прогревается. Для снижения температуры коробки оснащаются теплообменниками.
Масло подается и в гидроблок, оснащенный клапанами. Низкая вязкость обеспечивает быструю подачу ATF к цилиндрам, управляющим работой тормозных лент или фрикционных пакетов.
Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
При подборе учитывают требования производителя коробки. Ведь каждый последующий стандарт перекрывает требования предыдущего. Например, если с завода в коробке использовать ATF-A, то приобрести такое масло невозможно из-за прекращения выпуска. В таких АКПП можно использовать жидкости с последующими стандартами (например, Dexron III).
Спецификации ATF GM
Компания General Motors в разные годы выпускала документы, оговаривающие требования к ATF:
- ранний стандарт Dexron B, впоследствии вытесненный нормативом Dexron II;
- спецификация Dexron III, использовавшаяся на автомобилях до 2006 г. (впоследствии стала применяться спецификация Dexron IV)
- Dexron HP, жидкость разрабатывалась для 8-скоростных коробок и стала использоваться с 2013 г.;
- Dexron ULV, масло предназначено для 10-ступенчатых коробок передач (используется с 2017 г.).
Dexron VI от GM
Классификация Mitsubishi (MMC) и Hyundai
Компания Mitsubishi разрабатывала свои спецификации для ATF (с учетом конструктивных особенностей коробок). Южнокорейский концерн Hyundai-KIA перенял стандарты, поскольку начинал деятельность с лицензионного выпуска автомобилей Mitsubishi.
Вплоть до 1995 г. в коробках использовалась ATF Diamond SP, впоследствии были приняты спецификации Diamond SP-II и SP-III. Для современных 6-скоростных коробок Mitsubishi используется DiaQueen ATF-J3, а Hyundai-KIA применяет Diamond SP-IV.
Mitsubishi ATF SP III
Hyundai ATF SP-IV
Классификация Toyota
Концерн Toyota использует на автомобилях коробки разработки Aisin. Для агрегатов существуют специальные жидкости, которые поставляются в оригинальной таре (сама компания Toyota не владеет нефтеперерабатывающими мощностями).
Разновидности жидкостей Toyota:
- Type T – ранняя версия стандарта, рассчитанного на коробки с гидравлическим управлением;
- Type T-II – применялась в конце 80-х и начале 90-х гг. после появления коробок с электронным управлением;
- Type T-III – стандарт использовался до начала 2000-х гг.; – улучшенный вариант предыдущего норматива;
- WS – синтетическая жидкость, используемая в коробках автомобилей с 2004 г.
Другие классификации
Существуют и другие спецификации, разработанные автомобильными концернами. Например, для Honda используется жидкость ATF Z1. Но она вытеснена усовершенствованным маслом DW-1. Для вариаторов требуются специальные жидкости серии HCF, обеспечивающие ресурс ремня и конусов. Компания Subaru до 2004 г. использовала жидкости Dexron III, а затем перешла на стандарт ATF-HP.
Свои жидкости требуются и для коробок Nissan. В ранних моделях использовалось масло Matic D, после появления 6-ступенчатых агрегатов стала применяться жидкость Matic K. Для машин с задними ведущими колесами разработано масло Matic J, которое вытесняется версией Matic S.
Nissan Matic Fluid D
Nissan AT-Matic J Fluid
Nissan ATF Matic-S
Применяемость – для каких коробок и автомобилей
В заводской инструкции по эксплуатации, прилагаемой к машине, указывается марка жидкости ATF. Некоторые компании устанавливают дополнительные этикетки в моторном отсеке, на которых указывается тип масла. Жидкость может использоваться и в системах гидравлического усилителя руля (например, на BMW с кузовом E34 на крышке бачка имеется надпись ATF Oil Only).
При обслуживании автомобиля у дилера в коробку заливают оригинальную жидкость. Можно использовать масла от альтернативных поставщиков (например, ZIC или Mobil) при условии, что они имеют соответствующий допуск. Некоторые производители вводят дополнительные присадки, снижающие температуру потери текучести.
ATF, PSF и три разных цвета: что заливать в гидроусилитель и что можно смешивать
Получается, что в ГУР можно заправлять любой состав. Некоторые водители даже льют автол – конечно, по собственному решению. Однако делать это не стоит. Хотя оно также будет работать в усилителе, но никто никаких гарантий здесь не дает.
Другой вопрос: можно ли смешивать жидкости для ГУР? Нет, если они на разной основе. Ни в коем случае нельзя мешать синтетику с минералкой и наоборот. Это может вызвать химическую реакцию присадок, ухудшить состав масла и «угробить» насос. Поэтому доливайте только ту жидкость, которая была в бачке. Либо хорошенько промойте бачок перед заправкой и полностью удалите смазку из системы.
Как часто менять смазку в гидроусилителе и какую выбрать?
Обычно замена рекомендована раз в 80-100 тыс. километров пробега или каждые три года в зависимости от того, что наступит раньше. Но для разных моделей авто интервал может несколько отличаться. Получить более подробную информацию можно в руководстве по эксплуатации машины.
- Покупайте химию с рекомендованными производителем авто параметрами.
- Меняйте её строго в установленные интервалы.
- Приобретайте качественные составы от популярных брендов.
- Не покупайте жидкости в непроверенных местах. Велика вероятность попасть на подделку или препарат низкого качества с неизвестным составом.
- Недостаток смазки ГУР. Зачастую её можно долить, если до установленного интервала ещё далеко. Когда такое происходит часто, нужно проверить систему на наличие утечек.
- Изменение цвета, запаха или появление в жидкости примесей.
- Ремонт или замена узла.
- Покупка машины с пробегом и неизвестной историей обслуживания.
- Частое оставление автомобиля на парковке с вывернутыми колёсами.
- Привычка постоянно выворачивать рулевое колесо до упора без необходимости.
Последние три пункта приводят к быстрому и чрезмерному износу деталей механизма. Во избежание дорогостоящего ремонта машины нужно не только чаще менять жидкость ГУР, но и пересмотреть свои водительские привычки. Это позволит надолго сохранить узел в исправном состоянии.
Можно ли доливать жидкость?
Доливка жидкость в гидроусилитель руля допустима. Но если до плановой замены осталось недолго, её лучше поменять. При этом нелишне выяснить причину нехватки смазки. Возможно, система разгерметизирована и требует ремонта.