FAQ по маслу: от списка проверенных дилеров до использования «восстанавливающих» присадок и «просрочки»
«Спрашивали — отвечаем». На прошлой неделе мы призвали читателей присылать оставшиеся невыясненными вопросы относительно масел, чтобы сделать своеобразный FAQ. На почту поступило более полутора десятков писем. Все они были направлены специалисту — Павлу Черногорову, начальнику группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек». Мы решили разделить вопросы на две темы: утилитарную часть, касающуюся большинства белорусов, и разбор конкретных примеров, которыми поделились читатели.
Вопросы по использованию
— На сервисе можно услышать фразы типа «Я сам знаю, какое масло и какой вязкости лучше лить», «Я купил машину, и прежний владелец заливал именно это — так что лейте его». Насколько правы такие автовладельцы?
— Использование того или иного масла в моторе регламентирует сам производитель двигателя и никто иной. Даже если на горловине указан производитель (бренд) или конкретная вязкость, стоит узнать, что можно, а что нельзя заливать. Правильно подобрать масло можно после ознакомления с мануалом, который есть в каждом новом автомобиле. Если речь о «бэушке», то мануал можно скачать в сети. В разделе «Техническое обслуживание» или «Проверка и заправка» всегда указаны требования автопроизводителя к вязкости и допуску используемого масла. Могут быть рекомендации брендов в качестве рекламы, причем для разных рынков бренды могут быть разными.
Для примера возьмем довольно популярный в РБ автомобиль Skoda Rapid. Поиск мануала занимает не больше минуты. Читаем: для бензиновых двигателей предъявляются требования к маслу от устаревшего 502 00 до современного 508 00. Рекомендации по вязкости в данном случае отсутствуют, а значит, ограничений нет, и выбор потребителя падет на типовые продукты, которые есть в линейке всех производителей масел 5w-40 с допуском 502 00 и 5w-30 с допуском 504 00.
— Кто-то скажет «не хочу заморачиваться и читать всякие там мануалы». Есть ли вариант попроще?
— Во-первых, можно найти автосервис, которому вы будете доверять. Во-вторых, можно зайти на сайт производителя масла и по модели машины получить список рекомендованных продуктов (пример от бренда ZIC — по ссылке). Важно понимать, что рекомендации строятся только на основании требований автопроизводителя к конкретному двигателю.
— Верно ли деление масел по принципу: 15W-40 — «минералка», 10W-40 — полусинтетика, 5W-30 — синтетика?
— Это не так. Тип масла не зависит от его вязкости. Так, минеральным может быть и 10w-40, и 5w-30. К примеру, предназначенный для азиатского региона Shell Helix HX5 SN 5W-30 не является синтетикой, продукт относится к минеральным или полусинтетическим маслам.
— «Почти не езжу на машине, накатал только 10 000 км за 3 года, а потому масло меняю раз в 3 года». Можно ли определять необходимость замены масла только по пробегу?
— Не стоит. Оптимальным сроком замены масла по времени является 1 год, даже если автомобиль не наездил необходимый интервал для замены.
— Стоит ли добавлять в масло присадки? Даже если оно не самого лучшего качества, присадки могли бы исправить ситуацию.
— Лучше не стоит. Ни один производитель не рекомендует использование присадок, так как требования к маслу уже учтены в конкретном допуске. То есть производители масел уже добавили все что нужно и сделали состав сбалансированным по всем параметрам, согласно требованиям допуска того или иного автопроизводителя. Самостоятельное добавление присадок повышает вероятность «неправильной» работы двигателя. Но не стоит путать присадки для масла с присадками для топлива. Последние работают иначе. Но и они часто могут быть запрещены автопроизводителем. Пример — все тот же Skoda Rapid.
— Нашел в гараже старую забытую банку. Можно ли заливать? Имеет ли моторное масло срок годности?
— Чаще всего срок годности моторных масел — 5 лет в закрытой упаковке от даты изготовления, указанной на упаковке. К открытому продукту производитель не дает срока годности, но рекомендует использовать его после вскрытия в течение года. Также стоит знать, что акцизная марка (контрольный знак) и дата производства масла никак не соотносятся и не являются причиной для сомнения в качестве продукта. Контрольные знаки печатает РУП «Издательство „Белбланкавыд“» и хранит их на своих складах. Импортер закупает определенное количество акцизов для маркировки своей продукции. При этом «Белбланкавыд» выдает те знаки, которые уже хранятся на складе. Чаще всего дата печати контрольной марки оказывается более ранней за дату производства продукта. Может быть и наоборот: к примеру, если поступает товар, произведенный в 2018 году, а контрольные знаки напечатаны в 2019-м.
Разбор конкретных ситуаций
Александр: «Понятно, что в РБ много подделок. Все говорят, что в Европе нет подделок. В таком случае, может, есть смысл покупать в Польше или Литве?»
«Сам я купил через знакомого масло в Литве, обнаружил несколько несоответствий: объем — на литр больше; голограмма с логотипом у образца из РБ переливается, а у образца из Литвы нет (выглядит как фольга); образец из Литвы изготовлен на заводе в Италии, образец из РБ — на заводе в Бельгии; QR-коды на обоих образцах не дают никакой информации о производителе. После отправления на официальный сайт письма с просьбой уточнить подлинность получил ответ, что масло оригинальное, так как было проверено по Batch-номеру».
— Глобальные компании, такие как Castrol, Total, Shell, Mobil, производят свою продукцию на разных заводах разных стран. Производители масел сами не изготавливают упаковочную тару, а заказывают ее у сторонних поставщиков. Продукция одного бренда, произведенная в разных странах, может отличаться упаковкой и технологией нанесения печати на упаковку. Бутылки могут различаться по своей форме, комплектоваться разными крышками. Кроме того, бутылки могут иметь литографическую печать или наклейку. Многие производители имеют абсолютно разные виды упаковки для Америки, Азии, Европы. В связи с этим внешние особенности не могут являться точным признаком подделки. В данном конкретном случае покупатель отправил обращение производителю и получил на него официальный ответ. Производитель признал, что данная продукция является оригиналом, — повода для сомнений нет.
Сталкивались ли мы с тем, что клиенты закупали контрафакт в Европе? Да, в нашей практике были случаи, когда международные перевозчики закупали продукты известных брендов с сомнительным качеством в ближайших к РБ европейских странах.
Артур: «Можно ли встретить контрафакт на станциях официальных дилеров? Как этого избежать, убедиться в подлинности?»
«Проверил по бланку Elf, купленный на официальной станции. Результат — „Автопромсервис“, официальный дилер Renault в РБ. Насколько знаю, возят они его из РФ. Из прошлой статьи узнал, что завод в России открылся только в октябре 2018 года».
— Автодилеры часто имеют прямые контракты с производителем масел. В данном случае дилер предлагает потребителю специальные продукты, например масло ELF Evolution RN TECH 5W-40, которое невозможно приобрести в розницу или в сети. Такие продукты называют специальными, так как они используются только у автодилера и не доступны для реализации даже через официальных дистрибьюторов.
Специальные продукты всегда можно заменить аналогами с соответствующими характеристиками (допуск + вязкость). Нет повода сомневаться в качестве смазочных материалов данного дилера. Качество продукции может быть подтверждено необходимыми документами.
Вадим: «Занес дилеру масло, которое считал оригинальным. А там говорят, никогда не использовали. Кому верить?»
«Владею Kia Cerato 2014 г. в., заливаю масло с логотипом Hyundai. Всегда считал, что оно оригинальное. Но в официальном салоне Kia сказали, что данный продукт никогда не был оригинальным и никогда не использовался в новых автомобилях».
— На местном уровне дилеры могут самостоятельно принимать решение об использовании того или иного продукта, если иное не предусмотрено дилерским соглашением. Так, по нашим данным, дилер Kia действительно никогда не использовал продукт, который запечатлен на снимке, для гарантийного или послегарантийного обслуживания автомобилей. На данный момент дилер Kia использует Motul, а ранее использовал продукты бренда ZIC, насколько нам известно.
Для получения точной информации стоит обратиться к импортеру с официальным запросом. Предварительно можно говорить, что автокомпании самостоятельно не выпускают масла, а заказывают их у сторонних производителей. Так, например, для бренда Hyundai Mobis масла производят следующие южнокорейские компании: SK Lubricants, S-Oil Total Lubricants, GS Caltex Corporation.
Юрий: «Как „Армтек“, называющаяся официальным поставщиком ряда моторных масел, прокомментирует две разные банки, которые я заказал у них?»
«Заказал две вместе, не по одной, оформил одним заказом. Пришли тары с разными этикетками, разным качеством изготовления канистр. На крышке одной банки — оборванная этикетка поставщика. На этом фоне не верю, что поставил продукт официальный импортер „Ойл Мотор“».
— Внешний вид канистр не является признаком, по которому можно определить качество продукта. Строгий внутренний контроль качества предоставления услуг позволяет нам давать потребителю широкий выбор масел разных брендов. Реализация масел и смазочных материалов в нашей компании осуществляется строго в соответствии с техрегламентом Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Качество и безопасность продаваемой продукции подтверждается декларацией о соответствии, паспортом качества, паспортом безопасности. Данные документы имеются на все масла, реализуемые компанией «Армтек».
Евгений, Виктор и Дмитрий: «В статьях „масляного расследования“ не упомянуты масла некоторых брендов: Liqui Moly, „Лукойл Genesis“, Titan. Часто ли можно найти подделки редких и дорогих брендов?»
«Как можно предположить, производители контрафакта специализируются на подделках массовых брендов — для большей и скорейшей прибыли. Исходя из этого тезиса можно сделать вывод, что есть смысл покупать редкие и дорогие масла».
— Нельзя говорить о наличии или отсутствии контрафакта по любому бренду. Однако покупатель имеет возможность выбрать официального импортера, тем самым исключив возможность покупки продукта сомнительного качества.
Из практики можно говорить, что подделки появляются по продуктам массовым и популярным, когда подпольный производитель гарантированно сможет сбывать крупные партии благодаря высокому спросу. Также велик шанс встретить подделку дорогих масел, когда производитель подделки заработает больше, даже продав малую партию. Не стоить забывать, что основной поток контрафакта идет из РФ, и те бренды, которые на рынке РБ пока не имеют подделок, вполне могут иметь подделки на рынке России.
Все вышеперечисленное не позволяет вывести формулу выбора масла по цене или популярности.
Николай: «Необходимы рекомендации, где же все-таки покупать масло».
— Прежде чем ответственные органы более активно примутся за засилье контрафакта (надеемся, это случится), считаю, нужно подробно расписать, что нужно сделать, чтобы получить информацию о масле, как избежать подделки. Необходим список «недобросовестных» импортеров моторного масла.
Понятие недобросовестности импортеров лежит в области права. Напомним, организацию нельзя назвать таковой, пока это не будет доказано в суде. На сегодня можно говорить лишь об одном постановлении, касающемся партии продукта, продаваемого под видом Elf и Total со стороны ООО «Город масел» и ИП Грунтова. Действия этих юрлиц были расценены судом как «незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права».
А вот список официальных дистрибьюторов, которым можно доверять, у нас имеется:
Утилитарное моторное масло что это
Масло на замену и промывка двигателя: экспертиза «За рулем»
Раньше не было турбомоторов с непосредственным впрыском топлива, а эффект LSPI проявляется именно у них. LSPI (Low-speed pre-ignition) — это нежелательное раннее зажигание, которое на двигателях прежних конструкций не наблюдалось. Порция топлива, поданного форсункой, долетает до стенки цилиндра так быстро, что не успевает по дороге полностью испариться. Оказавшись между стенкой цилиндра и кромкой поршня, капли топлива сталкиваются с раскаленными частицами нагара, вследствие чего иногда происходит взрывообразное воспламенение смеси топлива с моторным маслом.
Нечто подобное знакомо по тепловозным дизелям: порой такие моторы продолжают работать вообще без топлива, сжигая вместо него масло. Примерно так же себя ведут и даунсайзинговые бензиновые двигатели с высоким давлением в конце такта сжатия. В итоге резко возрастает температура, увеличивается давление в цилиндрах, разрушаются детали мотора.
Для предотвращения эффекта LSPI конструкторы изменяют, например, геометрию камеры сгорания. И выдвигают требования к моторным маслам — в частности, к увеличению температуры вспышки масла, для устранения проблем LSPI.
С 1 мая 2018 года требования обновили — появилась спецификация API SN Plus, обладающая обратной совместимостью с предыдущей API SN. Во все турбомоторы с непосредственным впрыском, даже произведенные до 2018 года, желательно лить масла API SN Plus.
HTHS и скорость сдвига
Параметр HTHS (High Temperature High Shear) — так называемая «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига». Суть в том, что в отличие от привычной вязкости при 100˚ С, на которую указывают цифры в обозначении после W (например, «30» в 5W‑30), HTHS — не кинематическая, а так называемая динамическая вязкость, измеряемая при 150˚ С. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвигать один его слой относительно другого.
Чем ниже HTHS, тем лучше энергосберегающие функции моторного масла, поскольку ниже потери на трение. С другой стороны, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Поэтому такая вязкость не должна быть большой или маленькой: нужен оптимум для данного мотора и условий эксплуатации.
На банках HTHS не указывают по простой причине: этот параметр фактически связан со спецификацией масла:
15W / 20W / 25W-40
Зольность и SАPS
SАPS — это сокращение от Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur. Термин определяет содержание в моторных маслах соответственно сульфатной золы, фосфора и серы. Масла со средней или низкой зольностью — Mid SAPS и Low SAPS — нужны для машин, оснащенных системами понижения токсичности отработавших газов и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами: они продлевают их ресурс. А полнозольные масла (Full SAPS) этого обеспечить не могут. Однако они менее чувствительны к воздействию некондиционного топлива.
Как разобраться, у какого из продаваемых масел какая зольность? Все эти градации фактически заложены в европейской классификации АСЕА, которую практически всегда указывают на канистрах. В частности, маркировка ACEA Ax/Bx соответствует Full (High) SaPS, а ACEA Cx — Low SaPS (и Mid SАPS). В масляной индустрии допускается объединять Mid SАPS и Low SАPS в одну категорию — Low. Поэтому специально выискивать на канистрах упоминания SАPS не стоит.
Промывать или нет?
Промывка двигателя при замене масла не обязательна только в тех случаях, когда вы — первый и единственный владелец своего автомобиля, который всегда вовремя заменял моторное масло, используя при этом заведомо фирменные продукты. А вот если речь идет о машине с неизвестной сервисной историей, то промывка необходима, даже если снаружи всё блестит. Обычно, чтобы заметить накопившиеся отложения, достаточно заглянуть с фонариком в маслозаливную горловину.
Моторное масло: на что обращать внимание при покупке
Научиться правильно читать этикетки на моторном масле не сложно – главное понимать, что эти надписи означают и какой от них толк.
О чем говорит параметр HTHS?
Параметр HTHS описывает так называемую динамическую вязкость, измеряемую в мПа с при температуре 150 °С. Фактически HTHS – это величина, обратная текучести. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвигать один его слой относительно другого. В первую очередь параметр HTHS (в переводе – «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига») указывает на энергосберегающие свойства моторного масла, а также на несущую способность масляной пленки.
Чем ниже HTHS, тем меньше потери на трение и, следовательно, лучше энергосбережение. В то же время, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Однако запутаться при выборе нужного масла непросто: несмотря на то, что величину HTHS не указывают на банках, этот параметр уже заложен в самой спецификации моторного масла:
HTHS < 3,5 | HTHS > 3,5 | HTHS > 3,7 |
xW-8 / 12 / 16 | xW-30 | 15W / 20W / 25W-40 |
xW-20 | 0W / 5W / 10W-40 | xW-50 |
xW-30 | xW-60 |
Не особо углубляясь в теорию, скажем так: мотор реагирует на динамическую вязкость, а не на кинематическую, указанную в привычных обозначениях типа 0W-40! А кинематическая берется потому, что она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Иными словами, кинематическая вязкость – это, условно говоря, параметр для профи-масленщиков, получаемый делением динамической вязкости на плотность. А для мотора важнее именно динамическая, поскольку она учитывает и изменение плотности от температуры.
Как следствие, HTHS определяет и применяемость масла для конкретного ДВС. Четкого критерия типа «больше – лучше» здесь нет. Так, снижение вязкости уменьшает потери на трение, но одновременно понижает предел прочности масляной пленки. Поэтому для любого двигателя существуют оптимальная HTHS. Вывод банальный: руководствуйтесь указаниями автопроизводителя.
Индекс вязкости
Индекс вязкости – это безразмерный параметр, который обычно указывают в документации на конкретное моторное масло. Его смысл довольно простой: чем этот индекс выше, тем меньше влияние температуры на вязкость, тем слабее меняется вязкость масла во всем температурном диапазоне. У современных синтетик этот параметр доходит до 200 и более, а у минералок обычно в полтора-два раза ниже.
Full SAPS, Mid SAPS и Low SAPS
Термин SaPS – сокращение от Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur – определяет, соответственно, содержание сульфатной золы, фосфора и серы в моторных маслах. Масла со средней или низкой зольностью (Mid SAPS и Low SAPS) необходимы для автомобилей, оборудованных системами понижения токсичности отработавших газов и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами: они продлевают их ресурс. Полнозольные масла (Full SAPS) этого обеспечить не могут, зато им присущи более высокая моющая способность и повышенная устойчивость к воздействию некондиционного топлива. Кроме того, соединения серы и фосфора являются мощными антиоксидантами и входят в состав противоизносных, антиокислительных и антифрикционных присадок. Эти присадки, в том числе, необходимы для предотвращения образования отложений на поршнях и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты.
Как разобраться, у какого из продаваемых масел какая зольность? Все эти градации фактически заложены в европейской классификации АСЕА, которую практически всегда указывают на канистрах. В частности, маркировка ACEA Ax/Bx соответствует Full (High) SaPS, а ACEA Cx — Low SaPS (и Mid SАPS). В масляной индустрии допускается объединять Mid SАPS и Low SАPS в одну категорию — Low. Поэтому специально выискивать на канистрах упоминания SАPS не стоит.
Long Life
Термин Long Life используют по-разному. У BMW он входит в официальное название допуска типа BMW Longlife-01. В целом же это термин, позволяющий производителям разделять продукцию на рынке. Обычно в основе таких продуктов лежит технология, которая, по мнению производителя масла, позволяет увеличивать интервал его замены.
Если же говорить про моторные масла в целом, то это, в первую очередь, термин производителей, позволяющий дифференцировать продукты на рынке. Отечественный пример – синтетическое масло G-Energy Synthetic LongLife 10W-40. Однако, несмотря на то, что в основе подобных продуктов лежит технология, позволяющая увеличить интервал замены масла, автовладелец не может самостоятельно принять такое решение, т.к. требования установлены автопроизводителем.
Надпись LongLife в совокупности с соответствующим допуском автопроизводителей говорит о том, что данное масло можно применять в рекомендуемых отдельными автопроизводителями программах гибких межсервисных интервалов. Например, если к качеству топлива и условиям движения нет претензий, то бортовой компьютер такого автомобиля, оценив режим его эксплуатации (число холодных пусков, длительность работы на минимальных оборотах холостого хода, среднюю скорость и т.п.) может «разрешить» проездить на таком масле 30 и более тысяч километров. Но возможна и противоположная ситуация: если при оценке режима движения ему что-то не понравится, то рекомендация будет оперативно пересмотрена в сторону сокращения интервала замены.
Ранее мы разбирались в нюансах выбора моторного масла для зимы: почитать об этом можно здесь. А в этой статье мы развенчали популярные мифы о моторных маслах, многие из которых придумали автопроизводители и автодилеры — чтобы больше зарабатывать на своих клиентах.
Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать
Без моторного масла двигатели внутреннего сгорания работают очень недолго.
В сети полно доказательств — например, эксперимент британского автожурналиста Мэта Уотсона, ведущего ютуб-канала carwow. Он поставил рядом Форд Фокус 2, Пежо 208 и Хонду Цивик 6, слил везде антифриз и масло, запустил двигатели и положил по камню на педали газа.
Двигатель Форда прожил 20 секунд, Пежо продержался 47 секунд, а вот на Хонде пришлось поездить: она всех удивила и работала долго. В любом случае без масла рано или поздно клинит даже такие двигатели, как у этого Цивика 2000 года.
Моторное масло образует на деталях двигателя прочную масляную пленку и предотвращает их износ. Но не все так просто: оно должно смазывать, снижать трение, охлаждать, очищать, защищать от коррозии. Все это — при высоких температурах и больших нагрузках и желательно с самого начала работы двигателя.
В этом материале мы расскажем, чем моторные масла различаются, как их подбирать и как часто нужно проходить техобслуживание с заменой масла и масляного фильтра.
Что вы узнаете
Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
Готовое моторное масло, которое продают в магазинах, — сложная смесь базового масла и пакета специальных присадок, которые защищают двигатель от износа. Базовое масло определяет свойства готового продукта.
По международной классификации Американского института нефти все базовые масла делятся на пять основных категорий, или групп. Чем выше группа базового масла, тем выше качество готового продукта — моторного масла.
Минеральные масла — первая и вторая группы. Когда нефть перерабатывают, она разделяется на фракции. 2—5% из них — масляные. Масляные фракции депарафинизируют и чистят методом базовой селективной очистки. Так они становятся базовым маслом первой категории.
В результате гидроочистки такого масла получается масло второй категории. Это и есть минеральные масла, их делают прямо из сырой нефти.
Моторные масла с минеральной основой сильно густеют при низких температурах, быстро окисляются при контакте с кислородом, склонны к образованию отложений и по своим экологическим показателям не соответствуют современным требованиям. Поэтому их применяют лишь в очень старых автомобилях с простыми малонагруженными двигателями.
Синтетические масла — третья группа. Такие масла также производят из нефти, но процесс более сложный. Масляные фракции нефти проходят атмосферную и вакуумную перегонку, каталитическую гидродепарафинизацию, гидрокрекинг и гидроочистку.
К третьей группе относятся и базовые масла типа gas-to-liquid — GTL. Такое масло делают из метана методом газожидкостной конверсии. Преимущество этого метода синтеза — базовое масло получается чистое, почти без примесей. «Газовые» моторные масла распространены — например, линейка Shell Helix Ultra.
Когда смешивают базовые масла первой и второй групп с маслами третьей группы, получается полусинтетическое базовое масло. Базовые масла третьей группы гораздо чище минеральных, у них значительно выше индекс вязкости, в них почти нет ароматических углеводородов, серы и азота, они более устойчивы к окислению и служат вдвое дольше.
В подавляющем большинстве современных авто в качестве как первичных, так и сервисных заливок используют моторные масла, произведенные на основе базового масла третьей группы.
Полностью синтетические масла — четвертая группа: ПАО и эстеры. Базовые масла четвертой группы — это настоящая синтетика, полученная методом органического синтеза из этилена — газа, который образуется при переработке нефти. Они называются полиальфаолефинами, или ПАО.
У таких масел отличные температурные свойства и высокая стойкость к окислению, но стоят они гораздо дороже, чем масла третьей группы. Масла четвертой группы практически не смешиваются с присадками, так что при создании масел с применением ПАО их доля в канистре чаще всего не более трети, остальное — базовые масла других групп.
Пятая группа — это прочие базовые масла, которые не вошли в группы 1—4. Это чистая синтетика — эфиры, эстеры и полиалкиленгликоли (PAG). Масла пятой группы имеют характеристики, близкие к идеальным, и стоят очень дорого. Поэтому в составе готовых «эстеровых» масел обычно не более 3% базовых масел пятой группы.
Бывают и исключения. Существуют моторные масла, которые на 70% состоят из полностью синтетических базовых масел. Но, к сожалению, надпись «полностью синтетическое» на канистре не указывает на истинный состав масла: это просто маркетинговый термин. Понять, на какой основе делали масло, можно только после лабораторных исследований, на которых специалисты детально изучают физико-химические характеристики готового продукта.
Утилитарное моторное масло что это
ВЫБИРАЕМ МОТОРНОЕ МАСЛО: СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИЛИ… СИНТЕТИЧЕСКОЕ?
Дорогие наши автолюбители. Маркетинговые отделы масляных компаний долгие годы объясняли вам, что синтетическое масло это хорошо для двигателя. И теперь все вы это прекрасно знаете. А вот то, что синтетическое масло бывает двух видов — это знают единицы. А стоило бы разобраться в этом вопросе. Ведь от того к какому виду относится база синтетического масла — к НС-синтетике или ПАО-синтетике — зависят его потребительские свойства и стоимость. Что же скрывается за этими аббревиатурами?
Что такое НС-синтетика?
Если на канистре моторного масла написано НС-синтетика, это означает, что базовое масло, из которого оно изготовлено, произведено по гидрокрекинговой технологии из тяжелых нефтепродуктов. Те, кому интересны подробности технологии, могут самостоятельно «погуглить».Мы же ограничимся упроченным описанием, чтобы читатель просто мог составить общее представление о ней. Так вот при гидрокрекинге из базового минерального масла удаляются вредные примеси и разрушаются длинные молекулярные цепочки. Т.е масло синтезируется из тяжелыхуглеводородов.
Что такое ПАО-синтетика?
Базовые масла относящиеся к ПАО-синтетики производят из газа. Это происходит за счет синтеза из легких углеводородов полиальфаолефинов (PAO), которые являются основой данного типа масел. При этой технологии получается вещество с однородным молекулярным составом, лишенное примесей серы и металлов.
Легкие или тяжелые
На первый взгляд, никакой разницы, каким способом получена та или иная база масла одной и тоже товарной вязкости, например, 5W30 не видно. Но практика эксплуатации моторных масел говорит об обратном. Самое главное отличие кроется в термоокислительной стабильности масла, а проще говоря в продолжительности межсервисного пробега масла до того, как оно загустеет. Наиболее наглядно это характеризуется диаграммой ниже.
Диаграмма, иллюстрирующая термоокислительную стабильность моторного масла, в зависимости от типа базового масла: минерального, синтетического – гидрокрегингого, полностью синтетического.
Зачем нужна термоокислительная стабильность?
Неискушенный читатель может спросить:«А зачем мне заботиться о термоокислительной стабильности моторного масла, если я четко выполняю рекомендации автопроизводителя по срокам его замены?» В этом вопросе нужно разобраться поподробнее: а так ли это? А может ли вообще среднестатистический автолюбитель, проживающий в мегаполисе, четко выполнить требования автопроизводителей по срокам замены моторного масла?
Давайте прикинем. Пусть срок замены моторного масла будет каждые 15 тыс. км. И наш условный водитель будет каждый день ездить на работу на расстояние 50 км. При этом на дорогу он затратит в среднем 1 час утром и 1 час вечером. При таком режиме эксплуатации необходимость менять масло, если судить по одометру наступит через 300 дней или, грубо говоря, через год. За это время двигатель проработает 600 моточасов. А сколько можно проехать за 600 моточасов, если не стоять в пробках и если двигатель работает на 2500 оборотов в минуту (на прямой передаче это соответствует скорости 90-100 км/ч)? Умножили? Получается 60 000 км. Т.е. получается, что у нашего условного жителя мегаполиса у двигателя получается четырехкратный (!) перепробег масла за время межсервисного интервала. Представляете, что за это время наработается в двигателе?Именно поэтому, термоокислительная стабильность моторного масла так важна для городской эксплуатации автомобиля.
Автопроизводители в полной мере столкнулись с той проблемой. Десять лет назад между ними шло маркетинговое соревнование в том, кто заявит более длинный межсервисный интервал. А вот сейчас все официальные пункты технического обслуживания снижают реальный интервал замены масла. Делается это по-тихому, без громкого афиширования. Происходит это на основании того, что в каждой сервисной книжке появилась специальная сноска. Она говорит, что что укороченный срок замены моторного масла рекомендован при «тяжелых условиях эксплуатации». К подобным условиям отнесено и движение в пробках наших больших городов!
Чем заменить синтетику?
Вернемся к началу нашего повествования — к моторному маслу. Сегодня основной тип масла, использующийся в современных легковых автомобилях — это синтетика. Причем в силу экономических причин, это НС-синтетика, т.е. продукт изготовленный по технологии гидрокрекинга. На просторах сети Интернет можно найти много дискуссий по поводу стабильности и качества моторных масел разных производителей. Но если смотреть результаты лабораторных тестов, окажется, что разница «в качестве» между продукцией разных брендов, в единицах межсервисного пробега, не превышает 25-30%. Это тоже немало, но заведомо не перекроет даже двукратный перепробег моторного масла.
При этом решение лежит, как всегда, на поверхности. Это переход на другой тип базы на ПАО-синтетику. И что мне больше всего нравится в этом решении — оно делается самим автовладельцем и не зависит от автопроизводителей.
Использование полностью синтетических моторных масел, позволяет содержать двигатель в чистоте, что особенно важно для современных высокофорсированных двигателей.
Преимущества ПОА-синтетики
Первыми, кто в полной мере оценил работу моторных масел на базе ПОА-синтетики, были автогонщики. Во время соревнований двигатель может выработать свой ресурс за одну гонку: пилот его никак не жалеет, стараясь выжать из форсированного мотора все, на что он способен. И тут как нельзя кстати пришлись особые свойства масел данного типа, которые мы еще не затрагивали в нашем рассказе. Перечислим их.
Высокие антифрикционные свойства;
Экономия топлива из-за снижения трения;
Устойчивость деталей двигателя к температурным перегрузкам;
Низкий расход масла на угар;
Высокая стойкость к окислению в процессе эксплуатации.
Все это позволяло выжать из двигателя максимум и при этом доехать до финишной черты.
Из спортивных «конюшен» ПОА-синтетика начала перекочевывать и на гражданские машины, пока не была незаметно вытеснена НС-синтетикой.
Обратный переход от НС-синтетики к ПОА-синтетике возможен уже с нового уровня понимания того, что пользователь приобретает от этого перехода. Ведь помимо указанных выше качеств, актуальных для мотоспорта, простой пользователь получает еще несколько преимуществ в повседневной эксплуатации машины. Вот они:
Стабильность химических свойств, в течении всего периода использования;
Чистота двигателя за счет высоких моющих свойств;
Уверенный запуск двигателя при низких температурах;
Удлиненный межсервисный интервал.
Явно есть за что бороться.
Масло для перфекционистов.
Когда разговариваешь со специалистами масляной индустрии по вопросам полностью синтетических моторных масел (это еще одно общеупотребительное название ПОА-синтетики), все говорят о том, что позиционируют этот продукт как масло для перфекционистов и любителей погонять. Принимая их мнение, я в глубине души испытывал какой то диссонанс, и во время подготовки статьи, наконец, смог его отрефлексировать. Я понял, что не согласен с ними. Не согласен, прежде всего, с таким сужением целевой аудитории. Конечно, если ты любишь погонять, без ПОА-синтетики не обойтись. Но это не только масло для любителей покупать самое дорогое.
ПОА-синтетика — продукт для бережливых!
Поясню свою позицию. ПОА-синтетика дороже НС-синтетики, но не намного -примерно на 30%.При этом оно почти двукратно превосходит ее по термостабильности, без учета дополнительных положительных свойств. Это позволяет защитить двигатель и избежать его повышенного износа, увеличить межсервисный пробег и, конечном итоге, получить лучшее состояние двигателя во время эксплуатации. Это приводит к экономиикак на возможном сервисном обслуживании, так и на топливе. Причем применение ПОА-синтетики особенно актуально для современных теплонагруженных двигателей, у которых еще и конструктивно заужены масляные каналы. Ведь забился канал, и двигателю «крышка». При применении полностью синтетического масла подобное развитие событий исключено.
Как купить ПОА-синтетику?
Вопрос, кажущийся банальным в эпоху победившего капитализма, но актуальный при совершении покупки. Как простому потребителю найти на «развалах» магазинов именно полностью синтетическое масло, а не масло изготовленное по технологии гидрокрекинга?
К сожалению, мы можем констатировать, что это непростая задача. Российское потребительское законодательство не различает эти два типа синтетики в отличие, например, от немецкого. Сайты производителей масел на своих страницах рассказывают обо всем, что угодно, кроме как о том, какое базовое масло используется. Информацию о базе масла приходится искать также как и сведения о составе пищевых добавок в продуктах– то есть читать текст, написанный мелким шрифтом на этикетке.
Приведем несколько простых рекомендаций, как самостоятельно разобраться с надписями на канистре с маслом. Так, Европейские производители масел, как правило, делают ссылку в спецификации на масло, что оно сделано по НС-технологии (гидрокрекинг) или пишут, что масло "НС-synthetic". В этоже время как японские, корейские и американские производители масел смело называют свои, по сути, минеральные или гидрокрекинговые масла 100%-ной или FULL SYNTHETIC. Реально разобраться, какое же масло находится в канистре, можно только сложным лабораторным путем. Но есть несколько мелочей, на которые можно обращать внимание при выборе масла:
Если масла произведены в Германии, то надписи «vollsynthetisches» обычно достаточно, так как Германия единственная страна, где законодательно определено понятие синтетического масла.
Если на этикетке написано «НС-synthetic» или «НС», это масла, выпущенные на основе гидрокрекинга, и не являются ПАО синтетикой.
Если масла идут в градации 0W-, то их основа в большинстве случаев синтетическая.
Настоящие синтетические масла не могут стоить дешевле 450 рублей за литр.
Масла 5W-, 10W-, 15W-, 20W в большинстве своем «полусинтетика» или «гидрокрекинг».
Несколько особняком в этом секретном списке стоит компания LIQUI MOLY, которая специально для того чтобы избежать смешения, представляет отдельные линейки моторных масле с базами с HC –синтетики и ПАО синтетики. Так, HC –синтетика представленная линейкой масел LIQUI MOLY Top Tec, а ПАО синтетика — LIQUI MOLY Synthoil. Есть еще ряд компаний, которые отдельно выделяют гидрокрекинговую синтетику и ПАО синтетика. Именно на их продукцию мы и рекомендуем ориентироваться.
Вопрос: Бытует мнение, что синтетические масла более текучи, что может вызвать протекание через сальники и уплотнения мотора. Правда ли это?
Ответ: Нет, синтетические масла не могут сами по себе вызвать течь на исправном двигателе с неизношенными уплотнениями и сальниками! Течи, как правило, вызваны возрастом и применением минеральных масел, от которых уплотнения попросту затвердевают (дубеют) и теряют рабочую эластичность.
Вопрос от старшего поколения: Не скажется ли отрицательно на гарантийном автомобиле применение моторного масла на синтетической основе?
Ответ: Разумеется, нет. Практически все гранды мирового автопрома уже на заводе заливают синтетические моторные масла и рекомендуют их к дальнейшему применению, в том числе и при окончании гарантийного срока!
ВАЖНО:чтобы не потерять гарантию на автомобиль, применяйте масло рекомендованной производителем авто вязкости, в соответствии с сезоном и регионом эксплуатации. Важно также не превышать сроков замены масла, установленных изготовителем автомобиля.
Вопрос: Требуется ли обкатка нового двигателя на минеральном масле? И лишь потом надо переходить на синтетику?
Ответ: Нет, это давнее заблуждение. Обкатку нового двигателя и последующую эксплуатацию можно и нужно проходить на синтетических моторных маслах. Лучшее тому подтверждение – выше: что синтетика заливается в новые моторы уже на конвейере завода-изготовителя автомобиля!
Вопрос: Действительно ли область применения синтетических моторных масел в основном распространяется на суперсовременные технологичные автомобили или при эксплуатации авто в экстремальных погодных (температурных) условиях, а также в режиме "такси" и т.п?
Ответ: Нет, опять ошибочное мнение. Синтетические моторные масла (с оглядкой на вязкость и класс по SAE/API) могут применяться на абсолютно любых типах автомобилей, в любом регионе эксплуатации и на любом классе нагрузки. Чем сложнее условия эксплуатации автомобиля, тем очевиднее становятся преимущества масел на синтетической основе перед стандартными минеральными "коллегами". Высочайшая степень защиты двигателя при низких температурах наилучшим образом сказывается на ресурсе, в то же время значительно облегчая запуск.
Вопрос: Увеличивается ли расход (угар) при использовании масел на синтетической основе по сравнению с минеральными?
Ответ: Опять неверно: наоборот, синтетика, в исправном (неизношенном) двигателе требует меньше внимания к контролю уровня, нежели минеральные масла. Угар — удел разложения базовых минеральных основ, синтетические по всем параметрам более стабильны.
Вопрос: Сравнивая стоимость минеральных масел с синтетическими, создается впечатление о нецелесообразности применения последних, как менее экономичных.
Ответ: Естественно, что синтетические масла стоят дороже, но при этом они более экономичны, чем "минералка" — быстрый старт в холодную погоду, ранний выход на рабочие параметры, улучшенная смазка при высоких температурах и перегрузках — экономия топлива, более долгая жизнь масла — реже замена, экономия на "доливе" (он попросту не требуется). Прибавляем к этому увеличенный ресурс самого агрегата и делаем однозначный вывод в пользу синтетических моторных масел.
Вопрос: Как обстоят дела у синтетики с лаковыми отложениями и шламом?
Ответ: Повторимся: проблемы описанные в вопросе — прерогатива, как раз минеральных масел, синтетические же во много раз превышают показатели минеральных по всем "дисциплинам".
Вопрос: Требуется ли промывать двигатель перед началом использования синтетических масел?
Ответ: См. ответ на первый вопрос
Вопрос: Стоит ли использовать масла на синтетической основе в двигателях автомобилей имеющих большой пробег?
Ответ: Нет никакой разницы, при каком пробеге вы решите заменить минеральное масло на синтетическое, новый у вас автомобиль или видавший виды. С момента перехода на синтетическое моторное масло вы можете быть уверены, что двигатель защищен по полной программе, к тому же некоторые характеристики ДВС ощутимо улучшатся. Благодаря моющим присадкам (содержащимся в синтетике), на автомобиле с пробегом, вы сможете привести ваш двигатель в порядок, отмыв высоко- и низкотемпературные отложения. Возвращаясь к теме промывки — в отличие от "пятиминуток" и даже от полнообъемных промывок системы смазки двигателя, синтетические моторные масла Мобил отмывают отложения мягко (плавно), и вы не рискуете забить масляные каналы большими кусками шлама.
Вопрос: Синтетическое моторное масло быстро приобрело черный цвет, значит ли это, что его необходимо срочно заменить?
Ответ: Нет, быстрая смена цвета свежего синтетического масла говорит о том, что моющие присадки работают, отмывая застаревшие отложения на деталях двигателя. Особенно это касается дизельных двигателей. Если с момента покупки вы используете исключительно синтетические масла, черного цвета на масляном щупе контроля уровня вы не увидите никогда! Исключением, опять же, являются только дизельные моторы — к сожалению, количество сажи в отечественном дизельном топливе, как и сернистых соединений, превосходит все допустимые нормативы.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Утилитарное моторное масло что это
Масло на замену и промывка двигателя: экспертиза «За рулем»
Раньше не было турбомоторов с непосредственным впрыском топлива, а эффект LSPI проявляется именно у них. LSPI (Low-speed pre-ignition) — это нежелательное раннее зажигание, которое на двигателях прежних конструкций не наблюдалось. Порция топлива, поданного форсункой, долетает до стенки цилиндра так быстро, что не успевает по дороге полностью испариться. Оказавшись между стенкой цилиндра и кромкой поршня, капли топлива сталкиваются с раскаленными частицами нагара, вследствие чего иногда происходит взрывообразное воспламенение смеси топлива с моторным маслом.
Нечто подобное знакомо по тепловозным дизелям: порой такие моторы продолжают работать вообще без топлива, сжигая вместо него масло. Примерно так же себя ведут и даунсайзинговые бензиновые двигатели с высоким давлением в конце такта сжатия. В итоге резко возрастает температура, увеличивается давление в цилиндрах, разрушаются детали мотора.
Для предотвращения эффекта LSPI конструкторы изменяют, например, геометрию камеры сгорания. И выдвигают требования к моторным маслам — в частности, к увеличению температуры вспышки масла, для устранения проблем LSPI.
С 1 мая 2018 года требования обновили — появилась спецификация API SN Plus, обладающая обратной совместимостью с предыдущей API SN. Во все турбомоторы с непосредственным впрыском, даже произведенные до 2018 года, желательно лить масла API SN Plus.
HTHS и скорость сдвига
Параметр HTHS (High Temperature High Shear) — так называемая «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига». Суть в том, что в отличие от привычной вязкости при 100˚ С, на которую указывают цифры в обозначении после W (например, «30» в 5W‑30), HTHS — не кинематическая, а так называемая динамическая вязкость, измеряемая при 150˚ С. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвигать один его слой относительно другого.
Чем ниже HTHS, тем лучше энергосберегающие функции моторного масла, поскольку ниже потери на трение. С другой стороны, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Поэтому такая вязкость не должна быть большой или маленькой: нужен оптимум для данного мотора и условий эксплуатации.
На банках HTHS не указывают по простой причине: этот параметр фактически связан со спецификацией масла:
15W / 20W / 25W-40
Зольность и SАPS
SАPS — это сокращение от Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur. Термин определяет содержание в моторных маслах соответственно сульфатной золы, фосфора и серы. Масла со средней или низкой зольностью — Mid SAPS и Low SAPS — нужны для машин, оснащенных системами понижения токсичности отработавших газов и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами: они продлевают их ресурс. А полнозольные масла (Full SAPS) этого обеспечить не могут. Однако они менее чувствительны к воздействию некондиционного топлива.
Как разобраться, у какого из продаваемых масел какая зольность? Все эти градации фактически заложены в европейской классификации АСЕА, которую практически всегда указывают на канистрах. В частности, маркировка ACEA Ax/Bx соответствует Full (High) SaPS, а ACEA Cx — Low SaPS (и Mid SАPS). В масляной индустрии допускается объединять Mid SАPS и Low SАPS в одну категорию — Low. Поэтому специально выискивать на канистрах упоминания SАPS не стоит.
Промывать или нет?
Промывка двигателя при замене масла не обязательна только в тех случаях, когда вы — первый и единственный владелец своего автомобиля, который всегда вовремя заменял моторное масло, используя при этом заведомо фирменные продукты. А вот если речь идет о машине с неизвестной сервисной историей, то промывка необходима, даже если снаружи всё блестит. Обычно, чтобы заметить накопившиеся отложения, достаточно заглянуть с фонариком в маслозаливную горловину.
Моторное масло: на что обращать внимание при покупке
Научиться правильно читать этикетки на моторном масле не сложно – главное понимать, что эти надписи означают и какой от них толк.
О чем говорит параметр HTHS?
Параметр HTHS описывает так называемую динамическую вязкость, измеряемую в мПа с при температуре 150 °С. Фактически HTHS – это величина, обратная текучести. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвигать один его слой относительно другого. В первую очередь параметр HTHS (в переводе – «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига») указывает на энергосберегающие свойства моторного масла, а также на несущую способность масляной пленки.
Чем ниже HTHS, тем меньше потери на трение и, следовательно, лучше энергосбережение. В то же время, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Однако запутаться при выборе нужного масла непросто: несмотря на то, что величину HTHS не указывают на банках, этот параметр уже заложен в самой спецификации моторного масла:
HTHS < 3,5 | HTHS > 3,5 | HTHS > 3,7 |
xW-8 / 12 / 16 | xW-30 | 15W / 20W / 25W-40 |
xW-20 | 0W / 5W / 10W-40 | xW-50 |
xW-30 | xW-60 |
Не особо углубляясь в теорию, скажем так: мотор реагирует на динамическую вязкость, а не на кинематическую, указанную в привычных обозначениях типа 0W-40! А кинематическая берется потому, что она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Иными словами, кинематическая вязкость – это, условно говоря, параметр для профи-масленщиков, получаемый делением динамической вязкости на плотность. А для мотора важнее именно динамическая, поскольку она учитывает и изменение плотности от температуры.
Как следствие, HTHS определяет и применяемость масла для конкретного ДВС. Четкого критерия типа «больше – лучше» здесь нет. Так, снижение вязкости уменьшает потери на трение, но одновременно понижает предел прочности масляной пленки. Поэтому для любого двигателя существуют оптимальная HTHS. Вывод банальный: руководствуйтесь указаниями автопроизводителя.
Индекс вязкости
Индекс вязкости – это безразмерный параметр, который обычно указывают в документации на конкретное моторное масло. Его смысл довольно простой: чем этот индекс выше, тем меньше влияние температуры на вязкость, тем слабее меняется вязкость масла во всем температурном диапазоне. У современных синтетик этот параметр доходит до 200 и более, а у минералок обычно в полтора-два раза ниже.
Full SAPS, Mid SAPS и Low SAPS
Термин SaPS – сокращение от Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur – определяет, соответственно, содержание сульфатной золы, фосфора и серы в моторных маслах. Масла со средней или низкой зольностью (Mid SAPS и Low SAPS) необходимы для автомобилей, оборудованных системами понижения токсичности отработавших газов и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами: они продлевают их ресурс. Полнозольные масла (Full SAPS) этого обеспечить не могут, зато им присущи более высокая моющая способность и повышенная устойчивость к воздействию некондиционного топлива. Кроме того, соединения серы и фосфора являются мощными антиоксидантами и входят в состав противоизносных, антиокислительных и антифрикционных присадок. Эти присадки, в том числе, необходимы для предотвращения образования отложений на поршнях и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты.
Как разобраться, у какого из продаваемых масел какая зольность? Все эти градации фактически заложены в европейской классификации АСЕА, которую практически всегда указывают на канистрах. В частности, маркировка ACEA Ax/Bx соответствует Full (High) SaPS, а ACEA Cx — Low SaPS (и Mid SАPS). В масляной индустрии допускается объединять Mid SАPS и Low SАPS в одну категорию — Low. Поэтому специально выискивать на канистрах упоминания SАPS не стоит.
Long Life
Термин Long Life используют по-разному. У BMW он входит в официальное название допуска типа BMW Longlife-01. В целом же это термин, позволяющий производителям разделять продукцию на рынке. Обычно в основе таких продуктов лежит технология, которая, по мнению производителя масла, позволяет увеличивать интервал его замены.
Если же говорить про моторные масла в целом, то это, в первую очередь, термин производителей, позволяющий дифференцировать продукты на рынке. Отечественный пример – синтетическое масло G-Energy Synthetic LongLife 10W-40. Однако, несмотря на то, что в основе подобных продуктов лежит технология, позволяющая увеличить интервал замены масла, автовладелец не может самостоятельно принять такое решение, т.к. требования установлены автопроизводителем.
Надпись LongLife в совокупности с соответствующим допуском автопроизводителей говорит о том, что данное масло можно применять в рекомендуемых отдельными автопроизводителями программах гибких межсервисных интервалов. Например, если к качеству топлива и условиям движения нет претензий, то бортовой компьютер такого автомобиля, оценив режим его эксплуатации (число холодных пусков, длительность работы на минимальных оборотах холостого хода, среднюю скорость и т.п.) может «разрешить» проездить на таком масле 30 и более тысяч километров. Но возможна и противоположная ситуация: если при оценке режима движения ему что-то не понравится, то рекомендация будет оперативно пересмотрена в сторону сокращения интервала замены.
Ранее мы разбирались в нюансах выбора моторного масла для зимы: почитать об этом можно здесь. А в этой статье мы развенчали популярные мифы о моторных маслах, многие из которых придумали автопроизводители и автодилеры — чтобы больше зарабатывать на своих клиентах.
Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать
Без моторного масла двигатели внутреннего сгорания работают очень недолго.
В сети полно доказательств — например, эксперимент британского автожурналиста Мэта Уотсона, ведущего ютуб-канала carwow. Он поставил рядом Форд Фокус 2, Пежо 208 и Хонду Цивик 6, слил везде антифриз и масло, запустил двигатели и положил по камню на педали газа.
Двигатель Форда прожил 20 секунд, Пежо продержался 47 секунд, а вот на Хонде пришлось поездить: она всех удивила и работала долго. В любом случае без масла рано или поздно клинит даже такие двигатели, как у этого Цивика 2000 года.
Моторное масло образует на деталях двигателя прочную масляную пленку и предотвращает их износ. Но не все так просто: оно должно смазывать, снижать трение, охлаждать, очищать, защищать от коррозии. Все это — при высоких температурах и больших нагрузках и желательно с самого начала работы двигателя.
В этом материале мы расскажем, чем моторные масла различаются, как их подбирать и как часто нужно проходить техобслуживание с заменой масла и масляного фильтра.
Что вы узнаете
Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
Готовое моторное масло, которое продают в магазинах, — сложная смесь базового масла и пакета специальных присадок, которые защищают двигатель от износа. Базовое масло определяет свойства готового продукта.
По международной классификации Американского института нефти все базовые масла делятся на пять основных категорий, или групп. Чем выше группа базового масла, тем выше качество готового продукта — моторного масла.
Минеральные масла — первая и вторая группы. Когда нефть перерабатывают, она разделяется на фракции. 2—5% из них — масляные. Масляные фракции депарафинизируют и чистят методом базовой селективной очистки. Так они становятся базовым маслом первой категории.
В результате гидроочистки такого масла получается масло второй категории. Это и есть минеральные масла, их делают прямо из сырой нефти.
Моторные масла с минеральной основой сильно густеют при низких температурах, быстро окисляются при контакте с кислородом, склонны к образованию отложений и по своим экологическим показателям не соответствуют современным требованиям. Поэтому их применяют лишь в очень старых автомобилях с простыми малонагруженными двигателями.
Синтетические масла — третья группа. Такие масла также производят из нефти, но процесс более сложный. Масляные фракции нефти проходят атмосферную и вакуумную перегонку, каталитическую гидродепарафинизацию, гидрокрекинг и гидроочистку.
К третьей группе относятся и базовые масла типа gas-to-liquid — GTL. Такое масло делают из метана методом газожидкостной конверсии. Преимущество этого метода синтеза — базовое масло получается чистое, почти без примесей. «Газовые» моторные масла распространены — например, линейка Shell Helix Ultra.
Когда смешивают базовые масла первой и второй групп с маслами третьей группы, получается полусинтетическое базовое масло. Базовые масла третьей группы гораздо чище минеральных, у них значительно выше индекс вязкости, в них почти нет ароматических углеводородов, серы и азота, они более устойчивы к окислению и служат вдвое дольше.
В подавляющем большинстве современных авто в качестве как первичных, так и сервисных заливок используют моторные масла, произведенные на основе базового масла третьей группы.
Полностью синтетические масла — четвертая группа: ПАО и эстеры. Базовые масла четвертой группы — это настоящая синтетика, полученная методом органического синтеза из этилена — газа, который образуется при переработке нефти. Они называются полиальфаолефинами, или ПАО.
У таких масел отличные температурные свойства и высокая стойкость к окислению, но стоят они гораздо дороже, чем масла третьей группы. Масла четвертой группы практически не смешиваются с присадками, так что при создании масел с применением ПАО их доля в канистре чаще всего не более трети, остальное — базовые масла других групп.
Пятая группа — это прочие базовые масла, которые не вошли в группы 1—4. Это чистая синтетика — эфиры, эстеры и полиалкиленгликоли (PAG). Масла пятой группы имеют характеристики, близкие к идеальным, и стоят очень дорого. Поэтому в составе готовых «эстеровых» масел обычно не более 3% базовых масел пятой группы.
Бывают и исключения. Существуют моторные масла, которые на 70% состоят из полностью синтетических базовых масел. Но, к сожалению, надпись «полностью синтетическое» на канистре не указывает на истинный состав масла: это просто маркетинговый термин. Понять, на какой основе делали масло, можно только после лабораторных исследований, на которых специалисты детально изучают физико-химические характеристики готового продукта.
Инновации выпустили на замену
В Калужской области началось производство моторных масел, способных заместить ушедшие с рынка продукты лидеров отрасли
На предприятии United Petrochemicals (UPEC) стартовал выпуск новой линейки моторных масел Rolf Ultra, произведенных в РФ по заказу Rolf Lubricants GmbH. Серия смазочных материалов предназначена для российского рынка и стран СНГ и была изготовлена на основе двух передовых технологий производства базовых масел: ПАО (полиальфаолефины) и GTL (масла, произведенные из газа).
Уроки европейского
Технический директор UPEC Евгений Осипов рассказал, что предприятие обладает технологиями, позволяющими производить самые современные масла. По его словам, площадка приобрела успешный многолетний опыт контрактной работы с крупнейшими производителями масел в мире и сегодня на территории калужского технопарка можно произвести синтетические масла, смазочные материалы и технические жидкости абсолютно любой сложности, включая новейшие разработки в этой отрасли.
Как рассказали эксперты рынка моторных масел, ранее работавшие в иностранных компаниях и отвечавшие за локализацию производства моторных масел на UPEC, уровень площадки действительно соответствует и даже превосходит европейские представления о подходах к менеджменту, безопасности, производству и качеству выпускаемой продукции.
«Качество продукции российского блендинга порой было даже выше того, что поступало из Европы,— рассказал Дмитрий Ладыгин, экс-руководитель службы качества и продуктового развития “Тоталь” в России.— Более того, за время совместной работы с предприятием у нас не было ни одной рекламации, как и вопросов к технологам завода. Руководство площадки было буквально сфокусировано на технологическом развитии и безупречном качестве готовой продукции».
С бывшим коллегой солидарен представитель «Кастрол», также подчеркнувший активное участие российских специалистов по качеству и R&D в изучении европейского опыта производства масел.
«Для того чтобы повысить уровень компетенций сотрудников российского партнера — предприятия UPEC,— “Кастрол” регулярно знакомил их со своими европейскими заводами и особенностями их работы,— отметил Игорь Зинченко, экс операционный менеджер “Кастрол”, отвечавший в стране за локализацию производства.— Целая команда обнинских технологов и другие специалисты компании изучали опыт и перенимали культуру производства на предприятиях Castrol и головной компании BP в Гамбурге, итальянском Корнаредо, Антверпене и Вене».
Физика и химия на отлично
Для производства новой линейки Rolf Ultra используются импортные базовые компоненты и пакеты присадок крупнейших мировых поставщиков. Инновационный состав, включающий две высокотехнологичные основы лидеров мирового рынка — GTL & PAO,— обеспечивает продукту эксплуатационные свойства на уровне и даже выше, чем был характерен для масел ушедших из России гигантов отрасли Shell, Mobil, Castrol и Total.
Включение ПАО позволило улучшить до минимальных значений показатели температуры застывания масел на GTL-основе, сами по себе превосходящие показатели масел нефтяной природы. Например, Rolf Ultra в популярной вязкости 5W-40 SP застывает при температуре –61С, а его показатель MRV (динамическая вязкость при отрицательных температурах) составляет 19 100 сантипуаз, что в три раза лучше европейского норматива.
Устойчивость масел линейки Ultra к окислению при высоких температурах позволяет обеспечивать защиту теплонагруженных моторов, например таких, как распространенные 1,4- и 1,5-литровые турбодвигатели, применяемые в такси и каршеринге.
Пониженное содержание легколетучих углеводородов также обеспечивает крайне низкую испаряемость масла (NOACK). Данный показатель у Rolf Ultra 5W-40 SP — один из лучших на рынке для данной вязкости, всего 6,5%.
Высокотехнологичный состав и потребительские свойства обеспечили моторным маслам Rolf Ultra полное соответствие требованиям и, что является важным для многих сегодня, допуски от ведущих автопроизводителей, таких как Porsche, Mercedes-Benz, BMW, PSA Peugeot Citroen, Renault и многих других.
Вся линейка масел Rolf Ultra будет доступна российским потребителям в сентябре 2023 года. Ассортимент включает самые востребованные в стране спецификации: от 0W-20 до 5W-50.
Дистрибуцию, маркетинг и развитие продаж продукции Rolf на рынке России и стран СНГ осуществляет многолетний партнер Rolf Lubricants GmbH — компания SINTEC Group.
АО «СИНТЕК ГРУПП»
249035, РОССИЯ, КАЛУЖСКАЯ ОБЛ., ГОРОД ОБНИНСК Г.О., ОБНИНСК Г., ОБНИНСК Г., КИЕВСКОЕ Ш., ЗД. 57, СТР. 1, ОГРН: 1214000002644, Дата присвоения ОГРН: 02.04.2021, ИНН: 4025458167, КПП: 402501001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: Михин Илья Валерьевич
Что такое универсальное масло для бензиновых и дизельных двигателей?
В бензиновых и дизельных маслах используется разный набор присадок, что делает непростым обслуживание больших автопарков, включающих грузовые автомобили, микроавтобусы, а также легковые машины с различными типами силовых агрегатов. Универсальные масла облегчают задачу обслуживания транспорта — они подходят для использования как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, что позволяет заливать данные продукты в любые движки.
В чем отличие масел для дизельных и бензиновых двигателей?
Базовая основа масел для дизельных и бензиновых двигателей одинаковая, отличие заключается в разном пакете присадок и активных компонентов. В универсальных маслах пакет присадок сбалансирован и позволяет нейтрализовать процессы, свойственные как бензиновым, так и дизельным агрегатам.
При сгорании топлива образуются окислы, чтобы их нейтрализовать, масло должно обладать определенным запасом щелочности, концентрация которой зависит от назначения и региона использования смазочных материалов. Наибольшая концентрация щелочи используется для дизельных двигателей грузовиков, а также в регионах с сернистым топливом, где щелочность может достигать 15мгКОН/гр. В универсальных маслах уровень щелочности составляет порядка 9-10 мгКОН/гр, и, как можно заметить, здесь щелочное значение снижено, поэтому обратите внимание, что возможность использования универсального масла в дизельном двигателе напрямую зависит от качества дизельного топлива.
Когда необходимо производить замену универсального масла в дизельном двигателе?
Согласно исследованиям, через 5-6 тыс. км пробега, при использовании универсального моторного масла и низкосортной солярки, рост кислотного числа превышает допустимые показатели и начинается сильный окислительный процесс, способствующий преждевременному износу дизельного двигателя. Этот показатель характерен для европейских стран, в России же, рекомендуемая дальность пробега еще ниже — на городском авто требуется производить замену каждые 4 тыс. километров пробега.
Если вы не уверены в качестве топлива, тогда использование универсального масла в дизеле не рекомендуется, лучше использовать дизельное масло, которое с самого начала разработано для моторов данного типа, оно имеет большее щелочное число и зольность, содержит активные диспергирующие и моющие присадки.
Маркировка универсальных масел
Универсальные масла подлежат сертификации API в случаях, если масла поставляются на рынки США, Канады и Мексики, и обязательной сертификации ACEA. Такие масла отмечены двойной маркировкой с теми же категориями S и C как специализированные масла для бензина и дизеля, например, SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т. д. Однако, в данной маркировке также есть небольшой нюанс — начальная буква S или C говорит о большей приоритетности масла для дизельных или бензиновых движков. Например, SJ/CF на этикетке канистры с моторным маслом указывает на то, что масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных моторов, но его использование приоритетно в агрегатах на бензине. Маркировка CF/SJ указывает на то, что масло предпочтительнее использовать в дизельном двигателе.
Приобрести универсальные моторные масла можно в компании IXORA . В каталогах вы найдете только оригинальную продукцию известных производителей в наличии и под заказ. Если у вас возникли вопросы по выбору моторного масла для вашего автомобиля, обратитесь за бесплатной профессиональной консультацией по телефону горячей линии.
Производитель | Номер детали | Название детали |
---|---|---|
RAVENOL | 4014835723917 | Масло моторное Ravenol vmo SAE, 5W-40, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835100848 | Масло моторное Ravenol Turbo-c Hd-c SAE, 15W-40, минеральное, 1L |
RAVENOL | 4014835718715 | Масло моторное Ravenol Super synthetik Oel ssl SAE, 0W-40, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835718517 | Масло моторное Ravenol Ecs Ecosynth SAE New, 0W-20, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835722514 | Масло моторное Ravenol Super Fuel Economy sfe SAE New, 5W-20, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835722811 | Масло моторное Ravenol Hps SAE New, 5W-30, полусинтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835723917 | Масло моторное Ravenol Hcs SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835723719 | Масло моторное Ravenol vdl SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835723511 | Масло моторное Ravenol vsi SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835723313 | Масло моторное Ravenol vmp SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835726710 | Масло моторное Ravenol racing sport synto SAE-60 New, 10W-60, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835722910 | Масло моторное Ravenol Hcl SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835722712 | Масло моторное Ravenol Lsg SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835723412 | Масло моторное Ravenol Fel SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835726918 | Масло моторное Ravenol racing rally synto SAE New, 5W-50, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835723610 | Масло моторное Ravenol vpd SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835724211 | Масло моторное Ravenol Dlo SAE, 10W-40, полусинтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835724112 | Масло моторное Ravenol Tsi SAE, 10W-40, полусинтетическое, 1L |
RAVENOL | 4014835724617 | Масло моторное Ravenol Formel standard SAE 1 New, 10W-30, минеральное, 1L |
Полезная информация:
Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).