Стук шаровой опоры как определить
Перейти к содержимому

Стук шаровой опоры как определить

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Шаровые опоры: 10 вопросов и ответы экспертов

Еще лет 10 назад вид Жигулей с вывороченным наружу колесом был довольно обычным явлением: шаровая опора «полетела»… Там схема нагружения была такой, что шаровая опора работала на вырыв пальца. Но уже при проектировании Нивы конструкторы позаботились о безопасности. Шаровая опора была установлена «наоборот» и работала на вдавливание.

С тех пор в проектировании и производстве шаровых шарниров многое изменилось. На современных автомобилях с подвеской McPherson эти опоры нагружены, в основном, тормозными и тяговыми силами, а также боковыми усилиями на поворотах. Вырыв пальца из корпуса происходит редко, поэтому упомянутая страшилка осталась в прошлом.

1. Отличаются ли надежностью сегодняшние жигулевские шаровые опоры от советских?

Всё зависит от технологии конкретного производства. Древняя штампосварная конструкция с трехточечным креплением тонких пластин образца 70‑х годов имела гарантию производителя всего на год или 20 тысяч км. Более современные кованые закатные конструкции могут служить в среднем до 3 лет, выхаживая до 100 тысяч км. Однако зачастую пользователи предпочитают первый вариант как более дешевый.

2. Что может быть причиной быстрого износа шаровой опоры?

Основных причин две. Первая – перегрузка машины, чем часто грешат водители коммерческого транспорта. Вторая связана с нарушением технологии производства шаровой опоры. Типичный пример – повышенная шероховатость сферы шарового пальца, вызывающая ускоренный износ. Кроме того, износ может быть спровоцирован потерей герметичности из-за проблем с пыльником, в результате чего внутрь шарнира попадают вода и абразивные частицы, а смазка деградирует.

3. Что дает применение пластмассового элемента, отделяющего пыльник от разрезного отверстия в кулаке? Так сделано на ряде автомобилей Renault. Есть ли смысл устанавливать самодельные шайбы?

Применение пластиковой защитной шайбы обусловлено конструкцией поворотного кулака – наличием осевой прорези вдоль отверстия для монтажа пальца шаровой опоры. При этом фиксация шарового пальца происходит как раз за счет стягивания кулака болтовым соединением. В случае отсутствия защитной шайбы верхняя горловина чехла будет повреждаться об острые кромки осевой прорези, а продукты коррозии от поворотного кулака будут стекать в соединение «палец – верхняя горловина чехла», что приведет к потере герметичности шаровой опоры. Поэтому применение пластиковой защитной шайбы здесь является вынужденной мерой, которая, кстати, не полностью решает проблему.

4. Полезна ли допрессовка обоймы шаровой опоры?

Нет. Она может привести к кратному увеличению моментов сопротивления вращению и качанию шарового пальца, что может ухудшить управляемость автомобиля. Возможны потеря герметичности закатного соединения или, что еще хуже, снижение усилия выдавливания пальца из корпуса. Такая «доработка» нежелательна и может привести к снижению ресурса шаровой опоры и даже к аварийной ситуации.

5. Надо ли менять шаровую опору после сильного удара колесом или после аварии?

Всё зависит от того, появилась ли пластическая деформация шарового пальца или корпуса. Если она есть (палец изогнут, корпус помят), то шаровую опору необходимо заменить. Но проверить, деформировались палец и корпус или нет, без определения, например, углов развала и схождения или дополнительного анализа демонтированной опоры вряд ли возможно. Так как шаровая является элементом подвески, непосредственно влияющим на безопасность, то в случае визуально заметной деформации шарового пальца или корпуса узел нужно заменить.

6. Имеет ли смысл замена порванного пыльника или надо менять опору в сборе?

Если пыльник порвался в процессе эксплуатации, то маловероятно что абразивные частицы не попали внутрь шарнира. Технически его можно заменить, предварительно очистив внутреннюю полость шарнира и обновив смазку. Сколько прослужит узел после этих «реанимационных» мер, зависит от того, сколько абразива успело попасть внутрь. Если износ происходил долго, то ресурс такой шаровой снизится. Если же пыльник порвался, например, в процессе проведения работ в сервисе и это было замечено, то его замена – адекватное решение.

7. Есть ли смысл добавлять в пыльник смазку с помощью шприца?

5 самых интересных (и полезных!) экспертиз «За рулем»-2022Нет, поскольку современные шаровые шарниры являются необслуживаемыми, а количество смазки, заложенное в шарнир на компетентном заводе-изготовителе, рассчитано на весь срок службы узла. Кроме того, прокол чехла иглой может стать причиной его негерметичности.

8. Есть ли действенные способы восстановления шаровых опор?

Способов восстановления современных шаровых шарниров не существует: они являются необслуживаемыми, неремонтируемыми и невосстанавливаемыми узлами. Нагрев до температуры плавления вкладыша (около 180 °C), изготовленного из полимера, приведет не к уменьшению зазора, а скорее к его увеличению. Физико-механические свойства вкладыша будут ухудшены.

9. Насколько опасна эксплуатация машины, если в шаровой опоре появился люфт, но контакта шара с металлом корпуса еще нет?

Стук и люфт говорят о высокой степени износа вкладыша, если, конечно, к этому не привел удар и пластическая деформация деталей шарнира. При возникновении таких явлений шаровые необходимо как можно быстрее заменить. При этом можно доехать до ближайшего сервиса при соблюдении мер безопасности.

10. Как улучшить герметичность шаровых опор в российских условиях эксплуатации?

Негерметичность присуща даже опорам именитых брендов. Основная причина – неплотное сопряжение верхней горловины чехла и шарового пальца. Есть решения с установкой в этом месте кольца-отсекателя из нержавейки. Оно предохраняет верхнюю горловину чехла от попадания влаги и продуктов коррозии через проточку поворотного кулака. Дополнительно между кольцом-отсекателем и горловиной чехла закладывается силиконовая смазка, что исключает скручивание чехла при вращении пальца за счет снижения коэффициента трения. Хорошо, когда чехол имеет двухгофровую конструкцию для исключения «вредных контактов» с деталями окружения при больших вертикальных ходах подвески.

ТРИ СЕСТРЫ

Помимо шаровых опор, в подвеске современного автомобиля используются еще два узла с похожей конструкцией. Это наконечники рулевых тяг и стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Рулевые наконечники по характеру нагружения очень похожи на шаровые опоры в подвесках типа McPherson. Палец работает, прежде всего, на изгиб, и присутствует поворот на большие углы. Поэтому также желательно использовать конструкцию с защитной шайбой, отделяющей пыльник от ржавой и грязной поверхности рычага поворотного кулака. В стойках стабилизатора, работающих с небольшими углами поворота, многие фирмы применяют фланец, выполненный заодно с шаровым пальцем.

Признаки неисправности шаровых опор. Это нужно помнить

Автовладельцу полезно знать все признаки неисправности шаровых опор. Своевременное выявление проблемы может уберечь от аварии. При обрыве опоры колесо выворачивается наружу. Управление машиной становится очень сложным, на скорости ее удержать практически невозможно. Благо, что чаще всего происходит это на небольшой скорости или при начале движения. Но, даже при самом благоприятном исходе, у вас гарантированно повредится крыло.
В связи с этим, допускать до обрыва шаровые нельзя. Своевременная диагностика и устранение неисправности поможет вам избежать таких проблем с автомобилем.

Признаки неисправности шаровых опор, полностью обусловлены причинами поломки. Поэтому, для начала рассмотрим, почему эти элементы подвески выходят из строя. Срок службы шаровых может колебаться от 20.000 до 150.000 километров. Такой разброс возникает из-за различий в технических особенностях машин, а также от их эксплуатации. Отрицательно сказывается на сроке службы опоры перепад температур, а также жара или холод. Все дело в пыльнике, который защищает шарнир. Он выполнен из резины. При высоких или низких температурах этот материал деформируется, и на нем образуются трещины. Через которые проникает влага и песок, ускоряя износ детали.
Также отрицательно сказывается на состоянии этого элемента неаккуратная езда. При быстром проезде по яме, весь удар, в первую очередь, достается шаровой. Частое повторение может привести к механическому разрушению опоры.
Теперь перейдем к причине самой поломки. При воздействии выше описанных факторов, палец постепенно стачивается. Со временем он начинает болтаться в корпусе, из-за увеличившегося зазора. При увеличении нагрузки, например, проезде по яме, палец легко выскакивает из гнезда. Обычно, такое происходит на скорости, но при большом уровне выработки произойти это может в любой момент.
Итак, причины неисправности:
1. Естественный износ, проявляется после пробега в 100000 километров;
2. Попадание под пыльник абразивных веществ. Чтобы избежать этого, регулярно осматривайте шаровые, поврежденные пыльники заменяйте;
3. Повышенные нагрузки при движении по неровной дороге;
4. Выработка смазки. Необходимо иногда добавлять смазку внутрь шаровой, для этого существуют различные приспособления.

Признаки неисправности

Как правило, шаровые не обрывает резко (случаи внезапной поломки единичны, и связаны с дефектами детали), в большей части случаев, подвеска заранее предупреждает о появившейся опасности.
Первым признаком является стук при проезде ям на невысокой скорости (ну или лежачих полицейских). Звук доносится из под передних колес. Причина его появления, это износ пальца или недостаток смазки. Кстати, стук не всегда является признаком проблемы. Если он появляется в морозы при начале движения, и пропадает через некоторое время, то бояться не стоит. Причина в замерзшей смазке, в процессе движения она разогревается и все нормализуется.
Также неисправные шаровые вызывают «виляние» машины на дороге. Проблему вызывает люфт, образовавшийся в опоре. В итоге, колесо при движении шатается, и автомобиль начинает рыскать. При появлении такого признака необходимо безотлагательно провести проверку опор.
Существуют еще признаки неисправности, но они могут указывать и на другие проблемы с подвеской. К таким признакам относится появление скрипа во время поворота руля. Также, во многих случаях наблюдается неравномерный износ шин.

Методика диагностики
Наиболее оптимальным методом будет посещение сервиса, где имеется специальный стенд для проверки. Там специалисты с высокой точностью смогут вам сказать, в чем причина неисправности. Но, провести диагностику можно и самостоятельно.
Самый простой способ — это прослушивание. Для этого вам потребуется помощник. Производится это следующим образом. Один человек раскачивает машину, а другой прислушивается к стукам, определяя, откуда они происходят. Для другого способа вам потребуется задомкратить машину. Помощник удерживает тормоз нажатым (так исключается возможность люфта подшипника), а вы должны покачать колесо. Люфт и стуки говорят о проблеме с шаровой. На некоторых моделях в основании опоры имеется диагностическое отверстие. Через него измеряется расстояние от поверхности шаровой опоры, до основания пальца.
Заключение. Шаровая опора является крайне важным элементом в конструкции подвески. Неисправность этой детали может привести к тяжелым последствиям. Аварии, случившиеся по причине обрыва шаровой, всегда отличаются своей тяжестью. Чтобы избежать этого, водитель должен знать признаки неисправности шаровых опор. Это поможет избежать проблем, и позволит своевременно устранить поломку. Чаще всего, в неисправности опоры виноват сам автолюбитель.

«Словно жестяное ведро с камнями гремит», или Когда подвеска становится драгоценной

«Что, если на скорости шаровую вырвет?» — это, пожалуй, один из главных страхов автомобилистов. Сразу представляются вывернутое колесо, глубокие царапины на асфальте, тормозной след, ведущий на встречку или в кювет. Учитывая, что немало белорусов по-прежнему отдает предпочтение бэушному премиум-классу, а многие машины ездят без пройденного техосмотра, то риск попасть в подобную ситуацию возрастает. По словам специалистов, существует ряд моделей с особенностями конструкции, где «шаровая не стучит, а ее вырывает сразу». Сотрудники небольшой минской компании, разработавшие уникальную технологию восстановления элементов подвески, рассказывают о проблемных автомобилях, способах диагностики неисправности и преимуществах/недостатках методов восстановления.

Что значат эти пугающие слова: «шаровая», «рулевой наконечник», «сайлент-блок»?

Прежде чем говорить о проблеме, нужно договориться о терминах. Что означают «шаровая опора», «сайлент-блок», «рулевой наконечник» и прочие пугающие термины из лексикона автослесарей, представляют немногие современные автовладельцы.

— Рычаг подвески — это нога, а шаровая опора — тазобедренный сустав, — проводят аналогию наши собеседники — специалисты минской компании, которая около десяти лет занимается восстановлением рычагов подвески. — Шаровая служит для связи подвижных элементов подвески с колесным узлом. Это позволяет обеспечить свободу движения в разных направлениях в определенном диапазоне.

Чем сложнее подвеска, тем легче управлять автомобилем, тем плавнее ход и комфортнее пассажирам. Есть даже журналистский штамп, применяемый в тест-драйвах: «подвеска проглатывает дорожные неровности». Ключевая заслуга в этом — рычагов, шаровых опор и сайлент-блоков.

Однако за все надо платить. Если в широко применяемой производителями подвеске MacPherson шаровых опор, как и рычагов, две — по одной на каждую сторону, то в многорычажке их может быть восемь и более.

— Многорычажный тип подвески используется в основном в премиум-классе — автомобилях Audi, BMW, Mercedes, Porsche, Bentley и др., — перечисляет учредитель компании Сергей Качановский. — При несомненных плюсах многорычажка требует внимания — квалифицированной диагностики и обслуживания. Ведь чем больше рычагов, тем больше сайлент-блоков, шаровых и так далее.

А поскольку у нас часто приобретаются бэушные машины, ресурс подвески которых практически исчерпан, то бремя обслуживания ложится на плечи нового владельца.

«Владелец Mercedes прицепил iPhone к рычагу и поехал. »

По словам специалистов, определить неисправность подвески может сам автомобилист. Конечно, симптомы могут быть неявными и плавающими, но в дальнейшем они будут усугубляться. «Практически любой посторонний звук и плохая управляемость могут свидетельствовать о проблемах с подвеской, — подчеркивает инженер компании Юрий Дивин. — Например, если расшатана шаровая опора, то при проезде дорожных неровностей или „спящего полицейского“ будет раздаваться глухой стук по кузову. Впоследствии он станет слышен все чаще и более отчетливо. Уже не поможет увеличение громкости магнитолы и прочие средства самоуспокоения. В конце концов возникнет ощущение, что гремит жестяное ведро с камнями».

Симптом Возможная причина
Стук Неисправность шаровой опоры, рулевого наконечника, стойки и втулок стабилизатора, сайлент-блока или амортизаторов
Скрип Неисправность шаровой опоры, рулевого наконечника, сайлент-блока, пружин
Хруст Неисправность ШРУСа, шаровой опоры, рулевого наконечника, опорного подшипника
Машину на дороге ведет в сторону Неисправность рулевой тяги, рулевого наконечника, шаровой опоры
Автомобиль при движении раскачивается Неисправность амортизатора, стойки и втулок стабилизатора
Непроизвольно меняется траектория Наличие люфтов в шаровых опорах и рулевом управлении
Сложно «поймать» автомобиль на скорости (проблемы при управлении) Неисправности рулевого наконечника, тяги или шаровой опоры
Неравномерный износ шин Не отрегулирован сход-развал подвески, люфт в шаровой опоре или рулевом наконечнике

Поставить диагноз знающие водители могут самостоятельно. Однако описывать способы не станем, чтобы не провоцировать нехорошие последствия.

— К нам как-то приезжал владелец Mercedes, придумавший оригинальный метод определения неисправности подвески, — вспоминают специалисты. — На одной из СТО ему сообщили, что, возможно, имеется проблема с одним из рычагов. Он решил проверить и не придумал ничего лучше, как прицепить к рычагу свой iPhone, включить камеру и проехать. Что произошло потом, объяснять, думается, не надо. Дорогой смартфон разбит, неисправность не выявлена. Курьез в том, что проблема была не с шаровой, а со стойкой стабилизатора. Неисправность устранили, а вот диагностика получилась дорогой.

При любых сомнениях сотрудники СТО советуют проводить диагностику подвески. На ряде сервисов эта услуга сейчас бесплатная.

— Это как в медицине. Иногда четкого диагноза нет. Боль в области грудной клетки слева вовсе не означает, что проблема кардиологического профиля, — вновь обращается к медицинской аналогии Юрий Дивин. — Только специалист выяснит, что это — болезнь позвоночника или невралгия.

Наши собеседники признают, что сфера обслуживания автомобилей в некоторой степени дискредитирована некомпетентными мастерами, которые предпочитают действовать методом исключения: а давайте поменяем шаровую, сайлент-блок, рулевой наконечник. Так продолжается до тех пор, пока звук не исчезнет или не лопнет терпение автовладельца.

— Однажды к нам обратился владелец Audi A8 (в кузове D3), который этот и прежние автомобили обслуживал на одном сервисе в течение десяти лет, — вспоминает очередной случай Сергей Качановский. — Ранее он восстанавливал у нас рычаги и шаровые опоры. Слесари рекомендовали приобрести новые стоимостью около 1600 рублей. Прежде чем совершить дорогую покупку, автомобилист приехал к нам. Быстрый осмотр показал: требуют замены две центральные втулки переднего стабилизатора. Мы установили новые резинки, общая стоимость которых составила 10 рублей. Через 5 минут водитель вернулся со словами: «Ребята, вам плюсик в карму. Стук исчез!»

Поэтому в сложных случаях специалисты рекомендуют диагностировать машину на нескольких сервисах. Приметой квалифицированного подхода может быть диагностика неисправности в транспортном положении автомобиля, то есть когда он находится не на подъемнике (все элементы «растянуты», пружины подвески и амортизаторы нагружены), а на смотровой яме.

Конструкция устроена так, что сама вырывает шаровый палец

— Это восстановленный рычаг Tesla, — демонстрирует важнейший элемент подвески Сергей Качановский. — Был значительный люфт в шаровой опоре и плавающем сайлент-блоке, а также разорвана гидроопора. Все восстановили, изготовили новый сайлент-блок, теперь рычаг как новый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *