Сколько должно быть оборотов на холостом ходу
Перейти к содержимому

Сколько должно быть оборотов на холостом ходу

  • автор:

Гулять запрещено: что такое холостые обороты, и от чего они зависят

Если спросить автовладельца, что такое холостые обороты мотора, он наверняка ответит, что это режим, в котором мотор работает без нагрузки, и будет полностью прав. Многие даже смогут точно назвать правильную величину оборотов для их автомобилей. Но почему эти обороты именно такие? Почему не больше, не меньше, почему они изменяются, как и для чего поддерживаются? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Как всё начиналось

Н а первых моторах не существовало даже самого понятия холостых оборотов. Частота рабочих и холостых оборотов практически совпадала, а рабочий диапазон двигателя был крайне мал (приблизительно всего от 250 до 450 оборотов в минуту). Ну а куда деваться: меньше нельзя, выше не крутится… Фитильные карбюраторы имели весьма небольшой рабочий диапазон и при малом потоке смеси сильно «переливали». Фактически их настраивали только на рабочие обороты.

Ситуация поменялась примерно к 1915 году. Появление на Packard Twin Six настоящего карбюратора с жиклерами и управления опережением зажигания позволило решить две задачи. Во-первых, значительно увеличить мощность, увеличив рабочие обороты до 3000 в минуту, а во-вторых, снизить устойчивые обороты за счет введения специальной системы смесеобразования на малых оборотах. Иными словами, системы холостого хода.

Под капотом 1916 Packard Twin Six Town Car

Под капотом Packard Twin Six Town Car ‘1916

Все более поздние конструкции карбюраторов уже предусматривали регулировку и настройку смесеобразования на холостых оборотах, часто используя для этого режима отдельные дозирующие системы. Конечно, экология и даже ресурс для тех конструкций не были определяющими факторами, но моторы просто не могли работать на оборотах ниже тех, на которых мог создавать смесь карбюратор. Но затем система стала значительно сложнее.

Зачем нужны холостые обороты?

Пока мотор заглушен, никакого крутящего момента он, разумеется, не создаёт. Но и при работающем моторе мощность растет исключительно с ростом оборотов, а крутящий момент имеет пик в области средних или высоких оборотов (на наддувных двигателях момент появляется раньше, но тоже далеко не с нуля).

крутящий момент атмосферного двигателя

крутящий момент турбированного двигателя

Чтобы нагрузить мотор полезной нагрузкой, нужно, чтобы он уже устойчиво крутился и был готов создавать крутящий момент. Иначе он просто заглохнет. Простите, что так сложно объясняю простую вещь, но это крайне важный для понимания дальнейшего момент.

Нагрузить ДВС можно только если он уже работает на устойчивых и достаточных для восприятия нагрузки оборотах. Никаких способов обойти это ограничение нет. Можно только избежать этой проблемы, используя дополнительный двигатель, который будет работать вместо ДВС до достижения тем рабочих оборотов. Например, такую функцию выполняет электромотор на гибридах или пневматический стартер с избыточной мощностью.

Те обороты, с которых мотор может воспринимать нагрузку, и называются холостыми.

Все обороты выше холостых — рабочие. Ниже начинается зона пусковых оборотов, на которых двигатель не переносит нагрузку по тем или иным причинам. Для большинства моторов легковых автомобилей холостые обороты составляют 500-900 оборотов в минуту, что не так уж мало. В случае использования АКПП можно немного «схитрить» и установить холостые обороты без нагрузки со стороны трансмиссии ниже, повышая их только при включении режима «Drive» в коробке.

Почему холостые обороты не постоянны?

При разных системах питания причины изменения холостых оборотов различны. На ДВС с простыми нерегулируемыми карбюраторами обороты зависят от нагрузки и смесеобразования. Если срабатывают автоматы увеличения оборотов, то с ростом нагрузки обороты будут падать. То же самое произойдёт из-за плохого смесеобразования, но этого стараются избежать, применяя различные системы холодного запуска, которые завышают обороты для обеспечения устойчивой работы двигателя.

Чем совершеннее система питания, тем менее заметны колебания. С простым карбюратором водитель сам регулирует холостые обороты. Его вмешательство требуется, если температура двигателя или нагрузка на него отличаются от выставленных при регулировке холостых оборотов. С электронным карбюратором с автоматом холодного запуска водитель уже ничего не регулирует, но обороты заметно повышаются для обеспечения устойчивой работы до прогрева.

Под капотом ВАЗ-2107 Жигули

Под капотом ВАЗ-2107 Жигули ‘1997–2006

Системы впрыска разве что позволят немного завысить холостые обороты до прогрева лямбда-сенсоров и удержат их чуть повышенными до нормализации смесеобразования на 100-1000 оборотов в минуту. И ещё они могут немного увеличить обороты при увеличении нагрузки со стороны системы кондиционирования или нагрузки от генератора. Во всех остальных случаях исправная система должна поддерживать обороты практически постоянными, в пределах +/- 30 оборотов в минуту.

К сожалению, все способы регулирования не идеальны. Регуляторы ХХ и дроссельные заслонки с электроприводом со временем загрязняются, не все свечи и форсунки работают идеально, системы EGR пропускают газы, сбоят системы регулирования фаз, а у цилиндров может быть разная компрессия, отчего в реальной жизни на старых машинах обороты все же немного «гуляют»: излишне просаживаются под нагрузкой или наоборот, завышаются.

Почему холостые обороты именно такие?

Выбор холостых оборотов — это всегда компромисс. Увеличивать их – значит увеличивать расход топлива и теплоотдачу двигателя без нагрузки, что, очевидно, является плохой идеей и для гражданской машины не годится. Снижение же приводит сразу к нескольким неприятным последствиям.

Во-первых, нарушается смесеобразование. Процессы в ДВС динамические, и вся его конструкция рассчитана на рабочие обороты. При снижении частоты вращения ухудшается очистка цилиндров от отработанных газов, затрудняется наполнение цилиндров свежей смесью, растут потери на перепуск, а значит, падает и мощность.

Может, такое занижение ХХ сделает мотор хотя бы экологичнее? Тоже нет. Скорее, наоборот. Даже если двигатель сохраняет возможность восприятия нагрузки на оборотах менее холостых, его рабочий процесс будет далек от расчетного. Например, на оборотах менее 400-500 часто даже катколлекторы перестают прогреваться до рабочей температуры, а количество пропусков зажигания растет.

Серьезной проблемой является снижение давления масла и объема его подачи. Тут все просто: меньше обороты — ниже давление. При каком-то минимуме давления подшипники скольжения выходят из режима жидкостного трения, и ресурс мотора стремительно уменьшается. И чем выше нагрузка, тем выше должно быть давление, а значит, и обороты мотора.

Нагрузка на мотор уже на холостых оборотах может быть значительной (особенно с МКПП). Автоматические коробки передач способны предотвратить неприятности, но проблемы полностью не решают, хотя значительно увеличивают ресурс ДВС в целом. В результате давление масла на холостых оборотах должно быть уже достаточным для восприятия полной нагрузки на мотор. К сожалению, чем выше давление и производительность маслонасоса на холостых оборотах, тем больше избыток давления на рабочих. А значит больше расход топлива, меньше ресурс масла. Регулируемый маслонасос позволяет немного улучшить ситуацию, но в основном все же служит для компенсации избыточного снижения давления масла после прогрева двигателя, а не для снижения оборотов холостого хода.

На машинах с автоматической коробкой передач нужно учитывать и ее «пожелания». Ведь маслонасос АКПП приводится от коленчатого вала двигателя, а значит и работа коробки передач зависит от оборотов холостого хода. При слишком малых оборотах давления не хватит на корректную работу механико-гидравлической системы управления. А для систем старт-стоп приходится устанавливать гидроаккумуляторы и дополнительные электронасосы. Это позволяет гидравлике включаться в работу сразу при запуске двигателя, а не спустя пять-десять секунд.

Привод различного навесного оборудования тоже создает сложности. Генератор, насосы ГУРа и кондиционера и помпа системы охлаждения имеют ограниченный рабочий диапазон, поэтому передаточное отношение системы привода дополнительных агрегатов подбирают с учетом максимальных оборотов двигателя. А минимальные обороты любого из устройств и нагрузка на подсистемы машины ограничивают нижнее значение холостых оборотов. Слишком большое снижение оборотов может привести к перегреву многоцилиндровых моторов из-за нарушения циркуляции жидкости, к разряду аккумулятора или неработоспособности системы кондиционирования. Правда, эти проблемы тоже решаемы.

Тут выручают переход на электроприводы усилителя руля, насосов системы охлаждения и кондиционера и установка регулируемого привода помпы. К счастью, генераторы имеют очень большой рабочий диапазон и не теряют КПД при высоких оборотах. Но у этих мер есть и недостатки. Зачастую они влекут за собой лишние затраты, а часто — и снижение КПД систем за счет двойного преобразования энергии.

Вибрация мотора при снижении оборотов в основном связаны с неустойчивостью рабочего процесса, но есть у неё и несколько других причин. Например, система подвески ДВС умеет гасить колебания только в определенном диапазоне частот. И чем ниже обороты, тем сложнее гасить возникающие вибрации. Причём помимо вибраций, передаваемых на кузов и влияющих на комфорт водителя и пассажиров, существует еще такая вещь как крутильные колебания, которые разрушительно действуют на трансмиссию и колеса.

тахометр на холостых оборотах

Чем ниже обороты мотора, тем сложнее их гасить. Приходится или использовать не блокируемые гидротрансформаторы или двухмассовые маховики, или сочетание двух технологий одновременно. Повышение оборотов холостого хода позволяет снизить колебания момента при каждом обороте, отодвинуть частоты всех колебаний дальше от резонансных и сделать работу всех систем подавления вибраций эффективнее.

Типовые параметры работы инжекторных двигателей ВАЗ

Для многих начинающих диагностов и простых автолюбителей, которым интересна тема диагностики будет полезна информация о типичных параметрах двигателей. Поскольку наиболее распространенные и простые в ремонте двигатели автомобилей ВАЗ, то и начнем именно с них. На что в первую очередь надо обратить внимание при анализе параметров работы двигателя?

1. Двигатель остановлен.

1.1 Датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха (если есть). Проверяется температура на предмет соответствия показаний реальной температуре двигателя и воздуха. Проверку лучше производить с помощью бесконтактного термометра. К слову сказать, одни из самых надежных в системе впрыска двигателей ВАЗ – это датчики температуры.

1.2 Положение дроссельной заслонки (кроме систем с электронной педалью газа). Педаль газа отпущена – 0%, акселератор нажали – соответственно открытию дроссельной заслонки. Поиграли педалью газа, отпустили – должно также остаться 0%, ацп при этом с дпдз около 0,5В. Если угол открытия прыгает с 0 до 1-2%, то как правило это признак изношенного дпдз. Реже встречается неисправности в проводке датчика. При полностью нажатой педали газа некоторые блоки покажут 100% открытия (такие как январь 5.1, январь 7.2), а другие как например Bosch MP 7.0 покажут только 75%. Это нормально.

1.3 Канал АЦП ДМРВ в режиме покоя: 0.996/1.016 В — нормально, до 1.035 В еще приемлемо, все что выше уже повод задуматься о замене датчика массового расхода воздуха. Системы впрыска, оснащенные обратной связью по датчику кислорода способны скорректировать до некоторой степени неверные показания ДМРВ, но всему есть предел, поэтому не стоит тянуть с заменой этого датчика, если он уже изношен.

2. Двигатель работает на холостом ходу.

2.1 Обороты холостого хода. Обычно это – 800 – 850 об/мин при полностью прогретом двигателе. Значение количества оборотов на холостом ходу зависят от температуры двигателя и задаются в программе управления двигателем.

2.2 Массовый расход воздуха. Для 8ми клапанных двигателей типичное значение составляет 8-10 кг/ч, для 16ти клапанных – 7 – 9,5 кг/час при полностью прогретом двигателе на холостом ходу. Для ЭБУ М73 эти значения несколько больше в связи с конструктивной особенностью.

2.3 Длительность времени впрыска. Для фазированного впрыска типичное значение составляет 3,3 – 4,1 мсек. Для одновременного – 2,1 – 2,4 мсек. Собственно не так важно само время впрыска, как его коррекция.

2.4 Коэффициент коррекции времени впрыска. Зависит от множества факторов. Это тема для отдельной статьи, здесь только стоит упомянуть, что чем ближе к 1,000 тем лучше. Больше 1,000 – значит смесь дополнительно обогащается, меньше 1,000 значит обедняется.

2.5 Мультипликативная и аддитивная составляющая коррекции самообучением. Типичное значение мультипликатива 1 +/-0,2. Аддитив измеряется в процентах и должен быть на исправной системе не более +/- 5%.

2.6 При наличии признака работы двигателя в зоне регулировки по сигналу датчика кислорода последний должен рисовать красивую синусоиду от 0,1 до 0,8 В.

2.7 Цикловое наполнение и фактор нагрузки. Для «январей» типичный цикловой расход воздуха: 8ми клапанный двигатель 90 – 100 мг/такт, 16ти клапанный 75 -90 мг/такт. Для блоков управления Bosch 7.9.7 типичный фактор нагрузки 18 – 24 %.

Теперь рассмотрим подробнее, как на практике ведут себя эти параметры. Поскольку для диагностики я пользуюсь программой SMS Diagnostics (Алексею Михеенкову и Сергею Сапелину привет!), то все скриншоты будут оттуда. Параметры сняты с практически исправных автомобилей, за исключением отдельно оговоренных случаев.

Ваз 2110 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 5.1. Здесь немного подправлен коэффициент коррекции СО в связи с небольшим износом ДМРВ. Ваз 2107, блок управления Январь 5.1.3 Ваз 2115 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 7.2 Двигатель Ваз 21124, блок управления Январь 7.2 Ваз 2114 8ми клапанный двигатель, блок управления Bosch 7.9.7 Приора, двигатель Ваз 21126 1,6 л., блок управления Bosch 7.9.7 Жигули Ваз 2107, блок управления М73 Двигатель Ваз 21124, блок управления М73 Ваз 2114 8ми клапанный двигатель, блок управления М73 Калина, 8ми клапанный двигатель, блок управления М74 Нива двигатель ВАЗ-21214, блок управления Bosch ME17.9.7

И в заключении напомню, что приведенные выше скриншоты сняты с реальных автомобилей, но к сожалению зафиксированные параметры не являются идеальными. Хотя, я и старался фиксировать параметры только с исправных автомобилей.

Сколько должны быть обороты на холостом ходу?

Когда речь заходит о моторе, одним из самых обсуждаемых параметров является количество оборотов на холостом ходу. Как правило, водители интересуются тем, какое число оборотов считается оптимальным для работы автомобиля, а также как снизить потребление топлива и уменьшить износ двигателя. В данной статье мы рассмотрим, какое количество оборотов соответствует норме и как проверить правильность работы двигателя на холостом ходу.

Сколько должны быть обороты на холостом ходу?

    • Значение оборотов холостого хода
    • Правильный диапазон оборотов
    • Причины изменения оборотов
    • Симптомы неисправности двигателя
    • Рекомендации по настройке оборотов

    Значение оборотов холостого хода

    Обороты холостого хода – это минимальное количество оборотов, которое нужно поддерживать двигателю в состоянии покоя. Если смотреть на приборную панель автомобиля, то это значение обозначается как RPM (Revolutions Per Minute), то есть количество оборотов в минуту.

    Значение оборотов холостого хода зависит от многих факторов, таких как тип двигателя, его размер, производительность и т.д. Также это значение может зависеть от температуры окружающей среды, например, в холодное время года двигатель может немного быстрее работать на холостом ходу.

    Обычно обороты холостого хода у большинства автомобилей находятся в диапазоне от 600 до 900 оборотов в минуту. Однако, для некоторых автомобилей и двигателей это значение может быть и другим.

    Поддерживать двигатель на холостом ходу в течение продолжительного времени не рекомендуется, так как это может привести к излишнему расходу топлива и быстрому износу некоторых деталей, например, механизма привода генератора и насоса гидроусилителя руля. Поэтому, если вы стоите на светофоре или ожидаете чего-то, лучше перевести коробку передач на нейтрали и отпустить педаль газа. При этом обороты двигателя должны плавно упасть до значения холостого хода.

    Правильный диапазон оборотов

    Правильный диапазон оборотов на холостом ходу для каждого автомобиля может отличаться в зависимости от марки, модели, типа двигателя и даже климатических условий. Обычно производители автомобилей указывают рекомендуемый диапазон в инструкции пользователя или на панели приборов.

    Однако, в среднем, нормальные обороты на холостом ходу должны быть в диапазоне от 600 до 1000 оборотов в минуту (об/мин). Если обороты ниже 600, это может указывать на проблемы с двигателем, например, на плохую регулировку карбюратора или неисправную систему впрыска топлива. Если обороты выше 1000, то это может привести к увеличенному расходу топлива и износу деталей двигателя.

    Таким образом, следует регулярно проверять показатель оборотов на холостом ходу и если они находятся за пределами рекомендуемого диапазона, необходимо обратиться к квалифицированному механику для диагностики и ремонта.

    Рекомендуемый диапазон оборотов на холостом ходу
    600-1000 об/мин

    Причины изменения оборотов

    Обороты на холостом ходу могут изменяться по разным причинам. Рассмотрим основные из них:

    Нарушение работы системы питания: если двигатель не получает достаточного количества топлива или воздуха, то это может привести к изменению оборотов. Например, засорение фильтра топлива или воздушного фильтра может затруднять подачу соответствующих ресурсов.

    Неполадки в системе зажигания: неисправности в системе зажигания могут привести к тому, что двигатель работает нестабильно и его обороты начинают “прыгать”.

    Сбои в системе электронного управления двигателем: при возникновении проблем в системе электронного управления двигателем может происходить изменение оборотов.

    Износ деталей двигателя: поломка или износ какого-либо элемента двигателя может привести к нестабильной работе и изменению оборотов.

    Некорректная работа механизма регулировки оборотов: если ручка газа или педаль не работают должным образом, это может привести к изменению оборотов.

    Некоторые из этих причин достаточно просты и дешево устраняемы, другие же требуют серьезного вмешательства специалистов и длительного ремонта. Однако, в любом случае, изменение оборотов на холостом ходу может служить сигналом о наличии какой-то проблемы и требует внимательного внимания.

    Симптомы неисправности двигателя

    Неисправность двигателя может проявляться различными способами, вот некоторые из самых распространенных симптомов:

    • Шумы или вибрации при работе двигателя. Это может означать, что в двигателе есть какие-то поломки или неисправности, которые мешают ему работать должным образом. Шумы могут быть различных типов: скрежет, стук, гул и т. д. Вибрации также могут иметь разный характер: от слабых до очень сильных.
    • Трудности при запуске двигателя. Если двигатель не заводится легко и с первого раза, это может говорить о том, что он имеет какую-то неисправность. Это может быть плохая зарядка аккумулятора, проблемы с системой зажигания, низкий уровень топлива и т. д.
    • Низкий уровень мощности. Если у вас есть ощущение, что двигатель работает слабо и не выдает нужной мощности, это также может указывать на наличие какой-то неисправности. Это может быть связано с любой частью двигателя: системой зажигания, топливной системой, системой охлаждения и т. д.
    • Потеря масла или охлаждающей жидкости. Если у вас возникает потребность доливать масло или охлаждающую жидкость слишком часто, это может указывать на неполадки в двигателе. Это может быть например, утечка масла или охлаждающей жидкости из-за повреждения уплотнительных колец или шлангов.
    • Черный дым из выхлопной трубы. Если вместо белого дыма вы видите чёрный или синий дым из выхлопной трубы, это может указывать на то, что двигатель горит масло, что происходит из-за износа поршней или колец.

    Если вы заметили один или несколько этих симптомов, необходимо обратиться к специалисту, чтобы выяснить причину проблемы.

    Рекомендации по настройке оборотов

    1. Установите рекомендуемый режим холостого хода, определенный производителем автомобиля.
    2. Проверьте состояние и настройте систему впрыска топлива для оптимальной работы на холостом ходу.
    3. Проверьте и очистите дроссельную заслонку, если она забита углеродными отложениями.
    4. Проверьте и, при необходимости, замените свечи зажигания и фильтр воздуха.
    5. При необходимости настройте систему зажигания для правильного воспламенения топлива на холостом ходу.
    6. При наличии функции автоматической остановки двигателя на светофорах и других остановках, установите средние обороты для возможности быстрого реактивного старта двигателя.

    Также следует учитывать, что настройка оборотов на холостом ходу может отличаться для автомобилей с разными типами двигателей и серий производства. Лучше всего обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или к специалистам для рекомендаций по настройке.

    Какие должны быть холостые обороты у автомобиля?

    У большинства автомобилей 700-800 — нормальный показатель. Но в зависимости от марки, от мощности двигателя, обороты могут разниться, как в большую, так и в меньшую сторону. У меня есть друг, который взял старую тойоту, у нее нормальные обороты были 400. Вот это реально малолитражка, она почти ничего не ела. Так что, если бы у него холостые обороты стали 700-800, то он бы уже стал беспокоиться.

    Холостые обороты — это стабильные обороты , при которых двигатель без нагрузки работает устойчиво и вредная составляющая выхлопных газов находится в пределах нормы.

    Так что не все так просто и однозначно. Регулировка бензинового двигателя отличается от регулировки дизельного. Другой принцип работы и другой принцип настройки. Стремление к установке минимальных оборотов , может привести к резкому повышению уровня вредных газов. Все должно быть сбалансировано. Для каждого двигателя есть норма. Исправный двигатель должен укладываться в эту норму. Нормативы всегда есть в сопроводительных технических условиях. Указывать конкретную цифру просто не корректно. Хотя это не совсем и верно , но , принято считать , что , если машина начинает двигаться при отпускании сцепления , без нажатия на акселератор и не глохнет при этом — обороты отрегулированы правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *