Ставить или нет пламегаситель. Его роль и необходимость в машине
К одной из важнейших частей современного автомобиля относится выхлопная система — система выпуска отработавших газов. Благодаря наличию этого узла в автомобиле снижается уровень шума, предотвращается попадание токсичных газов в салон и снижается уровень токсичных выбросов в атмосферу.
Составляющие выхлопной системы:
- коллекторная труба,
- каталитический нейтрализатор,
- резонатор,
- глушитель,
- выхлопная труба.
В зависимости от заводской сборки и технических особенностей автомобиля в систему отвода выхлопных газов устанавливаются и другие детали: гофра, лямбда-зонд и пламегаситель.
Для чего нужен пламегаситель
Пламегаситель — это устройство, которое располагается в передней части выхлопной системы (зачастую вместо нейтрализатора) и практически осуществляет работу вспомогательного резонатора. В отличие от резонатора, пламегаситель изготавливается из материалов более высокого качества, однако звуковые колебания перекрывает не так эффективно.
Основной задачей пламегасителя является обработка, охлаждение и снижение скорости вылета выхлопных газов.
К функциям пламегасителя относятся:
- уменьшение температурного режима отработавших газов;
- регулирование газового потока;
- частичная компенсация импульсов, которые образуются при воспламенении топливно-воздушной смеси;
- частичное уменьшение амплитуды звукового давления.
Поскольку температура в камере сгорания и скорость потока отработавших газов большие, пламегаситель способен выдерживать высокие температурные и механические воздействия. Деталь преобразует выхлопы с каждого цилиндра и делает газопоток более холодным и неторопливым. Еще на пламегаситель оказывает воздействие вибрация от функционирующего мотора либо глушителя, грязи и соль постоянно оказываются на поверхности устройства.
Все функции и задачи, которые выполняет пламегаситель, указывают на конструктивные особенности строения элемента. Например, в качественном пламегасителе используется двойной корпус, из-за чего звуковые колебания приглушаются и исчезает металлический звон. Также двухслойный корпус препятствует уничтожающему влиянию выхлопов, которые подаются из камер.
Для дополнительной шумоизоляции в пламегасителе используются жаростойкие наполнители — базальтовые или минераловатные.
Пламегаситель вместо катализатора
Каталитический нейтрализатор — это элемент выхлопной системы, благодаря которому происходит снижение уровня вредных веществ (CО, CH, NO, NO2) в выхлопных газах. Содержащиеся в элементе благородные металлы вступают в реакцию с вредными веществами и уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Узел располагается вблизи резонатора и первым попадает под действие высоких температур.
Пламегаситель, в свою очередь, может осуществлять ту же деятельность, что и катализатор. Вследствие выравнивания выхлопа передвижение в авто становится намного комфортнее, а также увеличивается срок службы деталей.
Поэтому автолюбители часто задумываются об установке пламегасителя вместо катализатора. Особенно когда деталь ломается, у многих возникает вопрос, что лучше, катализатор или пламегаситель.
Катализаторы изготавливают из дорогостоящего сырья, за счет чего цена на эти детали выше стоимости пламегасителей, но в то же время, срок службы катализатора меньше, чем у пламегасителя. Это обусловлено множеством факторов, в частности использованием некачественного бензина. Ежели неисправный катализатор поменять позже срока, падает мощность двигателя либо в салон автомобиля попадают отработавшие газы.
Если делать тюнинг системы выхлопа, однозначно пламегаситель выполнит поставленные задачи лучше катализатора, потому как катализатор сокращает пропускную способность выхлопных газов, а пламегаситель наоборот — выравнивает среднее давление.
Единственный недостаток пламегасителя — невозможность уничтожать лишние вредные вещества (СО и СН). В Украине коэффициенты выбросов будут находиться в допустимых границах, однако в Европе экологические стандарты будут нарушены.
Чтобы заменить катализатор на пламегаситель водителю следует обратиться на СТО или в автосервис. Специалисты удалят катализатор и произведут замену. Установка пламегасителя в автосервисе обеспечит комфортное передвижение в автомобиле и продлит срок службы выхлопной системы. После установки детали автомобилист получает гарантию на выполненные работы.
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его
Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации – много ли осталось кислорода.
Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?
Пока каталитические нейтрализаторы располагались под днищем автомобиля, они были безопасны для двигателей. Они честно очищали выхлоп от вредных примесей. Скончавшись, начинали мешать нормальной езде – и их вырезали. Керамический блок нейтрализатора при этом либо разваливался на куски, либо запекался коркой. В обоих случаях проход отработавших газов был затруднен.
Под днищем вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали керамическую начинку. Пустая «бочка» могла «бубнить», придавала басовитости звуку выхлопа, и тогда в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока-путанка или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.
Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начнутся раньше. Нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, называется катколлектором.
Так вот в близости катколлектора и двигателя заключена главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться – образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики – вещи несовместимые. Возникают большие износы пары цилиндр-поршень и даже задиры. Мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки среднего ресурса. Виновны в выкрашивании керамической основы нейтрализатора и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые использовал владелец автомобиля.
У разных производителей степень опасности повреждений моторов очень различается.
Решение или вредительство?
Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.
Все проблемы решены? Конечно, нет – перечислим, что будет не так:
Система управления двигателем покажет ошибку «Check engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка — это резьбовая втулка, ограничивающая прохождение газов к кислородному датчику либо содержащая в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.
Ваша машина станет очень вонючей. И сами этого хлебнете: во время прогрева во дворе и в медленно текущей пробке нанюхаетесь. Соседи по дому и по потоку тоже карму вам не улучшат. Еще, если вы возите детей, а также домашних животных, то помните, что они больше чувствительны к запаху и ездят сзади, где концентрация вредных веществ выше.
Честно получить диагностическую карту не получится. Ведь фактически у вас нет даже Евро-2, вместо записанного в ПТС значения Евро-4 или Евро-5.
Если машина еще на гарантии, то с ней (по крайней мере, с гарантией на двигатель), придется распрощаться.
Рекомендация «За рулем»
Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором – от хорошего и дорогого до простого и дешевого.
Все плюсы и минусы замены катализатора на пламегаситель
Снижение мощности и опасность попадания частиц вышедшего из строя катализатора в двигатель с непредсказуемыми последствиями и последующим дорогим ремонтом — вот, пожалуй, главные причины, почему некоторые автомобилисты предпочитают удалять катализаторы. А то, что срок службы данной детали составляет порядка 60—150 тысяч км уже не является для них аргументом в ее пользу. Водители склонны полагать, что в автомобиле есть всего несколько основных фильтров, которые требуют замены при техническом обслуживании. А катализатор, который, по сути, также является фильтрующим элементом, за таковой не считают. К тому же, поменять катализатор стоит недешево. И отсюда все беды.
Но почему он выходит из строя или снижает эффективность двигателя? Топливо низкого качества, проблемы в системе зажигания, переобогащенная топливная смесь, проблемы с прокладкой ГБЦ, постоянная работа двигателя на холостых оборотах, старость, в конце концов — все это влияет на срок службы катализатора и его исправную работу, а соответственно, и на то, как ведет себя автомобиль. Собственно, поэтому и нужно контролировать этот орган автомобиля, чтобы он функционировал правильно, и при необходимости менять его.
Однако, вынося приговор данному элементу выхлопной системы, водители не берут в счет все вышеперечисленное. И, ведясь на рассказы сервисменов, таки избавляются от детали, устанавливая в качестве альтернативы пламегаситель. Естественно, машина начинает ехать лучше (ведь старый, забитый катализатор затруднял дыхание двигателя), и радости водителя нет предела. К тому же, тот может не опасаться за попадание керамической пыли, в случае разрушения катализатора, в двигатель. Да и к качеству топлива этот элемент не столь чувствителен. Но спешим вас разочаровать. Минусов у пламегасителя хватит, чтобы перекрыть все его плюсы.
После того, как пламегаситель занял место катализатора в вашем автомобиле, пройти честно техническое обслуживания шансов у вас не будет. Отработавшие газы, естественно, со всеми содержащимися в них вредными примесями, полетят в атмосферу. Потом не говорите, что жизнь в больших городах ужасна из-за загазованности. При этом запах выхлопа станет более едким и осязаемым.
В целом, выхлопная система автомобиля с пламегасителем вместо катализатора станет более теплонагружена, из-за чего износ некоторых ее элементов ускорится. Сам же выхлоп станет громче звучать, как снаружи автомобиля, так и в его салоне.
И не стоит рассчитывать на снижение расхода топлива. Взяться ему будет не откуда. Вместе с катализатором удаляется лямбда-зонд, отвечающий за коррекцию качества топливной смеси. Как не стоит рассчитывать и на то, что после удаления катализатора двигатель многократно прибавит в мощности. Увы и ах, если и прибавит, то несколько лошадок, которые заблудились, поскольку катализатор был забит и не обслуживался.
Да, пламегаситель привлекательнее катализатора в цене и надежности. Однако экологический фактор, неудобства, связанные с прохождением технического осмотра и прочие негативные нюансы эксплуатации определенно перекрывают его формальные плюсы.