Подключение дворников ВАЗ 2101
В процессе возни с электропроводкой в салоне решил подключить стеклоочиститель от ВАЗ2101. Переключатель у жигулей не особенно заковыристый по электрической части, однако ничего готового автомобильного на замену не нашлось. Однако с тремя положениями может справиться и обычный тумблер, если к нему в помощь приколхозить два пятиногих реле.
Пока тут только масса, но в будущем спрячутся три реле
Управляющий тумблер в процессе испытаний. На среднем контакте сходятся постоянный + на стеклоочиститель и провод от предохранителей. Боковые контакты + на два режима работы.
Два режима вполне отрабатывает, а в будущем штатное реле "паузы" оснастим универсальным датчиком дождя.
Электросхема из интернета в процессе поиска мест подключения реле
Устройство и работа стеклоочистителя
Схема включения стеклоочистителя показана на рис. 170. Стеклоочиститель включается переключателем 2, расположенным либо на щитке приборов (на ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-21011 до 1978 г.), либо на рулевой колонке (ВАЗ-21013 и ВАЗ-21011 после 1978 г.).
На ВАЗ-21011 до 1980 г. устанавливался, а на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 с 1980 г. устанавливается ножной омыватель ветрового стекла. В этом насосе имеется дополнительный выключатель 5 стеклоочистителя. При нажатии на кнопку начинает брызгать жидкость, а затем включается стеклоочиститель.
На ВАЗ-21013 и ВАЗ-21011 с 1980 г. вместо ножного омывателя ветрового стекла применяется насос с электроприводом, установленный непосредственно на крышке бачка для жидкости омывателя ветрового стекла.
При постоянной работе стеклоочистителя ток идет от вывода «+» аккумуляторной батареи 1 или зажима «30» генератора 8 через обмотку якоря электродвигателя 4, минуя реле 3 стеклоочистителя. Электродвигатель работает с постоянной скоростью, и щетки стеклоочистителя качаются с частотой 50—60 циклов в минуту.
В случае переключения стеклоочистителя на прерывистую работу ток идет от зажима «30» генератора через блок предохранителей 6 к переключателю 2 и от него по красному проводу к реле 3. Затем по желтому проводу от реле 3 к переключателю 2 и по бело-черному проводу на «массу».
В реле ток протекает через обмотку электромагнита и вызывает срабатывание реле. Верхние контакты реле (на схеме левые) размыкаются, а нижние контакты (на схеме правые) замыкаются. Ток, протекающий через нижние контакты реле, по голубому проводу идет к электродвигателю и последний начинает вращаться.
При срабатывании реле ток идет также через обмотку прерывателя (на схеме показана справа), которая при этом нагревается. Биметаллическая пластина прерывателя от нагревания выгибается и размыкает контакты прерывателя, отключая питание обмотки электромагнита реле. Нижние контакты реле размыкаются, ток к электродвигателю 4 прерывается, и он останавливается.
Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя реле, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму и контакты прерывателя замыкаются, включая питание обмотки электромагнита реле. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9—17 раз в мин.
За время одного цикла щетки завершает один двойной ход и останавливается в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу, пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя, щетки могут сделать до четырех непрерывных ходов.
Выключение стеклоочистителя происходит после перевода клавиши или рычага переключателя 2 в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается по голубому проводу с черной полоской от штекера «В» блока предохранителей через контакты конечного выключателя электродвигателя. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты конечного выключателя и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится, и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.
С 1985 г. в стеклоочистителях устанавливается термобиметаллический предохранитель многоразового действия. Его назначение — защита электродвигателя от перегрузок, например, при примерзании щеток к стеклу и т. п.
Стеклоочиститель
С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-2101, -2102 стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла (см. рис. Нагнетательный насос омывателя ветрового стекла ). В этом насосе имелся дополнительный выключатель 8 стеклоочистителя, который срабатывал при нажатии на кнопку насоса.
С 1982 г. в стеклоочистителях устанавливался термобиметаллический предохранитель многоразового действия для защиты моторедуктора от перегрузок.
1. Cнимите щетки с рычагами.
2. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и моторедуктора стеклоочистителя.
3. Отверните гайки крепления штуцеров рычагов и снимите уравнители.
4. Отверните гайки крепления кронштейна моторедуктора и снимите стеклоочиститель в сборе.
5. Если необходимо, то на верстаке снимите моторедуктор с кронштейна и разберите рычажный привод.
6. Установка стеклоочистителя производится в последовательности, обратной снятию.
Моторедуктор состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.
1. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2.
2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их.
3. Выньте якорь 8 электродвигателя.
4. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.
5. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.
6. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.
7. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.
8. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
9. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не по-вредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.
10. После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.
Максимальный эффективный момент на валу моторедуктора*, Н·м (кгс·м) | 1,96 (0,2) |
Потребляемая сила тока* при моменте 0,98 Н·м (0,1 кгс·м), не более, А | 2,8 |
Частота вращения вала моторедуктора* при моменте 0,98 Н·м (0,1 кгс·м), не менее, мин –1 | 50 |
Пусковой момент на валу моторедуктора*, не менее, Н·м (кгс·м) | 12 (1,2) |
* При напряжении 14 В и температуре (25±10)° С в холодном состоянии.
Реле стеклоочистителя
Данные для проверки
Число включений в минуту при напряжении 10–14 В и температуре от -20 до +50° С | 9 – 17 |
Сопротивление обмотки реле, Ом | 66 ± 2 |
Сопротивление обмотки прерывателя, Ом | 23 ± 1 |
Реле типа РС-514 служит для получения прерывистой работы очистителя. Оно устанавливается под панелью приборов с левой стороны и крепится к кузову двумя винтами.
В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) щетки могут сделать до 4-х непрерывных двойных ходов.
Ремонт автомобилей ваз
Стеклоочиститель автомобиля ВАЗ 2101, 21011, 21013, 2102.
21 марта, 2012 | Автор: admin
В данной статье вы узнаете чем отличаются схемы стеклоочистителей Жигулей разных моделей.
В насосе омывателя ветрового стекла, моделей Жигулей 2101 и 2102, находился дополнительный выключатель стеклоочистителя автомобиля, он включался при нажатии на кнопку насоса.
Ниже приведены схемы стеклоочистителей, на них вы и найдете отличия между ними. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто услышать.
Также вам будет полезно почитать наши материалы по теме:
Стеклоочиститель включает в себя две взаимосвязанные системы:
— управление дворниками очистителя стекла;
Схема включения стеклоочистителя ВАЗ 2101 и 2102
Схема включения стеклоочистителя
1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – замок зажигания; 4 – переключатель очистителя стекла; 5 – реле; 6 – моторедуктор стеклоочистителя (мотор); 7 – термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель очистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 9 – блок предохранителей; А – порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и моторе.
В процессе завод производитель проводил доработки своих моделей и с 1982 года, начали устанавливать термобиметаллические предохранители многоразового использования для защиты мотора очистителя стекла от перегрузок, размещен он в корпусе моторедуктора.
В нашей копейке -21011, никакого ножного включения омыватели лобового стекла нет, все управляется ручкой управления дворниками.
Ниже на схеме стеклоочистителя ВАЗ 21011 и 21013, мы видим что установлен трех позиционный переключатель на ролевой колонке для управления дворниками и омывателем ветрового стекла.
Хотелось бы заметить что в Жигулях 21013, электрооборудование от Жигулей 11-модели (21011).
Выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла ВАЗ 2101, 2102
1 – крышка; 2 – обойма выключателя; 3 – нижний контакт выключателя; 4 – колодка с контактами; 5 – верхний контакт выключателя; 6 – выпускной клапан; 7 – впускной клапан; 8 – корпус насоса; 9 – кнопка; 10 – возвратная пружина; 11 – шток; 12 – чехол; 13 – направляющая штока; 14 – верхний контакт выключателя; 15 – держатель подвижных контактов; 16 – нижний контакт выключателя;17 – направляющая держателя; 18 – диафрагма; 19 – кожух.
Схема включения стеклоочистителя ВАЗ 21011 и 21013
1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – замок зажигания; 4 – электромотор омывателя ВАЗ; 5 – контакт управления электродвигатель омывателя; 6 – переключатель очистителя стекла; 7 – реле стеклоочистителя ; 8 – моторедуктор (мотор с редуктором); 9 – термобиметаллический предохранитель; 10 – блок предохранителей;
А – порядок условной нумерации штекеров в колодках реле и моторе.
Если внимательно рассмотреть схемы стеклоочистителей 21011, 21013 и 2101, 2102, то мы увидим в основном изменения в системе омывателя ветрового стекла, добавился включатель управления электромотор омывателя (третья позиция 6 – переключатель стеклоочистителя) и 4 – электромотор омывателя с пластмассовой емкостью для жидкости, на которой он сверху и установлен.