Солярка арктика до скольки градусов
Перейти к содержимому

Солярка арктика до скольки градусов

  • автор:

Зимнее и арктическое дизтопливо: в чем разница

Дизельное топливо — это вязкая трудноиспаряемая жидкость, которую получают из различных фракций в результате переработки нефти. Данный вид топлива обычно используется в судах и некоторых грузовых и легковых автомобилях. Также дизельным топливом заправляются большинство видов военной техники и электростанций.

Летним дизтопливом нельзя заправлять транспортное средство, которое работает в зимних условиях. Дело в том, что в составе горючего имеются парафины, которые при температуре ниже нуля начинают кристаллизоваться. Твердые частицы парафина оседают на стенках трубопроводов, уменьшая пропускную способность последних. Также они нарушают работу двигателя внутреннего сгорания и топливных фильтров. Поэтому в зимних условиях рекомендуется использовать зимнее и арктическое дизельное топливо.

Зимнее дизтопливо

Для получения горючего данной группы осуществляют прямую перегонку нефти, а затем смешивают различные фракции с температурой выкипания 180-340 °C. На этапе производства также проводят депарафинизацию. Это очень сложный и затратный процесс. Поэтому зимнее дизельное топливо стоит очень дорого. Плотность горючего не более 840 кг/куб. м. Застывает при температуре -35-45 °C, а его цетановое число — не ниже 51.

Арктическое дизтопливо

Данный вид горючего используется в условиях экстремально низких температур (-50 °С). Продукт застывает при температуре -55 °С. Арктическое дизельное топливо получают путем смешивания различных фракций перегонки нефти с температурой выкипания 180-320 °С. Цетановое число — не менее 47. Данный показатель характеризует промежуток времени от поступления дизтоплива в рабочую камеру двигателя внутреннего сгорания до его воспламенения. То есть чем выше цетановое число, тем быстрее загорается топливная смесь. Так, арктическое дизтопливо воспламеняется при температуре +35 °С, а зимнее — +40 °С. Плотность арктического дизтоплива — не более 830 кг/куб. м.

У нас можно купить солярку, газ, бензин и другие продукты переработки нефти.

При какой температуре замерзает дизельное топливо: что делать при застывании

При какой температуре замерзает дизельное топливо: что делать при застывании

Дизельное топливо имеет более высокую температуру замерзания, нежели у бензина. При похолодании оно склонно к кристаллообразованию. Образующиеся кристаллы блокируют возможность топлива проходить через фильтры. Этим объясняется выпуск разных марок дизеля, предназначенных для разных сезонов. Они различаются свойствами, среди которых и температура замерзания.

Как застывает дизельное топливо

Причина застывания дизельного топлива заключается в содержании парафина. Его количество зависит от места, где добывалась нефть. Вне зависимости от количества при положительной температуре парафин не доставляет проблем. С наступлением холодов он начинает густеть, образуя кристаллы. Этим объясняется деление дизельного топлива на виды по сезону. Чтобы не дать дизелю замерзнуть, его подвергают дополнительной очистке от парафина. Так получается межсезонные, зимние и арктические марки.

Под температурой замерзания дизельного топлива понимают температуру, когда оно полностью застывает. Этому предшествуют:

  • Температура помутнения. При ней топливо приобретает белый оттенок, теряет текучесть, становится густым. Из-за этого возникают трудности в работе топливной системы, которой сложно перекачивать топливо с повышенной вязкостью.
  • Предельная температура фильтруемости. Дизель начинает «парафиниться», становится густым «киселем», в котором появляются кристаллы, мешающие нормальному прохождению через фильтр.

Застывшее дизельное топливо

Застывшее дизельное топливо

Самая высокая из всех температура помутнения, затем идет значение предела фильтруемости, а уже за ним – застывания. Пример:

  • Температура помутнения -22 °C. Можно заметить, как автомобиль теряет динамику, запуск становится трудным, до прогревания мотор работает громче.
  • Температура фильтруемости -25 °C. Двигатель уже может не завестись или будет часто глохнуть. Положение улучшается при повышении температуры, способствующей возвращению текучести.
  • Температура замерзания -32 °C. Когда замерзает дизельное топливо, значительно повышается риск поломок топливной системы, поскольку дизель застывает до состояния льда, как вода. После этого потепление даже до -10 °C не решает проблему. Зимнее дизельное топливо оттаивает при плюсовой температуре. Для этого автомобиль нужно поместить в теплый гараж или на крайний случай использовать тепловую пушку.

Температура замерзания дизельного топлива

При какой температуре замерзает дизельное топливо разных марок:

  • летнее – при -10 °C;
  • межсезонное – при -15 °C;
  • зимнее – при -35 °C;
  • арктическое – при -65 °C.

Конкретная температура застывания топлива зависит от производителя и характеристик нефти, использованной при производстве. В реальности температура, рекомендованная для применения каждой марки, чуть ниже:

  • летняя рассчитана на 0 °C и выше;
  • межсезонное – на -10 °C;
  • зимня – на -20 °C;
  • арктическая – на -50 °C.

Конкретное значение температуры застывания зависит от производителя и характеристик нефти, использованной в качестве сырья. Точные параметры дизеля приводятся в паспорте, и нужно отталкиваться именно от них. Во избежание застывания в зимнее топливо может добавляться антигель, предотвращающий повышение густоты даже при использовании некачественного продукта.

С добавлением антигеля свойства дизельного топлива меняются

С добавлением антигеля свойства дизельного топлива меняются

Разница между зимними и летними марками заключается в более низкой плотности и цетановом числе. Это негативно сказывается на динамике автомобиля, увеличивает расход. Еще ввиду добавления присадок стоимость зимнего дизеля выше, чем летнего. От марки и типа добавок зависит то, при какой температуре оттаивает дизельное топливо:

  • летнее – при +1 °C;
  • межсезонное – при -5 °C;
  • зимнее – при -10 °C.

Особенно внимательными необходимо быть в переходный период. Зимнее дизтопливо на АЗС заливают в тот же резервуар, где до этого было межсезонное или летнее. Кроме того, в большинстве случаев оно производится с погрешностью, т. е. не удовлетворяет требованиям ГОСТ, и даже заправка зимним дизелем не гарантирует отсутствие проблем. Если только это не высококачественное топливо, которое, соответственно, имеет более высокую стоимость.

Поэтому даже при использовании зимней марки дизтоплива специалисты рекомендуют пользоваться антигелем. Его стоит использовать, если вы не уверены в АЗС и качестве предлагаемого ею товара. Главное – соблюдать правила использования антигеля, иначе он не подействует, и понимать разницу между ним и специальным размораживающим средством.

Добавление антигеля в дизельное топливо

Добавление антигеля в дизельное топливо

Для некоторых автомобилей не так важно, при какой температуре густеет дизельное топливо. К примеру, большегрузы (фуры), оборудованные топливной системой с подогревом. Пока автомобиль заведен, дизтопливо не застынет. Это позволяет экономить, поскольку межсезонное дизтопливо дешевле зимнего. Такие ситуации актуальны для регионов с холодным климатом, где даже при постоянно низких температурах окружающей среды на АЗС все равно можно встретить не только зимние и арктические марки топлива.

В заключение

Теперь вам известно, при какой температуре застывает дизельное топливо. Это необходимо учитывать, поскольку для нормальной эксплуатации автомобиля важно использовать тот дизель, который не замерзнет в соответствующих условиях. В противном случае есть риск поломок топливной системы двигателя. Чтобы их избежать, можно использовать антигели, которые предотвращают застывание, что актуально, если нет уверенности в качестве заправляемого дизеля. Даже при его замерзании есть способы вернуть текучесть, поместив автомобиль в теплый гараж или использовав тепловую пушку. Главное – приобретать дизельное топливо, соответствующее температурным стандартам.

Арктическое дизельное топливо

Жизнь в российских регионах с суровым климатом вносит коррективы не только в быт, но и в пользование автомобилем. Если машина на дизельном топливе, то летом проблем с заводом не возникает. А что делать зимой, когда мороз опускается ниже –30°С, и это не предел? На помощь приходит арктическое дизельное топливо.

2032.png

Что это

Дизельное топливо «Арктика» (А) — один из результатов перегонки нефтепродуктов с последующим смешиванием с присадками. Мы знаем, что особенность обычного летнего дизельного топлива — кристаллизация парафинов при снижении температуры ниже –5°С. Кристаллы парафина закупоривают трубопроводы, мешают работе насоса.

Как тогда получается дизельное топливо, которое не кристаллизуется при очень низких температурах? Все дело в условиях переработки топлива.

ДТ «Арктика» — это смесь фракций гидроочищенного депарафинированного дизеля и керосина. Последний получают с помощью гидрокрекинга и выделяют при средних температурах от 130 до 150°С. В базовом составе дизельного топлива большая доля керосина, но молекулы дизеля более тяжелые.

2033.png

Чтобы убрать парафины из дизельного топлива «Арктика» используют такие методы:

Добавляют депрессорно-диспергирующие присадки для снижения предельной температуры фильтрации.

Понижают температуру кипения в конце процесса с 330 до 280°С.

Проводят депарафинизацию топлива в специальных установках при вторичной перегонке с последующей очисткой.

Существуют и альтернативные технологии производства топлива, например, Gas-to-Liquids. Синтезирующие кластеры устанавливают в местах добычи нефти. Из особенностей метода — снижение затрат на производство топлива, утилизация нефтяного газа, который возникает попутно.

Как и другие марки ДТ, арктические виды топлив делят на экологические классы в зависимости от количества серы в составе. Самый экологичный и распространенный класс — К5, на долю серы приходится не более 10 мг/кг.

Для арктического топлива разработаны пять классов температурного режима — 0, 1, 2, 3, 4, при которых его можно заливать в бак.

В каких случаях применяется

Дизельное топливо «Арктика» используют не только для автомобилей, но и для заправки судов, другого транспорта с дизельными двигателями.

Арктические виды топлив актуальны для Республики Саха, районов Крайнего Севера, где температура опускается до –65°С. Например, согласно ГОСТ Р 52368, ДТ «Арктика» класса 4 применяют с 15 октября по 15 мая в Магаданской области, на островах Северного Ледовитого океана, Якутии.

Оправдано использование ДТ «Арктика» в северных регионах средней полосы при морозах от –35°С и ниже.

2034.png

Основные характеристики

Дизельное топливо «Арктика», как и другие виды ДТ, характеризуют основные параметры — цетановое число, температура помутнения и предельная температура фильтруемости. Эти параметры указывают водителям на производительность двигателя при заливке топлива, безопасность использования и возможность завести автомобиль при «минусе».

Отметим, что арктическое топливо делают по ГОСТу, и в качественном горючем не должно быть дополнительных нерегламентированных включений.

Арктическое дизельное топливо

Арктическое дизельное топливо, или арктическая солярка — это марка дизтоплива, которая по ГОСТ 305-2013 предназначена для использования при температуре до –45. –55 °C. Использование специальной марки позволяет обеспечить стабильную и бесперебойную работу техники в особо экстремальных условиях.

Фракционный (химический) состав и характеристики

Около 50% дизтоплива арктического типа перегоняется при температуре не выше 255 °C, а 95% — при значениях не выше 360 °C. Горючее маркируется буквой «А». Дополнительно в обозначении топлива содержится экологический класс, который определяется по содержанию серы в составе:

  • К2 — не более 500 мг/кг;
  • К3 — не более 350 мг/кг;
  • К4 — не более 50 мг/кг;
  • К5 — менее 10 мг/кг.

Пример обозначения — дизельное арктическое топливо ДТ-А-К5, что означает следующее:

  • ДТ — вид горючего, т. е. дизтопливо;
  • А — марка по сезону (арктическое дизтопливо);
  • К5 — 5-й класс экологичности.

В указанной марке топлива самое низкое содержание серы, что делает его соответствующим экологическому стандарту ЕВРО К5, который сегодня имеет наиболее широкое распространение почти по всему миру.

Вязкость и плотность арктического дизельного топлива ниже, чем у летнего, межсезонного и зимнего. Это объясняется отсутствием в составе парафинов, которые делают структуру более вязкой и густой. Плотность дизтоплива марки А при 15 °C по ГОСТу должна составлять не ниже 833,5 кг/м 3 , а значение вязкости — от 1,5 до 4,0 мм 2 /с.

Температура вспышки арктического дизельного топлива, как и других марок, определяется экспериментально. При постепенном нагревании горючего фиксируют минимальное значение термометра, при котором жидкость вспыхнула. Для марки А установлены следующие нормы:

  • для дизтоплива общего применения — не ниже 35 °C;
  • для топлива, используемого в тепловозных и судовых дизелях или газовых турбинах — не ниже 30 °C.

Другие характеристики арктического дизельного топлива:

  • Цетановое число — не ниже 47.
  • Зольность — не выше 0,01%.
  • Количество воды — не выше 200 мг/кг.
  • Пределы воспламенения — от 57 до 100 °C.
  • Температура самовоспламенения — 330 °C.
  • Предельная температура фильтруемости — не выше –45 °C.

По ГОСТу дизельное топливо, предназначенное для холодных регионов, делится на классы — от 0 до 6, различающиеся предельной температурой, до которой горючее свободно проходит через фильтр. Арктическому дизтопливу соответствуют:

  • Класс 5 (–48 °С);
  • Класс 6 (–52 °С).

Способы получения

Депарафинированное арктическое дизельное топливо производят из среднедистиллятных фракций, получаемых при переработке нефти. Изготовление марки А дороже, чем других марок, поэтому конечная стоимость горючего всегда выше. Низкая цена — повод заподозрить, что предлагаемый нефтепродукт является фальсификатом. Использование такого топлива губительно для техники и может стать причиной угрозы жизни человека. Поэтому закупать арктическую солярку необходимо у проверенных поставщиков, работающих с нефтеперерабатывающими заводами без посредников.

Для улучшения низкотемпературных свойств используют 3 разных способа:

  • Понижение температуры конца кипения до 330, 300 и 280 °C.
  • Депарафинизацию — очистку от парафиновых углеводородов. Проводится в рамках вторичной перегонки на специальной установке с последующей очисткой и компаундированием депарафинизированной фракции.
  • Добавление в состав депрессорных присадок. Они снижают предельную температуру фильтруемости, что позволяет топливу не застывать в сильные морозы.

Еще арктическое дизтопливо получают по альтернативной технологии под названием Gas-to-liquids («газ в жидкость»). Она позволяет утилизировать попутный нефтяной газ и произвести качественное горючее, превосходящее аналоги по многим свойствам и характеристикам.

Способы (область) применения

Арктический дизель используют в условиях Крайнего Севера и северных регионах с температурой зимой, опускающейся ниже –35 °C. Ввиду высокой стоимости такое топливо применяется только там, где это действительно оправдано — в местах, где невозможно использование других марок. В Республике Саха ГОСТ предписывает заправку арктическим топливом в период с 15 октября по 15 мая, т. е. на протяжении 7 месяцев в году. В отношении видов техники нет никаких ограничений. Дизтопливо марки А может применяться для всех видов дизельных двигателей.

Особенности хранения и транспортировки

Дизтопливо марки А транспортируется в соответствии с правилами ДОПОГ, которая устанавливает требования для перевозки опасных грузов. Горючее поставляется в бензовозах или больших бочках.

Срок хранения арктической солярки меньше, чем летней. Чтобы предотвратить повышение вязкости продукта, резервуары оборудуют стационарной или переносной системой обогрева.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

Производственные условия и основные нормативные характеристики для арктического дизельного топливо приводятся в ГОСТ 305-2013 и ГОСТ Р 55475-2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *