Чистка испарителя кондиционера пенным очистителем Lavr LN1750
Привет моим подписчикам и гостям бортового журнала авто.
Идею почистить испаритель не снимая и разбирая авто вынашивал давно, вот и решил это сделать с помощью пенного очистителя. А заодно проверить как он работает и помогает ли побороться с грязью, отложениями, налетом и микробами которыми дышат все находящееся в авто.
Еще до покупки пенного очистителя кондиционера выбирал и смотрел рекомендации в сети Интернет и на просторах YouTube. И вот в один момент мне попалась очень правильная рекомендация (видео ниже), с того момента я и решил что буду чистить испаритель именно так (ссылка на видео в конце).
Чистый воздух
По порядку. Что необходимо:
1. Пенный очиститель кондиционера — на ваш выбор, я взял на пробу Lavr LN1750 = 290р.
2. Салонный фильтр — MEAT&DORIA 17072F = 568р. (не советую брать этой фирмы).
3. Отвертка, ключ на 10, зубная щетка, тряпки, салфетки и т.п. что может пригодится в момент работ.
Если просто почистить пеной через воздуходувы авто и заменить фильтр, то снимать бардачок нет необходимости, но мне это не подходит и начал с этого.
Вид системы кондиционирования авто после демонтажа бардачка
Основные запчасти которые потребовалось приобрести:
Фильтр салона и пенный очиститель Пенный очиститель отдельно
Последовательность действий и работ:
Снимаем заглушку салонного фильтра и вытаскиваем его (если есть).
Отщелкиваем заклепки, снимаем заглушку Мусор внутри, в процессе намокания и вентиляции он и дает запах сырости в салон, запотевание лобового стекла Мусор который выскреб зубной щеткой и пальцами где мог достать
У меня его не было всю зиму, т.к. я увидев прежний, понял что ставить его опасно для дыхания и решил оставить авто без фильтра на период зимы. Зря!
Так как у меня по плану заливать пену не только через воздуховоды, но и попытаться налить пену на сам испаритель со всех сторон, необходимо сделать это через резистор вентилятора — через отверстие слива конденсата, пена на сторону расположения фильтра и попадания грязи (т.е. обратная сторона испарителя) не попадет так как нужно. Поэтому снимаем блок резистора вентилятора (откручиваются 2 крайних самореза) и вынимаем его. После чего отсоединяем его от пластмассовой крышки, открутив 2 болта.
Сам резистор откладываем в сторонку, ибо после наполнения пеной корпус испарителя, нам резистор понадобится т.к. он отвечает за регулировку скорости вращения вентилятора!
Устанавливаем заглушку салонного фильтра, иначе пена окажется внизу на полу салона.
Откручиваем саморезы и вынимаем резистор Кто не знает, место расположения выхода дренажной трубки из салона
Кстати, в моем случае, трубку дренажа не как не удалось снять или вынуть со стороны салона. Она там на столько плотно сидит, видимо для того, чтобы не попадала влага и пыль. Вообщем, тянуть и рвать ее не стал и оставил как есть.
Далее процесс заливки пены в систему.
Заливаем пену обрызгивая испаритель через отверстие резистора. Пены нужно много, и начинать ее размещение с дна корпуса.
Рекомендация: для обильного наполнения пены, необходимо купить 2-3 флакона пенного очистителя!
Ушел почти весь баллон пены
Затем устанавливаем крышку резистора обратно прикручивая ее саморезами, чтобы из этого отверстия не пошла пена. Резистор подключаем к разъему и оставляем висеть в таком положении.
Выглядит это примерно так
Я подумал, что не стоит его оставлять внутри и чтобы на него попала пена. Хотя может и не важно и можно его поставить на место, но решил перестраховаться, чтобы потом не бегать по разборкам и не искать эту деталь 🙂
Вы же, можете делать как считаете нужным. Продолжу…
Поворачиваем ключ зажигания без запуска авто в рабочее положение и выставляем температуру на минимум, а переключателем оборотов, начиная с минимальных, аккуратно повышая обороты и обдув таким образом, чтобы пена от испарителя прошла сквозь него и начала выходить через воздуховоды.
Включаем обдув на минимальной температуре и плавно повышаем обороты вентилятора
Если этого не произошло — как у меня, то остатки пены я добавил во все воздуховоды через трубочку. Предварительно выключив обдув салона. Иначе пена пойдет обратно в салон.
Заполняем пеной воздуховоды, все 4
Оставляем машину на время действия пены. Минут 10-15.
После процедуры очистки пеной, необходимо выгнать из системы воду и остатки пены (если таковые остались). Открываем все окна и заводим авто. Переключаем забор воздуха с улицы и выставляем максимальную температуру, чтобы за счет тепла от печки, вода вышла и испарилась. Обороты ставим также максимальные и выходим из салона. В процессе вентиляции, можно почувствовать плохой запах и он думается с кучей микробов. Оставляем работу авто и печки в таком положении минут на 10-15.
Сушим влагу находящеюся внутри вентиляции таким способом
Глушим авто и снимаем корпус резистора вентилятора и заглушку салонного фильтра. Оцениваем действие пены.
Вид испарителя изнутри со стороны салонного фильтра Вид испарителя изнутри со стороны резистора
На мой взгляд, пены убрала часть грязи и засора, но она не поможет, если засор сот испарителя сильный, так что надеяться на нее не стоит. Если засор сильный и запах в салоне постоянно, запотевают стекла, в том числе лобовое, нужно чистить испаритель методом снятия.
Данный способ позволяет делать профилактику системы вентиляции только при незначительном засоре.
Устанавливаем новый салонный фильтр. Собираем все обратно и наслаждаемся чистым воздухом.
Установил салонный фильтр
Сумма затрат составила = 858р.
Затраченное время = 60-100 мин.
Далее это статья дополнится наблюдением работы кондиционирования после некоторого времени эксплуатации авто.
P.s. Почему я пошел таким путем, думаю автор видео рассказал предельно правильно. Рекомендую к просмотру.
[19.06.2020] — наблюдения.
Проездил с включенным кондеем неделю, запах свежего воздуха и отсутствия влажности и пыли.
Слегка ощущаемый запах пихты чувствовался буквально 2 дня. Охлаждает кондиционер салон авто, за 3-5 мин. при температуре окружающей среды в 32 градуса по Цельсию.
Как почистить кондиционер авто самому: важные нюансы процедуры
Любой ответственный автовладелец следит за состоянием своей машины, агрегатов, уровнем технических жидкостей. Не меньше внимания следует уделять автомобильному кондиционеру. Своевременная дезинфекция системы предотвращает появление неприятных запахов и продлевает «жизнь» климатической установки.
Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля
Кондиционер автомобиля требует к себе периодического внимания и обслуживания. Его своевременная чистка исключает появление неожиданных неполадок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства образуется идеальная среда для развития и размножения всевозможных бактерий. Во время работы кондиционера внутри появляется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это указывает на то, что чисткой кондиционера пренебрегать не стоит. Помимо перечисленных нюансов из-за накопления загрязнений ухудшается производительность узла, что усложняет поддержание необходимого температурного режима в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неполадки с устройством.
Периодичность обработки кондиционера
Наиболее точная информация по очистке кондиционера приводится в руководстве по эксплуатации к вашему авто. Если периодичность по каким-то причинам определить не удаётся, то придерживаясь рекомендаций специалистов, профилактические мероприятия следует проводить 1–2 раза в год. Если вы или ваши родные аллергики, то антибактериальную обработку нужно осуществлять чаще. В то же время необходимо учитывать, насколько часто эксплуатируется автомобиль и при этом используется кондиционер, каков климат в вашем регионе, дороги, по которым вам приходится передвигаться. В основном чистка автокондиционера проводится в весенний период перед началом его эксплуатации, или осенью — по его завершении. Однако никто не запрещает провести чистку в любое время.
Признаки, при которых необходима дезинфекция
Существует несколько признаков, указывающих на необходимость обслуживания устройства:
- Появление посторонних звуков. Их характер может быть различным: потрескивания, шумы, свист.
- Неприятный запах. Он может присутствовать в салоне всегда, но при активации кондиционера он будет усиливаться.
- Появление влаги. Если было замечено, что при включении климатической установки из воздуховода начала появляться влага, то это говорит о необходимости безотлагательной чистки узла.
Последствия бактериального загрязнения кондиционера
Неприятный запах — это полбеды. Появляется он из-за скапливаемой на испарителе влаги (конденсата). В ней образуются грибки, бактерии, плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений повышается настолько, что это приводит к появлению неприятного запаха при активации кондиционера. Однако нюанс не только в запахе, но и в том, что бактерии несут опасность для организма человека.
Кроме этого, попадание дорожной грязи между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционирования) приводит к нарушению работы компрессора, что может послужить причиной его преждевременной поломки. Из-за грязи на алюминиевых элементах кондиционера появляется коррозия, в результате чего возникает утечка фреона.
Чистка кондиционера машины в домашних условиях
Под чисткой кондиционера предполагается его дезинфекция специальными средствами. На том, как ими пользоваться и какие способы обработки существуют, стоит остановиться подробнее.
Виды и последовательность очистки системы
Автокондиционер можно очистить одним из способов:
- химическим;
- механическим.
В первом случае используются аэрозоли и пена. Стоит учесть, что средствами в виде аэрозоля можно провести только дезинфекцию системы кондиционирования, а при помощи пенных ещё и очистить её. К механическому способу прибегают в том случае, если химические средства не дали должного результата и неприятный запах в салоне остался. Процедура отличается своей сложностью, поскольку приходится снимать испаритель в блоке отопителя. Для химической обработки рассматриваемого устройства можно использовать продукцию следующих производителей:
Химический способ
После выбора пены или аэрозоля можно приступать к очистке кондиционера. В основном все средства комплектуются трубкой. Обработку аэрозолем выполняют следующим образом:
- Запускаем двигатель.
- Включаем кондиционер и выбираем режим рециркуляции на максимум.
Если приходится применять пенные средства, то процесс состоит из следующих шагов:
-
Демонтируем фильтр салона.
Видео: чистка автокондиционера пеной
Подручные средства
В зависимости от выбранного дезинфицирующего средства придётся отдать порядка 150–1000 р. за баллончик. Недорогие очистители могут быть не только малоэффективными, но и наполнить салон не очень приятным запахом, который с трудом выветривается. Однако для эффективной антибактериальной обработки необязательно покупать дорогостоящие средства: можно применить и подручные. С противным запахом в салоне помогут справиться:
- Хлорамин Б;
- Лизоформин 3000;
- Хлоргексидин.
Суть обработки заключается в приготовлении рабочего раствора из порошкообразного вещества, например, Хлорамина Б, который разводят с водой (1 ст. л. на 1 л воды).
Полученную жидкость заливают в подходящую ёмкость с распылителем. Во время обработки перечисленными средствами в машине следует открыть все двери. Процесс дезинфекции аналогичен применению пены.
Если перечисленными способами неприятный запах из салона удалить не удалось, кондиционер необходимо очистить механическим путём.
Видео: бюджетный способ очистки кондиционера автомобиля
Механический способ
При механической антибактериальной обработке устройства кондиционирования потребуются инструменты для демонтажа приборной панели. Также не лишней будет замена фреона, уплотнителей и патрубков. Процесс очистки выполняют в следующей последовательности:
-
Для получения доступа к испарителю снимаем приборную панель.
Несмотря на сложность процесса, механический способ является более эффективным.
Замена салонного фильтра
Основное назначение фильтра салона — обеспечивать очистку поступающего внутрь автомобиля воздуха. От состояния этого элемента напрямую зависит правильная работа отопителя, кондиционера, системы вентиляции. Необходимость в замене фильтра возникает в случае запотевания стёкол, появлении неприятного запаха и ухудшении работоспособности печки и кондиционера.
Менять фильтрующий элемент рекомендуется через каждые 10–25 тыс. км. пробега, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Чаще всего фильтр расположен возле испарителя. Изготавливается рассматриваемый элемент из гофрированной бумаги с волокнами из целлюлозы или синтетики, часто бывает с угольной пропиткой и имеет форму прямоугольника. Чтобы заменить салонный фильтр на конкретном автомобиле, нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Сам процесс заключается в демонтаже отработавшего изделия и его замене на новое.
Видео: замена салонного фильтра на примере Toyota Corolla
Чистка элементов системы кондиционирования
Салонная климатическая система включает в себя такие основные элементы, как испаритель, радиатор, салонный фильтр и воздухопроводы. Рассмотрим чистку каждого из них.
Чистка радиатора и воздуховодов
В первую очередь чистке подвергают воздуховоды и радиатор рассматриваемой системы, удаляя из них пыль и грязь. Для этого задействуют воздушный компрессор для подачи сжатого воздуха на элементы системы. Процедура состоит из двух этапов:
-
Струёй сжатого воздуха либо с помощью специальных средств удаляют загрязнения на радиаторе. Размещён он, как правило, вблизи радиатора системы охлаждения в моторном отсеке.
После проведения описанных действий можно приступать к дезинфекции испарителя автомобильного кондиционера.
Видео: чистка радиатора кондиционера на Mazda 3
Чистка испарителя
На испарителе оседает большое количество различных бактерий, являющихся причиной неприятного запаха. Поэтому под очисткой автокондиционера многими подразумевается именно испаритель, обработка которого была рассмотрена выше.
Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию
Процедура дезинфекции и очистки автокондиционера понятна, но чтобы как можно реже к ней прибегать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- своевременно менять салонный фильтр;
- избегать образования сырости.
Если первый совет не вызывает вопросов, то во втором случае систему кондиционирования лучше просушивать естественным путём, а не с помощью отопителя. В этом случае охлаждение следует отключать хотя бы за 5 минут до места прибытия, оставляя работать только вентилятор, посредством которого просушится система. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальном количестве, что снизит вероятность появления неприятного запаха.
Периодическое обслуживание кондиционера автомобиля позволяет свести к минимуму появление неполадок с системой и необходимость в дорогостоящем ремонте. После ознакомления с пошаговыми инструкциями, дезинфекция устройства будет по силам каждому автолюбителю. Если простые способы очистки не дали должного результата, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.
Как почистить кондиционер и не «утопить» электрику?
Один из способов, часто применяемый на СТО, но в то же время позволяющий произвести очистку собственными силами, сэкономив несколько тысяч рублей, — использование специального пенного очистителя кондиционера, например, от ASTROhim.
Этот состав прекрасно справляется с возложенными на него обязанностями и оставляет после использования защитную антибактериальную пленку с сохранением эффекта до полугода, как раз до следующей очистки. При этом затраты составляют всего несколько сотен рублей и полчаса свободного времени.
Главное в этом деле — использовать проверенные практикой средства и правильно выполнить работу, чтобы не нанести машине вред. Поэтому перед использованием препарата нужно внимательно изучить рекомендации на упаковке. Также следует помнить, что автомобили имеют разное устройство и под воздуховодами могут располагаться различные электронные компоненты, в том числе мультимедийная система. Так что желательно еще и узнать устройство своего автомобиля, чтобы не допустить протекания жидкости на электронное оборудование.
Многие производители автохимии рекомендуют обрабатывать систему пенным составом со стороны воздуховодов в салоне. Для этого трубка аэрозольного баллона вводится на максимальную глубину в воздуховод и по мере выхода пены из баллона медленно вытягивается наружу. Таким образом, обеспечивается заполнение активным веществом всего обрабатываемого объема. Операция проделывается с каждым воздуховодом. При данном методе обработки пена попадает на испаритель со стороны обратной дренажному отверстию, а также смывает грязь с внутренней поверхности воздуховодов.
Как выполнять чистку кондиционера автомобиля
Вопрос чистки автокондиционеравозникает примерно через 30 тысяч километров пробега или раз в три года. Если дорожные условия сложные, эта процедура может потребоваться гораздо раньше. Иногда уже через год эксплуатации при включении кондиционера в салоне автомобиля ощущается запах болота или затхлой гнили.
Почему из кондиционера воняет канализацией
Откуда появляется неприятный запах? Какие средства для чистки автокондиционера нужно использовать? Чтобы узнать ответы, разберемся в конструкции и принципе работы бортовой климатической техники.
Принципиальная схема автомобильного кондиционера идентична устройствам, устанавливаемым в зданиях. Набор компонентов тот же:
- компрессор;
- система трубок;
- конденсатор с вентилятором;
- терморегулирующий вентиль;
- испаритель с вентилятором.
Принцип действия основан на явлении охлаждения жидкости при испарении. Компрессор сжимает хладагент и по системе трубок подает в конденсатор, где фреон конденсируется, отдавая тепловую энергию. Вентилятор обдувает радиатор, унося тепло. Далее уже жидкий хладагент через регулятор потока поступает в трубчатый испаритель. Здесь фреон испаряется, резко снижая температуру трубок. Нагнетаемый вентилятором воздух, проходя сквозь трубчатый испаритель в салон, попутно охлаждается.
Со временем на элементах системы накапливается пыль, частички сажи, пыльца растений. На поверхности испарителя постоянно конденсируется влага, так как он всегда холоднее, чем воздух в салоне. В темноте и сырости микробы активно размножаются. Неприятный запах – это результат жизнедеятельности грибков и бактерий, которые обитают в грязи, скопившейся внутри системы вентиляции и кондиционирования.
Вывод: чтобы в салоне вашего автомобиля не воняло болотом или канализацией, нужна чистка автокондиционера. Если проблема не приобрела больших масштабов, можно использовать специальную автохимию: аэрозоль или пену. Этот способ достаточно прост, такую операцию можно выполнить даже своими руками.
Химическая чистка автокондиционера своими руками
Можно заказать услугу в автосервисе, заплатив около 1500 рублей, но есть способ, как выполнить эту техническую процедуру самостоятельно. В этом случае вы потратите примерно в два раза меньше денег. Перед чисткой автокондиционера химическим способом желательно продуть сжатым воздухом (5-6 бар) радиатор охлаждения системы (конденсатор). Также следует выдуть пыль из решетки воздухозаборника перед ветровым стеклом и дефлекторов в салоне.
Аэрозоль – чистим кондиционер автомобиля легко и просто
Наиболее простой способ устранения проблемы – использование аэрозольного средства для чистки автокондиционера. Один из вариантов – «Очиститель системы вентиляции плюс (Антигрипп)» от компании Suprotec. Эта разработка отечественного производителя обладает фунгицидными, антибактериальными и противовирусными свойствами. Для дезинфекции авто потребуется один флакон 150 мл.
Алгоритм действий достаточно прост:
- запускаем мотор;
- устанавливаем рециркуляцию воздуха в салоне;
- включаем кондиционер и обогрев на минимум;
- открываем все вентиляционные отверстия;
- встряхиваем флакон с очистителем и устанавливаем между креслами;
- нажимаем до щелчка кнопку распылителя, держа баллон на расстоянии от лица;
- когда начнется распыление средства, выходим из автомобиля на 10 минут и закрываем все двери;
- проветриваем салон в течение 5-10 минут;
- глушим мотор.
Во время чистки автокондиционерасостав оседает на воздушном фильтре, внутренних поверхностях систем вентиляции и кондиционирования и салона. Средство устраняет до 99% патогенных микроорганизмов. Антимикробная активность «Очистителя» сохраняется в течение примерно 1.5 месяца, затем постепенно снижается.
Соблюдайте меры предосторожности! Не допускайте распыления средства в лицо, не заходите в салон автомобиля до полного проветривания.
Более трудоемкий способ – использовать специальные пенные средства для чистки автокондиционера. Преимущество в том, что пена растворяет и удаляет грязь с поверхности компонентов системы кондиционирования, а не просто дезинфицирует ее.
Потребуется баллон с пенным средством для чистки автокондиционера, гибкая удлинительная трубка и пара прямых рук. Для лучшего эффекта продуваем радиатор системы кондиционирования, расположенный в моторном отсеке, воздухозабор и салонные дефлекторы. Все как в предыдущем способе.
Теперь с помощью удлинительной трубки закачиваем пену в систему через дренажное отверстие (по инструкции). Можно ввести средство через гнездо установки салонного фильтра. Это легче, чем лезть под днище автомобиля. Достаточно выкрутить четыре шурупа и вынуть фильтрующий элемент. Заодно проверяем его состояние и при необходимости меняем.
Осталось подождать примерно 15 минут (точное время указано в инструкции к средству), чтобы пена, превратившись в жидкость, стекла через дренажное отверстие. Теперь запускаем мотор, включаем рециркуляцию и кондиционер. Выходим, закрыв все окна и двери на 10 минут. Теперь достаточно проветрить салон и установить новый фильтр салона. Цена чистки автокондиционерапенойсоставит около 500 рублей. Можно сэкономить примерно тысячу.
Чистка автокондиционера хлоргексидином
Перейдем к «народным средствам». Если вы считаете, что цена чистки автокондиционера в 500 рублей – это дорого, попробуйте использовать хлоргексидин. Это копеечное средство, которое продается в любой аптеке, отлично справляется с задачей дезинфекции системы вентиляции автомобиля. Можно использовать готовый раствор 0,05% или смешать его со спиртом в равных пропорциях.
Просто переливаем средство из аптечного пузырька в любую емкость с пульверизатором (от «Мистера мускула», например). Все, мы полностью готовы к чистке автокондиционера своими руками хлоргексидином. Только не забываем настроить распылитель на самую мелкую дисперсию.
Чтобы промыть испаритель, придется снять салонный фильтр. В европейских машинах (Opel, Renault) доступ к этой детали открывается из подкапотного пространства. Просто убираем фильтр, запускаем двигатель, включаем обогрев, рециркуляцию воздуха и аккуратно брызгаем в канал забора воздуха. Одного флакона 100 мл достаточно, поэтому цена чистки автокондиционера хлоргексидином составит около 20 (!) рублей.
У азиатских автомобилей (Toyota, KIA, Hyundai) добраться до фильтра можно из салона. В этом случае сначала открываем все окна и двери, затем брызгаем хлоргексидином на решетку испарителя. Теперь включаем кондиционер и рециркуляцию воздуха, закрываем окна и двери, ждем 10 минут.
После чистки автокондиционера хлоргексидином своими рукамипроветриваем салон в течение пяти минут. Устанавливаем воздушный фильтр на место. Все, автомобилем можно пользоваться: все микробы в системе вентиляции и кондиционирования погибли.
Механическая чистка автокондиционера
Если после чистки кондиционера одним из химических средств запах появляется вновь, придется принимать более радикальные меры. Один из путей решения – посещение автосервиса. В мастерской выполнят чистку и заправку автокондиционера на профессиональном уровне, но придется заплатить относительно большую сумму. В районе 3500-5000 рублей, в зависимости от модели автомобиля.
Если у вас есть навыки, можно выполнить механическую чистку автокондиционера своими руками, но подготовиться следует тщательно. В ходе работ приходится откачивать фреон, заменять патрубки и уплотнители. Все это должно быть под рукой. Действуем по плану:
- снимаем приборную панель, чтобы добраться до испарителя;
- откачиваем хладагент;
- при необходимости снимаем печку;
- отсоединяем датчики и патрубки, идущие к испарителю, и извлекаем его;
- отмываем радиатор от грязи мыльным раствором;
- проверяем состояние компрессора, при необходимости меняем смазку;
- собираем систему в обратном порядке;
- заправляем кондиционер фреоном с помощью специального набора.
В этом случае чистка и заправка автокондиционера обойдется в 1700-2000 рублей (стоимость набора для заправки системы хладагентом). Экономия составит примерно половину суммы.
Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера
Любую проблему легче предупредить, чем исправлять. Это аксиома. Чтобы не доводить до появления неприятного запаха их кондиционера, следует выполнять несколько простых правил:
- меняйте салонный фильтр не реже 1 раза в год;
- за 10 минут до окончания поездки выключайте автокондиционер и включайте вентилятор, чтобы просушить испаритель от конденсата;
- при появлении первых признаков, что климатическая система автомобиля неисправна, принимайте меры.
В ухоженной машине чистка автокондиционера потребуется гораздо реже, чем в запущенном транспортном средстве. Помните об этом и хороших вам дорог.