Jis код что это
Перейти к содержимому

Jis код что это

  • автор:

Большой тест 5 «азиатских» аккумуляторов D23. Часть 1: загадочный стандарт JIS

Привет, Хабр! Прошлой осенью мы завершили большой тест шести российских и шести импортных аккумуляторных батарей (АКБ) в корпусе типоразмера L2.

  • Furukawa Battery Super Nova 55D23L,
  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE,
  • Solite 85D23L,
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B,
  • Exide Premium EA654.
  • Часть 1: заряд и 20-часовой разряд
  • Часть 2: резервная ёмкость
  1. Увеличение энергопотребления в бортовой сети вследствие работы разного рода подогревателей.
  2. Затруднённый пуск холодного двигателя с загустевшим от мороза маслом.
  3. Замерзание электролита вследствие его расслоения при прогрессирующем недозаряде.

Электрооборудование сегодняшнего автомобиля потребляет много энергии. А если имеется ещё и система старт-стоп, останавливающая двигатель в оптимальном для пуска положении коленчатого вала при каждой остановке и запускающая его вновь по нажатию педали акселератора, от электрохимического накопителя требуется способность более эффективно не только отдавать, но и принимать заряд.

Плотные многослойные сепараторы, предохраняющие от оплывания толстую, предусмотренную для повышения резервной ёмкости и работы в режиме старт-стоп активную массу пластин, предотвращают короткое замыкание последних и продлевают срок службы современного аккумулятора. Но они же препятствуют перемешиванию электролита и способствуют его расслоению по высоте и объёму банки.

В результате участки активных масс, находящиеся в нижних слоях электролита с повышенным содержанием серной кислоты, заряжаются напряжением бортовой сети менее эффективно. Ведь для осуществления основной токообразующей реакции Гладстона-Трайба в направлении заряда требуется преодолеть термодинамическую ЭДС электрохимической ячейки. А она тем выше, чем выше локальная концентрация кислоты.

Ещё для заряда необходима вода в качестве ингредиента реакции. Да, в свинцово-кислотном аккумуляторе вода — это не только растворитель серной кислоты, разбавляющий её для получения необходимой концентрации. И не только жидкость, в объёме которой происходит перемещение ионов.

При заряде реакция идёт в обратном направлении. Сульфат активных масс превращается в губчатый свинец и его оксид, расходуется вода, выделяется кислота. Активная масса аккумулятора — это не сплошной слой вещества, а пористый материал с развитой поверхностью. Собственно в порах и происходит полезная токообразующая реакция.

Для улучшения ионообмена внутри и вокруг активных масс, а также повышения механической прочности и долговечности в них вводят различные армирующие добавки преимущественно волокнистой структуры: целлюлозные, асбестовые, графеновые. В некоторых конструкциях батарей использовалась шерсть сельскохозяйственных животных. Волокнистые добавки к АМ — ещё одна из отличительных черт, присущих современным свинцовым аккумуляторам.

Также при зарядке аккумулятора происходит разложение воды на кислород и водород. Кислород практически сразу реагирует со свинцом, превращая его в оксид. На положительных пластинах он так и остаётся в виде активной массы, на отрицательных — сразу разряжается до сульфата с выделением тепла.

Воздействие кислорода на перемычки между пластинами полублока придаёт им вид шоколадного печенья. Со временем они рассыпаются в результате этой коррозии. Чаще всего такое наблюдается в верхней части герметичных AGM-аккумуляторов, тогда как снизу под действием перезаряда появляются серебристые наросты губчатого свинца, приводящие к коротким замыканиям.

Что касается пузырьков водорода, образующихся при электролизе воды, они приносят как пожаровзрывоопасность и помеху контакту ОАМ с электролитом, забивая поры, так и пользу, перемешивая электролит.

Практически все современные свинцовые аккумуляторы снабжены решётками и перемычками из сплава, легированного кальцием. Это повышает как механическую прочность, так и перенапряжение, необходимое для выделения водорода.

Потому, с одной стороны, значительно снижается потеря воды из электролита по сравнению со старыми сурьмянистыми АКБ, благодаря чему воду теперь не нужно доливать при эксплуатации автомобиля. Многие аккумуляторы стали необслуживаемыми, без доступа к пробкам или без пробок вообще.

Потому автомобильный аккумулятор перед началом зимнего сезона необходимо полностью зарядить, по возможности проконтролировав плотность электролита (глазок поплавкового индикатора зеленеет при плотности 1.23, тогда как полному заряду соответствует не менее 1.28 килограмма на кубический дециметр).

▍ Входной контроль

  • Furukawa Battery Super Nova 55D23L — 12.52 В,
  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE — 12.48 В,
  • Solite 85D23L — 12.66 В,
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B — 12.49 В,
  • Exide Premium EA654 — 12.46 В.

На аккумуляторе Exide Premium доступ к электролиту отсутствует, в отличие от АКБ того же производителя, но изготовленного по заказу японской компании Mazda для конвейерной установки на автомобили.

Слоган Zoom-Zoom, который мы видим на этикетке батареи, появился в 2002 году. Его расшифровку можно прочитать, например, в инструкции к автомобилям Mazda3 и Mazda3 MPS. Кстати, правильным произношением названия Mazda и фамилии основателя компании — «Мацуда».

На аккумуляторе Solite для доступа к электролиту второй банки можно выкрутить глазок, то есть пробку с поплавковым индикатором плотности. Остальные пять банок без доступа к электролиту.

Furukawa Battery Super и Panasonic (Yuasa) имеют пробки во всех банках. При отсутствии подходящей отвёртки с широким лезвием пробку можно открутить с помощью монеты.

Под всеми пробками наблюдается белёсый налёт сульфата свинца. Положительные и отрицательные электроды одного цвета, что свидетельствует о сульфатации аккумуляторов вследствие саморазряда при хранении.

Потому новый аккумулятор перед установкой под капот автомобиля всегда следует ввести в эксплуатацию, то есть полностью зарядить. О чём мы подробно рассказали в отдельной статье. Это не только увеличит срок службы аккумулятора, но и предотвратит замерзание электролита. Следует помнить, что зимой энергетический баланс аккумулятора на автомобиле отрицательный.

  • Furukawa Battery Super Nova 55D23L — 1.25 грамма на кубический сантиметр,
  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE — 1.24,
  • Solite 85D23L — чуть ниже 1.27,
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B — 1.24.

Для заряда воспользуемся зарядными устройствами Бережок V1, которые избавляют от необходимости программировать профиль заряда и контролировать его процесс. Требуется лишь дважды в сутки наблюдать за максимальным напряжением дозаряда и завершить заряд, если оно не поднялось за 10-12 часов.

  • Furukawa Battery Super Nova 55D23L — 16.1 В,
  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE — 15.6 В,
  • Solite 85D23L — 16.1 В,
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B — 16.6 В,
  • Exide Premium EA654 — 15.9 В.

Температура в помещении, где заряжаются аккумуляторы, составляет 26.9 градуса Цельсия.

Аккумулятор Exide Premium заряжался 5 суток, остальным четырём хватило двух. Почему так получилось? Изучим этот вопрос далее.

  • Furukawa Battery Super Nova 55D23L — 1.29,
  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE — 1.285,
  • Solite 85D23L — 1.31 (заметим, именно эта АКБ помечена как предназначенная для системы старт-стоп),
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B — 1.31 (батарея произведена по технологии EFB — Enhanced Flooded Battery, улучшенная наливная, то есть батарея с жидким электролитом).

  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE — 20 апреля 2021. 8 месяцев.
  • Solite 85D23L — май 2021 (код BW4M1). 7 месяцев.
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B — январь-февраль 2021 (код 1А). 10 месяцев.
  • Exide Premium EA654 — август 2020 (код KIOH09 076). 16 месяцев.
  • Furukawa Battery Super Nova 55D23L — 14.7 кг,
  • Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE — 14.0 кг,
  • Solite 85D23L — 13.2 кг,
  • Mazda (Exide) PE1T-18-520 9B — 15.6 кг (АКБ с технологиями Эксайд традиционно тяжёлые, в них много свинца и высокая плотность упаковки пластин),
  • Exide Premium EA654 — 15.6 кг.

Воспользуемся аккумуляторным тестером Konnwei KW650. Обзор его предшественника KW600, который, в отличие от KW650, поддерживает только 12-вольтовые АКБ и не работает с 6-вольтовыми, мы уже публиковали. Также существует вдвое более дешёвый 12-вольтовый прибор KW208 с чёрно-белым экраном вместо цветного. Все три тестера поддерживают стандарт JIS и подключаются к компьютеру по USB для сохранения результатов измерений и обновления ПО.

Получается такая сводная таблица.

У аккумулятора Panasonic (Yuasa) N-75D23L/JE видим очень странную картину. Согласно этикетке, паспортный ток холодной прокрутки равен 620 амперам. Тестер показывает 488 ампер, но состояние здоровья при этом 100%.

Что это: плохой, поддельный или перемаркированный аккумулятор плюс ошибка тестера?

Дело в том, что амперы на этикетке изображены в стандарте EN. А тестер отображает их в JIS. На корпусе АКБ Furukawa видим таблицу соответствия.

▍ Выводы

Все пять аккумуляторов успешно прошли входной контроль. Их характеристики пускового тока и внутреннего сопротивления соответствуют паспортным.

Аккумулятор Solite среди испытуемых имеет наименьшую цену и массу. При этом удельный пусковой ток на единицу массы заметно выше, чем у Furukawa и Panasonic (Yuasa), но почти не отличается от двух АКБ производства Exide. Также для него заявлена наивысшая ёмкость среди всех рассматриваемых. Потому нет оснований для обвинения этого аккумулятора в тонких пластинах. А результаты измерений фактической ёмкости обнародуем в следующей статье.

Panasonic (Yuasa) второй сверху по цене, с малой массой и наивысшим внутренним сопротивлением, то есть самым низким пусковым током. При этом заявлена немалая ёмкость. Всё это свидетельствует о том, что данный аккумулятор ближе к тяговым, предназначен для автомобилей с лёгким пуском и развитым электрооборудованием, и по идее должен иметь повышенную надёжность. Динамику изменения эксплуатационных характеристик по ходу циклирования мы увидим.

Эксайды традиционно тяжёлые, дорогие и с превышением исходных фактических характеристик над паспортными. Как показал наш опыт работы с АКБ, произведённым по технологиям данного бренда, они специально рассчитаны долгое время не выходить из строя в условиях хронического недозаряда, сульфатации и расслоения электролита.

Однако, к сожалению, морозы неумолимы, и как только концентрация кислоты в электролите сверху банки становится недостаточной для поддержания её жидкого состояния при данной температуре, он замёрзнет. Насколько значительны будут механические повреждения аккумулятора из-за расширения воды при замерзании, — как повезёт. Но вероятность того, что он в таком состоянии не запустит двигатель, более чем высока.

Значит, ли это, что аккумуляторы Эксайд плохие? Нет, это значит, что им, как и всем прочим свинцово-кислотным, особенно необходим периодический полный выравнивающий дозаряд. Только благодаря ему можно воспользоваться тем запасом прочности и надёжности, за который мы платим при покупке АКБ Exіde.

Дальнейшие выводы делать пока рано. Подождём результатов обработки следующих измерений.

Опытные данные для статьи предоставлены автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Японские промышленные стандарты — Japanese Industrial Standards

Японские промышленные стандарты (JIS) ( 日本 産業 規格 , Нихон Сангьё Кикаку, ранее 日本 工業 規格 Нихон Когьё Кикаку до 30 июня 2019 г.) являются стандарты используется для промышленной деятельности в Япония, координируется Комитет по промышленным стандартам Японии (JISC) и опубликовано Японская ассоциация стандартов (JSA). JISC состоит из многих национальных комитетов и играет жизненно важную роль в стандартизации деятельности по всей Японии.

Содержание

История

в Эпоха Мэйдзи частные предприятия несли ответственность за разработку стандартов, хотя японское правительство также имело стандарты и технические документы для целей закупки определенных товаров, таких как боеприпасы.

Они были обобщены, чтобы сформировать официальный стандарт, Японский технический стандарт, в 1921 году. Вторая Мировая Война, установлены упрощенные стандарты для увеличения материальная часть выход.

Нынешняя Японская ассоциация стандартов была создана после поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году. В 1946 году были обнародованы правила Японского комитета по промышленным стандартам, и были сформированы новые стандарты.

В 1949 году был принят Закон о промышленной стандартизации, который составляет правовую основу для нынешних японских промышленных стандартов.

Новый знак JIS

Закон о промышленной стандартизации был пересмотрен в 2004 году, и знак сертификации продукции JIS был изменен; с 1 октября 2005 г. при повторной сертификации используется новый знак JIS. Использование старого знака было разрешено в течение трехлетнего переходного периода, закончившегося 30 сентября 2008 г., и каждый производитель мог использовать новый знак JIS. Поэтому все японские продукты, сертифицированные JIS, производимые с 1 октября 2008 г., имеют новый знак JIS.

Классификация и нумерация стандартов

Стандарты называются в формате «JIS X 0208: 1997», где X обозначает разделение площади, за которым следуют четыре цифры, обозначающие площадь (пять цифр для ISO -соответствующие стандарты) и четыре последние цифры, обозначающие год пересмотра.

Японский стандарт аккумуляторов: расшифровка JIS кода (часть 1)

Ни для кого не секрет, что аккумуляторы для японских автомобилей, отличаются от « европейских», « российских» и « американских» батарей. Причиной тому служит стандарт JIS, в соответствии с которым они выпускаются. Разобраться с маркировке таких АКБ, а также особенностях их устройства поможет данная статья.

Начнем, с клемм. О том, что они по своему размеру отличаются от европейских аналогов, известно многим. Но вот информация о разнообразии азиатских разновидностей клемм для многих станет новостью. Если исходить из JIS, то токовыводы японских аккумулятором могут быть одного из трех типов — Т1, Т2 и Т3. У каждого из них имеются свои особенности:

  • Первый тип клемм – наиболее привычен для нас. Диаметр плюсового токовывода в этом случае составляет 14,7 мм, а минусового – 13 мм. Их форма – усеченный конус.
  • Клеммы Т2 можно встретить на батареях высокой емкости. Их размеры составляют 19,5 и 17,9мм для плюса и минуса, соответственно.
  • Токовыводы третьего типа представляют собой плоские штыри, имеющие специальные отверстия. Это клеммы Т3.

Наряду с Т3, на российском рынке получили широкое распространение клеммы второго типа. Токовыводы такого размера стандарты, их можно встретить на подавляющем большинстве европейских и отечественных АКБ. Токовыводы Т1 – наиболее узкие, характерно « японские» клеммы, получившие наибольшее распространение на авто, произведенных именно в Японии.

Теперь поговорим о параметрах аккумуляторов в маркировке. Действительно, маркировка японских АКБ достаточно сложна для восприятия среднестатистического россиянина или европейца, так как имеет существенные отличия. Для того чтобы разобраться в коде, приведем пример: 65B24R (L ).

Число 65 обозначает электроемкость. Это параметр, указывающий на работоспособность батареи при холодном запуске. Откровенно говоря, характеристика эта несколько оторвана от реальности. Проблема заключается в сравнительном характере данного показателя, ведь он зависит от массы факторов. Таким образом, при сравнении этого параметра с аккумулятором для европейского авто, нужно отнимать примерно 10 единиц. Другими словами, электроемкость 65 пер часов соответствует емкости 55 Ампер часов.

Почему столь существенная разница? Все очень просто. Испытания на емкостные характеристики в Японии проводятся по 5 часовому разряду, а в Европе — по 20-тичасовому. Чтобы найти европейский аналог азиатскому аккумулятору, можно просто умножить емкость азиатской батареи на 1,25. Пример прост: 50*1,25=62,5 А/ч.

Это нужно обязательно учитывать, если автомобильный или мото аккумулятор покупается оригинальный, то есть, такой, который сделан именно в Японии и только для японского рынка. Кроме того, учтите – маркировка всецело зависит от места будущей продажи АКБ. Так, если аккумуляторная батарея выпущена для России, возможно, она будет маркироваться по ГОСТ. В следующей статье мы продолжим разговор об особенностях условных обозначений на японских АКБ.

11.09.2013, 24623 просмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *