Мифы и легенды об АКПП: развенчиваем популярные заблуждения
На дворе уже 21 век, а старая добрая АКПП все еще окружена мифами. Кроме того, эти мифы плодятся с невероятной скоростью. Наверное, это связано с тем, что автомобили c «автоматом» у нас набирают популярность, и многие водители впервые сталкиваются с этим агрегатом.
В статье я буду развенчивать мифы, а если Вам, дорогой читатель, статья понравится, напишу про легенды. Про то, что когда-то было актуальным или актуально до сих пор. Обращу внимание, что под аббревиатурой «АКПП» я имею ввиду автоматическую коробку с гидротрансформатором и планетарными передачами, Она же — гидромеханическая, то есть «классическая» АКПП.
Мы, пожалуй, не будем останавливаться подробно на устройстве типичной АКПП, благо совсем недавно писал исчерпывающую статью о гидротрансформаторе и чуть ранее – о проблемах электрики.
Миф 1. Масляное голодание
Почему-то распространено мнение, что масляный насос АКПП приводится в действие от турбины (выхода) гидротрансформатора. На самом деле, привод насоса соединен с корпусом гидространсформатора, то есть, фактически, с маховиком двигателя, поэтому насос будет нагнетать давление в систему сразу после того, как мотор начинает вращаться, и масло будет прокачиваться в системе при любом режиме работы коробки. Поэтому масляного голодания в исправной коробке не бывает ни в каких режимах.
Миф 2. Ужасная N
Наверное, назначение нейтральной передачи АКПП и вред от ее использования — второй по обсуждению вопрос на форумах после прогрева АКПП и использования стояночного тормоза. Мнения разделяются от «Всегда включать нейтраль при остановке» до «Нейтральная передача нужна только для буксировки автомобиля и ее включение приведет к масляному голоданию». К сожалению, миф о вредности госпожи N становится все более популярным. Думаю, ноги его растут из мифа 1. В реальности нейтраль — достаточно полезная штуковина. Неспроста селектор АКПП позволяет переключать режимы D и N без нажатия блокировочной кнопки.
Что происходит, когда выбран режим D и нажата педаль тормоза? АКПП выбирает первую передачу, к колесам прикладывается крутящий момент, но тормоза не дают сдвинуться с места. При этом турбина гидротрансформатора остается неподвижной, а вся энергия двигателя преобразуется в гидротрансформаторе в тепловую. По сути, мотор мешает масло. Но на эту работу требуется затратить энергию, чтобы двигатель поддерживал частоту вращения холостого хода, электронный блок управления увеличивает подачу воздуха и топлива.
При включенной нейтральной передаче механическая связь между выходом коробки и турбиной гидротрансформатора разорвана. Частота вращения выхода гидротрансформатора практически равна частоте вращения двигателя. Нагрузка на двигатель минимальна. Для поддержания режима холостого хода требуется меньше топлива. Уменьшается нагрев двигателя и АКПП. Сплошные плюсы в выборе режима N при остановке более чем на 30 секунд, особенно жарким днем в глухой пробке или долгом красном светофоре.
Если я еще не убедил «нейтралефобов», приведу еще пару доказательств. Начнем с того, что режим паркинга отличается от нейтрали только тем, что заблокирован выходной вал АКПП. А режим «P» ни у кого не вызывает опасения. В том, что экономия топлива и уменьшение нагрева реальны, можно убедиться на относительно старых машинах с бензиновым двигателем.
Если, удерживая педаль тормоза, перевести коробку из D в режим N, то будет заметно, что педаль немножко проваливается. Связано это с тем, что блок управления двигателя уменьшает подачу топлива и воздуха. Разряжение во впускном коллекторе, а, значит, и в вакуумном усилителе возрастает, усилитель сильнее давит на главный тормозной цилиндр, а на педали усилие уменьшается. Тот же эффект иногда бывает при отключении кондиционера. Все по той же причине. Контроллер уменьшает подачу топливно-воздушной смеси.
Если у Вас есть маршрутный компьютер, который определяет мгновенный расход топлива, Вы можете сравнить значения расхода в положениях селектора «P», «N» и «D». Прикинув время простоя, легко посчитать, сколько топлива можно сэкономить, выбрав нейтраль, к тому же современные электронные «мозги» без Вашего ведома могут выбрать нейтральную передачу, а Вы об этом даже не узнаете, поймете только по небольшой задержке начала движения после отпускания педали тормоза.
Надеюсь, я развеял страхи перед нейтралью. Последний момент: не стоит ехать накатом без включенной передачи, но не из-за пресловутого масляного голодания – его-то как раз не будет. Просто по соображениям безопасности – не успеете среагировать на внезапно возникшее препятствие. Тут к АКПП и МКПП требования одинаковы.
Миф 3. Прогрев АКПП
Точнее, способ прогрева. Что делать? Поочередно многократно переключать селектор в положения R и D или перебирать все положения?
Исходя из сказанного про нейтральную передачу, самый быстрый способ прогреть масло в АКПП — включить режимы D или R и нажать на тормоз, чтобы гидротрансформатор размешал масло побыстрее, то есть вся энергия мотора ушла в тепло. Ни в коем случае не нажимайте одновременно газ и тормоз! Да, коробка и двигатель прогреются моментально, но если передержать, то можно перегреть масло. А если АКПП еще и немолодая и порядком изношенная, то может случиться пробуксовка с последующей гибелью фрикционов.
Так зачем же надо переключать режимы селектора? Все очень просто. Помните, я писал в мифе 2 о том, что чрезмерно «умный» блок управления из благих побуждений может незаметно включить нейтральную передачу, когда у вас включен D и нажат тормоз? Так вот, передергивание режимов заставляет управляющую программу вновь возобновлять механическую связь, нагружать двигатель и гидротрансформатор. Так что миф частично подтвержден для современных коробок. Старушкам с «гидромозгом» такие манипуляции ни к чему.
Касательно необходимости самого прогрева — конечно, конструкция АКПП рассчитана на эксплуатацию в горячем состоянии. Но мое мнение, точнее алгоритм, таков: завести двигатель, очистить машину от снега и не спеша начать двигаться. Так прогреется не только силовой агрегат, но и амортизаторы.
Миф 4. Автомобиль с АКПП не тормозит двигателем
Это было очень давно. Тогда гидротрансформатор не имел блокировки. Все современные коробки, даже те, что без электронного управления, имеют режим блокировки гидротрансформатора. В этом режиме ротор и статор «бублика» жестко соединены между собой через фрикционное сцепление, и момент от двигателя передается на планетарную передачу коробки минуя гидравлическую передачу. Это позволяет существенно увеличить КПД трансмиссии. Точно так же при опускании педали газа момент от колес передастся двигателю.
Рекомендуется при длительных спусках переключать АКПП принудительно на более низкие передачи с помощью ограничителя на селекторе (положения 3, 2), как вариант – «спортивного» режима или ручным переключением.
Миф 5. Классические АКПП скоро не будут производиться.
Да, сейчас существует огромное количество решений автоматизировать выбор нужного передаточного числа трансмиссии. Но классическая АКПП, которую еще называют гидротрансформаторной — это золотая середина. Она не уступает в способности передавать огромный крутящий момент механической КПП, так же, как и роботизированная коробка с двумя сцеплениями, выполняет переключения без разрыва потока мощности, но не только между соседними передаточными числами, а позволяет выбрать передачу в произвольном порядке.
Шестидиапазонной АКПП уже никого не удивить, а на автомобили высокого класса во всю устанавливают 7-, 8-, и даже 9-ступенчатые «автоматы». Такие коробки не уступают вариатору в задаче поддержания оптимальных режимов двигателя, и очень надежны. Рано списывать старушку со счетов. За многолетнюю историю устройство АКПП доведено практически до совершенства.
Но в ближайшем будущем гидротрансформаторную АКПП ждет серьезное изменение. Она лишится… гидротрансформатора! В многодиапазонных коробках он не нужен. Ведь фрикционы, задающие режим работы планетарных передач — это не что иное, как многодисковое сцепление в масляной ванне. Современные электронные блоки управления с филигранной точностью могут управлять давлением поршня, а, значит, очень плавно переключать передаточные числа без разрыва потока мощности, причем переход может осуществляться на любую передачу с любой. Такого себе не может позволить даже «робот» с двумя сцеплениями.
Похудевшая на «бублик», многодиапазонная, с КПД, сравнимым с «механикой», АКПП ближайшего будущего не должна сдать своих позиций.
В чем разница паркинга и нейтрали
В мире автомобилей есть много технических терминов, которые не всегда понятны обычному водителю. Один из таких терминов — различие между режимами «P» («Паркинг») и «N» («Нейтраль») у автоматической коробки передач. В этой статье мы разберем, в чем отличие между этими режимами и когда их использование актуально.
Режим Паркинг
Режим «P» («Паркинг») — это специальный режим автоматической коробки передач, при котором блокируется выходной вал и, соответственно, колеса автомобиля. При этом, остальная часть АКПП вращается свободно. Этот режим необходим для стоянки автомобиля на уклоне, чтобы предотвратить случайное скатывание. Использование режима «P» не рекомендуется для длительной стоянки на плоскости, так как это может привести к поломке коробки передач.
Что касается парковки, то это просто место, где можно оставить автомобиль. Парковки могут быть как на улице, так и в закрытых помещениях, например, в подземных гаражах.
Режим Нейтраль
В отличие от режима «Паркинг», в режиме «Нейтраль» («N») выходной вал коробки передач не блокируется. Это значит, что колеса автомобиля могут свободно вращаться, поэтому этот режим используется, когда автомобиль нужно перемещать вручную или буксировать.
Режим «Нейтраль» также может быть полезен в случаях, когда необходимо переключить режим передач на короткое время, например, на светофоре. Однако, не следует использовать режим «Нейтраль» для длительной стоянки на уклоне, так как это может привести к скатыванию автомобиля.
Разница между паркингом и автостоянкой
Понятия «паркинг» и «автостоянка» часто употребляются в повседневной жизни как синонимы, но на самом деле это не совсем так. Автостоянка — это пространство, предназначенное для стоянки автомобилей, которое может располагаться как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях. В то время как паркинг — это исключительно закрытый автомобильный гараж.
Когда нужна Нейтраль на автомате
Режим «Нейтраль» необходим только в тех случаях, когда необходимо перемещать автомобиль вручную или буксировать его. В других случаях рекомендуется использовать режим «Д» («Драйв») для езды и режим «Паркинг» для стоянки на уклоне.
Никогда не оставляйте автомобиль на длительное время в режиме «Нейтраль». Это может привести к поломке коробки передач и необходимости дорогостоящего ремонта.
Выводы
- Режимы «Паркинг» и «Нейтраль» имеют свои особенности и предназначены для разных ситуаций.
- Режим «Паркинг» используется для стоянки на уклоне, чтобы предотвратить скатывание автомобиля.
- Режим «Нейтраль» используется для ручного перемещения автомобиля или буксировки.
- Парковка — это место, где можно оставить автомобиль, а автостоянка — это пространство для стоянки автомобилей, которое может быть как открытым, так и закрытым.
- Для езды следует использовать режим «Драйв», а для стоянки на уклоне — режим «Паркинг». Никогда не оставляйте автомобиль на длительное время в режиме «Нейтраль».
Как работает знак парковка
Знак парковка является инструкцией для автомобилистов, определяющей режим ежедневной парковки. Если на знаке нарисована одна линия, значит, на данном участке можно парковаться только в нечетные дни месяца, а если две линии — то в четные. Но это правило не применяется в выходные и праздничные дни. Знак обычно размещается на столбе или на стене здания вблизи парковочных мест. Важно учитывать, что знак запрещает только длительную парковку, а кратковременная остановка не запрещена. Стоит заметить, что нарушение правил парковки может привести к штрафным санкциям, поэтому необходимо пристраивать автомобиль только в соответствии с требованиями знака парковка.
Что относится к зеленой зоне
Зеленая зона — это один из элементов градостроительства, который предполагает наличие зон с зелеными насаждениями. В таких зонах находятся деревья, кустарники и травянистые растения. Она имеет значение для сохранения качества городской среды и улучшения жизни горожан, занимавшись охраной экологического баланса. Зеленые зоны могут быть разбиты на декоративные газоны, садовые парки, лесопарки и др. Существенные преимущества зеленых зон: они снижают уровень шума, пыли и загрязнения воздуха, способствуют снижению температуры в городе, улучшают микроклимат, нейтрализуют транспортные выбросы, облегчают наличие уличных зон отдыха и занимаются многими другими задачами по улучшению экологической среды окружающей среды в городах.
Что означает значок парковки
Значок парковки — это знак, который указывает на наличие на данной территории парковочных мест. Эти места предназначены для временной остановки транспортных средств. Наличие такого знака является индикатором того, что на этом участке дороги разрешено припарковаться, обратив внимание на дополнительные условия, указанные на табличке. Это могут быть ограничения по времени или запрещающие знаки, которые необходимо учитывать, чтобы избежать штрафов. Значок парковки может быть установлен как на открытых площадках, так и на закрытых парковках, где нужно оплатить за использование места. Водители должны соблюдать правила стоянки, чтобы не создавать помехи другим участникам движения и не нарушать публичный порядок.
Что обозначают звездочкой
Звездочка в типографике используется для обозначения сносок или примечаний. Раньше её называли «примечательным знаком» и даже относили к знакам препинания. Когда необходимы второе или третье примечания, они обозначаются двумя или тремя звездочками соответственно. Однако, если количество примечаний больше трёх, лучше использовать цифры. Звездочка является важным элементом в верстке текстов, помогая отделять от основного текста исключения, комментарии и дополнительную информацию. В некоторых случаях звездочка может исполнять роль украшательного элемента, особенно в дизайне или иллюстрациях, но в типографике её главная функция — помочь читателю лучше понимать текст.
Автоматическая коробка передач имеет два режима, которые зачастую вызывают путаницу. Это режим «Нейтраль» («N») и режим «Паркинг» («P»). Режим «Паркинг» имеет отличительную особенность — он блокирует выходной вал, поэтому колеса не могут вращаться, что важно при парковке. Остальные детали коробки, кроме выходного вала, могут свободно вращаться. В режиме «Нейтраль» выходной вал не блокируется, значит колеса могут свободно вращаться, а коробка передач находится в спокойном состоянии. В остальном, эти два режима предназначены для использования в разных ситуациях. Если нужно припарковаться, ставим режим «Паркинг», а если нужно остановиться без блокировки колес, используем режим «Нейтраль».
В чем разница между паркингом и нейтралью
Каждый владелец автомобиля с автоматической коробкой переключения передач должен знать, как правильно использовать режимы «паркинг» и «нейтраль». Эти режимы имеют свои особенности, которые важны для безопасной эксплуатации автомобиля.
Разница между режимами «паркинг» и «нейтраль»
Основная разница между этими двумя режимами заключается в том, что при переводе в режим «паркинг» задействуется шестерня с блокиратором, которая не дает колесам вращаться свободно. Это избавляет автомобиль от скатывания вниз по склону. В режиме «нейтраль» блокиратор не задействуется, и колеса вращаются свободно.
Необходимость использования нейтрального режима на АКПП
На автоматической коробке передач режим «нейтраль» нужен только для буксировки. При переключении в этот режим масляный насос снижает давление, и автомобиль готов к безопасной буксировке на скорости до 40 км/ч. Однако, переключаться на этот режим на каждом светофоре или в пробке не стоит, так как это может негативно сказаться на работоспособности коробки.
Чем отличается режим «паркинг» от «нейтраль»
Режим «паркинг» и «нейтраль» на АКПП отличаются только тем, что в режиме «паркинг» выходной вал блокируется, что означает блокировку колес. В этом положении передние или задние колеса не будут вращаться, а остальная часть АКПП будет вращаться свободно. В положении режима «нейтраль» выходной вал не блокируется, поэтому колеса вращаются свободно.
Эксплуатация АКПП на нейтральной передаче
На автомобилях с механической коробкой можно катиться накатом на нейтралке, если есть крутой наклон, чтобы сэкономить топливо. Однако, использование нейтральной передачи на АКПП запрещено в любых условиях, так как это может привести к поломке коробки. Нейтральная передача на автомате должна использоваться только для буксировки.
Рекомендации по использованию режимов «паркинг» и «нейтраль»
- Переключайте режим «паркинг» только при парковке автомобиля на уклоне. В остальных случаях используйте режим «нейтраль» только для буксировки.
- Не используйте режим «нейтраль», чтобы экономить топливо или избежать износа коробки.
- Никогда не оставляйте автоматическую коробку передач на нейтральном режиме длительное время, это может привести к негативным последствиям.
- Проверяйте коробку перед началом движения, чтобы убедиться, что вы находитесь в нужном режиме.
- Никогда не переключайте коробку передач во время движения, это может повредить коробку и привести к опасной ситуации на дороге.
Соблюдение рекомендаций по использованию режимов «паркинг» и «нейтраль» поможет сохранить работоспособность автоматической коробки переключения передач и обеспечит безопасную эксплуатацию автомобиля.
Для чего нужна нейтральная передача
Нейтральная передача в автомобиле необходима для того, чтобы остановить двигатель без остановки машины. Она помогает изменить положение колес и передач, при котором автомобиль не движется, но двигатель продолжает работать. В таком случае, автомобиль может находиться на месте, например, на красном свете или на парковке, но при этом при необходимости может совершить маневр и начать движение без задержек. Кроме того, нейтральная передача используется при запуске движателя, когда наибольшую нагрузку получает трансмиссия. Зачастую, водители не обращают особого внимания на эту функцию коробки передач, но она существенно облегчает использование автомобиля и делает его более маневренным и комфортным в эксплуатации.
Что будет если ездить на нейтральной передаче
Езда на нейтральной передаче может привести к негативным последствиям. Во-первых, при движении по склону автомобиль может начать скатываться назад, так как колеса не будут остановлены двигателем. Во-вторых, на нейтральной передаче можно привести двигатель в ненужный режим работы, например, при большой скорости на спуске, что может привести к выходу из строя двигателя. Кроме того, езда на нейтральной передаче увеличивает расход топлива, так как двигатель не использует энергию для передвижения автомобиля. Важно постоянно контролировать рычаг трансмиссии и не забывать переключать передачи.
Для чего нужна нейтральная передача на вариаторе
Нейтральная передача на вариаторе необходима для отключения двигателя от ведущих колес на длительный период времени. Она позволяет сохранять статический режим транспорта, когда его двигатель не используется, например, при остановке на светофоре или в пробке. В этом случае двигатель не работает, а колеса не вращаются, что повышает экономичность и безопасность использования вариатора. Кроме того, нейтральная передача необходима для переключения на другие передачи с помощью ручки газа. Без нее эта операция может оказаться невозможной, что существенно усложнило бы управление транспортом. Нейтральная передача является неотъемлемой частью работы автомобиля, поэтому ее наличие крайне важно для его правильной эксплуатации и длительного срока службы.
Чем отличается нейтральная передача от паркинга
Нейтральная передача в автоматической коробке передач отличается от режима парковки тем, что в положении «нейтраль» коробка отключается от мотора и автомобиль может свободно двигаться. Когда водитель переводит рукоятку в положение «нейтраль», коробка передач не блокирует колеса, и машина может двигаться под действием силы гравитации или под действием силы тяготения, если это ее местоположение на дороге. В то же время, если автомобиль находится в режиме парковки, это означает, что передачи заблокированы и машина неподвижна. В режиме парковки также активируется ручной тормоз, что сохраняет автомобиль на месте. Режим парковки используется при остановке на длительный период времени или при парковке на крутом склоне.
Режимы «паркинг» и «нейтраль» имеют существенную разницу. Отличие заключается в том, что при активации «паркинга» шестерня с блокиратором блокирует колеса автомобиля, не позволяя им свободно вращаться и предотвращая скатывание машины при уклоне. В то же время, в режиме «нейтраль» блокиратор не задействуется и колеса свободно вращаются, что позволяет двигаться автомобилю без препятствий. Как правило, режим «нейтраль» используется во время движения на больших скоростях, когда необходима нейтральная передача, а «паркинг» — при парковке или остановке на уклоне. Однако, даже при нахождении на ровной поверхности, использование «паркинга» является безопасной мерой для предотвращения нежелательного скатывания автомобиля.
Как работают режимы «P» и «N» в АКПП. В чем отличие? Как правильно парковаться?
Как работают режимы «P» и «N» в АКПП. В чем отличие? Как правильно парковаться?
На самом деле отличия режимов «Р» от «N» — минимальные. Но для начала давайте вспомним, что у АКПП есть входной вал и выходной вал, т.е. вход и выход. Вал внутри коробки состоит из нескольких промежуточных валов.
Итак, в чем отличие режима «N» от «P»? Отличие только одно – в режиме «P» («Паркинг») блокируется выходной вал, а значит и колеса (либо передние, либо задние, в зависимости от того, какие из них ведущие). Остальная часть АКПП вращается свободно.
В положении АКПП «N» («Нейтраль») выходной вал не блокируется. Если машина стоит на пригорке, то имеется большой риск, что она может отправиться в путь самостоятельно. В этом положении рычага АКПП вам придется держать ногу на педали тормоза.
Обратим внимание, что машину можно завести в любом из этих положений селектора АКПП.
Как устроена блокировка?
На выходном валу внутри АКПП есть зубчатая шестерня. За зубья этой шестерни цепляется молоточек, прикрепленный к корпусу АКПП. Таким образом, происходит блокировка выходного вала. Примерно так происходит блокировка на АКПП любого вида.
Конечно, у вас возникнет вопрос: «Когда использовать эти положения рычага АКПП?». Можно посоветовать пользоваться режимом «P» и «N» когда, к примеру, стоянка в пробке занимает более 3 минут.
Какой из этих положений рычага выбрать — это вопрос безопасности. Потому что, если вы поставите селектор на «Паркинг» – вы можете свободно убрать ногу с педали тормоза и дать ноге отдохнуть. Если поставите на «Нейтраль» – нужно будет контролировать безопасность и держать ногу на тормозе. Советуем вам не экспериментировать – ставьте при долгой стоянке селектор в «P» и дайте себе отдохнуть.
Как ставить машину с АКПП на подъеме или спуске?
Правильный алгоритм действий такой:
- Остановились на «Драйве» и держим педаль тормоза;
- Включаем ручник;
- Ставим селектор КПП в «Паркинг» и убираем ногу с педали тормоза.
Как трогаться на подъеме или спуске на машине с АКПП?
Когда начинаем трогаться на спуске/подъеме:
- Переводим селектор в «Драйв»;
- Снимаем автомобиль с ручника и сразу начинаем движение.
Почему именно такой порядок действий? Если после остановки на подъеме или спуске вы сначала поставите рычаг АКПП на «P», то молоточек опустится между зубьями шестерни и полностью зацепится за зубец. В начале движения, когда рычаг АКПП установите в положение «Драйв», вы услышите щелчок. Это плотно зацепившийся молоточек отцепится от зубца шестерни.
Вот поэтому после остановки правильно сначала поднять рычаг ручника, и только затем ставить рычаг АКПП в положение «P». Тогда молоточек свободно ляжет между зубьями и не будет испытывать механического напряжения.
Конечно, большого вреда от того, что вы сделаете наоборот – нет, но молоточек постепенно начнет изнашиваться. Сразу вы этого не заметите. Только при износе автомобиля, эта регулярная неправильная парковка может сказаться на работе АКПП.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.