Как правильно ездить на DSG, вариаторе и «автомате»
Доброго времени суток драйвовчане ! Купив машину я стал задумываться как продлить её жизнь. И натолкнулся на следующий текст. Честно скажу он был полностью перекопирован. Мне он сильно помог, вам надеюсь тоже. Удачи в прочтении.
Стремление водителей к комфорту привело к тому, что при прочих равных клиент всегда предпочтет машину с двумя педалями аналогу, оснащенному «механикой». При этом лишь малая часть покупателей представляет, как правильно эксплуатировать ту или иную коробку.
С «механикой» все достаточно просто – это самый дешевый и достаточно надежный вариант трансмиссии. Да, в процессе эксплуатации он требует регулярной инспекции и замены расходников (диск, корзина, выжимной), а в особо запущенных случаях еще и ремонта. Однако при должном обращении, без проблем пробегает по полмиллиона километров. Подобная живучесть для «альтернативных» КП практически недоступна, тем не менее, правильная эксплуатация и в этих случаях позволяет добиться вполне сравнимых показателей.
Правила здесь просты. Стоять на светофоре в ожидании разрешающего сигнала с включенной передачей и выключенным сцеплением (выжатой педалью) не стоит – преждевременный износ выжимного подшипника гарантирован. Длительная пробуксовка и ударные нагрузки (когда водитель бросает педаль сцепления) быстро изнашивают диск. Неполное выключение сцепления (включение передачи «с хрустом») – шестерни. Однако за исключением последних, речь идет о расходниках. Притом второй их комплект, как правило, ходит вдвое больше первого. Тут сказывается опыт и стремление к комфорту. В остальном же, повторимся, «механика» – самый дешевый, неприхотливый и надежный тип трансмиссии.
Однодисковая роботизированная КП
Подобные КП в массовом сегменте свое практически отжили. По сути, такой тип коробок на свои модели упорно продолжает ставить только PSA, остальные, в большинстве своем, либо вернулись к классическим «автоматам», либо отдали предпочтение вариаторам, либо разработали двухдисковые агрегаты. Причина проста – трансмиссия, задуманная, как бюджетная альтернатива «автомату», оказалась достаточно экономичной, но не слишком комфортной, поскольку ездить на ней нужно точно также, как на обычной «механике».
Дело в том, что технически роботизированная коробка представляет собой МКП, в конструкцию которой входят серво- или гидроприводы управляющие работой сцепления и переключением передач. Главное преимущество таких трансмиссий перед классическими «ручками» – высокая эффективность, которая достигается за счет более быстрого переключения, однако, ровного ускорения в данном случае можно добиться лишь одним способом – переключаться вручную под сброс газа. Ибо в автоматическом режиме она частенько ошибается с выбором передачи, очень долго «думает» при переходе на пониженную и переключается с ощутимыми рывками.
Что касается правил использования, то они, как и в первом случае, элементарны. Регулярно проверять коробку на «сопливость». Не забывать ставить машину на ручник на парковке. А перед буксировкой – внимательно изучить соответствующий раздел инструкции по эксплуатации. Все остальное сделает встроенная «защита от дурака».
Да, кстати, ремонт и обслуживание однодискового «робота» обходятся в суммы, сравнимые с ремонтом и обслуживанием МКП, на базе которой он сделан. И при должном обращении ресурс коробки почти не уступает ресурсу донора.
Двухдисковая роботизированная КП
Увы, но не все «роботы» одинаково хороши. Двухдисковые коробки, как правило, в эксплуатации куда менее надежны, чем однодисковые, даже несмотря на то, что они более технологичны и комфортны. К слову, именно последнее обстоятельство является главной проблемой. VW, первым решившийся на широкомасштабное внедрение своей DSG, изначально назвал коробку «роботизированной АКП», дав понять, что правила и особенности ее эксплуатации ничем не отличаются от эксплуатации классического «автомата».
Таким же образом поступил и Ford, когда выпустил трансмиссию Powershift. Сейчас производители стараются обвинить во всем недостаточно опытных продавцов, однако те же американцы, когда их клиенты обратились в компанию с просьбой разъяснить, как же, собственно, правильно эксплуатировать двухдисковую коробку, ответили просто: как обычную автоматическую КП. Примечательно, что в инструкции по эксплуатации к «фольксвагеновским» машинам правда-таки написана: DSG – роботизированная КП.
В общем, и DSG, и PowerShift к «автоматам» не имеют никакого отношения. Это те же механические (или, если угодно однодисковые «роботы») КП, но с большим количеством передач, двумя дисками и более сложным исполнительным блоком. Кроме того, в их основе не лежит готовая «ручка» – все современные коробки такого типа разрабатываются с нуля.
Итак, о чем нужно знать и помнить в этом случае?
Первое. Независимо от того, «сухая» КП стоит на машине или «мокрая» (DSG-7, к примеру, относится к первым, DSG-6 и 7-скоростной S tronic на Audi – ко вторым), у обеих есть диски сцепления и это – расходный материал. Что бы ни утверждал производитель, любая постоянно трущаяся деталь изнашивается, притом скорость процесса зависит от массы факторов, включая стиль вождения владельца. Рваная езда и светофорные гонки срок ее службы, естественно, не продлят.
Второе. Мехатронный модуль, управляющий коробкой – узел довольно нежный, требующий регулярного осмотра и боящийся перегрева. Кстати, довести до последнего не так уж и сложно. Больным местом некоторых DSG, в частности, являются пластиковые трубки, подводящие охлаждающую жидкость к теплообменнику. Они трескаются и обламываются от вибрации. Но даже если в техническом плане коробка полностью исправна, чтобы перегреть модуль достаточно постоять в пробке или на «длинном» светофоре, удерживая машину тормозом. С «автоматом» или CVT в таком случае ничего не случится, но тот же VAG в инструкции к своим машинам пишет, что если авто будет стоять дольше минуты, селектор необходимо переключить в «нейтраль», чтобы как раз-таки избежать перегрева мехатроника. В частности, «сухие» DSG регулярно «вылетают» как раз по этой причине.
Проблема в том, что официально эти КП в России считаются необслуживаемыми и неремонтируемыми. Сцепление и мехатронный модуль меняются по гарантии, все остальное – целиком. Пока гарантия действует, но стоит ей закончиться, все бремя упадет на плечи владельца. Тогда как суммы тут сравнимы с ценниками на покупку абсолютно нового современного «автомата», хотя сервисные риски и ресурс при этом останутся прежними. Именно по этой причине ликвидность машин с двухдисковыми «роботами» на вторичном рынке крайне невысока.
CVT или вариатор – самая молодая коробка. И если принципы работы МКП, «роботов» и «автоматов» давно доведены до совершенства, в данном случае еще есть над чем работать. Тем не менее, это наиболее простой по своему устройству тип трансмиссии, отличающийся при этом высокой эффективностью. По сути, CVT – более прогрессивный вариант ременной передачи, изобретенной еще Леонардо да Винчи. Просто в данном случае крутящий момент транслируется от ДВС к приводам колес с помощью системы шкивов разного диаметра. Самый простой визуальный пример – устройство трансмиссии горного или гоночного велосипеда.
По сути, самый важный момент, касающийся эксплуатации вариатора – предварительный прогрев. Кроме того, владельцу лучше забыть о гонках, поскольку этот тип трансмиссии для этого не предназначен в принципе. Дело в том, что самое слабое место CVT – ремень. Сегодня многие производители стали использовать цепь, но в любом случае она не может быть вечной, тем более, что при резком старте привод проскальзывает и на новых коробках.
По сути, «автомат» – самая надежная «двухпедальная» коробка, репутацию которым в свое время серьезно подпортили низкоквалифицированные гаражные умельцы, «подписывавшие» узел, когда в том не было никакой необходимости, и «гонщики», которых не устраивали «динамика и скорость переключений».
Надо сказать, что старые 4-ступенчатые коробки действительно «тупили», так что, когда на кон поставлена динамика, а под капотом установлен четырехцилиндровый атмосферный мотор с небольшим рабочим объемом, такие КП – не самый лучший выбор. Но не стоит забывать и о том, что изначально данный тип трансмиссии разрабатывался, как комфортная альтернатива «ручке», которая позже эволюционировала до нынешнего состояния. К тому же, по-настоящему современные АКП ничуть не уступают другим коробкам ни в скорости переключений, ни в экономичности.
Относительная надежность «автомата» в первую очередь обусловлена отсутствием жесткой механической связи между двигателем и приводами колес. Разумеется, это не значит, что у такой КП вообще нет трущихся деталей, но главную роль тут играет рабочая жидкость, более известная, как ATF, обеспечивающая и смазку деталей и узлов, и их охлаждение, и переключение, и связь. Так что, если у вас ничего ниоткуда не течет и вы стараетесь придерживаться нескольких нехитрых, в общем-то, правил правильной эксплуатации, срок службы «автомата» можно растянуть до 350-400 тысяч километров.
Правило первое. Все переключения рычага между основными режимами («паркинг», «нейтраль», «драйв») должны происходить на стоящем авто при полностью выжатой педали тормоза.
Правило второе. При переключении в «драйв» или «реверс», движение нужно начинать после полного включения передачи. Для этого коробке требуется 1-2 секунды. Включение будет сопровождаться характерным толчком.
Правило третье. «Нейтраль» – режим, предназначенный только для буксировки. Переключение в него, например, на светофоре, бесполезно и даже вредно, поскольку в «нейтрали» коробка лишний раз сбрасывается, так что при переходе в «драйв» ей нужны те же 1-2 секунды на включение. То же касается наката. Сэкономить таким образом топливо все равно не получится, а «автомат» износится быстрее.
Правило четвертое. Машину с АКП нельзя буксировать. Если без этого не обойтись, то процесс должен происходить на крайне небольших скоростях и обязательно при работающем двигателе, ибо без него масляный насос в коробке не работает. Главное придерживаться принципа «50/50» – не быстрее 50 км/ч и не более 50 километров. Идеальный вариант – эвакуация с полной погрузкой.
Правило пятое. Не буксовать! Если это случилось, машину даже можно раскачать, однако для этого в «верхней мертвой точке» необходимо обязательно пользоваться тормозом, полностью блокируя колеса. В противном случае, есть высокий риск похоронить «автомат».
Шестое правило. Пользуйтесь ручником. Паркуя машину, прежде, чем отпустить педаль тормоза, затяните ручной тормоз. Лишним не будет. На паркинге выходной вал коробки механически блокируется парковочным зубом – предварительно затянутый ручник позволяет избежать его поломки.
Вот, собственно, и все. Остальное – тонкости, постичь которые проще опытным путем. Сломать что-либо, например, переключая передачи вручную или часто используя спорт-режим, довольно трудно – в современных АКП, как правило, есть «защита от дурака». Вот регулярная инспекция не помешает – подтекающий сальник – копеечная, в общем-то деталь, убивает «автомат» куда быстрее, чем отсутствие опыта.
Автоматическая коробка передач
Общая информация. Руководство по эксплуатации. Фольксваген Поло 4
Коробка передач имеет две программы переключения передач. Экономичная программа предполагает низкий расход топлива. Переключение передач на повышенную происходит при низких значениях скорости, а переключение на пониженную при высоких значениях скорости, когда расход топлива двигателем минимальный. Спортивная программа переключает передачи снизу вверх при высоких скоростях, когда мощность двигателя близка к максимальной. Экономичность автомобиля при работе на этой программе становится ниже, зато автомобиль быстрее разгоняется и становится более динамичным.
Программа работы коробки передач выбирается автоматически в зависимости от скорости перемещения педали акселератора. При медленном, плавном нажатии на педаль коробка передач выбирает экономичный режим, при резком нажатии — спортивный.
Коробка имеет функцию «kick-down». При нажатии педали акселератора до упора коробка переходит на пониженную передачу для увеличения ускорения. Этот режим бывает полезен при обгоне, когда нужно резко увеличить ускорение, чтобы быстрее закончить обгон.
Замечание: В зависимости от дорожного сопротивления, например, при буксировке прицепа или преодолении крутого подъема, коробка может переключиться на низшую передачу, что обеспечивает более полное использование мощности двигателя и снижает вероятность частого переключения передач вверх-вниз.
Положения селектора (рычага выбора режима работы)
Положения селектора дублируются на дисплее приборной панели.
Для перемещения селектора необходимо нажать кнопку на головке рычага.
Селектор коробки передач имеет следующие положения:
В этом положении ведущие колеса механически заблокированы. Включить этот режим можно только при полностью остановленном автомобиле. При перемещении селектора из положения Р в любое другое надо нажать кнопку на головке рычага. Если зажигание включено, то для перемещения селектора из положения Р надо нажать еще и педаль тормоза.
Включается передача заднего хода. Для перемещения селектора в это положение автомобиль должен быть полностью остановлен, а двигатель должен работать на холостом ходу. Для перевода селектора в положение R из положений Р или N надо нажать педаль тормоза и кнопку на головке рычага селектора.
Колеса автомобиля не заблокированы и могут вращаться. Для перевода селектора из положения N при включенном зажигании нажмите педаль тормоза и кнопку на головке рычага селектора.
Это обычное положение селектора для движения автомобиля. Четыре передачи переднего хода выбираются автоматически в зависимости от скорости движения и загрузки двигателя.
Это положение рекомендуется для движения в холмистой местности, где коробка часто переключается с 3-й на 4-ю передачу и обратно, если включен режим D. В этом режиме автоматически включаются все передачи переднего хода, кроме 4-й. Это улучшает торможение двигателем при отпущенной педали акселератора.
Это положение рекомендуется для движения в холмистой местности с крутыми спусками и подъемами. В этом режиме автоматически включаются 1 -я и 2-я передачи переднего хода. 3-я и 4-я передачи не включаются. Это делает еще более интенсивным торможение двигателем при отпущенной педали акселератора.
Это положение селектора рекомендуется использовать при движении на очень крутых подъемах и спусках. Автомобиль движется только на 1-й передаче. Остальные передачи не включаются. В этом режиме максимально используется как тяговая, так и тормозная мощность двигателя. Если селектор находится в положении 1, система «круиз-контроль» не включится.
Особенности движения
Пуск двигателя возможен только если рычаг селектора находится в положениях Р или N. Для выбора иного положения селектора нажмите педаль тормоза. Если нажать кнопку на головке рычага селектора при выключенном зажигании, то ключ зажигания невозможно будет повернуть.
При неподвижном автомобиле для выбора положения селектора не нажимайте педаль акселератора.
Если рычаг селектора при движении случайно сместился в положение N, отпустите педаль акселератора и дайте двигателю перейти на холостой ход, затем включите нужный режим движения.
Предостережения: При остановленном автомобиле, если включена передача, дроссельную заслонку нельзя открывать ни при каких обстоятельствах (например, вручную из моторного отделения), иначе автомобиль моментально поедет, даже если стояночный тормоз полностью затянут.
При работе с автомобилем, если возможен пуск двигателя, затяните стояночный тормоз и установите селектор в положение Р.
Для трогания с места включите один из режимов движения (R, D, 3, 2, 1), подождите, пока в коробке передач произойдут нужные переключения, нажмите на акселератор и трогайтесь.
Управление АКПП и МКПП Поло Седан, режимы работы
На Поло седан устанавливают пятиступенчатую механическую или шестиступенчатую автоматическую коробку передач.
Механической коробкой передач управляйте согласно схеме переключений, нанесенной на рукоятку ее рычага. В нейтральном положении рычаг автоматически устанавливается в положение для включения III или IV передачи, из которого его можно переместить соответственно вперед или назад. Для включения I или II передачи переместите рычаг влево до упора и затем соответственно вперед или назад. Для включения V передачи переместите рычаг вправо до упора и вперед.
Для включения передачи заднего хода нажмите на рычаг в направлении вниз, переместите рычаг влево до упора, а затем вперед.
Автоматическая коробка передач имеет шесть передач для движения вперед и одну передачу заднего хода. Включение каждой передачи происходит автоматически в зависимости от положения рычага селектора управления коробкой передач, скорости автомобиля и положения педали акселератора.
В период обкатки нового автомобиля или сразу после подсоединения аккумуляторной батареи (после ее отсоединения или замены) переключение передач может происходить не так плавно, как обычно. Это не свидетельствует о неисправности: после нескольких автоматических переключений передач процесс переключения станет плавным.
Помимо автоматического режима управления, предусмотрен и ручной режим, при котором водитель может самостоятельно быстро переключать передачи, перемещая рычаг селектора вперед или назад.
В отличие от механической коробки передач автоматическая коробка, находясь в ручном режиме управления, позволяет водителю переключать передачи, не отпуская педаль акселератора.
Рычаг селектора расположен на тоннеле пола в том же месте, что и рычаг управления механической коробкой передач. На накладку тоннеля пола нанесены шкалы 3 (рис 1.11) автоматического и 4 ручного режимов управления. На рукоятке 2 рычага находится клавиша 1 блокировки включения несоответствующей передачи в автоматическом режиме.
На шкалу 3 автоматического режима управления нанесены следующие обозначения:
Р — стоянка. В этом положении коробка передач заблокирована, чтобы не допустить перемещения припаркованного автомобиля.
Рис. 1.11. Рычаг селектора управления автоматической коробкой передач: 1 — клавиша блокировки включения передачи; 2 — рукоятка рычага; 3 — шкала автоматического режима управления; 4 — шкала ручного режима управления
Если рычаг селектора находится в этом положении, можно пустить двигатель;
R — задний ход. Переводите рычаг в это положение только после полной остановки автомобиля;
Никогда не переводите рычаг селектора в положение «Р» (стоянка) или «R» (задний ход) во время движения автомобиля! Это приведет к поломке коробки передач.
N — нейтраль. При этом положении рычага в коробке передач не включена ни одна передача. Это положение используют во время длительных остановок (например, в дорожных пробках);
Никогда не переводите рычаг селектора в положение «N» (нейтраль) во время движения! При этом вы можете случайно переместить рычаг в положение «Р» (стоянка) или «R» (задний ход), что приведет к поломке коробки передач. Кроме этого станет невозможным торможение двигателем.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Для того чтобы не потерять контроль над автомобилем, всегда держите ногу на педали тормоза, если рычаг находится в положении «N» (нейтраль), а также при перемещении рычага в это положение.
Если автомобиль находится на уклоне, то при пуске двигателя рычаг селектора нужно установить в положение «Р» (стоянка), а не «N» (нейтраль).
D — движение передним ходом. Это основное положение рычага селектора, в котором он находится большую часть времени при движении. При этом автоматическая коробка передач выбирает передачу, оптимальную для данной скорости и ускорения автомобиля. При движении на крутом спуске может автоматически включиться пониженная передача, чтобы обеспечить более эффективное торможение двигателем;
S — спортивный режим. Этот режим используют для получения наивысших динамических качеств автомобиля. При этом переключение на более высокие передачи происходит с задержкой, в момент достижения частоты вращения коленчатого вала, соответствующеи максимальному крутящему моменту. Обратное переключение на более низкие передачи происходит раньше, чем при нахождении рычага селектора в положении «D».
Для перемещения рычага селектора из положения «Р» (стоянка) в положение «R» (задний ход) нажмите на клавишу 1 блокировки, расположенную на рукоятке 2 рычага, одновременно нажимая на педаль тормоза.
Специальное устройство блокировки не позволит перевести рычаг селектора из положения «Р» (стоянка) в какое-либо другое положение, если педаль тормоза не удерживают в нажатом положении.
Для дальнейшего перемещения рычага в положения «N» (нейтраль), «D» (движение передним ходом) и «S» (спортивный режим) на клавишу блокировки нажимать не нужно. Для обратного перемещения рычага из положений «S» и «D» в положение «N» на клавишу блокировки нажимать не надо, а для дальнейшего перемещения рычага в положения «R» (задний ход) и «Р» (стоянка) на клавишу следует нажать.
Не нажимайте на клавишу блокировки при каждом перемещении рычага селектора из одного положения в другое. Это войдет в привычку, и вы можете перевести рычаг в положение «Р» (стоянка) или «R» (задний ход) во время движения автомобиля, что приведет к поломке коробки передач. Начиная движение, не нажимайте на педаль акселератора, когда переводите рычаг селектора из положения «Р» (стоянка) или «N» (нейтраль) в какое-либо другое положение. Это опасно, так как автомобиль может неожиданно резко тронуться вперед или назад.
При включенном зажигании на дисплее комбинации приборов высвечивается обозначение положения селектора (автоматический режим переключения) или номер включенной передачи (ручной режим переключения).
Независимо от того, движется ли автомобиль или он неподвижен, для выбора ручного
режима переключения передач переместите рычаг селектора из положения «D» (движение передним ходом) вправо для включения режима ручного переключения передач. В ручном режиме управления коробкой передач можно быстро переключать передачи, перемещая рычаг селектора вперед или назад, причем не отпуская педаль акселератора.
Для того чтобы включить более высокую передачу, переместите рычаг селектора вперед в направлении знака «+» и отпустите рычаг. Для того чтобы включить более низкую передачу, переместите рычаг назад в сторону знака «-» и отпустите рычаг.
В ручном режиме управления коробкой передач переключение передач на более высокую передачу происходит автоматически только при достижении максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя, что необходимо для предотвращения аварийного повреждения двигателя. В остальных случаях водитель должен самостоятельно определить момент включения более высокой передачи в соответствии с дорожными условиями.
В ручном режиме управления коробкой передач можно выбрать только одну из шести передач переднего хода. Для движения задним ходом или стоянки переместите рычаг селектора влево в режим автоматического управления и затем в положение «R» (задний ход) или «Р» (стоянка) соответственно.
Для обеспечения необходимых тягово-динамических характеристик и безопасности автомобиля автоматическая коробка передач может не переключиться на более высокую передачу при недостаточной скорости автомобиля, даже если водитель переведет рычаг селектора вперед в направлении знака «+». Аналогично коробка передач может не перейти на низшую передачу при высокой скорости движения, даже если водитель переведет рычаг селектора назад в направлении знака «-», чтобы предотвратить чрезмерное повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя.
В ручном режиме управления коробкой передач при снижении скорости автомобиля переключение на более низкие передачи происходит автоматически. При остановке автомобиля автоматически включается 1-я передача.
Перемещайте рычаг селектора в прорези ручного режима и при переходе из ручного режима в автоматический плавно, без излишних усилий. Резкими и сильными движениями можно повредить рычаг.
Как ездить на автомате. Фольксваген Поло седан.
Народ подскажите. Поло 2017 года автомат 126 тыс пробега. Есть небольшие пинки с первой на вторую и со второй на третью. Еще заметил, когда едешь накатом педаль вообще не трогаешь, машина как будто тормозит, ощущение будто нажали на тормоз причем именно на скорости 25 км/ч. Проверял на типтронике и на заднем ходу накатом торможения нету.
Как с надёжностью данного агрегата?
Ещё сказалбы в какую дверь садится чтоб заруль попасть
. для резкого увелечения скорости служит / кикдаун / а не спорт режим .
Максимальная тупой обзор
Нужно ли нажимать на кнопку селектора при переходе с D на S и обратно в движении? Или просто можно переключить?
если что R — это с английского Race mode. На светофоре на рку ставите и газ в пол, тогда даже камри 3.5 вас не догонит
Завтра собираюсь купить машину автомат карбоку. Всегда ездил на механике. Потому что механика очень нравится. Но, связи некоторыми обстоятельствами покупаю автомат. До сегодняшнего дня не знал как ездить на автомате . Действительно спасибо за урок . Я за механику до конца.
Ты ещё расскажи что дверь надо закрывать когда сел. А вот s по сравнению с + -, курит. Не ну может чайникам и тп будет полезен этот бред, а не обзор. До сих пор улыбаюсь с него)))))
Как у вас переключатися селектор с Р на R мягко или туго.
Спасибо , теперь я знаю как можно передвигаться на автомобиле не толкая её…
Спасибочки. То что нужно.
На ручном режиме коробка сама переключает на повышенных оборотах, очень интересно машина ехать начинает)))) даже лучше чем на S
+- это не режимы пониженный и повышенный.. это ручное переключение передач!
Тут уж как сказать, люди большую часть отъездили на механике, а тут нихрена себе, а где такая большая палка, а куда делась третья педаль енто чой такое, одним словом охренеть. Смысл этого видео в том, что показывает не только молодым но и в годах, ведь я сам всю жизнь отъездил на механике, а одна прекрасная женщина просто показала и объяснила что и как ( в этот момент я был за рулём) теория и практика в одном лице и она старший менеджер по продажам автомобилей. Это просто тем кто и теория и практика в одном лице прошёл. Может и не так написал но надеюсь смысл уловили. Если честно, то мне очень понравилось на автомате, меньше лишних движений. А на механике надо не только учиться но и ездить так как на разных машинах разное сцепление. Всем на дорогах ни гвоздя ни жезла!