Как определить вязкость масла
Перейти к содержимому

Как определить вязкость масла

  • автор:

Таблица вязкости моторного масла

Чтобы постоянно не заглядывать в таблицу вязкости моторного масла, и в очередной раз не вспоминать что же такое 0W-30 или 5W-40, нужно просто один понять, что означают эти цифры. Для этого читаем статью.

Моторное масло выполняет одну из важнейших функций – предотвращает трение деталей двигателя, выводит все продукты сгорания используемого топлива, а также позволяет цилиндрам оставаться герметичными. Все моторные масла производятся из нефти, в процессе перегонки которой выводятся тяжелы фракции. После первичной обработки к полученному продукту добавляются различные присадки, благодаря которым масло отвечает тем или иным характеристикам.

Самым главным свойством является индекс вязкости моторного масла, который имеет обозначение SAE.

Кинематическая вязкость моторного масла – это способность этой жидкости сохранять необходимые свойства в определенном диапазоне температур. Если говорить проще, то – это возможность масла оставаться жидким и текучим между сопряженными деталями при различных условиях. Диапазон температурных режимов зависит от многих показателей, главным из которых является климат региона, в котором автотранспортное средство эксплуатируется. Не стоит путать кинематическую вязкость с динамической, так как последняя показывает насколько меняется вязкость жидкости при изменениях скорости движения деталей двигателя.

Раньше по вязкости водители определяли минеральная перед ними жидкость, синтетическая или полусинтетическая. Возможно, вы еще помните когда, спрашивая в магазине масло «САЕ», вы получали одно из трех: 15w-40 (минеральное), моторное масло 10w- 40, характеристики которого свидетельствовали о том, что жидкость полусинтетическая и 5w 40 – полностью синтетический продукт.

Сегодня ситуация кардинально изменилась и на рынке можно встретить и полусинтетическую «жижу» с маркировкой 15w 40 или, например, моторное масло «Шелл Хеликс» 10w- 40, характеристики которого также свидетельствуют о том что ничего натурального в его составе нет. Больше всего путаницы сейчас получается при выборе продукта для грузового сегмента, поэтому очень важно знать действующие характеристики и вязкость масел.

Как определить вязкость масла

SAE масла выпускаются нескольких типов:

  • с индексом «W» (Winter) – зимние масла 0w, 5w, 10w, 15w и 20w;
  • без индекса – летние масла 30, 40, 50.

Всесезонные жидкости, обладающие смешанной спецификацией, записываются так: моторное масло 0w-20. Характеристики такого продукта свидетельствуют о том, перед нами жидкость которую можно использовать на протяжении всего года. То же самое касается и всех остальных масел, где записаны оба этих индекса. Как вы уже догадались, почти все масла на сегодняшний день являются всесезонными.

Продолжаем разбираться, что же обозначают эти цифры, и отчего зависит их градация. Как уже говорилось ранее, в каждом масле есть особые присадки (полимеры). Их процентное содержание отвечает за густоту состава. При повышении температуры полимеры загущают смазочную жидкость, способствуя большему оседанию частиц масла на деталях двигателя. Соответственно чем больше число после индекса W, тем больше присадок в таком продукте содержится, например:

  • SAE 5w-30 содержит порядка 7-8% присадок;
  • в SAE 10w-30 их чуть меньше – 6-7%;
  • в SAE 5w-40 содержится самое большое количество полимеров – 12-15%.

Для того чтобы понять при каких температурах можно будет без проблем запустить двигатель, рассмотрим пример. Допустим, вы приобрели моторное масло 5w-40. Характеристики этой смазочной жидкости говорят о том, что этот состав является всесезонным. Но запуск двигателя с таким маслом можно будет осуществить при минимальной температуре -35 градусов. Откуда взялась эта цифра? Все просто: от цифры, стоящей перед индексом W (в нашем случае – это 5) необходимо отнять 40. Таким образом, мы получаем -35 – минимальную температуру при которой масляный насос сможет осуществить прокачку, избежав сухого трения деталей двигателя. Но на работу прогретого «движка» эти расчеты никак не влияют. Чтобы понять какая «минималка» будет влиять на «поворачиваемость» двигателя, нам необходимо отнять от 5 не 40, а 35. В итоге получаем -30 градусов.

Таблица зависимости вязкости моторного масла по SAE от температуры воздуха

Как становится очевидно – чем ниже температура, тем больше масло густеет и стартер становится все сложнее завести при холодном запуске. Но, эти параметры относительны, так как реальные показатели будут зависеть от самого движка.

Больше ничего особенного первая цифра 5 не показывает (только что перед нами низкотемпературное масло), но вот с параметром 40 все не так просто. Как первое число эту составляющую сложно удобоваримо перевести, кроме как, что смазочная жидкость обладает высокотемпературной вязкостью, которой удалось добиться за счет большего количества присадок. Для того чтобы понять масло с какой маркировкой лучше выбирать лучше всего обратиться к рекомендациям производителя автомобиля. Решая, какая вязкость больше подходит для «движка» важно не совершить ошибку, с которой часто сталкиваются как опытные, так и не очень умудренные опытом водители.

Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Как правило, большинство автолюбителей считают, что высокая вязкость при высоких температурах – это наилучший показатель. Особенно всем греет душу, что подобные масла используются для спортивных авто. Увы, данные показатели не смогут превратить старенькую буханку в гоночный болид, а вот двигатель испортить таким составом можно за считанные дни.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заливать в мотор масло, вязкость которого не отвечает рекомендациям автопроизводителя. Дело в том что, только производитель способен учесть режим езды на конкретном авто и рассчитать нужную вязкость масла.

И чтобы окончательно убедить водителей не использовать «не подходящее», масло в 2008 году был проведен официальный эксперимент, результаты которого в дальнейшем оказались на страницах известного журнала «За рулем». Один из участников гонок по бездорожью залил в двигатель некогда популярной «восьмерки» высокотемпературное масло вязкостью 50 единиц. В результате показатели автомобиля упали, а износ двигателя значительно увеличился.

Кроме этого, каждое масло обладает своими особенностями исходя из производителя продукта. Рассмотрим самых популярных из них.

Моторные масла от разных производителей

Как и во всем, при производстве моторного масла существуют свои «фавориты», а также компании, которые предлагают потребителям более дешевые составы.

Mobil

Компания Mobil является одной из крупнейших по производству высококачественных моторных масел. Для примера, возьмем моторное масло 0w30, характеристики которого свидетельствуют о том, что этот продукт больше всего подойдет для тех, кто предпочитает экстремальные условия езды. Синтетическое масло, стоимостью 700 рублей за литр производится исключительно по передовым технологиям, благодаря чему данный состав повышает экономию топлива и защищает двигатель от износа. Присадки, используемые в этом масле, считаются самыми лучшими на сегодняшний день. Они производятся по технологии Supersyn.

Моторное масло Mobil Super 3000 5W-40

Еще один интересный продукт от именитой компании – это моторное масло «Мобил» супер 3000 5w40. Характеристики жидкости отвечают большинству требований автопроизводителей. Синтетический продукт относится к классу «Экстра» и обладает отличными показателями. Масло сохраняет мотор в чистоте и не образует нагара, хорошо показывает себя при холодном старте двигателя, а также позволяет значительно снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Стоит такая жидкость от 400 рублей за литр. Применяется как для легковых, так и для грузовых автомобилей, а также внедорожников.

Shell

Еще один «монстр» среди производителей качественного моторного масла – это компания Shell. Производитель давно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, но и как в первом случае продукт с таким брендом стоит недешево. Для примера, возьмем жидкость, пользующуюся большой популярностью среди автовладельцев, а именно — моторное масло Шелл Хеликс 5w40. Характеристики этого продукта внушают доверие, так как, по словам самого производителя, уникальный состав позволяет обеспечить более надежную защиту мотора, нежели дешевые аналоги. Как показывает практика в процессе эксплуатации авто на таком масле действительно остается намного меньше осадков и загрязнений. Полностью синтетическое масло моторное Shell Helix Ultra 5w40, характеристики которого позволяют его использовать на такой машине, как Ferrari, рекомендуется для залива в BMW, Volksvagen, Reno, Fiat, Saab, Porsche и Rover.

Моторное масло Shell Helix Ultra 5W-40

Лукойл

Моторные масла Лукойл технические характеристики которого впечатляют, изготавливаются на базе современных синтетических составов. Эта компания также имеет широкую известность в нашей стране. Характеристика моторного масла 5w30 от Лукойл отвечает требованиям высокофорсированных бензиновых «движков», а также дизельных «легковушек», микроавтобусов и грузовиков. Кроме этого, жидкость может использоваться в двигателях, предусматривающих турбонаддув.

Моторное масло Лукойл Genesis Glidetehch 5W-30

Моторное масло 5w30, технические характеристики которого позволяют менять его не так часто как аналоги, хорошо зарекомендовало себя для автомобилей «Форд» и «Рено». В ходе тестирования жидкость продемонстрировала возможность высокоинтеллектуальной защиты мотора. Также продукция Лукойл адаптирована для холодного климата. Стоит такое масло порядка 550 рублей за литр.

Castrol

Говоря о производителях нельзя не упомянуть компанию Castrol. Вся продукция этой фирмы обладает своими отличительными особенностями, для примера возьмем моторное масло «Кастрол» 5w40. Характеристики этой жидкости также отвечают основным требованиям, но, помимо этого, она позволяет уменьшить расход топлива и повысить экологичность мотора. Все дело в присадках, которые входят в состав масла (модификатор трения и загуститель). Эти компоненты позволяют в определенных условиях уменьшать вязкость масла, благодаря чему улучшаются параметры «движка». Стоит такая жидкость от 500 рублей за литр.

Моторное масло Castrol Magnatec 5W-40

Также компания выпускает продукт для особо холодных условий — моторное масло 0w40. Характеристики этой жидкости позволяют использовать ее для новых силовых агрегатов, работающих на бензине или дизеле. Масло отличается отличными показателями при особо низких температурах, благодаря чему вы получите быстрый холодный пуск. Смазывающая пленка масла остается на деталях даже, если нагрузка была превышена. Стоит такое масло около 1 000 рублей за 1 литр.

На что обратить внимание при покупке моторного масла

Перед приобретением моторного масла помимо вязкости рекомендуется также обратить внимание на:

  • моющие способности состава (насколько хорошо убирается грязь и нагар);
  • износостойкость жидкости (уточните у продавца при какой температуре смазывающая пленка начнет распадаться);
  • коррозийные свойства масла (лучше всего если коррозийного воздействия не будет вообще);
  • предрасположенность к вспениванию (чем меньше пены будет образовываться, тем лучше);
  • способность старения (насколько быстро масло потеряет свои свойства);
  • улетучеваемость.

Кроме этого, стоит учитывать что производители некоторых марок категорически рекомендуют использовать только специализированные масла. Например, для некоторых моделей Nissan, Honda и Ford подходит только «свое» масло.

В заключении

Перед покупкой любого моторного масла обязательно проверьте отвечает ли ваш автомобиль спецификации, если таковая имеется у масла. В любом случае перед покупкой тщательно все проверьте и не приобретайте масла, которые не соответствуют типу двигателя вашего автомобиля.

Вязкость моторного масла

Вязкость моторного масла

Говоря о важности масла для машины, следует отметить, что оно покрывает сопрягающиеся детали двигателя и других механизмов тонкой пленкой. Это создает защиту от преждевременного износа, появления ржавчины и уменьшает воздействие на металл химически активных веществ. Постоянная циркуляция в замкнутом объеме картера мотора осуществляет отвод от него тепла. Вязкость масла способствует удалению стружки и других твердых частиц, образовавшихся в процессе износа. Также это свойство позволяет делать более плотным зазор между поршнями и стенками цилиндров двигателя.

Способность образовывать пленку на поверхности металлических деталей и определяется вязкостью моторного масла. Этот параметр обеспечивает максимально возможную герметичность сопряжения механизмов при минимальной степени трения во время работы. Следует учитывать, что в рабочей зоне на состояние смазки влияет высокая температура. В зависимости от интенсивности движения она может колебаться в пределах 140-150º С. Исходя из этого, производители рассчитывают параметры вязкости масла отдельно для каждой марки автомобиля.

Что такое индекс вязкости моторного масла

Это эмпирический показатель изменения вязкости моторного масла, находящийся в прямой зависимости от степени нагретости рабочей зоны. Чем выше значение этого индекса, тем смазочная жидкость будет сохранять свои рабочие параметры в более широком диапазоне температур. Другими словами, чем выше цифра на этикетке (III, IV и V групп), тем более стойким является смазочное вещество.

Еще такие масла могут обозначаться буквенной аббревиатурой VHVI (Very High Viscosity Index) и PAO (полиальфаолефины). Это так называемые базовые масла, в основе структуры которых заложены парафиновые углеводороды. Их индекс вязкости приближается к 100. У аналогов с обозначением ПАО может достигать выше 150. У минеральных смазочных материалов сезонного действия показатель индекса не превышает 90, а у всесезонных – 110.

Полезная информация о вязкости моторного масла

Международные стандарты качества устанавливают свойства, по которым определяется соответствие масел на пригодность использования.

Свойства Описание
Прокачиваемость это степень прохождения масляного потока по каналам системы смазки. Чем выше вязкость, тем ниже прокачиваемость. Стандарты устанавливают свободный проход масла и отсутствие сильно загустевших заторов
Температурная стойкость вязкость не должна сильно изменяться при высоких температурах. Тем более исключаются случаи испарения и угорания масла. Масляная пленка обязана покрывать трущиеся делали и надежно защищать их от износа. Это же касается и уплотнения зазора между цилиндрами и стенкой двигателя
Способность к охлаждению масло должно в полной мере отвечать требованиям теплоемкости и отводить избыток тепла от двигателя
Защита от износа вязкость тут играет решающую роль, так как менее вязкая жидкость будет плохо захватывать и транспортировать к фильтру механические продукты износа
Уплотняющая способность еще одно важное свойство вязкости моторного масла. Более плотная смазка обеспечит лучшее уплотнение между цилиндрами и стенками мотора

Классификация вязкости моторного масла с таблицей температуры

Ниже приводится расшифровка вязкости масла по принятой в мире классификации, некоторые международные стандарты и основные виды вязкости масла.

Классификация SAE

Аббревиатура SAE означает ассоциацию автомобильных инженеров Америки. Она определила классификацию вязкости при разных температурах. Показатели устанавливаются на основании абсолютных значений этого параметра при степени нагретости в 100 и 150ºС. Ниже приводятся некоторые данные о вязкости масла в таблице (максимальное значение при заданной температуре).

Класс по SAE Проворачивание Прокачиваемость
0W 6200 при -35ºС 6000 при -40ºС
5W 6600 при -30ºС 6000 при -35ºС
10W 7000 при -25ºС 6000 при -30ºС
15W 7000 при -20ºС 6000 при -25ºС
20W 9500 при -15ºС 6000 при -20ºС
25W 13000 при -10ºС 6000 при -15ºС

Стандарт API

Расшифровывается как «Американский институт нефти». Это крупное объединение организаций, работающих в газовой и нефтяной промышленности США. Он способствует разработке стандартов для продуктов, произведенных из нефти. Символика API включает в себя некоторые характеристики:

  1. S (Service). Масла для бензиновых двигателей относятся к категории 5.
  2. C (Commercial). Аналоги для дизельных моторов.
  3. EC (Energy Conserving). Это ряд масел с энергосберегающими свойствами. Они характеризуются малой вязкостью и уменьшают расход бензина.
  4. SN. Этот класс ограничивает количество фосфора в масле для достижения совместимости с существующими системами нейтрализации выхлопа двигателя.

Все другие обозначения выходят периодически и касаются категорий двигателей, выпущенных в определенный период времени.

Кинематическая и динамическая вязкости моторного масла

Кинематическая (высокотемпературная) вязкость характеризуется временем прохождения определенного количества жидкости через фиксированное по размеру отверстие. Она измеряется в квадратных миллиметрах в секунду. Считается основным показателем при выборе масла в двигатель. Чем меньше число, тем жиже смазывающая жидкость.

Динамическую вязкость еще называют абсолютной. Она отображает характеристику сопротивляемости движения разных слоев смазочного потока относительно друг друга, когда они удалены на 1 см и движутся со скорость 1 см/с. Ее важно учитывать при определении степени прокачиваемости масла.

Масло какой вязкости рекомендуется заливать в двигатель

Исходя из вышесказанного, становится понятным, какой вязкости масло заливать лучше зимой, а какой летом. В холодную пору легче заводятся двигатели со смазочными веществами, чей индекс вязкости выше, то есть синтетические.

Еще нужно учитывать один немаловажный аспект. Масло на морозе загустевает. И пока оно не разогреется и не начнет интенсивно прокачиваться по системе смазки, детали механизма работают практически «на сухую». В это время происходит самый интенсивный износ. Он будет значительно меньше, если использовать масла с высоким индексом вязкости.

Популярные вопросы и ответы

На них ответят эксперты Илья Иванский, руководитель сервисного направления сети автосалонов Fresh Auto, Евгения Кочнева, технический директор компании GENERAL LUBRICANTS, и Роман Тимашов, Директор по сервису АВТОДОМ Алтуфьево.

Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости?

Илья Иванский:

— Бытует мнение, что смешивание моторного масла разной вязкости ведет к неисправности двигателя. Однако это верно лишь отчасти. Скорее всего, это приведет к потере эффективности полученной смеси, а также к ее повышенному расходу. Например, если смешать масло 0W-30 и 5W-40, то в итоге получится либо 2W-34, либо 4W-38 (в зависимости от смешивания пропорций). Лучше прибегать к этому методу только в крайнем случае, когда уровень масла снизился до критического минимума. При этом лучше смешивать жидкости одного производителя.

Роман Тимашов:

— Смешивать моторные масла разной вязкости допустимо в условиях крайней необходимости, если в двигателе низкий уровень смазочного материала и при этом выбор нового масла ограничен. Считается, что долив масла, не превышающий 10%, не приведет к потере свойств. Лучше использовать масла одного производителя, поскольку они имеют схожие свойства. Категорически нельзя доливать минеральное масло в синтетическое или полусинтетическое, и наоборот – это может привести к повреждению двигателя.

Как определить вязкость моторного масла?

Евгения Кочнева:

— Рекомендуем выбирать класс вязкости по следующим критериям:

• Проверить в инструкции по эксплуатации рекомендованные классы вязкости для автомобиля. Классы вязкости по спецификации SAE J300 обозначаются условными индексами: 5W-40, 0W-30, 0W-40, 5W-30.

• Первая цифра в классификации (0W, 5W, 10W, где «W – winter/зима») – низкотемпературная вязкость. Выбираем вязкость в зависимости от температуры в момент холодного пуска двигателя.

• Если в зимнее время автомобиль эксплуатируется при -30ºС, лучше использовать масло 0W, при -15ºС можно выбрать 5W. У 10W – худшие низкотемпературные свойства.

• Вторая цифра – высокотемпературная вязкость (XX-20, XX-30, XX-40), которая зависит от конструктивных особенностей двигателя. Вторую цифру вязкости выбираем на основе требований инструкции автомобиля, а не температуры воздуха в летнее время.

• Важно обращать внимание на спецификации и допуски моторного масла на этикетке и в техническом описании.

Что будет, если неправильно подобрать вязкость?

Евгения Кочнева:

— Некорректный выбор вязкости масла может привести к:

• затруднению пуска двигателя автомобиля при низких температурах;
• увеличению расхода топлива и масла;
• повышенному износу трущихся поверхностей: подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма.

В частности, увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и даже выходу двигателя из строя. Это, в свою очередь, способствует сокращению срока безремонтного периода использования автомобиля, увеличивает расходы на техническое обслуживание и сокращает срок службы двигателя.

Роман Тимашов:

— При использовании масла несоответствующей вязкости, оно может засорить системы двигателя авто. Если масляная пленка становится слишком тонкой, детали не получают необходимой защиты от механического износа и воздействия высоких температур. При добавлении менее вязкого масла может вырасти расход смазочного материала на угар, по этой причине потребуется чаще контролировать уровень масла. Масло повышенной вязкости будет скорее окисляться и терять свойства, при этом из-за недостаточного теплоотведения повышается риск раннего износа деталей двигателя, особенно в теплое время года.

Вязкость масла

Вязкость — это мера сопротивления жидкости течению (сдвигу).

Физические свойства смазочных материалов определяются такими характеристиками, как вязкость, устойчивость к сдвигу, высоко- и низкотемпературные характеристики, водостойкость и летучесть. Наука о смазке стремится оптимизировать работу смазочного материала путем управления этими свойствами с помощью различных базовых масел и присадок. Вязкость смазочного материала и то, как она изменяется при различных температурах и условиях эксплуатации, является одним из наиболее важных свойств, определяющих эффективность смазывания, циркуляции в системе смазки и защиты смазываемых деталей от износа. Современные автоматические вискозиметры для масла позволяют измерять вязкость с лабораторной точностью и не требуют специальной подготовки персонала.

Изображение

Понимание смысла вязкости

Свойство вязкости можно описать как молекулярное трение внутри жидкости, которое препятствует течению. Чем больше внутреннее трение, тем выше вязкость жидкости. То, как меняется вязкость жидкости при изменении температуры и давления, определяет, насколько хорошо жидкость может выполнять основные функции смазочного материала.

Базовые масла смазочных материалов загустевают при охлаждении и застывают, когда температура опускается ниже определенного порога, называемого температурой застывания. Загустевание увеличивает несущую способность смазочного материала, но его способность к циркуляции значительно ухудшается. С другой стороны, при нагревании смазочные материалы становятся тоньше, что снижает их способность нести нагрузку и предотвращать контакт металла с металлом.

Экстремальное давление также может снизить вязкость, что называется механическим сдвигом, уменьшая прочность масляной пленки и способность смазочного материала предотвращать контакт металла с металлом и износ. Однако попытка противостоять этому путем выбора более высокой вязкости может привести к масляному голоданию, поскольку масло не будет свободно проходить через мелкие каналы. Правильная вязкость для предполагаемого применения имеет решающее значение для обеспечения надлежащей циркуляции масла и достаточной прочности пленки масла под давлением.

Измерение вязкости

Измерение вязкости — это измерение внутреннего трения жидкости или ее сопротивления течению. Диапазон вязкости смазочного материала обычно указывается с помощью кинематической и динамической системы градации, например, установленной Обществом автомобильных инженеров (SAE) или Международной организацией по стандартизации (ISO).

Требования к бензиновым и дизельным моторным маслам включают классификацию вязкости моторных масел SAE J-300 и сервисную классификацию Американского института нефти (API), среди прочих. Эти испытания предназначены для воспроизведения конкретных условий эксплуатации, что позволяет разработчикам, производителям оригинального оборудования (OEM) и потребителям понять функциональные характеристики и ограничения каждого смазочного материала.

● Жидкости с низкой вязкостью могут быть описаны как тонкие и легкие.

● Жидкости с высокой вязкостью можно назвать густыми и тяжелыми.

● Моторное масло с низкой вязкостью (0W-20) течет быстрее, чем масло с высокой вязкостью (20W-50).

Кинематическая вязкость

Кинематическая вязкость — это сопротивление смазочного материала течению и сдвигу под действием силы тяжести. Для иллюстрации представьте себе две емкости, одна из которых наполнена водой, а другая — медом. Кинематическая вязкость каждой жидкости определяет скорость, с которой она течет. Поскольку кинематическая вязкость воды ниже, она течет быстрее.

Кинематическая вязкость, измеренная по методологии ASTM D445, определяет высокотемпературный рейтинг вязкости масла SAE при рабочей температуре — «30» в моторном масле 5W-30.

Значение при 100°C используется для определения класса вязкости по SAE путем измерения времени, которое требуется маслу для полного вытекания из капилляра вискозиметра, нагретого до 100°C. Прошедшее время в секундах переводится в сантистокс (сСт). Более низкие значения отражают более легковязкие масла.

Динамическая (абсолютная) вязкость

С помощью испытания на имитаторе холодной прокрутки (CCS) (ASTM D5293) измеряется динамическая вязкость. Она определяет низкотемпературный, зимний или «W» рейтинг вязкости масла — «5W» в моторном масле 5W-30. Чем ниже показатель «W», тем быстрее масло течет в холодном состоянии и тем легче двигатель проворачивается при запуске.

Динамическая вязкость определяется как сопротивление течению смазочного материала, измеряемое сопротивлением. Представьте себе количество энергии, необходимое для перемещения твердого предмета через жидкость. Для перемешивания воды по сравнению с медом требуется меньше энергии, поскольку динамическая вязкость воды ниже.

Тест на вязкость CCS оценивает количество энергии, необходимое для запуска двигателя при определенной температуре; чем ниже класс вязкости, тем ниже температура, при которой проводится тест. Тест присваивает значение в сантипуазах (cP), которое используется для определения класса вязкости.

Если в качестве примера взять 5W-30, то для получения класса 5W его вязкость при температуре -30°C не должна превышать 6600 cP. Более низкие значения отражают более легковязкие масла.

Индекс вязкости

Индекс вязкости смазочной жидкости означает, насколько сильно изменяется вязкость жидкости под воздействием температуры. Высокий показатель индекса вязкости (выше 95) указывает на то, что жидкость практически не изменяет вязкость под воздействием колебаний температуры, в то время как низкий показатель индекса вязкости указывает на относительно большое изменение вязкости.

Жидкости с высоким индексом обеспечивают более надежную защиту критически важных компонентов в широком диапазоне температур, сохраняя толщину масляной пленки и необходимую защиту между деталями. Тест на индекс вязкости (ASTM D2270) основан на кинематической вязкости жидкости при 40°C и 100°C.

Синтетические масла обычно имеют гораздо более высокие показатели индекса вязкости по сравнению с минеральными маслами, что означает, что они обеспечивают улучшенную защиту критически важных компонентов в более широком диапазоне температур.

Изображение

Выбираем правильную вязкость

Зная, что вязкость жидкости связана с ее способностью переносить нагрузку, можно подумать, что более вязкая жидкость будет лучше. Однако использование смазочных материалов с более высокой вязкостью, чем рекомендовано, может быть столь же вредным, как и использование слишком низкой вязкости, и оба варианта могут привести к сокращению срока службы смазочных материалов и деталей агрегатов.

Главное — выбрать жидкость с вязкостью, подходящей для конкретного применения. Вязкость эффективного смазочного материала должна быть достаточной, чтобы обеспечить разделение движущихся частей при нормальных рабочих температурах и давлениях, и при этом не загустевать в холодном состоянии. В руководстве пользователя производитель оригинального оборудования указывает правильную вязкость для каждого применения.

Смазочные материалы с меньшей вязкостью для конкретного применения могут стать причиной:

● Повышенный контакт металла с металлом, трение и износ

● Повышенный расход масла

Смазочные материалы со слишком высокой вязкостью для применения могут вызвать:

● Повышенное трение жидкости и рабочие температуры

● Плохая текучесть и смазка при низких температурах

Контроль вязкости

Современные синтетические смазочные материалы разрабатываются для обеспечения оптимальной вязкости для каждого применения. Они разработаны на основе передовых рецептур базовых масел и пакетов присадок, призванных обеспечить улучшенные эксплуатационные характеристики, повышенную надежность и защиту от ухудшения характеристик вязкости в экстремальных условиях эксплуатации.

Производитель оборудования затрачивает значительные средства на испытания, чтобы подобрать оптимальное масло для новых моделей двигателей, трансмиссий, редукторов, компрессоров и турбин. Поэтому следование рекомендациям производителя техники и контроль свойств смазочных материалов, как свежих, так и во время эксплуатации позволит избежать непредвиденных поломок и продлит срок эксплуатации машин и агрегатов.

Изображение

Анализ масла

Анализ масла, включающий контроль вязкости, как одного из наиболее важных показателей, относительно недорог для той информации, которую он предоставляет. Он позволяет вам лучше заботиться о транспортных средствах и производственном оборудовании, чтобы сократить время простоя и расходы на техническое обслуживание и максимально увеличить отдачу от инвестиций.

Анализ масла — это процесс химического анализа образца смазочного материала для определения состояния самого масла, а также двигателя или других смазываемых агрегатов (трансмиссий, компрессоров, редукторов, насосов, моторов, турбин, гидравлических систем), с которыми масло взаимодействует.

Для анализа масла необходимо взять образец смазочного материала и отправить его в квалифицированную лабораторию. Специалисты подвергнут смазочный материал ряду тестов для определения концентрации металлов, подверженных износу, разбавления топливом, общего базового числа смазочного материала (TBN), окисления и другой информации. Лаборатория выдает отчет о состоянии смазочного материала, содержащий краткое объяснение и рекомендации по дальнейшему обслуживанию.

Определение состояния масла в системе смазки дает несколько преимуществ, которые помогут сэкономить вам время и деньги.

    Максимально продлить срок службы масла
    Мониторинг состояния масла позволяет оптимизировать интервалы замены, чтобы максимально продлить срок службы жидкости. Выполнение меньшего количества замен масла минимизирует затраты на техническое обслуживание и сокращает время простоя для предприятий, которые зависят от готовности оборудования и транспортных средств.

Кроме анализа масел в коммерческой лаборатории (лаборатория “Диамас” — одна из наиболее известных в России) при возрастающем объеме проб на производственном предприятии для входного контроля качества ГСМ и мониторинга состояния масел во время эксплуатации с целью выявления развития тенденций деградации масла и диагностики износа оборудования существует эффективное решение создания собственной аналитической лаборатории. Современные автоматические приборы позволяют на месте эксплуатации оборудования проводить диагностику масла и контролировать износ техники с лабораторной точностью.

При создании собственной лаборатории, кроме лабораторных приборов может потребоваться обучение сотрудников правильной интерпретации результатов анализа, что очень важно для принятия обоснованных решений. Сама по себе работа с автоматическими приборами не требует специальной подготовки. Однако, чтобы сделать верные выводы из полученных результатов исследований и дать специалистам по обслуживанию техники эффективные рекомендации относительно необходимых дальнейших действий требуется более детальное понимание предмета.

Тем не менее, при достаточном объеме проб вложения в создание лаборатории анализа масла на предприятии, включая приобретение приборов и обучение сотрудников, быстро окупаются и сокращают сроки возврата основных инвестиций.

Что такое вязкость масла и в чем различия моторных масел

Льют масло в двигатель

Какую вязкость масла выбрать – главный вопрос, из-за которого спорят практически все водители. При этом даже официальный представитель сервиса не может однозначно указать решение, у каждого свое мнение. Чтобы сложилась объективная точка зрения, нужно разобраться в этом параметре подробнее.

Что понимают под вязкостью

Масло предназначено для смазки трущихся деталей, а в моторе его главной задачей является недопущение сухого трения. Задача достигается созданием пленки на поверхности разными способами:

  • в нагруженных местах масло нагнетается через каналы;
  • ненагруженные участки получают постоянную масляную взвесь, которая оседает на металле.

Вязкость – это параметр, который определяет густоту масла в конкретном диапазоне температур, учитывая его способность к сохранению пленки на деталях. Также отличия моторных масел по вязкости можно увидеть при изменении температурного режима. Водителю доступны только показания датчика, измеряющего температуру антифриза. У каждого двигателя есть своя расчетная вязкость, в зависимости от климатических условий, режима работы и особенностей конкретной модели.

Отличия моторных масел по вязкости

С учетом того, что вязкость – непостоянная величина и зависит от температуры, международной ассоциацией инженеров разработана инструкция по диапазону температур, в котором мотор способен работать без рисков.

Вязкость указывается на маркировке масла. Так, моторное масло 5W-30 означает, что мотор заведется при температуре –35°C и выше. Параметр вычисляется вычитанием из сорока цифры перед “W” (40 – 5 = 35).

Второе число обозначает вязкость при высоких температурах, именно в тот момент, когда двигатель работает вовсю. Нельзя сказать, что высокая или низкая вязкость в рабочей температуре – это хорошо или плохо. У каждого мотора своя конструктивная норма вязкости, которая указывается производителем.

Как подобрать масло по вязкости

В кругах автомобилистов стало аксиомой утверждение о том, что чем выше высокотемпературная вязкость, тем лучше. Однако это утверждение не совсем верное, так как у каждого мотора свой режим работы и требования к маслу.

В гоночных автомобилях используются масла с высокой вязкостью, однако там двигатели находятся в других температурных диапазонах. Кроме этого, после каждой гонки мотор проходит техобслуживание и часто перебирается, а ресурс его – не более одного гоночного сезона или даже 7-10 заездов, после чего силовую установку просто меняют на другую. Поэтому сравнивать гражданские авто и гоночные машины неправильно, а применять спортивное масло крайне не рекомендуется. Топливо для автоспорта категорически запрещается заливать в “обычную” машину – это может привести к разрыву блока цилиндров.

Вязкость моторного масла

Поэтому в вопросе, как подобрать масло по вязкости, в первую очередь нужно обратить внимание на сервисную книжку и далее исходить из нее.

Если отсутствует нужное масло или нет возможности узнать необходимую вязкость, то следует залить универсальный состав масла 5W-40.

Последствия неправильного выбора масла

Рассмотрим два сценария ошибки выбора смазочной жидкости.

В первом случае водитель выбрал превышающую норму высокотемпературную вязкость. На работе двигателя это почти никак не отразится, будет только заметно небольшое превышение температуры при работе под нагрузкой, в отличие от нормального масла. Это происходит из-за повышенного трения между поверхностями мотора, которое вырабатывает больше энергии и греет весь мотор. Такой режим работы не критичен, однако снижает общий ресурс мотора. Проблемы раскроются только через 50 или 100 тыс. км пробега. При этом доказать, что виновато именно масло, почти невозможно. Поэтому в сервисе при отсутствии инструкций смело зальют масло с высокой вязкостью без опасений за последствия.

Если залить масло с низкой вязкостью, проблемы покажутся гораздо раньше. Это специальные масла, допущенные производителями. Под них выпущены высокоточные двигатели с малыми зазорами. Тенденция на уменьшение вязкости рабочего масла вызвана энергосбережением и повышением КПД, соответственно, снижается ресурс и надежность. Если такое масло залить в обычный мотор, то он начнет изнашиваться сразу после достижения рабочей температуры. Более того, из-за слишком тонкой масляной пленки возможен клин мотора, поскольку происходит интенсивное трение металла об металл.

Рабочая вязкость также зависит от присадок в масло, которые придают маслу определенные характеристики при разогреве. Добавки со временем стареют и перестают выполнять свою функцию, что тоже ведет к ухудшению смазывающих свойств.

Таким образом, для мотора нужно покупать только рекомендованное брендовое масло с водяными знаками и высоким уровнем защиты от подделки. При его отсутствии временно можно использовать универсальный состав, который также должен быть качественным, от надежного дилера. Следуя определенным правилам, можно продлить жизнь мотора без капитального ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *