Как часто нужно балансировать колёса?
Все мы наверняка знаем, что балансировка колес играет очень важную роль. Но вот как часто нужно балансировать колеса? Для ответа на поставленный вопрос, давайте сперва вспомним, как производится технология балансировки колеса и для чего все это делается.
Итак, колесо балансируется чтобы исключить статический дисбаланс, то есть биение (сделать груз колеса равномерным и одинаковым). Для балансировки колесо должно быть обязательно вымыто и насухо вытерто. Далее его устанавливают на станок для балансировки.
Кстати, при посещении шиномонтажа задайте мастеру довольно «глупый» вопрос: » Когда проводилась калибровка балансировочного станка и есть ли соответствующая запись в книжке? »
В самом деле, этот вопрос далеко не глупый.
Балансировочный станок, также как и любой другой, со временем изнашивается и сбивается, а значит, хоть и показывает на экране нули – это все равно неправильный результат работы. (Ноль на экране – это отсутствие какого-либо дисбаланса).
Но вернемся к основной теме.
Когда колесо установлено на станке, он считывает информацию и показывает, куда нужно добавить вес или удалить. Все старые грузы при этом должны сниматься.
Балансировочные грузики бывают клеящиеся (для литых дисков) и набивные (для железных, а также для литых).
Итак. При хорошем дорожном покрытии, равномерной и спокойной манере езды балансировку рекомендуют проверять после каждых 8 – 12 тыс. км., чего с нашими дорогами добиться довольно сложно.
Любое резкое торможение, резкий старт, посещение автомойки (под сильным давлением воды грузик может отклеиться, если мастер его плохо закрепил) балансировка колеса понемногу сбивается. Т.е. чем бережнее и аккуратнее мы едем, тем меньше стирается протектор, а, следовательно, и покрышка служит дольше.
Также, нужно быть довольно осторожными при проезде ям и ухабов. Любое повреждение дисков дает дисбаланс, что уже не вылечить обычной балансировкой. Перед тем как отбалансировать колесо его обязательно должны проверить на ровность, в противном случае процедура балансировки будет полностью бестолковая.
Подводя итог, можно сказать, что балансировать колеса необходимо обязательно при сезонной смене резины, при малейшем попадании в яму на скорости, периодически проверять балансировку после каждых 8 – 12 тысяч километров, а также после одной, но довольно долгой поездки, которая превышает более 2 тыс. км.
Как делают балансировку колес: технологический процесс
Изначально автомобили выходят на рынок с правильно сделанной балансировкой колес, благодаря которой обеспечивается идеальная динамика, управляемость и, что самое главное, безопасность во время езды.
Однако при эксплуатации машины равновесие колеса нарушается, и тогда уже владелец автомобиля должен следить за состоянием компонентов и вовремя делать балансировку. Дисбаланс приводит к разрушению компонентов подвески (стойки, систем рулевого управления, ступичных подшипников), которые вступая в резонанс с колесом и амортизатором вызывают вибрации кузова автомобиля. В результате появляется биение руля, снижается управляемость, передвижение в авто становится невыносимым и даже рискованным. Вот почему важно разобраться, что такое балансировка колес, как часто нужно делать, и как происходит процесс восстановления.
Балансировка представляет собой процедуру соединения центра массы колеса с осью вращения. Попросту, это ликвидация дисбаланса. Процедура предотвращает возникновение вибрации, а также препятствует преждевременному изнашиванию составляющих деталей колеса.
Вибрации бывают двух видов: вертикальные и продольные.
- Вертикальная (статический дисбаланс) характеризуется неравномерным размещением веса по окружности колеса, вследствие чего ось вращения элемента и ось инерции оказываются параллельными. При такой вибрации наблюдается “подпрыгивание” авто на скорости.
- Продольная (динамический дисбаланс) характеризуется неуравновешенностью колеса по ширине и появляется в результате смещения оси инерции касаемо оси вращения. Такая вибрация вызывает радиальное биение.
Понять, что нужно делать балансировку колес, можно по наличию таких признаков:
- неравномерно изношены шины;
- бьет руль при движении. Биение появляется при нарушении баланса одного из колес, расположенных спереди, и приводит к неисправности подшипника ступицы;
- заднюю часть авто водит то вправо, то влево. Такой признак сообщает об неуравновешенности задних шин, а также о проблемах с задней подвеской. В этом случае нужно проверить стойки и сайлентблоки балки, а после ремонта элементов подвески сделать балансировку колес;
- резко увеличился расход топлива. Чем сильнее дисбаланс, тем больше топлива будет потреблять автомобиль. Повышенный расход особенно заметен при быстрой езде;
- появился странный шум или вибрация на скорости свыше 100 км/ч.
Как часто делать балансировку колес
Не следует дожидаться пока проявятся признаки разбалансированности шин, поскольку есть обстоятельства, при которых балансировка должна выполняться в обязательном порядке. К ним относятся:
- сезонная переобувка шин на автомобиле;
- биение по колесу из-за сильного попадания в яму или люк, наезда на искусственную неровность или бортовой камень на большой скорости;
- поездки на дальние расстояния, когда нет информации о наличии СТО в тех местах;
- приобретение б/у автомобиля;
- ремонт подвески;
- нарушение целостности или геометрии диска.
Плюс ко всему производители рекомендуют делать балансировку раз в 10 000–15 000 километров в нормальном режиме езды и каждые 7 000–8 000 км при агрессивной манере вождения.
Технология балансировки колеса
Для восстановления уравновешенности колеса методом грубой ручной балансировки применяется особый станок, с помощью которого в авторежиме происходит выравнивание детали по оси вращения. Мастер, раскручивая и останавливая колесо, передвигает балансировочные грузы по диску, благодаря чему шина равняется и получается избавиться от статического и динамического дисбаланса.
Такой метод считается устаревшим и не позволяет добиться хорошего результата, однако за неимением нового современного оборудования многие СТО продолжают балансировать колеса по этому принципу.
К более совершенному и точному методу относится балансировка колес посредством электронного измерительного прибора, в который заносятся технические параметры колеса. Станок определяет равновесие шины в разных положениях и выводит на экран изображение с указанием точек установки и массы грузов. Балансировка с помощью электронного стенда пользуется популярностью среди автомобилистов, к тому же стоимость такой процедуры находится в разумных пределах.
Самой продвинутой технологией считается лазерная (3D-балансировка колес), где выравнивание производится за счет лазерного балансировочного станка. Три лазера сканируют отдельно диск, затем колесо в сборе и передают 3D рисунок на экран. Далее оборудование определяет правильное положение шины относительно диска и указывает оптимальное место установки балансировочного груза. После компьютерного сканирования мастер выполняет регулировку биений диска и шины согласно информации на мониторе и сдувает колесо. Затем колесо снова надувают и выполняют завершающую балансировку.
Правильно отбалансированные колеса — это залог безопасности на дороге. Поэтому балансировку следует делать вовремя и только в сертифицированных сервисных центрах, где используется современное оборудование, и работают квалифицированные специалисты.
Если я меняю колеса, нужно ли мне балансировать их каждый сезон?
Теперь обратимся непосредственно к нашей теме. Если вы на одни и те же диски попеременно устанавливаете то зимнюю, то летнюю резину, то балансировки вам не избежать. Тут и спорить не о чем. Вопрос о балансировке каждый сезон возникает только у тех автовладельцев, которые имеют два полных комплекта колес: летних и зимних.
Итак, следует ли балансировать колеса при каждой сезонной замене?
Если подходить к процессу формально, то стоит вспомнить инструкцию к автомобилю. Обычно рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км. Если вы за один сезон проезжаете меньше, то балансировать точно не следует, кроме случаев, оговоренных ниже.
Но это в теории, а на практике советую следить за поведением автомобиля. Если ощутимых биений рулевого колеса не чувствуется, то и балансировка не нужна. Биение задних колес чувствуется меньше, но и страдают они обычно реже. В любом случае, сильный дисбаланс вы должны ощутить.
Если вы сами заменяете колеса два раза в год, то для вас применима следующая рекомендация. Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, балансировку можно не проводить.
Как часто необходимо производить балансировку колес
При посещении шиномонтажа мастера часто спрашивают, а нужно ли балансировать колеса. Автовладельцы в подавляющем большинстве случае отвечают «Да», потому как эта процедура общепринята и не требует слишком больших затрат. Но как быть, если давно не приходилось заезжать в мастерскую, а во время сезонной смены резины колеса устанавливаются в сборе с уже навешенными балансирами. Стоит ли специально приезжать к мастерам с просьбой снять все четыре колеса и их обкатать на стенде?
Как влияет пробег на балансировку?
Производители автомобильных шин рекомендуют производить балансировку колес через каждые 10−15 тысяч километров пробега. За это время часть старых балансирных грузиков может отвалиться, что неминуемо приводит к появлению паразитных вибраций.
За столь большой пробег колесо деформируется, диск часто получает вмятины на ободе, незаметные глазу, что тоже вызывает смещение центра масс.
Кроме того, при активной езде с частыми разгонами и торможениями шины изнашиваются неравномерно, что тоже сказывается на их балансе.
Поэтому лучше всего по истечению указанного пробега приезжать в шиномонтаж и просить мастеров привести колеса в порядок. Как правило, балансировка делается перед началом летнего или зимнего сезона во время установки сезонных покрышек.
Как узнать, что колесо требует балансировки?
Неотбалансированное колесо при движении начинает вибрировать. Из-за особенностей конструкции шасси автомобиля, на скоростях в районе 80−120 км/ч вибрации от неотбалансированного колеса входят в резонанс с кузовом, и начинает ощущаться тряска при езде. Если скорость снизить или наоборот увеличить, то интенсивность вибраций снижается.
Нередко биение колес настолько велико, что в салоне резонируют установленные в карманы металлические банки или пластиковые бутылки, а также трясутся мелкие вещи на центральной консоли. В этом случае необходимо срочно отправляться в мастерскую.
Чтобы проверить колеса, можно выбрать участок ровной дороги с новым асфальтом. Если биений нет во всем диапазоне разрешенных скоростей, то с балансировкой можно подождать.
Как проводится балансировка?
Чаще всего мастера балансируют колеса с помощью навесных грузиков, которые наклеивают на обод. Места их размещения на диске определяются на специальном станке, который в автоматическом режиме раскручивает вал с колесом, программа анализирует динамику вращения и показывает на дисплее, в каком месте установить грузик той или иной массы.
Нужно ли балансировать новые колеса?
Любая новая шина должна проходить обкатку в течение первой тысячи километров пробега. В этот период стирается верхний технологический слой протектора, а в самой шине идут незаметные подвижки. Немного уплотняются и распределяются слои резины, растягивается обмотка текстильного корда, смесь плотнее облегает брекер, что сказывается на распределении массы Поэтому производители шин рекомендуют следующий порядок действий. После установки новых шин можно отбалансировать колеса, но по окончании обкатки потребуется их проверка и финальная балансировка. Только в этом случае можно добиться их идеально ровного вращения.