Замена подсветки в приборной панели ВАЗ 2109
Сегодня я хотел бы поделиться личным опытом небольшой доработки приборной панели.
Штатная панель приборов ВАЗ 21083
Многим обладателям девяток семейства ВАЗ, я думаю, знакома проблема недостаточной яркости штатной подсветки панели приборов. Лично мне панель в моем авто в довесок портила нервы постоянным проподанием контакта в гибкой плате подсветки.
Способ доработки достаточно прост и требует минимум вложений.
Итак, что потребовалось для доработки:
1. 1/4 метра светодиодной ленты (в моем случае это — SMD3528);
2. два куска провода длиной 10 — 15 см (желательно разноцветных);
3. паяльник (и умение с ним работать);
4. небольшое количество любого клея (ПВА и селикатный не желательны);
5. умение и терпение:)
Первым делом демонтируем панель. Сверху у нее имеется плафон подсвеки, в который вставлены лампочки штатной подсветки, соединенные гибкой платой. Гибкая плата в свою очередь прикручивается двумя винтами к плате на тыльной стороне. Вытаскиваем лампочки и оставляем до лучших времен, гибкую плату вытаскиваем, предварительно выкрутив контактные винты, и выбрасываем в помойку.
Сам плафон точечно приплавлен к корпусу панели. Аккуратно отковыриваем его от корпуса, стараясь не сломать, он нам еще пригодиться. Под плафоном имеется рассеивающее стекло, его оставляем на месте, иначе будет подсвечиваться только часть панели.
Берем светодиодную ленту, припаиваем к + и — провода. Приклеиваем ленту по центру плафона с внутренней стороны. Приклеиваем именно по центру! Иначе подсветка будет неравномерна сверху и снизу панели. Лента имеет самоклеющую основу, но лично я для надежности капнул еще пару капель суперклея. Провода выводим через одно из отверстий от бывших штатных лампочек. Неплохо было бы еще чем-то заклеить оставшиеся отверстия, с целью предотвращения попадания внутрь плафона пыли. Я просто заклеил их обычной изолентой.
Возвращаем плафон на место, приклеиваем его клеем. Я использовал "жидкие гвозди" — по капле на места бывших креплений. Можно использовать клеевой пистолет.
Далее припаиваем провода к плате (не путаем плюс и минус — ЭТО ВАЖНО, в отличие от штатных ламп). Минус на той же дорожке, куда припаян провод с минусовой клеммы тахометра. Можно, конечно, прикрутить провода к дорожкам штатными винтами, но тут нужно учитывать два момента: во-первых — соединение не так надежно, как при пайке, а во-вторых — у меня они лопнули при затягивании (хиленькие попались, или сила есть — ума не надо:).
В принципе, все. Подключаем панель (не забываем про привод спидометра), устанавливаем на место, проверяем. Можно еще за одним поменять некоторые (или все — по желанию) контрольные лампы на светодиодные, что я и сделал, но есть одно но: ночью они очень ярко светят. Мне с непривычки не понравилось, а сейчас ничего — привык:).
Без подсветки С подсветкой на максимум
Светодиодную ленту я выбрал холодного белого свечения, хотя в продаже сейчас можно найти цвет на любой вкус, даже более приятный для глаз — теплый белый.
Цена вопроса:
светодиодная лента — 100 — 150 р/м. (меньше метра не продают, но вещь полезная — в хозявстве пригодится:));
провода, чуть-чуть клея и припоя — копейки;
упорство и труд во благо своего авто — бесценны.
Кстати, после данной доработки впервые воспользовался регулятором уровня подсветки (до этого всегда стоял на максимуме), уж сильно ярко светит в темное время суток.
Всем доброго времени суток, удачи в Ваших начинаниях, надеюсь мой опыт окажется для Вас полезным.
В дополнение:
По прошествии некоторого времени обнаружил небольшой недостаток данной доработки (а точнее — мое упущение):
Светодиодная лента питается напряжением 12 В и превышение данного напряжения сокращает срок службы диодов в разы, а в авто, как многим известно, напруга в бортовой сети доходит до 14,4 В. В результате через годик-другой получаем пару-тройку нерабочих светодиодов.
Выход прост — на вход ленты припаиваем микросхему-стабилизатор напряжения 12 В (типа L7812CV или аналогичную) и вуаля: на ленту подается 12 В даже если в бортовой сети 30 В, светодиоды чувствуют себя комфортно, не чихают и живут долго и счастливо). Фильтр и радиатор для микросхемы сооружать нет необходимости, дабы ток, потребляемый лентой, копеечный (проверено многократно). Цена вопроса — 15 — 20 р.
Как сделать подсветку панели приборов автомобилей ВАЗ
Можно попробовать сделать самостоятельно подсветку панели изнутри, как на иномарках. Для примера возьмем высокую панель ВАЗ 2109. Стоит отметить, что тюнинг приборной панели в специализированной фирме стоит недешево.
Улучшенная подсветка приборов ВАЗ 2109
Для работы понадобится стандартная светопропускающая накладка для панели приборов. С автомобиля панель приборов снимаем и разбираем, стрелки приборов и старую накладку также снимаем. Для лучшего попадания света подсветки на накладку изнутри сделаем на поверхности под накладкой вырезы. Это легко сделать при помощи паяльника или нагретого ножа.
Электрическая часть
Теперь переходим к самой подсветке. Организована она будет с использованием светодиодной ленты. Выбираем ленту, которую можно разрезать на кусочки по три диода. Равномерность свечения делается с помощью отражателя из обычной фольги.
Для тахометра и спидометра возьмем по 3 куска ленты, для указателей температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива достаточно по одному кусочку.
Штатная подсветка ваз должна быть сохранена, поскольку она будет подсвечивать стрелки на шкале приборов. Ее, при желании, можно модернизировать, если приклеить на место штатных ламп светодиодную ленту. Можно немного ее затонировать, чтобы подсветка не была излишне яркой. Тонировка проводится при помощи черного маркера или тонировочной пленки. Штатный светофильтр желательно оставить, тогда свет подсветки станет равномерным и мягким с голубоватым оттенком.
Выбор цветовой гаммы подсветки панели приборов
Все подключается к контактам на пластине ламп штатной подсветки. Не забудьте предварительно определить их полярность. Чтобы стабилизировать ток, для питания светодиодов лучше использовать драйвер.
Затем проверяем, как работает. Для этого подадим на нее питание 12 В постоянного тока. Если все нормально, нужно только правильно откалибровать на приборах стрелки, и работа закончена.
Подсветка панели приборов ВАЗ 2113, Ваз 2114, Ваз 2115, Лада Самара 2
- 28 светодиодов диаметром 3 мм (красного свечения 5; синего -23);
- сопротивление 1.5 КОм (для красных светодиодов) и 1,1 КОм (для синих). То есть для каждого светодиода, всего — 28 штук;
- кусок пластмассы размером 30 х 10 толщиной примерно 1 мм, не очень твердой, любого цвета.
Разборка панели
Основание для светодиодов
Берем ножницы (можно использовать нож, кусачки и др.) и кусок пластмассы. Вырежем контуры так, чтобы пластмасса влезала в основную часть. Вырежем также места для приводов стрелок.
Основание для светодиодов
Необходимо нанести разметку для светодиодов. Можно примерять на глаз, подставив верхнюю часть панели. Для температуры потребуется 4 светодиода, для топлива 3. Выставляем по цифрам приборной панели для каждой шкалы.
Потом в основании с разметками делаем отверстия для сопротивлений и светодиодов. Можно это делать маленьким сверлом или горячим шилом. Макушку светодиода необходимо сточить, поскольку в ней установлена линза для фокуса луча, при этом нельзя повредить сам светоэлемент.
Светодиоды припаиваем с сопротивлением последовательно, а друг с другом параллельно, соблюдая полярность. Для красных берем сопротивление 1,5 Ком и 1.1 КОм для синих. После спайки сопротивлений и светодиодов выводим основное питание и проверяем правильность всей пайки, для чего подаем напряжение 12 В или чуть меньше. Если что-то не горит, значит, плохой светодиод или попутана полярность.
Подсветка приборов ваз жидкокристаллического экрана
Чтобы поменять подсветку, нужно убрать индивидуальную лампочку вместе с пластмассовым цоколем и установить светодиод с сопротивлением. Можно просто припаять светодиод с сопротивлением на место питания лампочки и направить его на окошко ЖК.
Подсветка приборов ВАЗ жидкокристаллического экрана
Таким же образом можно заменять подсветку любого из индикаторов на приборной панели. Помните, что светодиоды работают, только если соблюдена полярность подключения.
Как сделать подсветку панель в ваз 21099
Подсветка приборов ВАЗ 2108, 2109, 21099, схема подключения
Разберемся как устроена подсветка приборов передней панели автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, как она включается и как работает.
Схема подключения подсветки комбинации приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Описание схемы
— Напряжение в электрическую цепь подключения ламп подсветки комбинации приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 подается с вывода «30» генератора.
— Включить подсветку приборов можно нажатием на клавишу переключателя наружного освещения (лампы подсветки загорятся вместе с габаритными огнями, подсветкой номера и пр.). При этом зажигание должно быть включено. О включении наружного освещения сигнализирует отдельная лампа в комбинации (щитке) приборов.
— Регулировать яркость ламп подсветки можно специальным регулятором, установленным в передней панели, слева от рулевой колонки. Он представляет собой реостат, плавно изменяющий сопротивление при вращении рукоятки.
Регулятор яркости освещения приборов автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Электрическая цепь защищена предохранителем F10 (7,5A) в монтажном блоке предохранителей и реле (в блоке 17.3701 это предохранитель №7 10А).
Примечания и дополнения
— Подсветка комбинации приборов ВАЗ 2108, 2109, 21099 объединена с подсветкой клавиш переключателей и выключателей на передней панели (выключатель обогрева заднего стекла, выключатель ПТФ, выключатель заднего противотуманного света, переключатель наружного освещения), а так же лампой подсветки рычагов «печки» и прикуривателя. На автомобилях с электрическими стеклоподъемниками сюда же подключены лампы подсветки их клавиш. Всех их соединяет белый «плюсовой» провод, идущий с регулятора яркости ламп подсветки.
Тюнинг приборной панели на ВАЗ 2109, почему не работает и не горит щиток и подсветка, распиновка
Замена ламп подсветки приборной панели
Первая и вполне логичная проблема, из-за которой не горит подсветка приборов – это выход из строя сразу всех или только нескольких лампочек. В этом случае решением будет только их замена. Выполняется она следующим образом:
- самой сложной задачей будет демонтаж всей приборной панели, который, к сожалению, необходим для установки новых ламп. Он, в свою очередь, требует отсоединения всех электрических разъемов, шланга эконометра и отключения троса спидометра. Также придется снимать дополнительную панель, под которой располагаются разъемы для прикуривателя и системы подсвет;
- выкручиваем вышедшие из строя контрольные и подсвечивающие лампы;
- устанавливаем новые изделия, которые подбираются по характеристикам, указанным в спецификации авто.
Последний этап процедуры – это установка на место приборной панели, ее закрепление и подключение всех отсоединенных проводов и шлангов.
Если вы намереваетесь заменять лампочки подсветки торпеды, то должны знать, что их всего четыре. Располагаются они попарно в верхней и нижней части приборной панели. Кроме того, под ней размещаются контрольные индикаторы, которые позволяют увидеть:
- уровень топлива и заряда аккумуляторной батареи;
- индикацию включения дальнего света и габаритных огней, активации ручника;
- индикацию включения поворотников;
- давление смазочной жидкости в двигателе.
Почему не горит
Если вдруг электроприборы и контрольные лампы на щитке перестали работать, необходимо предпринять определенные действия.
- Для начала снимите крышку монтажного блока и убедитесь в целостности предохранителя. Маркировка предохранителей располагается на внутренней поверхности крышки. Вам следует искать предохранитель F16 или F5, в зависимости от года выпуска вашего ВАЗ 2109.
- Если предохранитель оказался цел, обязательно проверьте, не окислились ли контакты искомого предохранителя. Не редко из-за нарушенного контакта происходит отказ щитков.
- Проверьте, идет ли питание на приборную панель. Для этого вам потребуется контрольная лампа и включенное зажигание. Отключите разъем Х4 в монтажном блоке и на контакте 3 проверьте наличие напряжения. Недостаток конструкции ВАЗ 2109 заключается в том, что при дождях монтажных блок сразу становится мокрым. Отсюда возникает окисление контактов в колодках, из-за чего перестает работать электрика. Окисляется порой не только контакт, но также и плата монтажного блока девятки.
Если ни одно из перечисленных выше действий не дало результата, придется вас огорчить. Ведь теперь надобится снимать приборную панель и проверять состояние проводки, контактов, минусовых соединений. Тут лучше довериться профессиональному электрику или выделить целый день на самостоятельное устранение неисправностей. Спешка здесь ни к чему.
Куда пропала подсветка
Как определить неисправность
Индикаторной отвертки не было, в наличии имелся небольшой карманный фонарик и немного тонкой медной проволоки. Было принято решение, выявить перегоревший предохранитель в монтажном блоке способом прозвонки. Для данного способа диагностики, необходимо было:
- разобрать фонарик;
- разрезать один провод (в схеме фонарика);
- нарастить к концам разрезанного провода небольшие два отрезка проводов (примерно такого же сечения);
- замкнуть ключ фонарика (включить фонарик).
В итоге, получился прибор, изготовленный кустарным способом, — для прозвонки отдельных цепей и в частности, для прозвонки предохранителей в монтажном блоке, расположенном под капотом со стороны водителя. Вы конечно же поняли, как пользоваться таким «прибором» (берутся два провода с оголенными концами, которые в последствии соединяются с контактами предохранителя). Выведенные два провода от фонарика служат как-бы «щупами прибора», при замыкании которых, лампочка фонарика загорается.
Перегоревший предохранитель впоследствии был найден (определен) в монтажном блоке, это предохранитель F10 на 7,5 А, который отвечает за освещение:
Запасного, такого же предохранителя в резерве не было и соответственно, возникает вопрос: Чем можно заменить предохранитель?
Чем можно заменить предохранитель
В сложившейся безвыходной ситуации пришлось установить вместо предохранителя, — отрезок медной тонкой проволоки, после чего, панель приборов и другие потребители тока стали исправно работать. Конечно же, это не лучший способ устранения неисправности, но тем не менее, после рыбалки мы благополучно доехали домой. По прибытию домой, водитель автомобиля установил исправный предохранитель соответствующей расцветки.
Замена предохранителя-на ваз 2115
Каждый предохранитель, который состоит в электрической схеме автомобиля, должен соответствовать своему номинальному значению по силе тока, что позволяет тем самым уберечь потребители тока для той или иной отдельной цепи от неисправности.
Распиновка приборной панели
В автомобилях ВАЗ 2109, 21099 могут использоваться низкие и высокие центральные консоли, а также европанели. В зависимости от типа торпеды, комбинация щитка приборов и его распиновка, а также положение индикаторов будет разным. Ниже приведены фото и обозначения компонентов на приборных панелях с разными торпедами.
Фотогалерея «Обозначение индикаторов на приборках»
1. Распиновка и обозначение индикаторов приборки с низкой панелью
2. Распиновка и обозначение индикаторов приборки с высокой панелью
3. Распиновка и обозначение индикаторов приборки с «европанелью»
Пропала подсветка панели приборов, что делать?
Потухла приборная панель – страшный сон любого водителя, поскольку с исчезновением света могут последовать и другие неисправности, такие как неработающие приборы спидометра и других указателей.
Поэтому, стоит понимать, что если панели приборов не горит, то устранить эту проблему необходимо сразу, но не все автолюбители способны на это.
Стоит понимать, что если пропала подсветка, то проблема кроется, где-то в электрических цепях. Именно здесь необходимо искать неисправность. Для этого потребуются конструктивные знания бортовой цепи транспортного средства, тестер и попутные инструменты, такие как изолента, паяльник или другое. Конечно, не всегда удается устранить проблему местно, и приходится менять неисправные изделия полностью.
Причины неисправности
Где же все-таки кроется неисправность? Как говорилось ранее, стоит искать неполадки в электрических цепях. Рассмотрим, основные локации, где могут скрываться проблемы:
- Предохранитель.
- Лампочки подсветки и их электроцепь.
- Проводка.
- Неисправность в блоке предохранителей.
- Повреждение платы.
Способы решения
Итак, когда все основные причины, так сказать – «на лицо», можно попробовать определить точное месторасположение поломки, а также устранить ее своими руками. Как всегда, стоит отметить, что если автомобилист не знает конструкции автомобиля или не уверен в своих силах, то рекомендуется обратиться в автосервис к специалистам.
Предохранитель
Общий вид сгоревшего предохранителя
Наверное, первой причиной всех неисправностей электрических цепей является пресловутый предохранитель.
Именно из него стоит начинать поиск неисправности. Чтобы узнать, какой по маркировке предохранитель отвечает за подсветку приборки, а также его месторасположение в монтажном блоке, стоит обратиться к технической документации. Также, на крышке предохранителей написано, какой элемент стоит проверить. Если предохранитель найден и заменен, а проблема не исчезла, то стоит очаг искать в другом месте.
Лампочки
В последнее время стало модно устанавливать светодиодную подсветку приборной панели ВАЗа своими руками. При этом не все автолюбители правильно подключают её к бортовой сети. Это может стать причиной того, что свет погаснет в самый неподходящий момент. Так, стоит проверить контакты всей цепи подсветки.
Бывали случаи что в результате кочек перегорали сразу все лампочки. В этом случае необходимо искать поломку в проводке, можно опять так встрять!
Тоже самое касается и стандартных лампочек накаливания, которыми комплектуется автомобиль с завода. Так, обрыв или перегорание одного из световых элементов может привести к тому, что вся подсветка перестанет работать. Если прозвонить тестером всю цепь, то с легкостью можно найти обрыв в цепи.
Проводка
Самый неприятный и тяжелотестируемый элемент автомобиля остаётся проводка.
Кнопка включения подсветки и ближнего света.
Распиновка кнопки включения подсветки.
Так, обрыв провода может привести к тому, что подсветка приборной панели перестанет получать питание, а соответственно гореть не будет.
Для того чтобы устранить неисправность необходимо прозвонить мультиметром все провода, которые отвечают за подсветку приборки автомобиля. Так, любой, даже малозначительный провод, который оборвался, может привести к тому, что свет в приборной панели потухнет.
Окисленные контакты в монтажном блоке.
Ещё одной причиной неисправности могут стать окисленные колодки проводов.
Соответственно контакта не будет, а не только свет в панели приборов не будет гореть, но и могут не работать остальные индикаторы, которые размещены здесь же. Для устранения неисправности придется отсоединить колодку проводов на блоке предохранителей и самой панели проборов. После этого зачистить контактную группу и подсоединить все обратно. Если все заработало, то причина была найдена.
Предохранительный блок
Еще один немаловажный элемент, который редко может выйти со строя – это монтажный блок.
Так, перегорание может возникнуть непосредственно в ветвях самого блока или в посадочном гнезде. Для устранения неисправности придется демонтировать деталь с автомобиля и последовательно проверить при помощи тестера.
Многие автомеханики делают диагностику непосредственно без снятия предохранительного блока. Но, это могут сделать только профессионалы, а вот рядовому автолюбителю придется снимать изделие. Если все-таки монтажный блок «умер», то предстоит замена элемента, поскольку ремонтировать его практически невозможно.
Проверка контактной группы предохранителей на неисправность.
Повреждена плата
Ремонтно-диагностические операции платы приборной панели.
Самым страшным, что может случиться и чего боится каждый автолюбитель – это сгорание приборной панели, а точнее управляемой платы.
Здесь выход только один – замена, но многие автолюбители умудряются при помощи паяльника воскрешать такие элементы. Хотя, как показывает практика, в 50%!с(MISSING)лучаев не на долго.
Основная причина сгорания платы – это короткое замыкание. В данном случае, зачастую, горит место, где идет подключение проводки и самая уязвимая точка – подсветка. Если установлены лампы накаливания, то они будут темные или черные, а вот Led-подсветка перегорает в местах припоя к плате.
Видео «Инструкция по замене тросика спидометра на ВАЗ 2109»
Как отремонтировать спидометр на «девятке», если он перестал работать — наглядная инструкция по замене троса в домашних условиях приведена на видео ниже (автор ролика — Vladimir Edwin).
Подсветка панели приборов ВАЗ 2109 часто не устраивает водителей. Изменить цвет и ее яркость можно самостоятельно, не обращаясь за помощью в салон.
Чтобы усовершенствовать подсветку, нужно установить светодиоды вместо обычных лампочек накаливания. Их свечение намного ярче, кроме того, можно выбрать цвет подсветки на свое усмотрение: синий, зеленый, красный или белый. Это основные цвета, однако если поискать, то можно найти еще и светодиоды фиолетового цвета.
Замена лампочек или цоколя должна проводиться внимательно и аккуратно. Если владелец авто решил использовать светодиоды для подсветки кнопок, то необходимо приобрести лампочку с обычным цоколем. Пайка и специальный патрон нужны в том случае, если есть желание заменить подсветку комбинации приборов. Среди множества светодиодов есть и такие, которые имеют рассеянное или, наоборот, точечное свечение.
Эти эффекты достигаются при помощи конфигурации фокусирующей линзы. Более равномерная подсветка подойдет для освещения шкалы на панели приборов, а свет поярче — для пиктограммы кнопок. Особенности изменения конструкции должен учитывать каждый водитель, совершенствуя свое авто.
Другие неполадки, из-за которых не горит подсветка
Перегорание лампочек – самая распространенная, но не единственная причина, из-за которой отказывает подсветка приборной панели. Поэтому мы готовы предложить несколько вариантов решения данной проблемы:
- выход из строя регулятора яркости подсветки приборной панели. Данная деталь ломается довольно редко и требуется достаточно сложных работ по демонтажу и замене. Поэтому если вы уверены, что дело именно в ней, можно хотя бы временно перебросить на шину подсветки плюсовой провод с габаритных огней. Располагается регулятор с правой стороны от рулевого колеса рядом с гидравлическими корректорами оптики;
- сгорание предохранителей, отвечающих за защиту системы подсветки от перепадов напряжения и его внезапного повышения. Их потребуется заменить, так как восстановлению эти детали не подлежат;
- обрыв сопротивления в панели, который обычно вызывается перегревом;
- плохой контакт в месте подключения системы подсветки к бортовой сети.
↑ Положения ключа зажигания в замке
В замке зажигания ключ может занимать следующие положения:
- 0 — все потребители выключены. Ключ не вынимается. Рулевое управление не заперто;
- I — включено зажигание. Ключ не вынимается. Рулевое управление не заперто;
- II — включено зажигание и стартер. Ключ поворачивается до отказа по часовой стрелке, преодолевая усилие пружины. Рулевое управление не заперто. В таком положении ключ не фиксируется — для работы стартера его надо удерживать рукой. Сразу после пуска двигателя ключ следует отпустить, и он под действием возвратной пружины вернется в положение I. В выключатель зажигания встроено устройство блокировки, которое не даст включить стартер при работающем двигателе. Вы можете опять повернуть ключ в положение II лишь после того, как вернете ключ в положение 0;
- III — зажигание выключено. Ключ вынимается. При вынутом ключе рулевое управление заперто. Чтобы выключить противоугонное устройство, вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, поверните ключ в положение 0.
Виды панелей
Щитки приборов на ВАЗ 2109 бывают минимум трех типов:
На версиях с низкой панелью отказ в работе всего щитка — крайняя редкость. Это обусловлено тем, что здесь спидометр и эконометр оснащаются механическими приводами. Потому вряд ли стоит ожидать, что они откажут вместе с электрической составляющей.
У щитков с высокой панелью эконометр отсутствует, зато спидометр также основан на механическом тросовом приводе.
Светодиодная подсветка панели приборов
В этой статье рассмотрим, как улучшить внешний вид панели приборов, изменив по своему усмотрению яркость и цвет подсветки шкал приборов и кнопок, так как по этим параметрам штатная панель приборов ВАЗ 2109 устраивает далеко не всех владельцев этих авто. Для этого будем устанавливать вместо обычных лампочек накаливания, используемых в подсветке панели приборов светодиоды. Они имеют более яркое свечение и могут быть разных цветов, которые можно выбрать по своему усмотрению. Стандартные цвета белый, красный, зеленый, синий, еще встречается фиолетовый. Обратите внимание, что для подсветки кнопок используются светодиоды с обычным цоколем как у лампочки, а для подсветки комбинации приборов необходимо установить такой светодиод в специальный патрон, потребуется пайка. Но можно приобрести и готовый светодиод уже смонтированный в патроне.
Светодиод для подсветки панели приборов (слева) и кнопок (справа)
Кроме того, в продаже имеются светодиоды имеющие точечное свечение, когда свет диода узко направлен только в одном направлении (вперед), и светодиоды, имеющие рассеянное свечение, которое достигается особой формой линзы светодиода. Какой вам предпочтительнее, выбирайте сами. Итак, приступаем.
Подсветка консоли управления отопителем (печкой).
Снимаем пластиковые ручки рычажков управления заслонками печки. Снимаем стекло блока управления печкой, подцепив его ножом. Делаем из фольги отражатель и закрепляем его под стеклом блока управления печкой ВАЗ 2109. Если его не изготовить, подсветка консоли будет сосредоточена только в месте установки светодиода подсветки рядом с ручкой управления скоростью вентилятора печки, и будет уменьшаться в сторону противоположной области, что выглядит не слишком привлекательно.
Затем откручиваем нижнюю часть центральной консоли (бороду), извлекаем патрон с лампой подсветки блока управления печкой и меняем лампу на светодиод. Собираем все в обратном порядке.
Надо отметить, что при простой замене лампы подсветки на светодиодную, несмотря на все ухищрения, полностью равномерную подсветку панели управления отопителем получить не удастся. Хотя это все лучше, чем штатная подсветка.
Для окончательной доработки подсветки этого узла лучше всего наклеить на дно светодиодную ленту длиной 10 см, к ее контактам припаять 2 провода (плюс и минус), а провода подключить к патрону лампы подсветки этого узла. Только действуйте аккуратно, не оставляйте неизолированных участков проводов во избежание короткого замыкания!
Светодиодная лента для подсветки панели управления отопителем
Теперь подсветка панели управления отопителем светится ярко и равномерно по всей площади. Причем подсветка эта заметна и днем, и ночью.
Подсветка с помощью LED-ленты
Так выглядит подсветка днем
Однако, если в светлое время суток с подсветкой все здорово, то при наступлении темноты я понял, что яркость такой подсветки для меня избыточна, и неплохо бы сделать ее немного менее яркой. Можно конечно регулировать яркость всей подсветки панели приборов с помощью соответствующего регулятора слева от руля, но яркость остальных ламп подсветки панели приборов меня устраивала, поэтому я поступил по другому. Берем черный маркер, и закрашиваем им покрытие над светодиодами (LED-полоска у меня изолированная) до желаемого уровня светопропускания — и проблема избыточной яркости решена. На фото выше приведен уже доработанный таким образом вариант подсветки. Можно также накрыть светодиодную ленту кусочком тонировочной пленки, эффект будет тот же.
Подсветка кнопок на панели приборов.
Процедура крайне незатейлива: извлекаем кнопку из панели, поддевая отверткой (аккуратно), разбираем её, достаем установленную в ней лампочку, устанавливаем в нее светодиод понравившегося цвета, извлекаем светофильтр и все собираем обратно. Вот как выглядит результат доработки: кнопки и комбинация приборов светятся ярко-белым светом.
А так выглядит белая подсветка днем:
Можно и не вынимать из кнопки светофильтр, а наоборот, подбором светофильтра создать подходящую яркость и цвет свечения кнопки. На моем автомобиле подсветка кнопки обогрева заднего стекла оранжевая, кнопки включения противотуманок светится бирюзовым цветом. Бирюзовый цвет получился в результате свечения белого светодиода сквозь зеленый светофильтр.
Подсветка кнопки аварийной сигнализации на иномарочный манер сделана красной.
Светодиодная подсветка комбинации приборов.
Нам понадобятся 3 светодиода в патроне, двусторонний скотч и фольга. Снимаем щиток панели приборов (козырек). Инструкцию по демонтажу смотрим в любом руководстве по ремонту ВАЗ 2109. Снимаем комбинацию приборов. Отворачиваем тросик спидометра, отсоединяем все штеккеры. В верхней части комбинации приборов размещены 3 лампочки подсветки. Они подсвечивают шкалы приборов через зеленый светофильтр. Можно убрать этот светофильтр, можно оставить, как больше нравится. Хочу отметить, что свет белого диода сквозь зеленый светофильтр достаточно интересен, попробуйте сами. Заменяем лампочки на светодиоды (лучше с рассеивающей линзой), для лучшего рассеивания света изготавливаем отражатель из фольги, закрепленный на двустороннем скотче. Собираем панель приборов в обратном порядке.
ВАЖНО! Светодиоды имеют полярность, поэтому если после установки диод не светит, надо поменять полярность его питания, просто перевернув светодиод.
Пользуясь ситуацией, можно проклеить все стыки пластмассы панели двусторонним скотчем, станет поменьше скрипов.