Как понизить плотность электролита в аккумуляторе до нормы
Перейти к содержимому

Как понизить плотность электролита в аккумуляторе до нормы

  • автор:

404 — Ничего не найдено!

Страница не найдена

К сожалению, мы не смогли найти запрашиваемую страницу. Произойти это могло по одной из следующих причин:

  • Страница была удалена администратором сайта.
  • Вы перешли по неверной ссылке, размещенной на просторах интернета.
  • Вы ввели неверный адрес страница в строке браузера.

В любом случае — не огорчайтесь, ведь ничего страшного не произошло.

Сейчас мы предлагаем Вам перейти на главную страницу нашего сайта, а затем, воспользовавшись навигацией сайта, выбрать нужный раздел.

Все о плотности аккумулятора автомобиля

Правильное функционирование аккумулятора в машине зависит от множества факторов, среди которых немаловажную роль играет его плотность. Ознакомимся подробнее с понятием плотности аккумулятора, а также рассмотрим, почему важно ее учитывать, как определить, и что предпринять, если есть отклонения от нормы.

Что это такое?

Чтобы в полной мере понимать, о чем идет речь, необходимо детально разобрать само понятие плотности аккумулятора автомобиля. Абсолютно каждый владелец автомобиля знает, что аккумулятор представляет собой корпус, отдаленно напоминающий по форме пластиковый контейнер, внутри которого находится несколько емкостей, заполненных некой субстанцией, необходимой для работы.

Эта субстанция, состоящая из раствора серной кислоты и дистиллированной воды, называется электролитом, а соотношение пропорций этого раствора и есть плотность аккумулятора. Для правильной работы АКБ очень важно своевременно измерять плотность, а также вовремя корректировать показатели.

Нормы плотности АКБ

Существуют определенные нормы значений, при которых аккумулятор работает правильно, без сбоев и ошибок. В основном показатели варьируются в пределах 1,25-1,30, а исчисление и обозначение плотности производится в граммах на кубический сантиметр.

Но необходимо учитывать, что показатели могут существенно разниться в зависимости от времени года и погодных условий. Поэтому от сезона к сезону необходимо уточнять и сверять реальные показатели с нормами.

Важно при проведении измерений учитывать не только функционирование АКБ в тех или иных погодных условиях и сопоставлять с температурой воздуха вне корпуса автомобиля.

К каждому устройству прилагается руководство по эксплуатации, которое содержит таблицу измерений, поэтому с установлением соответствий показателей у вас не возникнет сложностей. Относительно температурных режимов, как правило, в таблице содержится следующая информация:

  • при плюсовой температуре воздуха ниже 30 градусов Цельсия норма плотности определена 1,30 грамма на сантиметр кубический;
  • при минусовой температуре воздуха в пределах –10… 30 градусов Цельсия норма плотности равна 1,28;
  • при 0 градусов и небольших плюсовых температурах значение коэффициента плотности равно 1,23;
  • при небольших отрицательных температурах, от 0 до –10 градусов Цельсия, норма плотности АКБ составляет 1,26.

Необходимо учитывать, что, несмотря на то что значения актуальны для аккумуляторов с максимальным уровнем заряда, устройства все же не нуждаются в каждодневной подзарядке или корректировке при частой смене температурных показателей. Скорректировать показатели необходимо только в случае эксплуатации устройства в определенных суровых погодных условиях.

Как проверить?

К сожалению, далеко не все автовладельцы осведомлены о том, что аккумулятор необходимо обслуживать точно так же, как и другие системы автомобиля, поэтому в большинстве случаев его просто заменяют на новый, без выяснения причины сбоя в работе. Зачастую так происходит из-за того, что процедура измерения плотности кажется водителям очень сложной и непонятной. Однако при соблюдении определенных рекомендаций и правил вы не потратите на проверку показателей много времени и сил.

Прежде чем приступить к измерениям, необходимо подготовиться, соблюдая следующие рекомендации.

  • Прежде чем провести проверку плотности, необходимо зарядить аккумулятор до максимальных показателей, поскольку показатели плотности полностью разряженного аккумулятора не корректны.
  • После такой подзарядки должно пройти не менее 3 часов, прежде чем вы приступите к измерениям. А также необходимо дать системам автомобиля полностью остыть после поездки, в среднем на это уходит около 10-11 часов.
  • Поскольку показатели окружающей среды оказывают немалое влияние на плотность АКБ, рекомендуется производить измерения в помещении при нормальной комнатной температуре, не превышающей 25 градусов Цельсия.
  • При подготовке к проверке показателей необходимо произвести очистку устройства от грязи и пыли, а также расположить его на ровной поверхности, например, на столешнице, полке или на полу.
  • Для проверки в домашних условиях необходимо убедиться, что начальное количество раствора во всех емкостях аккумулятора соответствует норме. Сверить количество раствора вы можете при помощи полой трубки, помещая ее в каждую емкость.
  • После того как будут применены все подготовительные меры, можно приступать непосредственно к измерениям. Для этого необходимо иметь специальный прибор – ареометр.

Измерения производятся по следующим правилам.

  • У подготовленного аккумулятора необходимо открутить крышку емкости с раствором, и погрузить туда прибор для измерений.
  • При надавливании на грушу прибор втягивает в себя раствор, отображая на корпусе показатели, которые необходимо зафиксировать.
  • Аналогичные манипуляции необходимо провести с каждой емкостью АКБ;
  • Если нет существенных различий в показателях каждой емкости, значит, у вас нет причин для беспокойства, и агрегат полностью готов к эксплуатации. Если присутствуют заметные расхождения в показателях, следует произвести тщательный осмотр агрегата – возможно, имеют место повреждение одной из емкостей, сульфитация пластин или какие-либо другие неисправности.

При проведении проверки необходимо быть предельно осторожными, поскольку при контакте с кожей кислотный раствор может привести к возникновению ожогов. Чтобы обезопасить себя, рекомендуем использовать защитные перчатки и специальную одежду.

Причины изменений показаний

У резкого снижения показателей плотности всегда есть причины, и зачастую они никак не связаны с уровнем заряда аккумулятора. Чаще всего причинами являются следующие факторы.

  • Происходит интенсивное испарение раствора. Это возможно при длительной работе АКБ рядом с сильно нагретым двигателем. В жаркую погоду возможно даже закипание раствора аккумулятора, что повлечет за собой сильное газообразование. Чтобы предотвратить испарение, следует регулярно проверять плотность раствора в жаркое время года, особенно если вы активно путешествуете летом на автомобиле. При обнаружении расхождений показателей необходимо дополнить емкости дистиллированной водой, перемешав ее с остатками раствора.
  • При передвижении по местности с плохой дорогой уплотнения в крышках могут не справиться со своей задачей, из-за чего электролит может просачиваться. При вытекании раствора необходимо также дополнить емкости, но предварительно необходимо удалить следы вытекшей жидкости, поскольку она может вызвать повреждение корпуса. Поверхность аккумулятора должна всегда оставаться чистой.
  • Одной из причин может быть эффект сульфатации – полная разрядка АКБ может привести к тому, что на пластинах оседает кислота. При сульфатации на пластинах образуется налет из свинца и серной кислоты, а это самый явный признак того, что агрегат эксплуатируется неправильно. Чтобы избежать этой проблемы, рекомендуем не допускать полной разрядки устройства, ограничить его эксплуатацию в условиях чрезмерно низких и высоких температурных режимов, а также проверять уровень заряда в зимнее время, особенно если вы ограничиваетесь недолгими, но частыми поездками.

А также можно использовать специальные методики заряда аккумулятора.

Способы повышения

При низкой плотности аккумулятора далеко не всегда следует производить его замену, поскольку существует несколько способов повышения показателей. Но также стоит учитывать, что сами по себе виды аккумуляторных батарей подразделяются на обслуживаемые и те, что обслуживанию не подлежат – то есть неразборные агрегаты. От необслуживаемых моделей лучше избавляться сразу, как они перестают работать.

Соответственно, повысить уровень плотности возможно только у обслуживаемых образцов АКБ. А также следует учитывать, что при наличии каких-либо повреждений на корпусе не следует пытаться восстанавливать агрегат, поскольку вы только потеряете время, убедившись, что уровень плотности не растет, а только падает, и функционировать в полной мере он уже не будет, поэтому его использование в автомобиле попросту небезопасно.

При отсутствии внешних повреждений можно рассмотреть несколько вариантов восстановления плотности своими руками:

  • использование специального зарядного устройства;
  • в случае, если зарядка устройства не помогает исправить ситуацию, возможно, следует добавить электролит, и уже после этого подключить устройство к сети;
  • также можно полностью заменить весь раствор, если вышеперечисленные способы не срабатывают.

Рассмотрим каждый из способов более детально.

Подзарядка

Этот способ самый простой, и зачастую применяется именно он, поскольку только в редких случаях плотность электролита снижена настолько, что без кардинальных мер решить проблему невозможно. Подзарядка АКБ производится до полного восстановления необходимых показателей при помощи слабого тока – напряжение на клеммах не должно превышать 15 вольт. Процесс занимает более 12 часов в зависимости от исходного состояния устройства.

Возможно, придется продублировать процедуру зарядки аккумулятора под тем же напряжением на клеммах, но с повышенной подачей тока – около 2 ампер. Спустя несколько часов после подзарядки следует произвести повторные замеры, и, если все показатели в порядке, вы можете смело эксплуатировать устройство. Если же зарядка не помогает, и уровень плотности не поднимается, следует прибегнуть к более серьезным мерам.

Добавление электролита

Для повышения плотности аккумулятора посредством добавления электролита следует подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • в процессе вам придется воспользоваться ареометром, поэтому необходимо иметь его при себе;
  • резиновая деталь в виде груши, при помощи которой вы сможете легко добавить или уменьшить количество раствора;
  • мерная емкость, при помощи которой вы сможете отделить необходимое количество раствора;
  • также понадобится емкость для старого раствора;
  • для доведения раствора до готовности необходимо также запастись корректирующим электролитом и некоторым количеством дистиллированной воды.

В процессе добавления электролита следует придерживаться такой последовательности действий:

  • из емкости, где показатели плотности ниже необходимого, при помощи резиновой груши необходимо удалить часть раствора;
  • объем изъятой жидкости необходимо измерить, после чего при помощи груши нужно набрать новый раствор в объеме половины от полученного количества;
  • далее новый раствор заливается в емкость аккумулятора и перемешивается;
  • затем нужно измерить плотность получившегося состава, и при необходимости добавить жидкость вновь.

Процедуру необходимо повторять до того момента, пока все показатели не будут соответствовать нормам, необходимым для функционирования. Если плотности недостает в нескольких емкостях, то процедуру нужно повторить с каждой из них до тех пор, пока показатели во всех емкостях не начнут повышаться.

По завершении добавления электролита необходимо зарядить аккумулятор от электросети.

Обновление электролита

Полное обновление электролита производится в случае, если значение плотности достигает критического уровня – менее 1.19 единицы. При таких показателях старый раствор становится полностью непригодным для работы, поэтому вышеописанные способы уже не сработают.

Для обновления раствора необходимо действовать следующим образом.

  • При помощи резиновой груши необходимо набрать раствор, и полностью опустошить сосуды аккумулятора.
  • Затем емкости необходимо закрыть, и установить агрегат так, чтобы у вас был доступ к его нижней части. Переворачивать аккумулятор при этом нельзя.
  • В нижней части каждой емкости необходимо просверлить отверстия, и извлечь всю отработанную жидкость, затем пробки нужно открутить и ополоснусь каркас дистиллированной водой.
  • Просверленные отверстия необходимо запаять составом, устойчивым к воздействию кислоты.
  • После того как отверстия будут герметично закрыты, можно наполнить сосуды новым раствором, закрыть крышки, и зарядить устройство, тем самым восстановив его работоспособность.

Коррекция при смене сезона

При смене сезона аккумулятор нуждается в особом внимании, поскольку зачастую приходится эксплуатировать автомобиль в критических условиях, а значит, нагрузка на все его системы становится колоссальной.

Если в летнюю жару нагрузки преимущественно не меняются, то с наступлением зимы и необходимости использования отопительных систем ситуация кардинально меняется, поэтому необходимо тщательно подготовить АКБ. Что же делать и как действовать в такой ситуации?

У этой проблемы есть довольно простое решение, а подготовка АКБ делится на 2 этапа.

  • На первом этапе производится опустошение полостей, обработка, чистка и промывка аккумулятора дистиллированной водой. Затем в емкости заново набираем раствор, и заряжаем устройство.
  • На втором этапе необходимо позаботиться об утеплении аккумуляторной батареи прямо внутри моторного отделения. Это необходимо сделать для того, чтобы предотвратить чрезмерное охлаждение внутреннего наполнения устройства. В качестве утеплителя чаще всего используются «Термокейсы», электрические обогреватели и специализированные так называемые шубы.

Правильная эксплуатация и содержание устройства поможет продлить его срок эксплуатации, поэтому рекомендуем отслеживать плотность аккумулятора и вовремя принимать меры по ее корректировке.

Определяем плотность электролита в аккумуляторе: норма

Аккумулятор

Чтобы понять, каково химическое состояние электролита, необходимо произвести его анализ и замерить плотность (p) вещества.

Электролитная (р) обусловливается многими причинами, поэтому необходимо умение правильно ее определять, ведь от этого определения будет зависеть и работа любого авто.

Параметр – плотность (p)

Аккумулятор

Скалярная физическая величина, которая определяется отношением массы (m) тела к его объему (V), и есть понятие (р). У электролита для аккумуляторов на основе свинца эта величина будет выражена в граммах на кубический см.

Определить (р) кислотного вещества на глаз невозможно. Чтобы точно измерить ее, понадобится специальный «агрегат».

Устройство для измерения (p)

Прибор

В качестве устройства по измерению плотности электролита может выступить обыкновенный медицинский шприц V=10 куб.см, а также весы, которые работают как можно точнее.

Далее с помощью незамысловатых действий начинаем измерять:

  1. Взвешиваем медицинский шприц на весах и записываем его вес.
  2. Натягиваем на шприц трубочку из резины и опускаем ее в банку аккумулятора.
  3. Набираем в шприц примерно десять миллилитров кислотного вещества.
  4. Кладем по новой шприц на весы (но уже без трубки) и заново отмечаем результат.
  5. Затем вычисляем:
  • m (шприца с электролитом) — m (пустого шприца) = a;
  • a:10.

Так мы получим точный результат (р) в 1 аккумуляторном сосуде. Далее таким же методом делается замер кислотосодержащей жидкости во всех банках.

Постоянное измерение (р) в таком режиме становится делом муторным и надоедающим. Поэтому есть другой способ измерения параметра электролита. И производится он ареометром (прибором для точного определения удельного веса жидкости и крепости раствора).

Ареометр представляет собой колбу со стеклянным поплавком внутри. Внутренняя часть поплавка утяжелена свинцовой дробью. Когда жидкость набирается в колбу, поплавок строго находится в положении вертикали.

От чего зависит плотность электролита

Аккумулятор

Кислотосодержащей жидкости в аккумуляторе свойственно меняться. Это зависит от ряда причин:

  1. Зависит от заряда аккумулятора (прямая взаимосвязь).
  2. Если корпус АКБ негерметичен. Потеря жидкости, а затем разбавление ее с помощью дистиллированной воды значительно снизят плотность.
  3. Замена воды электролитом. При испарении жидкости (в жару), плотность увеличится.
  4. Электролит приготовлен неверно. Обычно при самостоятельной заготовке.
  5. Усиленное испарение воды из аккумуляторных сосудов в жаркий период.

Почему нарушилась концентрация кислотной жидкости, можно определить и дома. Но вот насколько отклонилось это значение, для этого надо знать его стандартную величину.

Необходимая (p) жидкого вещества в АКБ

Аккумулятор

Плотность электролита зависит от климатических условий, в которых используется кислотная АКБ.

Плотность в зимнее время года

Аккумулятор

В зимний период времени надо обязательно поддерживать состояние SO4 в электролите. Иначе ему будет грозить замерзание при температурах ниже нулевой отметки.

(р) полного аккумулятора будет в пределах 1,27-1,28 грамм на кубический см. При таких параметрах АКБ не страшен будет мороз и в минус 70 градусов.

Если же (р) снижается до отметки 1,20 гр на см в кубе, жидкое вещество при t= -30 гр. по Ц. застынет.

Поэтому всегда необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор при низких температурах был обязательно заряжен, ведь при замерзании электролита (р) его достаточно увеличится в V.

Если не соблюдать этих простых правил и все отправить на самотек, можно потерять АКБ раз и навсегда. Внутренние пластины разрушатся, и аккумулятор станет неисправным.

ПараметрыАккумулятор

Плотность в летнее время года

Аккумулятор

В результате испарения воды в летний период времени (р) дано свойство самопроизвольно повышаться.

При работе с повышенной плотностью эксплуатация АКБ значительно снизится. Кислотная жидкость может погубить сепараторы аккумулятора.

Чтобы этого не случилось, необходимо в жаркое время года электролит обязательно разбавлять дистиллированной водой. Постоянный контроль за ним поможет избежать множество отрицательных последствий.

Как проверяется (р) в АКБ

Аккумулятор

Для того чтобы постоянно измерять плотность содержимого АКБ, необходимо воспользоваться ареометром. Далее:

  • открутить пробки АКБ;
  • ввести узкий конец в сосуд батареи;
  • груша вверху оборудования сожмется. Отпускаем верхнюю часть, и отрицательное давление заполнит полностью сосуд электролитом.

С помощью шкалы поплавка узнаем точную концентрацию кислотосодержащей жидкости.

Измерение величины (р) в необслуживаемой АКБ

Аккумулятор

В необслуживаемых батареях нет на верхнем корпусе изделия дырок, через которые бы возможно было измерить плотность электролита. Они были не предусмотрены производителем изначально. А значит, и измерение (р) внутри АКБ невозможно. Или?!

Все невозможное – возможно. Умелые мастера и тут нашли выход. Они с легкостью убрали преграду и улучшили работу изделия, в котором были небольшие отклонения.

При помощи обыкновенной дрели были высверлены в верхнем корпусе (крышка) батареи отверстия, и доступ внутрь для каждой банки стал открытым.

И благодаря «дуновению волшебной палочки» необслуживаемая модель стала обслуживаемой.

Далее делается специальная резьба для просверленных дыр, изготавливаются пластиковые пробки с соответствующей по диаметру отверстий резьбой. Их вставляют в отверстия, и АКБ становится обслуживаемой.

Существует и метод №2

Аккумулятор

Он не менее популярный, чем предыдущий. Здесь уже в работе понадобится сверло, с помощью которого просверливаются шесть дырочек, через которые откроется доступ к банке аккумулятора.

После замера плотности электролита корпус изделия можно восстановить с помощью герметика из силикона. Герметизировать крышку надо со всей осторожностью, нельзя допускать попадания мелких стружек на отверстиях внутрь прибора.

Для этого с помощью самодельного крючка, сделанного из проволоки, постараемся осторожно выпрямить часть продавленной пластмассы.

Помните! В результате механического повреждения изделия (просверленные дырки), аккумуляторная гарантия пропадает. Но это не самое страшное. Неправильные действия могут привести к выходу оборудования из строя. Стружки, попавшие внутрь АКБ, также значительно снизят жизнь батареи.

Как увеличить плотность электролита

Аккумулятор

Плотность электролита обычно снижается в негерметичных изделиях. Добавление дистиллированной H2O и является данной причиной. Наступает разница в концентрации банок аккумулятора.

Если (р) не получается привести к одинаковому значению во всех сосудах с помощью ЗУ, то потребуется заменить кислотную жидкость новым электролитом.

Восполним плотность электролита в следующей очередности:

  • из банки, где нарушен состав кислотного вещества, убираем с помощью груши все ее содержимое;
  • затем начинаем восполнять этот пробел, заливая новую электролитную смесь в сосуд.

Если плотность электролита не увеличится, то данную процедуру необходимо повторить по новой.

Как снизить плотность электролита

Если концентрация плотности электролита превышает отметку 1,28 г/см3, ее надо понижать, иначе это может привести к потере работоспособности аккумуляторной батареи.

Плотность электролита в аккумуляторной батарее

Свинцово-кислотным аккумуляторам уже более полутора столетий, но позиции в автомобилестроении они не сдают и по сей день. Главных причин тому две: низкая себестоимость и морозоустойчивость. Литий-ионный аккумулятор, пускай он и гораздо компактнее и легче при сопоставимой с свинцово-кислотным емкости, но стоит в разы дороже и уже при 0° С его емкость упадет вдвое (в то время как у свинцовой батареи это произойдет только при -30° С). И это не говоря уже о гораздо большей требовательности к условиям заряда и разряда.

 width=

Необслуживаемые кальциевые и AGM-аккумуляторы завоевывают все большую популярность, но АКБ традиционной конструкции с возможностью обслуживания все так же можно увидеть под капотом автомобиля. Контроль уровня и состояния электролита увеличивает ресурс аккумулятора, а самое главное – страхует от проблем зимой, что «рукастому» владельцу только в плюс.

Принцип действия аккумулятора

электролит свинцового автомобильного аккумулятора

Говоря о плотности аккумуляторного электролита, нужно начать с самого принципа работы автомобильных аккумуляторов. Во время заряда-разряда в аккумуляторе протекают около 60 реакций, как утверждают исследования еще советских времен,но основной из них является только одна: в процессе разряда оксид свинца на катоде (отрицательном электроде) и свинец на аноде (положительном электроде) «забирают» сульфат-ионы из раствора серной кислоты, превращаясь в сульфат свинца, причем на катоде дополнительно образуется вода, а при заряде сульфат свинца, напротив, «отдает» сульфат-ионы в электролит.

Таким образом, во время разряда плотность электролита падает, при полном разряде между пластинами фактически остается дистиллированная вода, а во время заряда она возрастает. Тогда почему падает плотность раствора в аккумуляторе со временем, если эти процессы зеркальны?

Причина в том, что сульфат свинца, образующийся при разряде аккумуляторной батареи, не всегда полностью расходуется в ходе заряда. Особенно это заметно на морозе и после длительного пребывания батареи в разряженном состоянии: пластины покрываются сначала белыми разводами крупнокристаллического сульфата свинца, а затем эти кристаллы постепенно осыпаются вниз и в дальнейшей реакции, проходящей при зарядке, практически не участвуют.

сульфатация раствора электролита

Поэтому сульфатация пластин аккумулятора является однозначно вредным явлением. Снижается емкость аккумулятора, прочность пластин, а из-за падения плотности электролита батарея хуже набирает заряд: чем ниже плотность раствора, тем хуже проводимость. Полностью разряженный аккумулятор практически не принимает заряд – сопротивление электролита между его пластинами слишком велико.

Однако плотность может со временем и вырастать. Так как электролит – это не чистая серная кислота, а ее водный раствор, то при зарядке АКБ протекает еще одна реакция: банальный электролиз воды, малозаметный в начале цикла, но к концу идущий по нарастающей. Поэтому старые рекомендации по заряду обслуживаемых АКБ советовали дождаться «кипения» аккумулятора – резкого роста выделения кислорода и водорода в банках. Теряя воду, со временем электролит снизит свой уровень, а плотность его неизбежно возрастет – даже с учетом постепенного связывания серной кислоты на пластинах и в осыпи вода при «кипении» теряется быстрее.

Нормальная плотность электролита

таблица плотности электролита при разной температуре

Чистая серная кислота в аккумуляторах не используется – это чрезмерно опасно, значительно возрастает скорость сульфатации пластин даже при нормальной эксплуатации. Из эксплуатационных соображений плотность электролита аккумулятора выбрана такой, чтобы обеспечить возможность уверенной работы при отрицательных температурах, достаточную удельную емкость и скорость заряда.

зависимость плотности аккумулятора и температуры замерзания

При нормальных условиях (под которыми в физике принято понимать, среди прочего, температуру +20° С) плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,28-1,3 г/см3. Как можно видеть на приведенной иллюстрации, именно такая плотность обеспечивает наибольшую морозоустойчивость. Заодно заметно, что у полностью разряженного аккумулятора риск замерзания зимой очень велик – достаточно температуре опуститься ниже -5, как в электролите образовываются кристаллики льда.

Зимняя и летняя плотность электролита

Однако на практике измерение плотности электролита в аккумуляторе при строго заданной температуре невозможно: зимой в гараже плотность у исправного и заряженного аккумулятора увеличится, а летом, да еще и сразу после поездки, напротив, будет ниже. Поэтому принята система поправок при измерениях в зависимости от температуры аккумулятора, которая отображена в таблице ниже.:

Температура электролита, °С Поправка, г/см 3
От –40 до –26 –0,04
От –25 до –11 –0,03
От –10 до +4 –0,02
От +5 до +19 –0,01
От +20 до +30 0,00
От +31 до +45 0,01

Таким образом, если Вы измеряете плотность зимой во время легкого заморозка (до -10), то у заряженного аккумулятора она должна составлять 1,3-1,32 г/см3, так как с поправкой -0,02 мы и получим «стандартные» 1,28-1,3. На жаре же уже нормой плотности будут 1,27-1,29 г/см3.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Порядок измерения плотности аккумулятора

Для начала аккумулятор необходимо установить на ровную горизонтальную плоскость и очистить крышку от пыли и грязи. Лучше для этого использовать ткань, смоченную слабым раствором соды, как самой доступной щелочи: она нейтрализует возможное отпотевание электролита вокруг пробок.

Теперь проверяем уровень электролита. Проще это сделать на аккумуляторах с полупрозрачными стенками – на стенках есть риски, с помощью которых можно сразу понять, находится ли уровень в пределах допустимого. Важна не только сама высота уровня, но и равномерность по банкам: там, где уровень электролита заметно меньше, возможна неисправность (негерметичность стенок или днища, быстрое «выкипание» электролита из-за его чрезмерной изначальной плотности и так далее). Если стенки у аккумулятора непрозрачные, воспользуйтесь прозрачной трубкой, опуская ее в отверстия пробок до упора в набор пластин и затыкая после этого верхний конец пальцем: вытащив трубку, Вы увидите, насколько электролит выше пластин. Нормой считается высота уровня в 10-15 мм над пластинами.

Если в какой-то банке уровень электролита ниже нормы, доведите его до нужного, аккуратно доливая дистиллированную воду. Как мы уже писали выше, чаще всего уровень снижается из-за потери воды за счет электролиза, поэтому восполнять уровень готовым электролитом нельзя.

Перед проверкой плотности обеспечьте батарее состояние стопроцентной заряженности – подсоедините зарядное устройство до момента «кипения» или до его отключения, если используете автоматическую модель. Это нужно и для того, чтобы плотность в банке выровнялась после доливания дистиллированной воды, иначе измерение даст ошибочный результат.

ареометр

Распространенный прибор для контроля плотности – это ареометр, представляющий собой прозрачную колбу с грушей для набора жидкости. Внутри этой колбы находится грузик с делениями – в набранный электролит он погрузится на высоту, зависящую от плотности аккумулятора, и риска, по которую он погрузится, и укажет на результат измерения.

Однако есть и более удобный и универсальный прибор – речь идет об оптическом рефрактометре, который способен также измерять температуру замерзания охлаждающей жидкости и «омывайки». Для измерения достаточно капнуть на нужное место из пипетки и прижать каплю прозрачным стеклом-крышкой. Посмотрев на свет через рефрактометр, вы увидите по риске плотность электролита. Это быстрее, да и точнее, чем привычный способ с ареометром.

оптический рефрактометр
Как повысить или понизить плотность в аккумуляторе

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе или, наоборот, понизить ее, если измерения показали, что она выходит за пределы нормы? Сразу предупредим: придется повозиться.

Для начала нужно запастись электролитом повышенной (и заранее известной!) плотности. Для удобства возьмем электролит с плотностью 1,4 г/см3 – он достаточно безопасен при работе. Далее необходимо узнать, каков объем одной банки аккумулятора, полностью слив ее в стеклянную градуированную емкость. Отнимая некоторое количество электролита и доливая заранее запасенный «крепкий» (или, наоборот, дистиллированную воду), можно соответствующим образом довести плотность до необходимой. Ориентируйтесь на следующую таблицу для объема в 1 литр:

Измеренная плотность Отбор электролита, мл Доливка электролита, мл Доливка воды, мл
1,24 252 256
1,25 215 220
1,26 177 180
1,27 122 126
1,28 63 65
1,29
1,30 36 38

В результате вы получите 1 литр электролита с плотностью 1,29 г/см3 – эта величина находится ровно посреди допуска.

Приведем пример: из банки слилось 0,8 литра раствора с плотностью 1,24 г/см3. Из простейшей пропорции можно вычислить, что нам нужно отлить 201 мл из этого объема и добавить 204 мл «крепкого» электролита. Почему различаются объем доливки и удаляемый объем? Любой бывалый самогонщик подскажет: раствор серной кислоты в воде, как и в случае со спиртом, меняет свой объем в зависимости от процентного соотношения компонентов, и 100 мл кислоты в смеси со 100 мл воды дадут отнюдь не 200 мл раствора.

Можно ли избежать этой возни? Естественно. Раз уж вам приходится сливать электролит из банки, то гораздо быстрее сразу залить туда свежий электролит нормальной плотности. Не помешает и промыть перед этим его дистиллированной водой: это лишний плюс для ресурса батареи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *