Как избавиться от конденсата в глушителе?
Многие автомобилисты сталкиваются с проблемой появления конденсата в выхлопной трубе и появления капель воды в глушителе. Иногда это явление проходит бесследно, но бывает, что конденсат приводит к серьезным последствиям, как это случилось с автомобилем нашего клиента.
К нам в автосервис обратилась владелица автомобиля Ауди А3. Транспортное средство доставили к нам эвакуаторе, так как его каким-либо другим способом невозможно было доставить на ремонт. Причиной неисправности стало обледенение глушителя. Автомобиль из-за скопившегося льда просто перестал заводиться.
«Как может замерзнуть выхлопная труба?» – спросите вы. Очень просто. Дело в том, хозяйка хоть и эксплуатировала машину ежедневно, но все поездки были на короткие расстояния. Автомобиль попросту не успевал должным образом прогреться, из-за чего в выхлопной системе скопился конденсат.
В подобную ситуации мог оказаться, кто угодно. Дело в том, что конденсат тем и коварен, что незаметно скапливается в выхлопной системе до тех пор, пока количество жидкости не станет заметно невооруженным глазом. Особенно это опасно зимой, так как конденсат леденеет, из-за чего автомобиль просто не может тронуться с места. Но и летом жидкость, капающая из выхлопной трубы, тоже не предвещает ничего хорошего, так как может стать причиной коррозии детали.
Видео о ремонте вы можете посмотреть на нашем канале:
Почему может образоваться конденсат в глушителе:
1. Самая распространенная причина возникновения конденсата является водяной пар, который образуется во время поездок и оседает в виде капелек воды на поверхности глушител, а затем замерзает. Таким образом, когда зимой при минусовой температуре начинаете прогревать машину, стенки глушителя и выхлопной трубы в силу естественных причин нагреваются, и на их поверхности появляется конденсат.
Чтобы подобных проблем не возникало, специалисты рекомендуют минимум раз в неделю прогревать двигатель автомобиля в зимнее время, чтобы весь конденсат испарился. Можно просто включить мотор и подождать, но лучше всего устраивать длительные поездки на большие расстояния.
2. Второй причиной образования жидкости в глушителе является попадание антифриза в двигатель.
Это явление возникает в случае, когда прогорает прокладка головки блока цилиндров двигателя (ГБЦ), которая уплотняет места прилегания цилиндров и поддерживает необходимое давление в моторе, не позволяя маслу и охлаждающей жидкости просачиваться наружу. В данном случае, чтобы этого не допустить, необходимо вовремя проходить ТО.
Еще одной причиной, почему вытекает конденсат из глушителя, может быть использование некачественного топлива, разбавленного водой. Это очень опасно для двигателя, поскольку может привести к попаданию воды в камеру сгорания. А вода, как известно в отличие от воздуха не сжимается и во время работы поршень с заданной силой бьет по воде, в результате чего возникает удар, который может полностью вывести из строя двигатель.
Дырки в глушителе. Как зимой бороться с конденсатом в выхлопной системе?
Морозная погода становится причиной появления внутри выхлопной системы конденсата. Иногда выхлопная магистраль практически полностью перекрывается льдом, и двигатель начинает испытывать серьезные трудности при запуске, пока ледяная пробка не уменьшится. Откуда в глушителе появляется столько воды и что нужно делать, чтобы избежать проблем?
Изношенный впрыск
Вода скапливается внутри выхлопной системы преимущественно зимой, когда создаются благоприятные условия для конденсирования влаги из воздуха. Происходит это во время коротких поездок, когда система выхлопа переживает несколько циклов нагревания и остывания. Чем чаще автомобиль ездит по городу и охлаждается на паркингах, тем больше скапливается воды в емкостях глушителя и резонатора.
Наиболее заметна проблема на автомобилях со старыми изношенными катализаторами и плохо работающей системой впрыска и зажигания. У них конденсат может образовываться прямо во время езды на автомобиле. При неправильном сгорании топлива в выпускной коллектор выбрасывается большое количество газов, включая оксиды азота, угарный газ, сажу, углекислоту, а также кислород. Все газы поступают в каталитический нейтрализатор, где окисляются платиной и палладием с образованием на выходе углекислого газа и водяного пара. Чем хуже работает впрыск, тем больше приходится работать катализатору и пережигать побочные газы.
Горячие пары при движении машины соприкасаются с трубами выхлопа и оседают на стенках в виде капелек. Большая часть влаги выбрасывается потоком, но часть все-таки остается в трубах и скапливается при остывании в глушителе и резонаторе.
Образование конденсата
Внутренние камеры выхлопной системы имеют сложную конструкцию перегородок, где гасятся акустические волны и создается правильное давление выпуска. Когда после поездки автомобиль ставится под уклон или боком на бордюр, вода заполняет камеры глушителя и при замерзании частично закупоривает выходы для газов. В итоге появляются наросты, способные блокировать работу резонатора или глушителя, и создается противодавление, препятствующее выходу выхлопных газов наружу.
Кроме того, лед внутри банки при расширении может повредить внутренние перегородки и разорвать припой. Поэтому закрывать глаза на проблемы выхлопа не рекомендуется.
Иногда горячие газы самостоятельно разогревают лед и пробивают себе дорогу, трубы размораживаются, но в сильные морозы лед слишком цепко держится внутри банки, из-за чего его необходимо размораживать принудительно.
Как разморозить глушитель
Для разогрева можно использовать автономный строительный фен, который создает струю теплого воздуха. Направлять ее необходимо в землю, чтобы выхлопные трубы грелись отраженным от земли воздухом. Тогда риск повреждения антикора и прочих покрытий днища сокращается.
Категорически нельзя греть трубы выхлопа паяльной лампой или открытым огнем. Неподготовленный водитель всегда может переусердствовать и навредить деталям автомобиля.
Но подавляющее большинство автомобилистов для борьбы с конденсатом поступают по-другому. Они мастерят дренажные сливы. Если взять дрель и сделать отверстие в корпусе разогретой банки, то оттуда потечет струя воды. В некоторых случаях выливается 200-300 грамм и даже больше.
Кстати, дренажные отверстия в выхлопной системе встречаются как утвержденное техническое решение у ряда производителей. К примеру, небольшое отверстие делалось раньше в нижней части штатного глушителя у «Волги» ГАЗ-24 и ее последующих модификаций. На современных моделях дренажные выходы в трубах тоже иногда встречаются. У кроссовера Ford Kuga есть даже два небольших слива в глушителе.
Но у кустарного дренажа есть существенные недостатки. Отверстие обязательно должно быть сделано в заводских условиях, до покрытия стального глушителя цинком. Если водители сами сверлят металл, то антикоррозионное покрытие нарушается и возникает очаг коррозии, который за несколько лет разъест обширную площадь глушителя. Вода в выхлопной системе отнюдь не чистая, она содержит в себе некоторое количество азотной и серной кислот, провоцирующих коррозию.
Поэтому наилучший способ борьбы с конденсатом — проверка и ремонт систем впрыска и впуска, а также замена старых банок выхлопной системы, забитых сажевыми отложениями. При исправной работе мотора влага конденсируется в меньших объемах и не представляет угрозы для глушителя.
Вода в глушителе: это нормально?
Каждый водитель наверняка замечал – из выхлопной системы любого автомобиля время от времени брызжет или льётся жидкость, похожая на воду. Это явление может напугать даже бывалых водителей. Разбираемся, откуда берётся вода в глушителе и чем она опасна.
В появлении воды в выхлопной системе автомобиля нет ничего странного и необычного. В большинстве случаев это – самый обычный конденсат. Невероятно, но факт: дым из выхлопной трубы – в действительно вовсе не дым, а испарённая вода. Чем холоднее на улице, тем больше парит выхлоп. И это – совершенно нормально.
Обилие воды, которая капает из глушителя на землю, равно как и пара, — не повод паниковать. Ремонт автомобилю, скорее всего, не нужен. Конденсат образуется в выхлопной системе из-за значительной разницы между температурой окружающей среды и температурой внутри самого глушителя (несколько сотен градусов). Вода попадает в систему непосредственно из воздуха – естественным путём. Её накопление происходит в процессе остывания выхлопной системы: чем чаще вы совершаете короткие поездки, тем больше набирается воды в глушителе.
Разница температур – далеко не единственная причина появления воды. В её возникновении виновен и сам двигатель внутреннего сгорания. Секрет в том, что при сжигании топлива в моторе также образуется водяной пар: небольшое количество воды изначально содержится в бензине. Сам бензин, напомним, – это смесь лёгких углеводородов, которые при сгорании образуют воду и другие вещества в газообразном виде. Вода не сгорает, а испаряется, а затем осаждается на внутренних поверхностях выхлопной системы.
Наибольшее количество воды выходит из глушителя в момент прогрева: пар попросту не успевает конденсироваться в выхлопной системе. По мере прогрева системы объёмы выходящих из трубы пара и воды сокращаются. Тем не менее вода присутствует в выхлопе всегда, даже при условии использования высококлассного, заведомо качественного топлива.
Серьёзной опасности для автомобиля конденсат не несёт, однако и пользы от него никакой. Вода – основной источник проблем с глушителем. Конденсат вступает во взаимодействие с металлами и приводит к их коррозии. Вода, вступающая в реакцию с большим количеством вредных веществ, образует в глушителе нестойкую сернистую кислоту. Горячий туман из кислоты со временем разъедает даже самые прочные нержавеющие сплавы. Вот почему срок службы большинства глушителей не превышает нескольких лет – система прогнивает до дыр.
Есть и ещё один негативный момент, который проявляется в суровом российском климате. Когда в глушителе скапливается значительное количество конденсата, зимой он начинает превращаться в лёд, создавая пробки и даже деформируя перегородки внутри глушителя.
Почему из глушителя автомобиля капает вода
Во время запуска мотора владельцы автомобиля замечают своеобразный феномен. В теплый период года вместе с выхлопными газами из глушителя брызгает немного воды, а в зимние холода под трубой появляется лужица.
Образование жидкости в глушителе считается нормой, но в отдельных случаях сообщает о неисправностях машины.
Откуда в выхлопной системе появляется вода, причины
Внешняя среда и топливо – два источника образования жидкости в выхлопной трубе. В окружающем воздухе всегда есть взвешенные мельчайшие капельки воды. При работе ДВС происходит нагрев выхлопной системы, поэтому после остановки мотора на ее горячей поверхности формируется конденсат. Во время тумана, дождя, морозов этот процесс протекает интенсивнее.
Что касается топлива, то при процессе его горения образуются двуокись углерода, продукты неполного сгорания и вода. В виде пара она удалятся из глушителя вместе с выхлопом. Но чем больше разница между температурой воздуха и выпускной трубой, тем больше пара конденсируется на железных стенках и превращается в воду после выключения мотора.
Ввиду этого какое-то количество воды всегда образуется в выхлопной системе исправной машины. Брызги влаги исчезают, испарение прекращается после прогрева мотора.
В то же время в некоторых ситуациях наличие воды должно насторожить владельца транспорта.
Вода на прогретом двигателе
При температуре воздуха 10°С и ниже за 20 минут прогрева двигателя у машин с автозапуском замерзший конденсат переходит в жидкое состояние. Он не успевает испариться и под давлением отработанных газов выплескивается наружу.
Во время коротких поездок на машине часть воды остается в системе, а при ее охлаждении оседает очередная порция конденсата. Постепенно количество жидкости увеличивается, создавая потенциальную опасность для металла.
Черная сажа с водой
Часть продуктов неполного сгорания топливной смеси оседает на поверхности выхлопной системы, смешивается с конденсатом, выбрасывается в виде черных капель, при запуске двигателя. Если машину заправляют некачественным топливом, то сажа образуется в большом количестве.
Происходит подобное и при нарушении условий сжигания топливной смеси. Например, при износе деталей цилиндропоршневой группы, проблемах в системе зажигания, сбоях подачи горючего.
Белый дым и вода
Если двигатель хорошо прогрет, а из трубы клубиться белый пар, заметны вылетающие из нее капли воды, это говорит о низком качестве горючего или о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры.
Обычно во втором случае образованию густого белого пара сопутствуют другие признаки неисправностей: закипает тосол, в охлаждающей системе уменьшается уровень жидкости, двигатель троит.
В таких случаях необходимо проверить: герметичность радиатора, работоспособность вентилятора, функционирование датчика включения вентилятора, целостность шлангов, прокладки ГБЦ.
Появление отработанных газов сизого и черного цвета, сообщает о серьезных неисправностях авто. Клубы сизого цвета указывают на износ элементов цилиндропоршневой группы, о необходимости осмотреть поршневые кольца, маслосъемные колпачки.
Дым черного цвета оповещает о нарушении герметичности уплотнительных колец форсунок, неисправности системы зажигания.
Что делать если появился конденсат в выхлопной трубе автомобиля
Климатические условия и принцип работы ДВС вызывают образование сконденсированного пара в системе отвода выхлопных газов. Чтобы испарять его, достаточно совершать один раз в течение недели длительную поездку продолжительностью больше часа.
Заехать для диагностики на СТО нужно, если отработанные газы имеют сизый или черный дым, на стенках трубы оседает сажа в большом количестве, отмечены сбои в функционировании охлаждающей системы или двигателя.
Можно ли сверлить глушитель
Процедура неоднозначная. С одной стороны через отверстия из выхлопной системы отводится жидкость, с другой стороны возникает две проблемы:
- звук выхлопа становится громче;
- раньше времени выходит из строя элемент из обычной стали.
Под воздействием высоких температур, реагентов, влаги небольшое отверстие будет неуклонно увеличиваться. С деталью из нержавеющей стали произойдет то же самое, но в замедленном темпе.
Вместо того чтобы сверлить глушитель, специалисты рекомендуют владельцам машин создать условия, которые будут препятствовать образованию сконденсированного пара в значительном количестве.
Как не допустить появления воды в глушителе
Для снижения уровня конденсации, целесообразно выполнить три действия.
- При наличии гаража не оставлять автомобиль на улице.
- Заправлять машину качественным топливом. Часто при переходе на более дорогое горючее или смене заправочной станции снижается количество образующегося конденсата.
- Внести изменения в настройки автоматического прогрева. В машинах с такой функцией через определенные интервалы запускается работа нагревательной системы. Чтобы вода испарялась из глушителя, достаточно увеличить период прогрева.
Утепление глушителя, как способ решения проблемы вызывает сомнения. Электрообогреватели стоят дорого, при этом они малоэффективны.
Система жидкостного прогрева сложна в установке, часто ее монтаж не оправдан с практической точки зрения. Утепление негорючими материалами всего лишь замедляет процесс остывания корпуса выпускной трубы в машине.