Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Как часто нужно менять тормозные колодки
04.05.2018
С последствиями несвоевременной замены тормозных колодок автовладельцы сталкиваются довольно часто. В лучшем случае на рабочей поверхности дисков или барабанов остаются борозды от трения металлической пластины с истершимся фрикционным слоем. В худшем — приходится менять поврежденные элементы. Попробуем разобраться, как часто надо менять тормозные колодки и что влияет на пробег между очередными заменами.
Содержание:
Факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок
Срок службы тормозных колодок для каждого отдельно взятого автомобиля, стиля вождения и условий эксплуатации может существенно различаться. Кроме того, менять задние тормозные колодки так часто, как передние, в большинстве случаев не нужно.
, задние тормоза обычно барабанного типа, а в них ресурс колодок выше. , при одинаковой конструкции тормозов на всех четырех колесах передняя ось системы испытывает большие нагрузки и чаще нуждается в техническом обслуживании.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок:
- Конструкция колодок. Многое зависит от формы колодки, площади контакта с диском или барабаном, а также от толщины фрикционного слоя. Массивные колодки с большой площадью контакта долговечнее.
- Материал, используемый при изготовлении фрикционной накладки. Долговечнее других считаются керамические колодки; самый малый ресурс у органики. Металлические варианты удерживают промежуточную позицию.
- Стиль вождения. Агрессивные ускорения и резкие торможения значительно снижают ресурс фрикционных накладок.
- Условия эксплуатации. Преимущественная езда в городе, горных районах или других условиях, где часто используются тормоза, снижает срок службы колодок. Также негативно сказывается экстремально низкая или высокая температура окружающего воздуха.
- Тип КПП. На механической коробке, водитель которой грамотно использует торможение двигателем или использует «нейтралку», колодки прослужат дольше, чем у водителя с , который лишен данных возможностей.
Как выбрать тормозные колодки из всего имеющегося многообразия предложений с максимальным ресурсом и по невысокой цене? Однозначного ответа здесь нет. Многое в этом вопросе зависит от внешних факторов.
Как часто нужно менять тормозные колодки: общие рекомендации
Многие производители рекомендуют при каждом очередном ТО тщательно осматривать передние тормозные колодки: некоторые из них далеко не всегда после 10 тысяч км пробега вырабатывают даже половину ресурса, а на барабанных износ за тот же пробег может составить всего 5–10%.
Но как часто нужно менять передние тормозные колодки? Точных указаний по срокам замены здесь нет и быть не может. Все зависит от факторов, перечисленных в первой части статьи. Однако существует ряд общих рекомендаций, следование которым позволит выбрать более подходящий момент для замены:
- Обязательно проверяйте состояние тормозных колодок при каждом ТО. Чаще всего дисковых колодок хватает на 1–3 цикла, или 10–30 тысяч км пробега. Барабанные служат до 5 раз дольше.
- Обращайте внимание как на наружную, так и на внутреннюю колодку. Износ обычно бывает неравномерным, поэтому ориентируйтесь на более изношенную накладку. Остаточная толщина фрикционной накладки должна быть не менее 2 мм.
- При появлении посторонних звуков (писка, скрежета), вибрации или субъективного ощущения, что тормоза стали менее эффективны, обязательно проверьте состояние колодок.
- Если на авто установлены датчики износа тормозных колодок, следите за приборной панелью. Или прислушивайтесь к звукам при торможении, если в колодке есть механический датчик, который издает характерный писк при критическом износе.
Не доводите выработку тормозных колодок до металлических пластин. Лучше замените их заранее при ТО, если судя по остаточному ресурсу накладки и динамике износа, есть вероятность, что колодки не дотянут до следующего планового обслуживания. Это позволит сохранить в исправном состоянии диски и барабаны, которые стоят довольно дорого.
Тормозные колодки. Когда менять?
Даже самый дорогой и надежный автомобиль хоть изредка, но все же нуждается в ремонте. Очень важно уделять большое внимание состоянию тормозной системы автомобиля и состоянию тормозных колодок, в частности.
По каким же признакам можно определить, что пора менять тормозные колодки?
Момент замены тормозных колодок индивидуален для каждого автомобиля. Как правило, первыми изнашиваются передние тормозные колодки. В среднем их хватает на 20-30 тысяч км. Задние колодки изнашиваются раза в два медленнее. Но это условные цифры.
На частоту замены тормозных колодок влияет вес автомобиля, его обычная загрузка, материал, из которого они изготовлены (первоначальное качество тормозных колодок). Также многое зависит от стиля вождения: если водитель любит динамичную езду, ему приходится часто тормозить, от этого достаточно быстро изнашиваются детали тормозной системы. Еще в большой степени износ деталей зависит от условий эксплуатации. Тормозные колодки выходят из строя быстрее в сырую погоду, а также при езде по пыльным и грязным дорогам.
Важно!
Колодки стояночного тормоза проверять следует регулярно, не зависимо от манеры езды и качества дорог, по которым приходится передвигаться.
Определить остаточный ресурс тормозных колодок можно по их состоянию визуально. Обычно на каждой колодке в толщине защитных накладок имеются специальные поперечные борозды. Если накладки стерты до основания этих борозд, значит, время их замены пришло. Также считается минимально допустимой толщина накладок в 2-3 мм. (При этом нужно не забывать учитывать рекомендации производителей, как самих автомобилей, так и тормозных колодок).
Вот что происходит при сильном износе тормозных колодок:
интенсивно изнашиваются тормозные диски и барабаны;
если накладок остается совсем мало, могут потечь тормозные цилиндры;
пропадают совсем тормоза, и тогда возникает аварийная ситуация.
Изношенные на 100% передние колодки. Сточены до металла
При слишком малой толщине тормозного диска (после 50% износа тормозных колодок) поршни тормозных цилиндров выдвигаются очень сильно, что приводит к их перекашиванию, коррозии и заклиниванию. Тонкий диск может треснуть, особенно если несимметричны нагрузки от колодок. К тому же он быстрее перегреется при экстренном торможении, и "поджаренные" колодки уже не смогут остановить автомобиль.
Признаки того, что колодки надо менять:
металлический скрежет при нажатии на педаль (говорит о полном износе накладок);
снижение эффективности торможения (что особенно заметно при экстренном торможении);
увеличенный ход педали тормоза, ее вибрация в нажатом состоянии;
при торможении появляется ощущение, что переднюю либо заднюю часть автомобиля уводит в сторону, а на скользкой дороге машина легко уходит в занос;
лишком длинный тормозной путь;
не действует исправный ручной тормоз;
для остановки необходимо прикладывать больше усилия на педаль;
биение во время резкого торможения;
заметное уменьшение уровня в бачке с тормозной жидкостью.
темный налет на колесе (означает, что фрикционная накладка еще есть, а вот металлические вкрапление свидетельствуют о стертой накладке, так как корпус колодки уже царапает диск);
если имеется датчик тормозных колодок, то при достижении минимальной толщины накладки на панели управления загорится индикатор.
Если у вас не получается определить степень изношенности самостоятельно, но имеются подозрения, что с колодками не все в порядке, необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для профилактического осмотра.
Никогда не доводите тормоза до состояния полного износа, иначе вместе с колодками придется заменить диски, что существенно дороже.
Полезный совет
Если вы не уверены на все 100%, что сможете заменить тормозные колодки самостоятельно, лучше обратитесь в профессиональный автосервис. Там вам и быстро, и качественно произведут замену колодок. Ведь от качества их установки и состояния зависит качество торможения, а от качества торможения зависит ваша безопасность на дороге.
Рекомендации по эксплуатации и замене тормозных колодок
Чтобы уберечь тормозные колодки от преждевременного износа и обеспечить их исправность, следует придерживаться таких рекомендаций:
спокойный стиль вождения, отсутствие частых резких торможений значительно увеличат срок службы колодок;
будьте аккуратны в вождении с новыми колодками (тормоза будут хуже работать, потому что им необходимо время притереться);
проводите осмотр колодок во время сезонной замены;
меняя колодки, оцените состояние и необходимость замены дисков и барабанов;
проводите регулярную диагностику состояния автомобиля на СТО.
Важно!
Нельзя менять передние либо задние тормозные колодки поодиночке.
Нужно ставить комплект новых элементов на переднюю или заднюю ось, иначе при торможении автомобиль может сильно сносить вбок.
Даже когда изношена одна накладка, замене подлежат все четыре.
В качестве временного варианта допускается установка 2 новых деталей на одном заднем колесе.
Рекомендации по выбору
Выбирая в магазине новые колодки, пользуйтесь такими рекомендациями:
Изделия должны соответствовать модели авто и продаваться в качественной упаковке с вложенной инструкцией.
Фрикционный материал должен быть одинакового цвета, без инородных вкраплений.
Поверхность, прижимаемая к плоскости диска, должна быть ровной. Допускаются маленькие сколы по краям и углубления, если они занимают не больше 1% от общей площади рабочей плоскости.
Трещины на границе металла и фрикционного материала недопустимы.
Лучше всего покупать оригинальные изделия в заводской упаковке. Это избавит от неприятных неожиданностей, внеочередных замен и аварийных ситуаций при эксплуатации авто.
Разница между новыми и стертыми колодками Износ задних колодок на 80% Износ передних колодок. 100%! Начало стирать тормозной диск Новые задние колодки
Когда и как часто нужно менять тормозные колодки: как узнать, сроки и рекомендации
Тормозная система — один из наиболее важных узлов в автомобиле. От ее исправности зависит безопасность водителя, транспортного средства, других участников движения. Она позволяет не только замедлить скорость авто до полной остановки, но и удерживает его на месте, если он припаркован на уклоне. Эффективность торможения напрямую зависит от состояния тормозных колодок — пластин из металла с фрикционными накладками. Во избежание трагедии на дороге необходимо знать, как часто менять тормозные колодки, и как понять, что пришла пора это делать.
Принцип работы колодок
Существуют две разновидности тормозных систем. Колодки в них функционируют по-разному.
- Дисковая: на передней оси всех современных моделей автомобилей установлен вариант, при котором парные колодки фиксируют с двух сторон тормозные диски, вынуждая автомобиль остановиться или замедлить ход.
- Барабанная: такой системой оснащается задняя ось автомобилей эконом-класса. При такой конструкции каждая колодка входит в свой сегмент изнутри барабана, замедляя его вращение.
Виды колодок
Основная деталь тормозной колодки — фрикционная накладка. Именно она прижимается к диску или барабану, создавая тормозной момент, благодаря силам трения, и переводя кинетическую энергию в тепловую. По материалу изготовления фрикционных накладок колодки делятся на несколько видов.
- Полуметаллические. Накладки состоят из прочной массы из мелких стальных стружек и скрепляющего вещества. Они обеспечивают хорошее торможение в дождливую погоду и обладают высокой износостойкостью. При этом они быстро нагреваются, из-за чего становятся неэффективными при агрессивной манере езды, а также издают шум во время торможения.
- Малометаллические. В отличие от предыдущего вида, стали в накладках содержится не более 30%, остальные вещества — это синтетика, скрепляющие вещества и медь. Колодки хоть и шумят, но выдерживают больший нагрев и быстрее остывают.
- Органические. Состоят из смеси кевлара, стекла, песка и резины. Обеспечивают плавное торможение, почти не шумят и не изнашивают диски, но менее эффективны в сравнении с металлосодержащими накладками.
- Керамические. Для накладок используют спеченную смесь металлической крошки и керамики. Эти колодки стоят дороже и не очень действенны, если тормоза не прогреты. Но они не утрачивают своих качеств даже при резких и частых торможениях, износоустойчивы и медленно стирают тормозные диски. Их рекомендуют устанавливать на авто с мощным двигателем.
- Металлические. Наилучший вариант для любителей гонок. Спеченная сталь в чистом виде способная выдержать высокие нагрузки. При этом колодки крайне шумные, быстро выводят из строя диски, требуют от водителя прикладывать максимум усилий при торможении.
Для упрощения выбора колодок производители окрашивают их в разные цвета, по которым легко определить, для каких условий они подходят.
- Черные (до +400 градусов) рекомендуются для ежедневного использования без перегрузок.
- Зеленые (до +650 градусов) позволяют тормозить более активно.
- Красные (до +750 градусов) эффективны при спортивной манере вождения.
- Желтые, синие, голубые (до +900 градусов) подходят как для кольцевых гонок, так и для вождения на высоких скоростях по дорогам общего пользования.
- Оранжевые (до +1000 градусов) устанавливаются на гоночные болиды.
Через сколько менять тормозные колодки?
Все производители автомобилей указывают в инструкции по эксплуатации, когда менять тормозные колодки. Передние колодки нуждаются в замене каждые 30-60 тыс. км пробега, что примерно равняется одному-двум годам регулярной эксплуатации. Задние колодки служат значительно дольше, их рекомендуется менять каждые 5-6 лет.
От чего изнашиваются тормозные колодки?
Принимая во внимание цифры, заявленные производителем, нужно учитывать множество факторов, влияющих на износ колодок.
- Технические характеристики авто: спорткары требуют замены колодок в два раза чаще, чем машины с менее мощным двигателем.
- Частота поездок в условиях города: в пробках, на светофорах и нерегулируемых пешеходных переходах водители чаще используют тормоз.
- Состояние дорожного покрытия: грязь, пыль, песок, реагенты, вода, автохимия негативно воздействуют на фрикционные накладки и выводят их из строя намного раньше, чем гарантирует производитель.
- Стиль вождения: частое и резкое торможение ускоряет износ.
- Погодные условия: жара, холод, повышенная влажность, пыльные бури, перепады температур тоже отрицательно влияют на состояние колодок.
- Изначальное качество самих расходников и уровень их установки: лучше всего покупать оригинальные колодки либо проверенных, хорошо зарекомендовавших себя брендов. Установку тоже лучше доверить профессионалам.
Как понять, что колодки износились?
- При торможении слышны сильные скрипы и нетипичный шум. Когда фрикционная накладка истирается до основания, появляется характерный звук трения металла об металл. Чаще всего это происходит с передними колодками, поскольку вес автомобиля при торможении переносится вперед. Опытные автолюбители, едва услышав скрип, записываются в автосервис на замену колодок и диагностику дисков.
- Западение педали тормоза. Если педаль не возвращается в исходное положение после нажатия, это говорит о том, что накладки окончательно разрушились.
- Увеличение тормозного пути. Чем быстрее автомобиль останавливается, тем больше вероятности избежать человеческих жертв. Если длина тормозного пути стала больше по сравнению с той, что указана в паспорте ТС, это уже повод для тревоги. Этот признак указывает на то, что накладка истерлась до металла, и теперь к диску прикасается непосредственно колодка, поэтому эффективность торможения значительно снижается.
- Тормозной путь перестал быть прямолинейным. Это означает, что колодка истирается неравномерно — на многих моделях авто внутренняя выходит из строя быстрее, чем наружная. Так происходит, потому что в рабочий зазор внутренней колодки попадают вместе с грязью абразивные частицы, влияющие на быстрое изнашивание детали. При этом вторая колодка остается в нормальном состоянии. Дело также может быть в загрязнении направляющих, по которым двигаются колодки. Необходимо почистить их, установить новые уплотнительные пыльники и заложить новую смазку. Но при наличии следов ржавчины лучше заменить и направляющие, и колодки.
- Педаль тормоза вибрирует. Нередко при интенсивном и продолжительном торможении колодки прикипают к перегретым дискам или оставляют на них следы материала фрикционных накладок. Это и вызывает вибрацию.
- На колесных дисках появилась черная пыль. Ее вызывает высокое содержание (более 30%) стальных волокон во фрикционном материале, либо керамический наполнитель сточился до основания и металл соприкасается с металлом. Из-за этого не только быстро стирается тормозной диск, но и на колесных дисках со временем начинается коррозия.
- Снижение уровня тормозной жидкости. Когда фрикционная накладка изнашивается, суппортным поршням приходится выдвигаться больше, чем следует. Из-за этого тормозная система теряет герметичность и количество жидкости уменьшается. Если резиновые уплотнители тормозных цилиндров в масле, значит, догадка верна, и нужно менять колодки и доливать тормозную жидкость.
- Вибрация (биение) колес во время торможения. Скорее всего, были установлены некачественные колодки, фрикционные наполнитель с таких деталей быстро сдирается и остается на поверхности диска, образуя неравномерные утолщения. Поэтому при нажатии педали тормоза усилие распределяется неравномерно, что и вызывает вибрацию в колесах. Рекомендуется счистить наслоения на диске щеткой со стальной щетиной, а если это не даст нужного результата, необходимо поменять диски и колодки.
- Тщательный осмотр колодок на предмет износа. Эта процедура позволит получить объективное представление о степени изношенности деталей. Понадобится снять колеса, а если вы имеете дело с барабанными тормозами, то разобрать барабан.
Полезные советы по диагностике и замене тормозных колодок
- Регулярный контроль. Производители автомобилей рекомендуют каждые 10-15 тыс. км проверять, в каком состоянии находятся колодки, не дожидаясь, пока появятся очевидные признаки износа во время эксплуатации ТС.
- Сроки замены тормозных колодок. Стандартная рекомендация производителей — менять колодки на дисковых тормозах каждые 30-60 тыс. км, на барабанных — от 80 тыс. км. Точная цифра зависит от интенсивности эксплуатации, стиля вождения и климатических и дорожных условий.
- Как лучше менять колодки, своими силами или в автосервисе? Прежде всего, нужно помнить базовое правило: при замене колодок менять надо сразу все на оси, даже если одна из деталей еще не износилась. При наличии навыков и соответствующего оборудования процедуру замены можно выполнить своими силами. Однако если выявится, что тормозной диск выработался или на нем образовалось наслоение толщиной в 2-3 см, барабан поврежден или изношен, уплотнители, поршни, пыльники и шланги нуждаются в замене, придется обратиться в сервис. Также есть риск при проведении работ в кустарных условиях упустить критически важное повреждение и продолжать эксплуатировать авто, что приведет к аварии или необходимости дорогостоящего ремонта.
- Приобретение качественных колодок. На рынке автозапчастей очень много контрафактной продукции, деталей, изготовленных неизвестными производителями, некачественных аналогов. Покупайте товары известных марок или у надежных дилеров с высокой репутацией. Желательно, чтобы и диски, и колодки были одного бренда или тех, которые поставляются в автоконцерн, где собирали ваш автомобиль. Если установить несовместимые детали, это приведет к появлению скрипов, потере эффективности, быстрому износу деталей. В частности, колодки для спорткаров, установленные на обычный городской автомобиль, быстро приведут диски в негодность.
Исправные тормоза — путь к безопасности
От эффективности торможения и исправности тормозной системы в целом зависят жизнь и здоровье людей и животных, целостность ТС. Сильный износ колодок способен вызвать целый комплекс проблем:
- разгерметизацию тормозной системы;
- коррозию колесных дисков;
- разрушение барабанных и дисковых тормозов;
- неадекватную реакцию педали тормоза на нажатие.
Важно регулярно проверять состояние расходников, реагировать на малейшие признаки неполадок в тормозной системе, своевременно заменять изношенные детали. Все эти мероприятия позволят предотвратить ДТП и избежать высоких расходов на капитальный ремонт.