ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Как и какое выбрать ЗУ для автомобильного АКБ.
Любой автомобильный аккумулятор нужно подзаряжать — это своего рода аксиома! После пуска двигателя потери энергии восполняет генератор автомобиля, но не всегда! Например, в холодный пуск, когда температура за бортом с крайне низкими показателями -20, — 30 градусов. АКБ охлажден и он не может нормально брать энергию, его нужно разогреть, и если вы передвигаетесь на короткие дистанции, получается недозаряд вашей батареи. Вследствие чего, может развиваться сульфатация пластин и уменьшение емкости. В общем один раз в три месяца (а может быть и чаще) нужно подзаряжать аккумулятор и ясное дело, что для этого нужно зарядное устройство! Но вот как его выбрать? Ведь батареи бывают различных технологий? В этой статье будет подробное руководство. Однозначно полезно, так что читаем – смотрим …
Конечно, сейчас аккумуляторы шагнули очень сильно вперед, если не брать AGM, GEL и EFB технологии, то даже обычные батареи подразделяются на три основных подвида – это сурьмянистые, кальциевые и гибридные. Если сурьмянистые, это зверь на наших прилавках достаточно редкий, потому как он безнадежно устарел, то вот кальциевые и гибридные очень широко приставлены на наших полках. И вот для каждого АКБ нужно правильное зарядное устройство, ведь скажем кальциевый многие производители рекомендуют заряжать токами в 16 – 16,5В. А это уже как понимаете совершенно другие ЗУ!
КЛАССИЧЕСКИЙ ЗАРЯД
— Батарею ЖЕЛАТЕЛЬНО заряжать 10% от ее емкости. Например, 60Ач, нужно заряжать 6 Амперами.
— Нужно учитывать напряжение вашего АКБ, бывают как на 12 так и на 24 Вольта
— Напряжение должно выставляться — чтобы шел заряд! ПОЯСНЮ. НА 12 Вольтовую версию нужно подавать 13,2 – 14В (именно столько дает генератор), если заряд будет идти с 12,7 – 12,8В то заряжаться аккумулятор не будет, либо будет но очень медленно
— Щадящий режим заряда. Лично я всем всегда РЕКОМЕНДУЮ заряжать в так называемом щадящем режиме, это примерно 3 – 4 % от емкости. То есть если 60Ач, ставим примерно 2 – 3А и заряжаем пока не упадет зарядный ток до 0,5А
Эта инструкция подходит для большинства типов АКБ, но не для всех. Поэтому если вы выберете зарядное устройство которое с максимальным напряжением в 14,5В, то современные варианты оно не сможет запитать.
ИМПУЛЬСНОЕ ИЛИ ТРАНСФОРМАТОРНОЕ
Сейчас существует всего два типа Зарядных устройств:
1) Трансформаторное
2) Импульсное
Трансформаторные это устаревшие модели, которые основаны (как понятно из названия) на трасформаторах. Они громоздкие, тяжелые и сейчас практически не выпускаются. Плюсами этих моделей можно назвать надежность и отказоустойчивость.
Импульсные модели – намного легче и компактнее, и что самое важное они дешевле, сейчас просто наводнили рынок. С развитием технологий они также стали достаточно стабильными и отказоустойчивыми.
СМОТРИМ НА СВОЙ АККУМУЛЯТОР
Соответственно исходим из своих задач, то есть если вы используете старые батареи, может быть еще и сурьмянистые, то для них подойдет практически каждое зарядное устройство. А вот если у вас кальциевый или тем более GEL – AGM батареи ЗУ должно быть абсолютно другим, более совершенным.
Например сурьмянистый вариант — если на него подать напряжение больше 14,2В он закипит, причем очень интенсивно.
Также кальциевые АКБ, заряжаются током выше 16В, не каждое устройство может его выдать.
Большим плюсом будет система десульфатации, при ее помощи вы сможете восстановить батарею (если это еще возможно).
Я хочу отметить, что чем совершеннее зарядное устройство, тем больше вариантов оно сможет зарядить или даже восстановить.
ЗАРЯДНОЕ И ПУСКО-ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
При выборе стоит отметить, что на рынке уже довольно давно существует два типа агрегатов:
1) Обычные зарядные системы – они банально заряжают аккумуляторы.
2) Пуско-зарядные системы – они не только восполняют заряд, но могут и запустить автомобиль с полностью дохлым АКБ.
Многие могут подумать что обычное ЗУ, также может запустить автомобиль – НО ЭТО НЕ ТАК! Они не обладают высокими токами пуска, и банально могут сгореть. Ведь когда запускается автомобиль, он кратковременно потребляет сотни ампер, например среднее значение для легкового авто, это около — 300 Ампер, а в зимний период возможно еще больше. Именно такой ток и может отдать пуско-зарядное устройство.
АВТОМАТ, НЕ АВТОМАТ
Лично для меня качественное зарядное устройство, это то в котором я могу руками контролировать от и до. Например, напряжение, силу тока, время заряда и т.д. Однако сейчас на рынке очень много, так называемых автоматов (автоматических зарядных устройств). Обычно китайского производства, с сомнительным качеством. Собственно никаких обозначений на них нет, не вольтажа, не ампеража – просто подсоединил и он автоматом должен зарядить ваш АКБ! Должен, но не обязан! Также от куда ему знать какой тип аккумулятора к нему подсоединили? ДА банально вы даже не сможете проконтролировать какое сейчас напряжение на клеммах!
Конечно такие варианты большая помощь для новичков, которые вообще ничего не понимают в таких системах! Получается, как у сотового телефона, подключил клеммы и забыл, в этом есть немного рациональности. Однако если берете такие системы, то берите серьезных фирм, хотя бы таких как BOSCH.
Как я уже писал сверху лично я за контролируемый вариант. Люблю сам выставлять токи и напряжение, задавать алгоритмы (кстати, все серьезные ЗУ сейчас программируются). Например, для кальциевых АКБ, нужны так называемые качели — если утрировать, когда ток несколько минут один, с одним напряжением, а вот следующие несколько минут другой, с другим напряжением. Дешевые автоматы по умолчанию на это не способны.
РЕЖИМ ДЕСУЛЬФАТАЦИИ
Это реально полезный режим. От жаркой погоды, либо от глубоких разрядов на пластинах может образовываться сульфаты серной кислоты, при этом плотность электролита будет падать. Эти сульфаты запечатывают пластины и емкость аккумулятора значительно падает. Иногда потеря емкости может быть в 70 – 80%! При таких показателях нельзя запустить двигатель автомобиля.
Удалить эти сульфаты достаточно сложно. Однако есть такие устройства, которые делают это в штатном режиме, циклами заряда – разряда. Просто ставите свою батарею, и она стоит несколько часов, а скорее всего и дней. Сульфаты разбиваются, поверхность пластин становится чистой, емкость восстанавливается. Нужно отметить очень полезный режим.
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ АКБ
Многие батареи так сказать необслуживаемые, их нельзя вскрыть (без хирургического вмешательства) и реально нельзя понять, когда из строя вышла одна из банок. Бывает ее банально перемкнуло. Если в обслуживаемой батареи вы выкручиваете одну пробку и видно темный электролит, то в необслуживаемой – так сделать нельзя. Хотя напряжение упадет до 10 – 10,5В. Так вот современные зарядные устройства могут определять замкнутую банку и констатировать приговор, так же полезная функция.
ЗАМЕР И КОНТРОЛЬ ЁМКОСТИ БАТАРЕИ
Опять же не все зарядные устройства, а только самые продвинутые, могут показывать емкость батареи. Причем как остаточную, так и ту которую они берут. Очень полезная функция. То есть вы наглядно сможете увидеть, сколько забрала ваша батарея, сколько Ампер за какое время.
ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ:
Итак, давайте пробежимся по основным этапам при выборе зарядника для автомобиля:
— 12 или 24 Вольта. Зачастую если у вас легковая машина, хватит и 12 Вольтовой системы.
— Автомат – не автомат. Лично я советую вручную настраиваемый агрегат.
— Зарядное или пуско-зарядное устройство. Если у вас есть свой гараж, то пуско-зарядное устройство не будет лишним. Оно запустит двигатель вашего авто, даже если аккумулятора вообще нет. Однако и стоит такой агрегат почти в два раза дороже.
— Возможность заряда AGM, GEL и кальциевых батарей. НА многих современных ЗУ будет указываться такая информация. ЭТО ПОЛЕЗНАЯ ФУНКЦИЯ. Потому как АКБ сейчас развиваются. Зачастую это значит подача напряжения от 15 до 16,5Вольт.
— Наличие режима десульфатации.
-Программируемый заряд. Полезно будет если можно запрограммировать цикл заряда, то есть сейчас подается один ток и напряжение, через несколько минут другой и т.д.
Собственно это все функции, я специально не указывал на производителей потому их реально много, даже на нашем Российском рынке есть очень неплохие устройства, типа ОРИОН ВЫМПЕЛ, AirLine и т.д. (они очень гибко программируются). Также многие меня спрашивают можно ли заряжать IMAX B6 автомобильные батареи? Конечно можно, этот прибор вообще универсален. Главное подобрать правильный блок питания и выставить правильную программу.
ВОТ СОБСТВЕННО И ВСЕ.
НАДЕЮСЬ ЭТА СТАТЬЯ ОКАЗАЛАСЬ ДЛЯ ВАС ПОЛЕЗНОЙ.
ВСЕМ СПАСИБО, И УДАЧИ НА ДОРОГАХ!
Комментарии 39
Спасибо. Про повышенное напряжение заряда (не стандартно +10% напряжения аккумулятора) у "кальциевых" аккумуляторов не знал. Остальное вроде как ещё в армии вбили 🙂
Потёпал на Алишечку искать.
Особи, не способные что то реально добавить но обвиняющие в … есть на всех форумах. Пустое. 😀
Также кальциевые АКБ, заряжаются током выше 16В, не каждое устройство может его выдать.
это старый миф, появившийся из-за не верного перевода инструкции)))
Полезная статья конечно, но исправьте пару опечаток:
"заряжаются током выше 16В"
"рекомендуют заряжать токами в 16 – 16,5В"
— в Вольтах измеряется напряжение.
Батарею ЖЕЛАТЕЛЬНО заряжать 10% от ее емкости. Например, 60Ач, нужно заряжать 6 Амперами.
Далее можно не читать ибо скорее всего и далее будут слухи и домыслы в обертке поучений.
А что будет если начать заряжать 50% (при условии ограничения напряжения)? Предположу-батарея подзарядится многократно быстрее и без какого-либо вреда. )))
Откуда взято про "щадящий заряд"? Если додумаетесь, то есть шанс, что перестанете распространять муть всякую.
Стандартная зарядка аккумуляторной батареи производится из расчета 10 % от емкости батареи (например АКБ 6-ст55 А/ч заряжается током 4,5÷5 А).
В других случаях использовать токи согласно инструкции по эксплуатации АКБ.
В экстренных случаях возможна зарядка АКБ повышенным током, что существенно сокращает время готовности «разряженной» батареи к использованию на автомобиле. Однако, следует помнить, ускоренная зарядка снижает срок службы АКБ.
Мы дожили до того, что уже инструкции пишут часто не ясно кто и не ясно для кого.
Критическое мышление уже не модно. Интернет полон экспертами, которые передают слухи как знание, добив отсебятины.
"Хер стеклянный, в руки не брать" во избежание.стандартная инструкция. Для дебилов. И правильно жеж. Чего его в руках то крутить.
10% используют при зарядке для тестирования емкости по ГОСТу. Там еще вагон и тележка условий если что.
В практике такой же ток используется если нет контроля по напряжению. Вернее он есть, но человеком, без автоматики. Чтоб не продолбать взлет напряжения, что током 1С сотворить элементарно.
Авто Ваше, кстати, заряжает с контролем по напряжению. С максимально доступным током, какой идёт от генератора на текущих оборотах минус текущие потребители. И там запросто может быть 80а при 60ач штатной батарее. Производители авто клали на публичные инструкции производителей аккумуляторов и всеми силами стараются убить батарею))))
(На самом деле убивают, но не током, а всякой экологической херней типа стартстопов и эко-режимами, которые недозаряжабт батарею)
Батарею ЖЕЛАТЕЛЬНО заряжать 10% от ее емкости. Например, 60Ач, нужно заряжать 6 Амперами.
Далее можно не читать ибо скорее всего и далее будут слухи и домыслы в обертке поучений.
А что будет если начать заряжать 50% (при условии ограничения напряжения)? Предположу-батарея подзарядится многократно быстрее и без какого-либо вреда. )))
Откуда взято про "щадящий заряд"? Если додумаетесь, то есть шанс, что перестанете распространять муть всякую.
Совсем недавно прочел в заводской инструкции на какое-то зарядное устройство. Там прямо написано, что заряжать током больше 10% от емкости аккумулятора допускается в экстренных случаях, так как снижается ресурс АКБ.
Смысла не вижу так делать если время позволяет.
Вообще у всех зарядников свои особенности.
У меня несколько зарядников, так получилось.
Раньше всегда заряжал заряжал микропроцессорным зарядником с фиксированными настройками. Макс. U 14,4 В и максимальный I 3,8а, по достижении определенной степени зарядки аппарата прекращал зарядку и переходил в буферный режим, потом дозаряжал Вымпелом-57 до более высокого напряжения (15-15,5 В). Но недавно столкнулся с тем, что Вымпел показал "зарядка окончена", я от нечего делать подключил к маленькому заряднику и тут он стал заряжать дальше хотя, как я писал раньше, у него напряжение 14,4В.
Есть у меня еще и недорогой трансформаторный GT-PC8B, купил до Вымпела только ради того, что он заряжает до 16 В. Написано что якобы "автоматическое зарядное устройство", на лицевой панели только клавиши "вкл-выкл" и "6-12", а также амперметр без шкалы, в принципе примитивная есть, но без цифр. После того как убедился что работает не удержался и разобрал посмотреть что там есть. Оказалось, что кроме трансформатора и модуля диодного моста вообще ничего нет. Ни одной радиодетали, СОВСЕМ. Между тем работает и неплохо.
Пару раз использовал как пуско-зярядное устройство, хотя нигде не написано что можно. Подключил на 10 минут к разряженному АКБ прямо на авто без его отключения, потом, не отключая ЗУ, завел с первой попытки. Нужно было срочно ехать, хотел самым дешевым зарядным пожертвовать на случай "если что", но он не только выдержал, но и до сих пор работает, Максимальный ток 8А по инструкции у него.
Так что, господа-товарищи, зарядить АКБ можно любым зарядником.
Как говорится из точки А в точку Б доехать можно и на Запорожце и на Мерсе.
Если деньги есть, то можете зарядное и за 20 тысяч купить и за 1000, в большинстве случаев (если исправный АКБ) разницу не заметите.
Обожаемый многими "Вымпел-57" кстати требует хотя-бы минимальной доработки. Я ограничился заменой встроенного вентилятора на большего диаметра и более тихий. Заводской вообще практически не охлаждает. В интернете много фото сгоревших по этой причине разных моделей Вымпелов. Сетевой провод тоже слишком короткий, надо как то тоже заменить, пока пользуюсь удлинителем. Сдерживает то, что новый кабель не будет помещаться в задний отсек. Вообще Вымпелы больше для радиолюбителей и прочих любителей что-то доделать. То, что Вымпел-57 дорабатывают до Бережок V1 само по себе о многом говорит. У меня хоть первое образование техническое, но всё же я считаю, что потребитель вправе за свои деньги покупать уже готовое устройство.
Кому нужно зарядное простое и надежное (может быть даже надежнее) как утюг фото прилагаю (не реклама). Чем проще устройство и надежнее его отдельные детали, тем оно надежнее в целом. Как ни странно несмотря на полное отсутствие всякой автоматики и высокое напряжение зарядки ни один аккумулятор у меня не закипел, только небольшое выделение газов из электролита. Единственно нужно не проморгать момент когда после снижения тока, что говорит о почти полной зарядке АКБ, ток будет увеличиваться обратно. Вот тут надо выключать из сети, так как начинается электролиз.
Вообще при выборе любого зарядного устройства необходимо иметь ввиду, что оно не для чуда, а для обслуживания аккумулятора. Если Вы его угробили, то ЗУ в большинстве случаев лишь продлит его агонию. Заряжать надо не менее 2х раз в год, даже если АКБ новый. Если АКБ угробили, то никакой Wi-Fi как у Кулон-912 Вам не поможет. Законы физики не обманешь.
⚖️ Выбираем автомобильное зарядное устройство по 10 критериям
Чтобы выбрать зарядное для автомобильного аккумулятора, большинство автолюбителей ориентируются только на ценники. Это в корне неверный подход. Тем более, что хорошее в данном случае — вовсе необязательно дорогое. Выбирая автомобильное зарядное, учитывать надо то, как и что вы планируете с его помощью заряжать. В противном случае вы рискуете купить воздух по цене нанотехнологий.
10 критериев выбора зарядного устройства
Несмотря на кажущуюся простоту, у нормального зарядного устройства присутствует, как минимум, десяток параметров. Да. Не все они критически важные. Но только до тех пор, пока вы о них не задумывались. Задача этого материала — простыми словами рассказать о всех основных особенностях ЗУ для АКБ, на которые следует смотреть перед покупкой в первую очередь.
Выбор зарядного устройства будем делать на основании 10 следующих критериев:
- Зарядное напряжение.
- Максимальный зарядный ток.
- Реальная мощность.
- Выбор зарядного устройства по ёмкости АКБ.
- Наличие индикации.
- Ручные регулировки.
- Особые режимы заряда.
- Технология изготовления зарядного устройства.
- Наличие защит.
- Качество зажимов и силовых проводов.
К сожалению, некоторые из этих пунктов невозможно применить, если зарядное устройство выбирается в Интернете. Тем не менее, не будем забывать о нашем потребительском праве — вернуть купленный товар в течение 14 дней, если он нас не устраивает. Если же вы выбираете в живом магазине, где можно пощупать и внимательно осмотреть прибор, то тогда проблем нет.
Кстати, ловите полезный совет по этому поводу. Если очень хочется выбрать зарядное устройство в каком-либо интернет-магазине, не спешите его оплачивать. Добавьте в корзину. Затем, если неподалёку есть хороший автомобильный магазин, посетите его и попробуйте найти понравившуюся модель. Скорее всего, стоить она будет дороже. Но зато её можно подержать в руках, и оценить то, что невозможно сделать по картинке в Интернете. Реальный опыт показывает, что иногда, после осмотра зарядного «в живую», охота его покупать вообще отпадает.
Зарядное напряжение
Здесь на первый взгляд всё до безобразия просто. Если выбираем автомобильное зарядное для легковушки, номинальное напряжение должно быть 12 В. Соответственно, главной задачей якобы является не купить 6- или 24-вольтовое. Но в жизни не всё так просто. Дело в том, что стандартная АКБ заряжается напряжением не 12 В, а от 12 В до 14,4 В.
Закономерность простая. Чем глубже разряжен аккумулятор, тем больший ток он способен потреблять. Этот параметр мы (или ЗУ) обязаны ограничивать. Поэтому на первых стадиях заряда напряжение должно поддерживаться в районе 13,1-13,5 В. По мере того, как батарея заряжается, показатели растут. Увеличение напряжения продолжается до тех пор, пока оно не достигнет максимально допустимого. Обычно это 14,4 В. После этого его нужно удерживать, не давая повышаться. В противном случае аккумулятор начнёт «кипеть» со всеми вытекающими последствиями.
Как использовать эту информацию при выборе зарядного устройства? Если вы нацелились на автоматическую модель, она, скорее всего, сама «позаботится» о правильном напряжении на клеммах АКБ во время его зарядки. Но не всегда. Некоторые ЗУ, хоть и позиционируются, как автоматические, справляются с этой задачей из рук вон плохо. Особенно часто грешат они максимальным зарядным напряжением, которое так и норовит «вскипятить» вашу АКБ. Проверить данный пункт несложно, если вы покупаете в живом магазине.
Модели с ручными регулировками, о которых сказано немного ниже, в этом плане менее коварные. В случае чего, вы сами сможете подкорректировать напряжение заряда. Что же касается выбора зарядного устройства без автоматики и регулировок, то здесь всё печально и непредсказуемо. Напряжение они могут задирать и до 16 В, и выше. Попадаются и такие, которые до 19 В «жарят». Понятно, что аккумулятор при такой эксплуатации умрёт очень быстро.
Важный момент по напряжению. Если на выбранном зарядном устройстве есть вольтметр, не поленитесь проверить его показания. Часто бывает, что они врут. Проверить просто. Подключите напрямую к клеммам АКБ проверенный мультиметр в режиме измерения напряжения, и сверьте его показатели с цифрами на экране зарядника. Пусть вас не пугает словосочетание «проверенный мультиметр». Достаточной точностью они обладают почти все. Даже самые дешёвые. Если и врут, то на сотые доли вольта, тогда как вольтметры на зарядных устройствах иногда на полвольта уходят в сторону.
Максимальный зарядный ток
Характеристика подбирается по ёмкости аккумулятора, который планируется заряжать. Но об этом рассказано отдельно. Здесь же хочется акцентировать внимание на таком понятии, как ограничение зарядного тока. Возможность хоть как-то ограничивать силу тока обязательно должна присутствовать. Исключением могут быть лишь маломощные зарядные устройства, которые в силу своей убогости принципиально не способны отдавать токи более 2-3 А.
С ограничением тока всё то же самое, что и с напряжением. Если вы выбираете зарядное устройство автоматического типа, оно само должно этим заниматься. Более того, на многих моделях присутствуют предустановки, позволяющие вручную задать максимальную силу зарядного тока. Варианты с ручными регулировками тоже хороши в этом плане, так как вы в самом начале ограничиваете ток рукояткой, а в дальнейшем процессе заряда он будет только уменьшаться. Стоит ли говорить, что с выбором зарядного устройства без автоматики и каких-либо регулировок всё печально?
Почему зарядный ток так важен? Есть несколько причин. Во-первых, регулярно заряжать слишком большим током АКБ нельзя. Это сокращает её общий ресурс. Во-вторых, чем меньше ток заряда, тем аккумулятор заряжается более качественно. То есть, если вы никуда не спешите, заряжайте АКБ своего автомобиля как можно меньшим током. Да. Это дольше. Но зато батарея при такой эксплуатации лучше заряжается, а также значительно увеличивается её общий ресурс.
К слову, с аккумуляторами в ваших телефонах, планшетах и прочих гаджетах это правило также работает. Поэтому, если вы хотите, чтобы смартфон зарядился более «плотно», заряжайте его не от штатной зарядки, выдающей ток 1-2 А, а от порта USB на компьютере или ноутбуке. Там всего 500 мА (половинка 1 ампера), что, естественно, продлит время заряда. Но зато аккумулятор лучше заряжается, не греется, дольше держит заряд, и служит много лет. Проверено.
Реальная мощность
На заявленную мощность при выборе зарядного устройства мало кто смотрит, так как эта характеристика кажется неважной. Тем не менее, иногда она помогает понять, не преувеличены ли другие цифры в описании модели. К сожалению, встречается подобное сегодня сплошь и рядом. Поэтому всегда обращайте внимание и на мощность.
Если кто забыл со школы, то мощность — это напряжение, умноженное на силу тока. Как этим пользоваться при выборе зарядного для автомобиля? Элементарно. Допустим, в характеристиках понравившейся вам модели указано, что ЗУ выдаёт ток до 10 А и обладает мощностью 100 Вт. Как вы уже знаете, автомобильный аккумулятор заряжается напряжением до 14,4 В. То есть, чтобы выдавать заявленные 10 А, за которые вы заплатите свои деньги, он должен обладать мощностью 144 Вт (10 А × 14,4 В). Уже видим, что где-то нас обманывают.
Но и это ещё не всё. Дело в том, что мы рассчитали мощность, которая должна быть на выходе выбранного зарядного устройства. А в характеристиках производитель или продавец обязан указывать потребляемые из сети ватты. Каким бы высокотехнологичным не было ЗУ, его КПД далёкое от 100%. Это значит, часть энергии уходит на нагрев, работу вспомогательных элементов и так далее. То есть, по факту, рассмотренное выше зарядное должно обладать реальной мощностью, как минимум, 200 Вт. Если не 250 Вт.
Сами по себе ватты нам, как автолюбителям, не очень важны. Но такого рода обман означает, что максимальный зарядный ток выбранного зарядного устройства будет гораздо ниже того, за который мы заплатим. Не поленитесь. Проверьте эти цифры на предлагаемых моделях. Вы удивитесь, как много позиций страдают именно этим грешком.
Выбор зарядного устройства по ёмкости АКБ
Этот пункт тесно связан с максимальным током заряда и с мощностью, рассмотренной выше. Выбор зарядного устройства по ёмкости аккумулятора осуществляется так: берётся ёмкость, указанная в ампер-часах, и делится на 10. Полученная цифра — это максимально допустимы ток заряда для вашей АКБ. То есть, выбираемое ЗУ должно обеспечивать вам такой ток. Лучше с запасом, чтобы прибор не работал на пределе своих возможностей. Прослужит дольше.
Пример для наглядности. На вашей машине используется АКБ ёмкостью 70 А*ч. Это значит, что на первом этапе её можно заряжать током 7 А. Соответственно, вам надо выбирать зарядное устройство, которое способно выдавать такой ток. Если брать с запасом, то накидываем ещё пару-тройку ампер. В итоге, ищите такую модель, которая способна отдавать 10 А.
По поводу зарядного тока и ёмкости АКБ следует уточнить один момент. Заключается он в том, что заявленной на корпусе ёмкостью обладают только новые аккумуляторы. В процессе эксплуатации буквально каждый день этот параметр снижается. Отсюда следует, что не новую АКБ с заявленной ёмкостью 60 А*ч не стоит заряжать током 6 А. Если такой батарее пару лет, то в ней осталось (в зависимости от того, как она эксплуатировалась) от силы 30-40 А*ч. А то и меньше. Учитывайте это не только при выборе зарядного устройства, но и при зарядке разных по давности аккумуляторов.
Наличие индикации
Присутствие индикации является важным критерием, пренебрегать которым не стоит. Нужна она для того, чтобы контролировать, что выбранное зарядное устройство делает с вашим аккумулятором. Конечно, измерять вольты и амперы можно с помощью мультиметра. Но это неудобно. Кроме того, мультиметр не может заменить некоторые виды индикации.
Зарядное устройство без индикации
Первое, что должно быть на хорошем зарядном устройстве для автомобильного аккумулятора — это амперметр и вольтметр. Первый прибор есть практически на всех моделях. Хотя их точность и информативность зачастую оставляет желать лучшего. Что же касается вольтметров, то они, почему-то, считаются не очень важными приборами. А зря. От напряжения заряда во многом зависит ресурс обслуживаемого аккумулятора, потому не лишним будет его периодически контролировать. Даже если ЗУ полностью автоматическое.
Зарядное устройство с вольтметром и амперметром
Выбрав зарядное с вольтметром и амперметром, не поленитесь проверить их точность. Сделать это можно при помощи простейшего мультиметра. Чтобы проверить показания штатного вольтметра, включите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В, и подсоедините щупы непосредственно к клеммам АКБ. Амперметр проверяется тем же мультиметром. Только теперь на нём надо включить соответствующий режим, переставить в соответствующее гнездо щуп, и добавить в цепь последовательно (между одной из клемм АКБ и снятым с неё зажимом ЗУ).
Важно то, что контролировать напряжение нужно именно на клеммах АКБ. Как правило, если штатный вольтметр на ЗУ не откалиброван, он показывает то, что есть на выходе из его схемы. А между этой точкой и клеммами АКБ есть ещё провода. Часто не самого хорошего качества. Соответственно, на клеммах может быть совсем не то напряжение, которое показывает прибор на ЗУ.С амперами эта проблема отсутствует, так как сила тока в цепи везде одинаковая.
Второй вид индикации — это светодиоды или лампочки (в устаревших моделях), а также пиктограммы на дисплее крутых зарядных устройств. Весьма полезные, так как при наличии позволяют контролировать:
- наличие сетевого напряжения;
- заряжается ли аккумулятор;
- конец заряда;
- правильность подсоединения крокодилов;
- перегрузки;
- короткие замыкания;
- перегрев и другие параметры.
Повторим, что наличие такого рода индикаторов вовсе не обязательное. Но если есть возможность выбрать зарядное устройство с ними, это будет только в плюс. В то же время без вольтметра и амперметра ЗУ лучше не покупать. Замучаетесь либо контролировать напряжение и ток мультиметром, либо часто менять испорченные аккумуляторы. И это не преувеличение.
Зарядное устройство со светодиодной индикацией
К сожалению, наличие индикации до сих пор заметно повышает стоимость зарядных устройств. Хотя их внедрение по себестоимости обходится производителю сущие копейки. Это касается как самих индикаторов, так и схем, которые управляют их работой. Но это так, для общего развития…
Ручные регулировки
Сюда относятся либо плавные регулировки напряжения и тока, либо программные предустановки в автоматических зарядных устройствах. С одной стороны, может показаться, что такие сложности нужны далеко не всем. Многие предпочитают покупать приборы в стиле «включил в розетку и всё». Тем не менее, покупать зарядное без какой-либо возможности корректировать его работу — не стоит.
Зарядное устройство с ручными регулировками
Причин тому несколько. Во-первых, сегодня вы не хотите ничего регулировать, а завтра решили зарядить АКБ осознанно и правильно. Если регулировок нету, то вы этого сделать не сможете. Во-вторых, со временем любая электроника изнашивается. Выдаваемые ею зарядные характеристики неминуемо изменятся. Например, понизится или повысится максимальное напряжение, отчего ваш аккумулятор будет либо заряжаться не полностью, либо постоянно «кипеть». Наличие регулировок и знание элементарных правил зарядки АКБ позволит оперативно решить эту проблему.
Особые режимы заряда
Этот пункт рассматривается здесь чисто ради информативности материала. То есть, вам полезно будет знать, что такие режимы существуют, но переплачивать за их наличие, или нет — решать вам. Практика показывает, что особого толку от них нет. Некоторые из них даже пагубно сказываются на ресурсе АКБ. А особого внимания и осторожности заслуживают те, которые были придуманы на основе мифов о зарядке аккумуляторов.
Бывают специальные режимы такие:
- Десульфатация — в теории позволяет удалить сульфаты на свинцовых пластинах, благодаря чему вернуть часть утраченной ёмкости. На практике помогает далеко не всегда. Особенно, если сульфатация аккумулятора значительная.
- Тренировка — то же самое, что и десульфатация.
- «Качели» — режим, при котором на последнем этапе зарядки устройство периодически останавливает, а затем возобновляет процесс. В теории позволяет более качественно и полноценно зарядить АКБ. На практике полезность этого режима никем не доказана.
- Дежурная подзарядка — позволяет поддерживать в заряженном состоянии долгое время не используемый аккумулятор. По сути, режим полезен для тех, у кого быстро разряжается аккумулятор, есть неисправности генератора или большой ток утечки. В остальных случаях это бесполезное дополнение.
- Быстрая зарядка — режим, позволяющий в кратчайшие сроки оживить полностью разряженный аккумулятор. Делается это за счёт большого зарядного тока. Он вреден для АКБ, поэтому часто пользовать таким режимом при наличии не стоит.
- Быстрый пуск двигателя — ещё более жёсткий режим, позволяющий сразу же после подключения заставить стартер вращаться.
Есть и другие режимы, но они либо бесполезные, либо созданы с целью увеличения продаж зарядных устройств. Если же хочется чего-нибудь из перечисленного выше, то самым безобидным и иногда полезным является десульфатация или тренировка. Но помните, что помогает она только тогда, когда сульфатация на ранней стадии. Если же пластины «обрастали» сульфатами пару лет, а вы только сейчас обратили на это внимание, десульфатация уже не поможет.
Кстати, имитировать такие режимы, как десульфатация, тренировка, дежурная зарядка и «качели» — возможно и самым примитивным зарядным устройством. Главное понимать, зачем нужен тот или иной режим, и по какому принципу он работает. К сожалению, описывать всё это здесь не представляется возможным, так как это темы, требующие отдельных статей.
Технология изготовления зарядного устройства
Сегодня можно выбрать зарядное одного из двух типов:
- Трансформаторное.
- Импульсное.
Трансформаторные зарядные устройства — имеют более простое устройство и стоят, как правило, дешевле, чем импульсные. Среди недостатков самые значимые это сравнительно большой вес и габариты. Очень часто продаются в больших, солидных с виду корпусах, тогда как после разборки оказывается, что вы купили воздух по цене нанотехнологий. Тем не менее, трансформаторные (они же линейные), как правило, отличаются надёжностью, поскольку имеют простое устройство. Есть и продвинутые модели, напичканные электроникой. Но стоят они мама не горюй.
Трансформаторные зарядные устройства
Импульсные зарядные устройства — более компактные, лёгкие и дорогие. Зачастую имеют неплохие показатели по стабилизации напряжения и тока, а также информативные экраны и дополнительные функции. При выборе нужно обратить внимание на заявленные характеристики, рассмотренные выше. Очень часто они бессовестно завышаются. Хотя сама по себе схемотехника импульсных источников питания предполагает большую мощность при маленьких размерах.
Импульсные зарядные устройства
Наличие защит
С защитами логика производителей аналогична с индикацией. Если они есть, значит непременно надо повышать цену на модель. Хотя реализация любой из них стоит на практике копейки. Тем не менее, выбирать зарядное устройство без защит не стоит. Даже если вы опытный автолюбитель. Печальную ошибку может допустить любой пользователь. Тем более, чаще всего зарядными пользуются поутру, когда ещё и сон толком не прошёл, и севший аккумулятор настроение испортил, и спешка.
Защита может быть от:
- скачков сетевого напряжения;
- переполюсовки;
- перегрузки;
- перегрева;
- перезарядки;
- отключения сетевого питания с последующим включением.
Для наглядности вкратце рассмотрим последний пункт. Представьте, что вы поставили на зарядку АКБ, выбрав или настроив вручную нужный режим, и ушли по своим делам. А в процессе пропало электричество. Зарядное выключилось, настройки сбросились. Далее электричество включается, а вы так и не подошли к АКБ. Зарядное без защиты на такой случай начинает заряжать аккумулятор, как будто его подключили заново. То есть, большим током и непонятно каким напряжением. Если же защита есть, ЗУ в случае обесточивания «запомнит» настройки и достигнутый режим заряда, а после повторного включения грамотно возобновит процесс.
Зарядное устройство с защитами
Понятно, что у недорогих зарядных устройств описанной защиты, вероятнее всего, не окажется. Это не так страшно. Но что касается защиты переполюсовки и коротких замыканий — то без них лучше не покупать. Практика показывает, что даже самые опытные и внимательные автолюбители могут нечаянно прикоснуться плюсом к «массе» или вообще в утренних сумерках перепутать полярность.
Качество зажимов и силовых проводов
Это последнее в нашем списке, но не по значимости, на что стоит обращать внимание при выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. К сожалению, даже весьма дорогие и брендовые модели часто комплектуются слишком тоненькими проводочками и никчёмными крокодилами. Всё это потом быстро ломается, греется, плавится и даже загорается. Посему — обратите внимание, какие провода нацепили китайцы на выбираемое вами зарядное. Особенно если оно идёт с заявленными большими токами.
На крайний случай провода и крокодилы можно поставить свои. Часто бывает так, что само по вебе зарядное неплохое. Не покупать его, что ли, только из-за экономичности производителя? Добротные силовые провода можно подобрать самостоятельно, либо прикупить готовый набор, действительно рассчитанный на большие токи. Ну а впаять их — либо сами, либо обратитесь к знакомому, умеющему держать в руках паяльник.
Какое зарядное выбрать в итоге
Правило первое: если не хотите сократить срок службы АКБ, сразу откажитесь от самых дешёвых моделей. Среди них точно нет ничего стоящего. А некоторые даже опасны. Правило второе: стремитесь выбрать зарядное для автомобильного аккумулятора с индикацией. Хотя бы с амперметром и вольтметром. Правило третье: откажитесь от покупки модели без защит от дурака. Правило четвёртое: не забудьте выбрать ЗУ под ваш АКБ по ёмкости и типу. Правило пятое: не покупайте для личного периодического использования неадекватно дорогую профессиональную модель. Скорее всего, большинство заложенных в неё возможностей вам не пригодятся никогда.
Как выбрать пуско-зарядное устройство
Среди инвентаря каждого автомобилиста обязательно должен быть минимальный набор рабочих инструментов, включая домкрат, компрессор или набор ключей. В этот список также стоит включить и пуско-зарядное устройство. Аппарат будет незаменим особенно во время холодной зимы, когда водители нередко испытывают проблемы с аккумулятором и запуском двигателя. Мы расскажем в подробностях, на что обратить внимание при покупке пуско-зарядного устройства.
Тип устройства
Зарядное устройство (ЗУ)
Предназначено исключительно для профилактического обслуживания и зарядки севших аккумуляторных батарей. Конструктивно представляет собой небольшой блок, который подключается к электрической сети 220 вольт. Также имеется пара зажимов непосредственно для подключения к аккумулятору. При покупке следует согласовать с типом установленного аккумулятора у вас в автомобиле — разные АКБ требуют определенного рабочего тока.
В свою очередь ЗУ подразделяются на две основные группы по регулировке тока зарядки:
- Автоматические (интеллектуальные). Как правило, это самые компактные и дорогостоящие модели — способны самостоятельно определить емкость и рабочее напряжение аккумулятора. Не позволяют вмешиваться в процесс зарядки, но некоторые модели показывают напряжение на клеммах, степень заряда и другое.
- Неавтоматические. Позволяют пользователю самостоятельно устанавливать рабочие параметры — ток и напряжение, обычно дешевле автоматических. Подходят для зарядки АКБ, севших в «ноль». Требуют от пользователя постоянного контроля, иначе можно перезарядить АКБ.
Для водителей-новичков лучше выбрать автоматическое ЗУ — гаджет сделает всю работу самостоятельно, а вам не придется вникать в технические нюансы. Однако не стоит экономить на «автоматах» — дешевые гаджеты могут некорректно выставлять ток и напряжение, а вся индикация будет сводиться к паре светодиодов.
Неавтоматические зарядные устройства подойдут для опытных автовладельцев, которые прекрасно ориентируются в моделях и эксплуатационных характеристиках АКБ. Грамотная регулировка настроек позволяет выполнять ускоренный или щадящий заряд.
Пусковое устройство (ПУ)
Это портативная батарея, которую можно заряжать от электросети 220 вольт или бортовой сети другого автомобиля. В конструкцию прибора входит полноценная батарея, предназначенная исключительно для запуска двигателя, поскольку способна выдавать большие токи вплоть до 1500 ампер. При выборе необходимо в первую очередь учитывать номинальный ампераж. Большее значение позволит запускать моторы большего объема.
По начинке ПУ можно разделить на две подкатегории:
- Конденсаторные. Отличаются компактностью, имеют максимальный ресурс циклов зарядки-разрядки (до 10 000), подходят для запуска объемных дизельных моторов. Могут подзаряжаться остаточным зарядом АКБ автомобиля. Однако это самые дорогие гаджеты, а накопленного заряда обычно хватает всего на одну попытку старта. К тому же ионисторы не держат заряд продолжительное время.
- Аккумуляторные. В конструкции используются классические аккумуляторы. Характеризуются небольшой ценой и возможностью делать несколько попыток запуска. Однако аккумуляторные устройства придется подзаряжать от сети минимум 20–30 минут.
Пуско-зарядное устройство (ПЗУ)
Комбинирует в себе функционал и возможности двух вышеописанных устройств. По габаритам варьируются от размеров небольшого power-bank до приборов размером с чемодан, предназначенных уже для автосервисов.
Эксплуатационные характеристики
Независимо от того, какой тип устройства вы собираетесь купить, в первую очередь необходимо обращать внимание и соотносить рабочие параметры с типом автомобильного аккумулятора вашего автомобиля (или нескольких авто).
Неправильно подобранное ПЗУ грозит повреждением аккумулятора или пожароопасной ситуацией!
Напряжение автомобильного аккумулятора. Здесь все очень просто — выбранное устройство должно поддерживать рабочее напряжение бортовой сети вашего транспортного средства:
Тип транспорта
Рабочее напряжение, вольт
Зарядное устройство может поддерживать несколько рабочих напряжений, в том числе нестандартные для подзарядки различных батарей напряжением 3,7 или 7,4 вольта.
Напряжение питания. Требуемое напряжение сети для зарядки аккумуляторов с помощью ПЗУ или ЗУ. Как правило, это стандартные 220 вольт, но в продаже можно найти устройства с возможностью подпитки от 12, 16 или 24 вольт. Последние будут актуальны для водителей, которые часто путешествуют.
Максимальный и минимальный токи заряда. Для каждого типа аккумуляторов необходимо правильно подобрать ток заряда. Для расчета рекомендуется использовать правило, что ток заряда должен быть до 10 % от емкости аккумулятора. Например, АКБ на 60 Ач требует рабочего тока в 6 А.
Соответственно, для большинства легковых авто и микроавтобусов с аккумуляторами до 80 Ач хватит ЗУ с максимальным током заряда до 9 А. Для тракторов и строительной техники могут понадобиться уже специализированные «зарядники» с током 14–30 А. Перед зарядкой обязательно изучите маркировку АКБ — там обычно указывается требуемое значение тока.
Подать значение больше 10 % порога допустимо, например, для ускоренной зарядки. Однако не все АКБ подходят для этой методики, а в худшем случае можно существенно уменьшить ресурс.
Обслуживаемые АКБ запрещено заряжать дома — в процессе пополнения заряда образуются токсичные газы.
Максимальная потребляемая мощность (зарядка). Показывает, сколько ватт потребляет ЗУ при работе на максимальном токе. Полезно для оценки или расчета энергопотребления, особенно, если вы часто заряжаете множество аккумуляторов в гараже.
Предпусковая (форсированная) зарядка. Специальный режим с подачей токов величиной до 70 % от емкости АКБ для ускоренного заряда. Обратите внимание, что в таком режиме обычно не рекомендуется заряжать аккумуляторы дольше 30 минут.
Емкость встроенной батареи. Параметр характерен для ПЗУ и ПУ — чем выше емкость, тем больше попыток запуска двигателя вы сможете произвести. Однако учитывайте, что увеличенная емкость также скажется на весе, габаритах и стоимости. Типичные значения — 10–20 Ач, более дорогие устройства могут предложить до 25 Ач. Емкости на 10 Ач хватит в среднем на 30 запусков.
Максимальный и минимальный пусковые токи. При покупке ПУ на эти значения необходимо обращать внимание в первую очередь. Параметр подбирается в зависимости от типа мотора (дизельный, бензиновый) и его объема. В первую очередь изучите пиковое токопотребление стартера вашего автомобиля.
Для большинства легковых авто мощность стартера составляет 3-4 кВт, а ток запуска достигает 200–280 А. Соответственно, нужно подбирать устройство с пусковым током не меньше этого значения. Однако это актуально для плюсовой температуры. Для запуска авто в мороз к этому значению следует прибавить еще 30–50 % в зависимости от окружающей температуры. Таким образом, зимой ПУ должно выдавать до 350 А.
Для дизельных авто обычно требуется пусковые токи от 300 А и выше, а в холодную погоду — вплоть до 550 А.
Для максимальной простоты выбора достаточно знать объем вашего двигателя и воспользоваться следующей таблицей:
Тип и объем мотора
Максимальный пусковой ток ПЗУ, А
Также существует еще оно правило — максимальный ток запуска ПУ подбирают в зависимости от емкости аккумулятора, умножив ее на три.
Дополнительные функции
Повысить удобство и безопасность использования пуско-зарядного устройства могут всевозможные дополнительные функции:
- Индикация рабочих параметров. Может быть выполнена в виде светодиодов, шкалы значений или полноценного дисплея. Чем информативнее индикация, тем проще контролировать зарядку АКБ.
- Защита устройства. В зависимости от модели в ПЗУ может быть встроена защита от короткого замыкания, перегрузки, перегрева, переплюсовки и не только. Чем больше уровней защиты, тем ниже риск повредить прибор по неосторожности.
- Дополнительные разъемы. Некоторые ПЗУ и ПУ могут иметь дополнительные USB-выходы, через которые можно подзаряжать различные мобильные устройства.
- Десульфатация. Устройства с этой функцией позволяют восстановить пластины и электролит некоторых аккумуляторов.
- Встроенный фонарик. Повышает удобство подключения в темное время суток.
- Функция памяти. Сохраняет настройки цикла заряда после кратковременного отключения электричества.
Варианты выбора
Зарядные устройства подойдут автолюбителям для стационарного использования в гараже. Подключив прибор к сети 220 В, вы относительно быстро и легко сможете подзарядить или даже восстановить слегка изношенный аккумулятор. Новичкам лучше присмотреться к качественным автоматическим ЗУ, а если вы хотите всецело контролировать процесс — ищите ЗУ с ручной регулировкой. Не забывайте учитывать напряжение бортовой сети вашего авто.
Чтобы не остаться в «диком поле» во время поездки, вам пригодятся пусковые устройства аккумуляторного типа. Они могут достаточно долго сохранять заряд и обеспечат несколько попыток запуска стартера. Благодаря компактным размерам, ПУ может поместиться даже в бардачок.
Для легковых авто подойдут устройства с пусковым током до 400 А — этого будет достаточно для летнего и зимнего использования. Для дизельных авто и бензиновых с большим объемом двигателя подойдут модели с пусковым током от 500 А. Емкость встроенного аккумулятора желательно выбрать от 10 Ач, чтобы реже подзаряжать гаджет.
Пуско-зарядные устройства — это универсальный вариант как для поездок, так и для гаражного применения. Стоят они дороже, но если вы имеете несколько автомобилей и к тому же часто ездите, то ПЗУ станет незаменимым гаджетом в вашем инвентаре.