Когда менять и как проверить сцепление
Сцепление
Расстроитесь вы или нет, когда узнаете о том, что производитель не указывает конкретные цифры по сроку службы сцепления. Если, например, в тормозной системе, четко указано, что толщина тормозного диска должна быть такой-то, то почему же это неприменимо к сцеплению.
Дело в том, что износ сцепления зависит от многих причин, и в первую очередь, конечно же, от того, как водитель производит переключение передач, и в каком режиме эксплуатирует сцепление.
И, хотя толщина диска сцепления не может быть измерена, так же, как толщина тормозного диска штангенциркулем, способы измерения существуют. Их два.
Первый способ измерения толщины диска сцепления — специальным измерительным калибром. Этот способ не требует демонтажа сцепления, производится на подъёмнике. Но, вы вряд ли будете им пользоваться.
Второй способ более простой в исполнении, и позволяет определить износ диска сцепления для того, чтобы произвести его замену. Замена ведомого диска – это процедура предусмотренная производителем, т.к. ведомый диск — деталь расходная. Проверка производится следующим образом: при запущенном двигателе нужно включить высшую передачу, прогазовать и, если автомобиль не заглох, то это означает то, что ведомый диск изношен и требует замены. Нужно помнить, что подобная проверка толщины диска сцепления не является технологически правильной, но она эффективна, и позволяет предельно точно определить состояние диска.
Как уже говорилось, ресурс любого сцепления определяется условиями его эксплуатации. Не вдаваясь в технические подробности взаимодействия деталей сцепления, вы должны понимать, что в основном ресурс сцепления и скорость износа дисков, зависит только от водителя. Сцепление одного и того же качества и производителя, одному водителю может прослужить 5000 км., а другому все 100 тыс. Участие в драг — гонках, частое пробуксовывание, резкое трогание с места на больших оборотах, попадание посторонних жидкостей и предметов, неквалифицированная установка и регулировка сцепления – всё это сокращает ресурс работы сцепления.
Как проверить сцепление?
Проверка сцепления производится уже отработанными и надёжными народными способами, и только ими. Естественно, помимо разборки сцепления. Речь идет о том, как вы самостоятельно можете проверить сцепление своего авто, и после этого принять решение, нужна ли вам более глубокая диагностика с демонтажом механизма сцепления.
Итак, приступим к проверке сцепления по основным пунктам.
Проскальзывание сцепления. Т.е. вновь речь идет об износе ведомого диска, когда он в полном объёме не прижимается к маховику, что означает – полное сцепление отсутствует.
1. автомобиль ставим на ручной тормоз и запускаем двигатель;
2. включить повышенную передачу: 3-ю или 4-ю;
3. медленно выжимаем сцепление и «даём» газ;
4. при отрегулированном ручном тормозе двигатель авто должен заглохнуть. Если этого не произошло, то пора думать о замене диска сцепления.
«Ведёт» сцепление, т.е. оно полностью не выключается. Эта неисправность сопровождается трудным переключением передач, либо посторонними шумами и звуками при переключении передач. И коробка переключения передач здесь вряд ли виновата. Проверяем сцепление.
1. двигатель работает на холостых оборотах;
2. выжимаем педаль сцепления полностью и включаем первую либо заднюю передачу;
3. если передача включается с нехарактерным усилием, и при этом вы слышите посторонние звуки, то ведомый диск полностью не отходит от маховика, т.е. сцепление «ведет»;
4. нужно прокачать гидравлику и отрегулировать свободный ход педали сцепления;
5. провести проверку ещё раз, если ничего не изменилось, то пора ехать в автосервис для более глубокой диагностики сцепления.
Такими нехитрыми методами вы можете самостоятельно провести проверку сцепления ещё до того, как оно откажет в самый неподходящий момент. Своевременная диагностика, а ещё лучше – правильная эксплуатация, позволит увеличить ресурс сцепления, или вовремя принять меры к устранению неисправностей.
Четыре важных признака того, что сцепление износилось
Как устроено сцепление, функционирование механизма, важнейшие признаки «уставшего» сцепления. Видео о двух способах проверки износа сцепления.
Сцепление, как составная часть трансмиссии автомобиля, в значительной степени отвечает за комфорт во время езды, а также за безопасность движения. Поэтому важно следить за техническим состоянием сцепления, периодически регулировать его и вовремя обслуживать, а при появлении признаков износа заменять детали на новые.
На этот узел приходится высокая нагрузка, действующая в постоянном режиме. Кроме того, в узел входят фрикционные детали, которые быстро истираются. Вот почему важно вовремя распознавать признаки износа автомобильного сцепления и своевременно производить замену изношенных элементов, чтобы не допустить возникновения серьезных проблем в ежедневной работе автомобиля.
Рассмотрим, какие признаки будут указывать на то, что узел сцепления изношен, и требуется его заменить.
Как устроено сцепление, и как оно работает
Для автомобиля данный узел очень важен – он отвечает за процесс, когда крутящий момент передается от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Помимо того, с его помощью производится отключение от трансмиссии двигателя.
Еще одна задача – защищать трансмиссию и мотор от возникших перегрузок в моменты торможения. Механизм сцепления встречается, как правило, в тех автомобилях, где стоит МКПП – механическая коробка передач. Есть он и в автомобилях, где установлена роботизированная коробка (РКПП).
Если сцепление стоит в машинах с «роботом», то оно работает по тому же принципу, что и на «механике» – отличие лишь в том, что включается и выключается сцепление электронной системой автомобиля, а не самим водителем. В автоматической коробке крутящий момент передается на других принципах – механизм сцепления в вариаторах и гидромеханических АКПП отсутствует.
Основными элементами механизма сцепления являются:
- Привод, с помощью которого у водителя есть возможность управлять сцеплением и регулировать его – он ведет от педали к самому механизму сцепления. Существуют два вида – гидравлическая система или механическая, в которой подсоединение происходит посредством тросика. Роботизированная коробка имеет привод, который функционирует в виде электропривода, включение-отключение производится посредством автомобильного блока управления, без участия педали.
- Корзина сцепления – включает выжимной подшипник вместе с нажимным диском. Функция корзины в том, чтобы выключать сцепление в момент нажатия водителем ногой на педаль – этим осуществляется прерывание перехода крутящего момента от ДВС к коробке передач автомобиля.
- Диск – он называется ведомым диском и является элементом, с помощью которого происходит непосредственная передача на механическую или роботизированную коробку крутящего момента.
Каким образом функционирует сцепление? Принцип его работы следующий. Воздействие выжимных пружин механизма на прижимной диск так называемой корзины имеет следствием то, что диск прижимной тесно примыкает к диску сцепления. Тот так же плотно прижимается к маховику. В результате сжатия элементов – рабочих поверхностей маховика, а также накладок диска и прижимной поверхности корзины, – первичный вал входит в шлицевую муфту. Таким образом крутящий момент передается от диска к валу.
Когда педаль сцепления выжимается, задействуется привод в форме троса, посредством которого выжимной подшипник давит в устройстве на выжимные пружины. В результате происходит отдаление поверхности корзины на некоторое расстояние от диска. Освобождаясь, тот дает свободу валу в коробке передач, и вал перестает вращаться, но сам двигатель не останавливает свою работу.
Важнейшие признаки «уставшего» сцепления
1. Вы не можете полностью выключить сцепление
Вы полностью выжимаете педаль, однако, несмотря на это, сцепление до конца не выключается. Когда происходит подобное, водители используют выражение «сцепление ведет», и сразу понимают, что имеется в виду.
В момент переключения передач раздается хруст со стороны синхронизаторов, иногда водитель вынужден несколько раз жать до конца педаль сцепления, пока не добьется переключения передачи. Причина непослушного поведения механизма сцепления – размыкание дисков (ведомого и ведущего) в недостаточном объеме, когда воздействуют на педаль.
Компоненты, «виновные» в таком нарушении:
- привод сцепления;
- его ведомый диск (или диск сцепления);
- его нажимной диск (или корзина сцепления).
2. Вы замечаете, что ведомый диск сцепления пробуксовывает
Сцепление до самого конца не включается. Здесь у вас не получается полноценно включить сцепление, и это происходит потому, что ведомый диск не в состоянии достаточно плотно примыкать к поверхности работающего маховика.
Если водитель решит отпустить педаль сцепления и сделает это, обороты двигателя резко повышаются, но автомобиль разгоняется с некоторым запозданием. Вы ощутите в салоне запах чего-то горелого – на языке водителей эта гарь определяется как «сцепление горит». Наблюдается этот дефект в случаях, если машина едет под гору, водитель резко разгоняет транспорт, или если автомобиль полностью загружен.
Компоненты, «виновные» в этой проблеме:
- привод сцепления;
- его ведомый диск;
- его нажимной диск.
3. В машине ощутима вибрация, и слышны посторонние звуки
Включая сцепление, то есть, в момент отпускания педали чувствуется вибрация, а когда сцепление выключается, то есть в момент нажима на педаль слышатся шумы. Этот признак изношенного узла сцепления проявляется при включении или выключении вами сцепления. Обычно свидетельствует он о том, что приведены в негодное состояние демпферные пружины у ведомого диска, или же дело в том, что выжимной подшипник разрушился.
Компоненты, «виновные» в данной неработоспособности:
- ведомый или нажимной диск – если ощутимы вибрации;
- выжимной подшипник – если слышите шум.
4. Включив сцепление, вы ощутите рывок
Это явление проявляется с самого начала движения или может возникать в процессе езды автомобиля при переключении передач.
Компоненты, «виновные» в этом:
- ведомый диск сцепления;
- нажимной диск.
В чем могут заключаться нарушения в работе элементов сцепления
Корзина сцепления
Когда вы жмете сцепление и вдруг слышите шум, эти посторонние звуки могут свидетельствовать о разрушении лепестков корзины, которые уже не в состоянии как следует прижимать диск. Лепестки, возможно, окажутся обломаны, корзину может поразить коррозия, которая сделает дальнейшее использование детали невозможным.
Диск сцепления
О разрушении этого узла говорят явления «ведения» или пробуксовки. Диск может покоробиться на глубину более 0,5 мм, вследствие чего он начнет зацепляться за корзину, в итоге сцепление «ведет» при управлении автомобилем. Можно отремонтировать покоробившийся диск, но только в случае, когда коробление значительное, и отмечается сильное биение диска.
Может присутствовать перекос положения ступицы диска сцепления, а оно выявляется во время профилактического осмотра первичного вала КПП. Для исправления может быть достаточным применить литиевую смазку с антиокислительной присадкой – в таком случае ступица не прикипит к валу.
Если в картере сцепления находится масло, то фрикционная накладка прослужит недолго и придет в негодность, что может происходить в машине со значительным пробегом. При изношенности фрикциона нужно будет заменить диск. В том случае, когда при нажимании на сцепление будет ощущаться вибрация либо слышаться шумы – неисправны поперечные пружины на диске.
Выжимной подшипник
Его неисправность можно определить простым тестом. Вы жмете на сцепление и слышите шелестящие звуки – это означает, что дело в выжимном подшипнике. Стоит обратить внимание на эту деталь, поскольку если проблему проигнорировать, то из строя выйдет не только весь комплекс сцепления, но даже коробка передач. Возможно даже, что подшипник разлетится на куски, пробив корпус КПП.
Главный цилиндр сцепления
Встречается эта проблема на машинах с большим пробегом – 150 тыc. км и выше. Может засориться компенсационное отверстие, промыть его можно без обращения в сервис, своими силами. Если машина долго простаивала, то может проявиться недостаточно быстрое возвращение в свое первоначальное положение штока цилиндра. В результате начнет гореть ведомый диск. Если это случилось, придется заменять деталь на новую.
Педаль сцепления
Если выявлены проблемы с педалью сцепления, то ее придется заменить. Повреждения будут, скорее всего, механического характера, и иногда их можно исправить с использованием сварки.
Неисправен датчик
Когда в автомобиле работает электронное сцепление, датчик может оказаться неисправным. Это выразится в том, что обороты двигателя станут плавающими, проявится рывками в моменты переключения передач.
Неприятность может случиться из-за того, что в электрической цепи где-то произошел обрыв. Или из-за механического повреждения самого датчика, неоткалиброванной электронной педали.
Тросик сцепления
Автомобили с механической трансмиссией имеют привод в конструкции сцепления в виде тросика. Такой способ характеризуется удобством и практичностью, при этом он недорогой для обслуживания.
В тех случаях, когда трос растянут, его натяжение необходимо отрегулировать, иначе сцепление будет «схватывать» при серединном или верхнем положении педали. Если трос оборван, его нужно заменить. Растянутый тросик можно натянуть, используя специальную гайку.
Причины, по которым сцепление не будет нормально работать
В первую очередь, этой причиной будет износ как узла в целом, так и одного из дисков – ведущего или ведомого. У каждой детали свой срок работы, причем для сцепления – это не менее 70 тыс. км пробега, с условием нормального режима эксплуатации. Чаще всего происходит износ фрикционного диска и выжимного подшипника, при этом корзина может не потерять работоспособности.
Вторая существенная причина – экстремальное или просто жесткое вождение. Если водитель вынужден постоянно буксовать в сугробах, или он предпочитает резко стартовать с места, переключает передачи на высоких оборотах и затем резко бросает педаль сцепления, то он неизбежно столкнется с тем, что сцепление за короткое время окажется вышедшим из строя, фрикционный диск будет гореть.
Ведут к преждевременному износу узла сцепления перегруз автомобиля, частые подъемы на крутые возвышенности, преодоление бездорожья движением «враскачку».
Сцепление ломается, если приходит в нерабочее состояние выжимной подшипник. Он постепенно разрушает корзину, вследствие чего происходит недостаточное прилегание ведомого диска и маховика.
Разрушает механизм сцепления вибрация, которая происходит при попытках привести сцепление в рабочее состояние или выключить его. Что означает холостое вращение фрикционного диска, чему противодействуют пружины. Если они растягиваются от нагрузок на первичный вал, получаемых через вибрации, то маховик подвергается разрушению и быстро изнашивается.
Корзину может разрушить перегрев узла. Это станет очевидным при визуальном обследовании – ее поверхность будет иметь посиневший цвет. В корзине может недоставать лепестков – она может их лишиться в ходе работы.
При ошибках водителя в работе со сцеплением могут механически разрушиться ведомый диск или выжимной подшипник. Повреждение корзины возможно, если происходит грубое вождение, а выработавший свой ресурс узел сцепления своевременно не заменяется.
Заключение
Если сцепление исправно работает в нормальном режиме, то оно, как правило, не требует к себе особого внимания. Но в случае его износа и появления неисправностей у водителя возникнут проблемы с включением передачи, и иногда он даже не сможет тронуться с места.
Неисправность сцепления никак нельзя отнести к простым и незначительным, поэтому при появлении первых признаков износа стоит своевременно отогнать машину в сервис. В ином случае можно столкнуться с необходимостью вызова эвакуатора для доставки транспортного средства в сервис.
Как узнать, когда менять и сколько служит сцепление
В процессе передвижения автомобилист использует сцепление доли секунд, и от правильной эксплуатации механизма в этот короткий промежуток времени зависит главное — продолжительность срока службы узла. Поэтому, прежде чем узнать, когда менять сцепление, следует разобрать особенности грамотного использования этого элемента.
Дабы предотвратить преждевременный износ сцепления, водителю рекомендуется избавиться от привычки резко нажимать на педаль газа при трогании с места. Получается так, что чем выше обороты мотора при не до конца отжатой педали, тем скорее происходит изнашивание диска. Правильнее будет трогаться на одном сцеплении, причем нажимать на рычаг следует резко, а отпускать — медленно и плавно.
Второй момент, который способствует ускоренному выходу механизма из строя, это выжимание рычага в период остановки. Например, удержание педали в то время, пока горит запрещающий сигнал светофора.
В этой ситуации лучше отпустить рычаг и переключиться на нейтральную передачу, поскольку привычка стоять с выжатым сцеплением уменьшает ресурс выжимного подшипника и нажимной пружины. Частая езда с выжатым сцеплением также приводит к поломке выжимного подшипника. Обычно это случается с водителями-новичками, которые забывают вовремя убирать ногу с педали.
И к последней вредной привычке относится удержание ноги с последующими нажатиями на рычаг. В таком случае ведомый диск не будет плотно прижат к маховику, и из-за пробуксовки произойдет истирание механизма.
Следуйте советам по эксплуатации, и менять сцепление придется реже.
Симптомы износа сцепления
Точных данных о сроке эксплуатации сцепления производители не указывают, поскольку ресурс механизма в первую очередь зависит от водителя и условий использования транспортного средства. К тому же, детали различаются по типу, конструкции и качеству изготовления.
И хотя в среднем работа элемента рассчитана на 80–100 тысяч километров пробега, долговечность устройства для каждого водителя будет индивидуальной. Понять, что пора менять сцепление, проехав то или иное количество километров не получится, зато в этом случае помогут симптомы, указывающие на износ.
Поскольку механизм обладает сложным устройством, существует достаточно много признаков неисправности. Однако имеются и те, которые бесспорно свидетельствуют о потребности заменить узел. К ним относятся:
- неполное выключение сцепления (при максимальном нажатии на педаль);
- неполное включение (сцепление “буксует”, когда рычаг отжат);
- шум при нажатии на педаль;
- рывки и вибрация при попытке тронуться;
- западание педали (при отпускании рычаг не возвращается обратно);
- утечка рабочей жидкости из системы гидропривода;
- характерный запах (появляется в результате подгорания фрикционных прокладок)
- невозможность заехать на возвышенность.
Если в авто наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, нужно срочно ехать в автосервиси и провести диагностику сцепления. Поскольку небольшие поломки в будущем могут привести не только к изменению поведения машины на дороге, но и к полному обездвиживанию транспортного средства, важно своевременно обращаться за помощью к специалистам.
Замена сцепления — трудоемкая процедура, которая требует профессионального подхода от диагностики системы до замены механизмов. В автосервисе мастера установят причину неисправности, выполнят проверку деталей и произведут замену механизма. В индивидуальном порядке на комплекты сцепления также предоставляется гарантия.
6 признаков неисправного сцепления
Мы уже рассказывали, как устроено сцепление, как работает и как его поменять. В этом материале собрали тревожные признаки, которые могут свидетельствовать о поломках.
При этом важно помнить, что неисправности в автомобиле должны диагностировать квалифицированные специалисты. Эта статья пригодится, чтобы как можно раньше почувствовать неладное и как можно скорее приехать на СТО.
Что может насторожить
Посторонний шум при выжатом сцеплении
Если шум появляется, когда выжимают сцепление, это шумит выжимной подшипник, на который дали нагрузку. Значит, он изношен, его необходимо заменить. Если шум переходит в лязг и кажется, что что-то вот-вот разлетится, — помимо выжимного подшипника износилась тарельчатая пружина.
Выжимной подшипник продается отдельно, стоит относительно недорого, но для его замены придется снять коробку переключения передач. Обычно при такой неисправности комплект сцепления меняют полностью, чтобы не снимать КПП и не делать все снова через 20 тысяч километров. Если диск сцепления в хорошем состоянии, можно поменять только выжимной подшипник.
Сцепление проскальзывает
При износе фрикционных накладок на диске сцепления падает усилие нажимного диска, поэтому сцепление начинает проскальзывать. С каждым разом ситуация усугубляется. Это не всегда удается почувствовать на ранних стадиях, но в конце концов машина перестает ехать на включенной передаче. Добраться до сервиса не получится, придется вызывать эвакуатор.
Чтобы заранее понять, что фрикционная накладка изношена, двигайтесь на четвертой или пятой передаче, поддерживайте 1500—2000 оборотов и выжмите педаль газа в пол. Если сцепление пробуксовывает, стрелка тахометра поползет вверх, стрелка спидометра останется на месте, а машина не будет разгоняться. Исправное сцепление не ведет себя так ни при каких условиях.
Важно не затягивать с ремонтом: буксующее сцепление сильно нагревается, есть риск повредить пластиковый корпус выжимного подшипника, сальники коленвала и первичного вала КПП, а значит — потратить больше на запчасти и работы.
При начале движения машина едет рывками
Это может свидетельствовать как о неисправностях привода сцепления, при которых оно отпускается неравномерно относительно педали, так и о повреждениях механизма сцепления.
Еще такой симптом может вызывать сломанная тарельчатая пружина либо маховик, который повело от температуры.
Педаль сцепления не возвращается в исходное положение
Если педаль сцепления осталась в полу и при этом невозможно включить передачу, значит, сцепление не нажалось. Скорее всего, проблема с главным или рабочим цилиндром. Вот почему это может произойти:
- В контуре сцепления воздух. Воспользуйтесь специальным штуцером, попробуйте прокачать контур сцепления. Также необходимо выявить причину завоздушивания. Возможно, магистраль между цилиндрами негерметична либо потек один из цилиндров.
- Неисправен главный или рабочий цилиндр. Может износиться уплотнение на поршне, при этом он будет перемещаться в цилиндре, но не сможет создать или воспринять давление тормозной жидкости.
Если же педаль сцепления осталась в полу и при этом передачи спокойно переключаются, но машина не едет — неисправен механизм сцепления:
- Выжимной подшипник заклинило на втулке. Он не даст корзине отодвинуться обратно и включить сцепление.
- Тарельчатая пружина сломалась. Она больше не может давить на диск сцепления и замыкать его.
Что-то хрустит в момент включения передачи
Так бывает, когда сцепление не выключено или выключено не до конца. В этом случае проблема с приводом сцепления.
Гидравлический привод. В системе есть немного воздуха, который не позволяет выжать сцепление полностью. Стоит попробовать прокачать контур сцепления.
Механический привод неправильно отрегулирован. Обычно это тросик и шпилька с гайкой.
Так бывает, когда диск сцепления установили неправильно. На диске сцепления есть надпись Gearbox Side — чтобы при монтаже никто ничего не напутал и поставил диск правильно, она должна быть обращена к КПП. К сожалению, иногда слесари или владельцы машин ошибаются. Хорошо, что это не всегда возможно: обычно в таком случае корзина просто не встанет на место.
Сцепление проскальзывает, в салоне пахнет горелым маслом
Так бывает, если негерметичен сальник коленвала или первичного вала КПП. Масло попадает на фрикционные накладки, они этим маслом пропитываются и перестают работать. Появляется характерный запах горелого машинного масла.
Очистить диск сцепления вряд ли получится, так что его придется заменить.
"Если сцепление пробуксовывает, стрелка тахометра останется в прежнем положении."
Шта? Если сцепление пробуксовывает, тахометр полезет вверх, а спидометр останется на месте.
Алеша, спасибо за бдительность, вы абсолютно правы. Поправили
Рывки в пробке и хруст при включении второй — норма для Лады причём не важно, новая или нет, просто такая особенность.
d1mmmk, Да, да, это наоборот звук исправности машины Если не будет скрипеть и хрустеть, значит с ней что-то не так
(и даже тут под совершенно нейтральный коммент набижали обиженки. Осспади, что происходит??)
«Если диск сцепления в хорошем состоянии, можно поменять только выжимной подшипник.»
Но диск ты увидишь только когда все разберут. А так как сервисы обычно расположены в лютых ебенях, где в округе нет никаких магазинов а даже если есть, там в лучшем случае продают незамерзайку и свечи на тазы. Это бесит во владении иномаркой — практически все запчасти надо заказывать и ждать! И ещё подбирать по вин коду. Нельзя просто прийти и сказать дайте мне сцепление на фокус. Это так не работает.
У меня было такое что педаль сцепления провалилась, тормозная жидкость вылилась на улицу. Выжимной подшипник надо было менять. При этом, неизвестно было состояние диска и корзины. Сцепление до поломки работало нормально. Но пришлось поменять комплект целиком, чтобы потом больше не лазить.
Самый главный признак, это когда ты за рулем и по всему городу чем-то воняет, но это только в первый раз 😀