Присадки для автомобиля: плюсы и минусы, стоит ли использовать?
Во время эксплуатации с автомобилем возникает множество проблем – естественный износ деталей, появление посторонних шумов, усталость материалов, образование отложений и нагара. По-хорошему со всем этим нужно бороться механическими способами: ремонтом, восстановлением, а то и заменой проблемных запчастей. Но это сложно, дорого и далеко не все владельцы автомобилей умеют делать. Поэтому уже много лет химическая промышленность работает над тем, чтобы дать автолюбителям волшебную палочку, которой можно было бы легко лечить различные недуги. Это материализуется в виде присадок – специальных составов, добавляя которые в эксплуатационные жидкости можно исправить проблемы и вернуть автомобилю былые характеристики. Во всяком случае, так говорит реклама на упаковках подобных средств.
Присадки для двигателя
Присадки сегодня выпускаются для всех агрегатов автомобилей, где есть какая-то жидкость. Нужно сказать, что в зависимости от места применения эффективность, смысл использования и стоимость присадок отличается, поэтому валить их все в одну кучу мы не стали. Рассмотрим разные составы с классификацией по месту применения.
Присадки в двигатель
Это, пожалуй, самый популярный тип присадок. Многие при употреблении словосочетания «присадки для автомобиля» подразумевают только их. Составы этого типа добавляются в моторное масло. Они обещают восстановление эксплуатационных характеристик мотора – увеличения мощности, снижения расхода топлива, повышения компрессии, ровной и стабильной работы. Бонусом, при регулярном использовании, обещается увеличение ресурса мотора. Достигается это, судя по описаниям производителей, за счет создания специальной пленки на трущихся поверхностях мотора – трение снижается, падают механические потери, за счет этого улучшаются характеристики. Моторное масло само по себе так не может, присадки улучшают его свойства и работают как бы в паре.
Среди самых известных препаратов этого типа продукты от XADO, Suprotec, Liqui Moly, SMT, ER, Bardahl и других компаний. Какие-то составы позиционируются как «кондиционеры металла», другие имеют специальную металлокерамику в составе, третьи работают как геомодификаторы трения. Для непосвященного в химию это темный лес, но обычным водителям следует понимать, что хоть составы у препаратов разного типа отличаются, но принцип действия почти всегда один и тот же.
Популярные присадки для ДВС
Присадки многое обещают, но действительно ли происходят улучшение в характеристиках моторов от их использования? Отзывы на автомобильных форумах сильно отличаются друг от друга, да и рядовые автовладельцы зачастую необъективны в оценках. Лучше воспользоваться исследованиями инструментальными. В России их проводил журнал «За рулем», в Германии – клуб ADAС, есть и другие результаты. Авторы исследований брали реальные моторы, замеряли их параметры, а потом обрабатывали составом и сравнивали что получилось. Изучение результатов позволяет задуматься.
Почти все протестированные составы действительно показали улучшение характеристик. По замерам мощность двигателей подросла на 2-4%, расход топлива снизился на 3-7%, меньше стали выбросы СО и СН, а механические потери на трении сократились. Причем, все составы показали «плюс», вне зависимости от бренда. Кстати, про бренды, мы специально не выделяем компанию, у которой были самые хорошие результаты, потому что победитель теста мог его и профинансировать. Но тот факт, что мотору стало лучше даже от самых «слабых» средств, уже показателен.
До и после применения присадок
Да, результаты меньше, а иногда меньше в несколько раз, чем те, что обещают производители в рекламе и на упаковках, но улучшения все равно есть. В процентном соотношении они может и не впечатляют, но могут быть оценены в том числе и обычными водителями без инструментальных замеров. На бытовом уровне это можно описать таким определением – «уставший» мотор с присадками новым не станет, но им можно будет какое-то время нормально пользоваться.
Кроме того, разборка моторов после проведения тестов показала, что самые качественные и дорогие из присадок способны немного восстанавливать материал элементов мотора – царапин и задиров стало немного меньше. Но тут эффект уже не такой ярко выраженный как с формальными характеристиками, да и проявляется далеко не у всех препаратов.
Так что же, присадки в мотор работают и нужно бежать в магазин закупать их пачками? Не так все просто. Есть сразу несколько факторов, которые ставят под сомнение использование присадок.
1. Срок действия. Некоторые производители честно предупреждают на упаковках, что их составы работают один цикл жизни масла, а при замене нужно снова добавлять присадку, другие обещают чуть ли не до 50 тысяч километров эффекта от одного флакона. С первыми мы готовы согласиться, но вот в «вечный» эффект не верим. Даже дорогая химия не может сохранять свои свойства долго.
Описание присадки
2. Экономический смысл использования присадок. Составы для моторного масла дороги, даже самые простые средства стоят от 1000 рублей за флакон, а лидеры рынка доходят до 3000 рублей за банку и даже перешагивают через эту отметку. Получается, что флакон дорогих и качественных присадок дороже замены масла. Если использовать присадки постоянно, в профилактических целях, то может набежать приличная сумма. Может так получиться, что дешевле окажется отремонтировать мотор, чем на протяжении всей его жизни «подкармливать» присадками.
3. Использование молибдена. Это самый сомнительный и противоречивый пункт. В составе некоторых присадок встречается дисульфид молибдена, который известен своими как смазывающими свойствами, так и вредом двигателю. Про то, что составы на основе молибдена, отлично уменьшают трение, известно давно. Они формируют такую качественную пленку на трущихся элементах, что даже при утечке масла позволяют механизму какое-то время без проблем работать. Этот трюк, кстати, любят использовать для рекламы производители присадок. Из автомобиля с присадкой сливают масло после чего он проезжает несколько сотен километров, а мотор при этом работает нормально. Свойства молибдена таковы, что в это поверить можно, но есть другой нюанс.
Присадка с дисульфидом молибдена
Автомобильные компании не дают допусков на использование молибденовых масел или присадок в своих двигателях. И не случайно – сульфид молибдена в силу своих свойств не может полностью смешиваться с маслом. Он создает отличную пленку для трущихся поверхностей, но при этом может приводить к проблемам в тех частях двигателя, где трения нет, например, вызывать ускоренную закоксовку поршневых колец, стимулировать нагары и отложения. Многие считают, что молибденовые материалы потом сложно вывести из мотора, простой заменой масла они не вымываются.
Что в итоге? Присадки в двигатель не зря называют спасением перекупа, они действительно могут вернуть «уставший» двигатель в бодрое состояние на небольшой срок. Если это вам и нужно, то пользоваться ими смысл есть. Но заменить присадками капитальный ремонт не получится, когда мотор совсем «умер» ему ничего не поможет. Кажется сомнительной и идея постоянно использовать присадки в качестве профилактического средства для увеличения ресурса.
Присадки в трансмиссию
Специальные составы для трансмиссий используются чуть реже, чем для моторов, но их тоже много на рынке. Такие составы, конечно, сильно отличаются от того, что предлагается заливать в двигатель. В трансмиссии нет высоких температур и сгорания топлива, зато есть прямое зацепление механических элементов. Главное, на что направлены присадки для трансмиссий, это не столько уменьшение износа элементов, сколько уменьшение шума. Гул, вой, зуд – именно по этим причинам водители вообще обращают внимание на коробки передач и именно с ними в первую очередь призваны бороться присадки. Восстанавливающий эффект для деталей, продлевание срока жизни масла и мягкость переключений если и проявляется на практике (хотя производители это, конечно, обещают) идут бонусом.
Присадки в трансмиссию
Выпускаются присадки для разных типов и видов элементов трансмиссии – коробки передач, раздатки, мостов. Несмотря на то, что у этих агрегатов одна функция – модификация крутящего момента, но условия эксплуатация, а так же базовое масло разное, поэтому и составы на каждый агрегат свои. Среди компаний, которые выпускают присадки для трансмиссии, все те же игроки – XADO, Suprotec, Liqui Moly, Nanoprotec, Revitalizant и другие.
Эффективность борьбы с шумом в трансмиссии с помощью присадок неоднократно проверялась и подтверждалась. Разные составы в разной степени, но, в целом, присадки могут уменьшить вой и гуд трансмиссии. Естественно, результат зависит от особенностей агрегата. Скажем, победить вой раздатки «Нивы» не способна ни одна присадка, а вот гул от нормальной по конструктиву, но изношенной коробки передач им вполне по силам. Если, конечно, сама присадка не поддельная. Интересно, что по отзывам автовладельцев, рискнувших провести эксперимент на своих машинах, эффект становится заметен не сразу, а после определенного пробега. Зато потом довольно долго держится. В основном, это касается механических коробок передач.
С «автоматами» ситуация немного иная. У них по конструкции меньше механического трения, поэтому проблема шума не так остра, зато на передний план выходит вопрос снижение износа элементов. Вот тут у различных присадок меньше козырей. Шум АКПП редко является проблемой, а вот с толчками и задержками переключений присадки бороться не помогают. Если до этого дошло и коробка уже реально неисправна, то полумерами ее не спасешь.
Зная о хрупкости некоторых моделей АКПП, некоторые водители пробуют постоянно использовать присадки, для профилактики. Но в этом нет большого смысла. Да, трение они уменьшают, как-то защищают элементы и продлевают срок службы. Но тем же эффектом обладает и качественное трансмиссионное масло. За те деньги, что продаются присадки, лучше лишний раз поменять масло в коробке – толку от этого будет больше.
Присадки в топливо
Еще одна группа химических веществ для автомобилей требует добавление в топливо. Все составы этой группы можно условно разделить на моющие/расковывающие и увеличивающие мощность/корректирующие топливо.
Присадки в топливо
Про первую группу мы достаточно подробно рассказывали в материале про раскоксовку двигателя. Если коротко, то это самый неэффективный способ очищения мотора от нагара. Строго говоря, эффективность таких средств вообще не доказана. Что происходит в двигателе мы точно не видим, положительный эффект в эксплуатации наблюдается очень редко, зато цена таких препаратов вполне реально тянет деньги из кошелька.
Если владельцу все-таки очень хочется неагрессивно помыть топливную систему, то можно использовать не отдельные присадки, а моющий бензин на АЗС некоторых брендов.
Топливо на АЗС
Он стоит обычно на 50 копеек дороже «обыкновенного» бензина. Можно залить и искатать пару баков. Эффект, опять-таки, вряд ли будет заметен, зато «психологические спокойствие» водителя будет обретено за меньшую сумму, чем пришлось бы отдать на присадки.
Эффект от присадок, которые повышают октановое число, напротив, обычно заметен. Автомобиль действительно (если состав не поддельный) начинает лучше тянуть, чуть меньше расходовать топлива и работать ровнее. Вот только плата за небольшой эффект получается приличная. Всякие «стабилизаторы бензина» стоят по 400-800 рублей за флакон, но хватает их от силы на пару-тройку баков. Дорого выходит! Если действительно хочется увеличить мощность мотора, то лучше заняться тюнингом, а не покупать постоянно присадки. В итоге дешевле выйдет.
Впрочем, в некоторых ситуациях такие присадки будут полезны. Например, когда вы заправились на сомнительной АЗС и чувствуете по поведению машины, что бензин там был ненадлежащего качества. В таком случае воспользоваться присадкой есть резон. Стоимость флакона окупит время и деньги, потраченные на слив и топлива из бака. С присадкой можно потихоньку сжечь некачественный бензин естественным путем, не нанося большой вред автомобилю.
Вместо вывода
Автомобильная реклама постоянно расписывает чудодейственные свойства различных составов, но рациональный водитель должен относиться к этому критически. Польза и эффективность многих присадок доказана и проверена опытом, но это не означает, что ими разумно постоянно пользоваться. Возьмем на себя смелость обобщить и скажем, что на сегодня нет ни одной присадки, которой есть смысл пользоваться постоянно, в профилактических целях. Защитные пленки, уменьшение трения, увеличение ресурса это, конечно, хорошо, но в случае с присадками дорого обходится, и дает небольшой прирост по сравнению с грамотным обслуживанием (хорошим маслом и бензином, регулярной замерной расходников). Агрегаты, в которые добавляются присадки, просто не проездят на столько дольше, на сколько больше на их обслуживание было потрачено денег.
Однако в определенных ситуациях присадки могут помочь. Оттянуть ремонт, чуть улучшить характеристики, уменьшить посторонние звуки, но только при условии, что проблема не очень запущена и с понимаем, что это временное решение вопроса. Если такой результат вас устроит присадками вполне можно пользоваться. Главное не ждать от них чуда.
Присадки для масла: кто и как их делает, и зачем они нужны
В прошлых материалах мы рассказали о смазочных материалах ZIC, а также про наши базовые масла Yubase. Но базовое масло — это лишь фундамент для создания готового продукта. Для того, чтобы он получил требуемые характеристики, состав требует доработки — при помощи добавок и присадок. На производстве в процессе блендинга в базовое масло добавляют пакет присадок, модификатор вязкости, а также депрессорную и другие присадки, например, модификаторы трения, красители или антипенные вещества.
Типичный состав моторного масла. Фото: ZIC
В итоге, все это составит почти пятую часть от объема готового масла. Но стоимость этих 20% в качественном продукте зачастую превышает стоимость базового компонента. Расскажем, о добавках и присадках подробнее.
Кто производит присадки
Возможно, для кого-то это станет открытием, но практически ни один производитель масла не выпускает присадки и добавки самостоятельно. Дело в том, что для полноценных тестов пакетов присадок необходим огромный испытательный центр с серьезным набором очень дорогого оборудования. Причем, речь не только о лабораторных методах — например, проверке текучести или низкотемпературных свойств. Главную роль во всех этих тестах играют стендовые испытания. Они обходятся производителю дорого, но и результат максимально объективен. В ходе таких тестов масло несколько часов, а то и дней, проверяется на двигателях или других агрегатах конкретных автомобилей.
Помимо стендовых проверок масло проходит полевые испытания — эксперты смотрят, как оно в реальных условиях взаимодействует с деталями двигателя или отдельного узла автомобиля.
Возможностями для столь масштабных тестов располагают лишь крупные производители присадок. Самые известные — Afton Chemical, Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite. Абсолютное большинство мировых брендов масел содержат в своем составе присадки именно этих четырех компаний.
Почему присадки выпускают пакетами
Присадки попадают к производителям масел в виде так называемых пакетов, включающих в себя различные компоненты в необходимой пропорции, в том числе детергенты — очищающие вещества, и ингибиторы, обладающие защитными свойствами. О них мы подробно расскажем чуть ниже.
Почему присадки поставляются пакетами, а не отдельными веществами? Различные типы присадок могут вступить в химическую реакцию между собой. В результате такая реакция приведет либо к антагонизму, либо к синергетическому эффекту. В первом случае взаимодействие веществ отрицательно повлияет на свойства отдельных присадок, во втором — наоборот, положительно. Производители делают так, чтобы смеси давали только синергетический эффект, поэтому присадки продаются в виде пакетов.
Как выглядит рецепт масла
Помимо пакетов, производители присадок предлагают своим клиентам уже готовые рецептуры, основанные на самых распространенных видах базовых масел. К таким маслам относятся и базовые масла ZIC третьей группы, выпускаемые с 1995 года под маркой Yubase. Рецепт конкретного масла — это технический документ, в котором описывается пакет присадок, характеристики, уровень свойств, основная и альтернативная формула готового продукта. В основной формуле фигурируют уже зарекомендовавшие себя на рынке базовые масла, альтернативная допускает использование компонентов менее известных производителей.
Состав масла ZIC. Фото: ZIC
Вот, как, например, выглядит основная формула одного из трансмиссионных масел ZIC:
— пакет присадок — 11%,
— базовое масло Yubase 3 — 27,4%,
— базовое масло Yubase 6 — 61,4%,
— красный краситель — 0,2%;
На получение оптимальной формулы конкретного продукта для конкретных двигателей или агрегатов у компаний, производящих присадки, иногда уходит до нескольких лет испытаний.
Изменение рецепта — например, для получения новых допусков — требует требует повторения полного цикла испытаний. Это долго и дорого. Скажем, только стендовые испытания длятся не менее месяца, чаще — от трех до шести месяцев. Вот почему огромное количество производителей масла предпочитает покупать готовые решения на стороне. Их, к слову, великое множество — только на базе Yubase существует более тысячи готовых рецептур.
Теперь расскажем о составных частях пакетов присадок. Начнем с детергентов — поверхностно-активных моющих диспергирующих присадок. Слово «моющие» здесь не совсем точно объясняет суть: по большому счету, функция детергентов — не только очистка двигателя, а прежде всего его защита от нагаров и загрязнения. Наверняка вы видели золотистый налет на внутренних деталях исправного двигателя. Это и есть защитный слой, сформированный детергентом.
Золотистый налет под клапанной крышкой многие принимают за результат заливки некачественного масла. На самом деле, это следы работы детергентов. Фото: пользователь Drive2 thejulius Оптимальное состояние чистого двигателя, работающего на хорошем масле — легкий золотистый налет. Фото: пользователь Drive2 Wowa62ru
Непосредственно моющие средства хорошего масла позволяют отмыть не более 20% старых отложений. Основная задача детергентов — предотвратить образование нагара и налета на деталях двигателя, поддерживать в мелкодисперсном состоянии нерастворимые в масле продукты, чтобы они не оседали на деталях двигателя, а также нейтрализовать кислоты и продукты окисления.
Вот, что будет, если менять масло редко или заливать некачественное масло. Отмыть все отложения без разборки мотора практически нереально. Использование промывок на этом этапе может привести к тому, что крупные частицы отложений забьют масляные каналы двигателя. Фото: пользователь Drive2 zznovv Принцип работы моюще-диспергирующих присадок. Фото: ZIC
Молекулы детергентов имеют большой олеофильный «хвост» и полярную гидрофильную головку. Хвостовая секция выступает в качестве растворителя, а полярная головная группа притягивается к загрязнениям, образуя так называемые мицеллы. Эти мицеллы изолируют частички загрязнений друг от друга и от поверхности деталей двигателя. При этом мицеллы недостаточно крупные, чтобы задержаться в масляном фильтре. В результате они постоянно циркулируют в масле и выводятся из двигателя при очередной смене масла. Именно поэтому хорошее масло обязательно темнеет даже в полностью исправном двигателе. Если вы заливаете качественное масло и меняете его регулярно, двигатель всегда будет чистым.
«Гуталин» в двигателе приводит к его заклиниванию. Фото: пользователь Drive2 GRON67
Ингибиторы — второй важный компонент в пакете присадок. Их задача улучшить характеристики базовых масел. Ингибиторы подавляют или задерживают течение физико-химических процессов. Химические реакции замедляются благодаря блокировке активных частиц и их превращению в малоактивные радикалы, а также из-за образования защитных изолирующих пленок на поверхности деталей двигателя.
Проверка эффективности ингибиторов — лабораторный тест на стойкость масел к окислению и коррозии. Металлические стержни или пластины погружаются в масло, нагретое до определенной температуры. Если спустя определенное время на металле не появилось следов окисления, значит, что ингибиторы свою задачу выполнили.
Механизм работы ингибиторов. Фото: ZIC
Механизм действия ингибиторов схож с детергентами. Молекулы ингибитора представляют собой молекулы с большим углеводородным «хвостом» и полярной головной группой. У них есть заряд, за счет которого молекулы «примагничиваются» к металлу. Адсорбируясь на поверхности всех металлических деталей двигателя, ингибиторы создают защитную пленку, препятствующую контакту активных веществ с поверхностью металлов.
Модификаторы вязкости
Модификатор вязкости — это добавка, делающая масло всесезонным, она серьезно расширяет температурный диапазон применения готового продукта. Говоря техническим языком, модификатор вязкости это полимер с очень высоким молекулярным весом и особыми физическими свойствами. При понижении температуры, молекула модификатора вязкости хоть и значительно сжимается в размерах, но остается при этом крупнее прочих молекул, что позволяет маслу сохранять вязкость при более низких температурах. При росте температуры, молекула полимера увеличивается до гигантских размеров, значительно превышающих размеры молекул масла. Это не позволяет маслу становиться слишком жидким и терять свои смазывающие свойства. Модификатор вязкости — самая дорогая составляющая масла.
Вот, как это выглядит на практике. Обычное базовое масло Yubase третьей группы имеет температуру застывания в -15 градусов, а при рабочей температуре двигателя становится слишком жидким. При добавлении модификатора вязкости температура застывания уменьшается до минус 30 градусов, и масло начинает прекрасно выполнять свои функции. Таким образом, благодаря модификатору вязкости масло становится всесезонным.
Работа модификатора. Фото: ZIC
Существует несколько типов модификаторов вязкости, которые отличаются по своим свойствам и, естественно, по цене. Основную роль играют два показателя: загущающая способность, иными словами, возможность работать в более широком температурном диапазоне; деструкция полимера — стойкость молекул к механическому разрушению. Именно о деструкции хочется рассказать подробнее.
Деструкция полимера в графическом виде. Фото: ZIC
Деструкция — главный параметр для модификатора вязкости. Молекула модификатора очень длинная и может разорваться, в тот момент, когда компрессионное кольцо контактирует со стенкой цилиндра. Если число таких разрушившихся молекул достигнет критического значения, модификатор перестанет выполнять свою основную функцию, масло становится слишком жидким. В результате масло начинает «угорать», теряет свои свойства – двигатель может выйти из строя.
Изменение вязкости в процессе эксплуатации. Фото: ZIC
Деструкцию полимера оценивают следующим образом. В дизельную форсунку, функционирующую под рабочим давлением, подают масло, и после выполнения определенного количества циклов анализируют изменение уровня вязкости. Если вязкость упала ниже определенного предела — тест провален.
В зависимости от конкретного двигателя, требования к деструкции полимера могут различаться. Один из самых высоких уровней в индустрии определяется допуском Volkswagen 505.01. Такое масло разработано для двигателей с насос-форсунками. В их конструкции есть продолговатый кулачок, который давит на толкатель форсунки, выдающей давление 1600 Атм. Кулачок смазывается маслом, и когда он накатывает на толкатель, образуется очень высокое давление, потому что сопротивление тоже велико. В этой зоне модификатор вязкости может разрушаться очень интенсивно.
Насос-форсунки дизельного двигателя VW серии PD. Фото: пользователь Drive2 dimidrol176
Чем хуже показатель деструкции у конкретного модификатора вязкости, тем он дешевле. Однако чем показатель деструкции лучше, тем ниже загущающая способность модификатора. Поэтому его количество в масле увеличивают. Так мы поступаем, например, при производстве масла ZIC TOP 5W 30.
Отметим, что в маслах, которые используются в спортивных авто, модификаторы вязкости практически не используются. В условиях крайне высоких нагрузок быстрая деструкция полимера практически неизбежна.
Депрессорная присадка
Задача депрессорной присадки — максимально увеличить температурный диапазон применения масла, не давая ему застывать на холоде. При низких температурах в масле образуются пластинчатые кристаллы парафина, которые начинают слипаться друг с другом. Когда размер кристаллов превышает 100 микрометров, масло застывает.
Механизм действия депрессорной присадки. Фото: ZIC
Если добавить депрессор, его молекулы кристаллизуются вместе с молекулами парафина. Такие измененные кристаллы слипнуться между собой не могут. На холоде масло мутнеет, но не превращается в гель и не теряет текучесть.
Депрессор обеспечивает текучесть масла даже при низких температурах. Фото: ZIC
Модификаторы трения, противоизносные и противозадирные присадки
Еще одна группа присадок, добавляемых в масла — модификаторы трения, а также защитные присадки, которые наделяют масло противозадирными и противоизносными свойствами. Назначение конкретного типа присадки связано с соответствующим ему типом трения. Всего в механических узлах автомобиля их три основных:
1. Граничное — трение между поверхностями идет практически без разделительного слоя, без смазки. Поверхности контактируют между собой.
2. Смешанное — имеется тонкий слой смазки. Поверхности периодически контактируют между собой.
3. Гидродинамическое — с механической точки зрения идеальное трение, когда поверхности взаимодействуют через слой масла.
Два первых типа часто сочетаются, например, компрессионные кольца двигателя могут работать и в условиях смешанного, и в условиях граничного трения. Аналогично — в гипоидной главной передаче.
Типы трения. Фото: ZIC
Самый яркий пример гидродинамического трения — взаимодействие между коленчатым валом и вкладышами. Но, важно понимать, что при увеличении нагрузки масляная пленка становится тоньше, а через какое-то время гидродинамическое трение превращается в смешанное. Что делают модификаторы трения? Они осаждаются на трущихся поверхностях, и при легком контакте под умеренной нагрузкой предотвращают сваривание поверхностей трением, обеспечивая скольжение.
Механизм действия ПИП и ПЗП. Фото: ZIC
В условиях смешанного и граничного трения, модификаторы бесполезны — под нагрузкой их просто сносит с поверхности металла. В действие вступают противоизносные и противозадирные присадки. Если молекулы модификатора просто прилипают к поверхности металла, то при добавлении противоизносных и противозадирных присадок при резком росте температуры, вызванном усилением трения, происходит химическая реакция. Присадка начинает реагировать с поверхностью металлов обоих трущихся поверхностей. В результате реакции на поверхностях образуется трибохимический реакционный слой —твердая и скользкая пленка, значительно более прочная, чем сами металлы. Этот слой обеспечивает эффективную защиту от сваривания деталей.
Прочие присадки
Нельзя не упомянуть об антипенной присадке. Большое количество пены в масле может вызвать масляное голодание и испортить двигатель. Специальная жидкость же на основе силикона, снижает поверхностное натяжение масла.
Еще один тип присадок, используемый чаще всего в трансмиссионных мостах — деэмульгаторы, которые отделяют от масла воду.
Также в масло часто добавляются красители. Сделать масло можно совершенно любого цвета. Существуют, например, флуоресцентные красители, благодаря которыми масло светится — это помогает легко обнаруживать утечки Такие масла в основном применяются в индустриальных системах, где любая микроутечка является критичной.
Как ни странно, добавляют в масла и ароматизаторы. Чаще всего это относится к трансмиссионным маслам с большим количеством противоизносных присадок. Соединения железы и серы придают таким маслам неприятный сероводородный запах, а ароматизаторы его нейтрализуют.
Нужно ли добавлять в масло дополнительные присадки
Для того, чтобы оценить взаимодействие присадок с теми или иными базовыми маслами, подобрать оптимальную рецептуру, производители заводских пакетов присадок проводят стендовые испытания, которые длятся круглые сутки несколько месяцев. На испытания рецептур тратятся миллионы долларов. В результате получается сбалансированная композиция — готовое моторное масло. Добавлять в нее ничего уже не нужно.
Производители «эксплуатационных» присадок и добавок делают колоссальные деньги на том, что дают владельцам «умирающих» автомобилей надежду. Есть два типа таких добавок-присадок. Одни — абсолютно нейтральные добавки, никак не влияющие на свойства масла, фактически воспроизводят эффект плацебо. Другие дают временный эффект восстановления двигателя, обычно благодаря содержанию в своем составе порошков цветных металлов. Если двигатель изношен, зазоры велики, металл заполняет зазоры. Эффект есть, но временный — компрессия повышается, а двигатель перестает дымить. Чем хуже состояние двигателя, тем эффект заметнее. К сожалению, молекулы таких присадок не обладают интеллектом, и не понимают, где именно им надо откладываться, а где не надо. К тому же, образованный слой постепенно разрушается, и требует обновления, автовладелец «подсаживается» на дорогостоящие присадки, все еще надеясь на восстановление двигателя. Но максимум, на что способны такие присадки — отсрочить неизбежный ремонт двигателя на какое-то время.
Следует также помнить, что добавление любой незаводской присадки непредсказуемым образом меняет свойства и характеристики масла. Если изначально оно соответствовало, например, допуску производителя, то «благодаря» добавкам, ни о каких допусках уже не может идти и речи. Никто не знает, во что превратилось масло. Поэтому, кстати, производители не дают никаких гарантий.
Более подробно про трюки и уловки производителей чудо-составов мы поговорим в одном из следующих материалов, ну а пока будем рады ответить на все ваши вопросы про заводские присадки и добавки в масла!
Какие присадки в двигатель реально работают
Прямая задача присадок в двигатель автотранспортного средства состоит в восстановлении трущихся механических поверхностей, которые находятся под нагрузкой. Применение средства позволяет значительно уменьшить расход топливной смеси и смазочных материалов. Современный рынок автомобильной продукции изобилует большим количеством средств автохимии и косметики. Чтобы определить, какая присадка в двигатель самая хорошая, нужно знать достоинства и недостатки этих регенерирующих веществ.
Присадка в двигатель – что она из себя представляет и зачем необходима?
Причин большого расхода масла двигателя немало. Одной из них является изнашивание движущихся частей мотора, что негативно влияет на динамику движения автомобиля. Восстановление эффективности двигателя легко выполняется присадкой. Это жидкое средство, которое добавляется в моторное масло и способствует улучшению технических показателей авто. При заливке присадки в масляную систему образуется минеральное соединение. Под воздействием высокой температуры и давления в системе, на поверхности движущихся частей появляются моночастицы, которые выполняют функцию восстановления.
Поврежденная поверхность реанимируется и эффективно работает продолжительное время. Присадки в двигатель автомобиля подразделяются на несколько типов, которые:
· увеличивают вязкость смазочного материала;
· выступают в качестве добавки;
· обладают антифрикционными способностями;
· замедляют процесс старения и износа деталей;
· обладают эффектом консервации.
Применение восстанавливающих препаратов для двигателя помогает продлить срок службы мотора. Чтобы средство эффективно работало, следует предварительно промыть движок.
Данную процедуру полезно проводить также в следующих случаях:
· при замене старого масла;
· в случае необходимости заливки смазочного материала другого типа;
· глухой стук в двигателе;
· при засорениях системы;
· двигатель жрет масло, но не дымит;
· после проведения капитальных работ на двигателе.
Промывку мотора осуществляют двумя методами: с помощью специальных средств (добавок) или промывочного состава. Последний применяют в тех случаях, когда необходимо слить отработанную смазывающую жидкость и залить масло другого типа. Добавки вливаются непосредственно в отработанное моторное масло. Они малоэффективны и не могут полностью избавить двигатель от высококонцентрированных элементов.
Для очистки двигателя от вредных соединений, которые негативно сказываются на работоспособности мотора, существуют средства раскоксовки.
С их помощью очищаются поршневые кольца, а также стенки камеры сгорания. Раскоксовка бывает нескольких типов: мягкая, жесткая и очистка при движении автомобиля. Очень удобен третий вариант очистки, когда в масло аккуратно добавляется присадка и эффективно работает в рабочем движении мотора. Только после продолжительного времени в 200-300 км пробега смазка меняется на новую. При жесткой раскоксовке очистке подвергаются цилиндры. Жидкость заливается в гильзы и выдерживается некоторое время. После чего выполняется слив реагента. На станциях технического обслуживания чаще применяется метод жесткой очистки.
Какие присадки для двигателя бывают
Присадка является одним из способов увеличения мощности двигателя. Благодаря широкому ассортименту восстановителей, представленных в специализированных пунктах продажи автотоваров (магазины, рынки, станции техобслуживания), водителю трудно определиться с выбором очищающего средства. Причин расхода масла в двигателе может быть несколько. Это — деформация цилиндров, изношенные поршневые кольца, недостаточная вязкость моторного масла, перегрузка мотора и многие другие. Но частые из них – засоренное масло и чрезмерное изнашивание трущихся поверхностей. Для их устранения используются различные восстанавливающие жидкости, которые добавляются в смазку.
Однако, популярность присадок влечет за собой производство и выпуск в продажу некачественной продукции, которая может навредить эффективной работе автомобиля. Поэтому, не лишним будет ознакомиться с основными функциями присадок, узнать их плюсы и минусы.
Вещества реметаллизанты
В состав присадок входят частицы мягких металлов (меди, бронзы, олова), которые способствуют созданию защитного слоя при механическом воздействии. К таким средствам относятся продукты таких производителей, как Римет, СУРМ, Ресурс, Fenom, МС-1000.
Положительными факторами восстановителей считается:
· улучшение компрессии в цилиндрах;
· уменьшение расхода горюче-смазочных материалов;
· защитный слой формируется достаточно быстро;
· невысокая стоимость продукта, особенно отечественного производства.
· защитная пленка имеет низкую износостойкость;
· для качественной работы двигателя необходимо, чтобы в масле постоянно находился реметаллизант;
· при замене смазки дальнейшая эффективность защиты резко снижается;
· результат от применения присадки может быть нестабилен и не отвечать желаниям автовладельца.
Тефлоносодержащие препараты
Созданы на основе тефлона и обеспечивают создание защитного слоя на поверхности трущихся деталей. Тефлон – довольно скользкое вещество, а образовавшаяся пленка на поверхности представляет теплоизолятор, который негативно сказывается на отводе тепла из мест трения. Поэтому, как поведет себя препарат в конкретном автомобиле, нет четкого представления.
Отрицательные стороны присадки:
· высокая стоимость средства;
· обязательное применение после замены масла в системе;
· непрочность защитного слоя;
· «не любит» высокие температуры, подвержена разложению;
· при одноразовой заливке требует постоянного присутствия в масляной системе;
· наличие тефлона негативно сказывается на показателях отработанных газов. Резко увеличивается концентрация фосгена. Ограничено применение препарата в странах Западной Европы, Канады и США;
· влечет за собой закоксовывание поршней, появление нагара на стенках камеры сгорания.
Созданием тефлоносодержащих препаратов занимаются следующие компании: Lubrilon, Liquid Ring, Матриx, Slick 50, Petrolon, Microlon.
Кондиционеры металла
В молекулярной структуре вещества включены соединения хлора и серы, которые ускоряют процесс растворения продуктов износа металлических поверхностей, превращая их в соль. Далее происходит восстановление детали путем обратного попадания соли на металлическую поверхность. За счет фторированных полиэфиров, содержащихся в присадке, происходит плакирование трущихся механических частей. Чтобы полимеры не способствовали образованию нагара в камере сгорания, в восстановитель добавляют элементы-очистители (спирты, эфиры).
· резко снижает степень износа двигателя;
· высокое плакирование соприкасающихся поверхностей.
· токсичны и запрещены в некоторых европейских странах;
· защитный слой разрушается при воздействии высоких температур в камере сгорания;
· требует постоянного присутствия в моторном масле.
Фирмы, производящие аналогичные препараты: Fenom, СМТ2, Hi-Gear, Хадо,ER.
Слоистые модификаторы трения
Препарат производится на основе частиц графита, вольфрама, молибдена, за счет которых образуется защитная поверхность в несколько слоев. Такие присадки имеют больше отрицательных моментов, нежели положительных:
· неустойчивая защитная способность слоя
· непрочное покрытие теряет свои качества при малой концентрации средства в масляной системе
· обладает высокой скоростью разрушения защитной пленки при воздействии высокой температуры
· частицы графита способствуют образованию нежелательных отложений на стенках камеры сгорания, поршнях и клапанах.
Компании, выпускающие такие присадки: Liqui Moly, Xenum.
Геомодификаторы трения
В состав данных присадок входит серпентин, который включает в себя различные химические элементы (магний, графит, амфибол и форстерит). Соединение имеет свойство выделять высокую температуру при возникновении трения. Метал становится мягче и в него внедряются микрочастицы химических элементов, образуя структуру металло-минерал. Защитный слой отличается повышенной прочностью и стойкостью к истиранию.
· защитный покров по структуре похож на металлическую поверхность;
· при резком изменении температуры от «плюсовой» до «минусовой», образовавшаяся пленка не скалывается;
· увеличивается рабочий цикл моторного масла, исключая его быструю выработку;
· выполняет роль диэлектрика, износостоек;
· не подвергается влиянию коррозии и окислительным процессам;
· позволяет обновить стертую поверхность деталей и улучшить ее эффективность.
· не работает на двигателях с алюминиевыми гильзами.
Выпускается производителями Супротек, Форсан, Rys-Master. Считаются лучшими присадками для двигателя с большим пробегом.
Некоторые особенности применения восстанавливающих средств для бензиновых и дизельных моторов:
· на дизельных двигателях присадки способны увеличить характеристику воспламеняемости топлива и уменьшают вероятность появления осадка в цилиндрах;
· повышает устойчивость к детонации бензиновых двигателей.
Популярные бренды на российском рынке
В последние годы средства восстановления набирают большую популярность у автовладельцев. И это не удивительно, ведь они позволяют устранить дефекты без разбора двигателя, например, стук гидрокомпенсаторов.
Российский покупатель не обделен наличием различных присадок на автомобильном рынке. Представленные экземпляры по-своему хороши и востребованы автовладельцами.
Супротек
Присадку рекомендуют использовать в двигателях с большим пробегом. Защитное покрытие трущихся деталей получается ровным и зеркальным. После обработки Супротеком:
· восстанавливается компрессия цилиндров;
· улучшаются эксплуатационные характеристики мотора;
· удаляются нагары на стенках камеры сгорания;
· облегчается холодный запуск двигателя;
· повышается давление в масляной системе.
К недостаткам относят:
· большое количество отрицательных отзывов;
· высокая вероятность подделки;
· неприемлемая цена для многих автовладельцев.
Римет
Противоизносное средство завоевало огромную признательность среди водителей по многим признакам. Она позволяет:
· восстановить двигатель и повысить компрессию;
· увеличить производительность и дать вторую жизнь мотору;
· продлить срок эксплуатации (отложить надолго необходимость проведения капитального ремонта);
· сэкономить денежные расходы на обслуживание автомобиля;
· снизить шумность работающего двигателя;
· не засоряет масляный фильтр и каналы;
· устранить причины стука в двигателе;
· просты в применении и не требуют специального инструментария;
К недостаткам можно отнести только отсутствие положительного эффекта на сильно изношенных двигателях.