Для чего нужны моторные масла с нулевой вязкостью?
Автопроизводители разрабатывают новые силовые агрегаты под определенные масла на синтетической основе с заранее установленными характеристиками. Чаще всего для российских условий рекомендуется применять смазывающие жидкости с вязкостью 5w30, 5w40 или 0w30. Водитель может выбирать между ними в зависимости от различных погодных условий. Для каких температур предназначены нулевые сорта?
Зимние и летние масла
Раньше масла разрабатывались для узкого диапазона температур. Их минеральная основа не позволяла добиться оптимальной работы и зимой, и летом. Поэтому их изготавливали не для времен года, а для температурных диапазонов.
Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает способность того или иного автомасла создавать смазывающую пленку в широком диапазоне окружающего воздуха.
Цифрами обозначается вязкость при определенной температуре. Показатели высокотемпературной вязкости записываются следующим образом: SAE 30, где цифрами означают следующее:
- 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20. +25 градусов;
- 40 — +35. +40 градусов;
- 50 — +45. +50 градусов;
- 60 — +50 градусов и выше.
Для зимних условий эксплуатации предназначаются сорта с малой вязкостью, обозначающиеся литерой W — Winter (зимняя).
- 15W — масло пригодно к использованию при морозах до −10. − 15 градусов;
- 10W — при морозах до −15. − 20 градусов;
- 5W — при морозах до −20. − 25 градусов.
С появлением на рынке масел с искусственной синтетической основой их температурный диапазон существенно расширился. Смазывающие жидкости могли работать уже не в пределах 10 градусов, как раньше, а в рамках 40-50 градусов. В обозначениях стали указывать вязкость при низких и высоких температурах одновременно.
Таким образом, при прочтении надписи 10W-30 можно понять, что это масло разрешено использовать от −15 градусов мороза зимой до +20. +25 градусов тепла летом.
Нулевая вязкость
А для каких же температур пригодно масло с нулевой вязкостью 0W?
Эти сорта считаются арктическими и используются при температурах около −30 градусов мороза. Они обладают высокой прокачиваемостью и проворачиваемостью и могут обеспечить запуск мотора при температуре около 40 градусов мороза. Такое масло обеспечивает подвижность вала двигателя. Мотор хоть с трудом, но заводится. Температура мотора быстро поднимается, и масло нагревается, благодаря чему уже может хорошо прокачиваться по внутренним каналам.
Однако жидкое масло плохо работает при высоких температурах. Верхний предел его температур обозначен как SAE 30, что означает работоспособность при 25 градусов тепла. Однако на практике уже при этой температуре масло разжижается и хуже выполняет свои функции. По-настоящему оно может работать только до 15 градусов тепла.
Кроме того, машину неплохо оборудовать предпусковым подогревателем, который позволяет подогреть охлаждающую жидкость и масло перед пуском силового агрегата.
Моторное масло SAE 0W-30
Моторное масло SAE 0W-30 – это полная синтетика, прекрасно подходящая для использования в российском климате. При этом оно имеет сертификацию на соответствие стандарту ILSAC GF-5, что указывает на его высокие антифрикционные свойства и выраженную экономию топлива. Применять такое масло можно как в двигателях, специально рассчитанных на энергосберегающие масла, так и в обычных моторах. При производстве этого масла учитываются специфические требования ряда современных моделей автомобилей. Допустимо применение масла ROLF JP SAE 0W-30 ILSAC GF-5/API SN на новых автомобилях в течение срока гарантии, если оно удовлетворяет перечню требований, указанному в сервисной книжке.
Характеристики моторного масла 0W-30, вязкость и расшифровка
Масло 0W-30, согласно классификации SAE, относится к всесезонным и имеет сравнительно малую высокотемпературную вязкость. Масла этого класса все шире применяются в легковых автомобилях из-за роста строгости экологических норм. Чтобы их выполнять, приходится всеми возможными методами снижать расход горючего. Маловязкие масла уменьшают механические потери в двигателе, создавая свой вклад в общую экономичность.
Из всех классов низкотемпературной вязкости SAE 0W – минимальный из предусмотренных. Это означает, что моторное масло 0W-30 обеспечивает отличные пусковые характеристики зимой, легко прокачивается через фильтр и с большей скоростью начинает полноценно смазывать нагруженные пары трения в ДВС. В северных широтах это уже само по себе обеспечивает увеличение ресурса в сравнении с более вязкими маслами, даже если они не затрудняют сам запуск мотора.
Стандарт задает предельные характеристики по динамической вязкости на уровне:
- не более 6200 мПа·с при -35 °С – испытание задает условный порог проворачиваемости коленчатого вала электростартером автомобиля;
- не более 6000 мПа·с при -40 °С – условный порог сохранения прокачиваемости масляным насосом.
Допустимый диапазон кинематической вязкости свежего масла для класса SAE 30 – от 9,3 до 12,5 мм 2 /с. У масла ROLF JP SAE 0W-30 ILSAC GF-5/API SN этот показатель сдвинут к верхней границе требований, что позволяет ему дольше работать в моторе, не выходя за заданный диапазон: по мере старения вязкость масла неизбежно снижается.
Классификация масла по API
Плотность при 15 °С, кг/м 3
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм 2 /с
Вязкость кинематическая при 40 °С, мм 2 /с
Динамическая вязкость CCS при минус 35 °С, мПа·с
Щелочное число, мг КОН/г
Испаряемость по NOACK, %
Температура вспышки в открытом тигле, °С
Температура застывания, °С
Преимущества моторного масла 0W-30
Для масла ROLF JP SAE 0W-30 ILSAC GF-5/API SN испытания на проворот коленчатого вала дают результат на уровне 3500 мПа·с, то есть масло почти вдвое перекрывает требования стандарта. Благодаря этому оно обеспечивает легкость запуска даже при очень низких температурах и на автомобилях с недостаточной мощностью аккумулятора. Эта проблема характерна для многих японских машин, где большой аккумулятор не помещается под капотом из-за плотной компоновки. Благодаря синтетическому маслу SAE 0W-30 можно значительно снизить нагрузку на стартер зимой.
Моторное масло 0W-30
Выраженные энергосберегающие свойства масла при длительной эксплуатации автомобиля способны дать заметную экономию на топливе, особенно если машина эксплуатируется при повышенных нагрузках.
Соответствуя не только более строгому классу качества для бензиновых двигателей API SN, но и дополнительным требованиям, введенным в ILSAC GF-5, масло 0W-30 (синтетика) отлично подходит для современных автомобилей. Оно полностью совместимо со всеми используемыми типами катализаторов, имеет малую зольность и расход на угар.
Ярко выраженные моющие свойства масла позволяют мотору длительно сохранять чистоту. Не снижается пропускная способность масляных каналов, включая наиболее тонкие (гидрокомпенсаторы, масляные форсунки охлаждения поршней). Минимальный уровень нагарообразования защищает поршневые кольца от потери подвижности, приводящей к снижению компрессии. Уменьшается риск выхода из строя из-за загрязнения клапанов VTEC, редукционного клапана маслонасоса.
Сравнение с другими маслами
Основные отличия других масел с индексом высокотемпературной вязкости SAE 30 из линейки ROLF Lubricants GmbH от ROLF JP SAE 0W-30 ILSAC GF-5/API SN:
ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30
ROLF GT 5W-30 SN/CF
ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN
Ниже класс качества по API (SL, а не SN).
Допускается применение в дизелях (сертифицировано по классу API CF).
Незначительно выше кинематическая вязкость при 100 °С.
Значительно выше щелочное число.
Немного выше температура застывания.
Соответствует требованиям BMW LL-04.
Допускается применение в дизелях (сертифицировано по классу API CF).
Незначительно выше кинематическая вязкость при 100 °С.
Немного выше температура застывания.
Соответствует требованиям BMW LL-04.
Выше температура застывания.
Из всех синтетических масел ROLF с таким индексом вязкости масло 0W-30 оптимально именно для холодного климата и современных двигателей с жесткими требованиями к качеству, содержанию серы и фосфора. Для автомобилей, где допускается применение масел API SL, вариант использования ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 может быть более предпочтителен, особенно на высокосернистом топливе. В таких условиях масла с повышенным щелочным числом лучше. В то же время масло ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN, практически идентичное по большинству характеристик 0W-30, в теплом или жарком климате обеспечит меньший расход на угар, но пусковые характеристики зимой у него значительно хуже.
В то же время при выборе масла нужно учитывать, что линейка ROLF JP не сертифицировалась для дизельных автомобилей (группа классов API C). Также данные масла не рекомендованы для автомобилей, требующих масла со спецификацией BMW LL-04.
Когда лучше применять масло 0W-30
Это масло отлично раскрывает свои свойства на тех автомобилях, где двигатели изначально рассчитаны на энергосберегающие смазывающие материалы. Однако и на обычных автомобилях оно даст свои плюсы, и в первую очередь это касается холодного пуска.
В северных широтах России оно способно значительно облегчить пуск в сравнении с другими маслами, формально выполняющими требования класса 0W. Значительный запас по динамической вязкости относительно стандарта страхует при резком похолодании, позволяет машине нормально запускаться при частично разряженном аккумуляторе. Снижение нагрузки на стартер также разгружает и силовые электроцепи, допускает больше попыток запуска, что важно после длительной стоянки или при неудовлетворительном качестве бензина, плохо испаряющегося на морозе.
Поскольку масло 0W-30 соответствует повышенным требованиям стандарта ILSAC GF-5, оно хорошо подходит для новых двигателей. Оно будет длительно поддерживать чистоту в картере, снизит скорость нагарообразования. При высоких нагрузках оно отлично защищает мотор от износа, хорошо подходит для высокооборотных моторов и двигателей с турбокомпрессорами, включая системы многоступенчатого наддува.
Моторное масло 0W30
Четкая работа силового агрегата невозможна без подходящего смазочного материала, выбор которого следует осуществлять, принимая во внимание факторы окружающей среды, рекомендации производителя транспортного средства, пробег. Смазка не только защищает детали от избыточного износа, но и способна очищать их благодаря входящим в состав присадкам.
Масло 0w30 рекомендуется рядом автомобильных концернов, относится к материалам, которые могут применяться и летом, и зимой.
Расшифровка 0W30 SAE
Чтобы облегчить покупателям выбор тех или иных смазочных материалов, производители используют специальную маркировку, которая указывает на характеристики продукции- SAE. Маркировка позволяет судить о вязкости смазывающего состава в зависимости от температуры.
Моторное масло 0w30 – синтетический продукт, который рекомендован различными производителям авто. Расшифровка маркировки масла в этом случае будет следующей:
- наличие литеры «W» в маркировке значит, что смазка применяется в любой сезон – и в летнее время, и зимой;
- «0» обозначает вязкость в холодное время суток. Двигатель с такой смазкой спокойно работает в температурных условиях до -35°C до -40°C;
- «30» говорит о максимальном пороге температуры в летнюю жару. Он составляет +30 градусов.
В системе температура может доходить до 150 градусов – смазочный материал выдерживает подобное. Индекс вязкости такого масла равен 170 еденицам.
Технические характеристики 0w-30
Синтетические масла 0w30 обеспечивают надежную защиту силового агрегата и должное его охлаждение в моменты интенсивных нагрузок.
Смазочный материал с данной маркировкой оптимизирует расход топлива и понижает количество вредных выбросов. Благодаря характеристикам продукта обеспечивается стабильный запуск двигателя в условиях температурных колебаний или в зимний период, кроме того, повышается ресурс двигателя за счет сокращения сопротивления соприкасающихся элементов.
Чем отличается 0w30 от 5w30
Выбор между 0w30 и 5w30 становится проще, если разобраться в отличиях составов продуктов и их свойств. По маркировке видно, что минимальная температура у смазочных материалов различная, однако дело не только в этом, но и в используемых присадках.
Получается, что решить 5w30 или 0w30 можно, опираясь на рекомендации автоконцерна и условия эксплуатации машины. Например, в жару большую эффективность покажет 5w30, а в холода доверить автомобиль стоит маслу 0w30.
Смешивать смазочные материалы с данными маркировками не рекомендуется, так как легко получить вариант, когда присадки вступят в химическую реакцию, образовав осадок. Когда же на дороге нет иного варианта, есть ряд правил, которые помогут обезопасить двигатель:
- заливать в систему следует не более пятнадцати процентов продукта с отличающейся маркировкой;
- при смешивании стоит предпочесть продукцию с одинаковой основой и от одного производителя;
- обновить смазку следует при первой удобной возможности, допустимо проехать не более двух тысяч километров. Рекомендуется полная промывка двигателя перед заменой.
Рейтинг моторных масел 0w-30
Масло 0w30 от разных производителей отличается характеристиками. Рейтинг поможет сориентироваться при выборе подходящего продукта.
Shell Helix Ultra
Синтетика с пакетом присадок, сохраняющих автомобиль от коррозии. Помогает сохранить до пяти процентов горючего, сокращает вибрацию силового агрегата и делает его менее шумным, отличается стабильным составом и бережет машину от ежедневной нагрузки.
Не подходит для дизелей с сажевыми фильтрами.
Castrol EDGE
Синтетический состав для современных силовых агрегатов, обогащенный соединениями титана. Специальная технология Titanium FST гарантирует максимальную защиту даже при экстремальных нагрузках. Плотность смазочного материала меняется в зависимости от условий, обеспечивая отличное состояние мотора.
Motul 8100 Eco-nergy
alt=»Масло Motul 8100 Eco-nergy 0W30″ width=»300″ height=»300″ />Экономичный синтетический продукт, обеспечивающий защиту компонентам ДВС и равномерно выводящий избыток тепла. Эффективен против шламовых отложений, сокращает количество окислительных процессов, позволяет запускать бензиновые и дизельные движки в зимний период. Может смешиваться с продукцией других производителей.
Idemitsu Zepro Touring Pro
Японское синтетическое масло, которое обеспечивает эффективную работу силового агрегата и его защиту от избыточного износа. Качественное, хорошо очищает поверхность деталей мотора, помогает сократить расход горючего.
Как расшифровываются маркировки моторного масла, что они означают и что выбрать
Выбор моторного масла для новичка порой задача более сложная, чем может показаться. Мало того, что нужно выбрать определенный бренд, так еще и не ошибиться с типом и вязкостью масла. Маркировок много, вариантов еще больше, а что означают цифры «5W40» и чем такое масло отличается от «0W30», понимают не все. Давайте выясним базовые характеристики моторного масла, разберемся в маркировках и поймем, можно ли критично ошибиться в выборе.
Взяв в руки любую упаковку моторного масла, на ней можно увидеть массу аббревиатур, цифр, индексов и допусков автомобильных брендов. О них мы поговорим чуть ниже, а сначала определимся с тем, из чего, собственно, состоит масло. С совсем базовой точки зрения моторное масло состоит из основы и присадок. Базовая основа – это само масло, а присадки – это добавки, улучшающие характеристики масла до требуемых.
При этом расхожие названия «минералка» и «синтетика» имеют под собой реальные обоснования: ведь фактически по составу базовой основы моторные масла условно делятся на минеральные и синтетические. У этой классификации тоже есть свои слабые места, но и потребители, и маркетологи к ней привыкли. Минеральные масла по этой классификации – те, где базовая основа производится из нефти, а синтетические имеют в основе масло, произведенное при помощи органического синтеза. Из этих двух категорий появилась и третья – «полусинтетика». Фактически полусинтетические моторные масла – это минеральные масла с добавлением синтетических компонентов, то есть, строго говоря, они все равно относятся к минеральным.
Такая маркировка масла используется для обозначения его вязкости и текучести по классификации SAE – американской Ассоциации автомобильных инженеров. В этой маркировке содержатся два показателя: первые два символа – это вязкость масла при низких температурах, а вторые два – при высоких. Буква W в маркировке как раз означает «winter» – то есть зима. Классов низкотемпературной вязкости шесть: 0W, 5W и так далее до 25W. Чем больше число в индексе, тем выше вязкость масла при низких температурах: например, масло 0W в мороз будет более жидким, чем 10W. Классов высокотемпературной вязкости больше, но самых распространенных в потребительском сегменте – пять: 20, 30 40, 50 и 60. Принцип здесь тот же самый: чем больше число, тем выше вязкость масла при высоких температурах.
Существуют масла с одной маркировкой: например, 5W. Это означает, что масло предназначено только для применения при низких температурах. Однако в большинстве своем современные моторные масла являются всесезонными – то есть могут работать как при низких, так и при высоких температурах. Основная задача в таких условиях – обеспечить необходимые параметры вязкости, а также сохранить смазывающие, защитные и очищающие свойства во всем рабочем диапазоне температур.
Моторные масла в процессе сертификации проходят тестирование на соответствие стандартам различных профильных организаций. Например, ACEA – это Ассоциация европейских автопроизводителей, а API – Американский институт нефти. Эти организации оценивают масла и присваивают им классы в зависимости от их характеристик. Современные масла практически всегда имеют такие маркировки, поэтому при выборе их можно использовать лишь для проверки соответствия масла вашему автомобилю.
Еще одна категория маркировок моторного масла – допуски автопроизводителей. Качественные моторные масла обычно имеют допуски большинства крупных автопроизводителей, так что на упаковке будет целая россыпь брендов с указанием конкретных допусков.
Как ни странно, вопрос выбора моторного масла одновременно крайне прост и крайне сложен. С одной стороны, базовый ответ здесь элементарен: нужно заливать то масло, которое рекомендовано производителем в сервисных документах вашего конкретного автомобиля. То есть, для неискушенных автовладельцев вопроса как такового нет: нужно просто открыть руководство по эксплуатации и купить соответствующую жидкость. При этом, разумеется, необязательно строго соблюдать рекомендации по выбору бренда. Обычно автопроизводители указывают «рекомендованное» масло компании-партнера, но владелец машины может сам выбирать производителя – главное, чтобы параметры моторного масла совпадали с рекомендованными производителем, и у него был соответствующий допуск от автопроизводителя.
С другой стороны, даже рекомендованные автопроизводителем масла не всегда оказываются абсолютно оптимальными для всех сценариев эксплуатации. Здесь могут играть роль такие «внешние» факторы как манера езды, климатические условия, периодичность замены масла, а также ожидания владельца по ресурсу двигателя. Например, при активной манере езды масло может требовать более частой замены, как и при постоянной эксплуатации в дорожных пробках. Пробки и активная езда также провоцируют перегрев, так что современные маловязкие масла в таких условиях иногда могут не обеспечивать идеальную защиту деталей двигателя. А вот эксплуатация в холодном климате с короткими поездками, напротив, может быть поводом использовать менее вязкое масло. Ну и выбор бренда в конечном итоге тоже важен: ведь соответствие двух разных масел одному и тому же набору параметров и допусков еще не означает, что они имеют абсолютно идентичные эксплуатационные свойства.
Резюмируя вышесказанное, можно сформировать простую рекомендацию по выбору масла. Если вы не уверены в том, что купить, просто откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля и уточните, какую вязкость и прочие параметры рекомендует производитель. Приобрести можно любое масло крупного бренда, имеющее нужную вязкость и нужный допуск от производителя вашей машины.
Если же вам интересно разобраться в выборе масла более подробно, то начать можно с нашего материала о том, почему маловязкие масла – не всегда лучший выбор и в каких случаях повышение вязкости может пойти на пользу мотору.