Замена прокладки ГБЦ
.
Нужно было менять прокладку
До магазина Автозапчастей было далеко ехать, но мне повезло: у отца когда-то была шестёрка. и прокладка осталась) Лежала в коробке, — ждала своей участи.
.
Начал разбирать. Снял кастрюлю, клапанную крышку
.
Снял распредвал.
Что бы снять шестерню распредвала, берём головку на 17, и отворачиваем болт крепления шестерни к валу, потом поддеваем её большой плоской отверткой, чем угодно, в сторону радиатора, вынимаем из цепи ГРМ.
ВНИМАНИЕ! Не уроните цепь в двигатель, доставать будет проблематично. Лучше аккуратно положите на башмак ( черная штуковина в виде полумесяца рядом с цепью ГРМ)
Далее берём ключ на 13, и отворачиваем гайки крепления распределительного вала, вынимаем его.
Снимаем все подводы к карбюратору, отсоединяем выпуск выхлопных газов.
МЫ ПОЛУЧИЛИ ДОСТУП К ШПИЛЬКАМ КРЕПЛЕНИЯ БАШКИ К БЛОКУ
.
Чтобы выкрутить шпильки используем ХОРОШИЙ ключ . хорошую головку на 12.
откручиваем против часовой стрелки.
Сорванная шляпка шпильки
НЕ СОРВИТЕ ШЛЯПКУ БОЛТА! Я сорвал( Нового болта я не нашёл ( Благо, у меня есть знакомый токарь, который выточил мне новую шпильку.
ЕСЛИ ВЫ СОРВАЛИ БОЛТ! Не паникуйте, все можно исправить.
Привариться вряд ли получится (лично у меня не получилось) поэтому берём ДРЕЛЬ, хорошее СВЕРЛО по металлу и высверливаем болт ( сломал 3 сверла), но всё равно высверлил.
МОЖНО СРУБИТЬ ШЛЯПКУ ЗУБИЛОМ с помощью кувалды ( опробовано самим- получилось! Сначала срубил, потом высверлил немного)
Вынули все шпильки, сняли голову.
Отмыл
Почистите блок и голову от остатков старой прокладки.
ЧТОБЫ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРАВИЛЬНО ВЫСТАВИТЬ КОЛЕНВАЛ И РАСПРЕДВАЛ ПО МЕТКАМ, УСТАНОВИТЕ ПЕРВЫЙ ПОРШЕНЬ В ВМТ ( ПОМНИМ, КОЛЕНВАЛ ДВИЖЕТСЯ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, ПОРШЕНЬ ПОШЕЛ ВНИЗ, ВПУСКНОЙ КЛАПАН ОТКРЫЛСЯ)
.
Обратим внимание на распредвал.
Распредвал сверху)
На шестерне распредвала есть своеобразная "точка", — это метка .
Помните! Когда 1-й поршень в ВМТ, метка на шестерне должна находится вверху напротив своеобразной стрелки
.
УСТАНАВЛИВАЕМ ГОЛОВУ НА МЕСТО!
.
Что я использовал вместо динамометрического ключа?
ТРЕЩЁТКА + ТРУБА= ТУТ УЖ ТОЧНО ЗАТЯНИТЕ!
Извините фото нет(
ОСТОРОЖНО! Не сорвите шпильки! закручивайте все по схеме
Порядок затяжки болтов
Сначала затянули ключом без трубы все шпильки по порядку до упора.
Тяните спокойно, без рывков. Не перетяните.
Потом уже с трубой по порядку до упора.
Как болт остановился сам до упора, его пока не тяните, тяните следующий.
И так пару раз по кругу, пока болты не перестанут крутиться.
Затяните сначала полностью все 10 болтов без 11-го. 11-й тяните САМЫМ ПОСЛЕДНИМ, когда все уже затянуто.
Тяните ключом, без трубы, так как для этого болта нужно небольшое усилие ( примерно 3 кг) .
РЕЗЬБУ этого болта ОЧЕНЬ ЛЕГКО сорвать. Там очень тонкая грань между "затянуто" и " сорвано".
Подождите часа 4 . Голова немного " осядет" . Протяните болты ещё раз.
Устанавливаем распредвал на место
.
чтобы установить шестерню распредвала наместо, нужно надеть цепь ГРМ на шестерню, слегка прикрутить болт рукой на место, а потом начать потихоньку притягивать ключом . Шестерня сама запрыгнет( у меня так)
Помните, 1-й поршень у нас в ВМТ. метка на шестерне вверху.
Прикручиваем клапанную крышку наместо, присоединяем все шланги к карбюратору, устанавливаем зажигание.
Нет фото полностью собранного двигателя(с клапанной крышкой) есть часть, с новыми патрубками радиатора печки… ( там видно крышку)
Порядок затяжки головки блока (гбц)
Данный порядок нужен для того чтобы правильно состыковать головку блока и блок цилиндров.
Чтобы не было перекосов и лишнего напряжения металла.
Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2101 — 07 (классика)
Затяжка болтов ГБЦ проводится в два захода.
Первый заход: болты 1 — 10 затягиваются моментом 3,5 — 4,1 кгс*м.
Второй заход: эти же болты, но затяжка моментом 10,5 — 11,5 кгс*м
Последним затягивается болт 11, моментом 3,5 — 4,0 кгс*м.
Порядок затяжки головки блока ВАЗ 2108 — 09, Samara.
Порядок затяжки аналогичен классике, также начинается из центра.
Но проводится в 4 приёма.
1. Болты затягиваются моментом 2,0 кгс*м
2. Затягиваются моментом 7,5 — 8,5 кгс*м
3. Болты доворачиваются на 90 градусов.
4. Ещё раз доворачиваются на 90 градусов.
запчасти на грузовой Хендай здесь с доставкой. запчасти Хиаб здесь доставляют курьером
Порядок затяжки головки блока 16-ти клапанных двигателей ВАЗ.
Аналогично всем остальным, из центра.
1 приём — 2,0 кгс*м
2 приём — довернуть болты на 90 градусов
3 приём — ещё раз довернуть болты на 90 градусов.
Внимание!
На 16-ти клапанных моторах разрешается повторное использование болтов крепления ГБЦ, НО если их длинна без головки НЕ превышает 95 мм.
Если длинна болта более 95 мм его нужно заменить.
Замер длинны производится с шайбой.
Для работы необходимо использовать динамометрический ключ
Неисправности ГБЦ ВАЗ 2106: как выявить их и устранить
Неисправности ГБЦ ВАЗовской «шестёрки» возникают нечасто. Однако при их появлении с ремонтом затягивать не стоит. В зависимости от характера поломки может требоваться не только постоянная доливка масла или охлаждающей жидкости, но и возможно снижение ресурса двигателя.
Описание головки блока цилиндров ВАЗ 2106
Головка блока цилиндров (ГБЦ) является неотъемлемой частью любого силового агрегата внутреннего сгорания. Посредством этого механизма контролируется подача горючей смеси в цилиндры и вывод отработавших газов из них. Узел имеет свойственные ему неисправности, на обнаружении и устранении которых стоит остановиться подробнее.
Назначение и принцип работы
Основным назначением ГБЦ является обеспечение герметичности блока цилиндров, т. е. создание достаточного препятствия для выхода газов наружу. Кроме этого, головка блока решает целый спектр задач, которые обеспечивают функционирование двигателя:
- формирует замкнутые камеры сгорания;
- участвует в работе ГРМ;
- задействуется в системе смазки и охлаждения мотора. Для этого в головке есть соответствующие каналы;
- участвует в работе системы зажигания, поскольку в ГБЦ расположены свечи зажигания.
Для всех перечисленных систем головка блока является корпусным элементом, обеспечивающим жёсткость и целостность конструкции силового агрегата. Если с ГБЦ возникают неисправности, нормальная работа двигателя нарушается. В зависимости от характера поломки возможны проблемы как с системой зажигания, смазки, так и с системой охлаждения, что требует скорейшего ремонта.
Принцип действия ГБЦ сводится к следующим шагам:
- От коленвала двигателя посредством цепи ГРМ и звёздочки приводится в движение распределительный вал.
- Кулачки распредвала в нужный момент воздействуют на рокеры, открывая и закрывая клапаны ГБЦ в нужный момент, наполняя цилиндры рабочей смесью через впускной коллектор и выпуская отработавшие газы через выпускной.
- Работа клапанов происходит в определённой последовательности, в зависимости от положения поршня (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск).
- Слаженная работа цепного привода обеспечивается устройством натяжения и успокоителем.
Из чего состоит
ГБЦ «шестёрки» является 8-клапанной и состоит из следующих конструктивных частей:
- прокладка головки;
- механизм ГРМ;
- корпус ГБЦ;
- цепной привод;
- камера сгорания;
- устройство натяжения;
- свечные отверстия;
- плоскости для монтажа коллекторов впуска и выпуска.
Рассматриваемый узел является общим для четырёх цилиндров. В корпус установлены сёдла из чугуна и втулки клапанов. Рабочие кромки сёдел подвергаются обработке после их установки в корпус для чёткого прилегания клапанов. Отверстия во втулках также обрабатывают после запрессовки в ГБЦ. Это необходимо для того, чтобы диаметр отверстий по отношению к рабочим плоскостям сёдел был точным. Во втулках есть спиралевидные бороздки для смазки штока клапана. Сверху втулок располагаются сальники клапанов, которые выполнены их специальной резины и стального колечка. Манжеты плотно насаживаются на стержень клапанов и предотвращают попадание смазки в камеру сгорания через зазоры между стенкой втулки и штоком клапана. Каждый клапан оснащается двумя цилиндрическими пружинами, которые опираются на специальные шайбы. Сверху пружин располагается тарелка, удерживающая на стержне клапана два сухаря, имеющих форму усечённого конуса.
Прокладка ГБЦ
Прокладка головки блока обеспечивает плотное прилегание ГБЦ к блоку цилиндров. Материалом изготовления уплотнителя является армированный асбест, который способен выдерживать воздействие высоких температур, возникающих при работе силового агрегата. К тому же армированный асбест выдерживает высокое давление при разных нагрузках двигателя.
Механизм ГРМ
Устройство газораспределения состоит из клапанного механизма и цепного привода. Первый из них отвечает за работу клапанов и состоит из непосредственно впускных и выпускных элементов, пружин, рычагов, сальников, втулок и распределительного вала. В конструкцию второго входит двухрядная цепь, звёздочка, успокоитель, устройство натяжения и башмак.
Корпус ГБЦ
Головка блока выполнена из сплавов алюминия и фиксируется к блоку цилиндров через прокладку при помощи десяти болтов, которые затягиваются в определённом порядке и с заданным усилием. В ГБЦ с левой стороны выполнены свечные колодцы, в которые вкручиваются свечи зажигания. С правой стороны корпус имеет каналы и плоскости, к которым через уплотнитель прилегают коллекторы системы впуска и выпуска. Сверху головка закрывается клапанной крышкой, которая предотвращает вытекание масла из мотора. Спереди монтируется натяжитель и привод механизма газораспределения.
Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ
Существует ряд неисправностей, по причине которых ГБЦ ВАЗовской «шестёрки» приходится демонтировать с автомобиля для дальнейшей диагностики или ремонта. Остановимся на них детальнее.
Прогорела прокладка
О том, что прокладка ГБЦ вышла из строя (прогорела или её пробило), свидетельствуют следующие признаки:
- появление подтёков или прорыв газов на стыке между блоком двигателя и головкой. При таком явлении в работе силовой установки появляются посторонние шумы. При разрыве внешней оболочки уплотнителя могут появляться следы смазки или охлаждающей жидкости (ОЖ);
- образование эмульсии в моторном масле. Происходит такое при попадании охлаждающей жидкости через прокладку в масло либо при образовании трещины в БЦ;
Видео: повреждение прокладки ГБЦ
Повреждение привалочной плоскости ГБЦ
К образованию дефектов привалочной поверхности головки блока могут приводить такие причины:
- продолжительная работа силового агрегата;
- перегрев мотора;
- некачественная охлаждающая жидкость.
Дефекты такого рода устраняются путём обработки плоскости, с предварительным демонтажем головки.
Трещины в головке блока
Основными причинами, которые приводят к появлению трещин в ГБЦ, являются перегрев мотора, а также неправильная затяжка крепёжных болтов при монтаже. В зависимости от характера повреждений головку можно отремонтировать с помощью аргоновой сварки. При серьёзных дефектах ГБЦ придётся заменить.
Износ направляющих втулок
При большом пробеге двигателя или применении некачественного моторного масла, направляющие втулки клапанов изнашиваются, что приводит к нарушению герметичности между седлом и тарелкой клапана. Основным признаком такой неисправности является повышенный расход масла, а также появление сизого дыма из выхлопной трубы. Проблема устраняется путём замены направляющих втулок.
Износ сёдел клапанов
Сёдла клапанов могут изнашиваться по нескольким причинам:
- использование низкокачественного топлива;
- большой пробег двигателя;
- неправильная установка зажигания.
Неисправность решается правкой либо заменой сёдел. Кроме этого, в обязательном порядке проверяется система зажигания.
Облом свечи зажигания
Довольно редко, но бывает, что в результате чрезмерной затяжки свечи, деталь обламывается на резьбе в свечном отверстии. Чтобы извлечь остатки свечного элемента ГБЦ, требуется демонтировать и подручными инструментами выкручивать резьбовую часть.
Неисправности ЦПГ
При неполадках цилиндропоршневой группы двигателя, головку блока также приходится снимать. К наиболее распространённым поломкам ЦПГ относятся:
- повышенный износ цилиндров, колец и поршней;
- повреждение поршня;
- залегание колец.
При чрезмерном износе цилиндров двигатель полностью разбирают для замены поршневой группы, а также для расточки внутренней полости цилиндров на станке. Что касается повреждения самих поршней, то они хоть и нечасто, но прогорают. Всё это приводит к необходимости демонтажа ГБЦ и замены неисправных деталей. При залегании колец нормальная работа цилиндра и двигателя в целом становится невозможной.
Залегание колец — кольца застряли в канавках поршня из-за скопления в них продуктов сгорания. В результате компрессия и мощность снижается, расход масла увеличивается и возникает неравномерный износ цилиндра.
Ремонт ГБЦ
Если с головкой блока цилиндров «Жигулей» шестой модели возникли неполадки, требующие снятия узла с автомобиля, то ремонтные работы можно провести в условиях гаража, подготовив соответствующий инструмент и комплектующие.
Демонтаж головки
Для снятия ГБЦ потребуется следующий инструмент:
- вороток с удлинителем;
- набор ключей;
- трещоточные рукоятки;
- головки на 13 и 19.
Последовательность действий по демонтажу узла такова:
- Сливаем ОЖ из системы охлаждения.
- Снимаем воздушный фильтр с корпусом, карбюратор, клапанную крышку, отсоединяем впускной и выпускной коллекторы, отводя последний в сторону вместе со «штанами».
- Отворачиваем крепление и снимаем звёздочку с распредвала, а затем и сам распределительный вал с ГБЦ.
Разборка головки блока
Полная разборка ГБЦ требуется для таких ремонтных работ, как замена клапанов, направляющих втулок или сёдел клапанов.
Если из строя вышли сальники клапанов, то снимать ГБЦ нет необходимости — манжетные уплотнения можно заменить, сняв лишь распредвал и рассухарив клапаны.
Из инструментов понадобятся:
- ключ на 17 и 21;
- рассухариватель;
- съёмник сальников;
- пинцет;
- пруток оловянного припоя d = 8 мм;
- молоток;
- длинногубцы или магнитная рукоятка.
Разбираем узел в таком порядке:
-
Демонтируем рокеры вместе со стопорными пружинами.
Притирка клапанов
При замене клапанов или сёдел, необходимо выполнить притирку элементов друг к другу для обеспечения герметичности. Для работы потребуется:
- алмазная паста;
- электродрель с регулировкой оборотов.
Притираем клапаны следующим образом:
-
Наносим на тарелку клапана пасту для притирки.
Замена сёдел
Чтобы заменить седло, его потребуется демонтировать из ГБЦ. Поскольку в гаражных условиях специальное оборудование для этих целей отсутствует, поэтому для ремонта используется сварка либо подручные инструменты. Для демонтажа седла к нему приваривают старый клапан, после чего выбивают молотком. Новую деталь устанавливают в такой последовательности:
- ГБЦ нагреваем до 100˚С, а сёдла охлаждаем в морозильнике двое суток.
- Подходящей наставкой забиваем детали в корпус головки.
Видео: замена седла клапана ГБЦ
Замена втулок
Замена направляющих втулок клапанов производится следующим набором инструментов:
- молоток;
- оправка для выбивания и запрессовки втулок;
- развёртка на 8.025 мм;
- рожковый ключ под развёртку.
Процесс замены втулок состоит из следующих шагов:
-
Выбиваем старую втулку при помощи молотка и подходящей наставки.
Видео: замена направляющих втулок клапанов
Установка ГБЦ
Когда ремонт головки блока завершён либо заменена прокладка, механизм необходимо установить на место. Монтируется ГБЦ с помощью таких инструментов:
- головки на 13, 17, 19;
- вороток с удлинителем;
- динамометрический ключ.
Порядок действий по установке таков:
- Протираем поверхность ГБЦ и блока чистой ветошью.
- Помещаем новую прокладку на блок цилиндров.
Видео: затяжка ГБЦ на «классике»
Выбраковка болтов ГБЦ
Болты, удерживающую головку блока, при каждом демонтаже узла рекомендуется менять. Однако делают это довольно редко и ограничиваются обычным осмотром резьбы. Если она в порядке, то болты используют повторно. Нужно учитывать, что новый болт имеет размер 12*120 мм. Если же длина существенно отличается или крепёж при попытке его вкручивания в блок цилиндров идёт с трудом, то это может свидетельствовать о растяжении и необходимости замены болта. При затяжке ГБЦ заведомо растянутым болтом есть вероятность его обрыва.
Если при монтаже головки блока растянутый болт не оборвётся, то это не является гарантией того, что он обеспечит нужное усилие затяжки в процессе эксплуатации автомобиля. Через некоторое время затяжка ГБЦ может ослабнуть, что приведёт к пробою прокладки.
Если с ГБЦ ВАЗ 2106 возникли неисправности, вследствие чего нарушилась нормальная работа силового агрегата, устранить неполадку можно самостоятельно без посещения автосервиса. Для этого необходимо подготовить соответствующий инструмент, ознакомиться и следовать пошаговым инструкциям.
какой перечень протяжки балтов на галовке ВАЗ2106
Порядок затягивания гаек крепления крышки головки блока двигателей 2103, 2106.
Моменты затяжки резьбовых соединений
Болт крепления головки цилиндров:
предварительное затягивание М12×1,25 Момент затяжки, Н. м (кгс. м) 33,3–41,16 (3,4–4,2)
окончательное затягивание М12×1,25 Момент затяжки, Н. м (кгс. м) 95,94–118,38 (9,79–12,08)