Какой антифриз долить если не знаешь какой был залит
Перейти к содержимому

Какой антифриз долить если не знаешь какой был залит

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

44. Антифриз (как проверить, что долить).

Начнем с того, какие бывают виды антифриза.
Любой антифриз — это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок. Кстати ТОСОЛ — это тоже антифриз. Изначально это было номенклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР "Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз.
ТОСОЛ — это всего лишь аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим номенклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол — это вид антифриза.

У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д.

В стандартах по охлаждающим жидкостям нет такого понятия как совместимость антифризов. Заливка эксплуатационных жидкостей осуществляется по принципу соответствия требуемых допусков. Но все же есть способ "ориентироваться" в антифризах. По допуску VW к антифризам. А бывают они 3 видов: G11, G12, G12+.

Все различия в содержащихся присадках (база одна — этиленгликоль), действующие по разным принципам.
G11 — используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.
G11. Силикатный, обычно окрашивают в синий, зеленый, желтый, оранжевый(?) (в старых японских автомобилях, вообще, имел красный цвет).

Российский аналог "Тосол". Срок службы до 3 лет. Действует на систему охл. масштабно, силикатные присадки покрывают все стенки очень тонким защитным слоем, независимо есть ли коррозия или нет.

G12 — используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.
G12. Карбоксилатный, обычно окрашивают в красный, но бывает и желтый. Действует местно, т.е. если в системе образуется очаг коррозии, то присадки его локализуют. Поэтому, присадки в G12 не срабатываются так быстро (срок службы от 5 лет), а только по мере необходимости.
Если в системе был уже залит G11, то из-за создаваемого им покрытия, антифриз G12 не будет уже действовать и срок замены становится как при обычном G11.

G13(G12+) — используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги. Цвет — оранжевый.

Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз — его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха. В общем не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды тем.кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов).

Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя.

Про европейских производителей: сейчас 90% европейского рынка пакетов присадок занятой компанией BASF. Они уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок). Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin.

Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и т.д. приобретают басовский суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. )). Тот же AWM также изготавливается из этого суперконцентрата. Так что, что кастроловский антифриз, что мобил, что awm — внутри одно и то же.

Антифризы G11 и G12 между собой нельзя смешивать, заливать только после промывки системы охлаждения! Только G12+ можно без проблем доливать и к G11 и G12.

Цвет антифриза связан только с введенным красителем и не связан с его качеством (составом, свойствами)!
Так что каждый кто напишет в теме, что залил антифриз руководствуясь лишь цветом — будет послан на… в игнор!

Один из пользователей SsangYong New Actyon (RVL) обратился по "горячей линии" к Соллерс с вопросом:
"С какой периодичностью надо менять антифриз синего цвета, выявленный при покупке NA (предположительно G11)? Рекомендованный в РЭ данного авто G12 продаётся в нашей рознице только красного цвета."
Получил ответ: "На заводе используется антифриз G12, цвет зависит от красителя, который в нём используется. Смешивание антифризов с одинаковым допуском, но разным цветом красителя вполне допустимо. Антифриз меняется в соответствии с рекомендованным графиком ТО, каждые 60000км или 6 лет, в зависимости от того, что наступит ранее." Таки выходит, заводской (хоть и синий), всё же G12.

Немного разобрались, вот теперь о себе 🙂 :
Приблизительно, месяцев 7 назад (на пробеге в 30 тык), я обратил внимание что уровень антифриза упал до минимума. Так как пробег значительный (для антифриза) допускается его испарение 0.5-0.7 литра. Точнее испаряется не сам антифриз (соли), а вода. И можно просто добавить дистиллированной воды (в "трудных" случаях можно добавить родниковую либо кипяченную воду, но это крайне не желательно!).
Добавил я дистилята, проездил еще полгода, жару движку давал, да и в Крым по горам мотался. А вот тут температура на улице за ноль ушла и обратил внимание что на холодную у меня начало "журчать" под капотом. Заглянул снова в бачок — снова охлаждайка на минимуме. Подтеков и т.п. нет, все чисто. Снова вода испарилась или все же антифриз ушел? Что добавлять то? Решил проверить качество того, что залито и от этого уже "плясать".
По виду в бачке грязноватая жидкость, какого цвета — ХЗ. Отобрал в 5 мг шприц — чистенькая желтовато-оранжевая(?) жидкость.

Фото в бортжурнале SsangYong Actyon (2G)

Засунул её в домашний морозильник, продержал ночь, с утра только запотел сам шприц, антифриз как был так и остался жидким. Но хрен его знает как морозит морозильник и сколько градусов на минус он дает… Пошел в ближайший "автомаг" и прикупил себе ЗА ЦЕЛЫХ 140 РУБЛЕЙ 🙂 ареометр который измеряет качество (плотность) электролита и качество (в градусах замерзания) антифриза. Штука интересная, типа спиртомера, если кто пользовался такой приблудой ранее 🙂

Фото в бортжурнале SsangYong Actyon (2G)Ареометр в колбе Фото в бортжурнале SsangYong Actyon (2G)Как собирается ареометр Фото в бортжурнале SsangYong Actyon (2G)Готов к работе

Ну и идем к машине (на улице 0 гр.), открываем крышку с антифризом, засовываем эту штуку вниз и засасываем столько жидкости, что бы внутренний "поплавок-спиртомер" всплыл. На фото конечно плохо видно, но родной антифриз (при пробеге в 41 тык) показывает шкалу замерзания в 20-22 градуса.

Фото в бортжурнале SsangYong Actyon (2G)

Потом читаем сопроводительную бумажку и добавляем еще минус 6 градусов.

Фото в бортжурнале SsangYong Actyon (2G)

Итого, получается 26-28 градусов. Хотелось бы поболее… Думаю эту зиму еще переживу (если не будет уходить антифриз), а следующим летом надо будет заменить охлаждайку на новую.
Внимание! :)) По поводу высчитывания температуры замерзания антифриза произошла ошибка! В обсуждениях под темой на это обратил внимание narkotik777 за что ему спасибо! Бум знать!
Итого, температура застывания не -26 как я думал, а всего -14.

Почему нельзя смешивать разные антифризы? Предостережения экспертов и автопроизводителей

Антифриз циркулирует в системе охлаждения, предохраняя мотор от перегрева. Ведь при перегреве — в лучшем случае — возрастет расход масла. Те детали, которые отвечают за него (маслоотражательные колпачки клапанов и маслосъемные кольца поршней), перегрева не терпят. В худшем — может произойти деформация головки блока цилиндров или появятся задиры на поршнях и цилиндрах. А значит, двигателю потребуется дорогостоящий ремонт.

Охлаждающая жидкость со временем испаряется. Падение уровня ниже отметки min на расширительном бачке – сигнал к немедленным действиям. Но важно определиться – что можно заливать в машину и что с чем разрешено смешивать.

Конечно, лучше всего подлить ту же жидкость, что была залита автопроизводителем. Но, согласно нашим опросам, большинство владельцев (особенно купивших машину с пробегом) не знают, что именно плещется в их системах охлаждения.

Просто добавь воды (немного)

Если доливка не терпит отлагательства, а ее объем невелик (100-200 мл), используйте дистиллированную или фильтрованную воду. Это не опасно. Ведь уменьшение уровня антифриза в герметичной системе охлаждения происходит, в основном, за счет испарения воды. Клапан на крышке расширительного бачка срабатывает при возникновении избыточного давления и выпускает пары воды.

Другие компоненты антифриза – этиленгликоль и присадки – испаряются значительно медленнее. Получается, что, доливая небольшой объем воды, мы просто восполняем то, что испарилось из антифриза. Доливка воды не повысит, а лишь восстановит температуру замерзания антифриза.

Красный? Желтый? Зеленый?

Есть миф, что цвет охлаждающей жидкости связан с ее химической формулой. На самом деле цвет антифризу придает краситель, который может быть любым – никаких стандартов не существует.

Другое дело, что автоконцерны часто красят рекомендуемые жидкости в определенный цвет, чтобы «приучить» потребителя к своей продукции. Но важно помнить: никакого эксклюзивного права на использование красителя производитель не имеет. И если ВАЗ указывает цвет рекомендуемых ОЖ, то это – лишь дополнительная отличительная особенность рекомендуемой им марки антифриза, но никак не основная.

Ведь маркетинговыми ходами автогигантов кормится огромное количество мелких фирм-производителей разной степени добросовестности, которые готовы чуть ли не каждую неделю перекрашивать свою продукцию «под фирму» – лишь бы покупали.

В результате доверчивый покупатель, ориентирующийся на цвет, вместо карбоксилатного антифриза получает гибридный или лобридный. А смешивать ОЖ разных типов крайне нежелательно. Ведь в рецептуре антифриза главную роль играет соотношение (баланс) присадок, дающее оптимальный (синергетический) антикоррозионный эффект. Нарушение баланса присадок в результате смешивания ухудшает или вовсе сводит на нет антикоррозионные свойства антифриза.

Спросим производителя

Правильное решение — связаться с автопроизводителем и узнать его мнение. Особенно если доливать надо более 30% всего объема ОЖ. И в этом случае лучше заменить антифриз целиком, чем смешивать разные жидкости.

Автопроизводители: меняйте антифриз в дилерских центрах

Инструкция по эксплуатации рекомендует доливать следующие жидкости:

  • для автомобилей Largus, XRAY и для Vesta с двигателем Н4М: CoolStream NRC (концентрат, требует разбавления) или CoolStream NRR (готовая для заправки жидкость) по ТУ 2422-001-13331543-2016. Эти жидкости окрашены в желто-зеленый цвет.
  • для моделей Niva Travel и Niva Legend, Granta, Vesta с ДВС ВАЗ-21129 и ВАЗ-21179: «Антифриз Sintec» по ТУ 2422-047-51140047-2007; Felixcarbox по ТУ 20.59.43-068-36732629-2017. Эти жидкости окрашены в красный или розовый цвет.

В соответствии с «Руководством по эксплуатации автомобиля», для доливки или замены охлаждающей жидкости рекомендуется обратиться к дилеру LADA.

Porsche

Можно использовать только антифризы, имеющие допуск Porsche: Glisantin G40 (альтернативный вариант согласно G12++/VW TL 774G) или Glisantin G65 (альтернативный вариант, согласно G12evo/VW TL 774LJ). Эти антифризы можно смешивать друг с другом. Если в аварийном случае пришлось долить простую воду, впоследствии необходимо восстановить соотношение воды и антифриза.

Renault

Для каждого автомобиля выпускается своя карточка ТО и Гарантии. На ней внизу справа указаны параметры охлаждающей жидкости. Использовать нужно только ее – например, Glaceol RX type D для Renault Arkana.

Nissan

Доливать в холодное время можно только антифриз. Концентрат разводите водой в соотношении 50 на 50.

Volvo

Рекомендует только оригинальный продукт, приобретенный в официальном дилерском центре. При возможности его лучше не смешивать с другими жидкостями.

Hyundai

Контроль уровня охлаждающей жидкости должен производиться при температуре двигателя около 20 °С. Многое зависит от модели и типа системы охлаждения, а также причины снижения уровня:

  • Вариант системы с расширительным бачком под давлением – могут иметь место только утечки (незначительные) при эксплуатации, доливаем готовый к применению (не концентрат) рекомендованный производителем антифриз;
  • Вариант системы с расширительным бачком не под давлением – утечки (незначительные) при эксплуатации, доливаем готовый к применению антифриз (не концентрат);
  • Вариант системы с расширительным бачком не под давлением, незначительное снижение уровня при длительной эксплуатации (из-за испарения) – доливаем дистиллированную воду.

Производитель не допускает смешивание антифризов разных марок и рекомендует использовать только оригинальные продукты (указаны в руководстве пользователя).

Subaru

Только оригинальный антифриз Subaru Super Coolant. У дилера он доступен как в готовом виде, так и в концентрированном.

Mitsubishi

Самое верное решение – доставить автомобиль в ближайший официальный дилерский центр на эвакуаторе. Как правило, охлаждающая жидкость в значительных объемах не теряется, поэтому стоит исключить фактор неполадок в системе охлаждения. Если уровень охлаждающей жидкости чуть ниже положенного, то также стоит обратиться к официальному дилеру для проверки температуры замерзания и доливки необходимой жидкости (охлаждающей жидкости или дистиллированной воды).

Для заливки в автомобили Mitsubishi рекомендована охлаждающая жидкость Mitsubishi Motors Genuine Super Long Life Coolant или ее высококачественные аналоги на основе этиленгликоля.

Приоритетно – антифриз G12 Evo.

Комментарий специалиста

Будьте осторожны!

Добавлять охлаждающую жидкость необходимо исключительно при остывшем двигателе, в противном случае автовладелец рискует получить ожог. Кроме того, в холодное время года не рекомендуется использовать воду для нормализации уровня охлаждающей жидкости. Разбавленный водой антифриз быстрее испаряется, повышая скорость износа двигателя во время длительных поездок при отрицательной температуре воздуха.

Важно помнить: уровень охлаждающей жидкости и его своевременное пополнение играют особую роль в безопасной эксплуатации автомобиля.

Можно ли смешивать разные антифризы и другие жидкости?

Среди автомобильных эксплуатационных материалов (жидкостей) выделяют следующие основные:

  • Моторные и трансмиссионные масла, включая специальные масла для гидравлических коробок-автоматов (ГМП);
  • Гидравлические жидкости (для того же усилителя руля);
  • Тормозные жидкости;
  • Омыватели ветрового окна (и не только «незамерзайки, но и летние);
  • Охлаждающие жидкости — антифризы, —

— …и все они (кроме омывателей, естественно) подлежат периодической замене. Для каждой рабочей жидкости эти сроки свои.

Содержание

А начну с такого глупого вопроса, который уже давно гуляет по интернету, — а чем «тосол» отличается от «антифриза»? Ответ — в середине этой статьи.

Если зимнее моторное масло купить — не очень большая проблема (причем большинство моторных масел сегодня так и вообще — всесезонные), если аккумулятор с кирпичом внутри для веса — это также вчерашний, или даже позавчерашний, день (а ведь было, продавали), то с антифризами сложнее. Здесь могут обмануть, и обманывают до сих пор.

Антифризы

Шоферская молва знает, например, такой случай, когда зимой 1996-97 годов на одном из авторынков Ростова группа мошенников под видом тосола торговала… морской водой. По цвету и плотности она подходила идеально. Но, видимо, кто-то из тогдашних «новых русских ростовчан» заправил парк своих иномарок указанным «тосолом», последствия чего в ту суровую зиму предугадать нетрудно — горе-коммерсантов расстреляли прямо на их торговых местах среди бела дня. Отголоски той разборки раскатились далеко за границы не только Ростовской области.

На что надо смотреть?

Покупателю на рынке продавцы и реализаторы антифризов демонстрируют только плотность той жидкости, которая продается (это в случае, если на розлив, однако подобное и сегодня можно встретить), а также сроки выпуска-годности на наклейках канистр. Гарантию на антифриз может дать только специализированный магазин или дилер вашей марки (при наличии чека, разумеется).

Антифризы замерзают при 60° С, а температура их кипения +170° С. Они, в отличие от той же воды, при замерзании в объеме не увеличиваются, поэтому и не «разрывают» блоков и головок цилиндров. А вот при высоких температурах антифризы увеличиваются в объеме, именно для этого предусмотрен в системе расширительный бачок.

Антифризам также присущи некоторые недостатки. Их теплопроводность и теплоемкость ниже, чем у воды, поэтому прогрев двигателя и салона автомобиля «слегка пролонгирован».

Антифризы агрессивны в плане коррозии, поэтому в их состав вводятся специальные антикоррозионные присадки. Для гашения пены — противопенные присадки, а также ещё — просто огромное множество всевозможных других. Причем, каждый производитель химический состав своей продукции держит в секрете (промышленный шпионаж), — и это первая причина, почему смешивать антифризы, как минимум, нежелательно, а иные производители автомобилей (а также антифризов) даже запрещают!

Из отечественных антифризов многим известны марки «Тосол А-40» (и с 1985 года — «Тосол А40-М») с «крио-температурой» до минус 40 градусов. (Замечу в скобках: если вам предлагают к покупке «Тосол А-40», то вы можете смело заявить продавцу, что такая марка антифриза уже много-много лет как не производится). Тосолы марок «Арктика» — «АМ» и «А-65М» применяются мало и исключительно в арктических районах.

Тосол и Аntifreeze — это фактически одно и то же; антифриз — незамерзающая жидкость, а «Тосол» — это название и торговая марка.

Антифризы со временем «стареют»: снижается процент щелочности, растёт их коррозионная агрессивность и так далее. Но практика показывает, что при эксплуатации их в пределах сроков замены, указанных производителем, очагов коррозии в системах охлаждения обычно не обнаруживается. Однако это при контроле его плотности не ниже 1,075. Если плотность падает, то срок службы уменьшается.

Примечание:доливать в систему рекомендовано только дистиллированную воду, и она сегодня продается на каждой АЗС. А наиболее рачительные автовладельцы доливают такой же антифриз, того же производителя с тем же индексом, в крайнем случае — оговорённый производителем концентрат именно этого состава.

Важно! Начинающий автовладелец по неопытности выбирает на полке антифриз по цвету, мол, какой покупал, такой и доливаю. Однако проблема в том, что его цвет никак, нигде и, главное, ни кем не нормируется. Антифризы одного цвета зачастую имеют совершенно разные составы.

Общеизвестный факт (среди профессиональных механиков), что один и тот же состав для разных производителей поставляется в разных цветах. И это не шутка, а факт! Пример из практики — антифриз CoolStream Premium в рознице — оранжевого цвета, в Калугу на завод Volvo поступает желтым, в Ярославль для дизельных моторов Komatsu — синим, а в Питер на сборочный конвейер Opel (поставлялся, пока производитель General Motors не ушел из России) — розовым!

И вот пример обратного рода — наиболее популярный G11 имеет цвета: красный, зеленый, желтый, синий и даже фиолетовый.

Неопытный покупатель (по незнанию) может поразмыслить еще и вот на какую тему — а какая разница между G11 и G12? Всего одна цифра? Тю, так антифриз «двенадцатый» даже, наверное, круче моего «одиннадцатого».

Современные антифризы делятся на следующие категории:

  1. Гибридные антифризы (индекс G11)
  2. Карбоксилатные антифризы (индексы G12/G12+)
  3. Лобридные антифризы (G12++)
  4. Антифризы с индексами G13 и другими.

Их химический состав разный, и это вторая причина, почему их нежелательно (нельзя) смешивать. Мы специально не даем расшифровку всех этих индексов, спецификаций и особенностей их эксплуатационных свойств…за ненадобностью для широкого читателя. Вы должны руководствоваться только одним — записью в вашей Инструкции по эксплуатации конкретно вашего автомобиля.

Не экспериментируйте, не вы первый!

Покупать антифризы лучше в фирменных магазинах, у официальных их представителей, и эту фразу я специально повторяю для всех. На рынке, а особенно «на обочине» вас обязательно обманут.

Другая «автохимия» в морозы.

Назначение зимних препаратов заключается в том, чтобы максимально облегчить эксплуатацию автомобиля зимой. Жидкости, разлитые в стеклянную или пластмассовую тару, как правило, не замерзают, и их можно спокойно хранить в гараже и даже в багажнике.

Об аэрозольных баллончиках этого не скажешь.

Так называемые препараты «Антилёд» (DE-ICER) содержат в своей основе спирты и удаляют иней и лед со стекол. Разбрызгиваете препарат по стеклу, и через несколько минут включаете штатный стеклоочиститель. Кстати, когда у нас в свое время появились те самые «новые русские», а зимних препаратов в продаже еще не было, то автовладельцы использовали в качестве жидкости для обмыва стекла, например, – водку. И это не шутка — работает и весьма эффективно!

Оптику и зеркала протирают чистой ветошью. А с толстыми наледями сложнее. После того как спец-жидкость сделает свое дело, нужно очистить поверхность пластмассовым, а еще лучше резиновым скребком. И также вытереть стекло насухо фиброй.

Препараты типа «Антилёд» годятся также при размораживании гаражных и автомобильных замков, форсунок стеклоомывателей. Сейчас выпускается целый арсенал подобных препаратов, и каждый автовладелец может выбрать для себя всё, что пожелает душа или позволит карман. Включая выбор ароматов!

Из личного опыта старого шофёра

Чтобы не прибегать к размораживателям, старые водители, например, обильно смазывают замки (и гаражные, и автомобильные дверные) еще накануне морозов. Это должна быть жидкость из легких фракций нефти: на основе спиртов и эфиров. Например, всем известная WD-40. Этот – препарат предназначен для смазки заржавевших болтов, гаек, замков. и так далее. В его основе – керосин. Смазанные этим препаратом замки не замерзают даже после мойки автомобиля в морозный день!

Те автовладельцы, которые не могут себе позволить купить даже такой простой препарат, выходят из положения еще проще: заливают в замочную скважину (при помощи медицинского одноразового шприца) порцию… тормозной жидкости.

Но применение жидкостей, которые для таких процедур не предназначены, чревато тем, что, в конце концов, они автомобилю больше принесут вреда, чем пользы — его уплотнителям, лакокрасочному покрытию и тд, поэтому покупайте все-таки «правильную» автохимию.

Спасибо за внимание! А кто хочет узнать, почему выгодно мыть свой автомобиль и как правильно ухаживать за кузовом? Рекомендую посмотреть эту статью, нажав по этой ссылке.

Об авторе

&#128175 Telegram-канал &#129321 со смешными и полезными товарами, а также с промокодами и купонами (Telegram: WhatElephant).

Cooperation for product reviews:

Почта: info@niyazych.ru
Телеграм: @https://t.me/niyazkalimullin

Для предложений по сотрудничеству пишите на почту или в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *