#15. Установка пламегасителя вместо катализатора
Год назад, еще до того, как я завел страничку авто на драйве, у меня прогорела гофра выхлопной трубы. Плюс к этому начали прогнивать все банки.
Тогда я поменял всю трассу, кроме приемной трубы с катализатором.
Когда снял старую выхлопную, то в ней обнаружил несколько щепоток частиц от катализатора. На самом элементе катализатора уже начали выезжать соты. Если на выходе такая фигня, то что же творится со стороны двигателя? Вывод прост – кат начал разваливаться.
частички от катализатора соты куда-то поехали))
Покатался так с неделю и решил ставить паука 4-1.
После установки паука сразу проявилось несколько изменений:
1) Сильная вонь от выхлопа из-за отсутствия катализатора. До этого с трудом чувствовался запах.
2) Выхлоп стал заметно громче, особенно, если давить на газ в пол. Не прямоток конечно, но достаточно громко.
3) Появилась резонансная вибрация по всему кузову на 3000 обр. Вибрация чувствовалась даже через сиденье, а ручка кпп иногда нервно дребезжала.
Ожидал, что загорится чек, но не загорелся, ибо оказывается до меня предыдущий владелец уже прошил мозги под евро2.
Поначалу звук выхлопа прикалывал, но с течением времени все это безобразие начало надоедать.
Несколько раз заглядывал на ценники нового катализатора, каждый раз я просто офигевал.
Цены гуляли от 30 до 40к.
Сейчас цены на оригинальный кат тоже не призывают к покупке.
цены на автодоке цены на emex
Конечно мелькают в гугле непонятные сайты с непонятными катализаторами за 10к, но что-то доверия они не внушают. Подожду лучших времен для покупки ката.
В общем-то так и проездил годок с пауком, пока месяц назад не довелось перебирать мотор Chevrolet Aveo, у которой уже был выбит катализатор, но звучала она очень тихо с родной приемной трубой. В добавок к этому, меня навели на мысль, что вместо ката можно вставить пламегаситель.
Покурил все инет магазины на наличие подходящего пламегасителя, и наткнулся на ребят из BestCar164. У них в наличии было то, что мне надо, а нужен мне был пламегаситель, который вставляется во внутрь вместо катализатора. Поехал и купил.
Пламегаситель Tofris
Они занимаются еще установкой, но моя труба с катализатором находилась совершенно в другом населенном пункте. Да и самому сделать было интереснее.
Сразу предупреждаю, я не сварщик, и никогда им не был. Читал немного теории и приходилось варить всего пару раз. Так что не пинайте за красоту швов))
И так, погнали.
Берем нашу приемную трубу, спиливаем болгаркой термоэкраны.
Прикидываем, как у нас будет располагаться пламегаситель внутри, отмечаем мелом по широкой части и пилим ее по кругу.
картинка с плохим содержанием
Выбиваем элемент катализатора трубой и кувалдой в тисках
картинка еще ужаснее
Состояние катализатора впечатляет.
Удаляем болгаркой/ершиком остатки от катализатора.
Бросаем пламегаситель в трубу и прикидываем как ее лучше расположить, чтобы нижний ДК не уперся в него. Пламегаситель встает не вплотную по периметру, по всему кругу был зазор в 1-1,5мм.
Прикинули, можно зачищать места для сварки.
подготовка к сварке
Прихватываем пламегаситель и провариваем по кругу
Затем я немного прихватил (где достал) пламегаситель и с другой стороны трубы, чтобы ничего не болталось и не дребезжало
Затем все зачищаем от окалин, чистим места будущей сварки и можно сваривать две половины трубы.
Затем привариваем термоэкран на свое место.
Все, труба готова, за одним лишь исключением…шпильки.
Шпилькам было очень плохо. Попытался одну выкрутить, предварительно прогрев горелкой, выкрутилась лишь наполовину и обломилась.
Спилил все шпильки к черту и рассверлил отверстия под сквозные болты.
Вот теперь точно, все готово.
Далее скидываем паук, ставим самоделку.
Состояние датчиков ДК:
теперь паук будет валяться в гараже, ждать своего часа.
Что по итогу-то?
Вибрации на 3000 обр исчезли, рев тоже пропал.
Теперь даже двигатель стало слышно на оборотах, а не звук выхлопа.
Стало так же тихо, как с катализатором — сказать не могу, ибо давно не ездил с катализатором.
Но однозначно лучше паука.
Сколько проживет сам пламегаситель — покажет время.
Может настанут лучшие времена и цены на катализаторы упадут, тогда и от вони можно будет избавиться.
Как поставить пламегаситель вместо катализатора своими руками — плюсы и минусы замены + подробное руководство
Дабы уменьшить выбросы в окружающую среду от огромного числа автомобилей, производители начали оснащать их блоками очистки выхлопных газов — каталитическими нейтрализаторами (народное название — катализатор). Но указанные элементы не вечны и после поломки их обычно меняют на более простое устройство — пламегаситель. Любому водителю, эксплуатирующему современное авто, будет полезно знать, в чём смысл замены и как её выполнить своими руками. Ведь рано или поздно штатный катализатор выходит из строя и тогда хозяину машины приходится делать выбор — покупать аналогичную деталь либо ставить вместо неё гаситель пламени. Устройство имеет как несомненные плюсы, так и минусы, поэтому перед установкой нужно тщательно обдумать решение.
Отличие нейтрализатора от пламегасителя
На подавляющем большинстве автомобилей катализатор представляет собой бачок из нержавеющей стали, установленный в начале выхлопного тракта. Внутри бочонка располагаются керамические перегородки в виде мелких ячеек, сквозь которые проходят отработанные газы.
Катализатор в разрезе
Справка. В обычном выхлопе содержатся остатки несгоревшего топлива в виде токсичных веществ — угарного газа (СО) и окиси азота (NO), наносящих большой вред окружающей среде. Избавиться от них — главная задача нейтрализатора.
Схема работы нейтрализатора с дожиганием вредных газов
Принцип работы элемента таков: в присутствии каталитических веществ окись азота и угарный газ вступают в реакцию с остатками кислорода, происходит процесс дожигания и на выходе вредностей почти не остаётся. Пока работает двигатель, корпус агрегата сильно накаляется, ведь энергия остатков топлива превращается в тепло. По месторасположению катализаторы делятся на 2 типа:
- Коллекторные. По названию нетрудно понять, что эти элементы устанавливаются в вертикальном положении сразу за выпускным коллектором.
- Магистральные ставятся горизонтально на прямом участке трубы, проходящей под днищем машины.
Нейтрализатор коллекторного типа
В силу своей конструкции и принципа работы нейтрализаторы снижают температуру выхлопа и слегка приглушают звук. Проблема в том, что при длительной эксплуатации керамические ячейки забиваются сажей, проходимость элемента уменьшается и отработанным газам деваться некуда, двигатель «захлёбывается». Вышедшая из строя деталь не подлежит ремонту, только замене.
Схема выхлопной системы с магистральным катализатором
Пламегаситель — это обычная нержавеющая труба с перфорацией, помещённая внутрь такого же металлического бачка. Устройство не дожигает остатки горючего, а только охлаждает дымовые газы и снижает уровень шума. По принципу действия гасители пламени делятся на 3 вида:
- Активные. В них перфорированная труба окружена набивкой из негорючих материалов (базальтовое или асбестовое волокно, тонкая металлическая проволока), за счёт чего происходит поглощение звука.
- Пассивные. Скорость газов и шум здесь уменьшаются одним либо несколькими диффузорами с отверстиями меньшего диаметра. Частично отражаясь от стенок, продукты горения гасят скорость основного потока, отчего уровень шума снижается.
- Комбинированные. Здесь реализованы оба предыдущих способа — активный и пассивный.
Пламегаситель заводского изготовления
Примечание. Как правило, заводские пламегасители, предлагаемые в магазинах, работают по комбинированному принципу. Мастера — умельцы предпочитают делать устройства с активным шумоподавлением из-за более простой конструкции.
Отличие катализатора от пламегасителя состоит в том, что они решают разные задачи, хотя устанавливаются в одном месте. Но есть объективные причины, почему автомобилисты меняют один на другой.
Схема пламегасителя активного типа
Плюсы и минусы от установки пламегасителя своими руками
Главная причина, из-за которой владельцы машин ставят пламегаситель вместо нерабочего нейтрализатора — заоблачная цена последнего. Деталь для российских автомобилей обойдётся порядка 30 тыс. руб., а чтобы купить новый катализатор на иномарку, придётся потратить от 50 до 100 тыс. руб., иногда и больше. В то время как красная цена пламегасителя вместе с установкой и настройкой составляет около 20 тыс. руб.
Совет. Вы можете сэкономить ещё больше, если изготовите гаситель пламени своими руками и поставите его на авто самостоятельно.
Схема комбинированного пламегасителя
Установка пламегасителя вместо катализатора вызывает такие негативные последствия:
- увеличение токсичных выхлопов, чьё количество не соответствует современным экологическим требованиям (Euro 5);
- сокращение срока службы других элементов выхлопной системы — резонатора и глушителя (примерно на 10%);
- для нормальной работы двигателя придётся перепрограммировать контроллер либо откорректировать показания кислородного датчика (лямбда-зонда) путём установки различных «обманок» и эмуляторов.
Справка. Электронный блок (ЭБУ) формирует состав топливовоздушной смеси, ориентируясь на сигналы нескольких датчиков, в том числе и лямбда-зонда. Без катализатора его показания станут некорректными, отчего контроллер неправильно приготовит смесь и расход горючего резко возрастёт.
Пока законодательство Российской Федерации не запрещает эксплуатацию машин, чьи выбросы в атмосферу не удовлетворяют требованиям стандарта Euro 5. Соответственно, увеличение токсичных выхлопов не нанесёт вам прямого вреда, хотя ухудшит экологическую ситуацию в целом. Выбор остаётся на вашей совести.
Схема работы лямбда-зондов
Детали выпускной системы, работающие вместе с пламегасителем, прослужат меньше из-за высокой температуры поступающих в них газов. Но по сравнению с затратами на новый катализатор расходы по замене глушителя несущественны. Вдобавок вы получаете такие бонусы:
- Сопротивление прохождению дыма у пламегасителя ниже, чем у нейтрализатора. Отсюда возникает небольшая экономия топлива (до 5%) и улучшение рабочих условий для двигателя, что положительно сказывается на его ресурсе.
- Бензин с меньшим октановым числом уже не нанесёт вреда дорогостоящему катализатору. То же касается этилированного топлива, заставляющего последний перегреваться и быстро разрушающего керамические соты.
- Теоретически мощность мотора вырастет на 5—7%, хотя вы вряд ли это почувствуете.
- Нет опасности пожара, когда вы летом заехали на целину, поросшую сухой высокой травой. Гаситель пламени не греется так сильно, как нейтрализатор, и возгорания травы не произойдёт.
Отзывы реальных пользователей о замене
На просторах интернета распространено немало мифов о том, как установка пламегасителя может навредить двигателю и буквально привести его в негодность. Подобные утверждения не соответствуют реальному положению дел, что подтверждается позитивными отзывами автомобилистов на форумах. Вот некоторые из них:
Заменили оба катализатора на пламегасители +поставили доп. резонатор для уменьшения шума. Всем доволен. Перепрошивку при этом, естественно, делают автоматом. Контора под Северянинским мостом, Ярославское шоссе д. 3. После замены пришлось дополнительно поменять убитые при неисправном катализаторе свечи. Шумность — нормальная, разницы практически нет. При резком нажатии акселератора — буквально вдавливает в сиденье. Можно «шлифовать» и т. д. Что, в принципе, и должно наблюдаться у Соренто с 3,5 л. v6. Учитывая, что альтернативы практически нет (либо более дорогой бензин, либо ежегодная замена штатных катализаторов), для бензинового варианта решение оптимальное.
massterr
http://sorento.kia-club.ru/forum/viewtopic.php?p=30170
У меня два катализатора, выбили мне их ещё 2 года назад. Итог — противный дребезжащий звук при набирании оборотов, сильный пар из трубы и постоянное прогорание прокладки резонатор-глушитель. Решили вварить самый простой пламегаситель в места бывших катализаторов. Пламегаситель — это есть труба с кучей дырок, а поверх корпус. Способ интересен тем, что не требует затрат, трубы где-то нашли, болгарка и сварка была у соседа в деревне. Теперь нет звука типа пустого ведра, и, как мне показалось, стало потише. Ещё особенность заметил: после установки пламегасителей появился щёлкающий звук остывания с их стороны, после того как заглушил машину.
PetrK21
http://forums.drom.ru/toyota-vitz-yaris-platz-echo-funcargo-ist-bb-will-vi-sienta/t1151607567.html
В литературе несколько раз встречал мнение о том, что просто выбить кат — не совсем правильно. Тем более что впускное и выпускное отверстие в штатном кате находятся не по одной оси, они смещены относительно друг друга (Возможно, это и не имеет большого значения, но мне хотелось сделать все максимально прямо). В литературе предлагалось менять кат на стронгер или прямоточный пламегаситель (так его называли в журналах), я решил остановиться на последнем варианте. Судя из описаний, устройство несложное. Фактически оно представляет собой объем, наполненный несгораемым материалом, с перфорированной трубой внутри. Решил сделать его сам и вживить в штатную систему. По результату: намного быстрее и легче крутится двигатель, на холостом стрелку просто закидывает за 4000, в то время как на старом кате довольно тяжело докручивался до этой отметки. Во время езды улучшилась тяга, тянет с меньшего числа оборотов. Сегодня по пути на работу ни разу не докрутил до 3000 об/мин, не надо было. Такое ощущение, что машина стала легче, вроде из багажника ящик кирпичей выгрузил.
Ilich
http://vwts.ru/forum/index.php?showtopic=87010&st=0
Загорелся чек, съездил на сервис, сказали — катализатору пришёл конец. Выбил оба и поставил всё на место обратно. Но звук стал более громким и каким-то звонким. Полазил по инету и решил сделать пламегаситель и проставку под лямбду. Внутрь пламегасителя набил мин вату Роквул Лайт Батс (была под рукой). Температуру держит до 1000 градусов. Можно было набить крупной стружки, но найти её было сложнее. Установил все это на место. Звук стал ощутимо тише и глухой, пропал этот раздражающий звон. Да и гофра, я думаю, медленнее прогорит.
Artemon
http://www.sonata-club.ru/forum/Default.aspx?g=posts&t=8198
Замена нейтрализатора пламегасителем
Если вы приняли решение не покупать новый катализатор, то перед вами 3 способа решения вопроса:
- приобрести готовый пламегаситель и самостоятельно поставить его на машину;
- сделать его своими руками, установить и настроить;
- демонтировать негодный катализатор, а вместо него вставить кусок трубы с фланцами.
Совет. Если вы не владеете в достаточной степени навыками сварочных работ, то за самостоятельное изготовление элемента браться не стоит. Практика показывает, что детали выхлопной системы всегда прогорают в местах сварки, поэтому накладывать швы нужно профессионально. Вдобавок варить придётся нержавейку, а не обычный металл. Не умеете — обратитесь за этой услугой к мастерам, по стоимости работа обойдётся впятеро дешевле нового нейтрализатора.
Чертеж самодельного пламегасителя
Чтобы полностью разобраться в процедуре замены, предлагается пройти весь путь по второму способу — сделать пламегаситель в гаражных условиях и поставить его на автомобиль. Работа делится на несколько этапов:
- Подготовка инструментов и материалов.
- Демонтаж неработоспособного катализатора.
- Изготовление на его базе пламегасителя.
- Инсталляция самодельного устройства в систему выхлопа и настройка. Последняя подразумевает решение вопроса с работой кислородного датчика.
Наиболее простой способ, коим часто пользуются автолюбители, — врезать на место нейтрализатора кусок прямой трубы. Вариант имеет право на жизнь, но ведёт к определённым последствиям, описанным ниже.
Подготовительный этап
Первым делом необходимо определиться с конструкцией будущего пламегасителя, чтобы заготовить нужные материалы. Наиболее популярный и простой вариант — изделие с активным поглощением звука, изготавливаемое ради экономии из нерабочего катализатора. Смысл в том, что его корпус сделан из нержавеющей стали и уже снабжён крепёжными фланцами, остаётся лишь вставить туда новые внутренности. Для этого вам понадобится труба из нержавейки с толщиной стенки 1,5—2 мм и диаметром, равным размеру штатного выхлопного трубопровода. Чтобы определить длину заготовки, замерьте корпус катализатора и накиньте 20 мм на запас.
Кусок нержавеющей трубы для пламегасителя
Для звукопоглощающей набивки сгодятся следующие материалы:
- базальтовое волокно плотностью 30—60 кг/м 3 ;
- высокотемпературная каолиновая вата;
- сыпучие асбестовые материалы, шнур;
- металлическая стружка (желательно нержавеющая);
- стальная сетка из тонкой проволоки.
Набивка из металлической стружки и каолиновой ваты
Важно. На просторах интернета горе-мастера нередко советуют применять в качестве набивки стекловолокно либо металлические ёршики для мытья посуды. Первое расплавится через неделю, поскольку рассчитано на максимальную температуру 400 °С, а ёршики прогорят спустя 2—3 месяца, потому что сделаны из слишком тонкой проволоки. Подобным советам следовать не стоит.
Для проведения работ потребуется такой набор инструментов:
- сварочный аппарат, электроды и толстые перчатки;
- болгарка, оснащённая кругом по металлу;
- дрель электрическая;
- гаечные ключи для демонтажа нейтрализатора и откручивания лямбда-зонда;
- молоток и керн;
- пассатижи;
- перчатки тканевые.
Набор инструментов и оборудования
Для откручивания прикипевших резьбовых соединений очень пригодится аэрозольная смазка типа WD-40. Если вас заботит внешний вид выхлопной системы после модернизации, купите специальную жаростойкую краску для нанесения на металл.
Снятие катализатора
Чтобы демонтировать нейтрализатор магистрального типа, нужно поставить автомобиль на смотровую канаву и зафиксировать ручным тормозом. Коллекторный катализатор раскручивается из подкапотного пространства, но и здесь может понадобиться яма, чтобы отсоединить от него трубу выпускного тракта. Разборка выполняется в таком порядке:
- Обработайте резьбовые крепления нейтрализатора смазкой WD-40 и обождите 10—15 мин.
- Ослабьте и выкрутите гайки, прижимающие фланцы элементов друг к другу. При необходимости вытащите болты.
- Если кислородный датчик встроен в снимаемый бачок, отключите от него провода.
- Снимите бочонок катализатора, отсоединив его от выхлопных патрубков. При этом не потеряйте фланцевые прокладки из графита.
Снятие отработавшего катализатора
Внимание! Не приступайте к демонтажу бачка сразу после поездки, когда корпус нейтрализатора слишком горячий и способен обжечь вам руки. Выждите 20—30 мин., чтобы он остыл.
Для тех автолюбителей, кто приобрёл готовый пламегаситель, разборка на данном этапе закончена. Остаётся вставить новую деталь между фланцами, скрутить их болтами и приступать к последнему этапу — настройке работоспособности лямбда-зонда, о чём будет рассказано ниже.
Заводской пламегаситель просто ставится на место катализатора
Изготовление самодельного пламегасителя
Чтобы дальше работать со снятым катализатором и переделать его в пламегаситель, желательно закрепить бочонок в тисках или зафиксировать другим способом в горизонтальном положении. Дальше действуйте по такому алгоритму:
- Возьмите болгарку и аккуратно разрежьте корпус бачка на 2 части. Старайтесь резать металл вдоль заводского шва или прямо по нему.
- Снимите получившуюся крышку и выбейте из нейтрализатора содержимое. Примерьте заготовленную нержавеющую трубу, чтобы она чётко помещалась внутри бочонка между входным и выходным патрубком. При нужде укоротите до необходимого размера болгаркой.
- Зажмите заготовку в тиски и наметьте керном места будущей перфорации. Затем возьмите сверло диметром 7—8 мм и проделайте отверстия на малых оборотах дрели. Помните, что при сверлении нержавейки инструмент нужно постоянно смазывать машинным маслом, иначе его рабочая часть быстро затупится.
- Удалите с перфорированной трубы заусенцы, вставьте её в бочонок и вкруговую обварите по торцам.
- В пространство между старым корпусом и трубой заложите негорючую набивку. Плотную базальтовую вату можно вырезать чётко по форме проёма.
- Поставьте назад отрезанную часть бачка и приварите её. Шов должен быть качественным и герметичным, иначе самодельный элемент быстро прогорит.
Монтаж готового элемента в корпус от нейтрализатора
Совет. К числу отверстий в нержавеющей вставке нет определённых требований, но чем чаще вы просверлите трубу, тем эффективнее станет поглощаться звук. Учитывая, что сверлить нержавейку нелегко, выберите оптимальный интервал между отверстиями 5 см.
Поскольку самодельный пламегаситель по размерам не отличается от предшественника, его установка не таит подводных камней и выполняется в обратном порядке.
Как делается пламегаситель из катализатора — фото
Снятый с машины нейтрализатор Кожух можно резать и сваркой — полуавтоматом Демонтаж отрезанной части
Так выглядит катализатор с отрезанным кожухом После вскрытия нужно вытащить керамические внутренности Заготовку нужно примерить по месту
Просверливание отверстий в трубе Так выглядит труба после просверливания Для набивки можно взять тонкую сетку-рабицу
После сверления труба вставляется в корпус старого элемента Приварка внутренней трубы Укладка набивки из металлической сетки
Приварка отрезанной части Стронгер в корпусе катализатора
Как обмануть лямбда-зонд
Как уже говорилось выше, после удаления нейтрализатора работа двигателя может быть нарушена из-за показаний лямбда-зонда, регистрирующего повышенное содержание не вступившего в реакцию кислорода, оставшегося в выхлопных газах. Впрочем, при нерабочем катализаторе подобные сбои должны начаться значительно раньше. В любом случае проблему нужно решать, для чего есть 3 пути:
- монтаж между кислородным датчиком металлической проставки – «обманки»;
- сборка схемы эмулятора, имитирующую нормальную работу зонда;
- перепрошивка контроллера (чип-тюнинг) под стандарт Euro 2.
Примечание. На старых машинах иностранного производства встречается лямбда-зонд, установленный в коллекторе либо выхлопной трубе перед бочонком катализатора. В этом случае ничего делать не нужно, поскольку прибор не учитывает изменение в составе газов после самодельного пламегасителя.
Чертеж проставки для кислородного датчика
На автомобилях низшей и средней ценовой категории обычно стоит 2 кислородных датчика — до и после нейтрализатора. Чтобы обмануть систему, нужно испробовать перечисленные способы, манипулируя со вторым лямбда-зондом, определяющим содержание кислорода на выходе в атмосферу.
Самый простой вариант — выкрутить датчик и поставить между ним и выхлопной трубой специальную металлическую проставку. Она представляет собой втулку с малым отверстием для поступления газов и резьбой для вкручивания зонда. Внутрь помещено каталитическое вещество, заставляющее вступать в реакцию окись углерода и азота, получается тот же нейтрализатор в миниатюре. Часть газов, попавшая в «обманку», очищается должным образом и датчик сигнализирует контроллеру, что всё в порядке.
Схема эмулятора — имитатора работы нейтрализатора
Если монтаж «обманки» не решил проблему, то следует воспользоваться вторым способом — собрать схему электронного эмулятора (имитатора нормальной деятельности зонда). Для этого вам потребуется:
- неполярный конденсатор ёмкостью 1 мкФ и напряжением 30 В;
- резистор номиналом 1 Мом;
- паяльник, канифоль и припой;
- кусачки, острый нож.
Схема собирается на базе разъёма, расположенного в салоне, под днище машины забираться не нужно. Надо отыскать провода, идущие от датчика, добраться до колодки и припаять перечисленные детали к проводам согласно схеме. После это табло «Check Engine» на приборной панели должно погаснуть, а двигатель перейдёт в нормальный режим работы.
Совет. Наиболее действенный и надёжный метод — это всё же чип-тюнинг, поскольку «обманки» срабатывают не всегда. Лучший способ избавиться от беспокойства после установки пламегасителя — обратиться к специалистам автосервиса, которые за полчаса перепрограммируют «мозги» вашего авто и переведут его на стандарт Euro 2.
Обманки для кислородного датчика — видеообзор
Видео по изготовлению и монтажу пламегасителя
Можно ли ездить с трубой вместо катализатора?
Ответ — однозначно да, можно. Многие водители практикуют бюджетный способ решения вопроса — убирают отслуживший свой срок нейтрализатор и ставят прямой участок трубы. Но надо понимать последствия подобной езды:
- Звук работы выхлопной системы станет громче. В силу особенностей конструкции катализатор приглушает часть шума и если не поставить пламегаситель, звук работы мотора усилится.
- Срок службы глушителя и резонатора сократится на 20—30% из-за более высокой температуры поступающих газов.
- У вас могут возникнуть неприятности во время прохождения техосмотра. Ведь пламегаситель, заключённый в бочонок нейтрализатора, внешне не отличается от последнего, а прямая труба может вызвать вопросы.
Вставка — труба, применяемая вместо катализатора
Замена негодного катализатора на прямой трубопровод не избавит вас от проблемы с корректной работой лямбда-зонда. Её всё равно придётся решать перечисленными выше способами.
Прямой участок трубы на месте катализатора
Пока законодательство Российской Федерации позволяет эксплуатировать автомобили, отвечающие требованиям стандарта Euro 2, пламегаситель останется альтернативой дорогому катализатору. Для многих автомобилистов эта мера вынужденная, ведь приобрести новое изделие за 50–100 тыс. руб. не каждому по силам. А если вы дока в сварочном деле, то сможете смастерить гаситель пламени самостоятельно, тем самым сэкономив 7–10 тыс. руб.
Замена катализатора пламегасителем
Почему вместо катализатора устанавливают пламегаситель, что лучше
Как правило, на неполадки выхлопной системы мы обращаем внимание в последний момент. Когда что-то начало откровенно шуметь, стучать или пахнуть – вот тогда время идти в автосервис. А там слышим неутешительный диагноз: катализатор (каталитический нейтрализатор) вконец испорчен, нужно менять.
И так что лучше катализатор или пламегаситель. Дело житейское, менять так менять. Но когда мы узнаём цену данной услуги, глаза невольно начинают лезть на лоб. Новый оригинальный катализатор стоит от нескольких десятков до пары сотен тысяч рублей.
Конечно, вместо «родной» запчасти можно установить универсальную — но и она ненамного дешевле. А что, по-другому нельзя? – спрашиваем мы. Можно. Замена катализатора на пламегаситель обойдётся дешевле 10 тысяч рублей. Привлекательно, не правда ли? Но здесь возникает логичный вопрос: а в чём отличие пламегасителя? Не навредит ли это автомобилю? Об этом – в следующем параграфе статьи.
Иногда любители тюнинга и уличных гонок устанавливают пламегаситель в замену вполне ещё рабочего исправного катализатора. Зачем? Всё очень просто: катализатор забирает до 7% лошадиных сил.
Находящийся в нём фильтр препятствует прохождению выхлопов. В случае же с пламегасителем газы проходят через него свободно. Таким образом повышается отдача, и машина становится намного быстрее. Как относиться к такой замене и считать ли её целесообразной — судить не нам.
Что такое катализатор и пламегаситель и в чём их отличия
Катализатор полезен не столько для самой машины, сколько для окружающей среды. По сути это фильтр, очищающий выхлопные газы от вредных примесей: окиси углерода, углеводорода, оксидов азота.
Катализатор представляет собой цилиндр, состоящий из множества мелких сот. Соты — керамические, а их стенки укрыты слоем благородных металлов: платины, родия, палладия или золота. Именно они здесь выполняют функцию катализатора, очищая проходящие сквозь фильтр газы. Снаружи фильтр укрыт термостойкой прокладкой. Понятно, что изготовление подобной конструкции очень сложное и затратное. Отсюда – заоблачная стоимость.
Если убрать сломанный катализатор, ничего страшного для Вашей машины не случится. Да, из трубы будет идти вредный дым. Да, будет немного вонять. Но это уже проблема не Ваша, а окружающих: труба-то выходит наружу, а не в салон. А вот в чём действительно проблема – так это в сильном шуме. Катализатор, кроме прочего, гасит звуковые волны. Вывод: если и не заботиться об экологической обстановке, ради собственных ушей на место катализатора всё-таки нужно что-то поставить.
Пламегаситель не очищает выхлопов. Всё, что он делает, — охлаждает выходящие газы и убирает шум. Ни о какой сложной конструкции и драгоценных металлах нет и речи. Внешне пламегаситель напоминает тот же катализатор – только большую часть пространства внутри занимает не фильтр, а звукопоглощающий наполнитель. В центре находится воронки, замедляющие газовую струю. Стенки пламегасителя – двойные: пространство между ними наполнено жаростойким материалом.
В отличие от катализатора, пламегаситель не препятствует прохождению выхлопных газов. Такая особенность способствует снижению нагрузки на двигатель и заметному увеличению мощности автомобиля. Отсюда – возможность сэкономить на бензине и более лёгкая езда.
Обратите внимание! С целью максимально сэкономить можно установить упрощённую разновидность пламегасителя — турбинку, или стронгер. Её применение целесообразно только если необходимо заменить нижний катализатор.
Однако стронгер лучше использовать в качестве резонатора, а не пламегасителя. Материалы турбинки не защищены от коррозий, а внутренности не рассчитаны на слишком высокие температуры. На месте катализатора она долго не проживёт, и вскоре вам придётся снова посетить СТО.
Замена катализатора на пламегаситель: преимущества, недостатки
- Стоимость. Самый дешёвый новый катализатор стоит примерно 30 тысяч рублей, в то время как установка пламегасителя обойдётся совсем недорого: до 10 тысяч.
- Эффективность. Если не обращать внимания на очистительные свойства, пламегаситель отлично справляется со своими задачами. Эта деталь эффективно охлаждает выхлопы; а шум устраняет порой даже лучше, чем катализатор.
- Повышение мощности автомобиля. Катализатор её значительно снижает: мелкие соты составляют значительное препятствие для выхода газа, тогда как воронки пламегасителя легко его пропускают. Нагрузка на двигатель – меньше, мощность – больше.
- Увеличение срока службы мотора. Если ему не приходится выдерживать большую нагрузку катализатора — значит, он не будет так быстро изнашиваться.
- Экономия. Когда катализатора уже нет, можно не бояться его испортить 92-м бензином. К тому же, пламегаситель позволяет экономить топливо на 5% по сравнению с катализатором.
- Пламегаситель намного лучше охлаждает выхлопную систему. Это повышает пожаробезопасность. Если же оставить на несколько минут заведенную машину где-нибудь на бездорожье с высокой травой – та может легко загореться. Тогда уж последствия для автомобиля будут куда более серьёзными, чем замена глушителя.
- Иногда необходима перепрошивка системы ЭБУ. Если за катализатором идёт лямбда-зонд, установка пламегасителя может привести к перебоям в работе двигателя. Что такое лямбда-зонд? Это датчик, контролирующий состав воздуха на выходе. Дело в том, что он рассчитан на полноценный фильтр, а не на пламегаситель. Если показатель неудовлетворителен — система решает, что с катализатором не всё в порядке, и блокирует двигатель. Чтобы этого не было, нужно позаботиться об изменении настроек.
- Вредные выхлопы. Не прошедшие фильтр газы загрязняют воздух — это доказано.
- Пламегаситель очень трудно установить своими руками. Сэкономить на услугах автосервиса в этом случае не удастся. Если вы не являетесь квалифицированным мастером – не беритесь. Необходимо знать множество нюансов и быть на «ты» со сварочным аппаратом.
Распространённые мифы об установке пламегасителя вместо катализатора
- Это убьёт двигатель. Наоборот: нагрузка снизится, и он прослужит дольше.
- В машине будет сильно вонять. Это было бы правдой, если бы выхлопная труба выходила прямо в салон. К счастью, воплощение подобного абсурда инженерной мысли просто нереально. Газы выходят строго назад, поэтому во время движения почувствовать нотки выхлопных газов из собственного пламегасителя вы не сможете. А вот пешеходам и тем, кому не посчастливится стоять за вами в пробке придется потерпеть.
- Двигатель начнёт сходить с ума. Это возможно только если у Вас за катализатором расположен лямбда-зонд — и вы с ним ничего не сделали. Если установить обманку или перепрошить ЭБУ, мотор никоим образом не побеспокоит.
Заключение
Замена катализатора на пламегаситель на первый взгляд кажется весьма спорной идеей. Одни говорят, что это сильно вредит окружающей среде. Другие отмечают: в наших окутанных смогом промышленных городах вредить уже нечему. Третьи упорно распространяют слухи, мол, полетит двигатель, всё сломается, в машине будет невозможно ездить — то ли из-за разницы в цене, то ли от любви к природе. Мы же изложили всё как есть. Чем заменять отживший своё катализатор — решать исключительно вам.
Умер катализатор. Что будет, если вырезать его
Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации – много ли осталось кислорода.
Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?
Пока каталитические нейтрализаторы располагались под днищем автомобиля, они были безопасны для двигателей. Они честно очищали выхлоп от вредных примесей. Скончавшись, начинали мешать нормальной езде – и их вырезали. Керамический блок нейтрализатора при этом либо разваливался на куски, либо запекался коркой. В обоих случаях проход отработавших газов был затруднен.
Под днищем вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали керамическую начинку. Пустая «бочка» могла «бубнить», придавала басовитости звуку выхлопа, и тогда в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока-путанка или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.
Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начнутся раньше. Нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, называется катколлектором.
Так вот в близости катколлектора и двигателя заключена главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться – образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики – вещи несовместимые. Возникают большие износы пары цилиндр-поршень и даже задиры. Мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки среднего ресурса. Виновны в выкрашивании керамической основы нейтрализатора и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые использовал владелец автомобиля.
У разных производителей степень опасности повреждений моторов очень различается.
Решение или вредительство?
Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.
Все проблемы решены? Конечно, нет – перечислим, что будет не так:
Система управления двигателем покажет ошибку «Check engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка — это резьбовая втулка, ограничивающая прохождение газов к кислородному датчику либо содержащая в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.
Ваша машина станет очень вонючей. И сами этого хлебнете: во время прогрева во дворе и в медленно текущей пробке нанюхаетесь. Соседи по дому и по потоку тоже карму вам не улучшат. Еще, если вы возите детей, а также домашних животных, то помните, что они больше чувствительны к запаху и ездят сзади, где концентрация вредных веществ выше.
Честно получить диагностическую карту не получится. Ведь фактически у вас нет даже Евро-2, вместо записанного в ПТС значения Евро-4 или Евро-5.
Если машина еще на гарантии, то с ней (по крайней мере, с гарантией на двигатель), придется распрощаться.
Рекомендация «За рулем»
Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором – от хорошего и дорогого до простого и дешевого.