Как сделать выход на сабвуфер в усилителе
Перейти к содержимому

Как сделать выход на сабвуфер в усилителе

  • автор:

Как подключить активный сабвуфер к усилителю своими силами

Плоский активный сабвуфер

Для того, чтобы получить полноценную стереосистему в небольших автомобильных салонах, способную передать всю красоту многоканального звучание, необходимо знать, как подключить активный сабвуфер усилителю. Сабвуфер – это динамик, разработанный по определенной схеме.
Он нужен, чтобы усиливать басы системы. Как активный сабвуфер подключить к усилителю сможет подсказать данная статья.

Преимущества активного саба

  • Он улучшает качество звучания басов и производит эффект присутствия при прослушивании музыки.

Примечание: чтобы не утруждать себя покупкой сабвуфера и подбора к нему усилителя, лучше сразу купить активный сабвуфер.

  • Внутри корпуса сабвуфера встроен усилитель НЧ. Устройство позволяет регулировать уровень баса и громкость.

Как к усилителю подключить активный сабвуфер

Как к усилителю подключить активный сабвуфер

  • Подключить и установить активный сабвуфер достаточно просто, учитывая, что в нем имеются все выходы, разъемы и выходы, а также необходимые кабели. Это практически уже готовая система компактных размеров.
  • Еще одним достоинством активных сабов является малое количество потребляемой энергии, так как в течение последних нескольких лет в них применяются экономичные импульсные ресиверы класса D.
  • Но встроенные усилители редко имеют высокую мощность, поэтому если качество баса плохое, то для использования сабвуфера требуется дополнительный усилитель, который немного увеличивает динамический диапазон акустики.

Как подключить к усилителю активный сабвуфер

Как подключить к усилителю активный сабвуфер

Примечание: в таком случае своеобразнее приобрести отдельно сабвуфер пассивного типа и усилитель. При этом такая покупка обойдется гораздо дешевле.

Детали сабвуфера

Активный сабвуфер состоит из таких основных деталей:

  • В одном корпусе сабвуфер содержит разграничительные фильтры и усилитель.
  • Для подачи сигнала существуют специальные выходы.
  • Уровень сигнала улучшается благодаря специальному регулятору.
  • Выходной сигнал попадается на основные колонки, и благодаря фильтру ослабляет энергию компонующих низких частот.

Примечание: разгрузить основной ресивер – в этом задача и преимущество активного сабвуфера.

  • Саб подсоединяют при помощи обычного акустического кабеля типа «тюльпан – тюльпан»( RCA – RCA).

Как подключить сабвуфер активный к усилителю

Как подключить сабвуфер активный к усилителю

  • Любые усилители(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер) имеют особый RCA – выход, некоторые – 2 выхода, но обычно используется один выход, ведь второй рассчитан для установки второго сабвуфера.
  • RCA – шнуром подсоединяют сабвуфер к находящемуся на ресивере входу RCA.

Подключение

Можно ли активный сабвуфер подключить к усилителю

Можно ли активный сабвуфер подключить к усилителю

Для этого нужно:

  • Подсоединить специальный линейный выход ресивера к линейному входу типа «тюльпан».
  • Подключить внутренний усилитель. Отсюда сигналы попадают внутрь саба, где либо смешиваются, либо расходятся на разные усилители.

Можно ли подключить активный сабвуфер к усилителю

Можно ли подключить активный сабвуфер к усилителю

  • На задних стенках четко видны разъемы и выходы.
  • На усилителе низкочастотные эффекты помечены символами SUB Out, LFE, OUT и Line OUT — это терминалы. С их помощью присоединяется сабвуфер непосредственно к ресиверу.
  • Если усилитель располагает только 1 разъемом RCA для соединения с сабвуфером, то его подсоединяют спаренным концом Y – образного разветвленного провода, то есть, провод двойным концом подсоединяется к линейным входам прибора. При этом сабвуфер сможет увеличить свою входную чувствительность, но на качество звучания это не повлияет.

Подключение активного сабвуфера к двухканальному усилителю

Подключение активного сабвуфера к двухканальному усилителю

Подключение к стереоусилителю

Обычно у активных сабвуферов существует два входа. Чтобы подсоединить устройство, необходимо приобрести два провода: широкий и узкий, с помощью которых и будет происходить подключение.
Из нескольких вариантов подключения желательно выбрать более подходящий:

  • Сабвуфер подключают к выходам, к которым подсоединены акустические системы. Данное подключение предполагает параллельное функционирование в низкочастотном диапазоне.

Подключение усилителя и активно сабвуфера

  • Сабвуфер подсоединяют к выходам ресивера, а акустику — к выходам сабвуфера. Перед этими выходами находятся высокочастотные фильтры, которые избавляют от лишних шумов, хрипов, резонансов и поддерживают качественный звук. При этом увеличивается нагрузка на всю акустическую систему, из-за чего она может сломаться.

Оба варианта являются по своему эффективными, однако водитель должен изучить сначала строение своего авто.

Рекомендации

Схема активного усилителя для сабвуфера

Схема активного усилителя для сабвуфера

  • Знать размер салона машины, где будет устанавливаться система;
  • Нужно выдерживать баланс так, чтобы было определенное соотношение акустической системы и сабвуфера;
  • Следует подобрать для устройства оптимальный корпус;
  • Кроме того очень важно в процессе установки сделать так, чтобы кабели не были заметными. Для этого желательно перед установкой снять обивку с пола салона. Кабели пропустить по полу, а сверху – обратно установить обивку.

Схема подключение усилителя и активного сабвуфера

Схема подключение усилителя и активного сабвуфера

Примечание: если сабвуфер устанавливается под сиденьем водителя или пассажира, то такие манипуляции не нужны.

На рынке акустики представлен огромный ассортимент моделей сабвуферов. Предпочтение обычно отдается приборам известных производителей, таких как PIONEER, KENWOOD, PANASONIC.

Схема усилителя сабвуфера активного

Схема усилителя сабвуфера активного

Подключение сабвуфера– процесс, который требует особых знаний. Поэтому лучше обратиться в автосервис, где цена данного процесса хоть и является высокой, но они проделают свою работу качественно, а не так, как это бы сделал пользователь своими руками.
Стоит учесть, что здесь также дается гарантия, поэтому если в скором времени саб перестанет нормально работать. Они проделают его ремонт совершенно бесплатно.
Перед выбором устройства следует посмотреть на его фото. Видео о том, как он работает, также не помешает. Инструкция по эксплуатации также очень нужна.

Азы подключения сабвуферов к штатным системам премиум (и не только) авто

Написать эту развернутую статью меня сподвиг недавний отчет одной именитой студии, которая выставила в этом сообществе результат своей работы, но так и не удосужилась объяснить — а, собственно как построена схема нового сабвуферного звена.

А все не так просто, ребята.
И я объясню. С картинками.

Итак, для начала немного вводной лирики.

Есть разные машины: бюджетный, средний, премиум и супер-премиум сегменты.

Мы не будем рассматривать супер-премиум — там, обычно, запросов от клиентов на установку ТОЛЬКО сабвуфера, не поступает.

Это свойственно а\м у которых с завода стоит какая-то аудиосистема.
На низком и среднем уровне мощности она вполне даже играет (для большинства простых смертных).
Но вот нехватка сабвуферного диапазона ощущается сильно.
А денег тратить на полноценный инсталл — жалко.
Какой выход?

Выход подсказывают и сами установщики, которые могут в данном случае быстро заработать денег, и производители, которые следуя тенденциям рынка выпускают активные сабвуферы (саб + усилитель в одном корпусе).

Как это выглядит в реальной жизни?
Возьмем условный бюджетный автомобиль с штатной аудиосистемой.
Система будет выглядеть вот так

самый простейший вариант "добавить баса" в такую машину широко практикуется в гаражных мастерских. Покупается любой активный сабвуфер. Встроенный усилитель такого сабвуфера предназначен для подключения к системе по "высокому уровню".

И самый распространенный метод — просто подключится параллельно к задней штатной акустике.

20 минут работы и — профит. Саб — бубнит. Деньги в кассе.

Есть несколько минусов такого "инсталла"
— не факт, что на тыловую акустику идет широкополосный сигнал, который содержит как раз тот диапазон, который должен отыгрывать сабвуфер (20 Гц — 100Гц)

Т.к. это штатная акустика (часто выглядящая как бумажная тарелка), в магнитоле может быть реализован встроенный неотключаемый фильтр HPF, который "режет" подаваемый на акустику сигнал в самой магнитоле.

В результате можно получить еле играющий саб, т.к. все равно, что то он "увидит" в сигнале от магнитолы и как-то "играть" будет.

— также никто не думает о том, что если штатная акустика, к примеру, имела сопротивление 4 Ома, то при таком подключении, магнитола станет работать 2-мы тыловыми каналами уже на нагрузку в 2 Ома, что отразится на ней не самым лучшим образом.

Более "крутым" вариантом предыдущей схемы является вот такой:

Все тоже самое, только мы имеем отдельный усилитель и отдельный пассивный сабвуфер.
Бубнить это может существенно громче. А что еще нужно счастливому потребителю?

К тому же, установщик может заработать здесь больше: отдельно за установку усилителя; возможно — за изготовление сабвуфера; да и на самом оборудовании и расходниках

В чем плюс такого варианта, с технической точки зрения?
пожалуй только в том, что в усилителе лучше реализована и схема для работы с входным сигналом высокого уровня ; он имеет большую мощность чем активный, встроенный; в усилителе есть (обычно) неплохая кроссоверная часть, которая позволит более точно и гибко настроить работу сабвуфера.

Идем дальше.
Средний и премиум сегмент.
Обычно построен по такой схеме

"Умельцев" это не останавливает и они делают примерно все тоже самое, что и с простыми авто

Тут особенность системы в том, что в машине уже есть отдельный сабвуферный канал. Он реализован в штатном усилителе. Обычно, там порезанный именно сабвуферный диапазон сигнала (20 гц — 100-150 Гц).
Загнав такой сигнал на новый усилитель и сабвуфер получаем на выходе именно то, чего не хватало клиенту — мощный бас, с возможностью управления либо с магнитолы (если она поддерживает такую функцию), либо с "крутилки", которая обычно идет в комплекте к сабвуферному моноблоку.

А есть еще такие машины как БээМВэ.
Во многих комплектациях никакими штатными сабвуферами даже не пахнет и установщики реализуют вот такую схему

сигнал на новое сабвуферное звено берется с подседельных динамиков, которые, в штатном режиме играют НЧ диапазон (задумка инженеров БМВ, которых все проклинают до сих пор)

Ну и существует конечно же самый правильный вариант — поставить в машину процессор. Снять с штатной системы разными путями (будь то высокий уровень или полноценный сигнал с MOST шины) широкополосный сигнал и построить за процессором нормальную полноценную систему с отдельным усилением акустики и сабвуфера.
Тут уже вариантов для фантазии — масса. Они ограничиваются только бюджетом клиента.

Так что не бойтесь экспериментировать.
Как показывает практика (в виде отчетов на данном ресурсе), даже профессиональные установщики не гнушаются подобного рода установками. Потому что можно закрыть глаза на то, что это неправильно с точки зрения идеального автозвука, о котором можно бесконечно говорить на соревнованиях и на форумах, зато это быстро приносит деньги.

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.

Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.

О сабвуфере

Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.

И вот, наконец-то, заветный день настал.

Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.

На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.

Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.

Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.

Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.

Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.

Подключение и настройка

1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход

Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.

Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.

Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.

2. Поиск места для сабвуфера

Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.

Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.

Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.

Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.

И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.

3. Поиск фазы

Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.

В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.

Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.

Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.

4. Работа с кроссовером

Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.

Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.

Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.

Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.

При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.

5. Регулировка громкости саба относительно стереопары

Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?

Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.

Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.

Итак, что имеем по итогам настройки:

• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;

• размещение — правее от центра, по оси АС;

• регулятор фазы в положении «180»;

• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;

• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.

Прослушивание и впечатления

Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.

Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!

Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!

В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.

Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.

Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.

Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.

Выводы

Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.

Как добавить сабвуфер к стереосистеме?

Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?

Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.

Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.

Весомые частоты

Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.

Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.

Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.

Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.

Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.

Ниже нижнего

Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.

В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.

Необходимый минимум

Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.

Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.

Требуется деликатность

Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи. Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.

В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B&W ASW608 (2018). Обратим внимание на то, что тип акустического оформления у его динамика – закрытый корпус. Именно среди подобных моделей или тех, что снабжены пассивным радиатором, и стоит подыскивать сабвуфер для трифоника. Фазоинверторные варианты часто склонны к резонансному поведению на определенной частоте, хотя и создают более громкий звук – но это не жесткая зависимость.

Бас – на выход!

При выборе сабвуфера также следует принять во внимание, какие разъемы имеются у усилителя вашей системы. Если выхода с предусилителя у него не предусмотрено, то надо обязательно подыскивать модель, оснащенную высокоуровневыми входами – такие есть далеко не у всех. А вот линейные входы есть практически у каждого саба.

LFE-вход пригодится для подключения к AV-ресиверу или кинотеатральному процессору. На него подается специально записанный в саундтрек НЧ-сигнал, который эти аппараты выделяют в отдельный канал при декодировании.

Если ваши колонки работают в минималистичной системе с единственным электронным компонентом, например сетевым или стереоресивером, то вполне может оказаться, что у него предусмотрен выход на сабвуфер.

Имеет ли размер значение?

Сабвуферы оснащаются динамиками различных диаметров, как правило, 8, 10 и 12 дюймов; от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.

Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.

Искать – и не сдаваться

Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.

Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.

По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.

Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.

Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.

Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.

Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.

Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.

Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.

Поделитесь статьёй:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *