Описание процесса подготовки, грунтовки, покраски, лакировки и полировки кузова.
Для удобства покраски и сушки, в любом случае надо снимать все навесные детали (двери, крылья, капот, багажник и стекла), затем, при наличии любых видов сквозных повреждений лакокрасочного покрытия (вздутия, сколы, трещины, царапины и т.п.) рекомендуется зачистить кузов до чистого металла, при необходимости — полностью. После этого необходимо произвести осмотр кузова на наличие очагов возникновения коррозии и прочих повреждений (вмятины, трещины, сквозная коррозия и т.п.), и при выявлении таковых, принять меры к их устранению. Очаги коррозии, так же как и возможные швы, оставшиеся после сварочных работ, следует зачистить лепестковым кругом до придания ровности поверхности, а затем металлической щеткой — насадкой на дрель. Зачистку рекомендуется производить до полного устранения рыхлых слоев и скопления мелких гигроскопичных частиц. После этого необходимо обезжирить поверхность ацетоном, затем обезводить спиртом, а затем, прогревая поверхность пром. феном до температуры
80°, обработать металл цинк-марганцевым преобразователем ржавчины (типа "Цинкарь") в соответствии с инструкцией.
После выполнения вышеописанных процедур можно приступать к выравниванию поверхностей (если требуется) шпаклевкой и наносить грунт.
Грунт, так же как и краску, рекомендуется наносить в несколько слоев с промежуточной сушкой 15-20 минут.Грунт рекомендуется наносить при помощи пистолета-распылителя с диаметром дюзы 1,4 мм при давлении воздуха
2,5 -3 атм. Первый слой грунта (опылочный) наносится на сухую обезжиренную и обеспыленную поверхность плавными продольными движениями с расстояния
30-40 сантиметров, при этом необходимо следить, чтобы точка возврата пистолета находилась за пределами окрашиваемой детали. Во время нанесения первого слоя на поверхности образуется слегка заметный (пылеобразный) слой грунта, необходимый для лучшей связки грунта с обрабатываемой поверхностью. Промежуточная сушка составляет 5-10 минут в зависимости от типа и густоты грунта. Второй слой (полусухой) наносится тем же образом, но немного более интенсивно, и промежуточная сушка занимает
10-15 минут, после которой наносится третий слой (полумокрый), который ПОЧТИ полностью "заливает" оставшиеся поры, и промежуточная сушка его составляет 15-20 минут. После этого наносится последний четвертый слой (мокрый), который полностью укрывает всю поверхность, заполняя оставшиеся промежутки и микро-неровности. После этого поверхность необходимо выдержать до полного высыхания грунта (см. инструкцию). Затем можно производить подготовку поверхности к нанесению краски.
Для подготовки загрунтованной поверхности к нанесению краски необходимо нанести на нее "проявочный" слой грунта другого цвета, дать высохнуть и затем, при помощи водостойкой наждачной бумаги Р320-Р400 с применением воды обрабатывать поверхность до полного удаления проявочного грунта. Это делается для индикации неровностей основного грунта и придания поверхности равномерной гладкости. Затем необходимо "заматовАть" поверхность тем же способом (с применением воды), наждачной бумагой Р500-Р600 для удаления осташихся микронеровностей и царапин. После обработки поверхность необходимо промыть водой, просушить, обезжирить, обезводить и обеспылить. После этого можно приступать к окраске.
Окраска поверхности производится пистолетом-распылителем с диаметром дюзы 1-1,2мм под давлением 2-2,5 атм. Краска наносится на поверхность тем же способом, что и грунт. При этом важно следить за изгибами и прочими сложными формами рельефа поверхности и наносить краску максимально аккуратно, дабы избежать образования потеков. Использовать слишком густую краску не рекомендуется, поскольку образуется "шагрень" (эффект апельсиновой корки), которую будет сложно устранить даже при полировке поверхности, в то время как слишком жидкая краска будет обладать плохой укрывистостью и может образовать потёк в самом неожиданном месте. Для достижения максимального качества покраски необходимо процеживать краску через специальную воронку-ситечко, а при отсутствии такового, через обрезанную верхнюю часть пластиковой бутылки с надетым на нее капроновым чулком плотностью 40DEN. Кроме этого необходимо следить за отсутствием пыли в помещении. в котором производится окраска. После нанесения последнего слоя краски, необходимо дать краске выстояться в течении 1-2 часов, для обеспечения её равномерного загустевания, и после этого, при необходимости, можно повышать температуру в помещении для ускорения процесса сушки. При этом для нагрева лучше использовать "статические" электронагреватели типа инфракрасных излучателей, спиральных обогревателей или мощных галогенных ламп, поскольку тепловые пушки и тепловентиляторы будут создавать рециркуляцию воздуха в помещении, череватую оседанием на поверхности пыли и других посторонних частиц, приводящих к повышению сорности, а газовые горелки и вовсе могут привести к возгоранию, не считая сжигаемого воздуха и оседания на поверхности слоя копоти.
После окончательного высыхания краски можно приступать к полировке, либо подготовке поверхности к нанесению лака.
Для подготовки поверхности к нанесению лака, необходимо тщательно обработать её водостойкой наждачной бумагой Р600-Р800 с применением обильного количества воды. Обработку следует производить круговыми движениями с усилием 3-5кг до полного приобретения покрытием однородной матовой поверхности. После этого поверхность следует промыть водой, просушить, обезжирить, обезводить и обеспылить. Затем можно наносить лак.
Лак наносится тем же способом, что и грунт и краска, пистолетом-распылителем с диаметром дюзы 0,8-1мм. При нанесении лака важно помнить, что следить за процессом укрывания поверхности надо еще более тщательно, чем при покраске, поскольку лак прозрачен и отследить момент образования потека ощутимо сложнее. После нанесения лака, следует просушить поверхность тем же способом, что и при сушке краски (с предварительным выдерживанием при "комнатной" температуре в течении 1-2 часов), а после полного высыхания поверхности необходимо дать лаку окончательно высохнуть, чтобы приобрести окончательную твердость (до 2-3 суток, в зависимости от типа лака). Затем можно приступать к полировке. Стоит отметить, что некоторые типы лаков (полиуретановые, арил-полимерные и пр.) обладают повышенной пластичностью и обеспечивают достаточно качественное и ровное глянцевое покрытие. но при этом не подлежат полировке, поэтому наносить их стоит о особой аккуратностью, дабы избежать образования "сорности" на поверхности.
Для полировки лакированной/окрашенной поверхности при необходимости следует воспользоваться наждачной бумагой Р1200-Р1500, применяя её с обильным количеством воды. это необходимо для финишного выравнивания поверхности и удаления микрочастиц, осевших на поверхности в процессе высыхания. Затем следует воспользоваться вибро-радиальной полировочной машинкой с мягкой шубкой и специальными полировочными составами, для черновой, промежуточной и финишной обработки поверхности. При этом важно соблюдать основное правило — лучше меньше, чем больше. Поскольку "недополировку" всегда можно исправить, а лак, протертый до краски как минимум приведет к необходимости заново покрывать поверхность лаком. Поэтому "черновые" полировочные составы лучше использовать по-минимуму, либо не использовать вообще, поскольку, как показала практика, наиболее качественный результат достигается при полировке только "финишными" составами. Это занимает больше времени, но зато, в определенной степени, предохраняет от сквозного истирания лака.
В заключении этого "краткого экскурса" хотелось бы посоветовать побольше терпения и кропотливости тому, кто задастся целью
добиться идеального результата. Может в описании процессов и упущены некоторые моменты, но если что непонятно, как говорится — пишите письмы!
Работаем с лаками: MS, HS, UHS, экспресс-лаки. Техника нанесения, основные ошибки
Покраска
Большинство современных автомобилей несут на себе двух- или трехслойные покрытия, в которых последним слоем поверх цветной эмали нанесен прозрачный лак. В этом многослойном «пироге» лаковый слой выполняет несколько защитных и декоративных функций. Качество нанесения лака в значительной степени влияет и на общее впечатление от выполненного ремонта. Ведь у одного мастера лак блестит, а у другого тусклый, у одного гладкий, а у другого торчит шагренью. Так что лак — это тот слой, который может быть показателем как профессионализма, так и неопытности маляра.
Его величество — лак
К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен иметь высокую прозрачность, быть устойчивым к воздействию различных химических веществ, атмосферных осадков и солнечных лучей. А главное — отменно блестеть!
Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? В книге Р. Поля «Оптика и атомная физика» это явление объясняют с помощью одного интересного эксперимента.
Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом и наблюдать за ней.
При этом наблюдались интересные вещи: в определенном положении через петли сетки можно было увидеть тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого складывалось впечатление, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В другом положении через петли можно было видеть незатененную часть бумаги, из-за чего наблюдателю казалось, что поверхность ярко блестит.
Из этого можно заключить, что блеск — это совсем и не физическое свойство поверхности, как мы привыкли считать, а всего лишь «видимость»!
Описанный эксперимент лишний раз доказывает нам, насколько сильным может быть влияние субъективных факторов при оценке работы автомаляра. Теми же субъективными пристрастиями можно также объяснить и тот факт, что разные маляры дают разную оценку одному и тому же лаку. Причем мнения об одном и том же продукте могут быть диаметрально противоположными.
Например, один маляр любит работать жидкими лаками, нахваливая их неприхотливость к условиям и хорошую растекаемость. Другому нравятся густые, которые можно наносить более толстыми слоями и набирать необходимую толщину покрытия за меньшее количество слоев. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу смысла нет.
Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков на все случаи жизни, которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.
И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта не только под условия той или иной мастерской, но даже и под индивидуальные привычки и навыки разных маляров.
Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и покраски небольших поверхностей при недостатке времени. Долго сохнущие используются для покрытия больших площадей или перекраски всей машины, а также при работе в жаркое время года. Лаки повышенной твердости лучше всего подойдут для покраски тех частей автомобиля, которые сильно подвержены механическим воздействиям — передних крыльев, бамперов, капотов. Керамические лаки — для окраски дорогих автомобилей представительского класса. И так далее.
Нужно понимать, что каждый из этих лаков обладает своими специфическими характеристиками, которые могут дать хороший эффект только в случае правильного применения материала.
На этом закончим введение и перейдем ближе к делу.
В прошлой статье мы выяснили, что одним из важнейших параметров лаков является содержание сухого остатка. По этому признаку все лаки делятся на несколько классов:
- LS — low solid (низкое содержание сухого остатка);
- MS — medium solid (среднее содержание сухого остатка);
- HS — high solid (высокое содержание сухого остатка);
- UHS/VHS — ultra high solid/very high solid (сверхвысокое содержание сухого остатка).
LS-материалы из-за своей низкой продуктивности и высокой токсичности уже давно не применяются, поэтому опустим их и начнем с материалов MS.
Нанесение MS-лаков
Лаки серии MS в работе очень похожи на 2K акриловые эмали. Методы их нанесения, по сути, ничем не отличаются: в оптимальных условиях для покраски наносятся два полных мокрых слоя с промежуточной выдержкой между ними 10 минут.
Под оптимальными условиями для покраски здесь и далее подразумевается температура воздуха +20°С, влажность 80%.
Сушить эти лаки можно как естественным путем, так и принудительно. Единственное, перед горячей сушкой не забывайте давать нанесенному покрытию дополнительную 15-минутную выдержку. Зачем?
О выдержке перед горячей сушкой и между слоями
Чтобы понять это, давайте представим себе сам процесс сушки ЛКП.
Сушка лакокрасочного покрытия — это, во-первых, испарение из слоя всех добавленных растворителей и разбавителей. Во-вторых, это образование связей между молекулами смолы и отвердителя (если речь идет о двухкомпонентных материалах) либо молекулами смолы и кислорода (при сушке окислением у однокомпонентных алкидных материалов).
Как известно, при повышении температуры процесс испарения ускоряется. А поскольку испарение растворителей происходит только с поверхности слоя, то сушка вверху проходит интенсивнее, и на ней, на поверхности, образуется пленка. При этом формирование этой поверхностной пленки при повышении температуры немного опережает испарение из лакокрасочного слоя всех частиц растворителей. Таким образом, чем выше скорость образования поверхностной пленки, тем больше растворителей останется «под ней», не успев испариться.
Что происходит дальше? Повинуясь законам физики, «запертые» внутри слоя частицы растворителей начинают искать выход. Проходя сквозь образовавшуюся пленку, эти частицы пробивают в ней большое количество мельчайших пор. Эти поры очень маленькие, они не похожи на кратеры и почти незаметны для человеческого глаза, однако все покрытие, изрешеченное такими порами, на вид становиться матовым. Это явление называется «кипением».
«Закипание» лака. Главные виновники — недостаточная пауза между слоями или перед горячей сушкой
Выдержка перед ускоренной сушкой позволяет нам избежать указанного дефекта. Просто не будем гнать лошадей, позволим летучим веществам испариться и никакого закипания не произойдет.
Вышесказанное в равной степени относится и к межслойной выдерже, поскольку недостаточная просушка между слоями также может привести к кипению. Так что после нанесения первого слоя не стоит очертя голову тут же накладывать второй. Иначе мы закроем выход сольвентам из нижнего слоя, что неминуемо приведет к разрыву пленки.
Поэтому, повторюсь, для MS-лаков мы должны оставлять между слоями около 10 минут на испарение (при 20°С). И чем ниже температура и хуже вентиляция в окрасочном помещении, тем больше потребуется времени. Например, для 15°С этот промежуток должен быть в среднем не менее 15 минут.
Самый верный признак — первый слой должен стать сухим «на отлип». После этого смело можно наносить второй слой.
Основные ошибки при работе с лаками MS
Главные ошибки при работе с лаками серии MS связаны как с недостаточной выдержкой между слоями или перед горячей сушкой, так и с неправильной толщиной наносимых слоев. К чему приводят первые мы уже сказали, теперь поговорим о вторых.
Часто маляры первый слой наносят тоньше, чем рекомендуется, после чего наносят второй — с хорошим розливом и глянцем, в надежде их сохранить. Подобное нанесение чаще всего приводит к превышению допустимой толщины второго слоя, что грозит все тем же «вскипанием» и помутнением лака, а само покрытие при этом выходит недостаточно твердым, сильно подверженным появлению сколов и истиранию в процессе эксплуатации.
Поэтому не забывайте, что правильное использование бесцветного лака класса MS, — это нанесение двух полноценных, одинаковых по толщине слоев с выдержкой между ними.
То есть первый слой наносим так же, как наносили бы последний — с хорошим розливом и глянцем, ждем подсыхания «на отлип», после чего наносим точно такой же второй слой.
MS-лаки, как и акриловые эмали, наносятся в два равных по толщине мокрых слоя
Нанесение HS-лаков
Материалы серии HS являются более концентрированными материалами, чем MS, в их составе меньше летучих растворителей, они более густые и вязкие, поэтому и способ их нанесения отличается от принятого при работе с лаками MS. Когда HS-лаки только начали появляться в продаже, для многих маляров, набивших руку на MS-лаках, отход от привычной технологии доставлял немало хлопот.
Большинство HS-лаков наносятся по «полутораслойной» технологии. Главный вопрос здесь состоит в правильном понимании того, что должны представлять собой эти «полтора слоя».
Основные ошибки при работе с лаками HS
Прежде всего здесь важно понимать, что любой двухкомпонентный акриловый лак (как и 2К акриловая краска) обладает свойством «памяти первого слоя»: с какой шагренью нанесен первый слой, такая же шагрень получится и на готовом покрытии.
Часто маляры грешат тем, что первый слой HS-лака наносят слишком сухо, без глянца (как дымчатый слой базы), после чего наносят второй, очень толстый слой. Весь материал при таком нанесении накладывается, по сути, за одну операцию.
В таком способе нанесения есть две проблемы. Во-первых, из-за слишком сухого первого слоя (представляющего собой слой в виде неслившихся капель), шагрень на готовом ЛКП может получиться слишком острой, что здорово подпортит финальную картину. Во-вторых, при таком нанесении допустимая толщина второго слоя скорее всего будет превышена, что повышает риск появления сопутствующих этому превышению дефектов: кипения и потери глянца, подтеков, долгого набора твердости.
Другая распространенная ошибка — нанесение двух полных слоев лака (как у MS-материалов) — что также нежелательно.
Как же правильно нанести HS-лак? Правильный вариант находится где-то посередине. Первый слой HS-лака нужно наносить тонко, но с розливом и равномерным образованием по всей поверхности легкой шагрени. При этом полноценного глянца еще быть не должно — такой себе «полуглянец». А затем после небольшой паузы в три-пять минут наносим второй, полноценный мокрый слой с хорошим розливом.
Классическая технология нанесения HS-лаков — 1,5 слоя. Первый — тонкий, но с разливом. Второй — полноценный, мокрый
Если же первый слой у вас получился «мокрым», глянцевым, в этом случае ему необходимо дать больше времени на испарение — не меньше, чем при нанесении MS-лаков, и только после его подсыхания «на отлип» наносить второй слой. Так нам удастся избежать дефекта кипения.
Через 10-15 минут после нанесения второго слоя можно сушить покрытие в ОСК, с помощью инфракрасной сушки или на открытом воздухе.
При окраске пластиковых деталей не забывайте о необходимости добавления в покровный лак пластификатора. Чем более гибкий пластик, тем больше пластификатора добавляется. При необходимости также используйте матирующую либо структурную добавку.
Зависимость вязкости от температуры
Еще одной особенностью HS-лаков является зависимость вязкости материала от температуры. Если у МS-материалов этого особо и не заметно, то HS-лаки при изменении температуры меняют вязкость довольно ощутимо. Это же касается и UHS/VHS-лаков.
Пример из практики: в зимнее время маляр лакирует автомобиль холодным HS-лаком. На первый взгляд все хорошо, розлив шикарный, но как только маляр включает сушку, весь лак тут же берется подтеками.
Так происходит потому, что, пока лак был холодный, его вязкость была выше (молекулы находились близко друг к другу и были малоподвижны), но как только температура поднялась, молекулы стали резко «убегать» друг от друга (тепловое расширение). То есть вязкость лака снизилась и он стал более жидким.
Поэтому, как бы мы ни пытались, но на холодном HS или UHS-лаке у нас никогда не получится увидеть реальную картину розлива и предугадать, каким выйдет результат покраски. Из-за большой вязкости холодный лак сразу растекаться не станет, нам покажется, что есть шагрень, и мы захотим разлить еще больше, нанести более толстый слой. К чему это приведет мы уже знаем.
Поэтому рекомендация здесь такая — всегда доводите HS- и UHS-лаки до оптимальной рабочей температуры. Да и не только лаки, но и любые другие ЛКМ. Не забудьте также и о температуре поверхности, которую собираетесь красить, она тоже должна быть близка к оптимальной.
Правило 3х20: воздух в камере, окрашиваемая поверхность и лакокрасочный материал должны иметь температуру, близкую к +20°С. При значительных отклонениях от оптимальной температуры применяйте «быстрые» или «медленные» разбавители/отвердители.
Нанесение UHS/VHS-лаков
Лаки данной группы отличаются от других самым низким содержанием летучих веществ (Low VOC) и, соответственно, самым большим содержанием сухого остатка. Эта особенность дает возможность нам наносить их более толстыми слоями без риска образования подтеков. Нередко для укрытия поверхности таким лаком достаточно всего одного полного слоя.
UHS-лаки наносятся либо в один, либо в полтора слоя. Только в отличие от HS-лаков это несколько другие 1,5 слоя. Здесь первый слой должен быть очень легкий, невесомый, после чего сразу же, без паузы наносится полный слой. Первый слой нужен не для набора необходимой толщины, а для пропитки базы во избежание микропросадки основного слоя
Эта однослойность «сверхнаполненных» лаков обуславливает некоторые особенности работы с ними.
Эти особенности начинают проявляться уже с момента приготовления лака. Дело в том, что UHS-лаки практически не требуют дополнительного разбавления. Вязкость этих материалов закладывается уже на заводе, при изготовлении, поэтому добавление разбавителя для таких лаков либо минимально (до 5%), либо не рекомендовано вообще.
А не рекомендуется этого делать вот почему. UHS-лаки обладают очень высокой тиксотропностью. Для таких толстослойных материалов это свойство критично важно: оно дает возможность при большой толщине нанесения избежать появления подтеков, особенно на вертикальных поверхностях. А если подтек все же сделать, он по мере высыхания как бы расправится, превратившись в почти незаметную плавную выпуклость.
Если же добавить в такой материал большое количество разбавителя, лак станет более жидким и его тиксотропность станет хуже, а значит риск возникновения наплывов и подтеков резко возрастает. Кроме того, избыток разбавителя приводит к более быстрому формированию поверхностной пленки при испарении, что может привести к закипанию лака.
Вторая особенность этих лаков проявляется в процессе сушки.
Во-первых, желательно, чтобы сушка (как и нанесение) UHS-лака проходила в условиях покрасочной камеры. Вообще, любой лак, высушенный в камере или ИК-сушкой, будет иметь более высокую прочность и выглядеть лучше, чем выдержанный в естественных условиях.
Если MS- и HS-продукты в гаражных условиях (при плохой вентиляции и отсутствии принудительной сушки) могут простить нам довольно много ошибок, то UHS-лаки в этом плане более капризны. Почему? Потому что у нас поверхности лежит один толстенный слой лака, и если мы его по всей толщине хорошенько не прогреем, набирать свою полную твердость он будет очень долго.
Второй момент. Перед началом сушки нужно сделать выдержку не меньше 15-20 минут с хорошим воздухообменом (в районе 20000 м³/ч), чтобы помочь растворителям испариться из такого толстого слоя материала. Если вентиляция будет плохой, растворители могут не успеть улетучиться из глубины слоя прежде чем сформируется поверхностная пленка, что опять же может привести к закипанию.
Такое часто бывает, когда маляр, не желая ждать окончания сушки, под конец смены нагревает камеру, а затем выключает ее и уходит домой. Он думает: зачем терять время, если машина и так «дойдет»? Но возвращаясь утром на работу, он с ужасом замечает, что лак закипел…
Отсутствие вентиляции не дало возможности растворителям вовремя улететь из слоя, они остались под пленкой, а затем в поисках выхода изрешетили ее. На вертикальных элементах этот дефект почти не проявляется, так как испарение на этих поверхностях идет не так интенсивно, а вот все горизонтальные (капоты, крыша) — испорчены.
Словом, UHS-лаки конечно хороши, они обладают феноменальной твердостью и прочностью, исключительно высоким блеском, но требуют уважительного отношения к себе.
С целью снижения трудоемкости процесса полировку таких лаков специалисты рекомендуют производить уже спустя час после сушки лака в камере при 60°С.
Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками
Как можно понять из названия, главной характеристикой экспресс-лаков является высокая скорость их сушки. Эта их особенность повышает производительность ремонта, но не дает наносить такой лак на весь кузов — по причине короткого времени межслойной сушки и опасности появления «перепыла». Поэтому основная область применения таких лаков — быстрые ремонты 1-2 элементов.
Также быстросохнущие лаки востребованы в тех мастерских, где имеются проблемы с соблюдением температурных режимов и наличием пыли в покрасочном помещении. Быстрое подсыхание таких лаков «от пыли» дает возможность выполнять качественные ремонты без покрасочной камеры. Количество включений пыли, которые нужно заполировывать, при этом будет минимально.
При работе с быстросохнущими лаками прежде всего помните: эти материалы обладают очень непродолжительным «временем жизни». Поэтому разбавляйте «быстрый» лак только перед применением, ни в коем случае не заблаговременно. Только когда базовый слой подсох и готов к лакировке, можно приготовить лак и сразу же нанести его.
Нанося такой лак, внимательно следите за процессом. Поскольку лак сохнет очень быстро, важно качественно нанести первый слой (память первого слоя). Если он нанесен некачественно, вторым слоем исправить положение будет очень сложно, а иногда и невозможно.
Мы рассмотрели приемы работы с основными типами прозрачных лаков, которые сегодня применяются в авторемонте. О некоторых лаках, которые остались за рамками статьи (например керамических), мы будем говорить отдельно.
Подводя итог хотелось бы еще раз напомнить, что лак — это завершающий слой ЛКП, и по его внешнему люди часто судят о качестве проведенного ремонта в целом. В то же время лак является лишь частью лакокрасочного «пирога», а результат покраски зависит и от множества других моментов, например от качества нанесения слоя базовой эмали. Но об этом — отдельный разговор.
Покраска лаком автомобиля
Финишным этапом покраски автомобиля является нанесение лака, который защищает покрытие кузова от негативных внешних факторов (механических повреждений, ультрафиолетовых лучей и атмосферных осадков), а также придает металлическим и пластиковым поверхностям привлекательный зеркальный блеск.
Назначение, преимущества и особенности покрытия
Покрытие лаком кузовных элементов авто выполняется как сразу же после нанесения автоэмали, так и после ее полного высыхания. Лаковое покрытие сохраняет структуру, первоначальную красоту и глянец автокраски, а также используется для ряда других целей:
- Придание окрашенным поверхностям кузова транспортного средства сияющего блеска и выразительной глубины оттенка.
- Защита металлических и пластиковых элементов от механического и химического внешнего воздействия (пигментированный слой автоэмали медленнее выгорает и повреждается под действием агрессивных дорожных солей).
- Продление срока службы ЛКМ после покраски.
- Возможность многократного восстановления поверхности кузова в результате выполнения шлифовки и полировки с применением специальных паст с абразивными компонентами.
Современный лак для авто по своему химическому составу и выполняемым функциям аналогичен автоэмали, но не содержит пигментных добавок и красителей, поэтому к технике его нанесения, сушке и правилам ухода предъявляются те же требования. Даже профессиональная автомобильная эмаль без лака будет иметь непривлекательный вид, при этом металлизированные краски обязательно требуют нанесения лакового покрытия.
Технология и методики нанесения лака
Качественная покраска лаком автомобиля, кузовных элементов может быть выполнена только с применением современных инструментов и расходных материалов. Для нанесения лакового покрытия необходимо следующее:
- Автокомпрессор.
- Ручной или электрический краскопульт.
- Фильтрованная вода.
- Ацетоносодержащая жидкость.
- Безворсовые салфетки.
Выполнять покраску кузовных элементов лаком необходимо в специально отведенном помещении – сухом и теплом, защищенном от пыли и сквозняков. Если распыление лака выполняется на свеженанесенный слой автоэмали, то дополнительно потребуется шлифмашинка и специальная мелкоабразивная бумага.
Обратите внимание! Для разведения лака используются специальные присадки. К примеру, наиболее распространенным является антисиликон (используется для предотвращения образования на окрашиваемых поверхностях масляных пятен и разводов). Без применения этой присадки лаковое покрытие быстрее будет отслаиваться с кузова автомобиля.
Другой не менее важной присадкой является ускоритель отвердения, который предназначен для сокращения длительности сушки окрашенной поверхности при невысоких температурах окружающего воздуха, что особенно актуально при проведении работ в холодный сезон осенью или зимой.
Покраска лаком на свежую автоэмаль является сложной и трудоемкой, но применение этой технологии позволяет добиться наиболее прочного сцепления лакокрасочных материалов, повышения их прочности и эксплуатационных характеристик. Техника нанесения лака выполняется в два этапа.
Первый слой автомобильного лака наносится на кузов с удаленного расстояния мелким туманом, при этом все движения должны быть максимально аккуратными, плавными и осторожными без остановок. После тщательной сушки первого слоя лакового покрытия наносится второй, который должен иметь большую толщину «на грани появления подтеков». После выполняется финишная шлифовка и полировка покрытия.
После окраски автомобиля требуется качественное высыхание и отвердение на протяжении длительного времени, для этого исключается контактная мойка кузовных элементов транспорта и интенсивная эксплуатация авто для предупреждения появления механических дефектов.
Технология покраски транспортного средства лаком на отвердевший слой автоэмали требует качественной предварительной подготовки авто. Лакокрасочная поверхность матируется мелкоабразивной наждачкой, что позволяет повысить адгезию эмали с лаковым покрытием и продлить его срок службы.
Процедура лакирования поверхности кузова в этом случае не отличается от нанесения лака на свежий слой краски. На первом этапе лак с удаленного расстояния распыляется на кузовные элементы авто равномерными осторожными движениями. Однако следует учитывать, что покраска отвердевшей поверхности может привести к появлению мелких дефектов (шагрени).
Второй и третий слой лака наносятся после тщательного высыхания предыдущих. Процесс сушки можно ускорить в результате поэтапного повышения температуры окружающего воздуха в боксе. Для качественной просушки ЛКМ можно использовать приборы с инфракрасным нагревом, сушка выполняется при температуре 60 градусов (в некоторых случаях – при 20 градусах).
Полировка лакового покрытия является заключительным этапом его нанесения. Она позволяет удалить дефекты (неравномерность лака и подтеки), которые неизбежно появляются в процессе лакирования кузова. Полировальные работы выполняются с применением специальных абразивных паст.
Обратите внимание! Нанесение лака выполняется только на тщательно очищенную, обезжиренную и обеспыленную поверхность кузова.
Критерии выбора автомобильных лаков
Покраска кузова автомобиля лаком выполняется на только что нанесенный слой автоэмали, а также на полностью высушенный слой краски. Поэтому при подборе расходных материалов необходимо ориентироваться на выбранную технологию окрашивания транспортного средства. Наиболее распространены два типа лаков: мягкие и твердые.
Мягкие составы отличаются более высокой текучестью, поэтому их нанесение требует большого опыта и квалификации. Непрофессиональная покраска мягким лаком может привести к появлению дефектов лакокрасочного покрытия – подтеков, неравномерного окрашивания, шагрени и т.д.
Мягкий лак отличается долгим сроком сушки и затвердевания, а защитные и эстетические функции у него менее выражены по сравнению с твердым составом. Однако он лучше поддается восстановлению – полировке и шлифовке. Покраска этим типом лака выполняется в три-четыре слоя.
Твердые составы отличаются большей густотой и плохой текучестью. Использование твердого лака требует его предварительной подготовки – добавления отвердителя, который существенно ускоряет процесс отвердения покрытия и повышает его защитные и прочностные свойства. Нанесение на кузова автомобиля твердого покрытия осуществляется в один-два слоя.
В зависимости от финишного эффекта выделяют лаки глянцевые и матовые. Последний вариант получает все большую популярность среди современных автовладельцев. Матовое лаковое покрытие авто отличается креативным и запоминающимся внешним обликом, обычно оно используется для темных автоэмалей.
Грамотный выбор лака позволяет получить красивое, яркое, глубокое и выразительное покрытие кузова автомобиля, продлить его срок службы и повысить эксплуатационные характеристики. К тому же многочисленные царапины и потертости ЛКМ намного легче удалить с лакового покрытия, чем с автоэмали.
Как правильно наносить лак на авто
Нанесение лакового покрытия — очень сложная процедура, поэтому у новички чаще всего находятся в раздумьях над вопросом: “Как наносить лак на авто?”. В процессе выполнения этого непростого задания важна каждая мелочь, начиная с выбора материала и заканчивая управлением устройством под названием краскопульт. Лак наносится на затвердевшее покрытие или сразу после покраски. Первый и второй вариант отличаются друг от друга, особенно технология работы и ее последовательность. Прочитав эту статью, вы разберетесь с тонкостями кропотливой работы и узнаете о главных преимуществах лакировки.
Для чего наносят лак на поверхность авто?
Давайте прежде всего разберемся в главном, зачем вообще на кузов автомобиля наносится лак. Ответ банален — покрытие выполняет полезные функции. Но какие?
- Проявление глубины цвета и придание поверхности блеска.
- Защита от разного рода повреждений: химических и физических.
- Возможность после долгой эксплуатации восстановить внешний вид.
- Максимально отдаляет срок ремонта кузова и продлевает жизнь покрытию автомобиля.
Автомобильный кузов, который не подвергался покрытию лаком, имеет совсем другой вид. Ни одна покраска, даже та которая выполнялась лучшими специалистами, не заменит последующего лакирования и не придаст изящности и блеска. Слой лака всячески защищает покрытие от выгорания и быстрого изнашивания под воздействием негативных факторов. При эксплуатации есть возможность удалять царапины, потертости и другие дефекты (шлифовка с абразивными пастами) не нанося вред родной покраске.
Выбор материала
Качество окончательного результат напрямую зависит от выбранного вами материала для обработки. От этого не зависит когда именно вы проводили лакировку, до или после покраски. Существует две разновидности лаков: простые и лаки, в которые добавляют отвердитель. Каким из них пользоваться и как правильно наносить лак на авто, первым или вторым довольно сложно. Свойства этих двух типов, как и технология их нанесения абсолютно разные.
Помните: Мягкие лаки используют лишь опытные мастера, так как он имеет высокую степень текучести. Новичок запросто оставит потеки и испортит внешний вид своего авто.
Во-первых, он длительное время сохнет и затвердевает, во-вторых, его защитные функции не такие впечатляющие, как у предыдущего, но есть и свои плюсы. Покрытие с такой лакировкой проще отполировать и, соответственно, отшлифовать. Материал наносится аж в 4 слоя, с обычным лаком достойного результата можно добится, покрыв им поверхность всего 2 раза.
Использование твердого лака требует подготовки самого материала к непосредственному использованию. В него нужно добавить отвердитель дабы ускорить кристаллизацию и в дальнейшем сделать покрытие прочным и качественным. Материал следует наносить в 1, максимум в 2 слоя.
Нельзя оставить без внимание тему с покрытиями, они бывают глянцевые и матовые. Так вот матовые в последнее время стали очень популярными. Они оригинальные, стильные и, что подбадривает при выборе, легко наносятся даже в домашних условиях.
Прибор для лакирования
Подбор необходимого инвентаря зависит от того, какой вариант вы выбрали, наносить лак на свежий слой можно при помощи краскопульта с предпочтительным диаметром в 1,5 мм.
Внимание: Давно окрашенный автомобиль требует доп. шлифовки при помощи специального инвентаря: абразивная мелкозернистая бумага и шлифовальная машинка.
Если необходима полировка после самого покрытия лаком, то заранее позаботьтесь о наличии пасты. Процедура необходима лишь в том случае, если работу проводит неопытный человек. Другие виды дефектов устраняются механическими действиями. Не каждый своими руками может идеально покрасить авто, из-за этого процесс полировки практически неизбежен.
Нанесение слоя лака поверх свежей краски
Некоторые виды лаков предусматривают такую технологию, что их нанесение необходимо сразу же после покраски, но это не касается абсолютно всех видов. Технология довольно сложная, так как обработке подлежит еще не затвердевший слой. Но с другой стороны она позволяет крепко и надежно закрепится материалу на всей поверхности за счет хорошей связки с другими покрытиями. Проводить работы нужно осторожно, так как с легкостью можно испортить работу и затем думать, как убрать подтеки лака на авто. А устранить их не так то просто.
Хорошо усвойте материал по поводу того, как правильно наносить материал на только что окрашенный автомобиль, это вам пригодится и не позволит допустить множество ошибок. Начальный слой наносите маленьким туманом с большего расстояния, действия выполняются плавными движениями без резких рывков.
Следующий шаг — дать лаку время на то, чтобы как следует подсохнуть. Время может колеблиться в зависимости от типа выбранного материала. Далее наносится толстый слой — максимально глубокий (если он завершающий).
Внимание: Дайте лаковому покрытию время на затвердевание и не в коем случае сразу после окончания работы не используйте мойку и постарайтесь не использовать автомобиль.
Нанесение слоя лака поверх затвердевшей краски
Лишив автомобиль лакирования каждый рано или поздно возвращается к этому в большинстве случаев по одной простой причине — внешний вид не такой яркий и эффектный.
Перед нанесением лака необходимо заматовать поверхность наждачной бумагой. Посмотреть, как правильно выполнять эту процедуру можно на видео — смотреть ниже. Сам процесс лакирования ничем не отличается от нанесения лака на базовый слой, о котором подробно мы подробно написали что и как.