Установка поршня первого цилиндра в ВМТ
Силовой агрегат. Дизельные двигатели. Фольксваген Гольф 4
1. Проверните коленчатый вал двигателя таким образом, чтобы поршень первого цилиндра установился в верхней мертвой точке.
- поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Включите 5-ю передачу и затяните ручной тормоз. Удерживая одно переднее колесо от проворачивания, вручную проверните второе переднее колесо. При этом коленчатый вал двигателя будет проворачиваться;
- установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, затем включите 5-ю передачу и вручную передвигайте автомобиль вперед или назад;
- установите коробку передач в нейтральное положение и затяните ручной тормоз. Используя гаечный ключ, за болт крепления шкива коленчатого вала проверните коленчатый вал двигателя.
Механическая коробка передач
3. Снимите заглушку в картере сцепления.
4. Проверните коленчатый вал двигателя до тех пор, пока метка «0» на маховике не совместится с указателем на картере сцепления (стрелка). При совмещении меток с указателями поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия (А – двигатель AGP, В – двигатели AGR, AHF, ALH).
Автоматическая коробка передач
5. Проверните коленчатый вал двигателя до тех пор, пока метка «0» не появится слева в окне гидротрансформатора (стрелка). В этом случае поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия.
Дизельный двигатель SDI
6. Снимите впускной коллектор.
7. Снимите верхний кожух зубчатого ремня и крышку головки блока цилиндров.
8. Если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, используя маркер или краску, отметьте направление вращения зубчатого ремня. Если смотреть с передней части двигателя, шкивы двигателя вращаются по часовой стрелке.
9. Отвинтите болты (указаны стрелками), крепящие расширительный бачок и пополнительный бачок усилителя рулевого управления и, не отсоединяя от них шланги, переместите их в сторону.
10. Установите инструмент для блокирования 3418 в паз в торце распределительного вала.
11. С инструментом блокирования, установленным в распределительный вал, поверните распределительный вал (поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке) так, чтобы инструмент блокирования одной стороной прижался к поверхности головки блока цилиндров. Используя лезвие щупа, измерьте зазор между вторым концом инструмента блокирования и головкой блока цилиндров. Поверните распределительный вал незначительно назад и с двух сторон между инструментом блокирования и головкой блока цилиндров установите два щупа толщиной, равной половине ранее измеренного зазора.
12. Заблокируйте шкив топливного насоса фиксирующим штифтом VW-3359. Из шкива топливного насоса вывинтите болты (1) и на их место ввинтите новые болты, затянув их на этом этапе от руки. Отвинчивание болтов необходимо производить по очереди, так как могут переместиться секции шкива топливного насоса. Не отвинчивайте центральную гайку (2) крепления шкива топливного насоса, так как при этом шкив может сместиться.
13. В связи с тем, что правая опора силового агрегата препятствует снятию зубчатого ремня, необходимо поддержать двигатель специальным приспособлением VW 10-222А и снять правую опору силового агрегата.
14. Поддержку двигателя можно осуществить снизу домкратом через деревянный брусок.
15. Удерживая от проворачивания шкив коленчатого вала, отвинтите четыре болта, крепящие шкив к коленчатому валу. Снимите шкив коленчатого вала.
16. Отвинтите болты (указаны стрелками), крепящие правую опору силового агрегата к кузову и держателю двигателя.
17. Отвинтите болты (указаны стрелками), крепящие держатель правой опоры силового агрегата к двигателю.
18. Отвинтите гайку крепления натяжного ролика зубчатого ремня.
19. Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя.
Предупреждение: Не перегибайте резко зубчатый ремень, так как в процессе эксплуатации зубчатый ремень в месте резкого перегиба может разорваться, что приведет к повреждению двигателя.
20. После снятия зубчатого ремня не изменяйте положение шкивов зубчатого ремня.
Предупреждение: Если после снятия зубчатого ремня провернуть коленчатый вал двигателя, произойдет соударение поршней с клапанами, в результате чего они будут повреждены и потребуется серьезный ремонт двигателя. Отметьте положение шкива коленчатого вала, для чего краской нанесите метки на шкиве и блоке цилиндров двигателя. При необходимости можно проворачивать коленчатый вал двигателя на 90° по часовой или против часовой стрелки.
Предупреждение: Проверьте зубчатый ремень на износ, расслоение или замасливание. Если на зубчатом ремне имеются следы масла, перед установкой нового ремня найдите источник утечки масла и устраните его.
Предупреждение: Не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень. Исключите попадание на зубчатый ремень масла, охлаждающей жидкости или топлива.
Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия Mitsubishi Lancer 9
Выставляйте ВМТ по метке на шкиве распределительного вала (при установке по меткам на шкиве коленчатого вала в этом положении может находиться поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убедитесь в совпадении меток на зубчатом шкиве коленчатого вала (если снят шкив привода генератора). Если метки не совпадают, значит, нарушена установка фаз газораспределения
(поршень 1-го цилиндра не установлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода распределительного вала и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.
Расположение установочных меток на зубчатых шкивах распределительных валов двигателей SOHC и DOHC показано на рис. 5.4 и 5.5.
Рис. 5.4. Установочные метки на зубчатом шкиве распределительного вала и головке блока цилиндров двигателя SOHC: 1 — метка на шкиве распределительного вала; 2 — прилив на головке блока цилиндров.
Рис. 5.5. Установочные метки на зубчатых шкивах распределительных валов и задней крышке ремня привода газораспределительного механизма двигателя DOHC: 1 — прорези на задней крышке ремня привода газораспределительного механизма; 2 — метки на шкивах распределительных валов.
На двигателе SOHC метка на зубчатом шкиве распределительного вала должна быть совмещена с меткой на головке блока цилиндров. На двигателе DOHC метки 2 (см. рис. 5.5) на зубчатых шкивах распределительных валов должны быть совмещены с прорезями 1 на задней крышке ремня привода газораспределительного механизма.
У двигателей обоих типов метка на зубчатом шкиве коленчатого вала должна быть совмещена с меткой на блоке цилиндров. Она становится видна после снятия шкива привода генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. Треугольная метка на зубчатом шкиве должна совпасть с приливом на корпусе масляного насоса. Помимо этого метки нанесены на край ручья шкива коленчатого вала для привода вспомогательных агрегатов и на нижнюю переднюю крышку ремня привода газораспределительного механизма (метки видны без разборки узлов).
Вам потребуются: отвертка с плоским лезвием, торцовые ключи (головки) «на 10» и «на 19».
1. Снимите правое переднее колесо.
Предупреждение
Ослабляйте затяжку болтов крепления колеса только на стоящем на земле автомобиле.
2. Отсоедините держатели жгута проводов от кронштейнов крепления.
3. Выверните три болта крепления верхней крышки ремня газораспределительного механизма, снимите кронштейны крепления жгута проводов.
4. . и снимите крышку.
5. Извлеките пластмассовую заглушку из верхней части правого брызговика двигателя.
6. Проверните коленчатый вал двигателя за болт крепления шкива коленчатого вала.
7. . до совпадения метки на шкиве (прорезь) коленчатого вала с меткой на приливе нижней крышки ремня привода распределительного вала.
8. Проверьте совпадение меток на зубчатом шкиве распределительного вала и на головке блока цилиндров.
Как выставить верхнюю мертвую. Инструкция установка поршня первого цилиндра в положение вмт такта сжатия. Пара важных нюансов
Статья, в которой вы узнаете, где расположены метки ВМТ на машинах ВАЗ. Фото с описанием и как выровнять их расположение.
1. На двигателе в автомобиле ВАЗ 2112 на зубчатых шкивах распределительных валов верхние мёртвые точки (выступы «A») расположены параллельно задней крышке ремня привода распределительного вала (выбоины «B»).
2. Модели автомобилей ВАЗ 21083, 2110 и 2111 (универсал) ВМТ имеют на зубчатом шкиве распределительного вала (бугорок) и на задней крышке ремня привода распределительного вала (усик).
3. Тут на фото показаны ВТМ у остальной части моделей ВАЗов, что на маховике, — можно заметить полоску, а на шкале заднего щитка картера сцепления (фигурный вырез). Для лучшей видимости меток была снята .
4. На зубчатом шкиве коленчатого вала у всех моторах имеется бугорок, а на крышке масляного насоса — небольшой вырез. Эти метки можно увидеть, только если будет демонтирован шкив привода генератора машины.
5. В двигателе ВАЗ 2106 метки находятся на звёздочке распределительного вала (выбоина «A»), а другая на корпусе подшипников распределительного вала (выступ «B»). Эти метки можно увидеть только при снятом блоке цилиндров.
6. Также производитель на 2106 модели отметил метками на корпусе двигателя. Длинная чёрточка «А» расположилась на крышке цепи привода распределительного вала и треугольный паз «В» на кромке ручья шкива коленчатого вала.
Как выровнять расположение меток ВМТ на ВАЗ 2110 и 2111:
1. Сперва необходимо снять с аккумуляторной батареи клемму «–».
2. Теперь следует снять снизу машины правую грязевую защиту. Открутите 4 болта и 1 винт справа.
3. Далее откройте капот и открутите 3 винта, что держат переднюю крышку ремня привода распределительного вала. Перед тем как откручивать крышку обратите внимание на провода проводки, они также крепятся этими болтами. Аккуратно демонтируйте защитную крышку ремня.
4. Теперь необходимо выровнять (выставить) метки ВМТ. Для этого при помощи ключа поворачивайте за болт крепления шкива привода генератора коленчатый вал пока точки на задней крышке и шкиве распределительного вала не совпадут.
Часто на автофорумах новички автомобилисты ищут ответ на вопрос – как найти метки на маховике? При этом редко встретишь правильные рекомендации на эту тему. Попробуем разобраться в деле конкретно, дать ценные советы.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!
Метка для установки момента зажигания или вмт на маховике представляет собой тонкую, будто бы поцарапанную черточку. Находится метка не на венце, естественно, а на зеркале элемента (гладкой плоскости). К сожалению, эта метка часто ржавеет, и автомобилисту бывает полезно изредка чистить ее отверткой или шилом.
Одновременно с этой меткой, на зеркале предусмотрены лунки или выемки. Это тоже специальные риски, предназначенные для грамотной установки маховика на оконечность кривошипного вала.
Увидеть метки на балансире кривошипного вала, если ничего не разобрано с машины (не демонтирована коробка), удастся сквозь специальный лючок. Безусловно, нужно воспользоваться помощью ассистента, без этого никак. Один человек должен тихо вращать коленвал, другой – следить за метками. Смотреть надо под хорошим освещением, чтобы не упустить требуемую метку. Если освещения недостаточно, воспользоваться фонариком.
Метку маховика правильнее называть риской. Существует несколько видов меток, и риску нельзя спутать с остальными.
К примеру, на 8-клапанном двигателе отечественной «восьмерки» и более поздних моделей автопрома есть метки следующего типа:
- на звездочке распредвала (метка больше напоминает выступ);
- с тыльной стороны крышки приводного ремня (больше напоминает усик);
- на маховике (риска);
- на тыловой стороне картера сцепления (похожа на треугольник);
- на шкиве кривошипного вала (напоминает точку);
- на крышке маслонасоса (треугольный вырез).
Последние две метки видны только после снятия шкива генераторного привода. Треугольник-вырез картера сцепления лучше просматривается после снятия КПП.
А вот на 16-клапанной силовой установке отечественной 21126 метки, кроме вышеописанных, находятся еще в следующих местах:
- на звездочках обоих распредвалов в виде выступов;
- с тыльной стороны крышки ременного привода распредвалов (вырез-треугольник).
Справка. Маховик автомобиля – это особая деталь механического типа, изготовленная в виде диска. Фиксируется он болтами к задней оконечности кривошипного вала, служит большей частью для сохранения инерционной энергии.
Зачем нужна метка маховика
В частности, по этой метке удается выставить вмт, что, в свою очередь, помогает грамотно установить, к примеру, ремень грм. Неправильность выставления меток приводит к катастрофическим последствиям – это следует помнить всегда.
Пошаговый алгоритм выставления меток грм выглядит примерно следующим образом:
- подготавливается нужный инструментарий, включающий плоскую отвертку, ключ «десятку» и подъемник;
- затем правая часть автомашины поднимается с помощью домкрата;
- снимается защита ГРС механизма, расположенная под капотом транспортного средства;
- вращается колесо машины до тех пор, пока распредвальная метка не совпадет с рисками на ГБЦ и шкиве кривошипного вала.
Вот тут и приходит «время маховика». Если его метка не совпадет с корпусом (блоком), то всем проведенным выше манипуляциям, грош цена. Увидеть метку получится через отверстие, надо будет заранее снять заглушку с КПП.
Метка маховика должна совпасть с блоком. Ассистент должен вращать коленвал, автовладелец – смотреть внимательно.
По этой же метке выставляется регулировка, если рвется приводной ремень или проводится настройка после ремонта ГБЦ.
Установка меток на силовом агрегате автомашины помогает правильно выставить УОЗ, согласовать работу ГРС механизма и системы впрыска.
Пара важных нюансов
Вот, на что хотелось бы обратить внимание:
- проворачивать кривошипный вал следует исключительно за болт фиксатор шкива (при этом ни в коем случае не за сам шкив!);
- провернуть кривошипный вал можно и так: поставить одну из передач КПП (лучше 4-ю), толкнуть машину до совмещения меток, или вывесить одно из колес – и крутить.
Балансировка
Безусловно, метка элемента (риска), выставленная по уму, станет эффективной только в случае идеально ровного маховика. Если наблюдается дисбаланс элемента, то придется осуществлять балансировку. В список задач балансировщика войдет также найти радиус маховика.
К сожалению, стенд балансировочный имеется не в каждом городе. На таком станке проще регулировать кривошипный вал и маховик.
Делается балансировка либо на особой оправке, либо на самом валу (не снимается). Основное действие, которое проводится при балансировке – это облегчение. С маховика снимается некоторый слой металла, чтобы отрегулировать правильность его массы. Снимать слои можно только с краев, центр детали должен оставаться целым, чтобы не убавились прочностные характеристики детали.
Важный момент. Прежде чем приступить к балансировке маховика, нужно идеально отбалансировать кривошипный вал.
Лишний вес с маховиков удаляется путем сверления. Слои снимаются в несколько заходов, пока не отрегулируется правильное вращение.
Следите за чистотой маховика. Если появляется возможность снять деталь, то не поленитесь тщательно осмотреть ее на дефекты. Риску маховика регулярно прочищайте от грязи, чтобы в дальнейшем она бы хорошо просматривалась.
Добро пожаловать!
Для начала разберем значение аббревиатуры «ВМТ» — «Верхняя Мёртвая Точка». Ниже рассмотрим её выставление на автомобилях классического семейства.
Примечание!
Вам понадобится запастись специальным ключом для проворачивания шкива коленчатого вала. В отсутствие такового воспользуйтесь головкой «на 36».
Когда необходимо устанавливать поршень?
Перед началом проведения работ, требующих снятие цепи «ГРМ» с автомобиля. Обычно после этого установка фаз газораспределения нарушается, скорее всего вы столкнетесь с неустойчивой работой автомобильного двигателя. Поэтому прежде чем преступать к такой процедуре, необходимо установить поршень четвёртого цилиндра в положение ВМТ.
Проводим установку на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Примечание!
Начните со снятия головки блока цилиндров с двигателя автомобиля! (Подробнее описано в статье: «Про фазы газораспределения по меткам » в пунктах «1-10»).
Способ 1
Стоя рядом с подкапотным пространством просуньте руку глубоко вниз и проверните специальным ключом по часовой стрелке гайку крепления шкива коленвала. Она указана красным на фото ниже.
Примечание!
При отсутствии вышеописанного инструмента воспользуйтесь головкой «на 36», сняв сперва защиту картера (этот процесс подробно описан в статье: «Замена защиты картера »). Теперь с помощью головки проверните гайку коленвала, но только уже не с верхней, а с нижней части автомобиля.
Метод 2
Сядьте в автомобиль, включите четвёртую передачу, проедьте несколько метров до того, пока все метки не совпадут между собой.
Способ 3
Вам понадобится домкрат. Воспользовавшись им, вывесите одно из задних колёс автомобиля, включите 4-ю передачу и рукой прокрутите по ходу движения автомобильное колесо.
Примечание!
Во всех способах, прокручивать колесо необходимо до момента схождения меток!
Вопрос?
Какой метод подошел Вам и почему Вы выбрали именно его? (Ответ пишите в комментариях)
Как убедиться, что метки совпали?
1) После снятия головки воспользуйтесь одним из трех вышеперечисленных способов по выставлению меток.
2) Проверьте установились ли метки газораспределительного механизма относительно корпусных меток, для этого:
Подойдите к подкапотному пространству автомобиля и сверьте совпадение метки звездочки распределительного вала с меткой на корпусе.
7. Установите заднюю опору подвески силового агрегата в порядке, обратном снятию.
Обратите внимание на маркировку опоры. Новую опору приобретайте с такой же маркировкой.
УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ
Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода распределительного вала, не нарушалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.
Для точной установки поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия необходимы два специальных приспособления для фиксации коленчатого и распределительных валов в определенном положении.
Вам потребуются: специальные приспособления для фиксации коленчатого и распределительных валов, торцовый ключ «на 10», накидные ключи или торцовые головки «на 8», «на 13», ключ «на 18».
1. Снимите декоративный кожух двигателя.
2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
3. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров », с. 103).
4. Снимите правое переднее колесо (см. «Замена колеса », с. 58).
5. Снимите брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя », с. 99).
6. Снимите правый передний подкрылок (см. «Снятие и установка брызговиков колес и подкрылков », с. 267).
7. Включите нейтральную передачу в коробке передач.
8. Проверните коленчатый вал двигателя за болт крепления его шкива настолько, чтобы отверстие в шкиве коленчатого вала не дошло до резьбового отверстия в крышке привода газораспределительного механизма приблизительно на 45°, а кулачки клапанов 1-го цилиндра были направлены вверх.
9. Ослабьте затяжку.
10. . и извлеките заглушку, расположенную в передней части блока цилиндров справа.
11. Вверните фиксирующий болт.
12. Осторожно проверните коленчатый вал за болт крепления его шкива до момента остановки вала фиксирующим стержнем.
Так выглядит приспособление М10х1,5 для установки коленчатого вала в положение ВМТ такта сжатия.
13. На двигателях 1,8 и 2,0 л R4 Duratec-HE
16V вверните через отверстие на шкиве коленчатого вала болт Мбх18 в резьбовое отверстие крышки привода газораспределительного механизма, зафиксировав тем самым коленчатый вал от проворачивания.
14. Установите фиксирующую пластину в специальные пазы в задней части распределительных валов.
15. На двигателе 1,6 л R4 16V Duratec Ti-VCT (с изменяемыми фазами газораспределения) установите приспособление так, чтобы метки на его ветвях находились вверху, причем метка в виде линии должна быть со стороны выпускного распределительного вала, а метка в виде точки — со стороны впускного вала.
Если приспособление удалось установить без затруднений, поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ такта сжатия и начальная установка фаз газораспределения соответствует норме. Если приспособление установить не удалось (смещены фазы газораспределения), снимите ремень привода газораспределительного механизма, установите фиксирующее приспособление и правильно наденьте ремень (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма на двигателе 1,6 л R4 16V Duratec Ti-VCT », с. 86) или замените цепь привода газораспределительного механизма (в зависимости от типа двигателя).
16. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.
СНЯТИЕ, ДЕФЕКТОВКА И УСТАНОВКА МАХОВИКА
Маховик снимают для замены заднего сальника коленчатого вала, для его замены при повреждении зубчатого обода и для шлифования поверхности под ведомый диск сцепления.
И звездочках распределительных валов впускных и выпускных клапанов двигателя
Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода газораспределительного механизма, не нарушилась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения двигатель не будет нормально работать.
Выставляйте ВМТ по метке на зубчатом шкиве распределительного вала (при установке по меткам на шкиве коленчатого вала в этом положении может находиться поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убедитесь в совпадении меток на шкиве коленчатого вала. Если метки на шкиве коленчатого вала не совпадают, значит, нарушена установка фаз газораспределения (поршень 1-го цилиндра не установлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода газораспределительного механизма и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.
4.6. Метки для правильной установки взаимного углового расположения распределительного вала выпускных клапанов и коленчатого вала двигателя мод. G4ЕС: 1 – зубчатый шкив привода распределительного вала выпускных клапанов; 2 – болт; 3 – промежуточный ролик; 4 – ремень привода газораспределительного механизма; 5 – метка на передней крышке блока цилиндров; 6 – метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; 7 – зубчатый шкив коленчатого вала двигателя; 8 – болт натяжного ролика; 9 – проставка натяжного ролика; 10 – пружина натяжного ролика; 11 – натяжной ролик; 12 – метка на зубчатом шкиве; 13 – метка на опоре распределительного вала
При установке поршня 1-го цилиндра двигателя мод. G4ЕС в положение ВМТ такта сжатия метка 6 (рис. 4.6) на зубчатом шкиве коленчатого вала должна совпасть с меткой 5 на передней крышке блока цилиндров, а метка 12 на шкиве распределительного вала выпускных клапанов должна совпасть с меткой 13 на опоре распределительного вала.
При правильной установке поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия метки на приводных звездочках 1 и 2 (рис. 4.7) распределительных валов должны быть направлены в противоположные стороны в горизонтальной плоскости.
У двигателя мод. G4ЕВ при установке поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия метка 2 на зубчатом шкиве коленчатого вала должна совпасть с меткой 1 на корпусе масляного насоса…
…а метка 2 на шкиве распределительного вала должна совпасть с меткой 1 на опоре распределительного вала.
Вам потребуются: головка торцовая «на 22», вороток, ключ «на 10».
4. …и со стороны компрессора кондиционера…
5. …извлеките болт и отведите в сторону кронштейн колодки жгута проводов датчика детонации.
Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)
1. Верхней мертвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своем цилиндре. В 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается каждым из поршней дважды в течение одного рабочего цикла: один раз в конце такта сжатия и второй — в конце выпускного такта. Определение точного положения ВМТ поршня в конце такта сжатия (обычно первого цилиндра) имеет большое значение для многих проводимых далее работ, например, для замены зубчатого ремня, проверки фаз газораспределения и замены прокладки головки блока цилиндров. Иногда ВМТ такта сжатия называют также моментом зажигания.
Замечание: Номера цилиндров считаются в последовательности с 1 по 4. Первый цилиндр находится со стороны привода вспомогательных агрегатов/привода ГРМ.
2. Проверка и регулировка фаз газораспределения является очень трудоемкой операцией и может быть выполнена только с применением специального инструмента фирмы Opel, заранее убедитесь, что все необходимые принадлежности есть в наличии и находятся под рукой. Данный инструмент, как правило, доступен только на сервисной станции.
- Вывесите одно из передних колес и установите автомобиль на подставку. Включите 5-ю передачу — при проворачивании вывешенного колеса будет проворачиваться коленчатый вал двигателя (модели с РКПП). Для проворачивания колеса при проведении регулировок воспользуйтесь помощью ассистента.
- Если под рукой нет приспособлений для поддомкрачивания автомобиля, выберете ровную достаточно большую площадку и включите 5-ю передачу. При перемещении автомобиля путем толкания будет проворачиваться и коленчатый вал (модели с РКПП).
- В стационарных условиях проворачивание коленчатого вала осуществляется при помощи ключа-трещотки и сменой головки («Е18»), которая устанавливается на центральный болт крепления шкива коленчатого вала, при этом должна быть включена нейтральная передача и взведен стояночный тормоз. Коленчатый вал следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода ГРМ).
4. Пред началом выполнения работ по выставлению ВМТ отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Главу 5) и снимите воздухоочиститель (см. Главу 4).
Замечание: На моделях начиная с 2004 года выпуска, оборудованных системой ESP, на рулевой колонке устанавливается датчик угла поворота рулевого колеса. После каждого отключения аккумуляторной батареи при завершения работ необходимо в обязательном порядке производить перепрограммирование данного устройства с использованием специальных приборов.
Двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP
Проверка
5. Рассоедините разъемы электропроводки датчика распределительных валов, реле давления двигательного масла и датчика температуры охлаждающей жидкости. Отделите с правой стороны двигателя короб кабельного канала и отведите его в сторону. Отсоедините 2 шланга системы вентиляции картера двигателя (PCV) и снимите модуль зажигания (см. Главу 5). Выверните 13 болтов крепления крышки головки цилиндров и снимите ее.
6. Поднимите автомобиль на подъемнике или установите на подставки. Снимите крышку мультиреберного ремня, а на моделях Corsa-Eco снимите защиту картера (см. Раздел 5).
7. Поверните коленчатый вал в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) так, чтобы метка на шкиве вала совпала с приливом на крышке газораспределительного механизма (ГРМ) (см. сопр. иллюстрацию).
6.7. При выставлении ВМТ метки (3 и 4) должны совпадать (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP): 1. Пробка отверстия для блокировки коленчатого вала; 2. Установленное приспособление КМ-952
8. В положении ВМТ такта сжатия кулачки распределительных валов первого цилиндра должны быть развернуты наружу от центра двигателя (см. сопр. иллюстрацию). В противном случае проверните коленчатый вал еще на один полный оборот.
6.8. В положении ВМТ такта сжатия кулачки (1) распределительных валов должны быть симметрично развернуты наружу (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP)
9. Для проверки положения ВМТ при помощи специальных приспособлений не доведите коленчатый вал до совмещения меток примерно на 15-20° и выверните закрывающую отверстие блокировки коленчатого вала пробку (см. иллюстрацию 6.7).
10. Установите в отверстие приспособление КМ-952 (см. иллюстрацию 6.7), медленно и плавно проворачивайте коленчатый вал пока приспособление на войдет в специальный паз вала (зафиксирует вал) — при этом метки на шкиве коленчатого вала и на крышке привода ГРМ должны совпасть, а кулачки ГРМ над первым цилиндром должны занять соответствующее положение (см. выше).
11. Установите в пазы распределительных валов (со стороны маховика) специальное приспособление КМ-953 (см. сопр. иллюстрацию) — выступы приспособления должны войти в пазы на возможно большую глубину. Если установить приспособление не представляется возможным, требуется произвести регулировку фаз газораспределения (см. ниже).
6.11. Установка приспособления КМ-953 (1) (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP)
12. Установите специальное приспособление КМ-954 (см. сопр. иллюстрацию) так, чтобы выступ приспособления попал в выемку ротора датчика распределительного вала. Если выступ и выемка не совпадают произведите регулировку фаз газораспределения (см. ниже).
6.12. Установка приспособления KM-954 (1) (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP): 2. Ротор датчика распределительного вала
Регулировка
13. По окончании проверки снимите приспособления КМ-953 и КМ-954 с двигателя. Внимание: Ни в коем случае нельзя использовать контрольные приспособления для удерживания валов двигателя от проворачивания!
14. Выверните болт, освободив отверстие для установки приспособления КМ-955-1 (см. иллюстрацию 6.14а) При помощи рожкового ключа отожмите впускной распределительный вал в указанном стрелкой направлении и зафиксируйте натяжитель цепи приспособлением КМ-955-1 , тем самым ослабив натяжение цепи.
Внимание: При отжимании/проворачивании распределительных валов ключ должен устанавливаться только на выполненную в виде шестигранника часть вала (см. иллюстрацию 6.14b)!
6.14а Ослабление натяжения цепи (двигатель Z10XEP): 1. Болт отверстия под установку фиксирующего приспособления; 2. Установка приспособления КМ-955-1
6.14b. Крепежные болты (2) звездочек распределительных валов: 1. Шестигранная часть распределительного вала
16. Установите приспособление КМ-953, при необходимости доверните распределительные валы при помощи рожкового ключа, — обратите внимание на правильность установки кулачков распределительного вала (см. иллюстрацию 6.8). Извлеките приспособление КМ-955-1 .
17. Установите приспособление КМ-954 так, чтобы выступ приспособления совпал с выемкой ротора (см. иллюстрацию 6.12) — при необходимости доверните ротор вручную.
18. Вверните на место болт отверстия для установки приспособления КМ-955-1 и затяните с требуемым усилием. Затяните крепежные болты звездочек распределительных валов с усилием 10 Нм — не более, затем снимите все регулировочные приспособления.
19. Дотяните крепежные болты звездочек с усилием 50 Нм и еще на 60° — при необходимости воспользуйтесь помощью ассистента, затем плавно проверните коленчатый вал двигателя на 2 полных оборота и при помощи приспособлений произведите проверку положения ВМТ — если приспособления не устанавливаются (см. выше), повторно выполните регулировку фаз газораспределения.
Установка
20. Установка всех снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку снятия. При сборке используйте новую прокладку крышки головки блока цилиндров (см. сопр. иллюстрацию), нанесите слой герметика герметик (например, «Silikon Blau RTV» Loctite) толщиной 2 мм на стыки головки блока цилиндров и крышки привода ГРМ.
6.20. Прокладка (2) крышки (1) головки блока цилиндров: 1. Толщина слоя герметика = 2 мм
Внимание: Крышка должна быть установлена в течение 10 минут после нанесения герметика! Не забудьте заменить прокладку пробки отверстия для блокировки коленчатого вала.
Двигатели Z14XE/Z1 6XE/Z18ХЕ
21. Снимите крышку мультиреберного ремня (см. Раздел 5).
22. Выверните 3 крепежных болта (см. сопр. иллюстрацию), отделите верхнюю крышку зубчатого ремня от заднего кожуха ГРМ и снимите ее.
6.22. Крепежные болты (1) верхней крышки привода ГРМ (двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE)
23. Поверните шкив коленчатого вала в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) так, чтобы совпали метки на шкиве и блоке двигателя (см. сопр. иллюстрацию) — при этом также должны совпасть метки на зубчатых колесах распределительных валов. Теперь поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия.
6.23. Выставление ВМТ (двигатели Z14XE/Z1 6XE/Z1 8ХЕ) — метки (2) шкива коленчатого вала и метки (1) зубчатых колес распределительных валов должны совпасть
Замечание: Если метки распределительных валов находятся на наружных сторонах зубчатых колес, проверните коленчатый вал еще на один оборот.
При несовпадении меток зубчатых колес ГРМ требуется провести регулировку фаз распределения для чего необходимо снять зубчатый ремень (см. Раздел 8).
24. По окончании выполнения проверки установите на место снимавшиеся компоненты. Установка производится в обратном порядке. Пред установкой верхней крышки ГРМ проверьте ее целостность и тщательно протрите снаружи и изнутри.
Двигатель Z16SE
25. Снимите крышку клинового ремня (см. Раздел 5).
26. Выверните 3 болта и снимите верхнюю крышку привода ГРМ (см. Раздел 8).
27. Поверните шкив коленчатого вала в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) так, чтобы совпали метки на шкиве и нижней крышке ГРМ (см. сопр. иллюстрацию) — при этом также должны совпасть метки на зубчатом колесе распределительного вала и задней крышке ГРМ. Теперь поршень первого цилиндра находится в ВМТ такта сжатия.
6.27. При выставлении ВМТ метки (2) шкива коленчатого вала и метки (1) зубчатого колеса привода ГРМ должны совпадать (двигатель Z16SE)
Замечание: Если метка распределительного вала находится на нижней стороне зубчатого колеса, проверните коленчатый вал еще на один оборот.
При несовпадении меток зубчатых колес ГРМ требуется провести регулировку фаз распределения для чего необходимо снять зубчатый ремень (см. Раздел 8).
Двигатель Z13DT
28. Снимите крышку мультиреберного ремня, (см. Раздел 5).
29. Снимите топливораспределительную магистраль (см. Главу 4).
30. Рассоедините разъемы электропроводки свечей накаливания, форсунок и датчика распределительного вала. Выверните 3 болта крепления короба кабельного канала и отведите его в сторону.
31. Выверните 2 пробки из корпуса распределительных валов (см. иллюстрацию 6.31а). Очистите резьбу и вверните в отверстия фиксирующие шпильки (Opel-EN-46781) (см. иллюстрацию 6.31b) — по окончании установки лыски на наружной стороне шпилек должны располагались горизонтально. При необходимости нанесите на шпильки метки.
6.31а. Пробки корпуса распределительных валов (двигатель Z13DT)
6.31b. Установка фиксирующих шпилек Opel-EN-46781 (двигатель Z13DT) — стрелками указано положение лысок
Внимание: При проворачивании коленчатого вала ассистент должен следить за тем, чтобы фиксирующие шпильки не проворачивались!
33. Вставьте в специальное отверстие на РКПП штифт Opel-EN-46785 (см. сопр. иллюстрацию), слегка вращая вперед-назад коленчатый вал, чтобы штифт вошел в отверстие на маховике. Если штифт не вставляется в маховик, необходимо произвести регулировку фаз газораспределения.
6.33. Установка приспособления Opel-EN-46785 (двигатель Z13DT)
Двигатели Y17DT(L)/Z17DTH
Замечание: Ниже приводится описание процедуры установки первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия на примере двигателя Y17DT. При выполнении данной процедуры на других двигателях потребуется выполнить некоторые дополнительные операции.
34. Ослабьте хомуты крепления и снимите гибкий рукав и промежуточный патрубок системы питания двигателя воздухом (см. Главу 4).
35. Снимите правое переднее колесо (см. Главу «Введение»), установите вывешенный автомобиль на подставки.
36. Ослабьте хомуты крепления и снимите нижний промежуточный патрубок впускного воздуховода (см. Главу 4).
37. Снимите мультиреберный ремень (см. Раздел 7).
38. Отсоедините электропроводку генератора (см. Главу 5).
39. Отделите короб кабельного канала и вакуумные линии от верхней передней крышки привода ГРМ. Выверните крепежные болты и снимите верхнюю крышку зубчатого ремня.
Замечание: Для крепления крышки используются болты различной длины, запомните или пометьте их установочное положение маркером.
40. Проверните коленчатый вал до совмещения отверстий на зубчатых колесах распределительного вала и ТНВД с отверстиями на корпусе двигателя и вверните установочные болты (см. сопр. иллюстрацию) М6 в соответствующее отверстие колеса распределительного вала и М8 в колесо привода ТНВД. Проверьте совмещение меток — при ввернутых установочных болтах метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать со штифтом на крышке масляного насоса.
6.40. Выставление ВМТ на двигателе Y17DT: 1. Шкив коленчатого вала; 2. Метка шкива коленчатого вала; 3. Штифт на корпусе масляного насоса; 4. Установочный болт зубчатого колеса ТНВД (М8); 5. Установочный болт зубчатого колеса распределительного вала (М6)
Замечание: При снятом шкиве коленчатого вала метка на зубчатом шкиве должна совпадать с приливом на крышке масляного насоса.
Если метки не совпадают, необходимо выполнить регулировку фаз распределения (см. Раздел 8) — предварительно снимите зубчатый ремень.