Какие шаровые опоры лучше
Перейти к содержимому

Какие шаровые опоры лучше

  • автор:

Тест шаровых опор для Ford Focus II: Delphi, Fenox, CTR, Meyle, Moog и NK

Наверное, каждый из нас видел сиротливо стоящие «Жигули» с подвернутым вниз передним колесом — это разрушение шаровой опоры. Такое случалось у нерадивых автомобилистов или из-за покупки некачественной запчасти. Сегодня и автомобили уже далеко не те, и выбор запчастей куда более широкий. А улучшилось ли с тех пор их качество? Чтобы это выяснить, мы купили шесть вариантов шаровых опор разных брендов для одной из самых популярных в России иномарок — Ford Focus второго поколения. Ломаем!

Методика испытаний

За основу методики испытаний мы возьмем разработанный в НАМИ ГОСТ Р 52433-2005 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и методы испытаний», который строго регламентирует требования к данным деталям.

Комплекс испытаний по вырыву шаровых пальцев, определению марки стали и определению прочности крепежа проводился в аккредитованной лаборатории НПО «Завод „Волна“», тест на морозоустойчивость — в аккредитованной лаборатории НПО «Талис».

Разрушение

По требованиям ГОСТа одним из основных испытаний для шаровых шарниров является сила вырыва пальца из корпуса. Данное испытание мы проводили на универсальной машине растяжения-сжатия Р10. Для каждого диапазона диаметров шаровых пальцев установлено минимальное усилие вырыва. В нашем случае диаметры шара колеблются у разных производителей от 26,8 мм (Moog) до 28 мм (NK и CTR). Все остальные испытуемые имеют диаметр шара 27 мм. В диапазоне от 25 до 29 мм минимальное усилие вырыва должно составлять не менее 2100 кгс.

Результаты испытаний представлены в таблице.

По результатам испытаний на вырыв из корпуса рулевого наконечника шарового пальца все рулевые наконечники соответствуют ГОСТ Р 52433-2005. Однако мы проводим сравнительный тест и поэтому будем оценивать каждый по заложенному в конструкцию запасу прочности.

Наименьший коэффициент запаса по усилию вырыва (1,71) у шаровых марок NK и Meyle, а вот опору CTR не смогли удержать три болта класса прочности 10.9 — разрушились сами, а палец опоры нисколько не пострадал.

Проверка крепежа и пыльников

Расширяя методику проведения испытаний, мы решили проверить качество поставляемого в комплекте с опорами крепежа на усилие разрыва согласно ГОСТ ISO 898-1-2014 «Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей».

По результатам испытаний выяснилось, что все крепежные элементы соответствуют заявленному классу прочности 10.9.

Следующим этапом стала проверка резиновых пыльников шаровых опор на морозостойкость при температуре –40 °C с суточной выдержкой и последующей проверкой эластичности. Данный тест является показательным и, по сути, проводится лишь для выяснения, потребуется ли от покупателя замена шаровой опоры на новую после первой же зимы. Даже качественно изготовленный шаровый палец и его обойма очень быстро выходят из строя при попадании на поверхность трения песка, грязи и соли, а при разрушившемся пыльнике это гарантированно произойдет.

Кроме CTR, все шаровые опоры имеют в комплекте стандартное крепление пыльника с помощью двух колец-хомутов, которые удерживают его в верхней и нижней части. Только у CTR резиновый пыльник несъемный — он завулканизирован вместе с металлическим корпусом, поэтому при повреждении пыльника менять его придется в сборе с шаровой опорой.

По сравнению с ранее проведенным тестом рулевых наконечников на Ford Focus II, где после заморозки 80% представленных претендентов провалились, аналогично проведенный тест шаровых опор показал, что четыре из шести защитных резиновых чехла прекрасно переживут не одну зиму.

Тест на эластичность после заморозки выявил, что у пыльника шаровой опоры Meyle откололась часть ободка, который предназначен для фиксации стопорного кольца-хомута, а это может привести к его смещению. А вот с защитным чехлом Fenox и вовсе случилась беда: он замерз настолько, что при падении просто раскололся, как стеклянный бокал.

Химический анализ

Последним испытанием стало проведение химического анализа и определение марки стали для шаровых пальцев. С этим прекрасно справляется спектрометр ДФС 500, который распознает количество каждого легирующего или ухудшающего свойства сплава элемента в составе стали.

По результатам проведенного исследования химического анализа состава стали пальцев было установлено, что у всех испытуемых используются конструкционные легированные стали в пределах 35Х–40Х, то есть в качестве легирующего элемента берется около 1% хрома.

Каков итог?

По результатам проведенного теста можно сказать, что в этот раз большинство испытанных нами шаровых опор можно смело устанавливать на автомобиль. Все шаровые опоры имеют по усилию вырыва минимальный запас прочности, превышающий требования на 70% и более. Также выяснилось, что крепеж, который большинство производителей прилагают в комплекте с опорой, соответствует требуемому классу прочности — его можно использовать без опаски. А вот первую зиму могут пережить не все опоры.

По совокупным итогам проведенных тестов мы признаем победителем шаровую опору CTR.

Это шаровая, у которой мы не смогли вырвать палец даже после приложения нагрузки в 4,5 тонны (срезало крепежные болты). Очень хороший всепогодный вариант, но заменить пыльник в случае его повреждения не получится. Кроме того, смущает копеечная экономия на комплектации — крепежные высокопрочные болты придется покупать отдельно (Update: как стало известно редакции, с 2020 года в комплектацию шаровой CTR входят крепежные болты).

На втором месте располагается Delphi. Самый высокий запас прочности на вырыв из тех опор, у которых нам удалось вытащить палец — выдерживает более 4 тонн. Без опаски можно использовать зимой.

Третье место у Moog. Лишь немногим уступает Delphi по прочности. Также переживет любую зиму.

У NK и Meyle одинаковые показатели по прочности с запасом в 71%, но пыльник шаровой опоры Meyle получил слабые повреждения в районе стопорного кольца. То есть герметичность пыльника не пострадала, но может возникнуть риск спадания кольца-хомута.

Fenox — аутсайдер теста. Мог бы занять второе место по прочности, если бы не провал по морозоустойчивости. Также смущает подбор слишком длинного крепежа.

ПОМНИТЕ: необходимо регулярно производить осмотры деталей подвески. При осмотре особое внимание следует уделять состоянию защитных резиновых чехлов. При подозрении на трещину в пыльнике необходимо их заменить, так как именно резиновые пыльники являются самым слабым звеном в деталях подвески.

Редакция журнала «Движок» выражает благодарность лабораториям НПО «Завод „Волна“» и НПО «Талис» за помощь в проведении теста, а также ООО «Амтел» за предоставление оснастки.

10 лучших производителей шаровых опор

Максим Неверов

Шаровые опоры являются одним из важнейших узлов автомобиля, потому что внезапный выход из строя шарнира может создать аварийную ситуацию на дороге. Это именно та деталь, экономить на которой совершенно нецелесообразно. В нашем обозрении представлены производители, выпускающие шаровые с самыми лучшими рабочими характеристиками. Все они отличаются выносливостью, надежностью, имеют больший ресурс по сравнению с продукцией, не вошедшей в наш рейтинг. Позиции брендов основаны на заявленных изготовителем свойствах и отзывах непосредственных владельцев, которые имели возможность лично испытать характеристики этих шаровых опор.

Лучшие иностранные производители шаровых опор

Для ремонта иномарок и замены узлов, вышедших из строя, лучшим решением является использование шаровых опор, изготовленных за границей. К тому же некоторые фирмы порадуют своим ассортиментом и владельцев отечественных автомобилей. В этой категории представлены производители, шаровые опоры которых имеют самые высокие характеристики и пользуются спросом на рынке.

5 Sidem

Производитель Sidem имеет свои заводы исключительно на территории Евросоюза, поэтому сомневаться в качестве выпускаемой продукции не приходиться. Современная организация рабочего процесса, многоуровневый контроль на разных этапах изготовления деталей, а также тщательная подготовка сырья определяют отличные характеристики продукта, что, в свою очередь, обеспечивает стабильный спрос на рынке запасных материалов для автомобилей. В шаровых опорах используется более чем прочный пыльник, верхняя часть которого не имеет стопорного кольца и выполнена в виде сальника. Такая конструкция сохраняет подвижность на шарнире, предотвращая при этом попадание воды и грязи в смазку. Последняя создана на основе полимочевины и обладает отличными водоотталкивающими характеристиками.

Кроме того, ассортимент такой продукции, как шаровые опоры, выпускается не только для иномарок. В большинстве оставленных отзывов владельцы отечественных авто считают использование в ремонте комплектующих Sidem правильным решением – лучшее качество и более продолжительный срок службы легко компенсируют ценовую разницу. Кроме того, была замечена практически полная идентичность шаровых опор с более дорогой продукцией бренда Moog.

4 TRW

Почти сто лет эта американская компания успешно завоевывала международный рынок запчастей для авто, но, в конечном итоге, не смогла выстоять и была поглощена концерном ZM Friedrichshafen из Германии. Немцы привнесли традиционный порядок и ужесточили контроль качества выпускаемой продукции, в результате чего производитель стал одним из самых популярных брендов.

Фирма организовала изготовление не только лучших шаровых опор – имеющийся ассортимент деталей позволяет использовать их в большинстве автомобильных моделей (охватывает 90 % рынка). Качество настолько высоко, что во многих иномарках шаровые TRW устанавливаются еще на заводском конвейере. Владельцы автомобилей ВАЗ, выбравшие опоры этого бренда (данная деталь выпускается практически для всех популярных российских марок), в отзывах выражают искреннее восхищение качеством и надежностью этих шаровых. Единственный недостаток, на который многие также указывают – наличие поддельной продукции на отечественном рынке, что требует от покупателя внимательности и проверки товара на соответствие.

3 CTR

Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции, на отечественном рынке запасных частей именно шаровые опоры от этого производителя пользуются самой большой популярностью. Начав свою деятельность в качестве одного из подразделений GMB, CTR достаточно быстро превратился в отдельную крупную фирму. Конвейеры General Motors будут простаивать без комплектующих деталей этого бренда, а для концернов KIA Motors и Hyundai производитель имеет статус официального поставщика.

Отзывы владельцев иномарок, которые проводили ремонтные работы по замене шаровых опор на продукцию CTR, довольны полученным результатом. Сами за себя говорят и данные о пробегах более 60 тыс. км – отличная эффективность для запчастей, имеющих к тому же вполне доступную стоимость.

2 Delphi

Более жесткий контроль качества, современное оборудование и тщательно отобранная сырьевая база обеспечивают высокий запас прочности и увеличенный срок службы шаровых опор Delphi. Если прислушиваться к мнению водителей, то продукция фирмы является одной из самых лучших в мире. В отзывах владельцев различных марок автомобилей среднего класса эти американские шаровые никак не хуже оригинальных шарниров, а в некоторых случаях имеют превосходящие характеристики (особенно, если использовать их для установки на бюджетные модели).

О высоком качестве говорит и тот факт, что производитель берет на себя гарантийные обязательства в течение первого года эксплуатации (не более 50 000 км). Но в тех же отзывах подтверждается успешный безаварийный пробег, превышающий гарантию в два раза. При этом речь идет исключительно об оригинальных шаровых опорах, которые, в отличие от подделки, физически не могут выйти из строя через 10-20 тыс. км пробега.

1 Lemforder

Данный производитель специализируется на выпуске продукции для проведения ремонтных работ, но многие автомобильные марки используют ассортимент деталей Lemforder на своих сборочных конвейерах. Именно этот факт определяет оригинальное качество и популярность у потребителя.

Шаровые опоры бренда считаются лучшими для иномарок, и несмотря на высокую стоимость, владельцы авто готовы платить за надежность (которая имеет прямое отношение к безопасному вождению). В своих отзывах покупатели рекомендуют внимательно отбирать шаровые, не полагаясь на порядочность продавца. Именно оригинальные опоры, выпущенные на заводе в Германии, имеют высокие эксплуатационные характеристики и самый большой запас прочности.

Лучшие отечественные производители шаровых опор

Ключевое различие с мировыми производителями – самая доступная цена, которая для большинства владельцев все еще оказывает решающее значение при выборе. При этом отечественные фирмы по выпуску шаровых опор для автомобилей умудряются выпускать товар лучшего качества, а некоторые даже могут наравне конкурировать с иностранными аналогами.

5 ЗавГар

Неважно, какой у вас автомобиль. В каталоге этого бренда вы найдете шаровые опоры на практически любую модель, будь то самая современная иномарка или старенький ВАЗ. И что важно, все детали под этим логотипом заслуживают внимания. У них высокое качество и длительный срок службы. Конечно, компания не является самостоятельным производителем, но именно она следит за работоспособностью деталей и проводит их тесты.

Подобные детали вы можете найти вообще без логотипа бренда и, возможно, стоить они будет дешевле. Но такая покупка превращается в кота в мешке, а ЗавГар избавляет вас от этой лотереи. К тому же фирма дает гарантию, а так как она широко представлена на российском рынке, рисковать репутацией точно не будет. Также важно отметить, что компания честна со своими покупателями и откровенно рассказываете о реальном производителе. Вся информация легко проверяется и каких-то нареканий к продукции бренда в сети практически нет. В общем, топ за свои деньги, определенно заслуживающий внимания.

4 БелМаг

Шаровые «БелМаг» относятся к бюджетной категории, что определяет их большую популярность на российском рынке. К тому же качество продукции не может не радовать: обычные шаровые опоры прослужат своему владельцу порядка 50 000 км, а усиленная деталь (для ВАЗ 2121 Нива) – на 20 тысяч больше. Всего же выпускается пять различных серий, рассчитанных на использование в автомобилях ВАЗ и ГАЗ. Вся продукция идет с антифрикционной смазкой, которой хватает на весь срок службы.

Владельцы своим выбором удовлетворены, и в отзывах отмечают такие сильные стороны шаровых, как отсутствие необходимости смазывать опору, хороший запас прочности и эксплуатационный ресурс, более чем доступная цена и наличие защиты от подделок. Несмотря на последний аспект, на рынке достаточно много контрафактной продукции (все-таки популярный бренд в наиболее востребованной ценовой категории), что требует от потребителя внимательности при покупке.

3 БЗАК

Продукция отечественного производителя запасных частей «Автокомплект» вот уже 20 лет поставляется на конвейер главного автозавода страны. Современное оборудование, тщательная подготовка и отбор сырья стали основой успеха на рынке. Независимый европейский аудитор регулярно осуществляет подтверждающие инспекции завода на соответствие международным стандартам. Участвуют в проверках и специалисты, заинтересованные в качестве поставляемой продукции (RENAULT, Ford, Peugeot, Mitsubishi).

По этой причине нет никаких оснований сомневаться в надежности шаровых опор «БЗАК». Кроме того, это один из немногих производителей, выпускающих данную продукцию не только для отечественных автомобилей ВАЗ и ГАЗ. Такие модели иномарок, как Ford, Chevrolet, Hyundai, Kia и RENAULT также могут быть укомплектованы шаровыми опорами «БЗАК». По отзывам владельцев можно судить о значительном ценовом преимуществе данной продукции при удовлетворительных рабочих характеристиках шарниров.

2 ТРЕК

Более двадцати лет производитель является лидером на рынке запчастей для автомобилей, зарекомендовав себя в роли поставщика самых надежных и безопасных комплектующих. Благодаря использованию инновационных разработок и модернизации процесса производства, выпускаемая продукция имеет многочисленные награды и пользуется заслуженным доверием специалистов машиностроительного бизнеса. Это позволяет фирме сотрудничать с отечественными автозаводами, обеспечивая поставки шаровых опор (и не только) на сборочные конвейеры. В 2013 году компания «Трек» открыла собственную лабораторию испытаний, которая регулярно пополняется новыми элементами для тестирования продукции на соответствие международным стандартам качества.

Шаровые опоры этого бренда представлены на рынке разными сериями, что позволяет выбрать запчасти в зависимости от особенностей эксплуатации. Отзывы владельцев, как правило, носят положительный характер. Многие высоко оценивают повышенную прочность и увеличенный срок безаварийной работы. Особое внимание заслуживает серия «TRS», шарниры которой гарантированно служат до 100 тыс. км пробега. Популярность бренда является причиной наличия на рынке фальсификата – лучше пользоваться услугами надежного поставщика.

1 Кедр

Данный производитель является поставщиком шаровых опор на заводской конвейер автомобилей ВАЗ. Особенность цельнокованой конструкции и нанесение резьбы методом пластической деформации поверхности пальца (увеличивает прочность соединения на 15-20%) определяет продолжительный срок службы. Резиновый пыльник имеет достаточную эластичность, чтобы не порваться раньше, чем владелец решит заменить опору.

Изготовитель говорит о том, что продукция выдерживает 75 тыс. км пробега по российским дорогам, но в некоторых отзывах встречается информация об успешном использовании шаровых «Кедр» (серия Триал-Спорт) на протяжении 100 тыс. км. Разумеется, все это относительно, и во многом зависит от манеры вождения и состояния дорог. Тем не менее такой результат является самой лучшей характеристикой для отечественного производителя. Наличие подделок на рынке требует от владельцев авто повышенного внимания, чтобы не приобрести под видом оригинальной продукции дешевый фальсификат.

12 лучших производителей шаровых опор

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Подвижное соединение ступицы колеса с рычагом обеспечивается шаровой опорой. Этот узел представляет собой двухсоставную конструкцию. Внутри корпуса расположен металлический шар с пальцем, на котором имеется резьба. Для устранения люфтов в узле используются полимерные вставки, а снизить трение во время поворотов помогает специальная смазка. Срок службы шаровой опоры может достигать 100-150 тыс. км пробега, при появлении люфта и стука в целях безопасности следует сразу же заменить ответственный узел. Подобрать надежную запчасть помогут рекомендации наших экспертов.

Как выбрать шаровую опору

Виды рычагов. Автопроизводители применяют несколько разновидностей шарнирного соединения.

  1. Разборные рычаги отличаются недорогой заменой шаровой опоры. Во время ремонта из подвески авто извлекается рычаг вместе с опорой, а затем на место изношенного узла монтируется новая запчасть. Единственным недостатком такой конструкции является необходимость регулировки угла схождения колес после проведения ремонта.
  2. Неразборные рычаги поставляются в торговую сеть вместе с запрессованной шаровой опорой. С одной стороны не требуется дополнительных регулировок, да и процесс замены рычага в сборе выглядит проще. Но стоимость узла нередко превышает все затраты на ремонтные работы.

Количество шаровых опор. Автомобилист после диагностики подвески в СТО может быть неприятно удивлен необходимостью замены нескольких шаровых опор.

  1. Самой простой считается конструкция передней подвески МакФерсон, где используется по одной шаровой опоре с каждой стороны. Обычно она имеет нижнее расположение.
  2. Если подвеска многорычажная, то тогда на каждой стороне есть нижняя и верхняя шаровая опора.
  3. Существуют особые конструкции задней подвески, где также используются рычаги с шаровыми опорами. Чаще всего они устанавливаются сверху.

Комплектующие. Вместе с шаровой опорой поставляются некоторые дополнительные комплектующие.

  1. Для защиты шарнирного соединения от влаги и пыли используются резиновые гофрированные пыльники. Именно от качества этих элементов часто зависит долговечность шаровой опоры. Если автомобилист прозевает момент растрескивания резины, то дни шарнира сочтены.
  2. Надежно фиксировать пыльник на шаровой опоре должно стопорное кольцо. Некоторые производители забывают об этом элементе, что приводит к соскакиванию пыльника с посадочного гнезда.
  3. Чтобы установить шаровую опору на рычаг, требуются и крепежные элементы. Это болты с гайками, а также специальная гайка пальца с полимерным стопором.

Симптомы износа. От своевременного обнаружения износа шаровой опоры зависит безопасность водителя и пассажиров. Перед тем как узел развалится, появляются следующие настораживающие моменты.

  1. Чаще всего в подвеске возникает стук, он особенно отчетливо слышен на поворотах, если есть неровности на дороге.
  2. В морозную погоду об износе узла может сигнализировать сильный скрип во время движения.

Мы отобрали в обзор 12 лучших производителей шаровых опор. Их продукция поставляется во все регионы России. При распределении мест учитывалось мнение экспертного сообщества и отзывы отечественных автовладельцев.

Рейтинг лучших производителей шаровых опор

Номинация место производитель рейтинг
Рейтинг лучших производителей шаровых опор 1 Lemforder 5.0
2 CTR 4.9
3 MASUMA 4.8
4 Delphi 4.7
5 555 4.6
6 MOOG 4.5
7 RUVILLE 4.4
8 Nipparts 4.3
9 Mapco 4.2
10 TRW 4.1
11 ТРЕК 4.0
12 Кедр 3.9

Lemforder

Знаменитая немецкая компания Lemforder была основана в 1947 г на севере Германии. Уже через год детали подвески начали поставляться на автозаводы страны. Сегодня продукция поставляется на конвейеры таких крупных концернов, как GM, Ford, BMW, Fiat, Mitsubishi, Toyota и т. д. Компания выпускает широкий спектр запчастей для большегрузов MAN, Volvo, Iveco, DAF, Mercedes. В каталоге производителя представлен богатый модельный ряд шаровых опор, рулевых наконечников, тяг, сайлент-блоков, стабилизаторов, рычагов. Эксперты отдали бренду первое место в нашем рейтинге за создание крупнейшего на континенте исследовательского центра.

Многие автомобилисты считают детали Lemforder лучшими для ремонта ходовой части. Но при покупке важно не попасть на контрафактную продукцию.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Журнал «Движок» приступает к испытаниям автозапчастей и компонентов для коммерческого транспорта. Первой в новой серии тестов стала проверка на прочность и морозоустойчивость шаровых опор и их пыльников для популярных универсалов повышенной вместимости, выпускаемых альянсом Stellantis: Citroen Berlingo и Peugeot Partner. Мы замерили усилие на вырыв, выдавливание и проворот шарового пальца, а также заморозили пыльники опор до –50 °C. В качестве наблюдателя при проведении теста в лаборатории присутствовал представитель компании AMTEL (крупного дистрибьютора автокомпонентов). Результаты испытаний и все подробности о том, как они проводились, – в материале «Движка».

Протестированные образцы

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

CTR CB0504

Страна производства*: Корея

* Здесь и далее — данные с упаковок деталей.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Metaco 4200-002

Страна производства: Китай

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Fixar FK0244

Страна производства: не указана

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Zekkert TG-5101

Страна производства: не указана

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

NK 5043712

Страна производства: не указана

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Eurorepar

Страна производства: Франция

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Moog PE-BJ-0837

Страна производства: Испания

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

TRW JBJ791

«Изготовлено в Евросоюзе»

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Lemförder 2729902009

Страна производства: Малайзия

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Fenox BJ10026

Страна производства: не указана

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

PSA 364068

Страна производства: Франция

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Patron PS3095

Страна производства: Китай

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Испытания

Требования к шаровым опорам, а также их испытаниям содержатся в ГОСТ Р 52433-2005 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и методы испытаний». Именно на этот документ мы и ориентировались в этом тесте.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Согласно ему шаровые опоры должны пройти целый комплекс испытаний, при этом норматив минимально допустимых усилий зависит от диаметра шара. Так, например, минимально допустимое усилие вырыва шарового пальца из корпуса опоры при диаметре шара пальца от 21 до 25 мм составляет 1500 кгс, а минимально допустимое усилие выдавливания для этого диапазона диаметров — 2100 кгс.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тесты на прочность

Прочнее оригинальной опоры на вырыв оказалась только опора Moog, ближе всех была деталь марки Eurorepar; все остальные отстали по усилиям минимум на 800 кгс, или 15%. Самой слабой на вырыв оказалась шаровая TRW: усилие меньше, чем у оригинала, почти на 2 тонны.

Самой прочной на выдавливание оказалась все та же опора TRW с показателем 5 тонн. Самое слабое усилие выдавливания из предоставленных образцов показала шаровая опора Fenox — палец вылез из опоры при превышении минимально допустимого усилия выдавливания всего лишь на 11%, при этом у остальных опор это усилие превышает нормативный минимум более чем на 50%.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцовТест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

В нашу программу испытаний входит также проверка качества термообработки шарового пальца. Для этого мы пользуемся твердомером ТР‑5006-М, который производит замер поверхностной твердости по методу Роквелла (глубина погружения алмазного конуса с заданной нагрузкой). Измерения показали, что у основной массы испытанных деталей поверхностная твердость шаровых пальцев находится в пределах 25–31 HRC. Однако если шаровой палец у оригинальной опоры имеет поверхностную твердость 40 единиц HRC, то среди «неоригинала» к такому результату стремятся только Eurorepar с показателем 39 HRC и TRW с 38 единицами твердости.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Также мы замеряли момент сопротивления при вращении шарового корпуса в корпусе шарнира, при этом повышенный момент сопротивления вращению (в 2 раза выше, чем у оригинала) показала только опора Fixar: 9,5 Нм против 4,5 Нм.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцовТест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест пыльников на морозоустойчивость

Для имитации суровых зимних условий мы испытывали пыльники на хрупкость резины после заморозки. Подобный тест особенно актуален для России, так как в некоторых регионах нашей страны зима может продолжаться более полугода, а незамеченная автовладельцем трещина в замерзшем пыльнике быстро вызовет поломку опоры из-за попадания реагентов, соли и песка между шаровым пальцем и специальной пластиковой обоймой.

Пыльники замораживали в морозильной камере в течение суток при температуре –40 °C, после чего извлекали оттуда и сразу же резко сжимали. На этом этапе проверки все пыльники остались целы. Поэтому мы понизили температуру до –50 °C и снова предприняли попытку сжатия. Несмотря на заморозку, мягкими остались СTR, Fixar, TRW, PSA, Patron. У Eurorepar и NK оторвался верхний буртик, чашка пыльника осталась эластичной. Остальные пыльники эластичность потеряли.

Тест на стойкость к коррозии

Для всех деталей подвески мы в обязательном порядке проводим проверку коррозионной стойкости в камере соляного тумана Weiss Technik SSC1000 с выдержкой 96 часов в 5%-ном нейтральном соляном тумане.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

По сравнению с остальными более дорогостоящий нержавеющий крепеж используют для комплектации опор только Moog и Lemförder, на корпусах появились побежалости, резьбы пальцев и установочная резьба корпуса — чистые.

У оригинальной шаровой опоры и Eurorepar на неокрашенных корпусах после выдержки в соляном тумане отсутствует ржавчина, нет ржавчины и на окрашенных корпусах CTR и Zekkert, однако у Zekkert при этом заржавела гайка и стопорные кольца, фиксирующие пыльник, а у CTR появилась ржавчина на резьбе пальца.

У деталей TRW, Fenox появилась коррозия на гайках, а также на резьбе пальца, побежалости/ржавчина на корпусе, но почти не оказалось коррозии на установочной резьбе корпуса.

У Metaco, NK, Fixar обнаружились большие пятна ржавчины на гайках, ржавчина на пальцах, корпусах (в том числе на установочной резьбе), у Fixar с корпуса стала осыпаться краска.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

Каков итог?

Главное, что бросается в глаза при анализе результатов испытаний, — это продемонстрированная некоторыми образцами весьма значительная разница между максимальными усилиями на вырыв и выдавливание шарового пальца. В частности, подобные результаты показала и оригинальная деталь. За комментарием по этому поводу мы обратились к специалистам альянса Stellantis, в который, напомним, отныне входит бывшая PSA Group (производитель автомобилей Peugeot и Citroen).

Дмитрий Абрамов, Stellantis:

«В настоящее время на наших автомобилях, поставляемых на рынок РФ, применяется передняя подвеска типа McPherson. При такой конструкции шаровая не подвержена большим нагрузкам на вырывание/выдавливание шарнира при проезде неровностей. Всю нагрузку воспринимает амортизаторная стойка. Шаровая испытывает лишь нагрузки, связанные с инерцией рычага (в осевом направлении шаровой). Действительно большие нагрузки шаровая испытывает в горизонтальной плоскости от удара колеса о край ямы. Можно сказать, что это схоже с нагрузкой на вырыв пальца».

Иными словами, оригинальная шаровая опора изначально рассчитана на то, чтобы сопротивляться по большей части усилию, направленному на вырыв пальца. Детали, выпускаемые в качестве замены оригиналу, в идеале должны обладать схожими характеристиками и по крайней мере не слишком уступать оригинальному изделию в плане прочности на вырывание пальца.

Все испытанные нами опоры соответствуют требованиям ГОСТа, однако оригинальная деталь от PSA продемонстрировала весьма высокие показатели в плане прочности, которые оказались недостижимыми для большинства конкурентов.

Тест шаровых опор для французских «каблуков»: ломаем и «морозим» 12 образцов

CTR — сбалансированные показатели прочности; морозостойкий пыльник, хорошая коррозионная стойкость.

Eurorepar — представленные образцы были практически идентичны оригинальному изделию на всех этапах испытаний.

Fenox — третье место по усилию вырыва, но последнее по усилию выдавливания шарового пальца; низкая коррозионная стойкость.

Fixar — хорошая по прочности опора, морозостойкий пыльник; немного завышено усилие проворота шарового пальца; после соляного тумана сходит краска.

Lemförder — равнопрочная 4­тонная опора, нержавеющий крепеж в комплекте, но пыльник не выдержит движения при –50 °C.

Metaco — сбалансированные показатели прочности, хотя и низковата поверхностная твердость шарового пальца. Есть некоторые вопросы по коррозионной стойкости.

Moog — единственная опора, которая оказалась прочнее оригинального изделия, но к морозостойкости пыльника есть серьезные вопросы.

NK — усилие вырыва почти в 2,5 раза превышает ГОСТ, но несколько меньше, чем у других брендов; пыльник морозоустойчив и не боится экстремального мороза.

Patron — сбалансированные показатели прочности, морозостойкий пыльник.

TRW — самая прочная деталь по усилию выдавливания, палец имеет поверхностную закалку, как и у оригинального изделия; но эта же шаровая оказалась самой слабой по усилию вырыва.

Zekkert — четвертое место по усилию вырыва из всех 14 участников теста, усилие выдавливания почти как у оригинала; хорошая коррозионная стойкость корпуса, но заржавели мелкие комплектующие; пыльник не выдерживает экстремального холода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *