Если при прикуривании перепутать полярность что будет
Перейти к содержимому

Если при прикуривании перепутать полярность что будет

  • автор:

Что будет, если перепутать клеммы аккумулятора

На первый взгляд кажется, что перепутать клеммы аккумулятора — ситуация абсурдная. В реальности же от этого не застрахован никто. Их банально можно перепутать в темноте, в спешке, при подключении пуско-зарядного устройства или во время «прикуривания», а чаще всего это происходит из-за простой невнимательности к полярности.

Если все-таки перепутать клеммы и попытаться завести автомобиль, то начнется короткое замыкание, последствия которого будут зависеть исключительно от скорости вашей реакции.
Давайте рассмотрим варианты поломок, которые могут произойти.

Самое безобидное — вы отделаетесь тем, что сгорят несколько предохранителей. Понять, что произошло замыкание, помогут электрические щелчки, за этим могут последовать искры и даже дым. Провода в таком случае нагреваются. Дальнейшие масштабы катастрофы зависят, как мы уже говорили, от вашей реакции. Заметив признаки допущенной ошибки, поспешите выключить зажигание и сбросить клеммы.

Даже если после того, как вы наконец-то подключили все правильно и снова завели двигатель, кажется, что автомобиль исправно работает, необходима дополнительная проверка. Возможно пока что вы просто-напросто не нашли то, что повредилось в результате замыкания. Проверьте все электрические системы. Вполне вероятно, вы обнаружите предохранители (фары, печка, аудиосистема, поворотные огни и пр.), которые взяли резко возникшую повышенную нагрузку на себя, и их нужно заменить

Если вышеописанные признаки замыкания проигнорировать, следом могут оплавиться провода, причем не только аккумуляторные.
А вообще таким образом можно спалить всю машину. Провода плавятся очень быстро. После воспламеняется их оплетка, а с учетом того, что рядом располагаются различные горючие жидкости (бензин и масло), риск возгорания автомобиля весьма велик. Причем за считанные секунды.

Из всевозможных последствий самым глобальным (кроме пожара) может стать поломка электронного блока управления (ЭБУ). Без него вы не сможете даже завести автомобиль. Когда сгорела плата, поможет только ее замена.

В целом перепутанные клеммы вообще не обещают ничего хорошего. В первую очередь, если промедлить со сбросом контактов, пострадает сам аккумулятор. Новую АКБ это моментально не убьет, но если замыкание будет продолжаться длительное время, повреждения гарантированы — емкость аккумулятора снизится. Чем это грозит? Когда емкость сильно падает, батарея уже не может отдавать нужный пусковой ток и заводить машину и подлежит замене.

Если вы перепутали клеммы при зарядке АКБ с помощью специального зарядного устройства, то сам аккумулятор, вероятнее всего, не будет поврежден, а вот устройство пострадает.

При подобной ошибке во время «прикуривания» малыми жертвами обойтись уже не получится. Последствия могут стать самыми плачевными для обоих автомобилей. Первый сигнал об опасности — фейерверк искр. Срочно отсоединяйте провода, чтобы предотвратить их перегорание и пожар.

Что будет, если перепутать клеммы аккумулятора?

Аккумулятор может работать без обслуживания около пяти лет. Однако рано или поздно поломки случаются. Автомобиль не заводится, и водитель вспоминает старые рассказы деда про то, как необходимо снимать батарею с машины и уносить ее домой для обогрева. Несложная процедура сбрасывания клемм с аккумулятора не пугает автомобилистов, а зря. Ведь при неправильном демонтаже или установке батареи электроника транспортного средства может претерпеть большой вред. И чаще всего ущерб технике наносится при банальных ошибках с определением полярности.

Переплюсовка

Инженеры сделали все, чтобы автомобилисты не могли перепутать клеммы аккумулятора. Они предусмотрели разные крепления и делают провода короткими. Однако это все равно не защищает от путаницы.

Начнем с самого частого случая, когда меняют местами зажимы зарядного устройства. Этот прибор не имеет клемм с разными размерами, у них они быстросъемные, и перепутать их легко. Устройство, как правило, отреагирует на это перегоранием предохранителя.

Самодельные зарядные устройства такой защиты не имеют и будут подавать питание на батарею даже при смене полярности. Тогда в АКБ происходит процесс, называемый «переплюсовка». В итоге наносится вред аккумулятору и уменьшается его срок службы.

Раньше, когда аккумуляторы были большими и надежными, они выдерживали такую процедуру легко, а сейчас с уменьшением толщины пластин «переплюсовка» рискует закончиться для них фатально. Страдают пластины, и разрушаются ячейки, что приводит к микрозамыканиям внутри батареи. Если неправильная установка зарядного устройства быстро обнаруживается, то батарею можно спасти. Необходимо полностью разрядить ее с помощью источника тока, к примеру автомобильной лампочки, а после чего уже можно заряжать батарею с прежней полярностью. В этом случае аккумулятор еще послужит. Хотя его емкость и снизится.

Неправильная установка

Перепутать клеммы можно при установке батареи обратно в машину. Чтобы получить замыкание, не обязательно крепить фиксатор клеммы к электроду. Достаточно просто чиркнуть им по пеньку батареи. Если операция установки проводится при выключенном зажигании, то серьезных последствий еще можно избежать. Гораздо хуже, когда автомобилист старается в таком виде завести машину.

На большинстве современных генераторов установлены электронные реле, контролирующие зарядку. Поэтому перегорают в основном они.

В худшем случае выходит из строя электронный блок управления двигателем (ЭБУ). Без него автомобиль будет практически парализован. Страдает и иная электроника, подключенная к общей шине и отвечающая за работу различных опций.

Часто перегорает блок управления охранной системы, который чувствителен к смене полярности.

Обязательно обратите внимание на проводку, причем не только на ту, которая идет от аккумулятора, а на ту, что в салоне. Случается, что плавятся провода, которые были под нагрузкой во время подключения. Средний аккумулятор дает пусковой ток 55-200 Ампер, а этого достаточно, чтобы расплавить изоляцию и поджечь панели обивки.

Неудачное «прикуривание»

Негативные последствия могут возникнуть при неправильном снятии и установке клемм и проводов при «прикуривании» другого автомобиля.

Особенно опасно, когда водители пытаются завести заглохший автомобиль при помощи аккумулятора от другого транспортного средства, не зная, как это правильно делается. Некоторые сдергивают плюсовую клемму с работающей машины и получают сильный скачок напряжения. Между электродами проскакивает дуга разряда, возникает короткое замыкание, вызывая перегорание предохранителей.

Еще хуже, если на другую машину набрасывать клеммы от автомобиля с работающим двигателем и при этом перепутать полярность.

Тогда перегорают реле генератора и прочая электроника. Если не отсоединить провода в течение 1-2 минут, то начнет плавиться проводка, а здесь недалеко до пожара. Поэтому, не зная досконально процедуры демонтажа батареи и возможных негативных последствий при «прикуривании», лучше не приступать к этим операциям.

Что будет, если случайно перепутать клеммы на аккумуляторе автомобиля

Урон от неправильного подключения аккумулятора к клеммам зависит от условий, в которых произошло это событие. Если вы ставите аккумулятор «не той стороной» и подключаете его к электросети незаведенного автомобиля, скорее всего, ничего особо плохого не произойдет, если у вас машина оснащена олдскульными галогенными лампами. Для них направление протекающего тока совершенно неважно.

Cо светодиоодными источниками света все не так просто. Через диод ток может течь только в одном направлении. В обратном — никак. Но если приложить к нему напряжение в «неправильном» направлении, он вполне может «обидеться» на такое обращение и сгореть. И у вас больше не будет, например, при открывании дверей загораться свет в салоне.

Когда вы, перепутав полярность подключения аккумулятора, попытаетесь завести мотор, с машиной может случиться много чего неприятного. Взять, к примеру, стартер. Он при таком раскладе попытается провернуться в обратном направлении. Вряд ли ему это удастся. Но может сгореть его обмотка. Диодный мост генератора, как и светодиоды, скорее всего, тоже выгорит. «Электрошок» наверняка спалит многие предохранители, что на самом деле, к лучшему, поскольку они таким образом защитят куда более ценные узлы электросистемы. Неправильная полярность аккумулятора может даже «убить» блок управления двигателем и прочие электронные «мозги», имеющиеся в машине.

Иногда неправильно подключить аккумулятор пытаются на уже заведенном авто. Это, пожалуй, самый безопасный вариант, поскольку в процессе такой манипуляции между клеммами и проводами немедленно начнутся такие громкие, яркие и огнеопасные «спецэффекты», что даже самый забывчивый или тупой автовладелец поймет, что делает что-то не так… и прекратит. Если же он, презрев каскады искр электроразряда, дым и тому подобную «пиротехнику», все же подключит аккумулятор неправильно, то для машины это обернется практически теми же бедами, что были описаны выше, как при попытке завестись. Плюс к этому прибавится еще и серьезная вероятность пожара.

Очень распространенная ситуация с неправильным подключением «аккума» — при попытке «прикурить» одну машину от другой. Если заводить этим методом авто по уму, то есть сначала, какое-то время перед попыткой запуска, подзаряжать «умерший» аккумулятор ТС от работающего авто, урон будет минимальным. В результате всего лишь разогреется, закипит и окончательно выйдет из строя реанимируемая батарея. Электросистемы обеих машин (и донора, и «пациента») не пострадают. А вот если сразу попытаться завести авто с севшим аккумулятором при работающем моторе «спасателя», то погореть могут все перечисленные выше системы в обоих авто. Так что за полярностью аккумулятора при всех манипуляциях с ним следует следить очень внимательно.

Как правильно «прикурить» – полная инструкция ЗР

«Прикуривание» на водительском жаргоне – это соединение с помощью пусковых проводов, аккумулятора одного автомобиля с аккумулятором другого. То есть, если у одного села батарея, можно соединить ее с АКБ соседней машины и запустить мотор. Процедура несложная, но требующая аккуратности, иначе может в прямом смысле запахнуть жареным. Итог – дорогой ремонт.

Завести автомобиль, «прикурив» от другого, было нормальным явлением среди водителей старых карбюраторных машин. Конструкция-то была незамысловатой. Никакой сложной электроники. Поэтому водитель Волги мог перебросить провода хоть с КАМАЗа и завести свой автомобиль, не боясь, что в машине что-то сгорит. Главное, чтобы аккумулятор донора выдавал 12 В, иначе в вашей машине как минимум перегорят лампы комбинации приборов, которые загораются при включении зажигания. Имейте в виду, что у грузовых машин чаще всего 24-вольтовая бортовая сеть, но в большинстве случаев используется два 12-вольтовых аккумулятора, так что один из них, отключив от сети, можно использовать в качестве донора.

Сейчас ситуация изменилась. С переходом на экологический стандарт Евро-2 топливовоздушную смесь стала готовить электроника. Нынче блок управления двигателем рассчитывает и регулирует подачу топлива, ориентируясь на показания датчиков. Сложная электронная начинка современных машин чувствительна к скачкам напряжения. Плюс штатное место для «массы» во многих автомобилях надо еще поискать. Все закрыто пластиком. При прикуривании самое важное не перепутать полярность, то есть плюс с минусом. Иначе получите сноп искр из-под капота и короткое замыкание. А это способно на раз вывести из строя всю электронику машины.

Пусковые провода

Отдельное внимание надо уделить и самим пусковым проводам. О том, как их правильно выбрать, читайте по ссылке. Если они слишком тонкие, то лучше подключить машину с севшим аккумулятором и подождать минут 10, не выключая двигатель у машины-донора. Затем скинуть провода и завести проблемный автомобиль. Если не выждать хотя бы 10 минут, то провода могут попросту сгореть, а запуска так и не произойдет.

К чему подключать «массу»?

Многие соединяют проводами клеммы аккумулятора. Но лучше минусовой провод подключать к блоку цилиндров или головке блока. Во-первых, клеммы аккумулятора могут быть ржавыми, закисшими, и контакт с проводом получится не слишком надежным. А во-вторых, путь, который преодолеет ток, будет короче, если подсоединить минусовой провод непосредственно к двигателю. Главное, чтобы в точке подсоединения не было краски или ржавчины.

Что, если «прикурить» от работающего двигателя?

В этом случае генератор и электронный блок-контроллер электропитания получат сильную нагрузку от стартера второго автомобиля. Этого электроника может не вынести. Она либо сразу выйдет из строя, либо загорится масса ошибок на панели приборов, которые сможет удалить только официальный дилер, обладающий спецоборудованием. Поэтому категорически не рекомендуется прикуривать от работающего автомобиля. Мотор должен быть выключен.

Клемму снял — избавился от проблем?

К сожалению, нет. Если перед прикуриванием снять клеммы с исправного аккумулятора, это также способно вызвать негативные последствия. Скажем, придется вспоминать и заново вводить сервисный код магнитолы, чтобы она начала работать, «обучать» электростеклоподъемники корректной работе. Это может привести и к проблемам в бортовых системах машины. Придется ехать или везти на эвакуаторе автомобиль на сервис, чтобы сбросить ошибки.

Емкость аккумуляторов

Важно, чтобы аккумуляторы машин были одной емкости. Либо АКБ донорского автомобиля была большей емкости, чем у того, который вы собираетесь «прикурить». То есть внедорожник может завести скромную малолитражку. А вот наоборот — нет. У батареи малолитражки просто не хватит мощности, чтобы оживить большой автомобиль. Хотя если подключить провода и подождать подольше, а потом попробовать запустить автомобиль с севшей АКБ, то шанс есть.

А если оба автомобиля старые?

Есть риск и подорвать автомобиль. В прямом смысле. Под крышкой батареи старого аккумулятора, из-за понижения уровня электролита, скапливается гремучий газ. Достаточно одной искры, скажем, во время подзарядки, чтобы газ взорвался и пластиковый корпус батареи разлетелся на части. Возгорание может произойти и от зажженной сигареты поблизости. Такую батарею лучше не прикуривать вовсе, а сдать в утилизацию.

В общем, если у вас современный автомобиль с множеством электронных систем, не прикуривайте от него вовсе. Лучше положить в багажник так называемый бустер или пусковое устройство. С его помощью проще и удобнее оживлять машину с севшим аккумулятором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *