Почему горят фрикционы в акпп
Перейти к содержимому

Почему горят фрикционы в акпп

  • автор:

Как умирают фрикционы "О чём говорят мужчины"(с)

Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога!
Эта статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.

Мы планируем в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.

Итак, о чем часто говорят/спрашивают мужчины-владельцы автомобилей с автоматическими коробками.

Вопрос дня звучит так: " Почему/а как — буксуют фрикционы?"

Каждый владелец автоматической коробки передач знает слово "фрикцион/пакет фрикционов". Для начала кратко напомним, что это такое.
Пакет фрикционов или фрикционная пара — это, обычно, набор дисков, часть из которых соединены с одним валом, а другие — с другим валом (описание упрощенное, для понимания).
Простейший пример фрикционной пары — пластинка и диск проигрывателя :))
Пока пластинка в руках — диск вращается, а пластинка — нет. Стоит опустить пластинку на проигрыватель — они начинают вращаться вместе.
В фрикционном пакете — несколько "пластинок" и "дисков". Расположены вперемежку с пакетом.
Если пакет сжать — конструкция вращается вместе,
если снять усилие — одни диски могут вращаться а другие оставаться неподвижными или вращаться с другой скоростью.
Конструктивно диски бывают — с накладками или без накладок.
Бывают диски с накладкой с одной стороны. Накладка одного диска соприкасается со стальной поверхностью другого диска.

Важно понимать, что при СЖАТИИ пакета муфта блокируется, т.е. диски "сцепляются" вместе и муфта вращается как единое целое.
На фото ниже — пример пакета фрикционов из трёх фрикционных и трёх стальных дисков.

новый пакет фрикционов. диски с накладками (фрикционные) чередуются со стальными дисками В коробке, пакет установлен плотно, но если НЕТ давления сжатия, диски не передают вращения

С теорией разобрались. Теперь о том, что же происходит при эксплуатации.

Все детали и пакеты фрикционов постоянно смазываются трансмиссионной жидкостью. При сжатии пакета, фактически происходит следующее — диски сжимаются, некоторое время проскальзывают (буксуют) и в итоге сжимаются так, что начинают вращаться вместе. Все это происходит достаточно быстро.

Ключевой момент — проскальзывание. Если, по любой причине диски долго буксуют при сжатии, то они начинают интенсивно изнашиваться.

Основных причин пробуксовки две:
1. Изношенные диски
2. Недостаточное давление сжатия

Таким образом, пробуксовка (и износ) пакета — это обычно следствие. Выглядит немного парадоксально… диски буксуют, потому что изношены. А изношены, потому что буксуют.
На самом деле причин износа как написано выше — может быть несколько.
Например, недостаточное давление сжатия.
А это — следствие внутренней утечки и падения давления.
А это — следствие износа уплотнения гидрораспределителя (для примера).
А это — следствие грязного масла.
А это… и т.д.

Становится понятно, что износ фрикционной пары — следствие других процессов.

С причинами разобрались. Как проявляется износ фрикционной пары? На начальном этапе — это "толчки или пинки" при переключениях". Сцепление/блокировка происходит не вовремя (из-за износа) и в итоге происходит ударное подключение, которое ощущает пользователь. При этом ошибка ("чек энджин") не появляется.
При критическом износе, передачи просто не включаются, коробка буксует. Обычно сопровождается появлением "чека" (компьютер определяет разницу угловых скоростей валов).

Как это чинится?

При разборке и дефектовке Мастер внимательно изучает состояние всех дисков. Накладки могут быть не стёрты совсем, но при этом они будут изношены. Частично это видно по канавкам. Иногда накладки "стекленеют" и уже не передают нужный момент, проскальзывают. Состояние всех дисков всех пакетов
проверяется. Все изношенные диски или пакеты меняются.

Пример изношенного пакета. канавки еще видны но меньше чем должны быть. Пример изношенных фрикционных дисков блокировки ГТ. Накладки внешне — достаточно толстые, но уже застекленели и не передают крутящий момент. новые диски

Отдельно расскажем о стальных дисках. При долгой работе в состоянии пробуксовки, диски могут сильно нагреваться и перегреваться. Это можно заметить по цветам побежалости (диски темнеют, синеют).
Такие диски естественно меняются.

изношенный стальной диск. диск исривился, видно изменение цвета и волнистый износ

Показательный момент. "Посиневшие" диски — кроме изменения физических свойств — искривляются. Становятся как "тарелка" — вогнутые. Это можно увидеть если приложить диск к горизонтальной плоскости.Мы взяли один такой диск и провели небольшой эксперимент. перегретый диск — не прилегает ровно, в отличии он нового. Вот почему — при любых признаках перегрева/пробуксовки стальных дисков, необходимо менять весь пакет дисков, даже если стальные диски выглядят здоровыми.

Если изношенный диск положить на ровную поверхность… он будет выгнут как тарелка. (виден клиновой зазор, диск НЕ плоский. Новый диск … Прилегает ровно.

Во второй части — расскажем о том, как и почему производитель АКПП заранее закладывает возможность работы некоторых фрикционов — с частой пробуксовкой. Не переключайтесь.

Надеемся, статья была интересной.
Пишите Ваши комментарии!)
В следующих статьях "О чем говорят мужчины" мы расскажем о других часто задаваемых вопросах наших Клиентов.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересную и полезную информацию!)

Капитальный ремонт АКПП BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Volkswagen, Jeep, Cadillac, Infinity, Бесплатная диагностика АКПП. Онлайн консультации. Бесплатная эвакуация.
Москва

Признаки и причины сгорания и износа фрикционов АКПП

ремонт диагностика акпп алматыФрикционы выполняют функцию сцепления между передачами по принципу механической коробки. Сцепление и переключение происходит автоматически при определенном крутящем моменте двигателя.

Как определить, что фрикционы Вашей АКПП изношены?

  1. Проверить состояние и уровень масла щупом (если щупа нет, то через контрольную пробку АКПП).
  2. масло должно быть светлым и не пахнуть сгоревшим маслом (резкий неприятный запах)
  3. уровень масла не должен быть ниже минимума.
  4. Если у Вас есть сомнения, то лучше, чтобы это сделал наш специалист по АКПП.
  5. Передачи переключаются некорректно или перестают переключаться, или пропала задняя передача, или машина движется только на одной передаче в так называемом аварийном режиме.
  6. При переключении в положение N автомобиль движется. (это значит фрикционы уже приварились к стальному диску)
  7. Во время переключения передач происходят ощутимые удары.
  8. На холодном масле автомобиль едет. На горячем масле начинается пробуксовка вперед и назад и машина не движется, а буксует на месте. (фрикционы изношены, а вязкость горячего масла ниже и не создается достаточное давление поршня)
  9. При заведенном двигателе металлический шум на холостом ходу.

Причины выхода из строя фрикционных дисков АКПП:

В момент переключения с одной передачи на другую фрикционные диски проскальзывают, и происходит сильное трение. Трение является причиной износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП.

Также фрикционные диски (фрикционы) сгорают из-за недостаточного уровня масла в трансмиссии. Почему? Отвечаем: в упрощенном варианте — для переключения передачи на фрикционы давят поршни, прижимая к стальным дискам в определенные моменты работы. Соответственно, если давление масла не достаточно, то поршни не дожимают фрикционы, и они проскальзывают и горят от трения.

Если система охлаждения автоматической коробки передач неисправна, то фрикционы перегреваются. И не только они.

При попадании в АКПП антифриза фрикционы осыпаются, так как изготовлены из специальной бумаги и боятся воды.

Признаки и причины сгорания и износа фрикционов АКПП

Фрикционы выполняют функцию сцепления между передачами по принципу механической коробки. Сцепление и переключение происходит автоматически при определенном крутящем моменте двигателя. Если есть признаки, то должны быть и причины сгорания и износа фрикционов АКПП.

Как определить, что фрикционы Вашей АКПП изношены?

Признаки износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП:

  1. Проверить состояние и уровень масла щупом (если щупа нет, то через контрольную пробку АКПП).- масло должно быть светлым и не пахнуть сгоревшим маслом (резкий неприятный запах декстрона)
    — уровень масла ATF не должен быть ниже минимума.
    Если у Вас есть сомнения, то лучше, чтобы это сделал специалист по АКПП.
  2. Передачи переключаются некорректно или перестают переключаться, или пропала задняя передача, или машина движется только на одной передаче в так называемом аварийном режиме.
  3. При переключении в положение N автомобиль движется. (это значит фрикционы уже приварились к стальному диску)
  4. Во время переключения передач происходят ощутимые удары.
  5. На холодном масле автомобиль едет. На горячем масле начинается пробуксовка вперед и назад и машина не движется, а буксует на месте. (фрикционы изношены, а вязкость горячего масла ниже и не создается достаточное давление поршня)
  6. При заведенном двигателе металлический шум на холостом ходу.

Причины выхода из строя фрикционных дисков АКПП:

В момент переключения с одной передачи на другую фрикционные диски проскальзывают, и происходит сильное трение. Трение является причиной износа фрикционных дисков (фрикционов) АКПП.

Также фрикционные диски (фрикционы) сгорают из-за недостаточного уровня масла в трансмиссии. Почему? Отвечаем: в упрощенном варианте — для переключения передачи на фрикционы давят поршни, прижимая к стальным дискам в определенные моменты работы. Соответственно, если давление масла не достаточно, то поршни не дожимают фрикционы, и они проскальзывают и горят от трения.

Если система охлаждения автоматической коробки передач неисправна, то фрикционы перегреваются. И не только они.

При попадании в АКПП антифриза фрикционы осыпаются, так как изготовлены из специальной бумаги и боятся воды.

Какие признаки для замены фрикционов АКПП?

Разобрав автоматическую коробку передач, необходимо оценить состояние масляного насоса АКПП, тормозных лент и фрикционных дисков. При переборке трансмиссии обязательно промываются соленоиды клапанов гидроблока. И прежде чем заказывать новые фрикционы следует проверить зазоры в пакетах в соответствии с руководством к трансмиссии. Позже выложу для скачивания мануалы по наиболее популярным АКПП.

Меняем только изношенные фрикционы в случае, когда износились или сгорели фрикционы одного пакета сцепления, при этом масло АКПП не горелое. Приемлемо для АКПП с небольшим пробегом. Если остальные фрикционы без повреждений и накладки в допусках по толщине, то без замены проработают ещё долго.
Если оставить изношенные фрикционы, зазоры которых не в норме, то будут толчки при переключениях.

— Если фрикционы сгорели в нескольких пакетах, то обязательно заменить все тормозные ленты и пакеты. Подгоревшие стальные диски определяются визуально цветовой гаммой на поверхности.
Если заметил, что на накладки фрикционов попало горелое масло, то требуется замена. В противном случае скоро начнётся проскальзывание и следом сгорание фрикционов. В зависимости от стиля езды срок начала проблем от недели. Рисковать не стоит.
Как ни удивительно, но фрикционы рассчитаны на весь период жизни АКПП. Сгорают фрикционы только по причине масляного голодания или другими словами — по причине недостаточного давления масла.
Фрикционы горят раньше срока (а рассчитаны они обычно на весь срок службы трансмиссии) не потому что «слабые» или дешевые, а из-за масляного голодания. Из-за недостаточного давления фрикционы недожимаются поршнями. Поэтому всегда делая капиталку, переборку автомата меняйте прокладки и кольца. Это сэкономит ваши деньги и нервы, или ваших клиентов.

Производители фрикционов:

Кстати некоторые из производителей неоригинальных фрикционов являются официальными поставщиками запчастей для АКПП на конвейеры.

Неисправности пакета фрикционов АКПП: когда пора в сервис?

Неисправности пакета фрикционов АКПП: когда пора в сервис?

Фрикционы в АКПП необходимы для плавного переключения шестерней планетарного механизма во время переключения передач – фрикционное напыление на поверхности диска позволяет мягко синхронизировать между собой шестерни, избежав потери крутящего момента двигателя. Неисправные же фрикционы в коробке приводят к пробуксовкам АКПП, в результате чего переключение передач осуществляется с резкими ударами и заметно низким КПД.

Ресурс эксплуатации фрикционов АКПП: когда нужна замена?

Среднестатистический ресурс эксплуатации пакета фрикционов гидромеханической коробки передач составляет около 300 000 км пробега – при соблюдении регламента ТО и правил эксплуатации авто с АКПП замена фрикционов до капитального ремонта коробки не требуется. Фрикционное покрытие дисков АКПП подвержено ускоренной выработки в результате перегрева или динамических нагрузок – необходимость в замене пакета фрикционов коробки-автомат может потребоваться в следующих случаях:

Использование низкокачественного или загрязненного трансмиссионного масла, неисправность системы фильтрации ATF жидкости;

Динамическая эксплуатация автомобиля – резкие ускорения с места, регулярный кик-даун коробки или принудительное удержание от переключения передач в ручном режиме;

Увеличение нагрузки на автомобиль – пробуксовки авто на скользком покрытии, превышение грузоподъемности или буксировка другого транспортного средства;

Недостаточное охлаждение АКПП – перегрев трансмиссии при агрессивном стиле вождения или в результате низкоэффективной системы охлаждения коробки.

Кроме того, преждевременный износ фрикционных дисков АКПП происходит в результате низкого уровня трансмиссионной жидкости в коробке или при попадании конденсата или антифриза из системы охлаждения двигателя. В первом случае фрикционы горят из-за масляного голодания, во втором – происходит разрушение фрикционного слоя в результате аккумуляции сторонней жидкости.

Обратите внимание! Поврежденные в результате выработки или выгорания фрикционы требуют к оперативной замены. Во время работы пакета фрикционов происходит естественный износ комплектующих, что приводит к засорению трансмиссионной жидкости мелким металлическим абразивом и фрикционной пылью. Игнорирование замены фрикционов АКПП приводит к засорению соленоидов гидроблока, увеличению нагрузки на маслонасос и гидротрансформатор, а также к риску повреждения шестерней планетарного механизма коробки.

Признаки неисправности пакета фрикционов АКПП

Симптоматика выработки фрикционных дисков на коробке-автомат схожа с признаками засорения соленоидов гидроблока. Данные неисправности взаимосвязаны между собой и требуют комплексного ремонта – для стабильной работы АКПП после замены пакета фрикционов обязательно требуется проводить промывку гидроблока.

К основным признаками выработки фрикционов АКПП относятся:

Появление горелого запаха в салоне или потемнение трансмиссионного масла;

Проблемное переключение передач или режимов АКПП;

Начало движения автомобиля на нейтральной передаче коробки;

Появление металлического гула или скрежет при работе авто на холостых оборотах.

Наиболее явным сигналом об необходимости заменить фрикционы считается возможность движения авто только на непрогретой АКПП. Холодное масло обладает большей вязкостью, что позволяет лучше сжимать изношенные диски – после прогрева густота AFT жидкости падает и фрикционы больше не сжимаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *