Какое масло лить в старый бензиновый двигатель
Перейти к содержимому

Какое масло лить в старый бензиновый двигатель

  • автор:

Капитан Неочевидность — как выбрать масло для старого двигателя

На наш сайт в разделы «Вопросы» нередко пишут владельцы старых автомобилей с просьбой порекомендовать масло для двигателя. Чтобы не писать каждому развернутый ответ, мы решили осветить этот вопрос в статье. Тем более, что он весьма неоднозначный. Есть два подхода к выбору масла для старого мотора, и у каждого есть доводы в свою пользу.

Масло в двигатель

Масло в двигатель

1. По заводским рекомендациям

Любой производитель вместе с моторами выпускает технические регламенты по их обслуживанию – в их числе оптимальный интервал для замены масла и тип допуска смазочных материалов, которые подходят для мотора. И в этих регламентах ни разу не было никаких оговорок, что при достижении определенного возраста или пробега нужно начинать использовать другие смазочные материалы. У всех производителей одно масло на весь срок службы.

В этом есть определенная логика, ведь конструкция мотора не меняется с возрастом и пробегом. Выбор конкретного масла строится именно на конструктивных особенностях: температурной нагрузки, сечениях каналов системы смазки, характеристиках камер сгорания и прочая-прочая. Эти вещи у мотора не меняются, тогда почему нужно менять масло?

Пример рекомендаций производителя Kia

Пример рекомендаций производителя Kia

Есть и еще один аргумент – практика показывает, что один тип и даже марка масла при долгой эксплуатации переносится мотором чуть лучше, чем постоянная смена «химии». По-хорошему, при смене типа смазки нужно делать промывку, но кто сегодня так сильно заморачивается? Когда заливаешь тоже масло, что и было – замена и дешевле, и быстрее.

Противники жизни по техническим регламентам обычно приводят два аргумента. Во-первых, не всегда эти регламенты пишутся для пользы владельцев автомобиля. Есть масса примеров, когда заводские рекомендации направлены на удобство и доход самого производителя. Во-вторых, срок службы машин в этих регламентах весьма скромный. На обычные легковушки класса B производители отводят в среднем 6 лет и 180 тысяч километров пробега. Серьезно. Они реально предполагают, что машину с пробегом в 180 тысяч километров просто возьмут и выбросят на свалку? В таком смысле действительно можно давать рекомендации на весь срок службы, потому как даже не самые надежные модели 180 тысяч худо-бедно проезжают.

Двигатель 3.2 Mercedes-Benz W124

Двигатель 3.2 Mercedes-Benz W124

Есть и еще один сомнительный момент для тех, кто не хочет жить строго по инструкции завода – что делать с моторами не старыми по пробегу и состоянию, а старыми по конструкции. По России до сих пор ездит куча иномарок 1980-х годов выпуска. В те времена никто и слыхать не слыхивал о синтетических маслах. Двигатели той эпохи рассчитаны на минералку, но значит ли это, что нужно игнорировать технический прогресс и не использовать более современные смазочные материалы, потому что так «завод написал»?

Audi 100 2.0 1990 года

Audi 100 2.0 1990 года

2. Замена масла на другое

Как видите, у позиции «использовать то, что предписал завод, весь срок жизни автомобиля» есть несколько очень сомнительных моментов, поэтому мы понимаем наших читателей – вопрос действительно возникает не на пустом месте. Но если задуматься о переходе на другое масло, то в каком направлении думать? Мы не погрешили против истины написав в прошлом разделе, что конструктив мотора с годами не меняется, но меняются его характеристики из-за износа деталей. Поршневая подстирается, кольца коксуются, на клапанах образуется нагар, сальники теряют герметичность. Моторы в возрасте более подвержены таким болячкам как течь и угар масла. Полностью решить эти проблемы сменой бренда или состава «химии» не получится – чудес не бывает, но немного сгладить ситуацию попробовать можно. Самый частый путь – переход на чуть более густое масло чем использовалось для мотора в «молодости».

Нагар на клапанах Saab 9000 2.3 1991 года

Нагар на клапанах Saab 9000 2.3 1991 года

Почему более густое? По логике трущиеся детали уже истерлись, им для защиты нужна пленка потолще, логично использовать смазку погуще, да и через сальники ее меньше будет выдавливать. С расходом не очевидно, но более густое масло по идее должно меньше угорать (хотя на практике бывает и иначе). Ну и самое главное. Если пользы от перехода на более густое масло и не будет заметно, то и «убить» мотор таким решением тоже вряд ли получится. А вот неправильно выбранное жидкое масло для силового агрегата куда как опаснее.

Двигатель Лада Приора на пробеге 298 000 км

Двигатель Лада Приора на пробеге 298 000 км

Однако противники есть и у подхода «лить погуще», ведь вполне очевидно, что с более густым маслом возрастает нагрузка на уже не новый масляный насос, и что «отдаленные» от картера элементы двигателя (типа гидриков или фазовращателей) могут смазываться чуть хуже. Да, если использовать масло ненамного более густое (например, 5W40 вместо «штатного» 5W30), то большого негатива для мотора не будет, но и особой разницы от перехода тоже. А если нет разницы – зачем что-то придумывать?

Двигатель Лада Приора

Двигатель Лада Приора

Рациональный подход

Перечисление аргументов за и против сторонников разных подходов могло уже запутать – так что, переходить в «старости» на другое масло или нет? Правильного ответа на этот вопрос нет, на практике никто не смог доказать ни техническую пользу, ни технический вред от смены смазочного материала, да и доказать это сложно, ведь каждый мотор эксплуатируется в уникальных условиях, нельзя взять два двигателя и сравнить. Да, большая часть специалистов считает, что от перехода с возрастом на чуть более густое масло мотор скорее выиграет, но есть и люди, которые активно доказывают противоположную точку зрения, и их слова не кажутся бредом.

Двигатель Renault Logan с пробегом 300 000 км. Владелец заливал оригинальное масло ELF.

Двигатель Renault Logan с пробегом 300 000 км. Владелец заливал оригинальное масло ELF.

Но техника техникой, а есть и обычный бытовой подход. А он вполне очевиден – если мотор уже устал, угар уже великоват, а сальники не держат, то дорогая смазка большого смысла не имеет. Она только будет сильнее опустошать кошелек владельца, а жизни мотору не добавит. Замена тут напрашивается не из-за технологий, а из-за экономики. Перейти на масло подешевле и подливать – звучит, может, не очень приятно, но ничто не вечно в этом мире, любому мотору рано или поздно придется отправиться на свалку, вот тут и сэкономленная на более дешевом масле денежка пригодится.

А что делать владельцам пожилых моторов, у которых пока нет выраженных признаков старения? Можно и на прежнем масле остаться, а можно и попробовать чуть более густой вариант. Никто доподлинно не знает, какой из этих путей куда приведет.

Какое масло заливать в моторы автомобилей с большим пробегом

Какое масло заливать в моторы автомобилей с большим пробегом

Появляется течь из прокладок и сальников, начинает быстро терять свои свойства и масло. Именно по вышеназванным причинам в старый двигатель следует заливать не то масло, которым пользовались еще пару лет назад.

Итак, прежде чем что-либо менять, нужно четко определить, возникают ли с мотором определенные проблемы или ДВС продолжает исправно работать на той смазке, которую в него заливают с момента приобретения ТС.

Какое масло заливать в моторы автомобилей с большим пробегом 3

К проблемным моментам, на которые следует обратить внимание, можно отнести:

  • увеличенный расход масла (расход масла на угар);
  • течь сальников и прокладок;
  • усиление шума во время работы двигателя;
  • проблемы с давлением масла в системе смазки.

Если ничего этого не выявлено, тогда при выборе моторного масла нужно руководствоваться общими правилами. Прежде всего, следует начать с эксплуатационных свойств смазочного материала. Смазка должна соответствовать рекомендуемой классификации и допускам для конкретного автомобиля.

Отличие старых автомобилей. В двигатель старого автомобиля с большим пробегом не стоит вливать минеральное масло. Особенно в зимний период, когда масло сильно густеет при низких температурах, что лишь увеличивает скорость износа двигателя.

К тому же минеральное масло при таком использовании быстро теряет свои свойства и его приходится часто менять. Посему следует остановить свой выбор на синтетических и полусинтетических маслах.

Износ мотора. Из-за быстрого износа старых моторов требуется заливать в них более густое масло, которое образует толстую масляную пленку между трущимися деталями. На таком масле стоит маркировка 10W30 и 5W40. Как правило, производители моторных масел выпускают специальную серию для таких старых двигателей. В них добавляют специальные моющие и восстанавливающие присадки.

Пробег. Через каждые 10 тысяч км пробега следует сменить масло. Благодаря такому интервалу не успевают образовываться отложения в двигателе, что значительно продлевает срок его службы.

Если же мотор изношен настолько сильно, что появляется большой угар масла, есть смысл заменить синтетическое масло полусинтетическим. Изношенный двигатель не удастся «вылечить» дорогим маслом.

Итог. Итак, если мотор имеет большой пробег, однако работает нормально, тогда советуют увеличить высокотемпературную вязкость масла, не меняя основы. Достаточно перейти, к примеру, со смазки 5W30 на 5W40 (если использование допускается изготовителем ДВС).

Также можно пользовать масла более высокого класса, но подходящие для конкретного двигателя. При этом помните, что в ДВС до 2000 года выпуска практически всегда запрещено использовать масло с пониженной высокотемпературной вязкостью.

Какое масло нельзя заливать в старый мотор

Вообще говоря, мы привыкли пользоваться классификацией вязкости масла по SAE. Она простая – циферки после W указывают на диапазон изменения вязкости при рабочей температуре мотора. Чем больше циферки, тем выше вязкость. Кроме того, есть параметр HTHS, который описывает высокотемпературную вязкость масла. Но, в отличие от привычной вязкости при 100 °С, на которую указывают цифры в обозначении после W (например, 0W-40), это – не кинематическая, а так называемая динамическая вязкость, измеряемая при 150 °С. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвигать один его слой относительно другого. Этот параметр измеряется в миллипаскалях в секунду – он указывает на энергосберегающие свойства моторного масла, а также на несущую способность масляной пленки. Чем ниже HTHS, тем меньше потери на трение и, следовательно, лучше энергосбережение. В то же время, чем больше HTHS, тем выше прочность масляной пленки.

HTHS не указывают на банках: фактически этот параметр уже заложен в самой спецификации моторного масла:

Взаимосвязь параметров HTHS и спецификации масел по SAE

HTHS<3,5 HTHS>3,5 HTHS>3,7
xW-8/12/16 xW-30 15W/20W/25W-40
xW-20 0W/5W/10W-40 xW-50
xW-30 xW-60

Здравый смысл подсказывает, что полновязкие масла лучше защищают двигатель, чем маловязкие: ведь «маслом кашу не испортишь!» Однако не все так просто: ведь для чего-то создавались именно маловязкие масла. И причины, конечно же, есть. Такие масла называют энергосберегающими, так как они сокращают содержание вредных веществ в выхлопе, а также позволяют снизить расход топлива на несколько процентов. Кроме того, применение таких масел, как ни странно это звучит, сокращает износ двигателя, поскольку именно такая смазка легко проникает в миниатюрные зазоры подшипников и прочие труднодоступные участки двигателя. Если же залить в современный мотор полновязкое масло, то оно проникнет далеко не повсюду: от масляного голодания двигатель может серьезно пострадать.

Какое масло нельзя заливать в старый мотор

Но на практике маловязкие масла рекомендуется применять в двигателях не старше трех лет и не ниже экологического класса 4. А вот для конструктивно старых моторов с большими, по сегодняшним меркам, зазорами между деталями, маловязкие масла не нужны. Оптимальный масляный клин в подшипниках коленчатого вала этих двигателей смогут создать только масла с высокой вязкостью. Отсутствие достаточной пленки между трущимися парами в цилиндро-поршневой группе неизбежно приведет к появлению задиров и, как следствие, к необходимости капремонта мотора. Не подходит маловязкое масло и для изношенных моторов, поскольку масляный насос не сможет создать нужное давление, когда масло разогреется. В общем, для любых пожилых моторов, а также для тех, чей экокласс ниже 3, маловязкие масла не годятся. Они действительно будут напоминать воду.

Очевидно, что HTHS определяет применяемость масла для конкретного ДВС. Четкого критерия типа «больше – лучше» здесь нет: для любого двигателя существуют оптимальная HTHS. Для подбора нужного масла необходимо строго придерживаться допусков производителя, уточнить которое можно в сервисной книжке или у официального дилера. При обращение на сайт маслопроизводящей компании есть смысл воспользоваться ее онлайн-подборщиком.

Какие еще бывают виды моторных масел и в чем их различие вы можете узнать здесь.

Какое масло заливать в старый автомобиль?

Для каждого автомобиля завод-изготовитель рекомендует определенные типа моторных масел. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации на автомобиль. Если же такого руководства у вас нет, обратитесь к оффициальному диллеру. Иесли же вы и этого делать не хотите лейте полусинтетику 10W40.

Ну конечно в старый автомобиль не надо заливать старое масло. А вот проверенное и недорогое можно заливать и почаще и на присадках не экономить. Конечно в любом случае надо лить в двигатель то масло , которое указано в инструкции.

Старый автомобиль-не значит плохой.

Если с мотором всё в порядке,не ест масла,и оно не прет изо всех щелей-то я бы не пожмотился и на полную,хорошую синтетику.

Если кузов гнилой,то зачем доводить до того же состояния и мотор?

А если ест масло,но немного-то полусинтетика.Хорошая полусинтетика.Не стоит превращать картер в помойную яму,заливая туда непроверенную дешевку.

Если жрет литрами-то минералку.

Но тоже,посчитайте,во сколько Вам обойдется бочка масла в полгода.Может быть,выгоднее таки мотор прокапиталить,чтобы не "жрал",а потом заливать туда хорошую синтетику?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *